Развития внимания ребенка с алалией

Развития внимания ребенка с алалией thumbnail

У детей с моторной алалией наряду с дефектами порядка — нарушениями речи — имеются дефекты вторичного порядка — отклонения в развитии других психических функций, в том числе и произвольного внимания.

Комплексный подход к процессу обучения и воспитания детей с моторной алалией предполагает тесную взаимосвязь спе­циального логопедического и коррекционно-воспитательного воздействия, в содержание которого в значительной мере вклю­чаются и мероприятия по развитию и совершенствованию произвольного внимания, играющие важную роль в процессе организации когнитивной деятельности детей с патологией речи.

Предлагаемая система обучения разработана на основе со временной психологической теории о деятельности и представляет собой последовательность ряда занятий, способствующие коррекции произвольного внимания на всех основных этапах деятельности (ориентировочный, исполнение, контроль) в соответствии с основным законом развития произвольного внимания (постепенное сокращение ориентировочной основы действия, сокращение опор, используемых ребенком с целью поддержания внимания).

Основную линию коррекционного воздействия составил формирование и развитие произвольного внимания детей с моторной алалией в процессе деятельности и в тесной связи с развитием речи и других высших психических функций.

Опираясь на экспериментальное исследование произвольного внимания, проведенное П. Я. Гальпериным и С. Л. Кабыльницкой (1974), мы выделили четыре этапа обучения.

Первый этап обучения предусматривает формирование ори­ентировочной основы произвольного внимания. Обучающий должен разъяснить детям цель задания, охарактеризовав объект действия, представить в обобщенном виде систему ориентиров.

На данном этапе внимание детей сосредоточивается на со держании основных структурных элементов действия, которые раскрываются обучающим в материальной или материализованной форме с целью обеспечения понимания логической последовательности операций. Например, на занятии «Игрушки из конструктора» обучающий рассказывает и одновременно демонстрирует, каким образом составляются изображения игрушек; в игре «чего не нарисовал художник?» педагог сосредото­чивает внимание детей на плане действий по нахождению не нарисованных художником деталей и т. д.

Контроль за процессом деятельности детей на занятиях пер­вого этапа носит пооперационный характер и осуществляется педагогом.

В качестве примера приведем фрагмент занятия на данном этапе.

Занятие 4. «Маленькие поварята». I

Цель: Тренировать детей в сосредоточении на инструкции пе­дагога в условиях ситуации, требующей соотнесения наглядного и словесного элементов инструкции и выбора правильного решения.

Оборудование: набор посуды, муляжи овощей, фруктов и других продуктов питания или их изображения на карточках; куклы-поварята, кукла и ее «гости» (мишка, ежик, зайка, бе­лочка).

Ход занятия: Педагог знакомит детей с куклами-поварята­ми: «Это маленькие поварята. Они решили приготовить угоще­ние для Наташи (куклы) — у нее — день рождения — и ее го­стей: мишки, ежика, зайки и белочки. Поварята устали и про­сят помочь им накрыть праздничный стол».

Педагог предлагает детям выполнить серию заданий:

1) Педагог: «Наташа сорвала фрукты в саду (показывает соответствующие муляжи или картинки). Посмотрите и ска­жите, все ли фрукты есть на столе». Речевая модель ответа: «Не все фрукты есть на столе. На столе нет яблок и виногра­да».

2) Педагог: «Поварята испекли пирожные. Проверьте, всем ли гостям поварята поставили тарелочки с пирожными». Речевая модель ответа: «Поварята не всем гостям поставили тарелочки с пирожными. Они забыли положить пирожное зай­ке».

3) Педагог: «Для каждого из гостей поварята приготовили его любимое блюдо. Помогите разложить орехи, морковку, мед, яблоко на тарелки гостей. На чью тарелку положим орехи (морковку, мед, яблоко)?» Речевая модель ответа: «Орехи по­ложим белочке, она их очень любит».

Второй этап преследует следующую цель: сформировать произвольное внимание детей на всех этапах деятельности я условиях материального или материа­лизованного действия.

