Развитии ребенка тесты для школы
Если вы хотите понимать насколько ваш ребенок готов к школе, т.е. развились ли все психические процессы до нужного уровня, чтобы учиться, то можете самостоятельно выполнить с ним эти задания
В некоторых школах перед приемом проводят тесты на психологическую готовность к школе. Но в большинстве общеобразовательных школ этого не делают.
Эти тесты нужны не для того, чтобы принять решение взять или не взять ребенка в школу, а чтобы разобраться на каком уровне развития находятся психические процессы, и соответственно, какие сложности могут возникнуть при обучении и какую профилактику можно провести.
Если есть возможность, то можно просто прийти на прием к детскому психологу и он проведет диагностику ребенка и даст заключение.
Если возможности нет, то предлагаю вам тесты, которые помогут провести диагностику самостоятельно и сделать примерные выводы.
В данному руководстве использована методика определения готовности к школе Ясюковой.
Задание 1. Запоминание слов
Попросите ребенка повторить слова с любом порядке.
За каждое верно названное слово начисляется 1 балл (максимально 9 баллов).
Задание 2. Запоминание картинок
Покажите картинки на 25-30 секунд.
Попросите повторить, что он запомнил. В любом порядке.
За каждую верно названную картинку начисляется 1 балл (максимально 16 баллов).
Задание 3. Лишнее слово
Попросите из 5 слов найти одно лишнее
За каждый правильный ответ начисляется 1 балл (максимум 4 балла).
Задание 4. Аналогии
Попросите выбрать подходящее слово к вашей аналогии. Т.е. сначала вы называете два связанных между собой слова, например, «стол-скатерть», а затем предлагаете выбрать подходящее слово к слову «пол». Варианты — «мебель, ковер, пыль, доски, гвозди».
За каждый правильный ответ— 1 балл (максимально — 4 балла).
Задание 5. Смысл предложения
Часть 1. Попросите послушать предложение и сказать правильное оно или нет
Часть 2. Попросите прослушать предложение и вставить пропущенное слово
Часть 3. Попросите закончить предложение
За каждое безупречное дополнение начисляется 1 балл. Если содержатся мелкие ошибки— 0,5 балла (максимально 8 баллов).
Задание 6. Лишняя картинка
Попросите в каждом ряду выбрать лишнюю картинку.
Задание 7. Подбор пары
Попросите подобрать пару к картинке (из предложенных вариантов) по такому же принципу как и на первой картинке.
За каждый правильный ответ— 1 балл (максимально — 8 баллов).
Задание 8. Абстрактное мышление
Часть 1. Покажите картинку с холодильником. Спросите, для чего нужен холодильник. Попросите показать картинку на которой нарисовано то, для чего нельзя использовать холодильник. Не важно объяснение ребенка, почему он так ответил. Просто запишите его ответ.
Часть 2. Покажите две верхние картинки. Попросите выбрать из трех картинок нижнего ряда такую, которая одновременно подойдет и к сове, и к желудям. Если ребенок называет верный ответ, то можно спросить почему. Правильный ответ: две ягодки— картинка 2
Часть 3. Инструкция: «Какое слово длиннее— «кот» или «котенок»?». Запишите ответ. В этом задании инструкцию повторять нельзя.
Часть 4. Напишите на бумаге ряд цифр 2, 4, 6…. Спросите ребенка, какую цифру надо добавить.
Предложите варианты ответов: 5, 7, 8.
За каждый правильный ответ— 1 балл (максимально- 4 балла).
Результаты
Максимально ребенок может набрать за все упражнения 57 баллов.
Нормальным результатом для детей 6-7 лет будет считаться — 21 балл.
Высокий суммарный результат для дошкольника— более 26 баллов, низкий— менее 15 баллов.
Обыкновенно «средний» дошкольник запоминает с первого раза около 5 слов и 5–6 картинок; в 3, 4, 6, 8 заданиях набирает по 2–3 балла, в 5м задании — 5–6 баллов, а в 7м — только 2 балла.
