Развитие жизненной компетенции ребенка с овз

Слайд №1

Освоение обучающимися АООП, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных. В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом жизненных компетенций, необходимых для достижения основной цели образования детей с ОВЗ. Личностные результаты включают индивидуально-личностные качества и жизненные компетенции обучающегося

Слайд №2

«Компетенция» в переводе с латинского означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлён, обладает познаниями и опытом.

 Слайд №3

Под «жизненной компетенцией» понимается совокупность знаний, умений и навыков, необходимых ребенку в обыденной жизни. 

Слайд  № 3

При этом роль компонента жизненной компетенции варьируется и закономерно возрастает в вариантах стандарта, не предполагающих освоение ребенком уровня цензового образования.

Если овладение академическими знаниями, умениями и навыками направлено преимущественно на обеспечение его будущей реализации, то компонент жизненной компетенции рассматривается в структуре образования детей с ОВЗ как овладение знаниями, умениями и навыками, уже сейчас необходимыми ребенку в обыденной жизни.

Продуктивность такого дозированного расширения и усложнения среды жизнедеятельности ребенка с ОВЗ можно обеспечить только с учетом его особых образовательных потребностей. Процесс социализации ребенка, становление и развитие его как личности происходят во взаимодействии с окружающей средой. При разработке содержания компонента жизненной компетенции принципиальным является определение степени усложнения среды, которая необходима и полезна каждому ребенку.

Усложнение среды его жизнедеятельности и здесь остается единой для всех вариантов стандарта.

Слайд № 4

В стандарте для детей с ОВЗ названы следующие компоненты жизненных компетенций, которые оцениваются по ходу и по окончании обучения в образовательном учреждении: 
— развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со взрослыми и учащимися по вопросам создания 
специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения; 
— овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; 
— овладение навыками коммуникации; дифференциация и осмысление картины мира и её временно-пространственной организации; 
— осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей;

— знание и соблюдение норм здорового образа жизни.

Жизненные компетенции, сформулированные таким образом, показывают, что они всегда были образовательными результатами учеников с ОВЗ в системе специального образования, но до этого времени не обозначались как конкретные и измеряемые величины. С введением СФГОС перед обучающимися и перед специалистами, работающими с ними, государство ставит задачи формирования навыков социальной адаптации, наряду с академическим компонентом их образования. 

Слайд №4

Таким образом, возникает множество вопросов по поводу условий, средств, методов формирования и измерения жизненных компетенций обучающихся с ОВЗ. Средства формирования жизненно важных навыков можно разделить на несколько групп. 
Средства, применяемые в учебном процессе (это и общеобразовательные уроки, в содержание программы по которым они входят, и специальные уроки (например, социально-бытовая ориентировка, лечебная физкультура, коррекционная ритмика, развитие зрительного и слухового восприятия, развитие мелкой моторики и осязания, профессионально-трудовое обучение и другие), и коррекционно-развивающие занятия со специалистами-дефектологами. 
Средства, действующие во внеурочной, внеклассной деятельности (открытое образовательное пространство образовательного учреждения, позволяющее ученикам посещать различные кружки, дополнительные занятия, спортивные секции, формы культурно-просветительской деятельности: экскурсии, спектакли, концерты, хозяйственно-бытовая деятельность в школе и т.п.). 

Слайд № 8

Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении жизненными компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов. Результаты анализа должны быть представлены в форме удобных и понятных всем членам экспертной группы условных единицах: 0 баллов ― нет фиксируемой динамики; 1 балл ― минимальная динамика; 2 балла ― удовлетворительная динамика; 3 балла ― значительная динамика. Подобная оценка необходима экспертной группе для выработки ориентиров в описании динамики развития жизненной компетенции ребенка. Результаты оценки личностных достижений заносятся в индивидуальную карту развития обучающегося (дневник наблюдений), что позволяет не только представить полную картину динамики 80 целостного развития ребенка, но и отследить наличие или отсутствие изменений по отдельным жизненным компетенциям. Основной формой работы участников экспертной группы является психолого-медико-педагогический консилиум. На основе требований, сформулированных в Стандарте , организация разрабатывает программу оценки личностных результатов с учетом типологических и индивидуальных особенностей обучающихся, которая утверждается локальными актами организации. Программа оценки включает: 1) полный перечень личностных результатов, прописанных в тексте ФГОС, которые выступают в качестве критериев оценки жизненной компетенции учащихся. Перечень этих результатов может быть самостоятельно расширен общеобразовательной организацией; 2) перечень параметров и индикаторов оценки каждого результата.

