Развития положительного отношения ребенка к окружающим людям

              Консультация на тему:

 «Формирование положительного отношения к миру, другим     людям и  самому себе у ребёнка дошкольного возраста»

                                                                             Подготовила:

                                                                             воспитатель Малюкова Т.А.

Федеральный государственный образовательный  стандарт дошкольного образования в качестве результата образовательной деятельности определяляет, что к 7 годам «ребёнок обладает — установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе,  обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты». Данный результат достигается через образовательную область «Социально-коммуникативное развитие», которая предполагает осуществлять взаимодействие воспитателя и ребёнка, целью которого является приобщение воспитанника к социокультурным знаниям, традициям, нормам, что позволяет растущей личности расширять индивидуальный опыт, обеспечивает социально ценный вектор развития.

В стандарте по-новому решается вопрос формирования образа Я дошкольника. Акцент делается на «положительное отношение», которое формируется с учётом таких духовно- нравственных качеств, как толерантность, милосердие, взаимопонимание и взаимопомощь.

При выявлении сущности «положительного отношения к миру, другим людям и самому себе» ребёнка дошкольного возраста мы исходим из ряда общих психолого-педагогических положений. Во-первых, естественно-природный процесс становления детской личности протекает во взаимодействии со значимым взрослым и социокультурно «заданной» средой. Во-вторых, успешность развития детской личности определяется активной и осмысленной деятельностью самого ребёнка. В основе такой деятельности лежит осознанное и неосознаваемое желание ребёнка углублять свою культуру (быть лучше), овладевать новыми знаниями (знать больше), осуществлять своё развитие (становиться взрослее), налаживать отношения со сверстниками и взрослыми (научиться общаться без конфликтов). В-третьих, постигать смысл человеческой деятельности растущей личности помогает рефлексия опыта.

Данные о людях и своих возможностях накапливаются постепенно благодаря опыту разнообразной деятельности, общения со взрослыми и сверстниками. Представления ребёнка о самом себе дополняются соответствующим отношением к самому себе. Формирование образа самого себя происходит на основе установления связей между индивидуальным

опытом ребёнка и информацией, которую он получает в процессе общения. Налаживая контакты с людьми, сравнивая себя с ними, сопоставляя результаты своей деятельности с результатами других детей, ребёнок получает новые знания не только о другом человеке, но и о самом себе. Эти знания о мире, других людях, о себе могут быть как положительными, так и отрицательными.

 Важное место в формировании положительного отношения к миру, другим людям и самому себе отводится значимому взрослому, который сопровождает развитие дошкольника. Особенность дошкольного детства заключается в том, что ребёнок «включён» в другого человека и через эту включённость развивается как личность. Иными словами, ребёнок как член социума постоянно включён в предмет познания, в систему человеческих отношений, где происходит диалог личностей, ценностных установок. Собственный поиск жизненных установок, освоение образцов и норм деятельности осмысленно соединены у ребёнка со значимым другим: родителем, педагогом, сверстником. Душевные богатства дошкольников умножаются через душевное богатство взрослого, так как дети данной возрастной группы во всём стремятся подражать и копировать того, кто находится рядом с ними. Человеческие отношения:        душевная щедрость, чуткость к человеку, понимание его и сострадание — всё это проявляется в личности дошкольника через отношения к нему взрослого и остаётся на всю жизнь. Умение выделять таких людей из окружения, прислушиваться к ним, ценить их и следовать их советам — вся эта наука жизни от взрослого в своей основе запечатлевается у ребёнка. Отсюда особая роль, которая отводится воспитателю, и особая ответственность перед детьми, перед государством. Главное качество педагога дошкольного образовательного учреждения, на наш взгляд, это доброта, любовь к людям, щедрость души, искренность в отношениях с детьми. И главное его дело — целенаправленно влиять на ребёнка, развивая богатство его души, помогать ему в становлении собственного Я, направляя профессионально и с любовью его усилия, корректируя отношения между детьми. Содержание общения ребёнка с воспитателем составляет его внутренний мир, переживания, чувства, т.е. то, что сознаётся субъектом как индивидуальное психическое Я. Для формирования положительного отношения к людям и самому себе важное место занимает авансирование доверия ребёнку: необходимо ценить его личностную уникальность, особый субъектный мир. «Особенно важно выполнять эту универсалию применительно к ребёнку; важно уважать в нём субъекта не только по заслугам и достижениям, коих почти нет, но безотносительно к заслугам и готовым результатам. Духовно-душевный мир больше любых результатов».

