Развиваем память и внимание у ребенка в 2 года

Валентина Михайлова
Развитие памяти у детей 2–3 лет

Развитие памяти у ребенка 2-3 лет.

Родители часто недоумевают, почему их малыш с трудом разучивает стишок, который задали к празднику, а полюбившиеся песенки или стихи запоминает легко и может повторять их бесконечно? От чего зависят способности к запоминанию? И самое главное, можно ли развить память ребенка в раннем возрасте?

Развитие памяти заключается в качественных изменениях составляющих ее процессов и в трансформации содержания фиксируемого материала. Это очень важно для детей и в повседневной жизни, и в учебе. Развитие памяти – предпосылка к успешному и разностороннему познанию мира, усвоению новой информации. Чем больше внимания родители уделяют развитию различных видов памяти, внимания и воображения малыша, тем выше интеллектуальный потенциал их ребенка. Именно поэтому во все наиболее действенные методики раннего интеллектуального развития обязательно включаются упражнения и игры на развитие всех видов памяти, которые будут описаны далее.

Так что же такое память?

Память – это отражение прошлого опыта. Она основана на трех процессах – запоминании, сохранении и воспроизведении.

Запоминание – это процесс образования и закрепления в нервных клетках коры головного мозга информации в виде нервных импульсов, передающихся по отросткам этих клеток друг другу. В результате этого устанавливаются новые нервно-рефлекторные связи – пути поступления и извлечения информации. Кроме того, при запоминании происходит установление связи между новыми и уже существующими путями. Связь между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, отраженными в нашем сознании и закрепленными в нашей памяти, называют ассоциацией. Без ассоциаций невозможна нормальная психическая деятельность человека, в том числе и запоминание.

Поступающая информация сохраняется в нашей памяти в виде памятного следа – диграммы. В ее формировании и сохранении принимают участие, вероятно, все клетки головного мозга. Но науке пока точно неизвестно, в каком виде хранится этот памятный след. Сформировавшаяся энграмма очень устойчива и может сохраняться в течение всей человеческой жизни, но ее извлечение, то есть воспоминание чего-либо, может быть сопряжено с большими трудностями. Однако доказано, что при обучении и тренировках памяти число связей между нервными клетками становится все больше и больше, они приобретают устойчивость, что приводит к более легкому извлечению энграммы. На решение этой задачи направлены упражнения и тренинги по развитию памяти. Процесс сохранения информации в памяти включает в себя:

• сохранение памятного следа;

• сохранение связей в мозге.

Благодаря запоминанию и сохранению становится возможным воспроизведение информации, а также ее узнавание (припоминание).

Воспроизведение – процесс появления в сознании ранее воспринятой информации, выполнение заученных движений. При воспроизведении образы, закрепленные в памяти, «оживают» быстро, без вспомогательной, опорной информации. Так, например, когда человеку объясняют, как пройти куда-либо,то помимо названия улицы и номера дома сообщают различную дополнительную информацию: что на пути попадутся магазин, школа, светофор. Когда он в следующий раз идет по тому же адресу, то для поиска нужного объекта вспомогательная информация не требуется, припоминание происходит быстрее. Это и называется хорошей памятью. Но чтобы добиться буквально автоматического воспроизведения нужной информации, необходимо неоднократное ее повторение.

Виды проявления памяти чрезвычайно многообразны. В основу видовой классификации памяти положены пять основных критериев (признаков).

1. Объект запоминания. В зависимости от того, что именно воспринимает и воспроизводит человек, различают четыре основных вида памяти:

– двигательная (моторная)память движений и их систем. Благодаря двигательной памяти ребенок приобретает навыки ходьбы, письма, учится манипулировать предметами, танцевать и т. д. Если бы не было памяти на движения, то каждый раз нам приходилось бы заново учиться совершать необходимые действия;

– наглядно-образная, способствующая хорошему запоминанию лиц, звуков, цветов, форм предметов и так далее. Например, при хорошо развитой образной памяти воспоминания обладают ярко выраженным наглядным, образным характером. Часто вспоминаемый предмет представляется так живо и ярко, как будто человек вновь его воспринимает;

– словесно-логическая (или словесно-смысловая, которая позволяет запоминать информацию с помощью слов, опосредованно, с помощью смысловой структуры. Содержанием данного вида памяти являются наши мысли. Словесно-логическая память существует только у человека, в отличие от двигательной, эмоциональной и образной, которые есть и у животных. Весь процесс усвоения знаний в процессе школьного обучения в основном строится с опорой на словесно-логическую память;

– эмоциональная память, при которой запоминаются пережитые чувства, эмоции и события. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают как сигналы, которые побуждают к действию либо удерживают от него. Способность сочувствовать, сопереживать другому человеку основана на эмоциональной памяти.

