Развивающие вопросы для ребенка 4 года
К 5 годам у ребенка формируется уже существенное количество навыков: он может помогать взрослым в решении домашних задач, убирать за собой кровать, самостоятельно одеваться и обуваться. В возрасте 4-5 лет появляется особенная любознательность, которую еще часто называют «периодом почемучки».
Вопросы почемучке
Для того, чтобы использовать эту особенность с пользой для расширения кругозора малыша, стоит не только терпеливо отвечать на вопросы чада, но и задавать в ответ свои. Так формируется навык ведения беседы, развивается логическое мышление у ребенка. Важно не настаивать на своем варианте ответа, а дать возможность маленькому собеседнику поделиться своим видением мира.
Рассмотрим первые 15 вопросов, которые родитель должен успеть задать до 5-летия своему ребенку:
- Как тебя зовут?
- Где ты живешь?
- Как зовут твоих папу и маму?
- Что делает на работе папа?
- Какое время года сейчас?
- Почему ты не пошел в садик вчера?
- Какой твой любимый фрукт?
- Кем ты будешь, когда вырастешь?
- Что ты любишь делать больше всего на свете?
- Какие картинки здесь лишние?
- Как по очереди разложить все картинки?
- Какие животные могут жить в деревне?
- Какие животные живут в лесу?
- Как растут апельсины?
- Как поет соловей? (петушок, дятел и т. п.)
Четкий ответ или развернутый?
Первые пять вопросов из списка потребуют наиболее четких и однозначных ответов. Но способность верно ответить на первые три может в критической ситуации спасти ребенку жизнь. Поэтому эти знания крайне важны. Шестой вопрос — это своеобразное приглашение к беседе — пусть ребенок порассуждает и попробует самостоятельно выстроить логическую цепочку из событий прошедшего дня. В конце рассуждения взрослый может помочь ему выделить главные моменты и причины, почему малыш остался дома.
Седьмой вопрос предполагает разговор о том, что нравится вашему чаду, что он любит больше. Здесь же можно поразмышлять с ним вместе вслух о том, чем отличаются фрукты от овощей или ягод. Восьмой вопрос затрагивает тему профессий. Не стесняйтесь после однозначного ответа спросить, почему ребенок выбрал именно этот вариант, а не другой. Девятый вопрос связан с предыдущим, так как позволяет подумать и родителей, и их чадо, стоит ли учиться на водителя, если больше всего нравится играть на пианино.
Вопросы с наглядным материалом
Десятый и одиннадцатый вопросы потребуют дополнительной подготовки. Нужно нарисовать (или купить готовый развивающий набор) две серии картинок. В первой среди нескольких видов личного транспорта может находиться один вид общественного. Малыш должен найти лишнюю карточку и обосновать свой выбор. Во втором варианте игровой задачи вопрос ставится так, что нужно расставить картинки с событиями по их хронологии.
Вопросы 12 и 13 касаются проверки элементарных знаний о животном мире, которые уже должны быть у ребенка. Четырнадцатый вопрос может касаться особенностей выращивания и сбора экзотических фруктов — таких, которые нельзя увидеть у бабушки в деревне. Для закрепления услышанного от мамы или папы, можно посмотреть документальный фильм об апельсиновых рощах или банановых пальмах.
Последний вопрос — это предложение воспроизвести звуки, которые издают разные птицы. Это и возможность вспомнить, как выглядит та или иная пернатая красавица, обсудить отличия одной от другой.
Не бойтесь общаться с ребенком так, как будто и вам это все интересно. Только так можно привить своему любимому почемучке тягу к новым знаниям и открытиям, которых его ждет впереди великое множество.
Понравилась статья? Подпишитесь, чтобы не упустить ничего важного! В моём блоге всегда только полезная информация!
Источник
Некоторые вопросы ориентированы на сообразительность ребенка до 5 лет.
Основная часть вопросов ориентирована на информационный базис. Когда ребенок не знаком с предметом или явлением, то попадает в тупиковую ситуацию, и вывод о подготовленности ребенка может сформироваться не в его пользу… Это — неофициальный перечень, стало быть могут быть заданы и иные вопросы…
* — отмечены вопросы, страхующие идентификацию ребенка.