Для дошкольника образ взрослого (взрослости как особого качества и состояния) — это не образ другого человека, а образ самого себя, свой будущности . Образ будущего в детском сознании станет перестраиваться, переосмысливаться, уточняться по ходу развития, но тем не менее он связан со взрослым, который усиливает возможности ребёнка. Организуя в дошкольном образовательном учреждении адекватное педагогическое взаимодействие, можно помочь ребёнку в осознании своих личностных качеств, повлиять на представления об оценках его качеств окружающими, что непременно отразится на поведении дошкольника и предупредит многие проблемы, связанные с периодом возрастного кризиса. Постепенно включаясь в разнообразные виды деятельности, накапливая социальный опыт, вступая во взаимодействие с окружающими, ребёнок всё больше начинает осознавать своё Я. В результате воспитанник приобщается к социокультурным нормам, расширяет свой индивидуальный опыт общения. Ориентация такого плана принципиально значима: целенаправленно осуществляемая педагогическая деятельность помогает ребёнку взрослеть духовно, приобретать новые, перспективные устремления и ценности, необходимые для реальной и будущей жизнедеятельности.

В отличие от предыдущих периодов жизни, в возрасте 3-7 лет общение ребёнка со сверстниками начинает играть всё более существенную роль в формировании положительного отношения к другим людям. Взрослый — это недосягаемый эталон, а с ровесниками можно себя сравнивать запросто. При обмене оценочными воздействиями возникает определённое отношение к другим детям и одновременно развивается способность видеть себя их глазами. Умение ребёнка анализировать результаты собственной деятельности прямо зависит от его умения анализировать результаты других детей. Так, в общении со сверстниками складывается способность оценивать другого человека, которая стимулирует возникновение самооценки .

Чем младше дошкольники, тем менее значимы для них оценки сверстников. В 3-4 года взаимооценки детей более субъективны, чаще подвержены влиянию эмоционального отношения друг к другу. Малыши почти не могут обобщать действия товарищей в разных ситуациях, не дифференцируют близкие по содержанию качества . В младшем дошкольном возрасте положительные и отрицательные оценки сверстников распределяются равномерно. У старших дошкольников преобладают положительные. Наиболее восприимчивы к оценкам сверстников дети 4,5- 5,5 лет. Очень высокого уровня достигает умение сравнивать себя с товарищами у детей 5-7 лет. Богатый опыт индивидуальной деятельности помогает старшим дошкольникам критически оценивать воздействия ровесников.

Читайте также:  Особенности развития ребенка на третьем году жизни

Для положительного отношения к миру и другим людям важным является формирование у ребёнка дошкольного возраста такого сложного компонента самосознания, как самооценка. Она возникает на основе знаний и мыслей о себе. Оценка дошкольником самого себя во многом зависит от того, как его оценивает взрослый. Заниженные оценки оказывают самое отрицательное воздействие. А завышенные искажают представление детей о своих возможностях в сторону преувеличения результатов, но в то же время играют положительную роль в организации деятельности, мобилизуя силы ребёнка.

Оценить себя дошкольнику гораздо труднее, чем сверстника. К ровеснику ребёнок более требователен и оценивает его более объективно. Самооценка дошкольника очень эмоциональна. Он легко оценивает себя положительно. Отрицательные самооценки наблюдаются, по данным, лишь у незначительного числа детей 7 года жизни .

