Развивающая среда для ребенка 5 лет

Развивающая среда для ребенка 5 лет thumbnail

Рекомендации по созданию развивающей среды

для ребенка дома.

В дошкольном учреждении обстановка всех помещений служит одной задаче — воспитанию и развитию ребенка в коллективе. Но семейное воспитание представляется для ребенка более естественным — ребенок растет в привычных домашних условиях, с соблюдением физиологичного режима, без лишних стрессов и перегрузок.

Задача родителей состоит в умении моделировать развивающую среду, которая бы позволила ребенку проявить творческие способности, познавать язык искусств, экспериментировать, реализовывать познавательные и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе. Условия, созданные для развития ребенка в семье, определяют, как он будет учиться, будет ли стремиться к получению новых знаний. Поэтому так важно грамотно создать развивающую среду для ребенка-дошкольника в условиях семейного воспитания.

Так что же такое развивающая среда в контексте семейного воспитания? Это материальное окружение, организованное с целью предоставления большего пространства для познания окружающего мира.

Главный девиз в создании развивающей среды «Помоги мне сделать это самому». Это значит, что взрослым необходимо только создать специальные условия, в которых ребенок сможет самостоятельно познавать окружающий мир, то есть родителям надо:

— создать развивающую среду, предоставив объекты для изучения (специальные подобранные игрушки, материалы, инструменты, пособия, мебель и т.д.);

—  не мешать ребенку самостоятельно приобретать знания, помогая только в случае необходимости, или если ребенок сам об этом попросит.

В семье игры и игрушки для самостоятельного активного целенаправленного действия ребенка во всех видах деятельности (игровой, двигательной, изобразительной, театрализованной и др.) можно разместить по аналогии с ДОУ, в «зонах», содержащих разнообразные материалы для игр и занятий.

Содержание «зон» нужно периодически (раз в месяц) менять. Это касается игрушек, материалов для продуктивной деятельности (лепки, конструирования, аппликации и т.д.).

Существуют гендерные игрушки: для девочек — это куклы, коляски, для мальчиков — машины, пистолеты, но могут быть и общие, важные   в воспитании и девочек и мальчиков.  Это конструкторы, обучающие игры (лото, шахматы, шашки, домино с      картинками), спортивные и музыкальные игрушки.        

 В перечень игрушек для детей 5-6 лет включаем:

—  наборы мелких фигурок (5–7 см): домашние и дикие животные, динозавры, сказочные персонажи, солдатики (рыцари, богатыри), семья;

—   наборы посуды (крупных, средних и маленьких размеров);

—   наборы масок;

—   телефон, часы;

— различные виды сборно-разборного транспорта (наземного, воздушного, водного, космического);

—   набор: железная дорога (мелкая, сборно-разборная, механическая или электрифицированная);

—   замок, крепость, город, ширмы;

—   ящик с мелкими предметами-заместителями;

—   емкость с лоскутами, мелкими и средними, разного цвета и фактуры;

— настольно-печатные игры (пазлы, игры-ходилки, на составление  целого и частей);

—  подборка из бросового материала: бумажные коробки, цилиндры, катушки, конусы, пластиковые бутылки, пробки и т.п.;

—  подборка из природного материала (шишки, мох, желуди, морские камешки, пенька, мочало, семена подсолнечника, арбуза, дыни, остатки цветных ниток, кусочки меха, ткани, пробки, сухоцветы, орехи, соломенные обрезки, желуди, ягоды рябины и др., бечевка, шпагат, тесьма, рогожка);

—  разнообразные изобразительные материалы (карандаши, фломастеры, краски гуашевые и акварельные, мелки восковые и пастельные, пластилин, бумага разного формата, фактуры и цвета), трафареты, раскраски;

—  энциклопедии, книги;

—  наборы букв и цифр.

Важно понимать, что взрослый выступает как помощник, соратник в построении игрового пространства, но ни в коем случае не как его организатор и авторитарный руководитель. Поэтому взрослый создает среду, максимально дающую свободу деятельности и активности ребенка.

Источник

Татьяна Еракова
Рекомендации к созданию игровой среды в домашних условиях (5–7 лет)

Рекомендации к созданию игровой среды в домашних условиях

При описании классического подхода к проектированию предметно-развивающей и игровой среды семейного воспитания и домашнего обучения не буду повторять известных истин и переписывать учебные и методические пособия, посвященные данной проблеме. Обычно проблемы заключаются не в том, что родители не верят в развивающий потенциал детских игрушек и не желают создавать и совершенствовать предметно-развивающую среду дома. Напротив, современные родители много читают и следят за всеми новинками в интернет-магазинах, используют массу всевозможных пособий и интерактивных игр в общении с ребенком. Проблема заключается в несоответствии последних возрастным и индивидуальным особенностям детей, в своеобразном форсировании их развития на фоне обеднения эмоционального фона предметно-практического общения родителей с ребенком. Поэтому основное содержание представленного далее материала построено как методические рекомендации для родителей, учитывающие их интересы и установки на развитие и обучение ребенка, их затруднения и опыт «маленьких побед».

