Развитию ребенка в элементарной трудовой деятельности относятся
Шишкина Александра
Особенности трудового воспитания детей раннего возраста
Первоначальные предпосылки развития трудовой деятельности и трудового воспитания детей закладываются в раннем возрасте. В качестве предпосылок становления трудовой деятельности рассматриваются развитие произвольных движений, формирование связи между действием и результатом, развитие результативных и орудийных действий, развитие продуктивной деятельности, стремление к самостоятельному решению доступных практических задач.
Развитие результативных действий начинается с формирования произвольных движений рук ребенка к концу первого полугодия жизни. Постепенно они дифференцируются и приспосабливаются к форме, величине, местоположению предмета. Затем во втором полугодии отдельные движения объединяются в системы, и ребенок оказывается способным достигать объективного результата — захватывать погремушку и греметь ею, выбрасывать предметы из коляски и т. п. Это результативные повторные действия. Они характеризуются целесообразностью, так как ребенок повторяет их для достижения элементарного результата.К концу года при обучающем воздействии взрослого такие целесообразные результативные действия усложняются: дети вкладывают полые предметы один в другой, нанизывают колечки на стержень, складывают мелкие предметы в коробку и т. п.
Однако дети могут терять цель действия и направленность на результат, возвращаться к манипулированию с предметом. Это происходит в том случае, если ребенок не устанавливает связь между действием и результатом. Условиями установления такой связи является показ взрослым действия и результата, привлечение внимания ребенка к результату, близость его к действию во времени. Получение результата становится мотивом для повторения действия.На этой основе в начале второго года жизни формируются элементарные орудийные действия: ребенок начинает пользоваться чашкой, ложкой в соответствии с их назначением, а затем и другими орудиями (палочкой для доставания предметов, лопаткой для насыпания песка и т. п.).
На втором и третьем году жизни ребенок овладевает отдельными результативными трудовыми действиями (расстегнуть пуговицы, снять чулки и т. п.). Овладение этими действиями и простейшей элементарной продуктивной деятельностью приводит к дальнейшему развитию произвольных движений, формированию различных двигательных навыков, пробуждает у ребенка интерес к действиям взрослых, к простым трудовым процессам.
Таким образом, в раннем возрасте формируются весьма существенные предпосылки для дальнейшего развития трудовой деятельности. В соответствии с этим ставятся и задачи трудового воспитания:
1. Формировать у детей результативные, а затем продуктивные ручные и орудийные действия и на этой основе элементарные трудовые действия по самообслуживанию.
2. Воспитывать у детей интерес к трудовым действиям взрослых.
Решение задач трудового воспитания наиболее целенаправленно осуществляется со второго года жизни. Содержание трудового воспитания на втором году определяется возможностями детей, особенностями развития предпосылок трудовой деятельности. В первом полугодии это формирование результативных и орудийных действий и простых трудовых действий (трудовых умений)по самообслуживанию: есть ложкой, снимать колготки и расшнурованные ботинки, смывать мыльную пену с рук под струей воды и т. д.
Во втором полугодии дети продолжают учиться мыть руки и самостоятельно есть, снимать расстегнутые и развязанные взрослыми части одежды, не разбрасывать их.
На третьем году жизни содержание самообслуживания усложняется. Дети должны освоить процесс мытья рук, одевания и раздевания, учатся расстегивать и застегивать пуговицы спереди, шнуровать ботинки, надевать предметы одежды в определенном порядке, замечать неопрятность в костюме и устранять с помощью взрослых.
В это же время детей начинают привлекать к выполнению простейших трудовыхдействий с близким результатом: принести какие-нибудь предметы, поставить на стол тарелку с хлебом, собрать в коробку кубики с пола и т. п.