Психоневролог спрашивает при определении уровня развития ребенка и оценивает при этом коммуникабельность…
Если ребенок подготовлен, то он не стушуется… При переходе из ясель в садик, из садика в школу… При обращении к нему как специалисту… Постепенно дети познают мир…
Видите слова-то какие: идентификация, тестирование, информационный базис! Почитав вопросы, и мысленно ответив на некоторые, я с улыбкой подумала, что некоторые действительно из них не так уж и трудные. Но, потом я застопорилась на классификации, например вот на этом:
(28. Что лишнее в группе:курица, ворона, гусь?) Сначала я ответила, ворона! Потому что ворону не едят… Потом, подумав, ответила, что курица! Почему? Потому, что курица не летает! …Вот так вопрос! Можно подумать, что домашние гуси летают. Те, кто содержал домашних гусей, знают, как подрезают им крылья, да и курице тоже… Значит, я по своему развитию не дохожу до 5 летнего ребенка!?) Вот так дожила… Может тестировать нужно и нас, родителей? А может проще смотреть на такие вопросы?
Ну, что начнем?
А. идентификация личности (знать с самого раннего возраста)
1.* Назови свою фамилию, имя, отчество.
2.* ФИО, возраст.
3.* ФИО родителей.
4.* Город, в котором ты живешь.
5.* Где ты живешь? Назови свой адрес.
6.* В каком городе ты живешь, в какой стране ты живешь?
7.* Назови столицу нашей Родины.
Б. Время
8. Назови дни недели. Какие дни выходные? Что начнется, когда неделя закончится? Какой день после воскресенья? (др.варианты)
9. Сколько дней в неделе? Какой день перед субботой? Что длится дольше: неделя или один день? Неделя или семь дней?
10. Назови времена года. Какой сезон за каким следует?
11. Какие ты знаешь сезонные явления? Охарактеризовать времена года,
их отличия, природные изменения, поведение животных… Какое время года сейчас? Что за ним последует? После какого времени года наступает зима?
12. Какое время года сейчас? Докажи это.
13. Сколько всего месяцев в году? Какие? Что длительнее: год или месяц, м-ц или неделя, день или неделя?
14. Назови летние месяцы, зимние…
15. Когда на деревьях появляются (опадают листочки), прилетают (улетают перелетные птицы). Какие птицы прилетают зимой? Что такое листопад?
16. Назови перелетных ( зимующих) птиц. Куда улетают перелетные птицы?
17. Что такое сутки? Чем отличаются день и ночь?
18. В какое время суток: спят, завтракают, обедают… Сейчас утро? День? Вечер? Ночь? А что ты делаешь утром, вечером? Что бывает раньше обед или ужин?
19. Как различить : сегодня, завтра, вчера…
В. Сравнительные понятия
20. Разобрать примеры на понятия: больше или меньше; шире или уже;
старше или младше; выше или ниже; быстрее или медленнее, легче или тяжелее, направо или налево, верх,низ, сбоку, впереди или сзади, раньше или позже, поровну …
21.Через год ты станешь старше или моложе? Сколько лет тебе будет через год, через два года. Сколько лет было тебе в прошлом году?
22. У кого больше лап: у собаки или петуха? На сколько?
Г. Классификация
23.Что объединяет группу предметов? (назначение,наличие сходных признаков…) Назови 5 предметов одежды (обуви, посуды, транспорта, животных…)
24. Назови предметы одним словом: инструменты (пила, топор, отвертка…), одежда (пальто, платье, брюки…), транспорт (автомобиль, самолет, поезд…) и др.
25. Виды внутри групп: транспорт — наземный, подземный, воздушный водный); животные (домашние, дикие);мебель, одежда, электроприборы…
26. Назови домашних животных, диких животных. Почему их так называют? Назови детенышей овцы, лошади, собаки, курицы….
27. Сравнение двух групп предметов.
28. Что лишнее в группе:курица, ворона, гусь? Понедельник, вторник, сентябрь? Почему?…
29. В реке больше щук или рыбы? Чего в шкафу больше: тарелок или посуды?