Игровая среда для дошкольников

Игрушки для детей 5—6 лет

В дополнение к игрушкам для сюжетно-ролевой игры (4—5 лет)необходимы:

• наборы мелких фигурок моряков и солдат разных видов войск;

• наборы кукольной мебели (спальня, столовая, кухня, гостиная); мелкого и среднего размера, предметы домашнего обихода (сумки, корзинки, щетки, наборы для штопки и др.);

• комплекты одежды и обуви (сезонной, профессиональной, праздничной, комплект белья для куклы-младенца;

• приборы, инструменты, шаблоны, отображающие разные профессии (бинокль, штурвал, почтовый ящик, якорь, лекала и др., предметы одежды, отражающие роль (халаты, бескозырки, пилотки, шлемы и др.);

• разнообразные инерционные игрушки (транспорт, набор «Железная дорога», селькохозяйственная и военная техника, светофор, набор дорожных знаков;

• настольные игры (мозаика, шашки, шахматы, разнообразные игровые наборы с правилами — «Четвертый лишний», «Парочки», «Разложи по порядку», домино «Океан», «Транспорт», «Геометрические фигуры»; лото «Кто где живет», «Зоологическое», «Ботаническое»; игры с кубиками и фишками, развивающие игры — «Колумбово яйцо», «Танграм», «Уникуб» и др., цельнофигурные пазлы;

• строительный материал мелкого, среднего и крупного размера, тематические строительные наборы («Зоопарк», «Птичий двор», «Город будущего», «Архитектор» и др., тканевые и кожаные мягкие конструкторы, металлические, деревянные и пластмассовые конструкторы, водяной конструктор, трафареты и схемы для конструирования, материалы для создания игрушек-самоделок;

•музыкальные игрушки: музыкальные книжки, открытки и лесенки, образные игрушки из нескольких персонажей, озвученных разными по высоте звуками; клавишные, струнные, духовые и ударные музыкальные инструменты;

•игрушки-забавы: летающие колпачки, бильбоке, заводные игрушки, футбол и хоккей, наборы фокусов. Для старших дошкольников такие игрушки могут быть не только готовыми, но и сборно-разборными, причем конструкция и принцип их действия должны быть доступны пониманию ребенка;

•театральные игрушки: наборы готовых игрушек или заготовок и полуфабрикатов для изготовления объемных или плоскостных персонажей и элементов декораций настольного театра; фланелеграф или магнитная доска, наборы плоскостных фигурок и декораций из бумаги на ворсовой основе или соответственно на безопасном магните;

•празднично-карнавальные игрушки: атрибуты костюмов и маски, игрушки-сюрпризы с эффектами, имитирующими фейерверк (без применения огня и воспламеняющихся материалов);

•народные игрушки: дымковская, филимоновская, каргопольская, белорусская;

• пластилин, мелки, краски; бумага цветная разных видов, ножницы, клей-карандаш;

• мягкие мячи для помещения, колодки, бильбоке, кольцеброс; для улицы — самокат, велосипед, мячи, скакалка, летающие тарелки, серсо, кегли и городки, ракетки и воланчики, совки и другие принадлежности для песка.

Источник

Светлана Кулакова
Развивающая среда в группе общеразвивающей направленности детей возраста 4–5 лет

Как организовать предметно-развивающую среду ДОУ? Этот вопрос на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.

Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ.

Требования ФГОС к развивающей предметно — развивающей среде:

1. предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.

2. доступность среды,что предполагает:

2.1 доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс.

2.2. свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.

Принципы построения развивающей среды в ДОУ.

Принцип дистанции, позиции при взаимодействии ориентирует на организацию пространства для общения взрослого с ребёнком «глаза в глаза», которая способствует установлению оптимального контакта с детьми. Реализуется путём подбора мебели с учётом возраста детей.

Принцип активности, возможности её проявления и формирования у детей и взрослых путём их участия в создании своего предметного окружения. Реализуется участием детей и взрослых в создании игр, атрибутов для театрализованной деятельности, сюжетно-ролевых игр, настольного театра.

Принцип стабильности – динамичности, предусматривает создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроениями, меняющимися возможностями детей. Реализуется с помощью мобильности мебели, изменения уголков в соответствии с возрастом детей.