Элементарные трудовые действия представляют значительные трудности для малышей второго и третьего года жизни, и их становление требует тщательного педагогического руководства. Воспитатель формирует навыки самообслуживания, опираясь на большой интерес детей этого возраста к самостоятельным действиям с предметами, на большую подражательность действиям взрослого. Все попытки к самостоятельному достижению результата («Я сам!») воспитатель поддерживает и поощряет. Однако, чтобы ребенок смог достигнуть результата, малыша нужно научить видеть его, научить соответствующим действиям. Это осуществляется взрослым, как при самообслуживании, так и в процессе хозяйственно — бытового труда, где ребенок выступает только зрителем (например: вымыли руки — они стали чистые; вытерли полотенцем — стали сухие, чистые; выгладили куклам платья — они стали красивые, глаженые). Эмоциональная реакция взрослого на достижение результата формирует эмоционально-положительное отношение к нему и ребенка, пробуждает стремление к его достижению.Разъяснение взрослого еще раз позволяет связать процесс действия с результатом и целью: вымыли руки, они стали чистые — можно идти обедать.
Обучение трудовым действиям осуществляется в процессе индивидуального общения с ребенком, в процессе ухода за ним. Обучение включает неторопливый показ, объяснение, как выполнить сначала одно, а затем и ряд действий в последовательности, прямую помощь. В одних случаях взрослый может помочь ребенку правильно взять предмет, которым малыш должен действовать, вложить в руки ребенку ложку, полотенце, чтобы правильно ими пользоваться, или тарелку с хлебом, чтобы ее перенести. В других случаях взрослый действует руками ребенка, давая ему возможность проявить усилие,почувствовать выполняемое действие: снять колготки или ботинки с ноги и т. д.
По мере освоения трудовых действий воспитатель помогает только при выполнении наиболее трудных для ребенка, а затем просто подсказывает следующее действие, которое выполняет ребенок (сначала расправь полотенце на руках, затем вытри лицо и т. д.). Каждый успех ребенка необходимо отметить. Поощрение вызывает у ребенка радостное настроение, стремление к повторению действия, к достижению желаемого результата.
Для закрепления первоначальных трудовых,действий необходимы следующие условия:
а) показ, пояснение и упражнение в действиях;
б) постоянство требований к детям в детском саду и в семье (дети сами выполняют посильные действия по самообслуживанию);
в) постоянство требований к последовательности выполнения, качеству трудовых действий и результату;
г) спокойная деловая обстановка, учитывающая возможности ребенка;
д) переход от индивидуального обучения, к групповому по мере усвоения действий и умения слушать взрослого.
Самостоятельность ребенка этого возраста в самообслуживании опирается на сформированность умений застегивать, расстегивать, шнуровать и т. п.Формирований таких умений широко применяются игровые упражнения: одевание кукол, когда дети многократно застегивают или расстегивают их одежду. Существуют и специально сделанные дидактические пособия — разные виды застежек. Дети охотно упражняются в довольно сложных движениях и овладевают необходимыми умениями.
С целью закрепления последовательности трудовых действий по самообслуживанию (одевание, раздевание, умывание и т. д.)проводятся занятия с использованием игровых приемов: уложим куклу спать, оденем куклу на прогулку, умоем куклу и т. п.
Игры привлекаются и для совершенствования орудийных действий: детей учат пользоваться совком, лопаткой, чтобы насыпать песок в формочки, забивать деревянным молоточком колышки и т. д.
Bce это обеспечивает не только обучение, но и приучение, т. е. воспитание привычки действовать в определенных условиях усвоенным образом. У маленького ребенка происходит быстрая выработка привычек и быстрое их угасание. Поэтому необходимо постоянное повторение трудовых действий с учетом возможностей растущего ребенка. Таким образом, методика трудового воспитания предусматривает формирование у детей раннего возраста трудовых действий, их направленности на результат и стремления преодолевать посильные в процессе достижения результата трудности.