Слайд № 9

Пример представлен в таблице: Таблица 1. Программа оценки личностных результатов Критерий Параметры оценки Индикаторы Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т.е. самой формой поведения, его социальным рисунком), в том числе с использованием информационных технологий сформированность навыков коммуникации со взрослыми способность инициировать и поддерживать коммуникацию со взрослыми способность применять адекватные способы поведения в разных ситуациях способность обращаться за помощью сформированность навыков коммуникации со сверстниками способность инициировать и поддерживать коммуникацию со сверстниками способность применять адекватные способы поведения в разных ситуациях  Часть 4 Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)». Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015 г. 81 способность обращаться за помощью владение средствами коммуникации способность использовать разнообразные средства коммуникации согласно ситуации адекватность применения ритуалов социального взаимодействия способность правильно применить ритуалы социального взаимодействия согласно ситуации 3) систему бальной оценки результатов; 4) документы, в которых отражаются индивидуальные результаты каждого обучающегося (например, Карта индивидуальных достижений ученика) и результаты всего класса (например, Журнал итоговых достижений учащихся __ класса); 5) материалы для проведения процедуры оценки личностных и результатов. 6) локальные акты Организации, регламентирующие все вопросы проведения оценки результатов.

Таблица 1. Программа оценки личностных результатов

Критерий

Параметры оценки

Индикаторы

Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т.е. самой формой поведения, его социальным рисунком), в том числе с использованием информационных технологий

сформированность навыков коммуникации со взрослыми

способность инициировать и поддерживать коммуникацию с взрослыми

способность применять адекватные способы поведения в разных ситуациях

способность обращаться за помощью

сформированность навыков коммуникации со сверстниками

способность инициировать и поддерживать коммуникацию со сверстниками

способность применять адекватные способы поведения в разных ситуациях

способность обращаться за помощью

владение средствами коммуникации

способность использовать разнообразные средства коммуникации согласно ситуации

адекватность применения ритуалов социального взаимодействия

способность правильно применить ритуалы социального взаимодействия согласно ситуации

  • Формирование жизненных компетенций  предусматривает индивидуальный подход и проводится систематически, с поэтапным усложнением обучающего материала, учётом зоны ближайшего развития и постепенным снижением помощи взрослого.

Заключение:

  • Формирование жизненной компетенции у обучающихся с ОВЗ  — это длительные процесс. Успешность этой работы зависит от многих факторов, в том числе и от того: какие методы в своей работе применяют педагоги, создана ли система работы по формированию социальной и жизненной компетенции.

Источник

Формирование жизненных компетенций и социализации обучающихся с ОВЗ и обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Требования к результатам обучающихся с ОВЗ и обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)группируются в соответствии с ФГОС начального общего образования (предметные, метапредметные, личностные), но обязательно дополняются группой специальных требований к развитию жизненной компетенции ребенка с ОВЗ и обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), получающего образование в среде нормально развивающихся сверстников. Устанавливаются следующие обязательные направления коррекционной помощи и соответствующие им специальные требования к результатам обучающихся всех категорий с ОВЗ и обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), освоивших основную образовательную программу начального общего образования:

  • развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;

  • овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

  • овладение навыками коммуникации; дифференциация и осмысление картины мира и ее временно-пространственной организации;

  • осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.

В случае нормально развивающихся детей и нормальной социальной ситуации вышеперечисленные представления, умения и навыки естественно складываются в процессе семейного воспитания. Для ребенка же с ОВЗ и с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), даже при благоприятных семейных условиях, в подавляющем большинстве случаев требуется систематическая специальная педагогическая помощь для формирования жизненной компетенции.

