Развитие звукопроизношения ребенка дошкольного возраста
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 28 «РОДНИЧОК»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
«РАЗВИТИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ».
ПОДГОТОВИЛА И ПРОВЕЛА:
ВОСПИТАТЕЛЬ
КАПРАНОВА Т. Ю.
Г. ВОСКРЕСЕНСК
Полноценное развитие личности ребёнка невозможно без воспитания у него правильной речи. Однако выполнение этой задачи связано с определёнными трудностями. Речевой функцией ребёнок овладевает постепенно, путём подражания произношению звуков и слов взрослым: правильно произносить большинство звуков он не умеет. Это так называемый физиологический период возрастного косноязычия. Ошибочно надеяться на самопроизвольное исчезновение недостатков произношения по мере роста ребёнка, так как они могут прочно закрепляться и превратиться в стойкое нарушение. Сроки усвоения в произношении звуков речи детьми дошкольного возраста:
- гласные, включая звук Ы к 2 – 2,5 годам;
- согласные кроме шипящих звуков, звуков Л, Р, РЬ – к 3 годам;
- звук Л к 3 – 4 годам;
- шипящие звуки к 4 – 4,5 годам;
- звуки Р , РЬ до 6 лет.
Наиболее часто страдает произношение свистящих, шипящих, звуков Л, Р, РЬ. Это связано с более сложной артикуляцией данных звуков. Надо знать и помнить правильную артикуляцию перечисленных звуков:
- общее правило: в русском языке все звуки произносятся в зазубном положении, т.е. если у ребёнка при разговоре кончик языка «выглядывает» между зубов, значит, имеет место нарушение звукопроизношения;
- общее правило: струя выдыхаемого воздуха проходит по середине языка, если слышится хлюпающий призвук, при разговоре один уголок рта оттягивается, речь неопрятна – это говорит о патологии звукопроизношения;
- общее правило: нельзя сильно выдвигать губы вперёд, чрезмерная работа губами компенсирует малую подвижность кончика языка;
- общее правило: чёткость речи достигается чётким произношением гласных звуков, а не громкостью голоса.
Подытожим:
- язык всегда находится за зубами,
- струя воздуха идёт по середине языка, в речи нет посторонних призвуков,
- губы активно двигаются, но не выставляются «клювиком»,
- чёткое произношение гласных.
Правильная артикуляция:
- свистящих звуков – широкий кончик языка упирается в нижние передние резцы, зубами, губы в улыбке, выдыхаемая струя воздуха холодная;
- шипящие звуки – широкий кончик языка понят к передней части нёба. Губы чуть округлены и выдвинуты вперёд, выдыхаемая струя воздуха тёплая;
- Л – широкий кончик языка поднят вверх и соприкасается с передней частью нёба, губы в улыбке;
- Р — широкий кончик языка поднят вверх и соприкасается с передней частью нёба, под напором выдыхаемого воздуха, кончик языка вибрирует у альвеол, губы в улыбке.
Работа по исправлению нарушения звукопроизношения, несмотря на определённую специфичность, строится на основе общих педагогических принципов, в первую очередь
постепенности перехода от лёгкого к трудному, сознательности усвоения материала, учёта возрастных способностей.
Если ребёнок не может воспроизвести звук (изолированно, в слоге или слове) даже по подражанию (пример), он нуждается в полном цикле коррекции звука – постановке, автоматизации и дифференциации. Работа по развитию речи в условиях детского сада начинается с первой группы раннего возраста, а с первой младшей группы и по звуковой культуре речи в частности. Работа по воспитания правильного произношения начинается с обследования, желательно, чтобы оно было проведено логопедом.
Что входит в компетенцию воспитателя:
- Упражнять детей в отчётливом произношении звуков, в соответствии с возрастной нормой;
- Развивать артикуляционный и голосовой аппарат (пример несформированной дикции);
- Развивать речевое дыхания, слуховое внимание;
- Формировать фонематический слух /умение различать звуки речи.
Я вам советую более внимательно изучить вашу образовательную программу и ориентироваться в работе на испытанное временем и практикой пособие М.Ф. Фомичевой «Воспитание у детей правильного произношения». В этой книге подробно описаны формы организации работы по формированию правильного произношения, её методика, дан теоретический и практический материал. Кроме того большим подспорьем в работе является интернет. И конечно, все дефекты неравномерны. Одни исправляются сравнительно быстро, по подражанию, другие требуют длительной работы.
