Развивающие игры с ребенком 5 лет с карточками
Лиана Хазиахметова
Игры с развивающими карточками просты для родителей и интересны для детей. Набор «Смотри!» помогает развить у ребенка визуальное мышление и речь. Занимательные варианты игр с этими карточками предложила Людмила Соколова, доктор биологических наук, профессор кафедры высшей нервной деятельности Санкт-Петербургского государственного университета. Людмила Владимировна также рассказала, почему важно развивать детей прежде всего зрительно.
Целостное развитие ребенка
Большую часть информации мы получаем благодаря зрению. Но восприятие мира как целого — заслуга интегративной деятельности мозга. Это свойство каждый мог ощутить на себе. К примеру, вы смотрите на камень и знаете, что он тяжелый. Но ведь этого свойства камня нельзя увидеть. Просто когда-то вы видели подобный камень, трогали, поднимали его, ваш мозг запечатлел и соединил информацию, идущую от совершенно разных сенсорных каналов — спаял в единый интегральный образ. Памятный след этого взаимодействия в последующем позволит увидеть вам больше, чем «говорят» глаза. Более того, если мы произнесем слово «камень», перед нами в памяти непременно всплывет и его зрительный образ, и те или иные эмоциональные реакции, которые когда-то сопровождали процесс восприятия.
Стало быть, зрение — это некая доминанта, вокруг которой консолидируются практически все высшие психические функции —восприятие, внимание, память, эмоции, речь, воображение, мышление.
Развивая зрение ребенка, мы развиваем его целостно.
В этом и есть отличительная черта развивающих карточек «Смотри!». Вот несколько вариантов игры для детей от трех месяцев и старше.
Игра «Домики»
По вашей просьбе ребенок должен разложить по кучкам-«домикам» карточки с изображением предметов, имеющих тот или иной общий признак. Например, отобрать карточки, где изображено что-либо «круглое» или «красное», «синее» или «в полоску»; что издает звуки, а что нет; что относится к фигурам и линиям, а что к животным или к машинам. Вначале дети учатся раскладывать карточки по цвету или по форме. В возрасте около двух лет выделение предметов может осуществляться уже на основе совокупности этих признаков (цвет + размер).
Дети с удовольствием играют с карточками без помощи взрослых
Для того чтобы повысить эффективность развивающей игры, необходимо сделать ребенка ее активным участником. Так, он может разместить в «домике» не только карточки, но и реальные предметы или игрушки, которые ему нравятся или обладают необходимым признаком. Ребенку постарше можно предложить придумать рассказ о каждом «домике» и его обитателях.
Это будет способствовать развитию у ребенка такой важной интеллектуальной функции, как воображение.
Игры с аналогиями
Возможности развивающей игры «Смотри!» неисчерпаемы. Она незаменима не только для развития зрительного восприятия, но также речи и мышления ребенка. Всегда сопровождайте показ карточек речью: четко произносите названия и назначение изображенных на них предметов и явлений. Повторите те же слова, когда доведется показать ему реальные аналоги того, что изображено, например Луну в окне или вечер — время, когда вы будете вместе укладывать спать его игрушки.
Есть одна важная закономерность речевого развития: понимание речи опережает ее воспроизведение.
Ребенок учится соотносить реальный предмет или явление не только с его символическим изображением, но и со звуковым наименованием. Уже в 6-6,5 месяцев ребенок начинает связывать воспринимаемый объект с его именем. В 7-8 месяцев он уже способен выполнять простые движения по словесной инструкции, например, выбирать одну карточку из двух-трех находящихся в его поле зрения. С 8–9 месяцев ребенок произносит звуки, а затем и целые слова по заданному взрослым образцу — вступает в силу подражание. К 18 месяцам вы увидите результат ваших совместных стараний: ребенок начнет повторять за вами слова: бутылочка, дом, дерево…
А затем и сам станет называть то, что видит на карточке или вокруг себя.
Игры с фото
Под влиянием восприятия и речи происходит развитие мышления. Игра с карточками поможет ребенку овладеть достаточно сложными для него понятиями. Например, карточка «Солнце — Луна» демонстрирует не только конкретные небесные светила, но и отражает разные стороны проявления дня и ночи.