Источник
Юлия Берданова
Развитие трудовой деятельности в дошкольном возрасте
Трудовая деятельность дошкольников отличается от деятельности взрослых. Она не приводит к получению значимого результата,но имеет большое значение для ребенка,его эмоционального состояния. Труд у дошкольников тесно связан с игрой. У ребенка появляется потребность принимать ативное участие в жизни взрослых и стремление к самостоятельности. В игре или труде дошкольник осваивает сферу социальных отношений и действия связанные с функциями взрослых (бытовые или профессиональные).Игра ребенка не имеет конкретного результата,т. к. в игре он руководствуется воображением. В труде действия ребенка реальны и приводят к получению какаого либо результата. В трудовой деятельности связь с жизнью взрослых реалестичней чем в игре. Чем младше дети тем больше трудовая деятельность похожа на игру. Чаще всего замена трудовой деятельности на игровую происходит в младшем дошкольном возрасте. Это происходит если ребенок не понимает что от него требуется или не понимает как нужно выполнять задание,а его деятельность не контролируется взрослым.
Связь игры и труда сохраняется на всем протяжении дошкольного возраста. Игра и труд дошкольника это первый эмоциональный этап на пути профессинального самоопределения. Знакомство с трудом взрослых формирует профессиональные интересы и предпочтения. У детей старшего дошкольного возраста цель труда более сформирована. Они уверенно выполняют более сложные действия на протжении достаточно длительного времени. От умения проконтролировать свою деятельность зависит наиболее успешное достижение цели. Дошкольники 3-4 лет не замечают ошибок в своей работе,они считают ее хорошей,независимо от результата. А вот к труду своих сверстников относятся критически. В 5-7 лет дети замечают не все свои ошибки,а только грубые,но стараются оценивать свою работу правильно. Они обращаются с вопросами к врослому,т. к. их интерисует качество труда.
Усложнение трудовых действий ребенка происходит на протяжении всего дошкольного возраста. Со временем они становятся более точными и быстрыми. Но если ограничить возможности ребенка,то трудовые задания он будет выполнять долго и не всегда хорошо. Поэтому очень важно давать ребенку задания которые ему по силам,показать как нужно обращаться с орудиями труда. Оценивать труд ребенка нужно не только в зависимости от результата,но и в зависимости от качества работы. Бережное отношение должно быть не только к своему труду,но и к труду других людей. Возрастание физических и психических возможностей происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим. И это конечно же влияет на расширение сферы трудовых действий и появление новых видов труда.
Публикации по теме:
Развитие самосознания в дошкольном возрасте
Содержание Введение…. 3 1. Начальный этап формирования личности ребенка…. 4 2. Развитие самосознания.
Фотоотчёт. «Сенсорное развитие посредством развивающих игр в старшем дошкольном возрасте»
Цель: воспитание ребёнка-дошкольника творчески развитого, инициативного, с высоким уровнем познавательных способностей. Задачи: — развивать.
Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте
Игра-ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте Игра — основной вид деятельности дошкольника. Большую часть своего времени дети этого.
Игровая деятельность как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте
Игра — ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Предметом игровой деятельности является взрослый человек как носитель определенных.
Развитие сюжетно-ролевой игры в младшем дошкольном возрасте
Игра – это ведущий вид деятельности у детей. Через сюжетно-ролевые игры ребенок познает мир, учится общению. Через игру ребенок готовится.
Методическая разработка «Формирование предпосылок игровой, трудовой деятельности и общения в раннем и дошкольном возрасте»
«Формирование предпосылок игровой, трудовой деятельности и общения в раннем и дошкольном возрасте» Составила: воспитатель Иванова Светлана.
Развитие и коррекция речи с использованием Лего-конструкторов в старшем дошкольном возрасте
Тема моей работы; Развитие и коррекция речи с использованием Лего – конструкторов в старшем дошкольном возрасте. По мнению известного философа.
Развитие воли у детей в дошкольном возрасте.
В нестоящее время все чаще наблюдаются нарушения психического здоровья, нервно-психические расстройства у детей. По данным некоторых исследований,в.
