Развивать ребенка в 3 года
Дети в возрасте от 3 до 4 лет развиваются довольно активно не только в физическом, но и в эмоциональном плане. Трёхлетки умеют делать много чего, особенно если сравнивать с малышами 1 и 2 лет, но им ещё сложно концентрироваться на каком-то одном занятии. Чтобы малыш не скучал и не останавливался в своём развитии, нужно постоянно менять упражнения с умственных на физические. Кроме того, в этом промежутки многие дети переживают так называемый кризис трёх лет. Именно поэтому родителям нужно знать, как развивать ребёнка в 3 года правильно.
Развивающие упражнения для детей этого возраста должны быть направлены на развитие:
- речи и словарного запаса;
- логики и математических способностей;
- художественных и творческих навыков;
- мелкой моторики.
Правила построения занятий
Все развивающие задания для детей 3-4 лет строятся в игровой форме. Так они воспринимают и запоминают информацию намного лучше.
Проводить такие занятия лучше после дневного или ночного сна. В это время малыш лучше всего усваивает информацию. Однако играя с ребёнком в развивающие игры, нужно следить, чтобы упражнения не превышали 25 минут, так как дольше этого времени он концентрироваться не может.
Чтобы упражнения давали максимальный эффект, необходимо заранее не только подготовить вещи, которые будут при этом использоваться, но и продумать сценарий. При этом все задания должны быть направлены на развитие различных навыков, но объединены в один сюжет. Например, все задания можно построить на помощи тому или иному сказочному или же мультипликационному герою.
Что должен уметь ребёнок в 3 года
В этом возрасте бо́льшая часть малышей умеет выполнять следующие действия:
- слушать длинные сказки;
- запоминать песни и стихи;
- спрашивать обо всём;
- глядя на картинку, пересказывать сказку;
- составлять простые и сложные предложения;
- лазить, прыгать и бегать;
- заниматься чем-либо более 5 минут;
- называть своё имя, возраст и фамилию;
- говорить о себе в первом лице;
- называть части тела и показывать на них;
- знать цифры, формы и цвета;
- общаться с другими детьми;
- благодарить, прощаться и здороваться;
- одновременно делать несколько действий;
- правильно сортировать предметы по назначению, цветам и формам;
- собирать игрушки, состоящие из нескольких деталей;
- кататься на качелях, велосипеде с 3 колёсами и санках;
- играть в подвижные и ролевые игры;
- аккуратно кушать;
- рисовать;
- пользоваться носовым платком;
- одеваться, застёгивать пуговицы, одевать обувь и завязывать шнурки, раздеваться;
- складывать и убирать свои вещи.
Кризис трёхлетнего возраста
Для детей от 3 лет свойственно изменение в поведении, которое способно вызвать у большинства родителей панику и непонимание. Однако всё не так страшно. Для детей этого возраста перемены в поведении и характере являются абсолютно нормальными.
Из всех кризисов, которые происходят в процессе взросления, кризис трёхлетнего возраста самый сложный. Начинается он постепенно лет с двух, а после, достигая своего пика, переходит в конфликты и истерики с его стороны.
Единственно, что успокаивает, что после своего пика кризис быстро проходит, а ваш сын или дочь начинает многое понимать.
Признаки кризиса трёхлетнего возраста:
- «Нет» – именно это слово малыш повторяет чаще всего в ответ на любое предложение;
- Ребёнок упрямится и настаивает на собственном мнении;
- Малыш отказывается выполнять действия, которые до этого спокойно делал, например, убирать за собой игрушки;
- Отказ от помощи. Даже если у него что-то не получается, он будет настаивать на том, чтобы сделать это самостоятельно;
- Ребёнок противится всему, что предлагают ему родители или другие взрослые. Своё недовольство может также проявлять в драке;
- Малыш, который до этого был тихим и спокойным, может начать кричать, драться, ломать вещи и игрушки. Причём делает он это демонстративно;
- Он начинает ревновать к маме всех. В особенности это касается отца, братьев или сестёр.
Такое поведение связано с тем, что малыш с возрастом начинает понимать, что он может влиять на всё, что происходит вокруг, а также на людей. Кроме того, ему нравится самому решать, что и как делать, куда идти и т.д. Он чувствует себя большим и таким поведением пытается требовать уважения к себе. Бунт, истерики, крики и упрямство тяжело переносятся не только родителями, но и малышом, так как он не понимает, что происходит с ним, и не может самостоятельно справиться с эмоциями, которые на него нахлынули.