Пример карточки Солнце — Месяц
При всем различии эти изображения имеют объединяющую основу — одинаковый фон (силуэты домов). И этим достигается важное: ребенок начинает понимать более обобщенный смысл конкретного изображения, у него формируются отвлеченные понятия (день-ночь, светло-темно).
Если вы к этой карточке присоедините карточку с двумя изображениями ребенка, то ваш малыш увидит разницу между картинками (белый-темный фон, открытые-полузакрытые глаза) и сформирует еще один ассоциативный ряд: днем — не спят, бодрствуют, играют, а ночью — засыпают.
Игра на сходство и различие
Карточки обучают выявлять сходство и различие в увиденных объектах, опираясь на сенсорные эталоны. Например, на карточках «Дерево — Треугольник», «Улитка — Спираль», «Мяч — Круг» или «Кубики — Квадрат» некоторые детали имеют общую форму и цвет, что позволяет ребенку формировать обобщенные сенсорные эталоны этих категорий. Кроме того, на карточке «Кубики — Квадрат» число кружков на кубиках и их размер позволяют сформировать у ребенка представление о порядковом строе и понятии «больше — меньше».
Знакомство с карточками начинайте с простых изображений
Карточки «Слон — Мышь» и «Рыбка — Кит» знакомит ребенка с понятием «большой — маленький» уже относительно величины живых объектов. В совокупности с карточкой «Кот — Собака» это может дополнить категорию «Животные».
Кроме того, карточка «Рыбка — Кит» поможет ребенку освоить значение таких предлогов, как «под» (водой) и «над» (водой), понять разницу между «пузырьками» и «брызгами» (взяв стакан воды и трубочку, взрослый и сам может показать ребенку, как это выглядит).
Карточка «Кукла — Робот», на которой изображения имеют общие цвета и детали, внесет свою лепту в формирование у ребенка категории «Игрушки». Знакомство малыша с предлогами и наречиями может быть продолжено при игре с карточками «Яйцо — Цыпленок» и «Яблоко — Яблоко (в разрезе)», где ребенок осваивает значение слов «внутри» и «из», а также учится понимать, что некоторые детали объекта (например, семечки внутри яблока) могут быть скрыты от внешнего наблюдения.
Игра «Расскажи сказку»
Работая с карточками, нужно смело включать фантазию — придумывать различные варианты игр.
Например, детям двух-трех лет вы можете предложить игру «Расскажи сказку» (в это время у ребенка уже возникает понимание речи-рассказа). Разложите перед ребенком на столе различные карточки и попытайтесь придумать какую-то веселую, забавную историю с их персонажами. Потом попросите своего малыша сделать то же самое. Интересно, что он выберет?
Подбор карточек, а тем более сочиненная история могут приоткрыть для вас внутренний мир малыша.
Можно затеять и групповую игру — «Жили-были…». Положите в коробку несколько карточек и предложите маленьким участникам, каждому по очереди, не глядя вытаскивать из коробки одну карточку и называть, что он на ней видит. Первый игрок должен начать свой рассказ словами «Жил-был». Второй игрок, вытащив очередную карточку, должен положить ее рядом с первой и не только назвать, что на ней изображено, но и определенным образом связать это с предыдущим персонажем, придумывая продолжение истории. И так далее до тех пор, пока в коробке не закончатся карточки. Тот игрок, который возьмет последнюю карточку, должен завершить совместное сочинение.
И еще одно. Не надо забывать, что эффективность игрового обучения во многом зависит от эмоционального настроя. Взаимная и заинтересованная включенность взрослых и детей в совместную игру обеспечит полноценное общение и развитие вашего ребенка.
По мотивам набора карточек «Смотри!»
Источник
Игра №1
Возьмите карточку с изображением, например, машины. Положите ее перед малышом. Произнесите слово «машина» и определите, на какой звук это слово начинается. Теперь предложите ребенку найти еще картинки, которые начинаются на такой же звук. Выкладываем картинки – мячик, молоток, медведь, маляр в ряд. Получился паровозик. Он отправляется в путешествие. Какой город начинается на «м»? Москва. Едем в Москву.