Творческий отчет. Физическое развитие детей в дошкольном возрасте
Физическое воспитание предусматривает охрану жизни и укрепление здоровья детей. своевременное формирование у них двигательных умений и навыков,.
Выступление на педсовете «Развитие танцевальных навыков в дошкольном возрасте»
Танец – это творчество, танец – это именно тот вид искусства, который поможет ребёнку раскрыться, показать окружающим, как он видит этот.
Источник
В раннем детстве проявляется стремление ребенка жить общей жизнью со взрослым, действовать, как большой. Малыш видит действия, совершаемые взрослым, который ежедневно трудится на глазах у ребенка. А результат его труда малыш ощущает на самом себе: мама сварила обед — хорошо вкусно поесть; постирала белье — приятно надеть чистое платье. Ребенка привлекают дела взрослых, поэтому он настойчиво требует, чтобы ему позволили мыть посуду, стирать платочки.
Первые трудовые умения малыша формируются благодаря возникновению устойчивого интереса к миру предметов и желания действовать с ними. Орудийность является главной характеристикой труда. Поэтому освоение орудийных действий – важнейшая предпосылка становления трудовой деятельности.Эти действия помогают ребенку реализовать себя и проявляют стремление к самостоятельности. В освоении орудийных действий большое значение имеет развитие речи. Сначала речь фиксирует трудовые действия и его результат («Подмел, помыл»), а к концу 3-его года жизни речь начинает предварять действия малыша («Буду подметать»).
Во второй половине третьего года жизни в самосознании ребенка наблюдается важное изменение. Начинает складываться новообразование, названное М.И.Лисиной «гордостью за собственные достижения». Теперь малыш выделяет результат своих действий и стремится получить положительную оценку от взрослого. К концу раннего детства малыш начинает осознавать результативность трудовых действий. Наряду с результативными действиями, смысл которых заключается в преобразовании предметов, появляются предпосылки продуктивных действий, предполагающих создание чего-то нового. Такие действия выполняются только в совместном со взрослым труде, например, когда малыш вместе с мамой лепит пирожки. Но самостоятельно получить новый продукт ребенок еще не может.
Трудовая деятельность дошкольника отличается от производительного и бытового труда взрослых. Она не приводит к получению объективно значимого продукта, зато имеет огромное значение для психического развития самого ребенка.
Трудовая деятельность –это совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии.
В процессе труда происходит:
· накопление практического опыта;
· формирование навыков и умений;
· формирование представлений о трудовой деятельности (наличие трудового усилия, получение результата);
· формирование различных знаний (например, о росте и развитии растений, о пользе труда людей разных профессий);
· расширение кругозора, словарного запаса, представлений о сенсорных эталонах;
· участие в труде позволяет детям демонстрировать свои умения, получать оценку;
· ощущение радости от результата труда, проявления внимания к партнерам по труду.
Трудовую деятельность детей необходимо рассматривать в развитии, становлении по трем направлениям:
1) обособление труда от игры и оформление его как самостоятельной деятельности;
2) становление компонентов трудовой деятельности — овладение ребенком трудовым процессом;
3) становление разных видов труда.
Виды трудовой деятельности
1. Труд по самообслуживанию. Выполнение этого труда направлено на самого себя, постепенно направленность на себя сменяется направленностью на другого. Общественная значимость такого труда состоит в том, что ребенок освобождает других от обслуживания себя.
2. Хозяйственно-бытовой — предполагает умения поддерживать порядок в групповой комнате, дома и на участке, участвовать в организации бытовых процессов и учебной деятельности. Важную роль играют его внешние атрибуты (фартук, веник). Именно это привлекает малыша.
Существует 2 направления этого вида труда:
организация собственной бытовой деятельности;
направленность на облегчение труда других.
Характерной особенностью этого вида труда является его общественная направленность — удовлетворение потребностей других детей или взрослых.
