Развития эмоций ребенка дошкольного возраста
Наталья Ковалевская
Развитие эмоций у детей дошкольного возраста
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга»
РАЗВИТИЕ ЭМОЦИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Тема педагогического опыта «Развитие эмоций у детей дошкольного возраста»
Актуальность
Эмоциональное развитие дошкольников – целенаправленный педагогический процесс, тесно связанный с личностным развитием детей, с процессом их социализации и творческой самореализации, введением в мир культуры межличностных отношений, усвоением культурных ценностей.
Дошкольный возраст – благодатный период для организации работы по эмоциональному развитию детей. Ребенок дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей, стремится к признанию себя среди других людей. У него ярко прослеживается неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления, воображения.
Нельзя не отметить, что в последние годы увеличивается число детей с нарушениями психоэмоционального развития. К типичным симптомам этих нарушений у дошкольников относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность и т. д., что серьезно осложняет взаимоотношения ребенка с окружающим миром. Кроме того, на фоне таких нарушений легко возникают вторичные личностные отклонения, обуславливающие негативный характер способов поведения и общения, деформацию личностного роста детей в целом. Соответственно организованная педагогическая работа в этом направлении может не только обогатить эмоциональный опыт дошкольников, но и значительно смягчить или даже полностью устранить недостатки в их личностном развитии.
Цель. Эмоциональное наполнение жизни ребенка и оказание помощи в осознании эмоций и их регуляции. Легкая адаптация ребенка в социуме.
Задачи. Развивать эмоциональную сферу ребенка, научить его осознавать свои эмоции, распознавать и произвольно проявлять их.
Дать представления о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слово).
Совершенствовать способность управлять своими чувствами и эмоциями.
Способствовать выражению своего эмоционального состояния через действие, умению разбираться в эмоциональном состоянии другого человека, контролировать свои эмоции.
Сущность педагогического опыта
Главная идея моего педагогического опыта: формирование эмоционально развитой социально адаптированной личности каждого ребенка.
Для решения поставленных задач использую различные психолого-педагогические средства эмоционального развития дошкольников: развивающая среда, игра, музыка, детское художественное творчество, художественная литература, театрализованная деятельность.
Развивающая среда. Среда, в которой развивается ребёнок, должна обеспечивать личностно-ориентированное воспитание и социально-эмоциональное взаимодействие детей со взрослыми, где ребёнок эмоционально проявляет себя, выражая осознанно-правильное отношение к окружающему, реализуя себя как личность. Эмоции ребёнка, положительные или отрицательные, рождаются в процессе общения его с материальным миром. Поэтому при организации предметно-развивающей среды учитываю зону ближайшего развития, возрастные и индивидуальные особенности ребенка, его потребности, стремления и способности. Предметно-развивающею среду в группе постоянно пополняю развивающими играми, различными видами театров, дидактическими пособиями,которые изготовила сама: «Времена года», «Геометрическое лото», «Игры с прищепками», атрибутами для конструирования и др., что позволяет ребенку самостоятельно выбирать ту деятельность, которая на данный момент ему более интересна.
Дидактическое пособие «Дикие животные».
Атрибуты для конструирования.
Панно «Времена года».
В группе есть центр творчества. Разнообразный материал для детского творчества способствует реализации творческих способностей, даёт детям возможность получить удовольствие от знакомства с новыми материалами, обогащать их тактильные ощущения. Целью центра творчества является формирование творческого потенциала детей, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности. В этом центре дети обычно проводят много времени, рисуя, создавая поделки из пластилина, вырезая из бумаги и т. д.
В группе есть минибиблиотека — книги и иллюстрации к сказкам, произведениям. Минибиблиотека размещена рядом с центром творчества, чтобы дети могли рассматривать книги и здесь же рисовать к ним иллюстрации. Все книги и иллюстрации обновляются 1 – 2 раза в месяц. Новые книги выставляются в соответствии с программой по чтению.