Игра №2
Назовите ребенку 3-4 слова, например: кошка, ваза, огурец, грузовик. Предложите малышу отыскать нужные слова и положить в той последовательности, в которой вы их называли.
Игра №3
Положите перед ребенком четыре карточки. Нужно найти лишний предмет. Группируем картинки по цвету, размеру, величине и т.д.
Игра №4
Находим логические связи между предметами. Например, положите картинку с изображением банана. Какую карточку нужно положить следующей? Это может быть обезьяна, так как она любит есть бананы. Может быть пальма, так как бананы растут на пальме. Вы положили обезьяну. Дайте возможность ребенку подумать. Следующая может быть кошка. Почему кошка? Потому что и у кошки и у обезьяны есть длинный хвост. И так далее.
Игра №5
Найди все, что круглое (квадратное, треугольное). Можно первой картинкой класть геометрическую фигуру и составлять паровозики, похожие на круг. Например, после круга кладем арбуз, мяч, блюдце.
Игра №6
Подбираем предметы по групповой принадлежности: к стулу подбираем картинки с мебелью, к повару – картинки с профессиями, к флейте – музыкальные инструменты.
Игра №7
Подбираем картинки с одинаковыми свойствами – резиновые, железные, стеклянные, холодные, мягкие, живые, летают, ползают, что можно встретить в лесу и т.д.
Игра №8
Подбираем похожие картинки: шайба и клюшка – ими обеими играют в хоккей, зонт и резиновые сапоги – их надевают, когда идет дождь.
Игра №9
Подбираем картинки, которые рифмуются между собой. Например, книжка – мальчишка, солнце – оконце.
Игра №10
Составляем паровозик по принципу «города» — на какую букву оканчивается слово, на такую и ищем следующее изображение. Например: булка – астра – арбуз – зонт – телефон – носорог.
Игра №11
Найди общее. Выбираем наугад две попавшиеся карточки и пытаемся найти у них что-либо общее. Предложите ребенку сказать, что общего у слона и фиалки, например.
Игра №12
Распределяем картинки на две кучки – живой и неживой предмет.
Игра №13
Играем в загадки. Предложите ребенку взять одну карточку. Вы должны отгадать, что на ней изображено. А ребенок описывает картинку, не называя ее. Например: это животное, оно маленькое, серое, любит кушать сыр, боится кошек. Поменяйтесь местами, теперь вы загадываете, а малыш отгадывает.
Игра №14
Играем в магазин. Разложите на витрине магазина различные продукты или предметы. Пусть ребенок будет покупателем, а вы продавцом. Малыш приходит в магазин, хочет что-то купить, но забыл, как называется нужный ему товар. Поэтому вы должны задавать множество наводящих вопросов: он съедобный или нет, где растет, какого цвета, какого вкуса, что с ним можно делать и т.д.
Игра №15
Сочиняем интересную историю. Переверните все картинки, чтобы их не было видно. По очереди вытаскиваете карточку и начинаете придумывать историю. Например, первая карточка с изображением кошки. Жила-была маленькая серенькая кошечка. Она была игривая и очень любила катать лапками клубочек. Вытаскиваем следующую картинку – черепаха. Однажды в гости к ней пришла ее соседка черепаха. Такая игра развивает фантазию малыша, учит логически мыслить, обогащает словарный запас.
Пожалуйста, оцените материал.
Оценка: 4.8 / 5. Количестов оценок: 16
Помогите сделать материалы на сайте лучше для пользователя!
Напишите причину низкой оценки.
Спасибо за отзыв!
Источник
Развивающие карточки для детей пользуются большой популярностью. Но в основном все ограничиваются простым их показом. Да, так вы знакомите ребенка с окружающим миром и расширяете словарный запас.
Но с помощью карточек можно развивать мышление, память, внимание, воображение и даже скорость реакции. Для этого существует огромное количество игр.
В этой статье я поделюсь идеями игр с карточками для детей от 1 года и до 5 лет и старше. С возрастом вы вводите все больше игр, а также усложняете уже знакомые.
А в следующей статье вы можете посмотреть мой обзор развивающих карточек для детей.
Принеси картинку
Это игра для самых маленьких. Вы называете предмет, изображенный на карточке. Задача ребенка – выбрать из нескольких карточек нужную. Сын любил бегать за картинками, а не сидеть на одном месте и просто показывать пальчиком.