2. Степень волевой регуляции памяти. По этому признаку память делится на произвольную (которая используется, если нужно запомнить что-либо, и сам процесс требует усилий от человека) и непроизвольную (задача запоминания не ставится, это происходит само собой).

3. Длительность сохранения информации в памяти.В зависимости от времени сохранения информации выделяют:

– кратковременную память, позволяющую удерживать полученную информацию в течение короткого времени. Здесь может храниться очень ограниченное количество информации – 7 ± 2 единиц материала. Кратковременную память можно рассматривать как пропускной пункт, минуя который, никакая информация не сможет попасть в долговременную память. Все процессы памяти начинаются именно с кратковременной памяти;

Читайте также:  На море с ребенком 2 года за и против

– оперативную память, обеспечивающую кратковременное запечатление следов, необходимое для выполнения какого-либо действия или операции. Например, когда мы решаем задачу, то удерживаем «в уме» какие-то промежуточные результаты. Но в процессе продвижения к конечному результату промежуточные решения забываются;

– долговременную память, для которой характерно сохранение информации в течение длительного времени при условии многократного ее повторения и воспроизведения. Здесь содержится огромный объем различной информации, знаний, умений и навыков.

4. Модальность запоминания. В зависимости от того, какой анализатор принимает наибольшее участие в процессе запоминания, выделяют следующие виды памяти:

– зрительную память;

– слуховую память;

– осязательную память (ощущения от прикосновений);

– двигательную память;

– пространственную память.

5. Способ запоминания. В зависимости от способа запоминания выделяют непосредственную и опосредованную память. При непосредственном (механическом) запоминании процесс сохранения информации происходит без участия мышления, то есть без осмысления материла, без установления логической структуры и использования ассоциативных приемов запоминания.

Особенности памяти малышей

Развитие памяти зависит от условий жизни ребенка, его воспитания и обучения.

Под влиянием внешних воздействий в мозге ребенка начинают образовываться временные связи, которые и составляют физиологическую основу памяти. Уже в середине первого месяца жизни у младенца можно наблюдать образование простейших условных рефлексов. Так, двухмесячный младенец, привыкший к тому, что его перед кормлением берут на руки, начинает затихать и искать губами грудь матери, как только его вынут из колыбели. Несколько позднее, к концу первого полугодия жизни, у ребенка появляется узнавание.

Например, появление матери, которая повседневно заботится о ребенке,вызывает у него положительную реакцию: он улыбается, всплескивает ручками, издает тихие звуки. Такое узнавание требует установления более сложных временных связей между ответными реакциями ребенка и определенным комплексом раздражителей. Постепенно у младенца расширяется круг узнаваемых предметов. Вслед за узнаванием появляется воспоминание. Ребенок, например, пытается искать исчезнувшую вещь, поворачивая голову в сторону.

Это говорит о том, что у него возникает воспоминание о предмете, который в данный момент не воспринимается. Первоначально промежуток времени, в течение которого удерживается в памяти какое-нибудь впечатление, очень незначителен. Годовалый ребенок воспринимает лишь то, что случилось несколько дней назад. К 3 годам длительность сохранения воспоминаний увеличивается до нескольких месяцев. Прочность и длительность запоминания у 4-, 5-летнего ребенка становятся настолько значительными, что ряд впечатлений, полученных в этом возрасте, сохраняется на всю жизнь.

Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению. Память дошкольников носит в основном непроизвольный характер. Малыши еще не умеют ставить перед собой задачу запомнить и не воспринимают такое задание от взрослых. Непроизвольно запечатлевается тот материал, который включен в активную деятельность. Запоминание и припоминание происходят независимо от воли и сознания ребенка и зависят от характера его деятельности.Именно поэтому новые знания должны иметь для крохи какое-то значение: чем больше эта информация соприкасается с его интересами, тем легче он ее запомнит.

Воспоминания дошкольника обладают ярко выраженным наглядным, образным характером.