В этом возрасте малыш для достижения собственных целей чаще всего прибегает к истерикам. Именно поэтому он начинает их закатывать исключительно в людных местах или же на глазах тех, кто больше всего поддаётся на его манипуляции.
Родителям будет намного проще пережить этот этап жизни, если они прислушаются к следующим советам:
- Измените свой подход. Примите то, что он уже вырос и не мешайте ему делать то, что он может сделать и без вашей помощи.
- Дайте малышу возможность делать самостоятельный выбор или хотя бы иллюзию этого выбора. Например, спросите его, какой из двух свитеров он оденет сегодня в садик.
- Просите его о помощи, а не заставляйте делать что-либо. Если он не хочет убирать игрушки, не настаивайте, а попросите вам помочь. Можно в форме игры «Кто быстрее?».
- Делайте запас во времени, чтобы малыш успевал сделать всё самостоятельно.
- Если он начинает закатывать истерику, то не обращайте на неё внимания, сохраняйте спокойствие и твёрдо скажите «нет». В противном случае, такое поведение будет повторяться довольно часто.
- Если ребёнок в истерике решил упасть в лужу или прямо на проезжей части, то перенесите его в место, безопасное для его здоровья и жизни, и оставьте кричать там.
- Не кричите на малыша и не ругайте его за истерики. Вместо этого, постарайтесь ему помочь и объяснить, как выражать свои чувства и эмоции словами.
Виды развития ребёнка
Развивать малыша можно по-разному. Можно делать это в специальных развивающих центрах и группах, где с детьми будут заниматься специалисты, а можно этим заниматься и дома. Развивая малыша в домашних условиях, нужно обладать хорошей фантазией, а также достаточным количеством свободного времени, так как подготовка к таким занятиям также занимает время.
Однако занятия в группе также не всегда оправданы. Во-первых, если детей много, то преподаватель будет учитывать средний уровень группы и вашему сыну или дочери может быть либо скучно, либо же, наоборот, тяжело. Во-вторых, он будет делать то же самое, что и другие дети, даже если он знает, что они делают неправильный выбор.
Однако всё это не означает, что развитием малыша не нужно заниматься совсем, ведь придумать, как развить усидчивость ребёнка, его логические, математические и творческие способности всё-таки можно.
Развивать нужно различные типы навыков, а этим можно будет заниматься и дома, и на прогулке, и по дороге из садика.
Физическое
Физическое развитие можно проводить как на улице, так и в домашних условиях. Занятия, направленные на развитие физических способностей, могут включать в себя следующее:
- ежедневная зарядка;
- фитнес;
- танцы;
- плавание;
- велосипедная езда;
- разнообразные игры с мячом;
- различные подвижные игры;
- занятия на спортивной стенке: кольца, турник, шведская стенка, канат, верёвочная лестница;
- полоса препятствий с перешагиванием препятствий, хождением по наклонной плоскости и прыжками.
Познавательное
Такие занятия направлены на знакомство ребёнка с окружающим миром. Они будут развивать у малыша внимательность, логику и память. Делать это проще всего с карточками из серии «Мир на ладошке». Малыш узнает о растениях и животных, явлениях и предметах, которые его окружают. С детьми можно заниматься такими заданиями:
- поиск и сортировка по формам, размерам, свойствам и цветам;
- подбор фигур к отверстиям соответствующей формы;
- сборка матрёшек и пирамидок;
- изучение понятий «лево» и «право»;
- составление картинок из нескольких частей, игры с лото и мозаикой;
- поиск картинки по её части;
- изучение птиц, зверей, явлений, профессий, цифр, действий и т.д.;
- поиск лишних предметов и отличий на картинках.
В этом возрасте ребёнка можно начинать постепенно обучать математике, буквам, дням недели, месяцам и т.д.
Сенсорное
Сенсорное развитие происходит с развитием различных органов чувств. В это время малыш учится отличать предметы по запаху, вкусу, громкости и т.д. Интересные занятия для детей 3 лет могут включать в себя:
- попытки определить фигуру с закрытыми глазами на ощупь;
- игры с сенсорными фактурными предметами;
- угадывание продуктов по запаху и вкусу;
- определение животного по звуку, который оно издаёт.