Принцип комплексирования и гибкого зонирования, реализующий возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяющий детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.

Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого, осуществляемый при оптимальном отборе стимулов по количеству и качеству.

Принцип эстетической организации, сочетание привычных и неординарных элементов.

Принцип открытости – закрытости. Среда готова к изменению, корректировке, развитию.

Принцип «половых и возрастных различий» как возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе эталонами мужественности и женственности.

Модель развивающей среды нашей средней группы создавалась с учётом вышеизложенных принципов.

Она построена таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Наша работа начинается с утреннего приёма детей в группу. Приём детей осуществляется в раздевалке группы, где находятся индивидуальные шкафчики для детей

Здесь же расположен информационный уголок для родителей, куда помещается необходимая информация по детскому саду, консультации и советы родителям; доска для детского творчества.

Развивающая среда в группе общеразвивающей направленности детей возраста 4–5 летРазвивающая среда для ребенка 5 летРазвивающая среда для ребенка 5 лет

Наличие учебной (интеллектуальной, игровой (творческой, бытовой зон и зоны отдыха позволяет использовать помещение группы наилучшим образом. Каждая зона выдержана в определённой цветовой гамме с учётом детского восприятия. Стены в группе выкрашены в светло-зелёный цвет,. Это создаёт положительный эмоциональный настрой детей. Весь интерьер спальни выдержан в голубовато-розовой гамме, что способствует приятному отдыху и спокойному сну детей.

Учебная зона расположена таким образом, чтобы свет на рабочие столы попадал с левой стороны. Столы для занятий размещены в соответствии с нормами СанПиНа. Доска находится на уровне глаз детей.

Создавая развивающую среду, мы учитывали возрастные и индивидуальные особенности детей. Каждый стол промаркирован в соответствии с ростом детей.

В учебной зоне размещены: центр творчества, мастерская, уголок природы, минибиблиотека, уголок сенсомоторного развития, центр экспериментирования, уголок музыкального развития, патриотический уголок. Такое размещение связано с тем, что расположенные рядом столы и стулья позволяют использовать эти «функциональные помещения» как на занятиях, так и в свободной деятельности, в индивидуальной работе с детьми.

Целью центра творчества является формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изодеятельности, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности. В этом центре дети обычно проводят много времени, рисуя, создавая поделки из пластилина, вырезая из бумаги и т. д.

Развивающая среда для ребенка 5 лет

Работы детей мы размещаем в раздевалке на доске творчества. Поделки из пластилина размещаются на специальной подставке в форме лесенки.

Развивающая среда для ребенка 5 лет

Часть учебной зоны выделена под мастерскую, где находятся материалы для конструирования, а также игры по ориентировке в пространстве. Материал по конструированию классифицирован по форме и размеру и хранится в специально отведённых для него коробках. Крупный напольный строительный материал размещён в игровой зоне, в специальных контейнерах, так как свободное пространство на полу даёт возможность сооружать постройки, в которые дети любят забираться и играть. Для обыгрывания готовых построек имеются наборы разных мелких игрушек.

В мастерской помещён также природный материал, для изготовления поделок, который дети и родители сами собирают. Он хранится в специальных ёмкостях.

Развивающая среда для ребенка 5 лет

Уголок природы расположен непосредственно у окна.Цель: обогащение представления детей о многообразии природного мира, воспитания любви и бережного отношения к природе, приобщение детей к уходу за растениями и животными, формирование начал экологической культуры, что является приоритетным направлением в развитии детского сада. Здесь мы создаём условия для наблюдения за комнатными растениями, аквариумными рыбками, учим детей правильному уходу за ними.

Развивающая среда для ребенка 5 лет

Для наблюдения за временами года, за сезонными изменениями в природе мы изготовили экологическое панно, которое постоянно дополняется и изменяется в зависимости от времени года.

Развивающая среда для ребенка 5 летРазвивающая среда для ребенка 5 летРазвивающая среда для ребенка 5 лет

Рядом расположен центр экспериментирования, где мы проводим простейшие опыты, развиваем мышление детей, любознательность, познавательную активность.

Предметное наполнение центра экспериментирования включает в себя:

1. Микроскоп

2. Лупа, большая и маленькая

3. Ёмкости для воды

4. Ёмкость с песком

5. Камешки плавающие и тонущие

6. Шарики воздушные

7. Формочки с крышками

8. Палочки разной длины

9. Нитки, проволока

10. Металлическая ёмкость

Наша группа называется «Капитошка». Символом группы является Капелька которую нам помогли изготовить родители

Нами собран литературный материал про Капельку (стихи, сказки, рассказы, загадки, пословицы, которые дети с интересом слушают. С удовольствием сами придумывают истории про Капельку. Эта игрушка помогает нам приучать детей бережно относиться к водным ресурсам. Это пособие имеет развивающее значение. Его можно использовать практически в любых видах деятельности и на всех видах занятий.