При этом воспитывается умение детей сосредоточивать вни­мание в процессе деятельности в условиях развертывания всех ее звеньев (ориентировочного, исполнительного и контрольно­го) в материальной форме.

Обязательным условием данного этапа является включение в программу обучения типовых задач: сосредоточение внимания детей на поиске деталей объекта действия; направление вни­мания детей на выбор из словесной инструкции значимой ин­формации и удержание ее в процессе всего занятия; сосредото­чение внимания на выполнении ряда действий по намеченно­му плану и контроле полученного результата деятельности.

Данный этап предполагает сосредоточение внимания детей на сознательном усвоении структуры деятельности, причем все основные элементы деятельности должны приобрести речевую форму и быть усвоенными в ней.

Для примера приведем фрагменты двух занятий второго этапа.

Занятие 15.«Чей домик?»

Цель: Научить детей определять по ряду деталей, чьи домики стоят в лесу.
Оборудование: домики и фигурки животных из картона.
Ход занятия: Педагог: «У нас в гостях разные животные. Назовите их». Дети называют фигурки животных.

Педагог: «угадайте, кто в каком домике живет». Если дети не могут соотнести изображение животного с изображением домика и определить общее (у зебры домик в полоску, у лисы — оранжевого цвета, у волка — серый, у домика черепахи крыша покрыта черепицей и т. д.), то педагог предлагает сравнить изображения животных и домиков. Чем они плохи?» Речевая модель ответа: «Они похожи по окраске (цвету)».

Читайте также:  Школа развития ребенка липецк

Затем предлагается найти и показать домик каждого из жи­вотных: «Чей это домик? Почему ты так решил?». Речевая модель ответа: «Это домик лисы. Шерсть у лисы оранжевого цвета и домик у нее такого же цвета».

Занятие 16. «Птичьи перышки».

Цель: Направить внимание детей на поиск простейших при­емов для правильного соотнесения предметов (птиц и их пе­рышек).

Оборудование: изображения птиц и их перышек.

Ход занятия: Педагог: «К кормушке прилетали птички. Они оставили по перышку. Отгадайте, какие птички прилетали, чьи это перышки? Почему вы так решили?» Речевая модель от­вета: «Это перышко снегиря. У снегиря грудка красная и пе­рышко красное.

Hа третьем этапе произвольное внимание детей вос­питывается на всех основных этапах деятельности при по­степенном сокращении ориентировочной основы дея­тельности и наглядных опор.

Специальная деятельность по поддержанию внимания в хо­де занятий данного этапа сокращается и автоматизируется.

Занятия данного этапа способствуют интериоризации дея­тельности по поддержанию внимания, а также преобразованию внешнеречевых высказываний детей в речь про себя.

Приведем фрагменты двух занятий третьего этапа.

Занятие 22. «Мамины помощники».

Цель: Тренировать детей в распределении внимания в усло­виях слушания рассказа о детях — помощниках мамы — и дей­ствий по выбору сюжетных картинок, иллюстрирующих фраг­менты рассказа.

Оборудование: серия сюжетных картинок по теме.

Ход занятия: Педагог «прочитаю вам рассказ «Мамины помощники». Выберите картинки, на которых нарисовано то, о чем я прочитаю, и разложите их по порядку». После чтения дети проверяют друг у друга правильность выбора картинок, а затем составляют фразы к картинкам. Речевая модель ответа: «Мальчик помогает маме убирать комнату. Он подметает пол»; «Девочка помогает маме мыть посуду. Она моет чашки и блюд­ца» и т. п.

Затем педагог предлагает детям рассказать как они помо­гают взрослым дома.

Занятие 24. «Герои из сказок».

Цель: Сосредоточить внимание детей на самостоятельном вы­боре видов одежды для кукол по словесной инструкции педаго­га.

Оборудование: куклы и маскарадные костюмы для них.

Ход занятия: Педагог: «Куклы спешат на праздник. Они решили надеть маскарадные костюмы. Помогите им выбрать костюмы сказочных героев». Далее педагог предлагает описание одного из костюмов (костюм состоит из 3—5 предметов), а де­ти выбирают предметы одежды и обуви и одевают куклу. Пе­дагог: «Кукла хочет надеть костюм Красной Шапочки: шапоч­ку красного цвета, синее платьице, белые туфельки и белый фартучек».