Музыкальное
С помощью музыкальных занятий можно привить ребёнку хороший музыкальный вкус, а также развить у него чувство ритма. Занятия могут включать в себя:
- танцы;
- пение;
- игру на различных музыкальных инструментах.
Практика показывает, что малыши очень любят такие занятия. Родители могут развивать малыша самостоятельно с помощью набора «Маленький музыкант» или даже отдать его в 3-4 лет в музыкальную школу или специальный музыкальный кружок.
Речевое
Для развития речи малышу нужно как можно больше общаться с другими людьми и тем самым увеличивать свой словарный запас. Занятия с ребёнком могут включать в себя разработку правильной артикуляции, а также:
- изучение стихотворений и песен;
- задания, в которых малыш должен описать, что происходит на картинке;
- задания, в которых ребёнок должен пересказать знакомую ему сказку, основываясь на предоставленных изображениях;
- изучение гласных и согласных букв;
- слушать и обсуждать сказку;
- говорить о том, как прошёл день, и обсуждать различные ситуации;
- загадывать рифмованные загадки, где отгадкой является конец стишка.
Мелкая моторика
Развитие мелкой моторики важно как для детей до трёх лет, так и старше.
Зона головного мозга, отвечающая за движение рук, находится очень близко к зоне, отвечающей за речь. Следовательно, развивая моторику, мы стимулируем ещё и речевое развитие.
Для этого лучше всего подойдут следующие упражнения:
- игры с водой, песком и крупами;
- гимнастика для пальцев;
- выкладывание узоров из различных мелких деталей.
Творческое
Творческие способности можно развивать различными способами. Для ребёнка 3 лет лучше всего подойдут такие занятия:
- Рисование. Это может быть всё, что захочет трёхлетка, или же рисунки, которые попросит нарисовать взрослый, геометрические фигуры;
- Добавление различных деталей к рисунку: крышу к дому, листиков к дереву и т.д.;
- Раскрашивание рисунков;
- Лепка из пластилина;
- Вырезание различных форм и картинок из бумаги при помощи ножниц;
- Аппликация из листьев, макарон, цветной бумаги, ткани и прочего;
- Придумывать различные сказки и истории;
- Показывать сценки из мультиков и сказок самостоятельно или при помощи игрушек, кукольного театра;
- Делать композиции из продуктов, украшать пироги, торты, бутерброды, салаты и т.д.;
- Строить мосты, дома и прочее из конструктора или же кубиков согласно инструкции, образцу, изображению или же по собственной фантазии.
Придумывать идеи для занятий и находить необходимые для этого материалы вы можете самостоятельно. Также вы можете воспользоваться набором, развивающим творческие способности, «Шедевры для самых маленьких» или же рабочими тетрадями от компании «KUMON».
Социальное
В возрасте от 3 до 4 лет дети очень сильно нуждаются в общении со своими сверстниками и детьми другого возраста. Бо́льшая часть детей в этом возрасте уже ходит детсадовскую группу, и их социальное развитие проходит именно там. Если же ребёнок по какой-то причине ещё не пошёл в садик, то ответственность за социальное развитие малыша ложится на его родителей.
Помимо общения со своими сверстниками, в социальное развитие также входят навыки, связанные с бытом. Именно поэтому, помимо игр и общения с другими детьми, к занятиям, направленным на социализацию, также относится:
- Застёгивание пуговиц, шнурование ботинок, застёгивание змеек и завязывание шнурков.
- Правила, как вести себя в общественном месте и за столом.
- Складывание своей одежды.
- Изучение вежливых слов.
- Помощь по дому в соответствии с возможностями малыша.
Математика
Развитие ребёнка в 3 года связано также с изучением математики. Обычно это упражнения, направленные на изучение геометрических фигур, цифр, сравнение предметов по размерам, цветам и т.д.
Давайте более детально разберёмся с тем, что именно должен знать малыш в этом возрасте, и какие задания подойдут для развития его математических способностей.
Минимальный уровень знаний
Для ребёнка в три года достаточно уметь знать и делать следующие вещи:
- считать до 5;
- знать основные геометрические фигуры;
- уметь сравнивать предметы;
- сортировать предметы и подбирать к ним пару.
