Развития ребенка открой себя
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №21 «Сказка» города Белово комбинированного вида »
Рабочая программа
«Открой себя»
педагог-психолог
Данилюк Елена Михайловна
г.Белово 2012
Составитель Данилюк, Е.М., педагог- психолог
Развивающая программа предназначена для работы с детьми 6-7 лет, направленных на развитие нравственного потенциала и развитие навыков межличностного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Данная Программа предназначена для педагогов- психологов дошкольных образовательных учреждений.
Содержание
Пояснительная записка Тематический план Содержание программы Ключевые слова Список литературы | 4 10 12 17 18 |
Пояснительная записка
Дошкольный возраст — особый период в жизни человека. Именно в этом возрасте формируется тот сравнительно устойчивый внутренний мир, который дает основание называть ребенка личностью. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека. Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, воздействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями.
И хотя в последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания (растет сеть альтернативных дошкольных учреждений, появляются новые программы дошкольного воспитания, разрабатываются оригинальные методические материалы), развитию эмоциональной сферы ребенка не уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития. Результаты диагностики уровня развития дошкольников, наблюдения за эмоциональными проявлениями детей, консультирования, показали, что чаще всего гармоничному развитию ребенка препятствует эмоциональная нестабильность, расстройства эмоциональной сферы.
А если говорить о нормальном развитии ребенка, то, как справедливо указывали Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, только согласованное функционирование интеллектуальной и эмоциональной систем, их единство может обеспечить успешное выполнение В дошкольной психологии этот вопрос тоже стоит очень остро. Этой проблемой занимались А.В. Запорожец, Я.З. Неверович. Умение определять эмоциональное состояние других людей дошкольниками подробно изучали А.М. Щетинина, В.К. Манеров, Л.П. Стрелкова. Эмоциональные нарушения у детей дошкольного возраста рассматривали Г.М. Бреслав, Г.Е. Сухарева, В.В. Ковалев.
Дети старшего дошкольного возраста в целом способны правильно воспринимать эмоциональное состояние человека (по результатам исследований современных психологов Ю.М. Милинич, Т.Д. Зинкевич — Евстигнеева , 95% опрошенных детей пяти — семи лет в целом правильно определяют эмоции других людей). При этом дети достаточно легко отличают радость, восхищение, веселье и затрудняются в распознавании грусти (эту эмоцию правильно назвала половина опрошенных дошкольников), испуга (всего 7% детей дали правильные ответы), удивления (лишь 6%).
Большое значение в поведении ребенка-дошкольника имеют мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений с взрослыми и детьми.
В среднем и особенно старшем дошкольном возрасте на первый план выдвигается усвоение правил взаимоотношений с другими детьми. Усложнение деятельности детей приводит к тому, что часто возникает необходимость учесть точку зрения товарища, его права и интересы. Детям нелегко усвоить правила взаимоотношений, и они нередко на первых порах применяют их формально, не понимая особенностей данного конкретного случая. Овладение правилами взаимоотношений происходит только в результате опыта, получаемого детьми в практике изменения, нарушения и восстановления этих прав.
У детей с эмоциональными нарушениями преобладают такие отрицательные эмоции как горе, страх, гнев, стыд, отвращение. У них имеется высокий уровень тревожности, а положительные эмоции проявляются редко. Отсюда возникает задача контроля за эмоциональным развитием детей и при необходимости применения психокоррекционных программ.
С целью удовлетворения социального запроса на гармоничное развитие ребенка и была создана рабочая программа по развитию эмоционального мира дошкольников.
При составлении данной программы были изучены и переработаны авторские материалы: пособие для практических работников детских садов: «Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет» автор-составитель И.А. Пазухина, О. Князева, «Я-ты-мы» Г. Барднер, «Я хочу», Н. Клюева «Учим детей общению».
При планировании занятий учитывается
- последовательность выбранного материала, постепенное усложнение;
- разнообразие и чередование различных видов активности
( речевая – двигательная, спокойные – подвижные игры)
Цель программы
- содействие формированию у детей старшего дошкольного возраста способности устанавливать социальные контакты и развитие навыков, умений, необходимых для совместных действий в быту и игровой деятельности.
