Развитии способностей ребенка литература
Приведен список литературы по развитию творческих способностей дошкольников. Данный список может быть полезен воспитателям детских садов и родителям.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие творческих способностей
список литературы
подготовила воспитатель МБДОУ МО «Детский сад №5»
г. Краснодар Косенкова Александра Николаевна
- «244 упражнения для маленьких гениев. Развитие креативных способностей ребенка-дошкольника», Е.В. Котова, С.В. Кузнецова, Т.А. Романова, 2010 г.
- «30 уроков развития творческих способностей и воображения», 2015 г.
- «Азбука цвета. Развитие творческих способностей у малышей», М.В. Голубева, 2015 г.
- «Академия раннего развития. Развитие творческих способностей, или Прикоснемся к прекрасному», В.Г. Дмитриева, 2006 г.
- «Аппликации по мотивам народного орнамента в детском саду», З.А. Богатеева, 1982 г.
- «Аппликация в детском саду», А.Н. Малышева, Н.В. Ермолаева, 2000 г.
- «Большая книга развития творческих способностей для детей 3-6 лет «, С.Е. Гаврина и др., 2009 г.
- «Большая книга развития творческих способностей для детей 3-6 лет. Развиваем восприятие, воображение, внимание, фантазию», С.Е. Гаврина, 2009 г.
- «Вместе с мамой развиваем творческие способности», Т.П. Трясорукова, 2011 г.
- «Воображение и творчество в детском возрасте», Л.С. Выготский, 1991 г.
- «Воспитание сказкой», Э.И. Иванова, 1988 г.
- «Воспитание творчества», В.А. Левин, 1977 г.
- «Дети пишут стихи», В.И. Глоуер, 1964 г.
- «Детское рукоделие. Развиваем творческие способности», С. Джонс, 2012 г.
- «Дидактическая копилка воспитателя детского сада» П.П. Дзюба, 2008 г.
- «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду» М.Д. Маханева, 2009 г.
- «И тонкой нити кружева… Пособие по развитию практических навыков и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста», О.Г. Жукова, 2014 г.
- «Игры для развития творческих способностей», М.А. Орлова, 2011 г.
- «Игры для развития эмоций и творческих способностей. Театральные занятия с детьми 5-9 лет», Г.В. Лаптева, 2011 г.
- «Игры с пальчиками для развития речи и творческих способностей детей», И.А. Агапова, М.А. Давыдова, 2009 г.
- «Изобразительное творчество дошкольников в детском саду»Т.С. Комарова, 1984 г.
- «Интеллект + креатив. Развитие творческих способностей дошкольников», В.О. Скворцова, 2009 г.
- «Информационные технологии в развитии творческих способностей», Евгений Хропов, 2011 г.
- «Использование нетрадиционных техник в оформлении изобразительной деятельности дошкольников», О.А. Лебедева, 2004 г.
- «Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников» Н.В. Корчаловская, Г.Д. Посевина, 2003 г.
- «Музейная педагогика и изобразительная деятельность в ДОУ», О.П. Карачунская, 2005 г.
- «Музыкальное воспитание в детском саду» Н.А. Ветлугина, 1981 г.
- «Мышление, обучение, творчество», А.М. Матюшкин, 2003 г.
- «Народная детская поэзия (прибаутки, небылицы, считалки, детские игры», М.Ю.Новицкая, 1999 г.
- «Народное искусство и детское творчество», А.А. Грибовская, 2004 г.
- «Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1» Г.Н. Давыдова, 2007 г.
- «Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2» Г.Н. Давыдова, 2007 г.
- «Педагогика искусства и творческие способности», А.А. Мелик-Пашаев, 1981 г.
- «Приглашение к творчеству», А.В. Дубровская, 2002 г.
- «Проблема креативности и явление подражания», Н.М. Гнатко, 1993 г.
- «Программа эстетического воспитания дошкольников», Т.С. Комарова, А.В. Антонова, М.В. Зацепина, 2005 г.
- «Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы», Г.В. Иваненко, 2001 г.
- «Психология детского творчества» Е.И. Николаева, 2006 г.
- «Психология игры», Д.Б. Эльконин, 1978 г.
- «Психология искусства» Л.С. Выготский, 1968 г.