3. Труд в природе. Направлен на объекты, которые слабее самого дошкольника и благополучие которых в определенной мере от него зависит. Этот труд требует от детей известного круга знаний о жизни растений и животных, умения контролировать свои действия, определенного уровня ответственности. Он складывается из процессов кормления животных, чистки их клеток, поливки и мытья растений, поддонников, рыхления почвы, посадок, посева и т.п.
4. Ручной труд (примерно с 5 дет). Ручной труд требует умения владеть ножницами, иглой и др., а также знания материалов. Этот вид труда наиболее приближается по результатам, использованию инструментов к созидательному труду взрослых. Изготовление вещей приучает видеть и анализировать детали, сочленения, соразмерять части по величине, подбирать по форме, изготовлять вещи по рисунку и т.д. В этой деятельности развивается конструктивное и планирующее мышление ребенка.
Мотивы ручного труда разнообразны:
игровые (сделать атрибуты для игры);
общественные (сделать приятное маме);
эстетические (создать что-то красивое). Ребенок создает замысел, воплощает его и получает результат в виде поделки.
Источник
Консультация
Тема: «Развитие личности ребенка в трудовой деятельности».
Слайд 2
Воспитание любви к труду, уважения к людям труда формирование элементарных трудовых навыков — важная задача дошкольных учреждений. Приобщение ребенка к самостоятельному посильному труду, его знакомство с работой взрослых является важнейшим средством формирования именно нравственных основ личности ребенка, волевых качеств.
Посильный «добрый» и «умный» труд, нередко связанный с игрой, — именно та необходимая деятельность ребенка-дошкольника, которая отвечает его возрастным особенностям. Систематическое включение трудовой деятельности ребенка в процессе его воспитания в семье и детском саду неизмеримо повышает самоценности периода дошкольного детства, а также уровень подготовки к школе и, в конце концов, к взрослой жизни.
Слайд 3
Решение задач предполагает освоение трудовых процессов и видов труда детьми. Все перечисленные задачи решаются в единстве в каждой возрастной группе. Содержание труда детей дошкольного возраста определяется задачами трудового воспитания и возможностями детей. Задачи и содержание трудового воспитания в дошкольных учреждениях изложены в «Программе воспитания в детском саду» применительно к каждой возрастной группе. Там же раскрыто постепенное усложнение требований к трудовой деятельности и личностным качествам ребенка, формирующимся в процессе труда, указаны требования к знаниям о труде.
Усложнение программных требований предусматривает:
- Нарастание объема трудовой деятельности. Оно проявляется в том, что в первой младшей группе дети овладевают отдельными результативными действиями в том или ином трудовом процессе.
Например, сначала приемами смывания, затем намыливания рук, вытирания, приемами застегивания и расстегивания пуговиц, надевания отдельных предметов одежды и т. п. Затем какие действия и в какой последовательности будет выполнять каждый участник, какое оборудование ему нужно. Такое предварительное обсуждение помогает правильному планированию и организации коллективного труда. Руководя совместным трудом детей, воспитатель решает две задачи: формирование коллективного труда и воспитание личности ребенка в процессе труда.
Слайд 4
Трудовая деятельность дошкольника, умело руководимая взрослым, оказывает существенное влияние на развитие волевых черт ребенка, его мышления, речи, памяти, внимания, воображения. В труде формируются дружеские взаимоотношения между детьми. Они характеризуются проявлением доброжелательности, умением уступить, оказать услугу, предложить помощь. В совместном труде у дошкольников зарождаются деловые взаимоотношения. Правильное формирование дружеских и деловых взаимоотношений детей влияет на качество коллективных взаимоотношений.
В трудовой деятельности дошкольники успешно усваивают нравственные нормы поведения, имеют возможность постоянно упражняться в их выполнении и, что очень важно, видеть жизненную необходимость, оправданность таких нравственных норм, как оказание помощи друг другу, бережное отношение к результатам своего труда и труда товарищей.
