Развивающие игры для пальчиков рук для развитие речи 4 лет ребенку

Развивающие игры для пальчиков рук для развитие речи 4 лет ребенку thumbnail

Кристина Авдюкова
Пальчиковые игры для детей 3–4 лет

Для чего нужна пальчиковая гимнастика?

Давайте обобщим, сколько всего полезного мы делаем, играя в пальчиковые игры. Пальчиковая гимнастика:

1. Развивает речь.

Упражняя и ритмично двигая пальчиками, малыш активизирует речевые центры головного мозга.

2. Развивает умение малыша подражать нам, взрослым, учит вслушиваться в нашу речь и ее понимать, повышает речевую активность крохи, да и просто создает благоприятную эмоциональную атмосферу.

3. Учит ребенка концентрировать внимание и правильно его распределять.

Это очень и очень важное умение! И нам, воспитателям, нужно помогать малышу его формировать. Кстати, произвольно управлять своим вниманием ребенок сможет научиться только к возрасту 6-7 лет. И от этого умения во многом будут зависеть его школьные успехи.

4. Когда малыш начнет говорить и сможет стихами сопровождать упражнение из пальчиковой гимнастики – это будет делать его речь более четкой, ритмичной, яркой. Таким образом, он сможет усилить контроль за своими движениями.

5. В пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи. Вот вам и отличное веселое упражнение для развития памяти малыша!

6. А можно ли с помощью пальчиковых игр развивать фантазию и воображение? Конечно! Ведь руками можно «рассказывать» целые истории! Сначала пример покажет воспитатель, а уж потом и ребенок может сочинить свои «пальчиковые истории».

7. Ну, и наконец, после всех этих упражнений кисти и пальцы рук станут сильными, подвижными, гибкими. А это так поможет в дальнейшем в освоении навыка письма!

Комплекс упражнений.

Перелетные птицы

Тили-тели, тили-тели —

С юга птицы прилетели!

Скрещивают большие пальцы, машут ладошками.

Прилетел к нам скворушка —

Серенькое перышко.

Жаворонок, соловей

Торопились: кто скорей?

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж —

Поочередно сгибают пальцы на обеих руках, начиная с

мизинца левой руки.

Все вернулись, прилетели,

Снова, скрестив большие пальцы, машут ладошками.

Песни звонкие запели!

Указательным и большим пальцами делают клюв –

«птицы поют».

Фруктовая ладошка

Этот пальчик — апельсин,

Он, конечно, не один.

Этот пальчик — слива,

Вкусная, красивая.

Этот пальчик — абрикос,

Высоко на ветке рос.

Этот пальчик — груша,

Просит: «Ну-ка, скушай!»

Этот пальчик — ананас,

Поочередно разгибают пальчики из кулачка,

начиная с большого.

Фрукт для вас и для нас.

Показывают ладошками вокруг и на себя.

Овощи

У девчушки Зиночки

Овощи в корзиночке:

Дети делают ладошки «корзинкой».

Вот пузатый кабачок

Положила на бочок,

Перец и морковку

Уложила ловко,

Помидор и огурец.

Сгибают пальчики, начиная с большого.

Наша Зина — молодец!

Показывают большой палец.

Засолим капусту

Мы капусту рубим,

Резкие движения прямыми кистями рук вверх и вниз.

Мы морковку трем,

Пальцы рук сжаты в кулаки, движения кулаков к себе и от себя.

Мы капусту солим,

Движение пальцев, имитирующих посыпание солью из щепотки.

Мы капусту жмем.

Интенсивное сжимание пальцев рук в кулаки.

Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца.

Мышка

Выполнение действий в соответствии с содержанием стихотворений

Мышка зернышко нашла

И на мельницу снесла.

Намолола там муки,

Испекла всем пирожки:

Мышонку — с капустой,

Мышонку — с картошкой,

Мышонку — с морковкой,

Мышонку — с морошкой.

Для большого толстяка

Все четыре пирожка:

С капустой, с картошкой,

С морковкой, с морошкой.

Осень

Ветер по лесу летал,

Дети делают кистями плавные

движения вперед – к груди.

Ветер листики считал:

Вот дубовый,

Поочередно загибают пальцы на руке.

Вот кленовой,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки золотой,

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.

Встряхивают кистями рук.

Сказки

Будем пальчики считать,

Будем сказки называть:

Вытягивают руки вперед, играя пальчиками.

Эта сказка — «Теремок».

Эта сказка — «Колобок».

Эта сказка — «Репка»:

Про внучку, бабку, дедку.