- «Психология творческих способностей», Д.Б. Богоявленская, 2002 г.
- «Психология творчества» Н.Н. Николаенко, 2005 г.
- «Психология творчества// Художественное творчество и психология», Е.И. Замятина, 1991 г.
- «Путешествие в мир искусства», С.К. Кожохина, 2003 г.
- «Развиваем творческие способности у детей 5-9 лет», М.В. Межиева, 2002 г.
- «Развитие детей от 3 до 5 лет в изобразительной деятельности», Т.Н. Доронова, 2002 г.
- «Развитие творческих способностей и изобразительного фантазирования» М.В. Паскаль, С.А. Сичкорез, 1995 г.
- «Развитие творческого мышления детей», А.Э. Симановский, 2002 г.
- «Развитие умственной одаренности в детском возрасте мозга// Мат. Межд. Конф. «Творчество: взгляд с разных сторон», Н.Е. Веракса, 2005 г.
- «С музой в душе: Ребенок и песня, игра и обучение на всех этапах жизни» Ю.Р. Бьеркволл, 2001 г.
- «Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству», С.М. Вайнерман, 2001 г.
- «Ступеньки к творчеству: художественное развитие ребенка в семье», А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новоявленская, 1995 г.
- «Ступеньки творчества или развивающие игры» Б.П. Никитин, 1991 г.
- «Творчество как результат особого функционального состояния нейронов // Мат. Межд. Конф «Творчество: взгляд с разных сторон», Т.Н. Греченко, 2005 г.
- «Фольклорная арт-терапия», Л.Д. Назарова, 2002 г.
- «Эмоциональное развитие дошкольника», Просвещение, 1985 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Мне нравится
Источник
- 1. Асафьев Б.В. Избранные статьи о просвещении и образовании. М., 2013.
- 2. Алиева Е.Г. Творческая одаренность и условия ее развития // Психологический анализ учебной деятельности М.: ИПРАН. 2011.
- 3. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. — М, 2010.
- 4. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики М., 2011.
- 5. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. — М., 2015.
- 6. Борзова В.А., Борзов А.А. Развитие творческих способностей у детей. Самара, 2014.
- 7. Борев Ю.Б., Эстетика. В 2т. Т. 1: Учебное пособие — 5-е изд., допол. — Смоленск: Русич, 2010.
- 8. Библер В.С. Мышление как творчество. — М.: Наука, 2013.
- 9. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. М., 2013.
- 10. Бухвалов В.А., Алгоритмы активизации творческого мышления // Школьный психолог. — 2014. — № 4.
- 11. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Кн. для учителя. М., 2011.
- 12. Вахтомин Н.К. Практика. Мышление. Знание. — М.: Наука, 2014.
- 13. Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок: Монография. — М., 2012.
- 14. Венгер Н.Ю. Путь к развитию творчества. — Дошкольное воспитание. 2012, №11.
- 15. Годфруа Ж. Психология, изд. в 2 т., том 1. — М., 2012.
- 16. Грановская P.M., Крижанская Ю.С. Творчество и преодоление стереотипов. СПб., 2012.
- 17. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. — М., 2013.
- 18. Дружинин Н.В. Психология семьи. М., 2013.
- 19. Доман Г.Д. Как развить интеллект ребёнка. / Пер. с англ. -М.: Аквариум, 2012.
- 20. Ермолаева — Томина Е.Б. Психология художественного творчества. Минск., 2012.
- 21. Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ. — Пенза, 2011.
- 22. Зинченко В.П. Психологический словарь. М., 2012.
- 23. Ильина М.В. Воображение и творческое мышление: Психодиагностические методики. М., 2014.
- 24. Калугин Ю.Е. Творческое воображение и его развитие. Челябинск, 2015.
- 25. Кудрявцев В.Т. Актуальные проблемы развития творческих способностей в обучении и воспитании. — М., 2010.
- 26. Крылов Е. Школа творческой личности. — Дошкольное воспитание. -2012 № 7.
- 27. Лук А.Н. Мышление и творчество. — М., 2011.
- 28. Львов М.Р. Школа творческого мышления. — М., 2015.
- 29. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. — М., 2013.
- 30. Лич П. Развитие ребенка. — М., 2012.