————
Подписывайтесь на канал психолога-профориентолога.
Приходите дружить в инстаграм.
Татьяна Харченко
Источник
Диагностика речевого и познавательного развития дошкольника, учебных навыков.
ТЕСТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ, ПОСТУПАЮЩИХ В 1 КЛАСС.
I. Речевое развитие.
1. Определение уровня словарного запаса ребёнка и способности к использованию им в своей речи усвоенной лексики.
- Придумай как можно больше слов, которые начинаются на С (любая буква).
- Я начинаю, а ты закончи слово:
Ко…, на… за… ми… му… до… че… при… ру… во…
(Если ребёнок молчит или механически повторяет данный слог, то нужно перейти к следующему слогу.)
- Я называю слово, а ты объясни, что это такое. Что это?
Мяч – дорога —
Яблоко — часы —
4. Отвечай быстро кто? или что? делает это действие:
Летит — рычит — смеётся –
Пищит — падает — сажает –
Думает — ломает — рисует –
5. Скажи наоборот:
Рано — мокрый — быстро –
Старший –
- Назови одним словом:
Платье, брюки, майка –
Папа, мама, ребёнок –
Роза, тюльпан, гвоздика –
Чайка, голубь, воробей –
Берёза, липа, сосна –
2. Выявление степени освоения ребёнком грамматического строя родной речи.
- Закончи:
Карандаш упал со ….
Карандаш лежал на …
Карандаш лежал у …
Карандаш лежал около …
Карандаш нашли под …
Карандаш вытащили из-под …
- Закончи предложение:
Ребята бежали по …
Кот громко и мяукал и …
Поднялся ветер, и …
Цветок завял, потому что …
- Найди и исправь ошибки:
Мама поставила вазу с цветами в стол.
Бабушка жила на большом доме.
Белка прячет орешки у дупла.
Ковёр лежит в полу.
3. Умение говорения.
- Разложи картинки так, чтобы у тебя получился рассказ. Придумай рассказ по картинке.
4. Умение слушания.
1.Послушай предложения и скажи, всё ли верно. Объясни, что неверно.
Осенью в саду расцвели яблони. Отец пошёл с пилой рубить дрова.
Алёша зимой любит загорать.
Мальчик кивнул мне рукой.
После радуги будет гроза.
- Послушай:
Наташа рисовала Аню. Аня рисовала цветы.
— Расскажи, кто что рисовал.
II. Познавательное развитие.
- Задания на проверку внимания и памяти.
- Посмотри, запомни, расскажи.
Рассмотри рисунок. Закроем его листком бумаги, а ты вспомни, что там нарисовано и ответь на вопросы.
- Из каких геометрических фигур построен замок? Сосчитай все одинаковые фигуры.
- Отвернись и назови.
Ребёнку показываем 8 рисунков, обсуждаем цвет. Затем он отворачивается и перечисляет рисунки.
- Задания на проверку фонематического слуха.
1. Назови первый звук в слове.
Кошка, дорога, ветка, рыба, дуб, знак, круглый, река, суп, чашка.
2. Назови звуки, которыми различаются слова.
Кот – кит мел – мал лук – лак сок – сом лук – сук
3. Определи, какая схема соответствует слову.
ЛИСА ТРУБА ДОМ
3. Задания на проверку уровня мышления.
- Найди лишнее.
- Найди закономерности.
- Найти общий признак.
- Подготовка руки к письму.
- Продолжить рисовать узор непрерывными линиями. (Работа в строчке)
- Нарисовать в клеточках точно такие же предметы.
- Нарисовать пароход. Скопировать рисунок.
- Учебные навыки.
1. Развитие элементарных математических представлений и готовность к обучению математике.
1.Нумерация.