Чтобы и дальше развивать способности малыша, в занятиях с ним можно использовать прописи, карточки, творческие упражнения, а также пазлы.
Карточки
Карточки с картинками можно использовать для развития детей следующим образом:
- Во время игры с ребёнком покажите ему картинку и попросите его посчитать количество предметов, изображённых на ней;
- Если у вас карточки с простыми рисунками (зигзаги, квадраты, сердечки), попросите малыша повторить рисунок;
- Если у вас 2 набора одинаковых карточек, можете попросить его найти пару.
- Картинки для детей можно прятать среди других изображений, а после просить малыша найти их. Сначала можно начать с одного изображения, а потом перейти к нескольким;
- Вы можете спрятать картинки в доме или на улице и, создав пиратскую карту, попросить найти их. Пройти каждый этап можно будет, только выполнив определённое задание;
- Также вы можете использовать рисунки, которые отличаются только в некоторых деталях. На них можно тренировать внимательность ребёнка. Пусть он попробует найти отличия.
Желательно, чтобы карточки были ламинированными, так как ребёнок в этом возрасте может всё ещё пытаться жевать бумагу.
Пазлы
Пазлы отлично подойдут для малышей этого возраста. Однако важно подбирать картинки, которые будут достаточно крупного размера, и состоять из небольшого количества деталей.
Создать такие пазлы можно самостоятельно. Для этого достаточно взять картинку, нанесённую на плотную бумагу (например, поздравительную открытку), и разрезать на несколько частей. Суть данной игры для развития детей от 3 лет заключается в том, чтобы малыш, собирая пазлы, изучал внешний вид и название цифр.
Какие нужны прописи
Прописи также являются отличным способом обучить трёхлетку числам. Помимо того, что таким образом мы развиваем моторику у ребёнка, также учим его правильно составлять и писать цифры. Для большего удобства нужно выбирать прописи с чёткими и крупными линиями, например такие, как «Kumon. Учимся и растём. Числа от 1 до 30».
Раскраски
Раскраски дети любят особенно сильно, поэтому использовать их для обучения ребёнка цифрам можно довольно часто. Это очень удобный вариант, так как пользоваться такими развивающими играми для детей 3 лет можно где угодно. Покупая малышам такие раскраски, лучше всего выбирать те, где, кроме чисел, есть их названия буквами. Так, помимо изучения цифр, можно будет тренировать речь, изучать буквы и учиться читать.
Логика
Трёхлетка должен уметь:
- находить ошибки и объяснять своё решение;
- уметь находить различия между картинками и предметами, а также сходства;
- концентрировать своё внимание на чём-нибудь одном;
- запоминать, что нарисовано на картинке, а также слова песен и стишков.
Главное, чтобы малыш мог сконцентрироваться на задании. Обычно этого не получается достичь из-за того, что малышу не хватает двигательной активности, и он пытается всеми способами её получить. Поэтому проводить развивающие занятия для детей 3-4 лет лучше всего после того, как он набегается. При этом занятие не должно продолжаться больше чем 20 минут. Если малышу сложно оставаться внимательным так долго, лучше сделать через 10 минут занятия перерыв и дать ему немного побегать или попрыгать.
Также можно договориться с ребёнком о поощрении, которое он получит, если будет хорошо заниматься. Это может быть прогулка, сладость или дополнительное время для просмотра мультиков.
Для развития логического мышления у малыша нужно как можно чаще играть с ним в ассоциации, а также просить его подобрать противоположное значение. Например, тепло – холодно, белый – чёрный и т.д. Также детям в этом возрасте можно рассказывать коротенькие рассказы и сказки, в которых будет допущена логическая ошибка. Задача малыша – найти эту ошибку и исправить её.
https://www.youtube.com/watch?v=scmRSZDx4H8
Развивать логику можно, используя карточки с различными изображениями. Положите перед малышом несколько таких картинок и попросите его добавить карточки, которых не хватает. Это будет не только развивать логическое мышление, но и фантазию.
Бытовые навыки
Малыш, достигший 3 лет, зачастую умеет:
- обуваться и одеваться самостоятельно;
- рисовать в раскраске;
- пользоваться ножницами;
- аккуратно себя вести.