Переходим к практике.
Артикуляционная гимнастика. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениям по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту». Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем — и детям научиться говорить правильно, чётко и красиво. Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.
Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой?
Сначала знакомим ребёнка с основными положениями губ и языка с помощью Весёлых историй о Язычке. На этом этапе он должен повторять упражнения 2-3 раза. Не нужно забывать выполнять задания, направленные на развитие голоса, дыхания и речевого слуха. Это очень важно для правильного звукопроизношения.
Рекомендации к проведению упражнений.
Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? Что делает язычок? Где он находится (вверху или внизу)? Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следить за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла. Занимаясь с детьми 3-4 лет нужно следить за тем, чтобы они усвоили основные движения. К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть чёткими и плавными, без подёргиваний. С детьми 5 лет и старше упражнения проводят перед зеркалом, чтобы ребёнок мог контролировать правильность движений органов артикуляционного аппарата. В 6-7 -летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положения языка некоторое время без изменений. Если во время занятий язычок у ребёнка дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону, и малыш не может удержать нужное положение даже короткое время, нужно выбрать более лёгкие упражнения на расслабление мышечного тонуса, сделать специальный расслабляющий массаж. Если своевременно выявить нарушение и начать работу с ребёнком, используя артикуляционную гимнастику, то можно добиться положительных результатов за более короткий срок. Занимайтесь с детьми следует ежедневно до 10 минут. Проводить артикуляционную гимнастику лучше всего в виде сказки. Комплексов артикуляционной гимнастики очень много, но существуют основные упражнения, встречающиеся практически во всех комплексах – это упражнения на:
- постановку свистящих: «Лопатка», «Змейка», «Качели», «Горка» (объяснение выполнения упражнений)
- постановку шипящих: «Лопаточка», «Трубочка», «Лошадка», «Грибок», «Чашечка», «Обнимем губку», «Парус» (объяснение выполнения упражнений)
- постановку звуков ЛЬ, Л, Р, РЬ: «Лопаточка», «Обнимем губку», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Барабанщик», «Грибок», «Гармошка», «Лошадка», «Пароход» (объяснение выполнения упражнений)
В комплекс артикуляционной гимнастики входят упражнения: для губ, нижней челюсти, языка, переключаемости языка, дыхательно – голосовые. Артикуляционную гимнастику можно выполнять в первой половине дня, во время проведения НОД, индивидуально или подгруппой во вторую половину дня. Количество упражнений артикуляционной гимнастики на НОД уменьшается до 3 – 4. Если ребёнок может произнести звук, но не употребляет его в речи, исправлять, настойчиво; систематически исправлять вначале показывая образец правильного произношения и поощряя ребёнка к повторению, затем (если ребёнку 4 года и старше) только обращаем внимание на неправильное произношение, давая возможность исправиться самостоятельно (скажи правильно, в этом слове есть звук Р, не поняла). Ребёнок говорит верно с тем, кто побуждает его к этому. Не бойтесь потерять время, ваше время и силы, не пропадут зря. Ваш с ребёнком труд принесут удовлетворение вам обоим, ведь это так приятно и радостно говорить правильно. Если у ребёнка только появился звук, он может звучать утрированно, «тяжело», набираемся терпения и начинаем работу по автоматизации его в слогах, словах, предложениях, тексте и наконец, в свободной речи. Это очень монотонные занятия, поэтому лучше проводить их активно, используя наглядный материал, закрепляя знания на практике («Скажи, что видишь», «Где спрятался звук?», «Закончи слово, предложение», «Отгадай», «Что изменилось?», « 4 лишний», знакомые игры на новый лад, мы ставим перед собой не только задачи по расширению и активизации словаря, развития мышления и памяти, но и автоматизации звукопроизношения, развития фонематического слуха, речевого внимания). Здесь главное самим не увлекаться и помнить, какой приоритет в игре вы выбрали. Закрепили звук в словах, предложениях /речь ребёнка соответствует возрастному развитию/, работаем дальше, вводим звук в речь, помнить:
- не упрощать свою речь («не сюсюкать»);
- не сокращать речь, говорим развёрнутой фразой;
- говорим в спокойном темпе, хорошо артикулируя звуки, стараемся, чтобы ребёнок видел нашу артикуляцию.
Как говорит взрослый, так говорит и ребёнок! Основа обучения детей дошкольного возраста – это подражание.