— Назови последующее число: 3 7 2 9 5
— Назови предыдущее число: 2 8 4 6
— Что больше 4 или 9 6 или 5 9 или 7
2. Реши примеры:
3+2 6-1 8+1 5 – 2 7+ 1 5+5
3. Реши задачу.
У Игоря 5 тетрадей, он подарил 1 тетрадь сестре. Сколько у него осталось тетрадей?
На дереве сидело 2 синицы и 2 вороны. Сколько всего птиц сидело на дереве?
2. Навыки чтения.
Диагностика речевого и познавательного развития дошкольника, учебных навыков.
Ф.И.___________________________________________, возраст ____________
Дата:____________ Кто тестировал: ______________
I. Речевое развитие.
1. Уровень словарного запаса и способность использовать в своей речи
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
В 6-7 С 3-5 Н 2-1 н/сп 0 | В 7-10 С 6-3 Н 2-1 н/сп 0 | В 4 С 2-3 Н 1 н/сп 0 | В 7-9 С 6-3 Н 2-1 н/сп 0 | В 6-5 С 3-4 Н 2-1 н/сп 0 | В 5 С 3-4 Н 2-1 н/сп 0 |
2. Грамматический строй родной речи
1 | 2 | 3 |
В 6-7 С 3-5 Н 2-1 н/сп 0 | В 6-7 С 3-5 Н 2-1 н/сп 0 | В 4-5 С 2-3 Н 1 н/сп 0 |
3. Умение говорения. 4. Умение слушания
3. 1 | 4.1 | 4.2 |
II. Познавательное развитие
1.Проверка внимания и памяти.
1 | 2 | 3 |
В 5 С 3-4 Н 2-1 н/сп 0 | В С Н н/сп | В 8-7 С 6-4 Н 3-1 н/сп 0 |
2.Фонетический слух и готовность к звуко-буквенному анализу.
1 | 2 | 3 |
В 9-10 С 6-8 Н 2-5 н/сп 1- 0 | В 4-5 С 2-3 Н 1 н/сп 0 | В 3 С 2 Н 1 н/сп 0 |
3.Уровень развития мышления.
1 | 2 | 3 |
В 6-5 С 4-3 Н 1-2 н/сп о | В 4 С 2-3 Н 1 н/сп 0 | В 4 С 2-3 Н 1 н/сп 0 |
4. Подготовка руки к письму.
Ориентирование на листе бумаги в линейку. | Ориентирование на листе бумаги в клетку. | Копирование рисунка. |
В С Н н/сп | В С Н н/сп | В С Н н/сп |
III. Учебные навыки.
1. Развитие элементарных математических представлений и готовность к обучению математике.
Нумерация. | Решение примеров. | Задачи. |
В С Н н/сп | В 6-5 С 3-4 Н 2-1 н/сп 0 | В 2 С 1 Н вычислительные ошибки н/сп 0 |
2. Навыки чтения.
В ______________________________________________________________________
С______________________________________________________________________
Н______________________________________________________________________
Нспр.___________________________________________________________________
ИТОГИ:
Высокий уровень 84 — 70 баллов _____________________________
Средний уровень 69 — 50 баллов _____________________________
Низкий уровень 49 — 25 баллов _____________________________
Слабый уровень подготовки 24 и ниже ____________________________
ВЫВОД:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Источник
Когда дошкольник выходит на финишную прямую перед поступлением в первый класс, у родителей существенно прибавляется забот. Задолго до долгожданного события мамы и папы начинают готовить малыша к взрослой, школьной жизни, стараются приучать его к соблюдению режима, самостоятельности и, конечно же, стремятся подготовить ребенка к поступлению в первый класс. Каковы же требования и вступительные тесты при поступлении в школу выдвигаются для детей 6-7 лет, рассмотрим в материалах этой статьи.
§ Основные требования к зачислению в первый класс
Зачисление первоклассников в начальную школу проводится без конкурса. По достижении 7-ми летнего возраста, при отсутствии нервных расстройств и серьезных заболеваний, мешающих процессу обучения в детском коллективе, ребенок автоматически зачисляется в первый класс ближайшей районной или выбранной по собственному желанию родителей школы.