Для того чтобы приучить ребёнка к правилам гигиены, вы можете развесить по дому соответствующие плакаты.
Если малыш ещё не ходит в садик, то каждые 2-3 месяца следует проводить праздники на ту или иную тему. Такие праздники помогут развивать его творческие способности. Если проводить их вы не можете по какой-либо причине, то вместо этого можете время от времени делать вместе с дочкой или сыном поделки из подручных материалов. Такое занятие также повлияет на развитие творческого начала.
Пользуясь данными советами, вы сможете постепенно подготовить малыша к взрослой, самостоятельной жизни.
Источник
Физическое и умственное развитие ребенка в 3 года прошло уже много этапов. Он из младенца неожиданно превратился в дошкольника. Родителям пришлось пережить нелегкий переходный период двухлетки, и теперь они могут в той или иной мере вздохнуть спокойно.
Особенности развития ребенка в 3 года
Основные эмоции и желания у трехлетних малышей уже более контролируемы, они становятся в меру послушными, хорошо понимают взрослых. Ребенок быстро бегает, перелезает через препятствия, может совершать два действия одновременно. Разговаривают детки предложениями, могут на словах объяснить, чего хотят. В этом возрасте они неплохо контактируют между собой, умеют играть в общие игры. Одним словом, малыш становится почти взрослым.
Физическое развитие ребенка трех лет
Средняя масса мальчика в три года – 13-17,4 кг, девочка весит 12,5-17 кг. Рост мальчиков 91-102 см, девочек – 91-101 см. Таблица физического развития ВОЗ подает немного другие показатели, вес мальчика в ней 11,3-18,3 кг, девочки – 10,8-18,1 кг, рост соответственно – 88,7-103,5 см, и 87,4-102,5 см. По своему физическому развитию дети в трехлетнем возрасте все больше отличаются друг от друга. У них начинают проявляться генетические особенности, масса тела и рост могут зависеть от качества питания и других факторов.
К трем годам ребенок обрел много двигательных навыков. Он уверенно поднимается и спускается по лестнице, попеременно переставляя обе ножки. Играет с мячиком, может забрасывать его в коробку, копать одной ногой. Катается на трехколесном велосипеде, умеет поворачивать его в нужную сторону. Поднимается на носочках, чтобы что-то достать, прыгает на одной и двух ножках. У малышей получается стоять на одной ножке более пяти секунд. Они уверенно преодолевают разные препятствия, умеют ходить по наклонной плоскости, поворачиваться во все стороны, пятиться назад. Ребенок в этом возрасте должен выполнять два действия одновременно. Например, хлопать в ладошки и топать ножкой.
Проходит у малышей интенсивное развитие мелкой моторики. Они уже справляются с конструктором, даже если в нем детали маленьких размеров. Умеют вырезать ножницами, лепить фигурки из пластилина. Дети неплохо рисуют, могут изобразить круг, квадрат, прямую линию, некоторые большие буквы, человечков с ручками и ножками. Самостоятельно строят башенки из 8-9 кубиков, полностью складывают цветную пирамидку. Игры малышей становятся все сложнее, они придумывают роли, делают из конструкторов домики, гаражи, селят туда своих кукол, зверушек и машинки. Складывают и сортируют разноцветные картинки и карточки с рисунками, начинают по ним сочинять собственные истории. Умеет складывать пазлы из 4-5 деталей.
Увеличивается к трем годам и количество бытовых навыков. Дети самостоятельно одеваются и раздеваются, пытаются завязывать шнурки и застегивать пуговички. Они хорошо едят ложкой, почти не пачкаются, пьют из кружки, умеют закручивать и откручивать крышку на бутылке. Сами моют ручки и вытирают их без помощи родителей. Умеют пользоваться носовым платком и салфетками. Просятся на горшок и хорошо регулируют свои физиологические потребности.
Умственное развитие ребенка
Когнитивное развитие ребенка в 3 года очень прогрессивное. Активизируются все мыслительные процессы, начинает проявляться логическое мышление, улучшается концентрация внимания, совершенствуется деятельность головного мозга. Дети этого возраста становятся почемучками, для них не существует вещей, о которых невозможно задать вопрос. Кроме привычных уже «что это?», «кто это?», появляется все больше «почему». Ребенок старается выяснить причину тех или иных явлений, действий. Он не отстанет от родителей, пока не удовлетворит своей любознательности. Важно давать малышу как можно более пространственные ответы, тогда его мышление будет глубоким, а не поверхностным.