Причина неадекватной оценки состоит в том, что дошкольнику, особенно младшему, очень трудно отделить свои умения от собственной личности в целом. Для него признать, что он что-то сделал или делает хуже других детей, значит признать, что он вообще хуже сверстников. Поэтому даже старший дошкольник, понимая, что поступил или сделал что-то плохо, часто не в состоянии это признать. Он понимает, что хвастать некрасиво, но стремление быть хорошим, выделиться в среде других детей настолько сильно, что ребёнок часто идёт на уловки, чтобы косвенно показать своё превосходство [1].

Наряду с формированием положительного отношения к людям в дошкольном возрасте начинает проявляться и эгоистическая позиция, которая заключается в том, что ребёнку безразличны другие. Такие дети часто допускают в адрес товарища грубость, агрессивность. Обычно дошкольники с подобной позицией ничего не знают о своих ровесниках и даже не всегда помнят их имена. Зато игрушки, которые приносят другие, ребёнок замечает всегда. Такая позиция вредна не только для сверстников, но и для самого ребёнка: товарищи его не любят, не хотят с ним играть или дружить, и от этого он становится ещё агрессивнее . Задача взрослых — помочь ребёнку в осознании положительных личностных качеств других, предотвратить проявления эгоизма. Хорошим средством усвоения положительного отношения к миру, людям и себе являются произведения классической детской литературы — Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, А.Л. Барто, В.Ю. Драгунского и др., в которых заложены эталоны нравственного поведения, общения со сверстниками и взрослыми.

Конкурентная позиция состоит в том, что ребёнок понимает: чтобы тебя любили, уважали и ценили, нужно быть послушным, хорошим, никого не обижать. Такого ребёнка любят и хвалят воспитатели, он добивается признания в группе сверстников. Но они интересуют его только как средство самоутверждения. Малыш напряжённо следит за успехами других и радуется их неудачам. Он оценивает сверстника неадекватно, с точки зрения своих достоинств. Конечно, подобная позиция в какой-то мере порождает детские конфликты. Избежать конфликтов помогает воспитатель (или родитель), демонстрирующий образцы искренней радости от успехов того или иного ребёнка, взрослого человека.

Ребёнок с гуманной позицией относится к товарищу как к самоценной личности. Он очень чувствителен к внутреннему состоянию других, хорошо знает интересы, настроения и желания окружающих. Охотно, по своей инициативе делится тем, что имеет, помогает другим не в расчёте на похвалу, а потому что сам получает от этого радость и удовлетворение.

Постепенно у дошкольников возрастает способность мотивировать самооценку, причём изменяется и содержание мотивировок. В исследовании Т.А. Репиной показано, что 4-5-летние дети связывают самооценку в основном не с собственным опытом, а с оценочными отношениями окружающих. В 5-7 лет дошкольники обосновывают положительные характеристики самих себя с точки зрения наличия каких-либо нравственных качеств. Но даже в 6-7 лет не все дети могут мотивировать самооценку .

К 7 годам у ребёнка происходит важное преобразование в плане самооценки. Она из общей становится дифференцированной. Ребёнок делает выводы о своих достижениях в разных видах деятельности. Он замечает, что с чем-то справляется лучше, а с чем-то хуже.

До 5 лет дети обычно переоценивают свои умения. А в 5-6,5 лет редко хвалят себя, хотя тенденция похвалиться сохраняется. В то же время возрастает число обоснованных оценок. К 7 годам большинство детей правильно себя оценивают и осознают свои успехи в разных видах деятельности.

На 7-м году жизни у ребёнка намечается дифференциация двух аспектов самосознания — познания себя и отношения к себе. Так, при самооценке «иногда я хороший, иногда плохой» наблюдается эмоционально положительное отношение к себе или при общей положительной оценке — сдержанное эмоционально-ценностное отношение.

У детей 4 лет чаще наблюдается тенденция обосновывать эмоционально-ценностное отношение к себе эстетической привлекательностью, а не этической.

 4-5 лет намечается желание что-то изменить в себе, хотя оно не распространяется на характеристики нравственного облика.