Д. Цвета
30. Назови цвета красок, включая оттенки (серый,фиолетовый,розовый, красный, голубой, …)
Е. Кругозор и логика
31. Какие ты знаешь города? Страны?…
32. Чем отличается самолет от птицы? Девочка от куклы? Для чего у машины тормоза?
33. Почему дерево не падает?
34. У тети есть дочка Маша, кошка Мурка, собака Дружок. Сколько детей у тети?
35. Как лучше и быстрее сорвать арбуз с дерева?
36. Кто быстрее доплывет до берега: цыпленок или утенок?
Ж. Развитие речи
37. Прочти стихотворение наизусть.
38. Загадай загадку.
39. Составь рассказ по картинке или нескольким картинкам.
40. Игра «наоборот» (день — ночь, черный — белый….)
41. Назови одно слово
42. Девочка играет. Это слово или предложение?
43. Дополни предложение: «Если начнется дождь, то…»
44. Назови звуки и слоги в словах: стул, каша,стол, дым и т.д.
45. Сколько слогов в слове Маша, машина? сколько звуков в слове -дом?
З. Арифметика
46. Прямой и обратный счет от 1 до 20, а также счет в заданных пределах (от 3 до 7, от7 до 3)….
47. Назови соседей числа 3.
48. Что больше 8 или 5?
49. Задачи на плюс и минус один ( сколько стало больше или меньше?)
У тебя было три машинки мама купила еще одну. Сколько стало машинок? Больше или меньше? На сколько?
У тебя было 5 конфет, одну ты отдал другу. Сколько конфет у тебя стало?
Стало меньше или больше? На сколько?
50. Состав числа 4, 5.
51. Уровнять два числа( как сделать поровну) двумя способами: +1 и -1.
51. Из-под шторки видны четыре лапки. Сколько котят за шторкой?
52. Назови геометрические фигуры.
53. Группировка геометрических фигур по наличию сходных признаков.
И. Этикет
53. Вежливые слова и как их употребляют.
Источник
Эти занимательные задачки принесут массу пользы.
Зачем нужны загадки
Исследования доказывают : загадки обогащают активный словарь дошкольника, развивают мышление , правильную речь, анализирующее восприятие, умение выделять выразительные признаки предмета или явления. Не говоря уже о том, что образные задачки улучшают воображение и помогают иначе взглянуть на самые обыкновенные предметы.
Загадки также помогают ненавязчиво обучить ребёнка и познакомить его с окружающим миром. Например, про животных или птиц можно спрашивать в парке, а про овощи или фрукты — в магазине.
Загадки про домашних животных
— 1 —
Мягкие лапки, а в лапках царапки.
— 2 —
Длинное ухо,
Комочек пуха,
Прыгает ловко,
Любит морковку.
— 3 —
Я, друзья, совсем не злая.
В дом чужой идёт — залаю.
Задавака? Забияка?
Нет! Обычная…
— 4 —
Вместо носа — пятачок,
Вместо хвостика — крючок.
Голосок визгливый, звонкий,
У кого?
— 5 —
Завиточки на рогах
И колечки на боках.
Вышел он поесть ромашек.
Как зовут его?
— 6 —
Я питаюсь очень ловко:
У меня с собой кладовка.
Все продукты за щекой
Я таскаю день-деньской.
— 7 —
Без расчёски причесался
И умылся без воды,
В кресло мягкое забрался
И запел на все лады.
— 8 —
С бородой, а не старик,
С рогами, а не бык,
Доят, а не корова.
— 9 —
Носик — круглым пятачком,
А задорный хвост — крючком.
Мама — хрюшка, папа — свин.
Он у них любимый сын.
— 10 —
Не пахарь, не столяр,
Не кузнец, не плотник,
А первый на селе работник.
— 11 —
Живёт она у нас в хлеву,
Жуёт и сено, и траву,
И молоко попить даёт.
Так кто её мне назовёт?
— 12 —
На цепи она сидит,
Дом хозяйский сторожит.
Если кто-то вдруг идёт,
Звонким лаем знать даёт.