Задачи программы
- способствовать развитию коммуникативных навыков и социальной адаптации детей;
- воспитывать у дошкольников умение адекватно реагировать в жизненных ситуациях, развивать эмоциональную произвольность;
- знакомить детей с характеристикой эмоциональных состояний (радость, грусть, доброта, злость, гнев, упрямство), соотносить их с конкретной ситуацией;
- развивать творческие способности и совершенствовать познавательные процессы.
Методы и приемы, лежащие в основе проведения занятий
- психогимнастика, предполагает адекватное ролевое формирование эмоциональной децентрации и произвольного развития у дошкольников, а также регуляция поведения;
- элементы библиотерапии (чтение психологических сказок, стихов);
- эмоциональный тренинг ( соотнесение эмоциональных состояний с природными и общественными явлениями, оценка собственных эмоциональных состояний, выражение их доступными средствами – мимикой, пантомимикой);
- эмоционально – символические (превращение образов фантазии в рисунки);
- элементы мнемотехники, предполагает зарисовывание пиктограмм эмоциональных состояний;
- коммуникативные игры ;
- релаксационные методы: использование упражнений, основанных на методах активной нервно – мышечной релаксации;
- наблюдение за эмоциональным фоном, выраженностью эмоций;
- беседа, выявляющая осознание и понимание детьми своих эмоциональных состояний;
- тест «Рисунок семьи» — диагностика внутрисемейных межличностных отношений;
- методика «Моя группа» — выявление взаимоотношения детей с воспитателями и сверстниками, их эмоциональный комфорт в группе;
- методика «Мое настроение» — согласно использованию цветовой палитры и содержанию рисунка, определить эмоциональное состояние ребенка, его страхи, проблемы, взаимоотношение с окружающими.
В основу программы легли принципы развития и коррекции эмоционального состояния, предложенные академиком Петровским А.В.
Для создания комфортной атмосферы
- принцип свободного участия. Если кто- то из детей не склонен участвовать в какой- либо игре, следует разрешать выходить из игры и спокойно возвращаться в нее;
- принцип взаимного уважения. Это своего рода правила группы, которое можно составить совместно с детьми, например, следующие:
- каждый имеет право высказывать свое мнения и предложения;
- каждый имеет право быть выслушанным;
- спорные вопросы решаются путем голосования.
- принцип осознанности. Перед началом занятия психолог объясняет детям его цель, структуру, чтобы достичь понимания и согласия;
- принцип рефлексии. Для закрепления результатов важно получение обратной связи. В конце занятия следует совместно с детьми подвести итоги: что больше или меньше понравилось, какой опыт приобрели. После подведения итогов занятия выполняется финальное упражнение, которое всегда должно быть одним и тем же.
Так например, дети могут образовывать круг и, взявшись за руки, некоторое время постоять закрыв глаза. Им предлагается подумать о чем-нибудь приятном, а затем взрослый слегка пожимает руку соседу, тот сжимает руку своему соседу. Можно спеть любимую всеми детьми песню или выполнить какое-нибудь движение. Главное, чтобы ритуал вызывал и стабилизировал приятные эмоциональные состояния.
Ожидаемый результат реализации программы
- нормализация самооценки;
- Формирование умения соблюдать дистанцию в отношениях с окружающими;
- выработка умения руководствоваться в своем поведении нравственными ценностями социальной и общественной жизни;
- конструктивное управление собственным поведением;
- развитие творческих способностей и познавательных процессов у детей.
Критерии результативности проводимых занятий
- Преобладание положительных эмоций у детей.
- Умение сдерживать нежелательные эмоции и применение приемлемых способов их проявления в общении со взрослыми и детьми.
- Изменение характера рисунков у детей (преобладание светлых красок, уверенный контур рисунка, выражение положительных эмоций через рисунок, характера рисунка).
- Произвольность поведения во время общения.
Результаты контрольной диагностики
По результатам обследования выявлены следующие результаты работы программы :
- 81% умеют интегрировать разнообразные сильные эмоции и переживания;
- 71% детей умеют самостоятельно находить выход своим позитивным и негативным чувствам способом, приемлемым для самой личности ребенка и для социума;
- 84% дошкольников взаимодействуют с окружающим миром в позитиве и благополучии.