- не потакайте себе во время проведения НОД (ответы детей полные, пример из школы);
- слушая рассказ ребёнка, следите за звукопроизношением, даже если это сбивает его с мысли, вы ему напомните последовательность изложения;
- используйте игры – драматизации, настольные игры для работы по закреплению произношения звуков в речи.
Кто систематически исправляет речь ребёнка, у того детки быстрее начинают себя контролировать, кому нравится, чтобы его перебивали.
- учите детей вслушиваться не только в вашу речь, но и в речь сверстников, тактично исправляя её;
- учите детей анализировать собственную речь и развивайте желание совершенствовать её, используя методы поощрения, похвалы.
Дефекты звукопроизношения встречаются всё чаще, поэтому воспитатели должны уделять профилактической и коррекционной работе большое внимание. Однако никакая самая тщательная работа детского сада не исключает необходимости помогать дома детям, неправильно произносящим те или иные звуки. Воспитатель должен помочь направляет родителям правильно организовать работу в семье: проводит консультации, готовит наглядный материал, организовывает уголок «Правильной речи», оформляет папки передвижки, готовит с детьми открытые мероприятия, где показывает результаты своей деятельности по работе по изжитию патологии, приглашает на артикуляционную гимнастику, НОД.
Использованная литература:
- «Логопедическая пособие для занятий с детьми». А.И. Богомолова.
- «Воспитание у детей правильного произношения». М.Ф. Фомичёва.
- Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Источник
Консультация для педагогов и родителей:
Воспитание правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста.
Правильное произношение звуков очень важно для формирования полноценной личности. Ребёнок с хорошей, внятной речью легче вступает в контакт со сверстниками и взрослыми, может понятно выразить свои мысли, желания. Дефекты в звукопроизношении часто очень затрудняют контакт. Однако выработка правильного произношения у детей, обычно, представляет для них большие трудности. Часто развитие звуковой стороны речи происходит самотеком, без должного внимания со стороны родителей и воспитателей, поэтому значительное число детей школьного возраста имеет те или иные недочеты произношения, как шепелявость, картавое произношение звука р , оглушение звонких согласных и др.
Развитие правильного звукопроизношения очень важно и при поступлении ребёнка в школу. Одной из причин неуспеваемости по русскому языку в начальной школе является недостаточно чёткое произношение звуков. Таким детям трудно определить количество звуков в слове, их последовательность, подобрать слово с заданным звуком. Дети с плохо или недостаточно развитым фонематическим слухом затрудняются в овладении навыками письма в школе. Они, как правило, пишут так, как говорят.
Формирование правильного произношения у детей – это сложный процесс, на протяжении которого ребенок учиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственною речью. Некоторые дети успешно справляются с этим процессом, но у многих он задерживается.
Известно, что вторичные отклонения легче предупредить, чем исправить уже сформировавшиеся нарушения. Поэтому Левиной Р.Е. был, выдвинут принцип предупредительного подхода к детям дошкольного возраста. Этот принцип нашёл свою практическую реализацию в открытии логопедических групп. Задачи коррекционного обучения включают в себя не только исправление первичного дефекта, но и обязательную подготовку детей к обучению в школе, т.е. усвоение элементов грамоты
Дошкольный возраст – это время энергичного развития речи и, в частности, овладение правильным звукопроизношением
обучение которому должно осуществляться в соответствии с этапами работы над звуками, принятыми в логопедии.
Систематическая работа над звукопроизношением поможет ребенку еще до поступления в школу в совершенстве овладеть фонетико — фонематической стороны речи. Для осуществления этой задачи необходимо, совместно с родителями, осуществлять работу по воспитанию у детей правильного звукопроизношения .
Работа над развитием речи включает следующие разделы:
1.Пополнение словаря;
2. Усвоение грамматического строя ;
3. Обучение рассказыванию;
4. Выработка правильного произношения звуков
Длительное пребывание ребенка в ДОУ создает благоприятные условия для проведения систематической работы над звуковой стороны речи.
Работа над произношением состоит из следующих взаимосвязанных между собой этапов:
1.Обследование речи и произношение ребенка;
2.Развитие правильной артикуляции;
3.Закрепление правильного произношения в свободной речи;
4. Развитие фонематического восприятия
5.Навыки звукового анализа предложения и слова.