Загадки про диких животных
— 1 —
По лесу осенью холодной
Он хмурый бродит и голодный.
— 2 —
Длинноухий, глаз косой,
Любит грызть морковь с росой,
Летом в шубке ходит серой,
А зимою в шубке белой.
— 3 —
Он зимой в берлоге спит, потихонечку храпит,
А проснётся — ну реветь!
Как зовут его?
— 4 —
По деревьям и ветвям
Летает и резвится,
Шустрая и юркая,
Однако же не птица!
— 5 —
Лежала между ёлками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
Потом вдруг убежала.
— 6 —
Где-то прячется в лесах
Очень хитрая…
— 7 —
Маленькая крошка
Так боится кошку!
В норке скрыт её домишко,
А зовут малышку…
— 8 —
Про неё мы просто спросим:
На себе кто дом свой возит?
— 9 —
Она в пушистой шубке
В глухом лесу живёт.
В дупле на старом дереве
Орешки всё грызёт.
— 10 —
Среди зверей кто самый главный?
Храбрый, с гривою шикарной,
Он не привык скрывать свой гнев,
Зверей он царь, свирепый…
— 11 —
Живёт летом в болоте,
Её там и найдёте.
Зелёная квакушка
Скажите, кто?
— 12 —
Повыше кошки рост,
Живёт в норе, в лесу.
Пушистый рыжий хвост,
Все знаем мы…
— 13 —
Под огромною сосной
Он в берлоге спит зимой.
А когда придёт весна,
Вмиг проснётся ото сна.
— 14 —
Предок всех собак, поверь,
Этот серый хищный зверь.
Знает в овцах, козах толк
Страшный, хитрый, лютый…
— 15 —
Очень много силы в нём,
Ростом он почти что с дом.
У него огромный нос,
Будто нос лет двести рос.
— 16 —
Ты рукой его не тронь!
Грива есть, но он не конь.
Нет копыт, а есть клыки
И на лапах коготки.
— 17 —
В сумке тёплой и большой
Мама носит их с собой:
Два чудесных малыша
В сумке едут не спеша.
— 18 —
По реке плывёт бревно,
Ох, и злющее оно!
Тем, кто в речку угодил,
Нос откусит…
— 19 —
Надели коняшки
Морские тельняшки.
Загадки про птиц
— 1 —
Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая.
Птица говорливая,
Самая болтливая.
— 2 —
Прямо с ходу
Лезут в воду.
Шеи длинные,
Но не лебединые.
— 3 —
Гребешок аленький,
Кафтанчик рябенький,
Двойная бородка,
Важная походка.
Раньше всех встаёт,
Голосисто поёт.
— 4 —
Жёлтые одуванчики во дворе зёрнышки клюют.
— 5 —
Ходит важно, очень чинно.
Хвост, как веер, по траве,
И султан на голове.
— 6 —
Лёд кругом, а эти птицы
Не боятся простудиться.
— 7 —
По дереву стучу,
Что-то я достать хочу.
Хоть и скрылся под корой —
Червячок-то будет мой!
— 8 —
Живёт в лесу артистка,
Известная солистка.
Примостилась на суку
И поёт: «Ку-ку, ку-ку».
— 9 —
Птичка-невеличка
Ножки имеет,
А ходить не умеет.
Хочет сделать шажок,
Получается прыжок.
— 10 —
Длинная шея и длинные ноги.
Он может как лошадь
Бежать по дороге.
Загадки про деревья и травы
— 1 —
Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год.
— 2 —
В этот гладкий коробок
Бронзового цвета
Спрятан маленький дубок
Будущего лета.
— 3 —
Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
— 4 —
Кудри в речку опустила
И о чём-то загрустила.
А о чём она грустит,
Никому не говорит.
— 5 —
Пробивается в апреле,
Все поля позеленели!
Покрывает как ковром
Поле, луг и даже двор!
— 6 —
Клейкие почки,
Зелёные листочки.
С белой корой
Стоит под горой.
— 7 —
Малы и неказисты
И скромно зеленеют,
Но осенью их листья
И ягоды краснеют.