Таким образом, можно говорить о результативности деятельности по программе.
Программа рассчитана для детей 6-7 летнего возраста, включает 32 занятия. Занятия проводятся 1 раз в неделю по подгруппам 7-10 детей. Продолжительность одного занятия 30- 35 мин.
Тематический план
№ | Раздел | Всего | Кол-во зан-й | Форма контроля | |
Практ. | Теоретич. | ||||
1 | Раздел 1. Эмоциональная сфера | 10 | 8 | 2 | Диагностика эмоциональных состояний |
1.1Знакомство с эмоциями (радость, злость) | 1 | ||||
1.2 Знакомство с эмоциями ( испуг) | 1 | ||||
1.3Добрый – злой | 1 | ||||
1.4Как справится с гневом | 1 | ||||
1.5 Когда нам бывает грустно и когда радостно | 1 | ||||
1.6 Почему мы ссоримся? | 1 | ||||
1.7 Упрямство | 1 | ||||
1.8 Доброта | 1 | ||||
1.9 Музыка и эмоции | 1 | ||||
1.10 Какие эмоции мы знаем | 1 | ||||
2 | Раздел 2. Коммуникативные способности | 11 | 9 | 2 | Наблюдение, беседа, рисуночный тест «Грустная мама», «Кактус». |
2.1 Мои поступки | 1 | ||||
2.2 Моя семья | 1 | ||||
2.3-2.4 Я и старшие | 2 | ||||
2.5 Общение с теми, кто младше тебя | |||||
2.6-2.7 Я и мои друзья | 2 | ||||
2.8 Что помогает и что мешает дружбе | |||||
2.9 Очень плохо, если друга рядом нет | |||||
2.10 Если трудно одному, справимся с друзьями | |||||
2.11 Ссора и примирение | |||||
3 | Раздел 3. Социальная адаптация | 11 | 10 | 1 | Моделирование ситуаций и нахождение выхода из затруднительных ситуаций. Диагностика эмоционального состояния. |
3.1 Как понять другого человека | |||||
3.2-3.3Как вести себя, если возникли конфликты | |||||
3.4 Что делать, если взрослые злятся | |||||
3.5 Чувства одинокого человека | |||||
3.6-3.7Учимся доброжелательности | |||||
3.8 Правила этикета | |||||
3.9Тренинг социальных навыков | |||||
3.10 Тренинг социальных навыков | |||||
3.11 Итоговое занятие | |||||
Всего занятий : 32 | 27 | 5 |
Содержание программы
Раздел1. Эмоциональная сфера (10 час.)
1-2.Знакомство с эмоциями (2 час.)
Представление о собственных эмоциях и эмоциях других людей. Обучение способам передавать свои эмоции другим людям .
3. Добрый –злой (1 час.)
Закрепление понятий «добрый – злой», сравнение добрых и злых сказочных героев. Развитие способности чувствовать состояние другого.
4. Как справиться с гневом? (1 час)
Проработка и интеграция негативного эмоционального опыта; (воспроизведение всех тех эмоциональных ситуаций, которые были у ребенка в реальной жизни и с которыми он не смог справиться), создание ситуации безопасного принятия эмоций негативного характера.
5. Когда нам бывает грустно и когда радостно (1час)
Определение различений эмоций «грусть –радость» по внешнему виду человека. Причины возникновения грусти и радости. Отработка умений быть внимательными к чувствам и желаниям других людей.
6. Почему мы ссоримся? (1 час)
Понимание причины возникновения конфликтов между детьми. Способы выхода из конфликтных ситуаций, осознание собственных эмоций.
7. Упрямство (1 час)
Дифференцирование эмоций по степени интенсивности переживания. вред и польза прямства для достижения цели. Распознавание и вербализация собственных эмоций, их принятие. Приемы управления спектром своих эмоций и чувств.
8. Доброта (1 час)
Расширение представления детей об эмоциях . Отождествление себя с добрыми и злыми персонажами.