Поочередно касаются большим пальцем остальных, начиная с указательного.

«Волк и семеро козлят» —

Этим сказкам каждый рад!

Показывают большой палец.

Посуда

Девочка Иринка порядок наводила.

Показывают большой палец.

Девочка Иринка кукле говорила:

«Салфетки должны быть в салфетнице,

Масло должно быть в масленке,

Хлебушек должен быть в хлебнице,

А соль? Ну, конечно,в солонке!»

Поочередно соединяют большой палец с остальными

Стирка

Постираю чисто, с толком

Рубашку, кофту и футболку,

Свитерок и брюки —

Делают движения кулачками, имитирующие стирку.

Пальцами правой руки поочередно потряхивают пальцы левой руки.

(При повторе то же с другой рукой.)

Устали мои руки!

Встряхивают обе руки.

Этот пальчик

Детям предлагается согнуть пальцы левой руки в кулачок, затем, слушая потешку, по очереди разгибать их начиная с большого пальца.

Читайте также:  Как растет ребенок проблемы развития

Этот пальчик — дедушка,

Этот пальчик — бабушка,

Этот пальчик — папочка,

Этот пальчик — мамочка,

Этот пальчик — Я,

Вот и вся моя семья.

Мебель

Мебель я начну считать:

Кресло, стол, диван, кровать,

Полка, тумбочка, буфет,

Шкаф, комод и табурет.

Пальцы обеих рук поочередно зажимают в кулачки.

Много мебели назвал —

Десять пальчиков зажал!

Поднимают зажатые кулачки вверх

Транспорт

Будем пальчики сгибать —

Сжимают и разжимают пальчики.

Будем транспорт называть:

Автомобиль и вертолет,

Трамвай, метро и самолет.

Поочередно разжимают пальчики, начиная с мизинца.

Пять пальцев мы в кулак зажали,

Пять видов транспорта назвали.

Сжимают пальцы в кулачок, начиная с большого.

Цветы

Выполнять действия в соответствии с содержанием стихотворения

Наши алые цветки

Раскрывают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки,

Тихо засыпают,

Головками качают.

Насекомые

Дружно пальчики считаем

Насекомых называем:

(сжимаем и разжимаем пальцы)

Бабочка, кузнечик, муха,

Это жук с зеленым брюхом.

(Поочередно сгибаем пальцы в кулак)

Это кто же тут звенит?

(вращаем мизинцем)

Ой, сюда комар летит!

Прячьтесь!

(прячем руки за спину)

В лес по ягоды

Раз, два, три, четыре, пять

(пальцы обеих рук «здороваются» — соприкасаются друг с другом: сначала соединяйте большие пальцы, затем указательные и т. д.),

В лес идем мы погулять

(указательный и средний пальцы обеих рук «идут» по столу).

За черникой за малиной

(указательным пальцем правой руки нагибайте пальцы на левой, начиная с большого,

Зa брусникой и за калиной.

Землянику мы найдем

И братишке отнесем

(указательный и средний пальцы обеих рук «идут» по столу)

Игрушки

У Антошки есть игрушки:

Вот веселая лягушка.

Вот железная машина.

Это мяч. Он из резины.

Разноцветная матрешка

И с хвостом пушистым кошка.

Поочередно сгибают пальчики в кулачок, начиная с большого.

Детки

(поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого)

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем пальчики считать —

Крепкие, дружные,

Все такие нужные.

(поднять кисть правой (левой) руки вверх, широко раздвинуть пальцы; поочерёдно сгибать их в кулачок, начиная с большого)

Тише, тише, тише,

Не шумите!

Наших деток не будите!

Птички станут щебетать,

Будут пальчики вставать.

(раскачивать кулачок вверх-вниз по ритмике стихотворных строк, а на слове “вставать” — открыть кулачок, широко раздвинув пальцы)

Времена года

Круглый год, круглый год!

Сжимают в кулачок пальцы правой руки и вращают большим пальцем.

За зимой весна идет,

А за весною следом

Торопится к нам лето.

И у кого не спросим —

Идет за летом осень.

А за осенью сама

Вновь идет, спешит зима.

Поочередно соединяют большой палец с остальными

(на каждое время года).

Повторяют другой рукой

Прогулка

Раз,два,три, четыре,пять

(загибаем пальчики)

Мы во двор пошли гулять

(указательным и средними пальчиками «идем» по столу)

Бабу снежную слепили

(катаем ручками «комок»)

Птичек крошками кормили

(«кормим птичек «)

С горки мы потом катались

(ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)

А ещё в снегу валялись

(кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)

Все в снегу домой пришли

(отряхиваем ладошки)

Суп поели

(«едим суп»,

спать легли

(ладошки под щечку).