Уголок природы. Заботясь о цветах дети учатся любви и бережному отношению к природе.
Уголок эмоций. Изображены коты с различными настроениями (грустный, злой, веселый, добрый). Дети рассматривая изображения котов, определяют их настроение, сопоставляют свое настроение с изображенным. Показывают различные эмоции и чувства с помощью мимики.
В делении зон так же учитываю гендерный подход. Уголки для мальчиков содержат машины, конструкторы, строительные инструменты. У девочек разнообразные куклы, коляски, кроватки. Уголки для совместных игр насыщены игрушками и для мальчиков и для девочек.
Художественное творчество.
Рисование. Детский рисунок — это способ изучения окружающего мира и взаимодействия с ним. Рисунок ребенка — это отражение его мыслей и чувств. Рисуя,малыш решает свои внутренние проблемы: ослабляет эмоциональное напряжение, борется со страхом или преодолевает чувство одиночества. Поэтому в своей работе использую как традиционные техники рисования, так и не традиционные – рисование солью, манкой, пшеном, свечой и др.
Лепка. Лепка благоприятно влияет на нервную систему ребенка, вызывает положительные эмоции, интересует и волнует его. В процессе лепки каждый ребёнок испытывает целую гамму разнообразных чувств: радуется, если задуманное получается, и огорчается, если что-то идёт не так.
В ясельной группе для снятия эмоционального напряжения использовала соленое тесто. Со второй младшей группы веду кружок «Волшебное тесто». В результате работы кружка в группе преобладает положительный эмоциональный настрой; дети учатся работать в сотворчестве с воспитателем и другими детьми при создании коллективных композиций, что способствует развитию социально- личностных качеств; учатся самостоятельно выбирать способы создания выразительных образов, используя для этого основные технические приемы.
В группе постоянно создаю условия для проявления творческой активности и развития изобразительных действий детей.
Театрализованная деятельность.
Для развития эмоций в своей работе использую театрализованные игры. Дети с удовольствием отвечают на вопросы персонажей, выполняют их просьбы, дают советы. Они смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, готовы прийти на помощь. Для театрализованных игр подбираю как весёлые, так и грустные произведения с учётом познавательных ценностей детей.
В работе с детьми использую режиссёрские игры — это настольный театр или плоскостной. Где ребёнок сам является действующим лицом. Он самостоятельно создаёт сцены, ведёт роль игрушечного персонажа, действует за него, изображает его интонацией, мимикой.
Игры-драматизации, очень нравятся детям. В играх – драматизациях они лучше раскрепощаются, а в дальнейшем и идут на контакт.
Музыка. Музыкальное искусство представляет собой неисчерпаемые возможности для расширения и обогащения эмоционального опыта. Поэтому в своей работе я постоянно использую музыкальные произведения, как средства для снятия эмоционального и мышечного напряжения. Мы с детьми под веселую музыку выполняем разученные ранее с музыкальным руководителем танцевальные движения; во время изобразительной деятельности использую музыку, как фон; во время релаксации слушаем звуки природы и др.
В группе есть подбор различных музыкальных произведений.
Психогимнастика. Она помогает ребенку проще общаться со сверстниками, легче выражать свои чувства и лучше понимать чувства других. Специальные этюды, упражнения и игры помогают корректировать различные стороны психики ребенка (как познавательной, и так и эмоционально-личностной сферы).
В ходе выполнения упражнений у детей вырабатываются положительные черты характера (уверенность, честность, смелость, доброта и т. п., проходят невротические проявления (страхи, различного рода опасения, неуверенность).
Художественная литература. Для развития эмоций у детей, большое значение отвожу художественной литературе. Слушая рассказы и сказки, стихотворения дети учатся сопереживать героям, начинают замечать проблемы окружающих людей. Процесс ознакомления с художественной литературой создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка. Через художественные произведения ребенок получает знания о человеке, его проблемах и способах их решения.
Анализируя с детьми прочитанное художественное произведение, учу их понимать внутренний мир героев, сопереживать, верить в силы добра.