Почти любую спокойную игру можно сделать активной. И игры с карточками не исключение. Маленьким непоседам бывает сложно усидеть на месте. И если вы включите в игру подвижные элементы, ребенку может быть проще.
Соотношение реального предмета с изображением
Антошка очень любил эту игру. Я давала ему карточку, на которой был нарисован предмет, имеющийся в нашей квартире. А Антошка с радостью бежал его показывать.
Второй вариант игры – разложить в ряд карточки с изображением, например, фруктов. А по всей комнате – игрушечные или реальные фрукты. Задача ребенка – найти все фрукты и положить их на нужные карточки.
Звуки животных и предметов
Это игра для самых маленьких.
- Издайте звук любым музыкальным инструментом (ксилофон, маракасы) или просто постучите ложкой о кастрюлю, но так, чтобы ребенок не видел источник звука. Предлагайте ребенку угадать, что же звучит – пусть он укажет на соответствующую карточку. Также можно изобразить мяуканье кошки, мычание коровы и т.д. Игра прекрасно подходит для неговорящих детей.
- Вы показываете карточку с изображением животного или любого предмета, из которого можно извлечь звук. А ребенок озвучивает.
Угадай по части
Разложите несколько карточек, желательно объединенных одной тематикой (морские животные, птицы). Обсудите с ребенком, что изображено на картинках. Попросите отвернуться и оставьте одну карточку, остальные уберите. Оставшуюся картинку прикройте рукой или листом бумаги наполовину или две трети. Предложите малышу угадать, кто же там прячется.
Сложи картинку
Разрезаем карточки на части и подбираем половинки. Я для этих целей использовала набор карточек, который мне совсем не понравился и его не жалко было резать.
Сортировка
Для начала сортируйте на две группы, с возрастом число групп можно увеличивать. У этой игры множество вариантов в зависимости от возраста ребенка:
- Сортируем по цвету, форме. Для этого даже существуют специальные наборы карточек.
- Простая классификация: животные и транспорт, одежда и еда, техника и игрушки;
- Найти малышам животных их мам;
- Разложить карточки по принципу «кто что ест»;
- Посадить домашних животных в импровизированный хлев, а диких отправить в лес;
- Птиц посадить в гнездо, а рыб – в реку;
- Съедобное – в корзинку, а несъедобное – в шкаф;
- Летает – не летает;
- Наземный транспорт – класть на пол, воздушный – прилепить с помощью пластилина к дверце шкафа, водный – положить на синее покрывало или просто цветной картон;
- Карточки с фруктами Антошка клал на спорткомплекс (дерево), а овощи сажал в огороде (зеленое одеяло);
Действуя в соответствии с принципом «от простого к сложному» с помощью карточек вы можете изучать и закреплять с ребенком самые разнообразные темы. На примере птиц хочу показать, как можно постепенно усложнять классификацию:
- Раскладываем карточки на две стопки: птицы и игрушки;
- Птицы и звери (это уже сложнее для ребенка);
- Домашние и дикие;
- Умеют летать или нет;
- Перелетные птицы и те, что остаются зимовать;
- Хищные, насекомоядные, зерноядные птицы;
- В зависимости от места обитания (наша полоса, Север, Африка);
- В каком домике живет птица (гнездо на дереве, дупло, в траве).
Чем старше ребенок, чем больше он знает, тем по более сложному признаку он может классифицировать тех же птиц. Многие задания посильны будут только в старшем дошкольном возрасте, а некоторые и в младшем школьном. Не берите слишком много птиц. Дошкольнику не нужны энциклопедические знания. Главное – чтобы он понимал принцип распределения птиц по тем или иным категориям.
Каждую такую классификацию желательно обыграть. И предварительно тему изучить: читая книги, играя, выполняя поделки, смотря видеоролики.
Найди лишнее
Выложите перед ребенком 4 карточки, три из которых объединены одним признаком. Задача ребенка – найти лишнюю карточку.
Например:
- 3 синие карточки, 1 – красная (это для самых маленьких);
- Банан, яблоко, апельсин, собака;
- Ворона, утка, голубь, акула;
- Самолет, вертолет, воздушный шар, автобус;
- Шорты, футболка, кепка, зимняя куртка.
