Развития речи как источник творчества развития ребенка
Упырева Надежда Викторовна,
Воспитатель ГБДОУ детский сад № 17
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Развитие речевого творчества у детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического, нравственного воспитания детей.
ФГОС ДО указывает на необходимость включения в содержание образовательной области «Речевое развитие» развитие речевого творчества дошкольников. В «Законе об образовании РФ» говорится о том, что дошкольное образование должно быть направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных, формирование предпосылок учебной деятельности детей дошкольного возраста.
Речевое творчество – это самостоятельная деятельность детей по построению связных высказываний, вызванных восприятием произведений искусства, стимулирующих использование детьми разнообразных выразительных языковых средств, передающих впечатления ребенка от художественной информации.
Огромная роль творчества определяется тем, что оно открывает новые для ребенка ценности познания, преобразования, переживания, которые обогащают его мир, способствуют проявлению творческих качеств личности, что соответствует принципам ФГОС (поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности). Познавая в творческой деятельности окружающую действительность, ребенок проявляет эмоционально-эстетическое отношение к ней, чувствует себя «активным деятелем», постоянно открывающим что-то новое для себя и заявляя новое о себе (Л.А. Венгер).
Выделяют следующие виды речевого творчества:
- Пересказ.
- Сочинительство по сюжетным картинкам и по большим картинам.
- Составление рассказов, сказок из личного опыта.
- Составление сюжетных повествовательных рассказов по темам.
Способность к речевому творчеству формируется в старшем дошкольном возрасте, когда у детей имеется запас знаний об окружающем мире, достаточно развиты активная сторона речи, образное мышление и творческое воображение.
Для развития речевого творчества детей необходимо вести работу по повышению уровней речевой общительности, связной речи, словарного запаса, грамматического строя речи, звуковой стороны речи, практического осознания элементов языка. Образовательные задачи решаются в ходе режимных моментов, в совместной деятельности детей с педагогом, в самостоятельной деятельности детей. Используется проработанный материал, а также необходимо создавать большое количество новых игровых ситуаций.
Необходимо так организовать речевую деятельность ребенка, чтобы она носила игровой занимательный характер, потому что только таким образом можно развивать у ребенка умение точно и образно выражать свои мысли и чувства в устном слове.
Важной задачей родителей и педагогов является создание благоприятных условий для каждого ребенка: раннее физическое развитие; сенсорный опыт и моторные навыки; обстановка, стимулирующая и опережающая развитие; необходимость максимального напряжения сил, т.е. постепенное смещение «потолка» своих возможностей все выше и выше; комфортная психологическая обстановка, в том числе признание ценности личности ребенка, отсутствие внешнего оценивания, понимание, сопереживание; ненавязчивая, умная, доброжелательная помощь взрослых; предоставление ребенку большой свободы в выборе деятельности; наличие свободного времени.
Таблица 1 — Целевые ориентиры
Целевые ориентиры | Конкретизация с возрастом и темой | Пример проявления в действии и в речи ребенка |
Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности. | Ребенок владеет основными культурными способами деятельности. | Ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в различных видах речевой творческой деятельности. |
Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе. | Ребенок проявляет интерес к общению, игровой, исследовательской деятельности, к речевому творчеству. | Ребенок способен выразить в рассказе собственное отношение к происходящему, к объекту описания, настроение, эмоциональную реакцию. |
Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и, прежде всего в игре. Ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам. | Ребенок владеет творческим воображением, которое проявляется в речевом творчестве. | Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности и, прежде всего, в игре. |
Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения. | У ребенка сформированы все виды речи: связная, диалогическая, монологическая. | В игровых ситуациях ребенок владеет техниками рассказа с перевоплощением, с заменой собеседника или точки зрения (повествование от лица птицы, животного, предмета, сказочного персонажа). |
Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы. Ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. | Ребенок охотно общается со сверстниками и взрослым, обладает коммуникативной компетентностью, умеет поддержать беседу, развивать диалог со сверстниками и взрослыми. | Ребенок способен сочинить рассказ (историю, сказку) на самостоятельно предложенную тему, на одну тему сочинить подробный и краткий рассказ, сочинить сказку на основе одного имеющегося предложения, которое должно в нее войти, сочинить рассказ на основе реального события. |
Содержание образовательного процесса
Для решения проблемы речевого творчества необходимо дополнить основное содержание образовательного процесса, средства обучения, воспитания.