9. Музыка и эмоции (1 час)
Передача эмоций через музыку. Анализ характера музыкального произведения.
10. Какие эмоции мы знаем? (1 час)
Представления о различных средствах и способах коммуникации с окружающим миром, о важности и значимости органов чувств, познавательных процессов ( памяти, внимания), эмоций, жестов и движений в процессе общения.
Раздел 2. Коммуникативные способности (11 час.)
- Мои поступки (1 час)
Развитие способности осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей. Проигрывание определенных ситуаций. Пути выхода из трудных ситуаций. Психологические этюды.
2. Моя семья (1 час)
Идентификация себя в семье. Закрепление навыков и умений радовать своих родных, оказывать им посильную помощь. Развитие желания помогать близким людям, общаться в процессе совместной деятельности.
3-4. Я и старшие (2 час.).
Формирование положительного отношения к тем, кто старше их, закрепление навыков заботы о старших, повышение самооценка.
5. Общение с теми, кто младше тебя (1 час)
Формирование положительных взаимоотношений между детьми. Осознание себя старшими, желающими заботится о тех, кто младше, слабее их. Побуждение к добрым поступкам.
6-7. Я и мои друзья (2 час.).
Закрепление умения различать индивидуальные особенности других детей. сознание чувства принадлежности к группе, положительного эмоционального фона. Развитие коммуникативных навыков.
Осознание своего «Я». Самоутверждение («Я сам!»),. Воздействие на ситуацию. Отношения с другими людьми.
8. Что помогает и что мешает дружбе (1 час)
Формирование интереса к сверстникам. Развитие сплоченности группы. Игры на развитие умение входить в контакт: представление, предложение (пожелание), благодарность.
9. Очень плохо, если друга рядом нет (1 час)
Закрепление понятия дружба, друзья. Формирование умений доставлять радость другим ( изготовление подарков, рисование открыток и т.п.). вывод о необходимости иметь друзей.
10. Если трудно одному, справимся с друзьями (1 час)
Обучение правилам общения, умению использовать полученные навыки в повседневной жизни. Закрепление коммуникативных навыков, умения оказывать посильную помощь друзьям.
11. Ссора и примирение (1 час)
осознание, что такое ссора и как ее избежать. Варианты выхода из конфликтных ситуаций.
Раздел 3. Социальные навыки (11 час.)
- Как понять другого человека (1 час)
Закрепление умения доброжелательно отношения к окружающим людям, понимания их эмоциональное состояние по разным признакам.
2-3. Как вести себя, если возникли конфликты ( 2 час.)
Закрепление умения анализировать свое поведение в конфликтной ситуации. Развитие эмоциональной устойчивости в ситуациях проявления агрессии. Формирование умений снимать эмоциональное напряжение.
4. Что делать, если взрослые злятся (1 час)
Конструктивные способы выхода из конфликтных ситуаций со взрослыми людьми (объяснение своего самочувствия в конфликте, понимание состояния взрослого человека). Развитие эмоциональной устойчивости в ситуациях проявления агрессии. Закрепление умения снимать эмоциональное напряжение
5. Чувства одинокого человека (1 час)
Знакомство с понятиями «физическая и душевная боль». Чувства других людей. Понятие «одиночество».
6-7.Учимся доброжелательности (2 час.)
Проигрывание ситуаций, возникающих с детьми в повседневной жизни. Закрепление умения доброжелательно относиться к окружающим людям.
8. Правила этикета (1 час)
формирование осознанного отношения к социальным нормам поведения. Обучение правилам этикета. Обучение технике общения в различных жизненных ситуациях.
9- 10.Тренинг социальных навыков ( 2 час.)
Обучение приемам саморегуляции, умению управлять своим телом и владеть своими эмоциями. Снятие мышечных зажимов. Развитие умения согласовывать свои действия с другими детьми. Развитие групповой сплоченности.
11. Итоговое занятие (1 час)
Закрепление полученных умений и навыков в психологических этюдах и играх. Снятие психологического напряжения.