Тем не менее, родители должны быть готовы к тому, что перед зачислением в начальную школу с ребенком будут общаться педагоги и психологи.
Каждому будущему первокласснику будут предложены посильные тесты, заданы вопросы, по результатам которых можно будет судить, созрел ли малыш для вступления в школьные своды или ему еще стоит побыть в дошкольном учреждении.
Если школьная комиссия предлагает вашему ребенку на год остаться в детском саду, не стоит переживать по этому поводу. Это не означает, что ваш ребенок отстает в развитии от своих сверстников, просто, возможно, он еще морально и психически не готов к новому этапу своей жизни. За год он окрепнет, наберется сил, и учеба будет даваться ему легко, чем если бы он приступил к обучению в школе в текущем году.
§ Тестирование по состоянию здоровья
Тестирование детей по состоянию здоровья – ни что иное как медкомиссия. По ее результатам будет оценено физическое и соматическое здоровье ребенка, и выявлено к какой группе здоровья относится малыш. К тому же, медицинское заключение является необходимым документом для поступления в начальную школу.
Медкомиссию проходят в районных поликлиниках или непосредственно в детских садах. Для выпускных групп приглашаются профильные специалисты, которые осматривают детей, оценивают состояние их здоровья и выписывают соответствующие заключения. Вариант с прохождением медкомиссии в детском саду существенно бережет время и нервы и родителей, и детей.
Осмотр профильных специалистов может проводиться и непосредственно перед сентябрем, и за полгода до начала учебного года. Во втором случае ребенку не придется сразу сдавать анализы, это нужно будет сделать не раньше, чем за месяц до начала занятий.
Перед поступлением в школу ребенку необходимо получить заключение следующих специалистов:
- хирург-ортопед (он определит состояние позвоночника, выявит возможные нарушения осанки и даст рекомендации);
- окулист (определит остроту зрения ребенка, выявит возможные нарушения и даст рекомендации);
- отоларинголог (оценит состояние слуха и носоглотки ребенка);
- стоматолог (оценивает правильность прикуса, наличие кариеса, дает рекомендации по поводу лечения);
- кардиолог (оценивает физическое и эмоциональное развитие, способность выдерживать нагрузки);
- логопед (определяет умение выговаривать все звуки, формирование речевого аппарата);
- невропатолог (оценивает нервно-психическое состояние ребенка);
- гинеколог (для девочек).
Направления на сдачу лабораторных анализов (соскоб на энтеробиоз, общие анализы крови и мочи) отдают родителям детей, и они сдают анализы самостоятельно в поликлинике. Результаты вклеиваются или вписываются в медицинскую карту.
§ Тестирование интеллектуальных способностей
Здесь сразу надо сказать, что школьные тесты для первоклассников на интеллектуальные способности ни в коем образе не являются показателем отставания в развитии малыша. Оценочная шкала носит рекомендательный характер, и решение о том, готов ли ребенок к школьному обучению или нет, принимается на основании общего мнения о ребенке.
Возможно, что во время собеседования с учителями, малыш испугается, разволнуется или начнет стесняться, поэтому во время тестирования с ним должны находиться родные близкие люди: мама, папа, бабушка, дедушка. Они смогут приободрить ребенка, поддержать его и даже натолкнуть на мысль, если ребенок растеряется.
Тестирование будущих первоклассников необходимо для того, чтобы познакомились дети и учителя, чтобы педагоги ориентировались на уже полученные знания детей и могли скорректировать учебную программу.
Родители должны понимать, что подобного рода тестирования и собеседования никак не нарушают действующее законодательство и не ущемляют права ребенка.
Тестирование интеллектуальных способностей должно быть направлено на определение уровня психического и морального развития ребенка, его логики, способности выражать свои мысли, составлять рассказы по предложенным картинкам.