Нравственное развитие ребенка дошкольного возраста, процесс приобщения его к труду возможны только при условии правильной организации трудовой деятельности в соответствии с возрастными особенностями. Организация трудовой деятельности включает в себя постановку цели, мотивацию труда, планирование деятельности, овладение трудовыми навыками и способами работы, сам процесс труда, получение результата и его оценку.
Результаты некоторых трудовых процессов, выполняемых детьми, оказываются полезными не только для ребенка, но и для более широкого круга людей, значит, труд дошкольников может быть общественно ценен.
Своеобразие труда детей дошкольного возраста в том, что он тесно связан с игрой: игровые ситуации помогают им выполнять работу с большим интересом, добиваться лучших результатов.
Слайд 5
Работа, выполняемая маленьким человеком, должна быть организована. Ребенку необходимо научиться обдумывать план предстоящей работы, заранее подготовить все необходимое, правильно организовывать рабочее место. Он должен уметь вычленять основные этапы задуманного дела и иметь представление о наиболее рациональном способе достижения цели, результатов труда.
Понимание взрослыми важности всех этих проблем будет способствовать правильному трудовому воспитанию детей дошкольного возраста, играющему важнейшую роль в формировании личности ребенка.
Труд сам по себе, без вдумчивого руководства и помощи со стороны взрослых не может оказать нужного воздействия на личность ребенка.
В сравнении с развитой трудовой деятельностью взрослого труд детей имеет ряд особенностей:
- отсутствие значимого результата, представляющего материальную ценность для общества: продукты детского труда имеют ценность лишь для самого ребенка или группы детей.
- Общественное значение труда дошкольников в его воспитательном воздействии на личность ребенка. В процессе труда у детей формируются привычка к трудовому усилию, умение довести дело до конца, а также настойчивость, самостоятельность, ответственность, умение и стремление помочь товарищу, инициативность и другие личностные качества.
- Согласованность и точность движений в труде, полученный результат формируют умение создавать, ценить, беречь красивое, т. е. обеспечивают нравственное и эстетическое развитие дошкольника.
Труд имеет огромное значение для развития умственной деятельности ребенка. Стремление к достижению цели ставит ребенка перед необходимостью изучать свойства и качества материалов, инструментов, побуждает к распознаванию материалов и предметов, включенных в трудовую деятельность. Происходит накопление систем знаний, развитие дифференцированного восприятия, представлений, мыслительных операций (анализа, сравнения, обобщения), речи. В процессе трудовой деятельности используются ранее полученные знания, что приводит к умению применять знания в практической деятельности, к развитию сообразительности, смекалки.
Достижение результата требует планирования процесса труда: отбора материалов, инструментов, определение ряда последовательных операций. Это способствует развитию воображения, планирующей деятельности, которая включает способность предвидеть не только конечный результат, но и промежуточные, целенаправленно строить трудовой процесс.
Труд детей имеет огромное значение и для физического развития: мышечная активность, физические усилия повышают функциональную деятельность всех систем организма ребенка, в труде совершенствуются движения, их координированность, согласованность, произвольность. Достижение трудовых целей вызывает положительное эмоциональное состояние, повышает жизнедеятельность ребенка.
Таким образом, труд является средством всестороннего развития ребенка и именно с этой целью используется в педагогическом процессе детского сада.
Развивающая роль труда тесно связана с уровнем развития самой трудовой деятельности: чем выше уровень развития трудовой деятельности, тем эффективнее ее использование в целях совершенствования личности ребенка. Трудовую деятельность детей необходимо рассматривать в развитии, становлении по трем направлениям:
1) обособление труда от игры и оформление его как самостоятельной деятельности;
2) становление компонентов трудовой деятельности — овладение ребенком трудовым процессом;
3) становление разных видов труда.
Предварительное обсуждение — планирование труда: определив цель труда и выделив трудовые действия, дети договариваются, кто, что будет делать и сколько детей будет выполнять то или иное действие, исходя из его трудоемкости. Например, мытье кубиков занимает меньше времени, чем вытирание, значит, если мыть кубики будут двое, то вытирать — трое. Такое обсуждение формирует у детей представление об объеме труда, справедливом его разделении с учетом сложности. Здесь возможны и конфликты, если несколько детей захотят выполнять одно и то же более интересное действие. Воспитатель учит, как решать конфликты, договариваясь об очередности выполнения более интересных трудовых действий.