На примере поступков героев произведений, дети учатся преодолевать негативные стороны своего характера, что способствует более успешной социальной адаптации.
В результате проведенной мною работы в группе преобладает положительный эмоциональный настрой. Приобретённая вера в свои силы повышают самооценку детей. Многие из них справляются со своими комплексами, учатся размышлять, анализировать своё поведение и поведение других людей, становятся внимательнее и терпимее друг к другу. Их игровая деятельность активизируется, приобретает творческий характер, эмоциональную насыщенность.
В перспективе планирую продолжить работу по развитию эмоционально-волевой сферы у детей, пополнять предметно – развивающую среду в группе.
Литература.
1. Т. А. Данилина, В. Я. Зедгенидзе, Н. М. Степина. В мире детских эмоций. Пособие для практических работников ДОУ.
2. Н. С. Ежкова. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие в 2 ч. – М. Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010- 49с.: ил. – (Пособие для педагогов дошкольных учреждений).
3. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М., 1998.
4. Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. М., 1990.
Источник
Ирина Зиберт
Развитие эмоций в дошкольном возрасте
ТЕМА: «Развитие эмоций в дошкольном возрасте».
План:
1. Понятие «эмоции», своеобразие эмоций.
2. Развитие эмоций у дошкольников.
3. Диагностика эмоциональных состояний у дошкольников.
1. Понятие «эмоции», своеобразие эмоций.
Даже сон есть эмоция.
Мейер
Интерес к изучению эмоциональных процессов не ослабевает на протяжении всего существования психологии. Фактом, подтверждающим данное положение, является существование 16 направлений в понимании эмоций, начиная с древнегреческого периода до ХIХ века, и то, что к концу ХХ века отмечено 20 теорий эмоций.
Эмоция всегда оценивает, окрашивает отражаемое содержание – ощущаемое, воспринимаемое, воспроизводимое, мыслимое. Именно эту направленность, предметная отнесенность эмоций к определенному элементу познавательного образа, — уникальный феноменологический факт, ставящий эмоцию в ряд специфических явлений в структуре психического. Отдельным подклассам эмоциональных явлений оценка свойственна не в одинаковой степени, что определяет функции эмоций в целом.
Главное функциональное значение эмоций человека заключается в выделении в образе окружающей среды личностно значимых элементов и побуждений субъекта деятельности по отношению к этим объектам. Подкласс эмоциональных явлений – чувства как стабильные эмоциональные отношения личности, которые выделяют в образе предметов окружающей действительности мотивы деятельности.
Эмоция – это особый механизм отражения индивидом объективной реальности. Ощущение и эмоции – два различных уровня оценки субъектом объективной реальности. Ощущение – элементарный уровень, в значительной мере имеющий телесный характер, эмоции – более сложный, соотносимый с понятием психическое. Можно сказать также, что ощущение – это отражение в психике телесного, а эмоции – отражение духовного.
Само ощущение содержит оценку значимости фактора среды, в то время как оценка значимости эмоции имеет индивидуальный субъективный характер, фиксированный не на определенных свойствах среды, а в значительной мере отражает жизненный опыт человека. В зависимости от ситуации один и тот же фактор среды может вызывать положительные или отрицательные эмоции.
Эмоции – это импульсивная реакция, отражающая отношение человека к значимости воспринимаемого им явления, интуитивное определение связи данного явления с удовлетворением или неудовлетворением его потребностей.
Эмоции двувалентны – они или положительные, или отрицательные. Самая старая по происхождению, простейшая и наиболее распространенная форма эмоциональных переживаний – это удовольствие, получаемое от удовлетворения органических потребностей, и неудовольствие, связанное с невозможностью это сделать при обострении соответствующей потребности.