Таблица 2 — Содержание образовательного процесса
Виды деятельности | В НОД | Вне НОД | На что направлено |
1.Игровая деятельность. | Сюжетно-ролевые игры: «В гостях у Вини-Пуха», «Поваренок» «Светофор», «На остановке», «Наоборот»; речевые игры «Волшебный круг», «Карусель», «Дополни предложение»; игра с правилами «Лесные остановки»; мультимедийные игры «Веселая сочиняйка», «Угадайка», «Сочиняем по веселым картинкам». | Сюжетно-ролевые игры: «Веселые машинки», «Путешествие», «Остановка по требованию»; ролевые игры «Маски», «Играем в сказку»; игра с правилами «Живые слова»; настольно-печатные игры «Магазин», «Запиши рассказ», «Пойми меня»; ролевые игры «Семья гномов», «Идем в гости». | На развитие творческого воображения, которое реализуется в разных видах деятельности и, прежде всего, в игре. |
2.Познавательная деятельность. | Эксперименты с водой, с песком, с глиной, с солнечным светом; наблюдение за растениями, за животными; исследовательская деятельность «Что из чего сделано?»; исследовательские проекты. | Наблюдения за живой и неживой природой в процессе прогулок; интеллектуальные конкурсы; конференции по проектной деятельности с участием родителей. | На овладение ребенком культурными способами деятельности: размышления, познания, решения проблемы, получения информации. |
3.Проблемно-ценностное общение. | Беседы и рассматривание иллюстраций в книгах, обсуждение содержания литературного произведения, сочинение сказок по методам Дж. Родари («Грамматика фантазий»). | Обсуждение прочитанных сказок дома вместе с родителями; совместная с родителями проектная деятельность. | На формирование коммуникативных навыков, на развитие связной, диалогической, монологической речи, лежащих в основе речевого творчества. |
4.Социальное творчество | Социально-образовательные проекты «Кто такие волонтеры»; коллективная творческая деятельность «Создание коллажа». | Совместные мероприятия с волонтерами; социальное партнерство с библиотекой, школой, организациями дополнительного образования. | На развитие инициативы и самостоятельности в ходе совместной деятельности со взрослыми. |
| Экскурсии в библиотеку, в краеведческий музей, экскурсии на выставку картин, в музей космонавтики, в парк. | На воспитание у ребенка ценностного отношения к культурным ценностям и традициям. |
Приёмы и способы развития речевого творчества дошкольников
В детском саду используется широкий арсенал средств- специальные речевые занятия, дидактические игры, народные игры, игры-драматизации, речевые и проблемные ситуации, «режиссерские игры», викторины, этические беседы, в которых основное внимание уделяется развитию коммуникативной функции речи.
Творческое развитие ребенка возможно только при наличии положительной мотивации. Самый мощный для ребенка мотив — игровой. Именно игра позволяет процесс выполнения заданий, решение проблемных ситуаций сделать интересным, увлекательным, побуждающим к творческому подходу. Необходимо так организовать речевую деятельность ребенка, чтобы она носила игровой занимательный характер, потому что только таким образом можно развивать у ребенка умение точно и образно выражать свои мысли и чувства в устном слове.
Особое внимание уделять индивидуальному и дифференцированному подходу к детям. Прежде чем начать работу по составлению рассказов, сказок, необходимо пополнить словарный запас детей прилагательными, глаголами, наречиями, научить сравнивать, подбирать эпитеты.
С этой целью можно использовать ряд речевых игр. Например, «Слово на ладошке (на потолке, на дереве, в воде…)», «Красивые слова (колючие, сладкие и т.д.)», «Узнай по описанию», «Да — нетка», «Волшебная палочка», «Что на что похоже?», «Назови по-разному одну и ту же игрушку», «Назови по-другому (сказку, стихотворение, рассказ)».
Заниматься словотворчеством можно индивидуально, и в подгруппах, и всем вместе, создавая коллективные сказки, стихи.
Для стимуляции развития речевого творчества необходимо формировать поисковую активность детей через вопросы: «Почему?», «А что будет, если…?» Использование возможностей словарной работы, систему упражнений, предусматривающих обогащение словаря.
- Подбор определений и эпитетов (какие бывают мамы?)
- Узнавание предметов по эпитетам (сочный, спелый, бархатистый – что это?)
- Подбор действий к предмету (как можно играть?)
- Подбор предмета к действиям (Что делает собака?)
- Подбор обстоятельств.
- Подбор синонимов (большой, огромный…)
- Нахождение пропущенных слов (дворник взял метлу, он…)
- Распространение и дополнение предложений (дети идут, куда? Зачем?)
- Составление предложений с определенным словом.