Источник

/Занятия и игры для детей/Игры и развитие детей от 1 до 3 лет/Стихи для пальчиковой гимнастики и игрового массажа

пальчиковые игрыНачну с того, что  двое моих замечательных деток имели (а младший до сих пор имеет) проблемы с произношением некоторых  звуков. Благо старшей дочери повезло, и она попала в садик, где работали прекрасные педагоги. И хотя я сама в то время «ворчала», что приходится много переписывать (ксерокс в садике был только для избранных, а тетрадь с заданиями не давали никому домой, нужно было сидеть и переписывать по 3-4 страницы текста), сейчас я очень благодарна нашим воспитателям и особенно логопеду.

Для чего нужны пальчиковые игры?

Уже давно ученые доказали тесную взаимосвязь между руками (пальчиками) и речевым центром  мозга.

Пальчиковые игры

и упражнения — уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в  их единстве и взаимосвязи. Разучивание  текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.

Как проводить занятия?

Хочу заметить, что все пальчиковые игры были тематическими. В начале занятия проводилась беседа по теме, например: животные, овощи, праздник Новый год и т.д. Игра начиналась с того, что я показывала движения, четко проговаривая все звуки. Потом упражнение мы повторяли вместе несколько раз, до полного запоминания. Как правило, все игры дочь быстро запоминала, тем более в садике они повторяли эти упражнения довольно часто.  На начало наших занятий младшему ребенку было около года, кстати ему тоже было интересно наблюдать за нашими играми и он как мог, участвовал.

Читайте также:  Проект социально личностное развитие ребенка

Теперь и сами игры из наших тетрадок. 

Считалочка

Раз, два, три, четыре, пять

Раз, два, три, четыре, пять

Будем пальчики считать

Крепкие дружные все  такие нужные

На другой руке опять

Раз, два, три, четыре, пять

Пальчики быстрые, хотя не очень … чистые. 

(во время упражнения  по очереди загибаем пальчики  сначала на левой, а потом  на правой руке, на последних  строчках машем пальчиками обеих рук

Снежок

Раз, два, три, четыре  (загибаем пальчики)

Мы с тобой снежок лепили (лепим воображаемый снежок, меняя положение ладошек)

Круглый, крепкий, очень  гладкий (показываем круг, сжимаем ладошки, гладим)

И совсем-совсем не сладкий (грозим пальчиком)

Раз-подбросим, два-поймаем (подбрасываем и ловим воображаемый снежок)

Три уроним и сломаем. (топаем ногами

пальчиковые игры

Семейка

Этот пальчик дедушка,

Этот пальчик бабушка,

Этот пальчик папочка,

Этот пальчик мамочка,

Этот пальчик Я

Вот и вся моя  семья. 

(гладим (растираем) каждый пальчик, начиная с большого, на последнюю строчку делаем из ручек «замок»

Зверята

Повстречались два котенка: «Мяу-мяу!»,

Два щенка: «Ав-ав!»,

Два жеребенка: Иго-го!»,

Два тигренка: «Ррр!»

Два быка: «Муу!».

Смотри, какие рога.

(на каждую строчку соединять поочередно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца. На последнюю строчку показать рога, вытянув указательные пальцы и мизинцы.)

Посуда

Раз, два, три, четыре (ударяем кулачками друг о друга)

Мы посуду перемыли (хлопаем в ладоши)

Чайник, чашку, ковшик, ложку (загибаем пальчики, начиная с большого)

И большую поварешку 

Мы посуду перемыли (одна ладонь на другую)

Только чашку мы разбили (загибаем пальчики, начиная  с большого)

Ковшик тоже развалился

Нос у чайника отбился

Ложку мы чуть-чуть сломали

Так мы маме помогали (хлопаем в ладоши)

Считаем овощи

У Лариски — две редиски,

У Алешки — две картошки,

У Сережки-сорванца

Два зеленых огурца.

А у Вовки – две  морковки,

Да еще у Петьки

Две хвостатых редьки. 

(По очереди загибаем  пальчики, начиная с большого, сначала на левой руке, затем на правой

Апельсин

Мы делили апельсин, (хлопаем в ладоши)

Много нас, а он один.