Наглядный материал (предметы и их изображения) в дошкольном возрасте запоминается значительно лучше, чем отвлеченные положения. Из словесного материала значительно лучше удерживаются в памяти образные описания, особенно когда они носят художественный, эмоционально-выразительный характер. Когда, например, малышу дают какой-нибудь материал (игрушки, кубики, картинки, не ставя перед ним специальной задачи его запомнить, то, играя с ним, сооружая из него постройки и т. п., он очень хорошо его запоминает.

Но если, дав ему такой же материал, настойчиво требовать, чтобы он обязательно его запомнил, ребенок растерянно сидит над ним, ничего не делая, и в конце концов ничего не запоминает. Память как особая целенаправленная деятельность – как произвольное запоминание и припоминание – у детей этого возраста еще не сложилась.

В середине дошкольного возраста под влиянием воспитания постепенно начинают складываться произвольное запоминание и припоминание. Участвуя в коллективных играх и организованных занятиях, ребенок постепенно научается запоминать то, что требуют от него окружающие, на что указывает воспитатель. В процессах памяти возрастает роль слова, второй сигнальной системы.

Произвольное запоминание и припоминание возникают первоначально в особо благоприятных условиях. Для ребенка-дошкольника очень важно, чтобы выполнение задачи запомнить что-либо подкреплялось достижением непосредственного результата в его практической деятельности.Если просто сказать ребенку-дошкольнику: «Запомни это!», то такая инструкция в большинстве случаев не достигает цели, так как она не связана с его деятельностью. Но если задача запомнить связывается с выполнением какого-нибудь ответственного задания, даваемого взрослым, или же входит в содержание занимательной игры, то задача ребенком принимается, и он начинает активно стремиться к ее разрешению.

На первых порах произвольное запоминание у дошкольника носит очень несовершенный характер. Ребенок не владеет приемами запоминания, он еще не знает, что нужно сделать для того, чтобы лучше запомнить. Постепенно при правильной организации воспитательной работы к концу дошкольного возраста ребенок научается сознательно пользоваться простейшими приемами памяти. Для того чтобы запомнить какой-нибудь материал, ребенок внимательно с ним знакомится, повторяет его несколько раз, стремится установить соответствующие связи и т. д.

Читайте также:  Сколько дней можно давать зиртек ребенку 2 года

В развитии произвольной памяти у дошкольника решающую роль играет организация воспитательной работы. Задачу запоминания, приемы запоминания и припоминания ребенок не изобретает сам, их организует взрослый. Взрослый предлагает ребенку запомнить то или другое, организует деятельность, при которой эта задача может быть разрешена, указывает некоторые приемы, способствующие лучшему запоминанию, и т. д. Когда ребенок приобретает известный опыт в этом отношении, он и сам начинает ставить перед собой задачу запоминания, по собственной инициативе произвольно запоминает или припоминает необходимый материал. Развитие произвольной памяти имеет важное значение для подготовки ребенка к школьному обучению.

Объем запоминаемого будет зависеть от состояния зрительного и слухового восприятия и внимания. Поэтому с раннего возраста необходимо развивать у детей эти способности и речь, чтобы содействовать развитию всех видов памяти. На развитие памятитакже влияет уровень умственных способностей: чем больше малыш умеет делать, чем активнее он размышляет над чем-либо, тем больше он в состоянии запомнить. По мере взросления ребенка развиваются его умственные способности, и с ними вместе развивается память (Запорожец А. В., 1953)

Как развивать память у ребенка?

В дошкольный период память развивается очень интенсивно, поскольку дети начинают задавать множество вопросов и получают огромное количество информации. Это сензитивный период развития памяти, в который по скорости развития она опережает все остальные функции. Вот чем объясняется легкость, с которой 3-, б-летние детишки запоминают стишки, сказки, считалки, загадки, а также все необычное и красочное. Желание запомнить надо всячески поощрять, учить кроху запоминанию с помощью игр и упражнений, контролировать правильность усвоения информации.

Кроме реализации всех общих условий, способствующих развитию памяти, стимулировать этот процесс помогут специальные упражнения и игры. Как только малыш произнес первые слова, с ним можно обсуждать все,что происходит вокруг: что видели на прогулке, чем занимались утром, что ели на завтрак, с какими игрушками возились в песочнице. Сначала, конечно, перечислять все это будут взрослые, но постепенно кроха присоединится к игре. Чтение книг, заучивание стихов, разгадывание загадок, головоломок, ребусов – все это, помимо общего развития, прекрасно развивает память.