В старшем дошкольном возрасте наряду с тем, что большинство детей удовлетворено собой, растет стремление изменить что-то в себе, стать другим возрастает, поэтому взрослые должны поддержать такое стремление ребёнка, показывая образцы нравственного поведения, положительного отношения к другим людям, стремления прийти на помощь.

Кроме осознания своих качеств, старшие дошкольники пытаются осмыслить собственное поведение, опираясь на знания и представления, почерпнутые от взрослого, а также на собственный опыт. В объяснении поступков других людей дошкольник зачастую исходит из своих интересов и ценностей, т.е. собственной позиции в отношении окружающего. Постепенно дошкольник начиняет осознавать не только свои нравственные качества, но и переживания, эмоциональное состояние.

В дошкольном детстве начинает складываться ещё один важный показатель развития самосознания — осознание себя во времени. Ребёнок первоначально живёт только настоящим. С накоплением и осознанием своего опыта ему становится доступным понимание своего прошлого. Старший дошкольник просит рассказать взрослых о том, как они были маленькими, и сам с удовольствием вспоминает отдельные эпизоды недалёкого прошлого. Характерно, что, полностью не осознавая изменений, происходящих в нём самом с течением времени, ребёнок понимает, что раньше он был не таким, как теперь: был маленьким, а сейчас вырос. Его интересует и прошлое близких людей.

У дошкольника складывается способность осознать и будущее. Ребёнок хочет пойти в школу, освоить какую-то профессию, вырасти, чтобы приобрести определённые преимущества. Осознание своих умений и качеств, представление себя во времени, открытие для себя собственных переживаний — всё это составляет начальную форму осознания ребёнком самого себя, возникновение «личного сознания». Оно появляется к концу дошкольного возраста, обусловливая новый уровень осознания своего места в системе взаимоотношений со взрослыми (т.е. теперь ребёнок понимает, что он ещё не большой, а пока маленький).

Читайте также:  Конспект занятия по развитию памяти ребенка

Механизмом формирования положительного отношения дошкольника к другим людям и самому себе является рефлексия — важнейшая способность человека, помогающая переосмыслить его отношения с предметным и социальным миром, — в которой можно выделить три уровня: операциональный, предметный, личностный].

Дошкольник осваивает операциональные рефлексивные навыки:        умение

понимать другого, соблюдать правила, нормы поведения в обществе, воспринимать поставленную перед ним задачу. Данный уровень рефлексии позволяет акцентировать само действие: деятельность выступает условием становления рефлексии . Осмысленность деятельности ребёнка является продуктом развития личности, его познания, воли, внимания, памяти, мышления, На основе операциональных умений постепенно формируется предметный уровень: я это не знаю, но хочу узнать; не умею, но хочу научиться. Зачатки личностного уровня также можно сформировать в дошкольном детстве: я хочу быть лучше, но для этого должен себя изменить или сделать что-то, что изменит меня к лучшему и т.д. Без рефлексии нет полноценного личностного развития. И этот факт требует обращения к развитию рефлексивных способностей уже в дошкольном возрасте.

Взрослый должен помогать ребёнку в осознании его особенностей не только в деятельности, но и в поведении, отношении к окружающим; формировать

адекватную самооценку, желательно высокую.

Дети с высокой самооценкой:

—        в группе чувствуют себя увереннее;

—        активнее проявляют свои интересы:

—        ставят перед собой более высокие цели.

Однако завышенная самооценка может привести к появлению высокомерия, агрессивности. Помогая ребёнку в повышении его самооценки, взрослый тем самым помогает ребёнку в приобретении уверенности в себе и в обеспечении популярности в группе.

Родителям, так же как педагогам и психологам, необходимо знать, что основы первоначального становления личности, самосознания и индивидуальности ребёнка начинают формироваться в младшем дошкольном возрасте. Готовность ребёнка к школе, успешность дальнейшего его обучения зависят не только от овладения определённым набором навыков и знаний, физического состояния, психической готовности, но и от развития структуры самосознания, которую образуют такие компоненты, как

собственное имя; самооценка; притязание на признание; образ себя как представителя определённого пола (половая идентификация); представление себя во времени; оценка себя в отношении прав и обязанностей.