У малыша к трем годам от рождения начинает развиваться фантазия. Девочка придумывает имена своим куклам, пробует сочинять простые сказки и разыгрывать их в ходе игры. Мальчикам больше нравится воображать себя смелым воином или суперменом, шофером или строителем. Дети начинают придумывать ролевые игры с 2-3 персонажами. Их уже не так просто отвлечь или переключить внимание на что-то другое. Пока что ребенок и дальше ломает свои игрушки, но уже пытается сложить их обратно. В его руках они могут обретать новые функции.
Начинают формироваться математические навыки
Ребенок к трем годам умеет сортировать предметы по цвету и форме. Увеличивается количество математических навыков, малыши умеют считать до пяти, понимают простые числа. Может выполнить сразу три команды взрослого. С удовольствием разглядывает картинки в книжках, рассказывает, что на них нарисовано. Узнает на фотографиях родителей, бабушек и дедушек, своих знакомых. Особенности его зрения позволяют различать даже самые мелкие детали на картинках, оттенки разных цветов. Учит кроха стихи и песенки, с удовольствием танцует под музыку. Может рассказать связно содержание сказки, отгадывать простенькие загадки. Сортирует предметы по их свойствам, различает форму, цвет, материал из которых они сделаны. Умеет обобщать. Например, знает, что глаза могут быть у собачки, тигренка и у человека. Что у людей нижние конечности — это ноги, а у зверей – лапы. Группируют объекты дети и по способам действия. Собака и комар кусается, самолеты и вертолеты летают.
Речевое развитие ребенка
Словарный запас у малышей к трем годам значительно увеличиваются. Они активно пользуются почти тысячей слов. Строят из них сложные предложения, активно используют прилагательные, предлоги, глаголы. Умеют правильно ставить в предложениях падежи и времена. Дети хорошо знают свое имя и фамилию, отвечают на вопрос «Как тебя зовут?», «Сколько тебе лет?». Также они называют имена близких людей. Умеют четко выражать свои желания и чувства словами. Во время игры постоянно разговаривают, комментируют свои действия и действия персонажей. Речь малышей достаточно четкая и понятная, они все реже делают ошибки, выговаривают почти весь алфавит, основные гласные и согласные. Усидчивость и внимательность у деток становится лучше, потому с ними легче заниматься.
Дети могут запоминать стишки, сказки, песни. Разглядывая картинки на страницах книги, пересказывать сказку, которую вы читали несколько дней назад. Они могут рассказать, что делали вчера или позавчера, в начале недели и даже в начале месяца. Начинают ориентироваться, сколько времени прошло от того или иного события.
Долгосрочная память может охватывать целый год. Хорошо знают, где лежат в доме их игрушки, посуда, где находится шкаф для одежды. Узнают людей, которых видели хотя бы раз в жизни. Начинают неплохо ориентироваться на местности, могут запомнить дорогу от детской площадки до дома. Ближе к четырем годам они могут неплохо знать родной город.
Эмоциональное развитие ребенка
Психоэмоциональное, как и умственное развитие ребенка в 3 года выходит на новый уровень. Он реже капризничает и закатывает истерики, у него пропадают приступы гнева. Проблемы переходного возраста понемножку отступают. Теперь он учится контролю своего эмоционального состояния, слушает взрослых, реагирует на замечания, не кричит в общественных местах, намного реже плачет. Почаще хвалите малышей, это им нравится и вырабатывает положительное отношение к жизни. А вот ругать кроху нужно только в крайних случаях, трехлетние дети очень болезненно реагируют на порицания.
Важным моментом эмоционального развития является умение давать оценки. Малыш начинает понимать, что такое «хорошо», а что такое «плохо».
Когда он сделает что-то не так, ждет наказания от родителей, прекрасно понимая свой проступок. Также он может оценивать чужое действие, характеризуя его положительно или отрицательно. Речь ребенка становится эмоционально окрашенной. Рассказываю о каком-то событии малыш повышает голос от переизбытка чувств, путает слова, употребляет множество восклицаний. Такими же эмоциональными становятся его игры. Пределам воображения ребенка нет, потому вы сами удивитесь, насколько оригинальными бывают их персонажи.