Читая с малышом книгу или заучивая стишок, мы тем самым развиваем его словесно-смысловую память. Особое внимание стоит обратить на то, что при чтении дети обычно следят за сюжетом, пропуская подробности и описание персонажей, явлений, поэтому читать им одну и ту же сказку, стишок, рассказ придется неоднократно.Затем можно задавать вопросы о прочитанном:

• что происходило в сказке?

• кто что делал?

• как выглядел?

• что плохо, что хорошо? и т. д.

Важно, чтобы ребенок рассказывал об описываемых событиях последовательно и логично. С этим способом развития памятислишком поторопиться просто невозможно: уже в 1,5-2 года дети с удовольствием перечисляют героев стишка или сказки. К 5 годам задачу можно усложнить, побуждая малыша пересказывать рассказы.

Для успешного развития памяти малыша родителям будет полезно знать некоторые «секреты памяти» – определенные закономерности, помогающие в запоминании материала.

Источник

Развивающие игры для детей группы раннего возраста в детском саду

Игры для развития памяти и внимания у детей младшего дошкольного возраста

Игра «Кто с рогами?».

Цель: развивать память, внимание.

Описание: воспитатель, рисуя животных, например, зайца, козу, корову, оленя, кошку, лису, собаку, «забывает» нарисовать рога (уши, хвосты) тем, у кого они должны быть. Предложить ребенку показать этих животных, дорисовать рога (уши, хвосты). Если дорисовать недостающие части тела животных ребенку сложно, закончить рисунки самим. Повторить, какие из животных дикие, а какие домашние. Кто где живет; кто как «кричит».

Игра «Что умеет делать кошка?».

Цель: развивать речь, память, внимание.

Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображениями различных животных.

Описание: показать ребенку картинку с изображением животного и спросить, что умеет делать это животное. Например, кошка — мяукает (изобразить), ловит мышей, бегает, прыгает, мурлыкает. Собака — лает, сторожит дом, выполняет команды, кусается и т. п.

Игра «Куда уместится кошка?».

Цель: развивать воображение, речь, память, навыки сопоставления.

Описание: предложить ребенку изобразить знакомое ему животное (кошку, собаку, козу и т. п.), придумать места, куда оно могло бы поместиться. Например: «Кошка поместится в квартиру? А вот в эту коробку (показать) она поместится? А в сумку? А в карман?» (Пусть ребенок сам придумает места, куда можно пристроить кошку.)

Игра «Я вижу цветок».

Цель: развивать внимание, память.

Описание: предложить ребенку угадать, о каком цветке пойдет речь. На прогулке выбрать растение и, не показывая его ребенку, описать. Потом попросить ребенка найти цветок. Например: «Я вижу цветок с желтой серединкой и белыми лепестками». (Ромашка.) Можно описывать деревья, птиц, животных.

Игра «Диван или тарелка?».

Цель: развивать внимание, навыки классификации предметов.

Читайте также:  Ребенок 5 лет на все говорит нет 2 года

Описание: если взрослый называет предмет посуды, ребенок хлопает в ладоши. Если предмет мебели — топает ногой. Перечисляя предметы, называть объекты из других категорий вещей, например: фрукты или овощи, одежду или обувь и т. п.

Игра «Вспомни и покажи».

Цель: развивать память, внимание.

Игровой материал и наглядные пособия: 4 карточки с разными картинками (зайчик, цветок, солнышко).

Описание: разложить картинки перед ребенком, рассмотреть их. Затем перевернуть изображениями вниз, не изменяя их местоположение. Предложить ребенку показать, где спряталась та или иная картинка: «Сейчас мы проверим, кто здесь прячется? Молодец, правильно показал!»

Раскрыв все карточки, поменять их местами, фиксируя на этом внимание ребенка. Вновь перевернуть и повторить игру.

Игра «За покупками».

Цель: развивать память, внимание, навыки обобщения предметов по их свойствам.

Описание: сделать импровизированный «магазин» с широким ассортиментом «товаров». Предложить ребенку сходить за «покупками». Перечислить то, что необходимо купить: «Сходи в магазин и купи 1 кубик и 2 детали от конструктора». И т. п. Сначала список товаров может ограничиваться двумя-тремя единицами, в дальнейшем количество вещей увеличивается. Если ребенок не справляется с заданием, помочь ему, сходить в «магазин» вместе, выбирая покупки, провести сравнительный анализ: «Нам надо купить 2 кубика, 1 красный, 1 синий. Давай их поищем. Вот лежит кубик, он красный? Нет? А может быть, он синий? Нет, конечно, он зеленый. Зеленый кубик нам пока не нужен». И т. п. Можно играть в «специализированные» магазины: «Одежда», «Игрушки», «Хозтовары».