— 8 —
Белые овечки бегают по свечке.
— 9 —
Никто не пугает, а вся дрожит.
— 10 —
То ли с крыши, то ли с неба,
Или вата, или пух.
Или, может, хлопья снега
Появились летом вдруг?
Кто же их исподтишка
Сыплет, будто из мешка?
— 11 —
Русская красавица
Стоит на поляне
В зелёной кофточке,
В белом сарафане.
— 12 —
Её всегда в лесу найдёшь,
Пойдём гулять и встретим.
Стоит колючая, как ёж,
Зимою в платье летнем.
Загадки про природные явления
— 1—
Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжёт,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печёт?
— 2 —
Хоть сама — и снег, и лёд,
А уходит — слёзы льёт.
— 3 —
Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья.
— 4 —
На юге она и темна, и черна.
На севере белой бывает она.
— 5 —
Без рук, без ног,
А ворота отворяет.
— 6 —
Выгнулся над полем небывалый мост.
Но нельзя по мостику добежать до звёзд.
— 7 —
Тает он на солнышке, до чего ж обидно!
Только что был в небе, а теперь не видно.
— 8 —
Гость гостил,
На реке мост мостил.
Без гвоздей и топора,
Без молота и долота.
— 9 —
Белая вата
Плывёт куда-то.
Чем дождик ближе —
Тем вата ниже.
— 10 —
Прилетела ласточка,
Распустила перья.
Солнце греет ласково,
Что это за время?
— 11 —
Солнце печёт, липа цветёт,
Рожь поспевает, когда это бывает?
— 12 —
В небе страшно гром гремит,
Всем домой бежать велит!
Прятаться бежит коза,
Начинается…
— 13 —
Капли влаги на листочках,
На траве и на цветочках.
Это что за чудеса?
На траве блестит…
— 14 —
Заслонили солнце тучи,
Вдруг раздался гром гремучий.
Застучали капли дружно,
Очень он природе нужен.
— 15 —
В синем небе, как по речке,
Белые плывут овечки.
Держат путь издалека,
А зовут их…
— 16 —
В нём рыбки разные живут,
Его все называют…
Загадки про дом и повседневные предметы
— 1 —
Кто в дом зайдёт, меня за ручку возьмёт.
— 2 —
Зубов полон рот, а поесть не берёт.
— 3 —
Держусь я только на ходу, а если встану — упаду.
— 4 —
Сам он лёгкий и худой, но с тяжеленной головой.
— 5 —
В ясный день в углу стою, в ненастный день гулять хожу.
— 6 —
Все соседушки
Живут рядышком,
А свидеться не могут.
— 7 —
Конь стальной, хвост льняной.
— 8 —
Идут, идут, а с места не сойдут.
— 9 —
Лист бумаги по утрам
На квартиру носят нам.
На одном таком листе
Много разных новостей!
— 10 —
Маленький, кругленький,
А за хвост не поймаешь.
Загадки про овощи
— 1 —
Не стыдливо покраснел — дети, просто я созрел.
— 2 —
У меня съедобно всё — и вершок, и корешок.
Даже если вы всплакнули, всё равно я вам дружок.
— 3 —
Дом зелёный тесноват:
Узкий, длинный, гладкий.
В доме рядышком сидят
Круглые ребятки.
Осенью пришла беда —
Треснул домик гладкий,
Поскакали кто куда
Круглые ребятки.
— 4 —
Уродилась я на славу,
Голова бела, кудрява.
Кто любит щи —
Меня в них ищи.
— 5 —
Он бывает, дети, разный —
Желтый, травяной и красный.
То он жгучий, то он сладкий,
Надо знать его повадки.
А на кухне — глава специй!
Угадали? Это…
— 6 —
На грядке зелёные, а в банке солёные.
— 7 —
Она в коричневом мундире,
Сытнее овоща нет в мире.
На грядке куст её цветёт,
Под ним в земле она растёт.
— 8 —
Над землёй трава,
Под землёй бордовая голова.
— 9 —
Кругла, а не месяц,
Желта, а не масло,
Сладка, а не сахар,
С хвостом, а не мышь.