Учитель оценивает, насколько внимателен ребенок, умеет ли он выделить в рассказе главные и второстепенные вещи, может ли составить или решить простую задачу, как держит ручку, знает ли буквы, умеет ли соединять слоги, читать.
§ Тесты для будущих первоклассников
Для собеседования будет выбран класс, по времени общение учителя с ребенком займет около 15-20 минут. Ребенку будет предложено несколько заданий различной тематики (на логику, мышление, математику и грамматику, и другие тесты), будет задано несколько вопросов.
В этом разделе мы приведем несколько тематических тестов для подготовки ребенка к началу обучения к школе. Повторимся, что все тесты носят рекомендательный характер и не являются показателем к зачислению или не зачислению малыша в школу.
✍ Тест №1 – Общие сведения
Ребенок должен уметь связно рассказать о себе, используя вопросы учителя.
- Назвать свое имя и фамилию
- Назвать свою полную дату рождения
- Назвать полный домашний адрес (улицу, город, область, страну)
- Назвать полные имена родителей, их возраст, сферу деятельности
- Назвать братьев и сестер, если такие есть, их возраст, и род деятельности (школьники, дошкольники и т.д.)
Оценивание результатов осуществляется субъективным путем: хорошим результатов считается, если ребенок дал полные развернутые ответы на поставленные вопросы, плохим – если нет ответов ни на один вопрос. Однако и тут следует учитывать степень зажатости и смущенности ребенка во время собеседования.
✍ Тест №2 – Общие знания
Вопросы этого теста позволяют учителю оценить общий уровень знаний ребенка. За каждый правильный ответ ребенку засчитывается 2 бала, за неполный ответ – 1 бал. За неправильный ответ балы не засчитываются.
- Назвать дни недели, месяцы, времена года, или выборочно месяцы конкретного времени года, части суток.
- Назвать по 5 имен мальчиков и девочек (отдельно).
- Назвать известные ребенку музыкальные инструменты.
- Назвать по 5 диких и домашних животных (отдельно).
- Назвать по 5 диких и домашних птиц (отдельно).
- Назвать по 5 названий деревьев, кустарников, грибов.
- Назвать по 5 комнатных и уличных цветов.
Оценивание результатов: 10-14 баллов – отличный результат. 6-9 баллов – хороший результат, 2-5 баллов – удовлетворительный результат, менее 2 балов – неудовлетворительный результат. Учитель даст родителям детей соответствующие рекомендации, объяснит, над чем им следует поработать.
✍ Тест №3 – Математические знания и ориентация в пространстве
Вопросы этого теста позволяют учителю оценить уровень математических знаний ребенка и то, как он умеет ориентироваться в пространстве. За каждый правильный ответ ребенку засчитывается 2 бала, за неполный ответ – 1 бал. За неправильный ответ балы не засчитываются.
- Посчитать от одного до десяти и назад.
- Назвать по порядку четные цифры от нуля до десяти и назад.
- Назвать по порядку нечетные цифры от единицы до девяти и назад.
- Уметь определять числа-соседи.
- Уметь определять состав числа.
- Уметь определять геометрические фигуры, сравнивать предметы по форме, цвету, величине, количеству и прочее.
- Уметь выполнять простые арифметические действия с числами.
- Понимать и уметь показать направления сторон (право, лево, верх, низ).
- Понимать и уметь ориентироваться во времени (утро, день, вечер, ночь).
- Понимать и уметь ориентироваться во временах года (зима, весна, лето, осень).
Оценивание результатов: 15-20 баллов – отличный результат. 10-15 баллов – хороший результат, 5-10 баллов – удовлетворительный результат, менее 5 балов – неудовлетворительный результат. По результатам тестирования учитель даст родителям детей соответствующие рекомендации, объяснит, над чем им следует поработать.