Развитие представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении

Направления коррекционной работы

Требования к результатам

Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и созданию специальных условий для пребывания ребенка в школе, представлений о своих нуждах и правах в организации обучения.

Умение адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя: в еде, в физической нагрузке, в приеме медицинских препаратов, осуществлении вакцинации

Умение пользоваться личными адаптивными средствами в разных ситуациях (слуховой аппарат, очки, кресло, капельница, катетер, памперсы и др.)

Понимание ребенком того, что пожаловаться и попросить о помощи при проблемах в жизнеобеспечении – это нормально, необходимо, не стыдно, не унизительно. Умение адекватно выбрать взрослого и обратиться к нему за помощью, точно описать возникшую проблему, иметь достаточный запас фраз и определений (меня мутит, терпеть нет сил, у меня болит…, извините, эту прививку мне делать нельзя, извините, сладкие фрукты мне нельзя, у меня аллергия на…

Умение выделять ситуации, когда требуется привлечение родителей, и объяснять учителю (работнику школы) необходимость связаться с семьей для принятия решения в области жизнеобеспечения

Умение обратиться ко взрослым при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи (можно я пересяду, мне не видно, я не разбираю этого шрифта, повернитесь пожалуйста, я не понимаю, когда не вижу Вашего лица и т.д.)

Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни

Все дети с ОВЗ и с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к моменту поступления в школу обладают ограниченным опытом активных и разнообразных контактов с социальной средой, соответственно — могут страдать социально-бытовые навыки. Особое положение ребенка с ОВЗ и о с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в своей семье и особое отношение к нему со стороны окружающих могут приводить к «гиперопеке», что также задерживает и даже нарушает развитие его социально-бытовых навыков, формирование умения активно и самостоятельно их использовать. Это особенно характерно для детей, воспитывавшихся до школы исключительно в условиях семьи.

Направления коррекционной работы

Требования к результатам

Формирование активной позиции ребенка и веры в свои силы в овладении навыками самообслуживания: дома и в школе, стремления к самостоятельности и независимости в быту и помощи другим людям в быту

Прогресс в самостоятельности и независимости в быту

Освоение устройства домашней жизни, разнообразия повседневных бытовых дел (покупка продуктов, приготовление еды, покупка, стирка, глажка, чистка и ремонт одежды, поддержание чистоты в доме, создание тепла и уюта и т.д.), предназначения окружающих в быту предметов и вещей. Формирование понимания того, что в разных семьях домашняя жизнь может быть устроена по-разному

Представления об устройстве домашней жизни. Умение включаться в разнообразные повседневные дела, принимать посильное участие, брать на себя ответственность в каких-то областях домашней жизни.

Ориентировка в устройстве школьной жизни, участие в повседневной жизни класса, принятие на себя обязанностей наряду с другими детьми

Представления об устройстве школьной жизни. Умение ориентироваться в пространстве школы и попросить о помощи в случае затруднений, ориентироваться в расписании занятий. Умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела, принимать посильное участие, брать на себя ответственность. Прогресс ребенка в этом направлении

Формирование желания участвовать в устройстве праздника, понимания значения праздника дома и в школе, стремления порадовать близких, понимание того, что праздники бывают разными.

Стремление ребенка участвовать в подготовке и проведении праздника, прогресс в этом направлении

Овладение навыками коммуникации

Направления коррекционной работы

Требования к результатам

Формирование знания правил коммуникации и умения использовать их в актуальных для ребенка житейских ситуациях

Умение решать актуальные житейские задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную)

Умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор

Умение корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.

Умение получать и уточнять информацию от собеседника.

Освоение культурных форм выражения своих чувств.