Обязательно обсуждайте с ребенком, почему именно этот предмет лишний.
У ребенка не получается справиться с самым простым заданием? Значит, ему еще рано. Отложите эту игру на несколько месяцев.
Найди пару
Положите перед ребенком карточку и предложите найти ей пару из предложенных 2 и более карточек. Для начала пусть карточки будут одинаковыми. Так можно раскладывать сразу несколько пар карточек.
Затем усложняем – подбираем карточки, объединенные одним признаком.
Когда Антошка уже познакомился с геометрическими фигурами, он просил, чтобы я клала перед ним две карточки с изображенными на них фигурами. А потом предлагала разложить под ними картинки с предметами той или иной формы.
Такую игру можно устроить и с рельными предметами.
Подбираем пары букв
Заглавная буква – мама, строчная – сынок.
Соотносим буквы и слова, начинающиеся на букву.
Я раскладываю несколько букв по комнате, а Антошка ищет их и кладет рядом с ними карточки с изображением предметов, которые начинаются на эту букву.
Цифры и соответствующее им число предметов, животных или просто закрашенных кружочков.
К карточке с цифрой 3 нужно найти пару в виде карточки с изображенными на ней тремя предметами. Также можно играть с реальными предметами.
Запомни карточку
Покажите ребенку карточку, а затем накройте листом бумаги. Предложите малышу вспомнить, что же там изображено. Это простейшая игра на развитие памяти для самых маленьких.
А если играть сразу с несколькими карточками и все их накрывать, то игра становится намного сложнее.
Чего не хватает
Положите перед ребенком 3 карточки. Попросите его отвернуться и уберите или переверните одну. Предложите малышу вспомнить, какая же карточка здесь была. Со временем увеличивайте количество изображений.
Что изменилось
Это вариант предыдущей игры. Положите перед ребенком несколько карточек. А потом поменяйте две из них местами или уберите одну, а вместо нее положите новую.
Восстанови порядок
Пусть ребенок постарается запомнить в каком порядке лежат несколько карточек. Для этого подробно обсудите с ним все картинки, пусть он их назовет. Перемешайте их все и предложите разложить в том же порядке.
Что сначала, а что потом
Для этой игры нужны специальные наборы карточек или же вы сами можете нарисовать схематичные изображения.
Например, на таких карточках могутт быть изображены:
- процесс создания чего-либо (дети лепят снеговика или мама варит суп);
- повседневные занятия ребенка;
- короткая история (зайчик заболел, пришел доктор, сделал укол, зайчик выздоровел);
- жизненный цикл растения (семечко, росток, дерево, плоды);
- времена года.
Ребенок раскладывает картинки в нужном порядке. Стимулируйте малыша озвучивать все, что происходит на картинках.
Сочиняем сказку
Для игры я беру несколько карточек из разных наборов и на ходу сочиняю историю, вытаскивая по одной картинке. Сюжеты могут быть самыми фантастическими, но чем смешнее, тем больше вероятности, что ребенок все запомнит. Затем все убираю. А дальше несколько вариантов:
- задаю наводящие вопросы, а Антошка вспоминает какая карточка здесь должна быть (кто пришел в гости к лягушке? Что проглотил крокодил?);
- заново кладу картинки по одной, а Антошка уже сам пересказывает сюжет;
- самостоятельно пытается восстановить порядок.
Мемори
В эту игру и мы с мужем любим поиграть, для этого у нас есть специальные наборы. А вот малышам лучше приобрести обычные карточки, с изображением знакомых ему животных, предметов, но в двойном экземпляре.
Правила игры «Мемори» следующие:
Все карточки смешиваются и раскладываются на столе картинками вниз. Игроки по очереди открывают сразу по две карточки. Если изображения оказались одинаковыми, игрок забирает их себе и делает еще один ход. Если нет, то карточки кладутся на то же место картинками вниз. Побеждает тот, у кого больше собранных пар карточек.
Похожие статьи:
- Создание развивающей среды. Наш опыт
- Игры с кинетическим песком
- Игры в ванной
- Игры с прищепками
Источник