✍ Тест №4 – Грамота и развитие речи
Вопросы этого теста позволяют учителю оценить уровень развития речи ребенка и его грамматические знания. За каждый правильный ответ ребенку засчитывается 2 бала, за неполный ответ – 1 бал. За неправильный ответ балы не засчитываются.
- Уметь отличать гласные звуки от согласных.
- Уметь отличать твердые от мягких звуков.
- Уметь определять количество звуков в слове.
- Уметь составлять простые предложения с заданным словом.
- Рассказать стихотворение.
- Уметь пересказать простой текст, рассказ, сказку.
- Уметь подбирать синонимы к заданному слову.
- Уметь подбирать антонимы к заданному слову.
- Понимать, и уметь отличать понятия «высокий-выше-самый высокий и другие варианты.
- Уметь группировать предметы по общим признакам.
Оценивание результатов: 15-20 баллов – отличный результат. 10-15 баллов – хороший результат, 5-10 баллов – удовлетворительный результат, менее 5 балов – неудовлетворительный результат. По результатам тестирования учитель даст родителям детей соответствующие рекомендации, объяснит, над чем им следует поработать.
✍ Тест №5 – Логика и внимание
Вопросы этого теста позволяют учителю оценить уровень развития внимания и логики у ребенка. За каждый правильный ответ ребенку засчитывается 2 бала, за неполный ответ – 1 бал. За неправильный ответ балы не засчитываются.
- Уметь выбрать лишний предмет из общего количества предложенных и объяснить свой выбор.
- Найти отличия на предложенных картинках.
- Выполнить определенную последовательность из 3-5 действий, которую предложит учитель (например, взять карандаш из пенала, нарисовать окружность, отнести лист на стол, карандаш положить в пенал).
- Уметь объяснять простые явления (например, почему снег тает в комнате).
Вопросы на логику и внимание можно найти самостоятельно и основательно подготовиться с ребенком к предстоящему тестированию.
По результатам всех тестов учитель определит уровень подготовки ребенка к началу обучения и при необходимости даст родителям полезные рекомендации. Скорость чтения во многих школах не проверяется, достаточно того, чтобы ребенок знал буквы и умел сливать слоги.
§ Методические рекомендации родителям будущих первоклассников или как подготовится к тестированию
Для поступления в первый класс ребенок должен уметь связно высказывать свои мысли, ориентироваться в пространстве и времени, обладать элементарными знаниями по математике (сложить числа, назвать геометрические фигуры), работать с письменными принадлежностями.
Приведем некоторые рекомендации для родителей будущих первоклассников, составленные на основании опыта учителей начальных классов. Благодаря этим рекомендациям родители смогут самостоятельно подготовить своего ребенка к тестированию.
Ребенок, идущий в первый класс, должен уметь составить простой рассказ о себе и своей семье, знать, чем занимаются родители по долгу службы, ориентироваться во времени и пространстве. Плюсом к знаниям ребенка будет умение отличать разные профессии, знать, кто и чем может заниматься. Малыш должен понимать отличие между дикими и домашними зверями и птицами, знать основные виды деревьев, кустарников, цветов, понимать, какие из них относят к комнатным, а какие к уличным.
Для подготовки ребенка к тестированию можно пользоваться тетрадями с печатной основой для дошкольников. В них составлены понятные упражнения на развитие внимания, логического мышления, развития памяти.
Для развития математических знаний ребенка учите его считать палочки, кубики, ступеньки, выполняйте арифметические упражнения, не забывайте, что заниматься с дошкольниками нужно в игровой форме.
Для развития письменных способностей давайте ребенку рисовать, писать, раскрашивать картинки, лепить из пластилина и заниматься аппликацией. Чем лучше будет развита у него мелкая моторика, тем лучше будут его успехи в письме.
Настройте ребенка на то, что в тестировании нет ничего страшного и сами ведите себя спокойно. Ваша взволнованности передастся ребенку, и он тоже начнет переживать.
Источник