Формирование положительного отношения к миру, другим людям и самому себе у ребёнка дошкольного возраста — это процесс сознательного изменения своего Я под влиянием значимого взрослого и сверстников. В целом развитие личности дошкольника связано с целенаправленной педагогической деятельностью, ориентированной на постижение ребёнком личностных смыслов своей активности. Ребёнок дошкольного возраста как сознательное существо стремится понять смысл происходящего, осмыслить увиденное и услышанное. Именно понимание окружающих людей и себя в существующем мире выступает процедурой осмысления, основанной на рефлексивной деятельности; вызывает внутренние изменения в сознании ребёнка, формирование образа Я.

Источник

Вера
Воспитание у детей заботливого отношения к окружающим

ТЕМА: «Воспитание у детей заботливого отношения к окружающим

Форма проведения : заседание семейного клуба круглый стол.

Участники: Педагоги группы, родители детей посещающие группу «Звёздочки»

Цель:

— ознакомление родителей с особенностями воспитания заботливого отношения детей к окружающим.

Задачи:

1. Формировать у родителей практические умения в области взаимодействия с детьми.

2. Развивать интерес к познанию своего ребенка, содействовать активному взаимодействию с ним.

3. Содействовать эмоциональному сближению всех участников образовательного процесса, организации их общения.

План собрания:

1. Вступительная часть. (приветствие родителей, пожелания друг другу, комплименты)

2. Выступление воспитателя – «Особенности воспитания заботливого отношения детей к окружающим».

3. Игра «Добрые слова»

4. Заключительная часть.

5. Решение собрания.

Ход:

Вступительное слово.

Воспитатель: Добрый вечер, мы очень рады видеть вас,уважаемые родители!

Сегодня мы собрались на собрание за нашим круглым столом, в ходе которого я предлагаю поразмышлять на тему «Давайте воспитывать в детях заботливое отношение к окружающим». Каждый день, воспитывая своих детей, мы дарим им частичку своего тепла, частичку своего доброго сердца. Давайте зажжем сердечко, которое станет эмблемой, символом нашего мероприятия, передавая его, скажем друг другу что-то приятное, комплимент, доброе слово. (Родители зажигают свечу и передают друг другу)

— А сейчас предлагаю Вам подумать над тем, что значит быть добрым и записать свои мысли на сердечках, которые сделали наши дети (Звучит фонограмма инструментальной музыки.)

2. Выступление воспитателя на тему: «Воспитание у детей заботливого отношения к окружающим».

Заботливое отношение к окружающим — ценнейшее нравственное качество, которое воспитывается у детей с раннего возраста. Гуманная направленность личности ребенка складывается на основе отношений,

-Уважаемые родители, я прошу Вас по очереди зачитать свои записи на сердечках и прикрепить их вокруг большого сердца.

А вот как определяет доброго человека С. И. Ожегов.

(Переворачивая большое сердце в центре воспитатель читает):

Добрый 1. Делающий добро другим. 2. Несущий благо, добро. 3. Хороший, нравственный. 4. Дружеский, близкий, милый. 5. Безукоризненно честный. Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

-А теперь послушайте, как понимают доброту наши дети.

(Звучит магнитофонная запись с высказываниями детей).

Наши дети правильно понимают, что такое доброта, но не всегда их поступки бывают добрыми. И наша задача состоит в том, чтобы воспитывать у них с раннего детства потребность совершать добрые поступки.

— Прошу Вас чаще говорите своему ребенку слова нежности, любви. Не бойтесь, они не испортят его.