Ключевые слова
Гнев
Грусть
Доброжелательность
Доброта
Дружба
Жест
Зло
Капризы
Конфликты
Мимика
Настроение
Нежность
Общение
Одиночество
Поступки
Примирение
Радость
Расслабление
Ссора
Страх
Упрямство
Эмоции
Список литературы
1. Алямовская В.Г Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей [Текст] / В.Г. Алямовская – СПб: Стройпечать, 2006, — с. 139
2. Белинская Е.В. Сказочные тренинги [Текст] / Е.В. Белинская — СПб. Речь, 2006, — с. 97
3. Вайнер М.Э. Игровые технологии коррекции поведения дошкольников [Текст] / М.Э. Вайнер — Педагогическое общество России М. 2005, — с. 176
4 .Вайнер М.Э. Профилактика, диагностика и коррекция недостатков эмоционального развития дошкольников [Текст] / М.Э. Вайнер -Педагогич. общество России- М., 2006, — с. 91
5. Дубина Л.А Коммуникативная компетентность дошкольников: Сборник игр и упражнений [Текст] / Л.М. Дубина М. 2006, — с. 67
6. Короткова Л.Д. Сказкотерапия для дошкольников и младших школьников [Текст] / Л.Д. Короткова — ЦГЛ. М., 2005, — с. 99
7. Котова Е.В. В мире друзей. Программа эмоционально-личностного развития детей [Текст] / Е.В. Котова — М. Творческий Центр, 2007,- с. 142
8. Крюкова С.В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь Программа эмоционального развития дошкольников [Текст] / С.В. Крюкова — М. «Генезис», 2007, — с. 128
9. Крюкова С.В. Здравствуй, я сам! Тренинговая программа работы с детьми 3-6 лет[Текст] / С.В. Крюкова — М. «Генезис». 2007, — с. 87
10. Громова Т.В. Страна Эмоций. Методика как инструмент диагностической и коррекционной работы с эмоционально-волевой сферой ребёнка [Текст] / Т.В. Громова — М., УЦ «Перспектива» — 2004,-с. 111
11.Уханова А.В. Программа развития эмоционально-волевой и коммуникативной сферы дошкольников[Текст] / А.В. Уханова- журнал «Вестник практической психологии образования», 2008, № 2 – с. 32
12. Ткаченко Т.А. Формирование навыков общения и этических представлений Метод. руководство, картинный комплект [Текст] / Т.А. Ткаченко — М.: Книголюб, 2005, — с. 122
13. Фесюкова Л.Б. Уроки доброты, Уроки этики, Воспитание сказкой. Комплекты наглядных пособий для дошкольных учреждений [Текст] / Л.Б. Фесюкова — «Ранос», 2008, — с. 83
14. Хухлаева О.В, Хухлаев О.Е.,.Первушина И.М Тропинка к своему Я . Программа групповых занятий с дошкольниками [Текст] / О.В. Хухлаева, О.Е. Хухлаев. И.М. Первушина — М. «Генезис», 2007, — с. 75
Источник
Детское развитие — это важная часть воспитания ребенка. Если интеллектом малыша заниматься с раннего возраста, взрослея, он будет легче воспринимать информацию, добиваться значительных успехов в умственной, творческой, эмоциональной сферах. При этом не существует универсальной методики развития мозга ребенка. Родители должны подобрать ее индивидуально, опираясь на особенности собственного малыша. Для этого нужно прислушиваться к его потребностям и интересам, избегать чрезмерной критики, помогать и поддерживать на пути к взрослению. Как вырастить ребенка способным? Каких ошибок следует избегать родителям и какими правилами руководствоваться?
Периодизация детского развития
Жизнь малыша начинается с периода младенчества. Этот этап входит в закономерности детского развития, когда новорожденный только начинает осваиваться в мире. Постепенно совершенствуются способности видеть и слышать, различать цвета и формы.
Годовалый ребенок переходит в период раннего детства. Теперь он начинает активно интересоваться предметами. Закономерности детского развития утверждают, что на этом этапе малыш особенно любознателен, поэтому родителям стоит уделять больше времени играм и обучению.