Эмоциональные проявления связаны с деятельностью человека. Из множества вариантов поведения человек выбирает тот, к которому у него «лежит душа». Человек действует только тогда, когда его действия имеют смысл. Эмоции и являются врожденно сформированными, спонтанными сигнализаторами этих смыслов. Познавательные процессы формируют психический образ, эмоциональные процессы ориентируют избирательность поведения. Положительные эмоции, постоянно сочетаясь с удовлетворением потребностей, сами становятся настоятельной потребностью. Длительное лишение положительных эмоциональных состояний, может привести к отрицательным психическим деформациям. Замещая потребности, эмоции становятся побуждением к действию.
Эмоции генетически связаны с инстинктами и влечениями. Но в общественно – историческом развитии сформировались специфические человеческие высшие эмоции – чувства. Исторически сформированные устои порождают у человека нравственные чувства – чувство долга, совести, чувство солидарности, сочувствия, а нарушение этих устоев – чувства возмущения, негодования и ненависти. В практической деятельности сформировались практические чувства, с началом теоретической деятельности зарождаются интеллектуальные чувства, а с возникновением образно – изобразительной деятельности – эстетические чувства.
Выделяют четыре исходные эмоции: радость (удовольствие, страх, гнев и удивление. Большинство же эмоций имеет смешанный характер, так как они обуславливаются иерархически организованной системой потребностей. Наряду с этим одна и та же потребность в различных ситуациях может вызвать различные эмоции.
Эмоции выполняют функцию не только текущего, но и опережающего подкрепления. Чувство радости или тревоги возникает уже при планировании будущего поведения. Эмоции, как и ощущения, — это базовые явления психики.
Эмоции – это механизм экстренного определения тех направлений поведения в данной ситуации, которые ведут к успеху, и блокирования бесперспективных направлений, механизм стереотипного поведения в соответствующих ситуациях. Эмоционально воспринимать объект – значит, находить возможность взаимодействовать с ним.
2. Развитие эмоций у дошкольников.
Для дошкольного детства характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Этот новый относительно стабильный эмоциональный фон определяет динамика представлений ребенка. Динамика образных представлений – более свободная и мягкая по сравнению с аффективно окрашенными процессами восприятия в раннем детстве.
Раньше течение эмоциональной жизни ребенка обуславливали особенности той конкретной ситуации,в которую он был включен: обладает он привлекательным предметом или не может его получить, успешно он действует с игрушками или у него ничего не получается, помогает ему взрослый или нет и т. д.
Теперь появление представлений дает возможность ребенку отвлечься от непосредственной ситуации, у него возникают переживания, с ней не связанные, и сиюминутные затруднения воспринимаются не так остро, теряют свою прежнюю значимость, уходят на второй план.
Итак, эмоциональные процессы становятся более уравновешенными. Но из этого совсем не следует снижение насыщенности, интенсивности эмоциональной жизни ребенка.
День дошкольника настолько наполнен эмоциями, что к вечеру он может, утомившись, дойти до полного изнеможения.
В дошкольном возрасте желания, побуждения ребенка соединяются с его представлениями, и благодаря этому побуждения перестраиваются. Происходит переход от желаний (мотивов, направленных на предметы воспринимаемой ситуации, к желаниям, связанным с представляемыми предметами, находящимися в «идеальном плане».
Действия ребенка уже не связанны прямо с привлекательным предметом, а строятся на основе представлений о предмете, о желательном результате, о возможности его достичь в ближайшем будущем. Эмоции, связанные с представлением, позволяют предвосхищать результаты действий ребенка, удовлетворение его желаний.
Механизм эмоционального предвосхищения подробно описан
А. В. Запорожцем. Им показано, как меняется функциональное место аффекта в общей структуре поведения. Сравним поведение ребенка раннего возраста и дошкольника.
До трех лет переживаются исключительно последствия собственных действий, их оценка взрослым человеком – то есть то, похвалили ребенка за сделанное или наказали. Не возникает переживаний по поводу того, заслуживает поступок одобрения или порицания, к чему он приведет, ни в самом процессе действия, ни, тем более, предварительно.
Аффект оказывается последним звеном в этой цепи разворачивающихся событий.