Игра «Собери картинку».

Цель: развивать память, внимание, мелкую моторику.

Игровой материал и наглядные пособия: крупная яркая картинка с изображением одиночного предмета.

Описание: разрезать картинку пополам, показать ребенку, как из двух половинок можно составить целое изображение. Усложняя задание, разрезать картинку на четыре части, но желательно, чтобы в этом случае перед глазами у ребенка была картинка-образец. Помочь ему, комментируя свои действия:

«Это что такое? Это хвост собачки. Давай посмотрим, где у собаки должен быть хвост». И т. д.

Игра «Зайцы бывают…».

Цель: развивать внимание, координацию движений.

Описание: взрослый описывает какое-нибудь животное, а ребенок должен изобразить его действием, например: «Зайцы бывают длинноухие (машет руками над головой, изображая уши), прыгучие (прыгает), маленькие (присаживается на корточки)».

Игра «Веселый заяц».

Цель: развивать внимание, координацию движений, моторику.

Игровой материал и наглядные пособия: 2 мягкие игрушки.

Описание: объяснить ребенку, что игрушка педагога будет показывать движения, а игрушка ребенка должна их повторить. Затем поменяться ролями.

Педагог читает веселое стихотворение:

Шаг ногой, теперь — другой.

Покивай мне головой.

Помаши передней лапой,

Покажи, как машешь папе.

Вправо, влево наклонись,

Не зевай и не ленись!

Игра «Сложи домик».

Цели: развивать внимание; помочь изучить цвет и форму предметов.

Игровой материал и наглядные пособия: геометрические фигуры для складывания домиков (прямоугольники, треугольники, квадраты).

Описание: разложить перед ребенком фигуры разного цвета. Предложить собрать все домики из деталей одинакового цвета. Придумать, кто будет жить в этих домиках. Затем от имени «жильцов» внести предложения по переустройству жилища, например: «Зайка из синего домика хочет, чтобы ты поменял ему крышу. Вместо синей поставил красную. А мышка из желтого домика хочет, чтобы окно у нее стало квадратное».

Игра «Геометрический магазин».

Цель: познакомить с формой предметов.

Игровой материал и наглядные пособия: игрушки с четкими геометрическими формами: мяч, кубики, воздушные шары, домино, кольца от пирамидки, формочки для песка и т. п., геометрические фигуры, вырезанные из картона.

Описание: пригласить ребенка в «магазин». Показать ему вырезанные фигурки и объяснить, что здесь игрушки продаются за деньги, по форме соответствующие геометрическим фигурам (кругу, квадрату, прямоугольнику), но только в том случае, если форма выбранной игрушки соответствует вырезанной геометрической фигуре. Например, мяч можно купить за картонный круг, кубик — за квадрат, домино — за прямоугольник и т. д. Можно усложнить задание, объяснив ребенку, что, например, за два квадрата можно купить два кубика, за три круга — три кольца от пирамидки.

Игра «Сделай как я».

Цели: помочь изучить форму предметов; развивать умение соотносить плоскостные и объемные фигуры.

Игровой материал и наглядные пособия: шар, куб, конус, цилиндр; геометрические фигуры, вырезанные из картона; кукла; нарисованный человечек.

Описание: отдать ребенку картонные фигуры, объемные берет воспитатель. Предложить нарисованному человечку поиграть с куклой. Кукла будет создавать конструкции из объемных фигур, а человечек — из вырезанных. Поставить куб на цилиндр, предложить ребенку повторить действия, но с картонными фигурами. Поменять местоположение игрушек: шар на куб, конус на цилиндр и т. д. Затем поменяться образцами. Теперь воспитатель раскладывает плоские фигуры, а ребенок играет с объемными.

Похожие статьи:

Игры на развитие речи для детей 2-3 лет

Сюжетно — ролевые игры в магазин в младшей группе

Развивающие игры для детей 3-4 лет в детском саду. Картотека

Игры на развитие речи и мышления у дошкольников 3-4 лет

Развивающие игры для дошкольников 3-5 лет о животных

Источник