Далее следует дошкольный возраст, который делится на младший и старший. Это время для развития речи, совершенствования мыслительных процессов. Ребенок увлекается ролевыми играми, ставит себя на место взрослых. Он интересуется общением со сверстниками, стремится совершенствовать слуховое восприятие речи окружающих.
Следуя закономерностям детского развития, далее, наступают младший школьный возраст, а после него – подростковый возраста. В это время заканчивается основная часть формирования интеллектуальных способностей и личности человека.
Какие бывают теории детского развития
Существует множество теорий, объясняющих процесс развития ребенка. Распространена гуманистическая концепция А. Маслоу, согласно которой, человек подвергается влиянию своих потребностей и мотивация. Благодаря этому происходит детское развитие. Человек постепенно удовлетворяет свои потребности в безопасности, любви, самореализации и других сферах общества, стремясь к независимости, духовному росту.
Психоаналитическая теория Э. Эриксона сосредоточена на эмоциях и взаимоотношениях. Согласно ей, ребенок постепенно переходит от чувств доверия и недоверия к миру к ощущению полноты жизни, преодолевая различные возрастные и поведенческие этапы.
Развитие детского интеллекта попытался объяснить З. Фрейд. По его теории, ребенок проходит несколько стадий (от оральной до генитальной). Во время прохождения каждой из них он концентрирует внимание на определенном участке тела, приносящем ему удовольствие.
Родителям полезно знать основные теории детского развития, чтобы помочь ребенку вырасти всесторонне развитой и здоровой личностью.
Что такое раннее детское развитие?
Развитие детского интеллекта необходимо начинать с появлением младенца в доме. Чем раньше родители возьмутся за обучение малыша, тем проще ему будет учиться в дальнейшем.
Раннее детское развитие может начинаться с младенческого возраста – ребенок развивается, когда с ним общаются взрослые, знакомится с простыми игрушками и предметами, эмоционально откликается на поведение родителей. именно эти реакции малыш закладывают в нем хорошую основу для высокого уровня интеллекта в будущем.
Ранее детское развитие, также, предполагает занятия с ребенком дошкольного возраста, то есть, от трех до шести лет. В это время дети начинают по-настоящему интересоваться окружающим миром. Им хочется бегать, прыгать, исследовать и изучать окружающий мир. Они овладевают речью, их привычки формируются, поведение становится более осознанным. Детское творчество и развитие родители часто стараются стимулировать дополнительными занятиями, которые проводят дома или водят малыша на специальные кружки. Это возможность заниматься развитием ребенка всесторонне.
Психологи, однако, напоминают, что не нужно резко отрывать ребенка от игрушек и приучать к умным книгам. Развивать умственные способности малыша нужно в игровой форме, не требуя от него напряженной работы.
Методики детского развития: что нужно знать родителям?
Многообразие методик позволяет родителям подобрать что-то подходящее конкретно их ребенку. Прежде чем приступить к обучению малыша, необходимо ознакомиться со всеми вариантами.
Метод Глена Домана предполагает развитие детского мышления практически с рождения. Родителям необходимо позаботиться о том, чтобы все игрушки, упражнения, карточки, которыми занимается малыш, совершенствовали его интеллектуальные навыки.
Методика М. Лазарева предполагает обучение ребенка с малых лет при помощи музыки, ярких цветов и движения. Техника гарантировано стимулирует развитие детского интеллекта, а для ее применения на практике существуют специальные «бимбаскеты» — специальные наборы.
Популярный метод М. Монтессори гласит, что детям необходимо лишь создать атмосферу для развития умственных способностей. По теории специалиста, ребенок до трех лет обучается быстрее и эффективнее.
Что включает в себя развитие детской моторики
Развитие детской моторики тесно связано с формированием речи и интеллекта ребенка, что обеспечивает близость двух отделов головного мозга. Именно по способности управлять руками часто судят подготовленность малыша к занятиям в школе, усвоению информации.
Заниматься ребенком нужно с младенчества. Развитие детской моторики предполагает игры с бусами, ладушки, манипуляции с бумагой. Можно предоставить ребенку возможность играть с маленькими крупинками или порисовать на песке, обязательно под присмотром взрослых. Моторику развивает классический массаж ладоней.