Спектр эмоций к трем годам у малышей более разнообразный. Они умеют не только смеяться и плакать, но и смущаться, восхищаться, грустить. Иногда выражение лица крохи становится мечтательным или задумчивым. Усилится могут и страхи. Ведь фантазия в этом возрасте бурная, карапуз может придумать себе множество чудищ, которые живут в шкафу, и всерьез их боятся. Родители не должны игнорировать такое поведение. Лучше вместе с ребенком «проверить» все тайные места, где могут жить монстры, для того, чтобы убедиться в их отсутствии.
Социальное развитие ребенка
Психологическое и личностное развитие трехлетних малышей позволяет им строить более прочные социальные связи. Главными авторитетами для них остаются родители. Дети активно копируют их поведение, речь, разговорные интонации. Потому маме с папой надо следить за своим поведением при ребенке. Если они ссорятся, их общение проходит на повышенных тонах, малыш будет нервничать и копировать такой тип поведения в контактах с другими. Когда родители показывают свою любовь друг к другу, кроха будет расти спокойной и сможет делиться похожими чувствами с друзьями и сверстниками. В трехлетнем возрасте разлука с мамой воспринимается уже не так трагически, как раньше. Потому дети могут спокойно посещать садик, школу раннего развития, более охотно остаются с няней.
Дети учатся вместе играть
Трехлетние дети уже научились вместе играть. Они способны взаимодействовать, создавать и запоминать правила игры. Часто копируют движения и навыки друг у дружки, что очень положительно влияет на их развитие. Поведение малышей может быть разным, кто-то с удовольствием отдает свои игрушки, кто-то жадничает. Одним больше нравятся спокойные ролевые игры, другие более охотно бегают и прыгают. Есть среди детей драчуны, есть болтуны и молчуны, кто-то из них общительный, а кто-то замкнутый. Это означает, что к трем годам начинают проявляться индивидуальные черты характера и особенности темперамента. Гуляйте с ребенком там, где есть дети. В трехлетнем возрасте без общения со сверстниками он не сможет полноценно расти и развиваться.
Питание и режим трехлетнего ребенка
Малыш к трем годам ест практически все. Это не значит, что он может полностью питаться со взрослого стола, его немного отличаются от потребностей взрослых. Количество пищи, которую должен съедать малыш в сутки, 1500-1600 грамм. Около 500 г составляет молоко и молочные продукты. Готовьте еду вместе с ребенком, спрашивайте, что он будет есть. Таким образом малыш будет учиться делать свой выбор, понимать собственные вкусы, и гордиться, что с его мнение считаются.
Чтобы малыш получал все необходимые витамины, его пищеварительная система хорошо работала, в меню должны быть овощи, ягодки и фрукты, а также сухофрукты. Ограничений практически нет, разве что у ребенка на какие-то фрукты аллергия. С осторожностью дают бобовые, чтобы не вызвать вздутия живота. Кроме овощей и фруктов в рационе малышей должны быть каши. Выбирать их желательно на вкус малыша, больше ограничений нет. Самые полезные крупы в детском питании – гречка, рис, овсянка, пшено, также можно давать ребенку перловку, кукурузную и ячменную кашку.
Протеины – один из самых необходимых пищевых ингредиентов. Они должны составлять не меньше, чем 70-80 грамм от всего суточного количества еды. Ребенок должен есть рыбку, мяско, яйца. Пока не рекомендуется давать малышу жирную утку и гуся, но немножко свинины, без сала, ему не повредит. Жирные сорта рыбки будут полезными, ведь в них есть много витамина Д. Часть белков малыш получает из молочных продуктов, можно ему давать творожок, сыр твердый и плавленый, кисломолочные напитки. Яичками детей кормят не чаще, чем 3-4 раза в неделю. Нельзя забывать о жидкости, ребенку необходимо выпивать около 600-700 миллилитров в сутки. Поупражняйтесь в приготовлении домашних соков, компотов, киселей и муссов. Они полезней, чем покупные. Вот приблизительное меню для трехлетнего малыша:
- Утренний прием пищи. Пюре из картошечки с укропчиком, кефир, хлебушек с маслом и джемом.