Обсуждение организации рабочего места: какое оборудование необходимо, как его расположить, чтобы было удобно работать. При таком обучении планированию труда резко возрастает самостоятельность детей: они сами распределяют участников работы, выбирая каждый себе место с учетом желания других детей, трудоемкости отдельных действий и своих умений. Но эта самостоятельность у каждого формируется постепенно. Выделяются дети-инициаторы, которые, хорошо зная состав и последовательность трудовых действий в трудовых процессах, берут на себя инициативу распределения участников работы по местам. Другие спрашивают у инициаторов, что им делать, не сразу включаются в труд.
Слайд 6
Роль воспитателя состоит в том, чтобы ввести правила, на основе которых обязанности распределяются справедливо (выполнение принципа очередности, учет желаний, трудовых умений и т. д.). Усваивая правила, дети становятся все более самостоятельными в организации и выполнении труда. В таком случае роль педагога состоит в оценке самоорганизации детей уже после ее окончания. В процессе организации труда важно продумать характер привлечения к работе всех детей. Те дети, которые включаются в работу на последних операциях, могут помочь тем, которые выполняют первые операции (например, поднести кубики для мытья), или приготовить место для «продукции» (вытереть полки, на которые будет уложен строительный материал, и т. п.). А затем дети, которые выполняли первые операции, помогают тем, кто завершает работу. Такой подход к деятельности детей позволяет сразу правильно организовать труд и руководить деятельностью всех участников, одновременно показывая им правила регулирования отношений в процессе труда.
Причинами конфликтов являются недостаточные умения детей, невнимание к качеству своей работы. Пути устранения этих конфликтов разные.
Слайд 7
Заключение
Слайд 8
Успешное выполнение задач трудового воспитания предусматривает ряд условий:
1. Наличие соответствующего оборудования для всех видов труда, удовлетворяющего следующим требованиям: функциональность, т. е. прочность и удобство для выполнения тех или иных операций, безопасность при использовании (пила должна быть в коробке, у ножниц, лопат, ножей закруглены концы и т. п.), соответствие по весу и размерам возможностям детей, внешняя привлекательность и гигиеничность.
2. Хранение оборудования для разных видов труда в обусловленном месте в установленном порядке, свободный доступ для самостоятельного использования его детьми, поддержание постоянного порядка.
3. Повседневность труда и постоянство участия в нем всех детей, ведение учета участия каждого ребенка в различных видах и формах труда, уровня развития его трудовой деятельности.
4. Посильность труда, т. е. такая нагрузка, с которой дети справляются, затрачивая достаточное усилие, но не переутомляясь. Необходимо иметь в виду как физические, так и психические нагрузки.
Физические нагрузки складываются из затрат физической силы и интенсивности темпа. Существует ряд трудовых процессов, требующих затраты физической силы: перекопка земли, расчистка участка от снега и др. Поэтому очень важно регулировать темп и длительность таких видов труда, делая перерывы или меняя детей через каждые 7-10 минут.
Психическая нагрузка увеличивается при однообразном труде: прополка, накрывание на стол, уборка строительного материала, протирание стульчиков и т. д. Такой труд тоже должен быть ограничен во времени: допустимая длительность его составляет в младших и средних группах от 12 до 15 и от 25 до 30 минут в старших группах. Регулирование нагрузки осуществляется дозировкой объема работы. Так, в средней группе каждый дежурный сначала накрывает на один стол (поручение накрывать два стола, как правило, приводит к увеличению количества ошибок в среднем в два раза, к снижению внимания, самоконтроля, к увеличению числа отвлечений). К концу года отдельные дети справляются с накрыванием двух столов.
Слайд 9
Источник