Развитие детской моторики стимулирует лепка, раскрашивание, вырезание и собирание паззлов. Способности рук улучшает перелистывание страниц книги, завинчивание крышек.
Какие бывают детские игры для развития речи?
Детские игры для развития речи — это действенный способ научить ребенка говорить четко и правильно. Малыши охотно учатся, когда они делают это в игровой форме. Родителями важно максимально разнообразить процесс обучения детей, сделать его проще и приятнее.
Необходимо заинтересовать ребенка, прежде чем начать работать над его устными навыками. Родители могут начать детские игры для развития речи с изучения животных. Мама или папа должны научить малыша имитировать звуки различных зверей и время от времени просить повторять их. Таким образом, ребенок сумеет отточить произношение отдельных слогов.
В специальной развивающей литературе и на просторах интернета можно найти множество стихов, полезных для совершенствования устных навыков малыша. Они легко запоминаются и содействуют отработке произношения различных звуков.
Детские игры для развития речи предполагают дыхательную гимнастику. Она помогает овладеть звуками «ш», «с», «э» и некоторыми другими.
Детские скороговорки для развития речи
Использовать детские скороговорки для развития речи можно с одного года, едва малыш научиться произносить первые отчетливые слоги и полноценные слова. Однако лучше всего заниматься с ребенком позже, когда он начнет понятно излагать собственные мысли.
Главное условие, которое нужно соблюдать, выбирая детские скороговорки для развития речи — веселье. Важно стараться превратить обучение в игру, а фразы подбирать запоминающиеся и забавные. Тогда ребенку будет интереснее повторять их за мамой или папой, учебный процесс не оставит плохих впечатлений.
Чтобы выучить вместе с малышом детские скороговорки для развития речи, следует повторить фразу несколько раз, четко проговаривая слова и звуки. Нельзя сразу требовать от ребенка быстрого произношения. Лучше всего использовать короткие стишки, чтобы их было проще запоминать. Для того чтобы был хороший результат – детские скороговорки для развития речи помогли сформировать речевой аппарат – заниматься необходимо регулярно, каждый раз внося в занятия разнообразие, чтобы ребенок не потерял интерес.
С чего начать детское творчество и развитие?
Развитию младенца содействует постоянное общение. Когда мама и папа читают малышу книги, поют песни, рассказывают стихи, они активизируют его умственную деятельность. Таким образом, детское творчество и развитие начинается с первых дней жизни.
Чтобы дополнительно стимулировать ребенка, можно начать интенсивные занятия. Проводить их можно как самостоятельно, так и с помощью педагога. В любом случае необходимо подобрать индивидуально методику обучения в соответствии с особенностями малыша. Некоторые из них можно применять с рождения, другие — при достижении определенного возраста.
В детском творчестве и развитии главное – постепенность и отсутствие напряжения. Нельзя многого требовать от малыша и заставлять его учиться, иначе можно «отбить» у него тягу к знаниям.
Развитие детской инициативы
Самостоятельность — качество, которое необходимо воспитывать в ребенке с малых лет. Главное в этом деле — запастись терпением и приучать малыша постепенно.
Детское воспитание и развитие не должно начинаться со сложных поручений. Родители должны обучать ребенка самостоятельности с задач, которые он точно сможет выполнить. Для начала можно попросить собрать лишь часть игрушек в ящик или надеть штаны без помощи мамы или папы. Постепенно нужно усложнять задачи.
Важная часть детского воспитания и развития — родительская поддержка. Если ребенок проявляет инициативу и пытается справиться с вопросом самостоятельно, не нужно подавлять это желание и оказывать помощь, пока ее не попросят.
Что такое развитие детского самоуправления?
Детское самоуправление — это способность ребенка справляться без посторонней помощи. Формировать самостоятельность необходимо, ведь она важна для развития детского мышления. Ребенок, способный учиться и ухаживать за собой с минимальной помощью взрослых людей, упрощает и свою жизнь, и родительскую и вся семья получает больше времени для приятных и веселых совместных занятий.