- 31. Левин В.А. Воспитание творчества. — Томск, 2013.
- 32. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческой деятельности. — М.: Знание, 2011.
- 33. Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника. М.: Наука, 2011.
- 34. Михайлов Н.Н. О потребности личности в самореализации. Научный доклад высшей школы. // Философские науки, 2012. — № 4.
- 35. Немов Р.С. Психология. Кн.2.Психология образования. — М.: Просвещение. 2012.
- 36. Петровский А.В. Психология личности. М., 2015.
- 37. Падалко А.Е. Задачи и упражнения по развитию творческой фантазии учащихся». — М.: Просвещение, 2013.
- 38. Поддьяков Н.Н. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника. М., 2012.
- 39. Полуянов Д. Воображение и способности. М., 2015.
- 40. Поддьяков Н.Н. Творчество и соразвитие детей дошкольного возраста. — Волгоград, 2014.
- 41. Смит П. Современные системы психологии. М., 2012.
- 42. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. — Ярославль, 2015.
- 43. Симонов В.П., Ершов П.М., Темперамент. Характер. Личность. М., 2013.
- 44. Такман Б.В. Педагогическая психология. М., 2014.
- 45. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М., 2014.
- 46. Теплов М.Б. Избранные труды. В 2-х т., (т.1.) М., 2012.
- 47. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М., 2011.
- 48. Туник Е.Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса. СПб., 2013.
- 49. Торренс П. Диагностика креативности. Методическое руководство. СПб, 2014.
- 50. Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. СПб., 2013.
- 51. Тютюнник В.И. Основы психологических исследований. М., 2012.
- 52. Холт Дж. Залог детских успехов. СПб., 2016.
- 53. Чуфарофский Г.А. Общие основы психологии. 4-е издание. М., 2010.
- 54. Шадриков В.Д., Способности человека. — М., 2013.
- 55. Шумилин А.Т. Проблемы теории творчества. — М., 2014.
- 56. Эльконин Д.Б. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников. — М., 2013.
- 57. Эфроимсон В.П. Загадка гениальности. — М., 2011.
- 58. Юркевич В.С. Одаренный ребенок иллюзии и реальность. — М., 2016.
- 59. Яворский Б.Л. Статьи, воспоминания, переписка. — М., 2012.
- 60. Яковлева Е.А. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста. — М., 2010.
Источник
Чтобы помочь ребёнку развиваться, в ход идут различные дидактические игры и развивающая литература. Малыши прекрасно обучаются в естественной для них игровой деятельности. Однако современная школа предъявляет список определённых требований, которым должен соответствовать ребёнок к 7 годам. Развивающая литература позволяет заниматься с детьми в домашних условиях даже без педагогического опыта.
Различие развивающей и художественной литературы
В понятие развивающей литературы входит обширный список произведений и пособий, которые служат для развития познавательных способностей ребёнка. Художественная литература – это сказки, стихотворения, рассказы и т. д. Тематика произведений необычайно широка. В них присутствует авторское мнение, развлекательный компонент. Читая произведение, малыш погружается в мир персонажей, переживает вместе с ними, узнаёт новую информацию.
Читающий ребёнок обычно хорошо эрудирован.
Развивающая литература нацелена сформировать или закрепить определённый навык или знание. Художественная литература больше влияет на моральные качества и социальные навыки. При этом у детей развивается воображение, память, они также овладевают новыми знаниями. Диапазон возможностей здесь шире и зависит от индивидуальных особенностей ребёнка. Ещё 15-20 лет назад понятие «развивающая литература» было известно не многим. В основном это были узкие специалисты.
В настоящее время в связи с повышенным вниманием к детскому развитию практически каждый родитель имеет в доступе развивающую литературу.
С помощью специальных пособий можно скорректировать недостаточно развитые навыки и знания. Развивающие пособия можно использовать с самого рождения. Новорождённым детям вешают над кроваткой крупные чёрно-белые контрастные изображения. Ребёнок учится фиксировать на них взгляд. Это первое развивающее пособие для малыша.
На каждом возрастном этапе есть функции, развитие которых необычайно важно для дальнейшего развития.