связывающих его с окружающими, и зависит от того, насколько эти отношения наполнены нравственным содержанием. Заботливость, выражаемая ребенком,может основываться на разных мотивах: один ребенок хочет доставить взрослому радость, облегчив его труд и заботу. Эгоистические тенденции возникают у детей в тех случаях, когда родители все делают для ребенка сами, ничего не требуя от него взамен.

Заботливостькак нравственное качество содержит многое: помощь и взаимопомощь, отзывчивость, доброжелательность, внимательное отношение к окружающим. Поведение и деятельность ребенка более целеустремленны, осознаны и эмоционально насыщены, если в основе их лежит заботливое отношение к окружающим. Можно выделить некоторые этапы развития этого нравственного качества у детей. Первый этап — охотное выполнение ребенком просьб, поручений, заданий старших, желание и стремление оказать помощь другим; затем — проявление внимания, чуткости не только в поведении, но и словесно. При этом учитывается умение и стремление ребенка сдерживать импульсивные желания, которые идут вразрез с интересами и потребностями других. Важным является и положительное эмоциональное отношение к окружающим людям как общий психологический фон. Завершающий этап развития этого качества — проявление заботливости в отношениях к близким людям (родителям, родственникам).

Читайте также:  Дневник индивидуального развития ребенка раннего возраста

Уровень развития заботливого отношения ребенка к окружающимопределяют следующие показатели: степень самостоятельности в проявлении заботы о других, активность ребенка в оказании помощи, проявлении сочувствия, сопереживания; устойчивость проявления заботливости при некотором изменении обычных жизненных ситуаций; наличие мотивов, которые обеспечивают общественную направленность проявляемой заботы.

Проявления заботливого отношения к окружающим значительно углубляются и приобретают общественную направленность, если ребенок посещает детский сад, школу, центр и является членом детского коллектива.

Детские учреждения благотворно влияют на воспитание у детей трудолюбия, коллективизма, заботливости.

Важно сформировать у детей правильные представления о том, какого человека можно назвать заботливым.

Большое значение для формирования такого нравственного качества, как заботливость, имеют обсуждение с детьми явлений окружающей жизни, событий в центре, рассказы о семьях, товарищах, взаимной помощи в сложных ситуациях, о совместных переживаниях. Такие беседы побуждают детей совершать добрые поступки, проявлять интерес к людям, и к их труду; стремиться быть полезными для них. Если ребенок активно включен в трудовую жизнь, то у него есть возможность ежедневно проявлять заботу об окружающих.

Включая детей в трудовую деятельность, через постоянные поручения, обязанности у детей постепенно формируется самостоятельное и относительно устойчивое проявления заботливости.

Обязательно нужно поощрять ребенка за положительный результат труда, учитывая приложенные ребенком усилия и не порицать за неудачно выполненную работу, если ребенок старался, но у него не хватило умения.

Поощряя полезную деятельность детей нужно исходит из того, что решающим в формировании личности ребенка является не только правильная организация его деятельности, накоплении им опыта заботливого отношения к окружающим, но и развитие нравственно направленных мотивов поведения. В противном случае встречаются дети, которые стараются казаться добрыми только по тому, что их похвалят перед товарищами.

Постепенно дети осознают нравственный смысл своей помощи. У них появляется желание быть нужным и полезным, ответственность за порученное дело, стремление не только довести его до конца, но и выполнить так, чтобы было приятно видеть их самостоятельными и умеющими все делать.

Особую роль в воспитании нравственных качеств у детей играет художественная литература. Для восприятия художественных произведений у детей развивают эмоциональную отзывчивость на содержание литературных произведений, умение правильно оценить поступки героев. Можно организовать чтение с обязательной беседой по содержанию. Такие беседы позволяют ознакомить детей с элементарными нормами морали, упражняют их в нравственных поступках, воспитывают у них яркое, эмоциональное отношение к окружающим, учат их словесному выражению сочувствия, сопереживания.

Включая ребенка в активную жизнь (постоянные трудовые поручения, участие в подготовке к праздникам, совместные прогулки, чтение художественной литературы, мы должны стремиться к тому, чтобы научить ребенка не только внешним проявлениям вежливости, уважению к старшим, но и воспитывать у него умение быть внимательным, заботливым, понимать настроение окружающих и близких.