Эта долька для ежа, (загибаем пальчики)

Эта долька для стрижа,

Эта долька для утят,

Эта долька для бобра,

А для волка кожура. (разводим руки в стороны)

Он сердит на нас, беда! (погрозить пальцем)
Разбегайтесь кто куда! (сымитировать бег пальцами по столу)

Новый год

Перед нами елочка (пальцы рук переплетены, из указательных пальчиков елочка)

Шишечки, иголочки (указательные пальчики «в стороны» показываем иголочки)

Шарики, фонарики (показываем круг большими и указательными пальчиками)

Зайчики и свечки (показываем ушки)

Звезды, человечки. (пальцы рук переплетены, из указательных пальчиков звездочка)

пальчиковые игры

Улитка

Тычет рожками улитка — (большой палец правой руки придерживает средний и безымянный; указательный и мизинец — прямые)
Заперта в саду калитка (тычет «рожками» в ладонь левой руки)
Отвори скорей калитку, (левая рука «открывает» калитку)
Пропусти домой улитку (правая рука «проползает»).

Зимний лес

Еж, медведь, барсук, енот,

Спят зимою каждый год.

Волка, зайца и лису

И зимой найдешь  в лесу.

(соединяем пальчики  по очереди друг с другом)

пальчиковые игры

Зернышко

Посадили зернышко, (кладем пальчиками в ладошку зернышко)

Выглянуло солнышко. (сжимаем и разжимаем кулачки)

Солнышко, свети — свети!

Зернышко, расти —  расти!

Появляются листочки, (пальцы по очереди соединяем с большим пальцем на двух руках одновременно)

Распускаются цветочки. (сжимаем и разжимаем кулачки)

Утята

Пять утят плывут вперёд,

На берегу их мама ждёт,

(Одна из рук — «мама утка» — стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы сложены щепоткой. Вторая рука — утята. Выполняем волнообразные движения по направлению к «утке». Количество разогнутых пальцев соответствует количеству утят)

Но только четверо утят

Вернулись к мамочке назад.

(постепенно пальцы загибаются)

Четверо утят плывут…

Трое утят плывут…

Двое утят плывут…

Вот один плывёт вперёд,

На берегу его мама ждёт,

(На слова «На берегу их мама ждёт» «киваем» кистью руки («мамой-уткой»)

И сразу пятеро утят

Вернулись к мамочке назад!

Козлята

(На обеих ручках прижимаем большими пальцами средние и безымянные).

Как-то раз к кому-то в гости

Шёл козлёнок через мостик,

(Держим кисти горизонтально, сближаем руки)

А навстречу шёл другой, 

Возвращался он домой.

(На первый слог каждой строчки соединяем руки с размаха)

Два рогатых глупых братца 

Стали на мосту бодаться,

Не желая уступить,

И другого пропустить.

Долго козлики сражались,

Разбегались и толкались.

Вот с разбега лбами — бух! 

(На слово «бух» — хлопаем в ладоши).

И с моста в водичку — плюх! 

(Роняем руки на колени).

Зайка

Зайка по лесу скакал, (пальчики «скачут» по столу)
Зайка корм себе искал. (пальчиками обеих рук поочерёдно перебираем по столу)
Вдруг у зайки на макушке
Поднялись, как стрелки, ушки. (изображаем ушки ручками)
Шорох тихий раздается:
Кто-то по лесу крадется. (пальчики медленно идут по столу)
Заяц путает следы,
Убегает от беды. (пальчики быстро-быстро бегают по кругу на столе)

Снежный пирог

Падал снег на порог, (медленно руки вверх-вниз)

Кот слепил себе пирог. (прижимаем ладошки друг к другу — лепим пирог)

А пока лепил и пек,

Ручейком пирог  утек (пальчиками обеих рук побежали по столу)

Пирожки себе пеки, (прижимаем  ладошки друг к другу — лепим пирог)

Не из снега – из муки. 

Кулачок

Этот пальчик — маленький, (загибаем мизинчик)
Этот пальчик — слабенький, (загибаем безымянный пальчик)
Этот пальчик — длинненький, (загибаем средний пальчик)
Этот пальчик — сильненький, (загибаем указательный пальчик)
Этот пальчик — толстячок, (загибаем большой пальчик)
Ну а вместе — кулачок!

Развивающие игры для пальчиков рук для развитие речи 4 лет ребенку

В гости

В гости к пальчику большому 

(большой пальчик отогнут, остальные сжаты в кулак)
Приходили прямо к дому:
Указательный и средний, 

(в соответствии с текстом разгибать поочередно пальцы)
Безымянный и последний. 
Сам мизинчик-малышок 
Постучался на порог.
Вместе пальчики — друзья,

(сжать пальцы в кулак и разжать их)
Друг без друга им нельзя.