Еще до того как дошкольник начнет действовать, у него появляется эмоциональный образ, отражающий и будущий результат, и его оценку со стороны взрослых. Эмоционально предвосхищая последствия своего поведения, ребенок уже заранее знает, хорошо или дурно он собирается поступить. Если он предвидит результат, не отвечающий принятым нормам воспитания, возможное неодобрение или наказание, у него возникает тревожность – эмоциональное состояние, способное затормозить нежелательные для окружающих действия.
Предвосхищение полезного результата действий и вызванной им высокой оценки со стороны близких взрослых связано с положительными эмоциями, дополнительно стимулирующими поведение. Взрослые могут помочь ребенку создать нужный эмоциональный образ. Например, в детском саду воспитатель вместо того, чтобы потребовать немедленно привести в порядок помещение после бурной игры, может рассказать детям, какую радость вызовет их уборка у младшей группы, пришедшей после них в сияющую чистотой игровую комнату.
Пожелания, ориентированные на эмоциональное воображение детей, а не на их сознательность, оказываются значительно более эффективными.
Таким образом, в дошкольном возрасте происходит смещение аффекта с конца к началу деятельности. Аффект (эмоциональный образ) становится первым звеном в структуре поведения. Механизм эмоционального предвосхищения последствий деятельности лежит в основе эмоциональной регуляции действий ребенка.
Изменяется в этот период и структура самих эмоциональных процессов.В раннем детстве в их состав были включены вегетативные и моторные реакции: переживая обиду, ребенок плакал, бросался на диван, закрывал лицо руками, или хаотично двигался, выкрикивая бессвязные слова, его дыхание было неровным, пульс частым; в гневе он краснел, кричал, сжимал кулаки, мог сломать подвернувшуюся под руку вещь, ударить и так далее.
Эти реакции сохраняются у дошкольников, хотя внешнее выражение эмоций становится у части детей более сдержанными. В структуру эмоциональных процессов, помимо вегетативных и моторных компонентов, входят теперь и сложные формы восприятия, образного мышления, воображения.
Ребенок начинает радоваться или печалиться не только по поводу того, что он делает в данный момент, но и по поводу того, что ему еще предстоит сделать. Переживание становится сложнее и глубже.
Изменяется содержание аффектов – расширяется круг эмоций, присущих ребенку. Особенно важно появление у дошкольников таких эмоций, как сочувствие другому, сопереживание, — без них невозможны совместная деятельность и сложные формы общения детей.
Как уже подчеркивалось, развитие эмоциональной сферы связано с формированием плана представлений. Образные представления ребенка приобретают эмоциональный характер, и вся его деятельность является эмоционально насыщенной.
Все, во что включается дошкольник – игра, рисование, лепка, конструирование, подготовка к школе, помощь маме в домашних делах и так далее, — должно иметь яркую эмоциональную окраску, иначе деятельность не состоится или быстро разрушится. Ребенок, в силу своего возраста, просто не способен делать то, что ему неинтересно.
3. Диагностика эмоциональных состояний у дошкольников.
Исследование проводилось в МДОУ «Детский сад 221» комбинированного вида г. Новокузнецка. Участвовали два ребенка подготовительной к школе группы (6 лет).Исследование проводилось по следующим методикам:
1. Изучение эмоционального отношения к моральным нормам.
2. Изучение эмоциональных реакций у детей на смешные изображения.
3. Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке.
4. Изучение умения выражать адекватные эмоции.
Протоколы исследований представлены в таблице:
Имя ребенка Номер методики верно неверно
Настя С.
Саша К. 1
2
3
4
1
2
3
4 3
6
5
3
2
3
3
2 1
—
1
1
2
3
3
2
По результатам исследования можно сделать вывод о том, что у Насти С. показатели по всем методикам выше, чем у Саши К., у девочки эмоциональные реакции более адекватны, сформированы, она лучше понимает эмоциональные состояния других людей и может сама передавать их.
Описание методик:
1. Изучение эмоционального отношения к моральным нормам.