Педагог может усложнить задание, предложив детям самим выбрать костюм того или иного героя сказки. К примеру, педа­гог предлагает: «Опишите костюм Буратино, найдите его и оденьте куклу». Речевая модель ответа: «у Буратино красная курточка, короткие синие штанишки, полосатая шапочка с ки­сточкой и деревянные башмачки».

Четвертый этап — это этап самостоятельного плани­рования, регулирования и контроля ребенком собственных дей­ствий по поддержанию внимания.

Занятие 35. «Цирковые артисты».

Цель: Закрепить умение детей выбирать объект для деятель­ности из ряда других объектов в условиях словесной инструк­ции (чтения педагогом стихотворения о цирковых артистах), самостоятельно соединять части объекта для получения цело­го (той или иной фигурки артиста), контролировать результат своей деятельности.

Оборудование: детали игрушек (артистов цирка и предме­тов, с которыми они выступают) в коробочках для каждого ре­бенка.

Ход занятия: Педагог спрашивает кто из детей был в цир­ке и что запомнилось им из представления. Далее педагог гово­рит: «У вас на столах в коробочках детали игрушек—артистов цирка. Я буду читать стихотворение о цирке. Запоминайте, о ком я прочитаю. Потом выберите детали игрушки-артиста и сделаете фигурку».

Педагог читает отрывок из стихотворения В.А. Приходько «Наш цирк»:

«Лев катается на шаре.

Полюбуйся молодцом!» и т.д.

После прослушивания отрывка дети выбирают детали льва-артиста, а также шар и делают фигурку.

Когда все фигурки сделаны, можно предложить детям рассказать о каждом из артистов.

Предложенную систему обучения можно использовать на занятиях по изобразительной деятельности, конструированию и др., в процессе которых одной из задач будет развитие деятельности произвольного внимания.

В результате работы к концу каждого этапа обучения дети овладевали различными формами контроля, что в итоге позволило самостоятельно контролировать деятельность при выполнении любого задания.

Развитие внимания проходило в тесной связи с развитием речи.

Для занятий по коррекции внимания можно подготовить альбом, включающий серию заданий следующих типов:

Читайте также:  Творчество как средство самовыражения и развития ребенка

— нахождение изображений с недостающими деталями (у кошки нет хвоста, у бабочки одного усика и т.п.);

— выделение мелких отличий в изображениях одного и того же предмета при последовательном рассматривании двух картинок (например, отличия в величине зубов у крокодила; изменения в окраске оперения птицы и т.п.);

— выбор двух одинаковых изображений при рассматривании нескольких (4-6 карточек);

— определение различий между 2-3 сюжетными картинками после последовательного их рассматривания и др.

В альбоме могут быть представлены задания, выполнение которых требует сосредоточенности внимания на решении таких задач, как:

— соотнесение картинок с целью определения логической связи между изображенными событиями,

— сравнение сюжетных картинок для выделения деталей, различающих их,

— угадывание предметов по их деталям или другого рода указаниям на искомые предметы,

— определение пути к изображению предмета, находящемуся в «лабиринте» и т.п.

Читайте также:

Рекомендуемые страницы:

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Источник

Взгляды специалистов на моторную алалию речи различны. Есть мнение, что ее можно поставить только уже говорящему ребенку, так как это языковой уровень расстройства.

Я буду излагать информацию так, как понимаю ее я с точки зрения нейропсихологии, опираясь на работы различных исследователей по данной теме.

Когда мы обратились к неврологу по поводу ЗРР у моего сына Егора, врач нам написала интересную формулировку в заключении: «ЗРР по типу моторной алалии». Ему было 2 г. 9 мес., и он разговаривал первым слогом, фразы не было. Через месяц он заговорил сразу предложениями. Формально алалию ему не ставили. Ну задержка и задержка. Но алалический механизм нарушения я вижу, вижу и диспраксию.