- Обед. Супчик овощной на бульоне из курочки, рагу из картошки, морковки, цветной капусты и помидорчика, курочка вареная, компот, кусочек ржаного хлебушка.
- Полдник. Творожок с сахаром, стакан молочка, печенье овсяное.
- Вечерний прием пищи. Макароны, запеченные с капустой и сыром, чай, хлебушек с маслом и повидлом.
Для детей трех лет важно правильно составить режим дня и его придерживаться. Спит малыш один раз в день 1-3 часа, ночью – 9-10 часов, просыпается редко. Пред дневным и вечерним сном следует с ребенком прогуляться 1-2 часа. Если погода хорошая, полезной будет утренняя прогулка, сразу после завтрака. Лучшее время для физических упражнений – первая половина дня. Можно делать гимнастику после завтрака или после того, как ребенок пришел с улицы. Уроки для интеллектуального развития с ребенком лучше делать перед обедом, а творческие занятия перенести на вечер. Режим для каждого ребенка может иметь свои нюансы. Если малыш посещает садик, следует и в домашних условиях, на выходных или летом, придерживаться такого распорядка, который есть в детском учреждении. Иначе ему трудно будет адаптироваться после возвращения.
Важно следить за гигиеной ребенка. Приучите его мыть руки перед едой, после туалета и прогулки. Дважды в день чистите с ним зубки. Ногти на пальчиках нужно подстригать раз в неделю. Купают малыша через день или ежедневно. Научите малыша собирать свои вещи, после того как он разделся. Чистые пусть складывает в шкаф, а грязные относит в ванную. Это повлияет на его привычки в дальнейшем, приучит малыша к аккуратности.
Занятия для физического и умственного развития
В трехлетнем возрасте важно уделять внимание и физическому, и умственному развитию малышей. Гимнастика должна быть ежедневной, минут по 20-30. Сделайте ее интересной и веселой, занимайтесь с ребенком под музыку. Пускай ребенок вытянет ручки вверх, поднимется на цыпочках и скажет: «Я большой». Затем присядет и проговорит «Я маленький». Попросите малыша подольше постоять на одной ножке, как цапля, а затем попеременно попрыгать, то на одной, то на другой ноге. Лежа на спине ребенок поднимает ноги, качая таким образом мышцы пресса. Затем ложится на животик и пытается дотянуться носочками до затылка. Полезными будут занятия с большим гимнастическим мячом. Попробуйте найти обучающие видео ролики или специальные картинки в интернете, где более подробно описаны упражнения для трехлетних малышей.
В развитии речи к трем годам у детей наблюдается большой прогресс. Сейчас их нужно учить правильно формировать свои мысли, объяснять процессы и события, выражать эмоции словами. Очень помогут в этом игры с множеством вопросов. Попробуйте с ребенком группировать предметы по признакам.
Например, выясняйте, что может быть сладким, холодным, высоким. Приготовьте карточки с рисунками, пускай раскладывает и сортирует предметы по их основным признакам. Учите ребенка ориентироваться во времени. Можно начинать осваивать с ним календарь, пускай запоминает название времен года, месяцев. Рассказывайте ему о последовательности действий. Подчеркивайте, что сперва моются руки, а потом можно садится есть. Сначала из одежды нужно надеть колготки, потом штанишки, затем ботинки, и только после этого вы идете гулять.
Очень полезными будут занятия с ребенком на последовательность рядов. Для этого понадобятся карточки с рисунками, цветные картинки. На них могут быть нарисованы детки на разных этапах одевания, времена года, утро, день и ночь. Можно начинать игры, в которых нужно по признаку выделить одинаковые предметы или найти лишние, создать смысловые пары. Важное место должны занимать творческие занятия, лепка, рисование, аппликация. Пускай ребенок сам фантазирует, вы ему только подсказывайте, какие краски лучше взять, какая формочка поможет создать желаемую фигурку. Детали для аппликаций могут быть готовыми, но неплохо если малыш сам будет их вырезать по нарисованным линиям. Обязательным материалом для занятий с ребенком должны быть раскраски, цветные карточки, кубики с буквами и цифрами и другие развивашки. Любой род деятельности сопровождайте комментариями. Разговаривая с ребенком, вы совершенствуете его речь.