Проявление заботливости у детей особенно зависит от условий семейного воспитания: эмоциональной атмосферы в семье; понимания родителями целей и задач воспитания и воплощения их на практике; отношения родителями к участию ребенка в домашнем труде.

Воспитание нравственных качеств, в том числе и заботливости, успешно проходит в тех семьях, где существует взаимное уважение членов семьи, интерес к окружающим людям.

Ну, а сейчас мы предлагаем ответить на вопросы и рассказать на сколько вы знаете своих деток. (на столе лежат листочки с вопросами) родители по очереди отвечают.

1. Проявляет ли ваш ребенок заботливое отношение к вам и другим членам семьи?

2.Как он его совершает: самостоятельно или по вашему совету, просьбе, требованию?

3. Умеет ли ваш ребенок словами выражать сочувствие, сопереживание? Приведите примеры.

4. В каких конкретных поступках проявляется активность и инициатива ребенка в оказании помощи, заботы?

5. К кому в детском саду проявляет ваш ребенок заботливое отношение?

3. игра «Добрые слова».

(Перед родителями лист бумаги, на котором им предлагается обвести правую руку и написать на каждом пальце ласковые слова, на пальцах левой руки – слова, которыми ругаете детей.)

— Думаю, Вы согласитесь со мной, что родитель, дающий любовь, всегда воспитывает доброту.

А родительская любовь учит ребенка быть внимательными к окружающим, умению сочувствовать и утешать, совершать добрые поступки. — Вы служите для ребенка авторитетом, эталоном, образцом для подражания. Ребенок, как губка впитывает манеру вашего общения и поведения и бессознательно копирует его. — Добрые чувства закладываются с детства. Это восхищение красотой окружающей природы, забота о людях и животных.

4. Заключительная часть — Мы много сегодня говорили и размышляли о воспитании доброты в детях. И мне хотелось бы Вам предложить опыт психолога А. Толстых, который сформулировал советы разумному воспитателю

Советы

1. Никогда не воспитывайте в плохом настроении. 2. Ясно определите, что вы хотите от ребенка (и объясните ему это, а также узнайте, что он думает по этому поводу. 3. Предоставьте ребенку самостоятельность, не контролируйте каждый его шаг. 4. Оценивайте поступок, а не личность. Сущность человека и его отдельный поступки – не одно и тоже. 5. Дайте ребенку ощутить (улыбнитесь, прикоснитесь, что сочувствуете ему, верите в него, несмотря на его оплошность. 6. Воспитатель должен быть твердым, но добрым.

-И сейчас, уважаемые родители,предлагаю Вам продолжить фразу: «Сегодня я понял (а, что…»

(Передается свеча и каждый родитель комментирует свой ответ)

5. Решение родительского собрания.

· В отношениях с ребенком следовать советам разумного воспитателя, сформулированных А. Толстых.

· Воспитывать в детях доброту через любовь к животным, природе, внимательное отношение к окружающим, учить совершать добрые дела и поступки.

-Закончить наше собрание — размышление хотелось бы замечательным стихотворением А. Кулиева «Доброта»

На мир смотрите добрыми глазами, Чтоб добрым было слово, добрым труд, Пусть дураки сочтут вас дураками, Злодеи малодушными сочтут. Нам, людям, лишь добро приносит счастье. Оно в конце сильнее зла всегда, Погибает в яме волк с кровавой пастью, Пожар погасят ветер и вода. Пусть у глупца спокойней жизнь и краше, Пусть в жизни сам злодей не знает зла, Добро вовеки будет богом нашим, Ему – молитва наша и хвала.

Решение собрания:

1. Принять к сведению выступления воспитателя.

2. Педагогам и родителям осуществлять взаимодействие друг с другом, стремясь к выполнению главной задачи — созданию благоприятных условий для образования детей в сложившемся коллективе.

Источник