Начиная с рождения это мелкая моторика и тактильная чувствительность. Используют книги с плотными картонными страницами, которые содержат изображения из разных материалов. Малыш разглядывает картинки и ощупывает пальчиками поверхность. С года начинает формироваться речь. На этом этапе понадобятся пособия, способствующие развитию речи.
Развитие психических функций
Мозг человека формировался миллионы лет, пройдя огромный путь эволюции. Развитие человека как млекопитающего в историческом аспекте называется филогенезом. Развитие конкретного человека – онтогенез.
В индивидуальном развитии человек вкратце повторяет своё историческое развитие.
В эмбриональном развитии есть этап, на котором у будущего человека есть хвост. Родившись, младенец имеет слух и зрение. Эти функции являются наиболее древними для человека. Со временем у малыша совершенствуются ощущения, восприятие, память. За эти функции отвечает кора головного мозга, называемая палеокортекс. Это кора, которая появилась в филогенезе раньше. Все функции, за которые отвечает эта кора, обеспечивают человеку выживание. Позже появилась новая кора, называемая неокортекс. Она отвечает за более сложные функции, свойственные только человеку. Это прежде всего речь.
Наличие неокортекса делает человека социальным существом.
Владея вкратце этой общей информацией, можно понять принцип развития ребёнка. Нет смысла обучать трехмесячного малыша мыслительным операциям. Зато для его развития будет очень полезно развивать слуховые, зрительные и тактильные ощущения. Детей постарше обучают названиям предметов и звукоподражаниям. При этом развитие ощущений тоже имеет смысл продолжать, просто они будут усложняться. С каждым витком развития функции, которые развивались до этого, продолжают совершенствоваться.
Дошкольники с 3–4 лет уже умеют неплохо разговаривать и выражать свои мысли. Теперь их задача – научиться взаимодействовать со взрослыми, сверстниками, животными, окружающим миром.
Дети обучаются выражать свои эмоции, называть их и понимать чувства других. Параллельно дошкольники активно познают мир и обучаются чтению, письму и счёту. Самое активное развитие мозга происходит до трёх лет. За три года ребёнок с нуля усваивает колоссальное количество информации. После трёх лет также идёт активное развитие, но чуть медленнее.
Дошкольный возраст – уникальный период, когда у ребёнка можно заложить основы для успешного будущего. Это касается как знаний, так и психического развития.
Развивающая литература для дошкольников
Серия пособий «Школа 7 гномов»
Серия хорошо зарекомендовала себя среди родителей детей дошкольного возраста. Задания рассортированы по определённым возрастам. Минимальный возраст – с рождения. Это комплект книг с заданиями, соответствующими возрастному уровню. При этом комплекты предыдущих возрастных периодов можно использовать и в дальнейшем, просто усложняя задания.
В каждой книге даются подробные методические рекомендации для родителей. Занятия по этой системе будут под силу даже неопытным родителям.
Возраст на книгах является рекомендованным. Развитие детей очень индивидуально. Если ребёнок не справляется с заданиями, нужно вернуться к занятиям по пособиям для предыдущего этапа.
Эрве Тюлле. «Живая книга»
Необычная книга для развития воображения и пространственных представлений. В ней практически нет текста. На каждой странице нарисованы кружки и написано простое задание. Требуется его выполнить – и, перевернув страницу, посмотреть, что же получилось. Например, даётся задание повернуть книгу влево. Ребёнок поворачивает книгу, затем перелистывает страницу. Там все кружки будто скатились в левую часть листа.
Несмотря на предельную простоту, книга завораживает детей не меньше игры на планшете.
Книжки-пышки с пазлами
Есть много авторов таких пособий. Остаётся выбрать на свой вкус. Идея состоит в том, чтобы самим собрать иллюстрацию их пазлов. Книжки бывают разной сложности. Для самых маленьких нужно вставить одно предметное изображение. Для детей постарше предлагаются полноценные пазлы.
Рони Орен. «Секреты пластилина»
Удивительная книга не теряет популярности уже много лет. В ней даны подробные схемы лепки из пластилина. При том, что на картинках получаются целые сюжетные произведения, сделать их несложно. Книгу любят как взрослые, так и дети.
Лепка из пластилина развивает мелкую моторику, воображение и словарный запас.