Итак, алалия – термин из клинико-педагогической классификации. По психолого-педагогической классификации логопеды при данном нарушении пишут «ОНР» — общее недоразвитие речи. То есть в одном заключении через запятую может стоять и то, и другое. При этом не каждое ОНР является алалией. Мне понравилась мысль логопеда Ангелины Карташовой, что алалия – это механизм нарушения, а ОНР – это степень выраженности.

Первые случаи недоразвития речи у детей были описаны еще в XIX веке. На Западе есть термин-аналог алалии — «дисфазия развития».

Моторная алалия (термин из книги Корнева А.Н.) – это мультисиндромное состояние тотального недоразвития преимущественно экспрессивной речи, проявляющееся в первичном нарушении формирования языковых операций фонологического, лексического и синтактико-морфологического программирования высказываний.

При этом моторная алалия может встречаться у детей с разным уровнем интеллекта (даже у деток с УО) и моторного развития (бывает и у детей с ДЦП).

Происхождение моторной алалии носит комплексный характер. Как правило, сочетаются два ряда причин:

  • Генетические (наследственность)
  • Экзогенно-органические (очень часто в анамнезе – КС, гипоксия плода, нарушение кровоснабжения мозга, смещение позвонков в шейном отделе, сосудистые проблемы).

При этом чем больше вес резидуально-органических факторов, тем более тяжелым будет речевое недоразвитие. Также алалия может сопровождаться особенностями развития психики.

Распространенность алалии составляет в среднем 2.7 случаев на 1000 детей-дошкольников, при этом моторная алалия стоит на 2 месте по тесноте связи с мужским полом (на первом – аутизм). Интересный факт: при простой форме моторной алалии соотношение 1 девочка с МА к 14 мальчикам с МА. В то же время МА, осложненная психоорганической симптоматикой, нарушением интеллекта будет встречаться в соотношении 1 девочка на 2 мальчика. Иначе говоря, большинство девочек страдает осложненной формой моторной алалии.

Среди ученых есть мнение, что ткани мозга у мальчиков более уязвимы, поэтому даже легкие проблемы во время беременности и родов могут вызвать церебральные нарушения у плода. Мозг у девочек более устойчив к повреждениям, поэтому дисфункцию вызывают лишь серьезные и обширные церебральные повреждения. Поэтому речевые проблемы у девочек на практике часто сопровождаются также и нарушениями неречевых психических функций. Также есть теория о влиянии гормонального фона на созревание речевых центров в коре.

Симптомы моторной алалии

В простых случаях первые слова у детей появляются в рамках нормы около 9-14 мес. В более сложных – после 14-19 мес. Понимание речи в быту при этом достаточное. Экспрессивный словарь растет крайне медленно, в возрасте 3 лет это может быть около 10-40 слов. Длительное время речь состоит из отдельных слогов, лепетных слов, звукоподражаний. При этом ребенок хочет коммуницировать и делает это с помощью мимических, жестовых средств. А.Н. Корнев отмечает, что основная «единица» коммуникации на 2-3 году жизни у моторных алаликов – [слово+жест].

Читайте также:  Как протекает физическое развитие ребенка в различные периоды

Наблюдается длительная задержка в появлении фраз: в 3 года у детей еще нет фразовой речи.

ЗРР, диспраксия или алалия?

Здесь есть разные мнения. Кто-то считает, что алалию можно распознать уже в возрасте 2 лет. И действительно, есть нехорошие «звоночки», которые видны специалистам. Но мозг ребенка пластичен, и в 2 года прогнозы будут иметь определенный % вероятности.

В то же время некоторые считают, что пока ребенок не заговорил, ему нельзя поставить диагноз «алалия».

Я придерживаюсь следующей точки зрения: если ребенок не говорит фразами до 3 лет, а словарь в несколько раз ниже нормативного, с 3 лет это уже не просто задержка. Грамматический, языковой уровень будет страдать однозначно.

Синдромы, входящие в моторную алалию

Как уже говорилось выше, моторная алалия – мультисиндромное нарушение. Давайте разбираться, что же в него входит.