Расширение и обогащение опыта коммуникации ребенка в ближнем и дальнем окружении

Расширение круга ситуаций, в которых ребенок может использовать коммуникацию как средство достижения цели

Дифференциация и осмысление картины мира

Все дети с ОВЗ и с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к моменту поступления в школу обладают ограниченным опытом активных и разнообразных контактов с окружающим миром. Складывающаяся у этих детей картина окружающего может быть недостаточно полной и подробной, либо слишком общей и исключительно вербальной. Представления о мире могут быть фрагментарными и стереотипными, ограниченными конкретными привычными ситуациями, что рождает искажение и однозначность в понимании происходящего. Картина мира может быть недостаточно упорядоченной во времени и пространстве, что препятствует освоению представлений о закономерном развитии событий, взаимосвязи человека с целостным и изменчивым миром.

Направления коррекционной работы

Требования к результатам

Расширение и обогащение опыта реального взаимодействия ребенка с бытовым окружением, миром природных явлений и вещей, формирование адекватного представления об опасности и безопасности

Адекватность бытового поведения ребенка с точки зрения опасности/безопасности и для себя, и для окружающих; сохранности окружающей предметной и природной среды.

Использование вещей в соответствии с их функциями, принятым порядком и характером наличной ситуации.

Расширение и накопление знакомых и разнообразно освоенных мест за пределами дома и школы: двор, дача, лес, парк, речка, городские и загородные достопримечательности и др.

Формирование целостной и подробной картины мира, упорядоченной во времени и пространстве, адекватно возрасту ребенка. Формирование умения ребенка устанавливать связь между ходом собственной жизни и природным порядком.

Умение ребенка накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира, упорядочивать их во времени и пространстве. Умение устанавливать взаимосвязь порядка природного и уклада собственной жизни в семье и в школе, и вести себя в быту сообразно этому пониманию (помыть грязные сапоги, принять душ после прогулки на велосипеде в жаркий летний день, и т.д.).

Умение устанавливать взаимосвязь порядка общественного и уклада собственной жизни в семье и в школе, соответствовать этому порядку

Формирование внимания и интереса ребенка к новизне и изменчивости окружающего, к их изучению, понимания значения собственной активности во взаимодействии со средой

Развитие у ребенка любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы, включаться в совместную со взрослым исследовательскую деятельность.

Развитие у ребенка любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы, включаться в совместную со взрослым исследовательскую деятельность.

Развитие активности во взаимодействии с миром, понимание собственной результативности.

Накопление опыта освоения нового при помощи экскурсий и путешествий.

Развитие способности ребенка взаимодействовать с другими людьми, осмыслять и присваивать чужой опыт и делиться своим опытом, используя вербальные и невербальные возможности (игра, чтение, рисунок как коммуникация и др.

Умение передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком. Умение принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других людей. Умение делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами с другими людьми

Дифференциация и осмысление адекватно возрасту своего социального окружения, принятых ценностей и социальных ролей

Все дети с ОВЗ и с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к моменту поступления в школу обладают ограниченным опытом активных и разнообразных контактов с социальной средой. Картина социального мира может быть недостаточно полной и примитивной, либо слишком общей и исключительно вербальной. Представления о социуме могут быть ограничены конкретными привычными ситуациями, что рождает упрощение и однозначность в понимании происходящего. Социальный мир ребенка может быть недостаточно дифференцированным и организованным, что препятствует освоению представлений о возможных социальных ролях самого ребенка.

Направления коррекционной работы

Требования к результатам

Формирование знания о правилах поведения в разных социальных ситуациях и с людьми разного социального статуса, со взрослыми разного возраста и детьми (старшими, младшими, сверстниками), со знакомыми и не знакомыми людьми.

Знание правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса: с близкими в семье; с учителями и учениками в школе; с незнакомыми людьми в транспорте, в парикмахерской, в театре, в кино, в магазине, в очереди и т.д.

Освоение необходимых ребенку социальных ритуалов

Умение адекватно использовать принятые в окружении ребенка социальные ритуалы.

Умение корректно выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение.

Освоение возможностей и допустимых границ социальных контактов, выработки адекватной дистанции в зависимости от ситуации общения.

Умение проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать контакт.