Юлия Шигарова. «Игровая азбука. Раскраска-рисовалка»
Пособие направлено на изучение букв и обогащение словарного запаса. В книге есть задания на раскрашивание. Под каждую букву подобраны соответствующие картинки и увлекательные задания. Раскраска-рисовалка предназначена для детей от 2 до 4 лет.
Серия «Умные книжки» издательства «Махаон»
Подборка пособий для разных возрастных периодов. Каждая отдельная книжка развивает определённый навык. В серии представлены пособия с творческими заданиями («Рисуем ладошками», «Рисуем пальчиками» и пр.), пособия на логику, мышление, речь и т. д. Также в серии представлены тесты, чтобы определить, какие знания ребёнок усвоил, а над какими нужно ещё поработать.
О. Жукова. Энциклопедия развивающих игр от 0 месяцев до 3 лет
Сборник развивающих занятий и игр для детей. Идеи можно использовать и для более взрослых детей.
Е. Ульева. «Времена года»
Тетрадь с творческими заданиями на развитие знаний об окружающем мире. В пособиях представлены стихотворения с иллюстрациями, а также интересные задания. В них требуется дорисовать, вклеить, отгадать загадки. Яркие качественные иллюстрации обязательно понравятся детям.
Выбор развивающей литературы огромен. Нужно лишь определиться, каких результатов хотят добиться родители.
Справочно:
Материалы подготовлены Федеральным образовательным сервисом «ИнПро» ® (Лицензия Минобрнауки 22Л01 № 0002491). Готовим детей к школе по всей России в 40+ центрах и онлайн, в том числе в г. Занятия в Вашем городе.
Бесплатная горячая линия: 8 800 250 62 49 (с 6 до 14 по Мск).
Следите за обновлениями в социальных сетях:
Текст прошел проверку у экспертов
Учитель начальных классов
Сейчас в текущем разделе «Литература» также читают
Источник
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №153»
Коминтерновский район
г. Воронеж
Тема: «Развитие умственных способностей детей посредством детской литературы ».
Воспитатель: Минакова Наталья Алексеевна
Воронеж 2016
Современное общество предъявляет всё более высокие требования к знаниям, умениям и навыкам дошкольников, ведь дошкольный возраст является ответственным этапом детства.
Ни у кого не вызывает сомнение, что детство – самоценный период в жизни человека, определяющий перспективы становления его субъективности. В дошкольном возрасте происходит закладка фундамента, который в дальнейшем позволяет ребёнку успешно осваивать любые специальные знания.
Включение литературных произведений во все ситуации общения с малышом способствует развитию не только словесной, но и образной, двигательной и эмоциональной памяти. Художественное слово не только обозначает признак, объект или ситуацию, но и создает положительную эмоциональную обстановку, основываясь на чувствительности ребенка к мелодике и ритму.
В восприятии художественного произведения участвуют все познавательные процессы: память, мышление, воображение. Слушая литературные произведения, ребенок не видит перед собой описываемые события. Он их должен представить, опираясь на свой опыт. От того, насколько он правильно это сделает, зависит понимание произведения, содержания и идеи.
Для решения задач всестороннего воспитания детей средствами литературы, формирования личности ребенка, его эстетического развития важен правильный подбор художественных произведений .
Подбирая художественное произведение – рассказ, стихи, сказку, воспитатель детского сада в первую очередь оценивает его со стороны идейно-смыслового, воспитательного значения для ребенка. Однако при выборе художественного произведения для детей, вопрос о доступности языка определяется главным образом его смысловым составом. Незнакомые слова объясняются заранее или заменяются знакомыми.
С течением времени, расширяя словарь (на основе формировании представлений об окружающем), дошкольники все в большем разъеме понимают речь. Сказки, рассказы, стихи занимают соответствующее место в их занятиях. Понимание речи движет развитие детей. Усвоение грамматических конструкций в процессе pазговорной речи, развитие связной речи, формирование внутренней речи дают основу для восприятия произведения в любой форме.
Беседы по сказкам, заучивание стихотворений, пересказ художественных произведений расширяют опыт ребенка. Особенно важно, чтобы их содержание было понятно малышу. В раннем детстве понимание литературного текста достигается в том случае, если он соответствует деятельности, которую ребенок выполняет в данный момент. В среднем и старшем дошкольном возрасте запоминанию литературных произведений помогает опора на представление-картинку, отражающую основное содержание текста. Таким образом, словесная память развивается в единстве с образной и двигательной.