  1. Артикуляционная динамическая диспраксия. Дети с моторной алалией не способны быстро переключиться с одного артикуляционного действия на другое. Поэтому нарушается слоговая структура слов. Долгое время (часто до 4-5 лет) единственно возможной слоговой структурой остается повторение одинаковых слогов: би-би, ко-ко, му-му, либо называние первого слога. Даже при появлении фразы лепетные слова длительное время остаются в речи. С возрастом данный синдром остается, но проявляется уже в словах с более сложной структурой. Наблюдаются замены звуков, повторы слогов, пропуски, перестановки звуков и слогов. Ошибки нерегулярны, то есть, произнося одно и то же слово, ребенок может каждый раз произносить его по-разному. При этом количество ошибок возрастает по мере усложнения речевого материала (при этом изолированно ребенок может повторять звуки в рамках нормы).
  2. Вербальная диспраксия (это уже уровень языка). Фонологические матрицы (смысло-звуковой рисунок слова) долго не автоматизируются при моторной алалии. Нарушена фонологическая организация при порождении слов и словосочетаний (по сути это проблема планирования, то есть диспраксия более высокого уровня, нежели просто артикуляция). Каждый раз ребенок как бы учится «конструировать» слово заново, а не использует наработанный шаблон. Не зря речь моторных алаликов напоминает речь иностранцев, ведь и те, и другие испытывают трудности с тем, где сделать паузу, поставить ударение, как согласовать слова в предложении.
  3. Артикуляционная кинестетическая диспраксия. Здесь речь уже про нарушение звукопроизношения. Причем изолированно звуки ребенок часто может повторять без ошибок, но в потоке речи резко возрастает количество ошибок, замен. Этот синдром при моторной алалии может присутствовать не у всех детей и не относится к уровню языка.
  4. Оральная диспраксия. В первую очередь, страдает динамический оральный праксис, то есть нарушение возникает при воспроизведении серии движений языком.
  5. Синтаксические нарушения. Первые фразы у детей с моторной алалией появляются после 3 лет. При этом в дальнейшем длительное время в речи преобладают простые, нераспространенные предложения, предлоги часто пропускаются. Это хорошо заметно в пробах на составление рассказа по серии картинок, при этом ребенок может хорошо понимать причинно-следственные связи невербально. Данная тенденция сохраняется в школьном возрасте.
  6. Синдром морфологического дисграмматизма. Для алаликов характерны грубые аграмматизмы. Часто встречаются ошибки выбора падежных окончаний. При этом дети допускают больше ошибок в диалоге, чем в монологе (что может быть связано с уровнем самоконтроля).

У детей с моторной алалией даже после качественной коррекции высока вероятность аграмматической дисграфии как проявления языковых трудностей на письме.

Психоэмоциональные особенности детей с моторной алалией

Моторная алалия – это не только речевое, но и психоречевое нарушение развития.

Психическое развитие детей с моторной алалией происходит своеобразно. При этом наблюдаются особенности:

  • Личностной сферы – эмоционально-волевая незрелость;
  • Когнитивной сферы;
  • Эмоционально-вегетативной сферы (невротическая и неврозоподобная симптоматика).

Практически у всех детей в той или иной степени присутствует логофобия – избегание вербального общения, вплоть до элективного мутизма. В редких случаях можно наблюдать обратную ситуацию, когда ребенок сохраняет высокую речевую активность.

На практике у таких детей я часто наблюдаю патологическую привязанность к маме, негативизм, протесты, высокую тревожность, отказ от выполнения заданий даже в игровой форме. Часто дети отказываются выполнять задания не только речевые, но и связанные с пальцевым и кистевым праксисом.

Для детей с моторной алалией крайне высока вероятность социальной дезадаптации. Поэтому очень важно проводить не только логопедическую коррекцию, но и психологическую. В таком случае динамика в коррекции будет выше!

Нейропсихолог Александрова О.А.

Если вам требуется консультация логопеда или нейропсихолога, звоните по тел.: (812) 642-47-02.

Источник