Торт

Тесто ручками помнем, (сжимаем-разжимаем пальчики)
Сладкий тортик испечем. (как будто мнем тесто)
Сеpединку смажем джемом, (кpуговые движения ладошками по столу)
А верхушку — сладким кpемом (круговые движения ладошками друг об друга)
И кокосовою кpошкой
Мы присыплем торт немножко (сыплем «крошку» пальчиками обеих рук)
А потом заваpим чай — 
В гости друга пpиглашай! (одна рука пожимает другую)

Клён

Ветер тихо клён качает, 

(пальчики растопырены и тянутся вверх)
Вправо, влево наклоняет: 

(качаем ладошками вправо-влево)
Раз — наклон и два — наклон, 

(наклоняем влево — вправо ладошки низко-низко)
Зашумел листвою клён. 

(пошевелить пальчиками)

Белочка

Сидит белка на тележке (хлопаем в ладошки)

Продает она орешки (ударяем кулачками друг о друга)

Лисичке-сестричке, (загибаем пальчики, по одному, начиная с большого)

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке ушастому. 

Козленок

Бу-бу, я рогатый (рожки из пальчиков)

Бу-бу, я хвостатый (хвостик за спиной)

Бу-бу, я ушастый (ушки из ладошек)

Бу-бу, очень страшный, (рожки из пальчиков, бодаем)

Бу-бу, испугаю,

Бу-бу, забодаю. 

Птички

Сколько птиц  в кормушке нашей (сжимаем и разжимаем кулачки)

Прилетело? Мы расскажем:

Две синицы, воробей, (на каждое название загибаем пальчик)

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пестрых  перышках

Всем хватило зернышек. (клюем пальчиком по ладошке)

Читайте также:  Массаж для ребенка с задержкой речевого развития

08.12.2010

Подборку составила ДЕА

Подборка дополнена и обновлена 19.03.2014

  

Опубликовать в Одноклассниках
Сохранить в Pinterest

понравилось, пригодилось! Спасибо!

Класс

Развивающие игры для пальчиков рук для развитие речи 4 лет ребенку

спасибо,очень нужная информация,добавляю в избранное!

Развивающие игры для пальчиков рук для развитие речи 4 лет ребенку

Спасибо! Берем на вооружение!

Развивающие игры для пальчиков рук для развитие речи 4 лет ребенку

Спасибо большое)))

Очень интересно)) и познавательно))

С детства еще помню как мама нам показывала «Сороку-белобоку»))))

Игра «Пять утят «Пять утят плывут вперёд,

На берегу их мама ждёт,

(Одна из рук — «мама утка» — стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы сложены щепоткой. Вторая рука — утята. Выполняем волнообразные движения по направлению к «утке».

Количество разогнутых пальцев соответствует количеству утят)

Но только четверо утят

Вернулись к мамочке назад.

(постепенно пальцы загибаются)

Четверо утят плывут…

Трое утят плывут…

Двое утят плывут…

Вот один плывёт вперёд,

На берегу его мама ждёт,

(На слова «На берегу их мама ждёт» «киваем» кистью руки («мамой-уткой»).

И сразу пятеро утят

Вернулись к мамочке назад.

\\\\\\

Игра «Два козленка»(На обеих ручках прижимаем большими пальцами средние и безымянные).

Как-то раз к кому-то в гости

Шёл козлёнок через мостик,

(Держим кисти горизонтально, сближаем руки).

А навстречу шёл другой,

Возвращался он домой.

(На первый слог каждой строчки соединяем руки с размаха).

Два рогатых глупых братца

Стали на мосту бодаться,

Не желая уступить

И другого пропустить.

Долго козлики сражались,

Разбегались и толкались.

Вот с разбега лбами — бух!

(На слово «бух» — хлопаем в ладоши).

И с моста в водичку — плюх!

(Роняем руки на колени).

\\\\\\

Развивающие игры для пальчиков рук для развитие речи 4 лет ребенку

Присоединяюсь. Спасибо большое, у меня всего 3 стишка было, теперь большой запас.

Спасибо Вам за интересный и полезный материал!!!

Развивающие игры для пальчиков рук для развитие речи 4 лет ребенку

Развивающие игры для пальчиков рук для развитие речи 4 лет ребенку

Развивающие игры для пальчиков рук для развитие речи 4 лет ребенку

Увидели ошибку?

выделите фрагмент текста мышкой и нажмите «ctrl+enter»
ошибки в отзывах пользователей не исправляются

Источник