— 10 —
Щёки розовые, нос белый,
В темноте сижу день целый.
А рубашка зелена,
Вся на солнышке она.
— 11 —
И зелен, и густ
На грядке вырос куст.
Начали щипать —
Стали плакать и рыдать.
Загадки про фрукты и ягоды
— 1 —
Я снаружи полосатый, а внутри весь алый,
Рады будут мне ребята — вкусный я на славу!
— 2 —
Само с кулачок, красный бочок,
Потрогаешь — гладко, откусишь — сладко.
— 3 —
Знают этот фрукт детишки,
Любят есть его мартышки.
Родом он из жарких стран,
В тропиках растёт…
— 4 —
Что за фрукт поспел в садочке?
Кость внутри, в веснушках щёчки.
Прилетел к нему рой ос —
Сладок мягкий…
— 5 —
Апельсина брат меньшой,
Потому как небольшой.
— 6 —
Он на юге вырастал,
В гроздь плоды свои собрал.
А суровою зимой
Придёт изюмом к нам домой.
— 7 —
Плод этот сладкий,
И круглый, и гладкий.
Внутри он душистый,
Снаружи пушистый.
— 8 —
Жёлтый цитрусовый плод
В странах солнечных растёт.
Но на вкус кислейший он,
А зовут его…
— 9 —
На сучках висят шары,
Посинели от жары.
— 10 —
Жёлтый шар слегка горчит.
Летом жажду утолит.
Загадки про другую еду
— 1 —
Мы на хлеб его намажем
И добавим к разным кашам.
Кашу не испортят точно
Эти жёлтые кусочки.
— 2 —
Пчёлки летом потрудились,
Чтоб зимой мы угостились.
Открывай пошире рот,
Ешь душистый сладкий…
— 3 —
Сахаристая рубашка,
Сверху — яркая бумажка.
Сладкоежки любят это.
Что за лакомство?
— 4 —
Сделан он из молока,
Но тверды его бока.
В нём так много разных дыр.
Догадались? Это…
— 5 —
Ножка деревянная,
Одёжка шоколадная.
На солнышке я таю,
Во рту я исчезаю.
— 6 —
Спрыгнул он со сковородки,
Подрумяненный в серёдке.
Знать, готов ещё один
С пылу с жару тонкий…
— 7 —
И уха он, и бульон,
Щи, рассольник — тоже он.
Он гороховый, капустный
И, конечно, очень вкусный.
— 8 —
В кусочке сдобного теста
Нашлось для начинки место.
Внутри него не бывает пусто,
Там часто мясо и капуста.
— 9 —
Вырос в поле колоском,
На столе лежу куском.
— 10 —
Сладок, нежен и воздушен.
Иногда он всем нам нужен.
Ни одно ведь торжество
Не проходит без него.
Загадки обо всём с подвохом
— 1 —
Круглой формы голова,
Той же формы буква…
— 2 —
Вышел зайчик погулять,
Лап у зайца ровно…
— 3 —
Ты на птичку посмотри;
Ног у птички ровно…
— 4 —
Говорил учитель Ире,
Что два больше чем…
— 5 —
С каждым днём всё лето ближе,
Скоро встанем все на…
Не на лыжи, а на ролики и скейты
— 6 —
У Иринки и Оксанки
Трёхколёсные есть…
— 7 —
На прививки и уколы
Мамы деток водят в…
Не в школу, а в поликлинику
— 8 —
Он — надёжная охрана,
Дверь не может быть без…
Не без крана, а без замка
— 9 —
Мы гостей всех дружно встречаем:
Поим их свежемолотым…
— 10 —
Моим сестричкам маленьким
Купили к лету…
— 11 —
Наберём цветов охапку
И сплетём сейчас мы…
— 12 —
Хоккеистов слышен плач,
Пропустил вратарь их…
— 13 —
Он большой шалун и комик,
У него на крыше домик.
Хвастунишка и зазнайка,
А зовут его…
— 14 —
И в Воронеже, и в Туле
Дети ночью спят на…
Не на стуле, а на кровати
— 15 —
На уроках будешь спать —
За ответ получишь…
Источник