Речевые упражнения в пределах каждого вида работы проводятся в порядке возрастающей трудности. Считается, что необходимым условием успешной работы над произношением является тщательное обследование речи детей. Необходимо располагать точными данными о развитии речи и звукопроизношения каждого ребенка. Без этих данных невозможно организовать работу. При правильной постановке речевой работы в ДОУ дети будут поступать в школу с нормальной речью и с навыками звукового анализа.
В работе по воспитанию правильной речи у детей дошкольного возраста каждый педагог должен уделять этому огромное внимание, помогая детям овладеть правильным звукопроизношением. На всех этапах обучения звукопроизношению рекомендуются упражнения в форме игр: с картинками, игрушками, звукоподражанием, с элементами движений, с пением; чтение и заучивание стихов, прибауток, потешек, чистоговорок. Пересказ коротких рассказов и рассказывание по картинкам с учетом возраста и стоящих задач обучения начинается с этапа автоматизации звука.
В младшем и среднем возрасте рекомендуется работу вести в следующих направлениях:
1. Уточнение движений органов артикуляционного аппарата ( артикуляционная гимнастика, «Сказка о Веселом Язычке», речевое дыхание, голос ( тихо- громко )).
2. Уточнение произношения изолированного звука ((песенка жука, комарика и т. д. ).
3. Воспитание правильного произношения звуков в словах ( Игры с картинками: отбери картинки, где есть звук , игры с хлопками, игры с мячом)
4.Воспитание правильного произношения звуков во фразовой речи ( чистоговорки, потешки, скороговорки на отрабатываемый звук)
В старшем дошкольном возрасте основным упражнением для развития фонематического восприятия является узнавание звука в слове. Произношение каждого нового звука связывается с узнаванием этого звука в слове. Родителям для закрепления полученных знаний в ДОУ предоставляется краткая информация о том, как можно в домашних условиях поиграть с детьми и тем самым закрепить необходимый результат:
1. Игра « Волшебный кубик»..Продуктивным пособием для закрепления звукопроизношения звуков- песенок в игровой форме является « Волшебный кубик» . На гранях кубика , оклеенного бумагой – цветовые сигналы звуков с, з, ш, ж, р, л. Ребенок бросает кубик, приговаривая : « Брошу кубик, посмотрю и вам песенку спою». В зависимости от того, цветовой сигнал какого звука окажется наверху, он называет соответствующий звук.
2. Упражнение по узнаванию звука в слове на слух и по картинкам. Попеременно, показывая и называя картинки, содержащие и не содержащие определенный звук ,ребенок должен выделить определенный заданный звук и указать имеется ли он в этом слове или на картинке. Пример: Огород. Ребенок отвечает есть ли звук « Г» в данной слове.
3. Это же задание может иметь вариант: картинки на данный звук, картинки, не содержащие этого звука, раскладываются на стол обратной стороной вверх. Ребенок берет картинку и называет четко предмет, изображенный на картинке. Таки образом ребенок определяет есть ли данный звук в слове или нет.
4. Попробуйте с ребенком придумать слова на заданный звук.
Вся коррекционно-воспитательная работа в дошкольном учреждение проводится как на специальных занятиях, так и в повседневной жизни, т.е. все игровые упражнения можно включать как в занятия, так и в режимные моменты.
Итак, в дошкольном возрасте имеются все предпосылки для успешного овладения звуковой стороной русского языка. По мнению большинства ученых, дошкольный возраст является наиболее благоприятным для окончательного становления всех звуков родного языка. Всякое отступление от правильного произношения в возрасте свыше 5 лет, утверждает Ф.Ф.Рау, необходимо рассматривать уже как затянувшееся косноязычие, которое может превратиться в привычку ребенка. Поэтому именно в этот период необходимо особенно серьезно следить за произношением детей и вовремя предупреждать косноязычие.
Литература:
1. Богомолова Нарушение произношения у детей. Москва, 1979.
2. Лобзякова М.И. Учимся правильно и чётко говорить. Москва, 2003.
3. Руденко В.И. Логопедия. Практическое пособие для логопедов. студентов, родителей. Ростов – на – Дону: Феникс, 2006.
4. Ракитина В.А. Логопедическая азбука. Ростов – на – Дону: Феникс, 2006.
5. Шашкина Г.Р. , Зернова Л.П. , Зимина И.А. Логопедическая работа с дошкольниками. Москва, 2003.
Источник