- Активное использование в образовательном процессе произведений русского народного творчества: скороговорок, потешек, пословиц, поговорок, и т.д.
Методы и приемы работы:
- Моделирование с помощью геометрических фигур, цветных кругов, карточек-схем;
- Фантастическое преобразование литературного текста
- Перенос отдельного героя в иные условия;
- Объединение персонажей из разных литературных произведений;
- Использование карт Проппа;
- Изменение последовательности событий в литературном произведении ;
- Рассказывание произведения от имени литературного персонажа;
- Изменение характерных особенностей литературных персонажей – по ТРИЗ-технологии «хорошо-плохо» («Про добрую Бабу-Ягу и злую девочку», «Про злую морковку и добрый мед»);
- Звуковая замена («Двери и звери»);
- придумывания начала, продолжения и конца сказки;
- сочинение сказок из нескольких приемов, придумать «салат из сказок».
От детей требуется умение придумывать завязку, ход событий,
кульминацию и развязку. Умение выбрать отдельные факты, внести в них элементы фантазии и составить творческий рассказ. Творческий рассказ – рассказ, который дети придумывают сами, т. к. элемент творчества есть в любом детском рассказе.
Развитие творческих способностей, позволит пробудить скрытый потенциал, резервы, нестандартность и талант, заложенные в любом ребенке. Однако способность творить, в том числе и речевая творческая способность, будет развиваться наиболее успешно только в том случае, если ее развитие будет своевременно обеспечено соответствующими стимулами и оптимальными условиями среды, в которой ребенок находится.
Список использованной литературы:
1.Арушанова А.Г, Иванкова Р.А,Рычагова Е.С.Коммуникация развивающее
общение с детьми 2-3 лет.:Сфера, 2013 г,96с.
2.Глухов В.П Формирование связной речи детей дошкольного возраста с
общим недоразвитием речи.-М.:Библиотека практикующего логопеда,2002 г.-230 с.
3.Козаченко И.И. Использование дидактического синквейна в работе с
дошкольниками.- Управление ДОУ № 8,2015
4.Н.И.Левшина , О.В.Захарова, Ю.А.Прокопенко, Т.Г.Резванова. Развитие
речевого творчества дошкольников посредством Лего-конструирования.-
Дошкольная педагогика,2011 №8
5.Ушакова О.С Развитие речи дошкольников.-М.: издательство Института
Психотерапии,2001 г.- 256 с
6.Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 2000. — 272 с.
7. Нищева Н.В. Развивающие сказки: Цикл занятий по развитию лексического состава языка, совершенствованию грамматического строя речи, развитию связной речи у детей дошкольного возраста — учебно-методическое пособие-конспект. — Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2002 год. — 47 c
8.Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой — М.: Мозаика-Синтез, 2007 — С. 130 — 132.
9. Развитие речи у детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. — М.: Просвещение, 2001.
10.Скажи по другому: Речевые игры, упражнения, ситуации, сценарии / Под ред. О.С. Ушаковой. — Самара, 2001. — 10 с.
Источник
Людмила Соколова
Развитие речевого творчества у детей дошкольного возраста
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
При подготовке детей к школьному обучению большое значение приобретает формирование и развитие монологической речи как важнейшего условия полноценного усвоения знаний, развитие логического мышления, творческих способностей и других сторон психической деятельности.
Проблема развития речевого творчества в системе образования подрастающего поколения в настоящее время все шире привлекает внимание философов, психологов, педагогов. Общество постоянно испытывает потребность в творческих личностях, способных активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем.
ФГОС ДО указывает на необходимость включения в содержание образовательной области «Речевое развитие» развитие речевого творчества дошкольников. В «Законе об образовании РФ» говорится о том, что дошкольное образование должно быть направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных, формирование предпосылок учебной деятельности детей дошкольного возраста, что подтверждает актуальность исследуемой темы.
В содержании образовательного процесса следует изменить:
1. Включение в систему организационно-педагогических мероприятий ДОО демонстрации речевого творчества старших дошкольников для детей младших групп и родителей;
2. Активное использование в образовательном процессе произведений русского народного творчества: скороговорок, потешек, пословиц, поговорок, потешек и т. д. ;
3. Организация проекта по теме «Юные сочинители» и «Как рождается книга»;
4. Участие в конкурсах детского творчества: «Моя сказка», «Я рифмую», «Конкурс стихов»;
5.Организация непосредственно-образовательной деятельности по темам: «Придумывает сказку», «Труд писателя и поэта», «День поэзии», «Может быть у сказки другой конец?»;
6. Подбор синонимов, антонимов, определений, характеризующих персонажа, его настроение, состояние, действия и поступки;
7. Оживлений иллюстраций, проигрывание сцен, соединение (контаминация) сюжетов произведений разных жанров, ролевые, творческие литературные игры,театрализованные игры: «Придумай загадку», «Оживи картинку», «Как звучит сказка», «Приключения колобка» и т. д.