В раннем и дошкольном детстве особую роль в развитии непроизвольной памяти играют наблюдения. Направляя внимание малыша на разные стороны объектов, организуя деятельность Детей по их обследованию, воспитатель обеспечивает формирование полного и точного образа памяти.
Непроизвольное запоминание обеспечивается включением материала в целенаправленную предметную и познавательную деятельность.
Память ребенка — это его интерес. Такие интеллектуальные чувства, как удивление, удовлетворение от сделанного открытия, восхищение, сомнение, способствуют возникновению и поддержанию интереса к объекту познания и самой деятельности, обеспечивая запоминание.
Важнейшим средством, обеспечивающим непроизвольное запоминание и воспроизведение, накопление опыта жизнедеятельности, общения, познания, выступает режим дня. Взрослый, организуя жизнь ребенка, помогает ему выполнять одни те же действия в повторяющихся ситуациях в одно и то же время.
Развитие произвольной памяти дошкольника происходит, когда взрослый побуждает ребенка к сознательному воспроизведению своего опыта в игре, продуктивной и речевой деятельности, при пересказе, заучивании, рассказывании, сочинении историй и сказок, т.е. ставит цель «вспомни». Важно, чтобы требование запомнить было вызвано потребностями той деятельности, в которую включен дошкольник. Ребенок должен понимать, зачем нужно запоминать. Использование усвоенных знаний должно следовать вскоре за запоминанием.
Важный момент в развитии произвольной памяти старших дошкольников — обучение логическим приемам запоминания. Ведь именно 5-6-летние дети впервые принимают указания, как надо запоминать.
Развитие мышления приводит к тому, что дети начинают прибегать к простейшим формам обобщения, а это в свою очередь обеспечивает систематизацию представлений. Закрепляясь в слове, последние приобретают «картинность». Совершенствование аналитико-синтетической деятельности влечет за собой преобразование представления.
Словесная память дошкольника интенсивно развивается в процессе активного освоения речи при слушании и воспроизведении литературных произведений, рассказывании, в общении со взрослыми и сверстниками. Воспроизведение текста, изложение собственного опыта становится логичным, последовательным.
Важнейшее изменение в памяти дошкольника происходит примерно в четырехлетнем возрасте. Память ребенка приобретает элементы произвольности. Раньше запоминание материала происходило попутно с выполнением какой-либо деятельности: малыш играл и запомнил игрушку, слушал сказку и запомнил ее, рисовал и запомнил названия цветов спектра. В старшем дошкольном возрасте память постепенно превращается в особую деятельность, которая подчиняется специальной цели запомнить. Ребенок начинает принимать указания взрослого запомнить или припомнить, использовать простейшие приемы и средства запоминания, интересоваться правильностью воспроизведения и контролировать его ход. Возникновение произвольной памяти не случайно, оно связано с возрастанием регулирующей роли речи, с появлением идеальной мотивации и умения подчинять свои действия относительно отдаленным целям, а также со становлением произвольных механизмов поведения и деятельности.
Художественная литература является универсальным развивающее -образовательным средством.
Отгадывая загадки — у ребенка развивается логическое мышление.
А развивая мышление ребенка, мы развиваем и речь.
Посредством считалок играющие делят роли и устанавливают очередь для начала игры. Они организуют детский коллектив в игре, поддерживая строгий порядок во всех играх. Дети подчиняются этому порядку как незыблемому закону. Основой все считалок является счет. Не задумываясь о содержании, дети механически его запоминают, что приводит к развитию математических способностей.
С помощью дразнилок, дети все время себя воспитывают: учат товарищей, и сами учатся быть честными, справедливыми, добрыми. В фольклоре много дразнилок, которые высмеивают отрицательные качества личности.
Развивая речь ребенка с помощью фольклорных произведений, мы развиваем и воображение, восприятие, мышление, память.
Таким образом, можно твердо утверждать, что приобщая детей к художественной литературе, мы развиваем не только моральные и нравственные качества, но и психологические.
Источник