Приучать малыша к самостоятельному выполнению заданий необходимо постепенно, однако, с раннего возраста. Пусть сначала дети собирают игрушки в комнате и одеваются с помощью родителей, но, с каждым разом помощь должна уменьшаться. Важно объяснять ребенку, почему необходимо поддерживать порядок и делать что-либо самостоятельно, хвалить его за проявление инициативы.
Детское воспитание и развитие невозможно без доверия и свободы. Если родители запрещают малышу делать элементарные вещи без посторонней помощи, он не сможет стать самостоятельным. Важно постепенно увеличивать масштабы свободы и больше доверять ребенку, чтобы помочь ему добиться успеха.
С чего начинается развитие детской одаренности
Одаренный ребенок требует повышенного внимания родителей и педагогов. Для развития детского интеллекта в таком случае необходимы особые условия. Важно окружить его предметами, нужными для удовлетворения любознательности и проявления изобретательности. Главным фактором развития является поддержка, исходящая от родителей и педагогов. Нельзя подавлять инициативу и творчество малыша, строго наставлять его и диктовать, что делать.
Кроме этого необходимо подобрать грамотного педагога, способного составить индивидуальную программу для ребенка. Полноценное развитие детского мышления со школьным учителем, который устанавливает для всех единые требования, может не привести к развитию детской одаренности.
Развитие детского интеллекта: правила
Тренировать умственные способности ребенка можно как дома, так и с педагогом. Однако в любом случае важно обеспечить ощущение поддержки и атмосферу дружелюбности во время занятий.
Развитие ребенка должно проходить в игровой форме. Не нужно заставлять малыша заниматься целыми днями — достаточно часа ежедневно. Для совершенствования умственной деятельности рекомендуют решать с ребенком логические задачи, отгадывать загадки на смекалку. Вероятно, детей постарше заинтересуют головоломки и интеллектуальные игры.
Детские отклонения в развитии
Для родителей ребенка, у которого наблюдаются детские отклонения в развитии, воспитание может стать трудным процессом. Стоит всерьез заняться малышом при проявлении следующих признаков:
- страсть к однообразию;
- нежелание общаться;
- беспричинная агрессия;
- отсутствие зрительного контакта;
- нарушения сна.
При подборе правильной методики обучения и профессиональных педагогов можно значительно уменьшить детские отклонения в развитии или ликвидировать их вовсе, в том случае, если они вызваны педагогической запущенностью.
Если причиной детского отклонения в развитии является задержка умственных способностей, ребенку нужно дополнительное сопровождение педагогов и родителей, возможно, занятия в коррекционной школе.
Какие есть нарушения психического развития в детском возрасте
Родители могут столкнуться с сенсорными нарушениями у ребенка. В таком случае у него будут наблюдаться серьезные проблемы со слухом и зрением. При поражениях нервной системы заметны умственная отсталость, нарушения речи и двигательных функций.
Если родители своевременно заметили тревожные симптомы и обратились за помощью к специалисту, есть высокий шанс ликвидировать детские отклонения в развитии. Поэтому при необычном поведении ребенка, прогрессировании нарушений стоит немедленно начать терапию.
Детское развитие — область, требующая определенных знаний и умений. Когда родители и педагоги активно вкладываются в этот процесс, у них есть все шансы вырастить психически здорового и способного ребенка.
Использованы фотоматериалы Shutterstock
- Исследование способности к выбору в детских возрастах / Носкова Н. В. // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология.. = 2010. — ВАК
- Формирование языковой картины мира ребенка раннего возраста / Ефимова М. В. // Ярославский педагогический вестник. = 2016. — ВАК
- Игра — форма организации жизни и деятельности детей / Батурина О. В. // Достижения науки и образования. = 2018
- Лепка в дошкольном возрасте как универсальное средство развития и познания окружающей действительности / Алексеева С. О., Башкатов И. А. // Историческая и социально-образовательная мысль. = 2017. — ВАК
- Творческая деятельность ребенка как основа развития психики и личности / Юнхуэй Се // Эксперимент и инновации в школе. = 2013
- Интеллектуальное развитие ребенка / Фенев Е. А. // Вопросы науки и образования. = 2017
Источник