Ребенку предлагаются 4 картинки с изображением ситуаций, подлежащих моральной оценке. Ребенок определяет, кто поступил хорошо, а кто плохо. Анализ состоит в оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы.
2. Изучение эмоциональных реакций у детей на смешные изображения.
Ребенку предлагаются картинки с нелепым изображением (6 картинок). Ребенку предлагается найти несоответствие. Оценивается адекватность эмоциональных реакций ребенка на нелепое содержание картинки.
3. Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке.
Ребенку показывают по очереди 6 фотографий людей, изображающих разные эмоции. Оценивается правильность восприятия эмоциональных состояний других людей.
4. Изучение умения выражать адекватные эмоции.
Ребенку предлагается показать такие эмоции как радость, гнев, удивление и печаль. Оценивается правильность и яркость представленных эмоций.
БИБЛИОГРАФИЯ:
1. В. С. Мухина. Детская психология. / под ред. Л. А. Венгера. – М., Просвещение, 1985
2. Г. А. Урунтаева. Дошкольная психология. – м., «Академия», 1998
3. Е. О. Смирнова. Психология ребенка. – М. ,1997
4. Л. А. Венгер, В. С. Мухина. Психология. – М., 1988
5. Л. Д. Столяренко. Основы психологии. – Ростов-на-Дону, 1999
6. М. В. Гамезо, И. А. Домашенко. Атлас по психологии. — М., 1986
7. Общая психология. /Сост. И. Е. Рогов. ВЛАДОС,1999
8. Р. С. Немов. Психология. – М., 1990
9. Изард К. Э. Психология эмоций. – СПб., 2000
Протокол изучения эмоциональных состояний Насти С.
Название методики Цель Полученные данные
Изучение эмоционального отношения к моральным нормам Изучить адекватность эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы. Настя отвечала на вопросы быстро, долго не думала. Из 4-х представленных ситуаций адекватная реакция была на 3 картинки. 1 ситуация (ребенок отбирает игрушку у другого) воспринята как должное, то есть неверно.
Изучение эмоциональных реакций у детей на смешные изображения. Изучить адекватность эмоциональных реакций ребенка на нелепое содержание картинки. Настя все 6 нелепых картинок восприняла адекватно, нашла сразу все ошибки художника. При этом реагировала бурно, смеялась,говорила : «Так не бывает!»
Изучение пониманий эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке. Выявить доступность понимания эмоц. состояний других людей. Из 6 представленных эмоц. состояний, Настя верно назвала 5. 1 – печаль определила как обиду, то есть неверно.
Изучение умения выражать адекватные эмоции. Изучить эмоциональность ребенка. Из 4 –х эмоций Настя ярко и правильно выразила 3, 1 – гнев не поняла и не показала.
Протокол изучения эмоциональных состояний Саши К.
Название методики Цель Полученные данные
Изучение эмоционального отношения к моральным нормам Изучить адекватность эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы. Саша отвечал на вопросы быстро, долго не думала. Из 4-х представленных ситуаций адекватная реакция была на 2 картинки. 2 ситуации (ребенок отбирает игрушку у другого и мальчик не уступает место в автобусе) восприняты как должное, то есть неверно.
Изучение эмоциональных реакций у детей на смешные изображения. Изучить адекватность эмоциональных реакций ребенка на нелепое содержание картинки. Саша нашел только 3 ошибки художника. Эмоциональные реакции были слабые. Ребенок действовал безинициативно.
Изучение пониманий эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке. Выявить доступность понимания эмоц. состояний других людей. Из 6 представленных эмоц. состояний, Саша верно назвал 3. 3 – печаль, гнев, смущение не определил. При этом ребенок отвлекался, крутился по сторонам.
Изучение умения выражать адекватные эмоции. Изучить эмоциональность ребенка. Из 4 –х эмоций Саша ярко и правильно выразил 2, 2 – гнев и печаль не показал, сказал, что не знает как.
Источник