В средствах и методах обучения и воспитания образовательного процесса следует применять:
1. Обогащение предметно-развивающей среды иллюстрациями и сюжетными картинками;
2. Собрать подборку художественного слова, физ. минуток, динамических пауз, загадок;
3. Создание уголка ряженья для переодевания детей, для самовыражения пения, плясок, театрализованных игр;
4.Расширение теоретических методов обучения: работа с мультимедийным пособием «Сочинители сказок», составление творческих рассказов;
5.Использование дидактические пособий: «Путешествие в сказку», «Отгадай загадку», «Как по-сказочному сказать?»;
6. Создание сборника для детей, родителей и педагогов «Литературная копилка»;
7. Составить кроссворды и ребусы по мотивам сказок и детских рассказов,
8. Использование в работе интерактивной доски.
Педагоги должны повысить свою компетентность в соответствии с ФГОС:
• определить основные методы, формы использования различных средств развития речевого творчества детей и разработать методику их комплексного применения;
• ознакомится с положениями ФГОС ДО и методическим сопровождением;
• выстраивать образовательную деятельность на основе индивидуального речевого развития каждого ребенка.
• Собрать картотеку малых форм фольклора (потешки, поговорки, пестушки, скороговорки, заклички, считалки и т. д.).
Работа с воспитанниками:
Речевое творчество, умело сочетаемое с жизненными наблюдениями, с различными видами детской деятельности способствует постижению ребенком окружающего мира, учит его понимать и любить прекрасное, закладывает основы нравственности человеческой личности.
Система развития речевого творчества включает в себя следующие средства,технологии и методики:
• Речевые игры и упражнения, направленные на совершенствование дикции детей: «Егорки», «Вежливый поклон», «Перекличка», «Аквалангист».
• Беседы о прочитанном, толкование поэтического словаря;
• Выразительное чтение, совместное скандирование, сопоставление литературного произведение с другими видами искусства, оживление личных впечатлений по ассоциации с текстом;
• Иллюстрирование, составление диафильма, комикса «Зайкина избушка», «Айболит и Бармолей», «Лиса со скалочкой»;
• Народные песенки, потешки, пестушки также представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать на занятиях по развитию речи детей дошкольного возраста. С их помощью возможно развивать фонематический слух, так как они используют звукосочетания – наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией, при чем исполняются на мотив народных мелодий. Все это позволяет ребенку вначале почувствовать, а затем осознать красоту родного языка, его лаконичность, приобщают именно к такой форме изложения собственных мыслей, способствует формированию образности речи дошкольников, словесному творчеству детей;
•Игры: предлагать детям проиллюстрировать ту или иную пословицу, поговорку, сказку. Умение передать художественный образ в рисунке, расширял возможность его выражения в слове,
• Чтобы дети быстрее овладевали описательной формой речи, надо обращать их внимание на языковые особенности загадки. Учитывая материал загадки, необходимо научить детей видеть композиционные особенности загадки, чувствовать своеобразие ее ритмов и синтаксических конструкций. Овладение навыками описательной речи будет успешнее, если наряду с загадками в качестве образцов брать литературные произведения, иллюстрации, картины,
• Организация праздника «Сочинители и рифмоплеты».
Сотрудничество с родителями
• Родительское собрание с проведением анкетирования «Речевое творчество в жизни ребенка».
•Консультации: «Помогите ребенку овладеть родным языком», «Игры в рифму».
• Совместное посещение театра и детской библиотеки.
• Участие в конкурсе «Моя сказка».
• Составление сборника своих колыбельных песен, которые поют детям.
• Совместная работа педагогов и родителей по созданию предметно-развивающей среды.
Контроль:
Уровень развития речевых умений у детей можно отслеживать с помощью методики (семантический метод) О. С. Ушаковой и Е. Струниной.
Они считают важнейшим условием развития речевой структуры детей дошкольного возраста работу над словом, которую рассматривают во взаимосвязи с решением других речевых задач. Свободное владение словом, понимание его значения, точность словоупотребления являются необходимыми условиями освоения грамматического строя языка, звуковой стороны речи, а также развития умения самостоятельно строить связное высказывание.
Источник