Умение не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть благодарным за проявление внимания и оказание помощи.

Умение применять формы выражения своих чувств соответственно ситуации социального контакта.

Расширение и обогащение опыта социального взаимодействия ребенка в ближнем и дальнем окружении.

Расширение круга освоенных социальных контактов

Язык и речевая практика

  • Овладение грамотой, основными речевыми формами и правилами их применения;

  • Развитие устной и письменной коммуникации, способности к осмысленному чтению и письму. Овладение способностью пользоваться устной и письменной речью для решения соответствующих возрасту житейских задач;

  • Развитие вкуса и способности к словесному самовыражению на уровне, соответствующем возрасту и развитию ребенка.

Математика и применение математических знаний

  • Овладение началами математики (понятием “числа”, вычислениями, решением простых арифметических задач и др.);

  • Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач (ориентироваться и использовать меры измерения пространства, времени, температуры и др. в различных видах обыденной практической деятельности, разумно пользоваться карманными деньгами и т.д.)

  • Развитие способности гибко и самостоятельно использовать математические знания в жизни.

Естествознание – практика взаимодействия с окружающим миром

  • Овладение основными знаниями по природоведению и развитие представлений об окружающем мире,

  • Развитие способности использовать знания по природоведению и сформированные представления о мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях.

  • Развитие активности, любознательности и разумной предприимчивости во взаимодействии с миром живой и неживой природы.

Обществознание – практика жизни в социуме

  • Развитие представлений о себе и круге близких людей, осознание общности и различий с другими. Овладение первоначальными представлениями о социальной жизни: профессиональных и социальных ролях людей, об истории своей большой и малой Родины. Формирование представлений об обязанностях и правах самого ребенка, его роли ученика и члена своей семьи, растущего гражданина своего государства.

  • Формирование умения взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта, сопереживать другим и делать самостоятельный моральный выбор в обыденных житейских ситуациях. Практическое освоение социальных ритуалов и форм этикета, соответствующих возрасту и полу ребенка, элементарных трудовых умений и накопление опыта продуктивной трудовой деятельности во взаимодействии с другими людьми;

  • Развитие стремления к достижениям в учебе, поиску друзей, способности к организации личного пространства и времени (учебного и свободного), стремления задумываться о будущем. Накопление положительного опыта сотрудничества, участия в общественной жизни.

Знания в области искусств – практика художественного ремесла и художественного творчества

  • Накопление первоначальных впечатлений от разных видов искусств (музыка, живопись, художественная литература, театр, кино и др.), и получение доступного опыта художественного творчества. Освоение культурной среды, дающей ребенку впечатления от искусства, формирование стремления и привычки к посещению музеев, театров, концертов и др.

  • Развитие опыта восприятия и способности получать удовольствие от разных видов искусств, выделение собственных предпочтений в восприятии искусства. Формирование простейших эстетических ориентиров (красиво и некрасиво) в практической жизни ребенка и их использование в организации обыденной жизни и праздника.

  • Развитие опыта самовыражения в разных видах искусства (в пении, в танце, в рисовании, в сочинении поэтических и прозаических текстов, в игре на музыкальных инструментах и т.д.,), освоение элементарных форм художественного ремесла.

Физическая культура

  • Овладение ребенком с ОВЗ и с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) основными представлениями о собственном теле, возможностях и ограничениях его физических функций, возможностях компенсации. Формирование понимания связи телесного самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью.

  • Овладение умениями поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья. Поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами.

  • Овладение умением включаться в доступные и показанные подвижные игры и занятия на свежем воздухе, адекватно дозировать физическую нагрузку, соблюдать необходимый индивидуальный режим питания и сна; формирование умения следить за своим физическим состоянием и отмечать и радоваться любому продвижению в росте физической нагрузки, развитию основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости). Стремления к максимально возможной для данного ребенка физической независимости.

Образование ребенка с ОВЗ и о с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)на начальной ступени может считаться качественным и удовлетворять взрослых при условии продвижения ребенка по обоим направлениям – “академическому” и жизненной компетенции.

Источник