Также мы используем эту игрушку для ознакомления детей с эмоциональным состояние человека (радость, грусть и т. д.) она стала настоящим другом детей.

Развивающая среда для ребенка 5 лет

Для обеспечения богатства сенсорных впечатлений создан уголок сенсомоторного развития, предназначенный также для развития мелкой моторики, тактильных ощущений. Здесь дети учатся застёгивать пуговицы, завязывать ленточки, шнурки и др.

Минибиблиотека представляет собой столик с полочками для книг и иллюстраций к сказкам, произведениям Все книги и иллюстрации обновляются 1 – 2 раза в месяц. Новые книги выставляются в соответствии с программой по чтению.

Развивающая среда для ребенка 5 лет

Моделируя развивающую среду, мы выделили часть учебной зоны, где разместили материалы по окружающему миру, математике, развитию речи, наборы дидактических игр, картотеки стихов и загадок, диапроектор с диафильмами.

Уголок музыкального развития способствует формированию интереса к музыке, знакомит с музыкальными инструментами. Дети учатся играть простейшие мелодии на различных музыкальных инструментах. Патриотический уголок, расположенный в учебной зоне, отражает приоритетное направление развития детского сада, способствует формированию патриотических чувств, знакомит детей с символикой нашей страны, города.

Развивающая среда для ребенка 5 лет

Игровая зона находится с правой стороны группы.

Она позволяет создавать условия для творческой деятельности детей, развития фантазии, формирования игровых умений, реализации игровых замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений между детьми

В центре игровой зоны на полу находится ковёр – место сбора всех детей.

Игровая зона оснащена уголками и атрибутами для сюжетно – ролевых игр, подобранных с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, куклами, машинами, игрушечными дикими и домашними животными.

Здесь расположен центр сюжетно – ролевых игр («Семья», «Больница»,«Магазин» и т. д.);

Развивающая среда для ребенка 5 летРазвивающая среда для ребенка 5 лет

Центр «Мы строители»

Есть уголок ПДД.

Развивающая среда для ребенка 5 лет

Центр настольно – печатных игр.

В группе имеется доска из ковролина. Дети любят рисовать на нем шерстяными ниточками; играют плоскостными изображениями героев сказок

Развивающая среда для ребенка 5 лет

Наша развивающая среда соответствует интересам мальчиков и девочек.

Например, для девочек есть швейные машинки, утюги, куклы, пупсы, игрушечный домик для кукол;

для мальчиков – наборы инструментов, солдатиков, военной техники.

В обстановку группы, кроме предметов, предназначенных для детей нашей возрастной группы, включены некоторые игры и атрибуты, ориентированные на детей постарше. Так называемая «зона ближайшего развития»

В игровой зоне располагается уголок ряжения.

Развивающая среда для ребенка 5 лет

Имеется уголок настольного театра, способствующий стимулировать творческие замыслы, индивидуальные творческие проявления.

Развивающая среда для ребенка 5 лет

Все игрушки игровой материал размещён таким образом, чтобы дети могли свободно им играть и убирать на место. Для этого имеются стеллажи, шкафы, выдвижные ящики. Игровой материал и игрушки соответствуют возрасту детей и требованиям СанПиНа.

Для воспитания у детей эмоциональной отзывчивости, эмоционально-волевой сферы и определения настроения каждого ребёнка в нашей группе разработан уголок настроения.

В нашей развивающей среде существует уютное место для отдыха. В спальне находятся кровати для дневного сна детей, а также уголок уединения и релаксации. Предметное наполнение уголка включает в себя мягкое кресло. Здесь ребёнок может отдохнуть от шума, посидеть с любимой игрушкой.

Развивающая среда для ребенка 5 летРазвивающая среда для ребенка 5 лет

А в групповой комнате расположен

диван, где дети могут отдохнуть.

Развивающая среда для ребенка 5 лет

Модель нашей развивающей среды включает инновационные компоненты в виде мини-музеев. Такой мини-музей ракушек расположен в групповой комнате. В создании мини-музея активное участие принимают родители и дети нашей группы.

Развивающая среда для ребенка 5 лет

Создавая нашу развивающую среду мы постарались сделать её информативно богатой, что обеспечивается разнообразием тематики, многообразием дидактического и информационного материала. Все компоненты развивающей среды сочетаются между собой по содержанию, художественному решению, обеспечивают содержательное общение взрослых и детей

Источник