Развитие здорового ребенка в одной семье с ребенком отстающим в развитии

Развитие здорового ребенка в одной семье с ребенком отстающим в развитии thumbnail

Иногда диагноз «отставание в развитии» появляется совершенно внезапно при плановой диспансеризации малыша. Он может быть поставлен по разным причинам даже в возрасте до 1 года. Врач обращает внимание на наличие ребенок отстает в развитииили отсутствие безусловных рефлексов у крохи.

Все проблемы задержки развития можно разделить на физические и психические. Если наблюдается физическая задержка, то часто сохраняется интеллект. Самыми тяжелыми считаются органические повреждения мозга и ЦНС, которые ведут к снижению интеллекта. Если известно, что ребенок отстает в развитии, то нельзя откладывать визит к специалисту. С разными проблемами работают неврологи, психологи, дефектологи и психиатры. Они помогут создать план для развития и обучения малыша. Дальше все зависит от родителей и их помощи.

Отставание в развитии

Родители должны помнить, что диагноз «отставание в развитии» не означает, что ребенок никогда ничего не сможет. Некоторые из видов отставания легкие, и малыш сможет посещать садик, школу, продолжить обучение. Просто ему нужно больше времени и внимания. Для таких детей разработаны специальные программы, существуют садики и школы коррекционного типа. Малыша вполне можно развивать и социализировать. Отставание совершенно не означает, что он не сможет жить обычной жизнью ребенка.

Для тяжелыхребенок отстает в развитии форм отставания физического или психического развития все гораздо сложнее. Определиться, что делать, родителям должны помочь врачи и дефектологи. Они посоветуют развивающие программы, центры для обучения. Таких детей нельзя бросать на произвол судьбы. Их учат простым правилам поведения, личной гигиене. Тут задача обучения — дать малышу как можно больше самостоятельности.

До 1 года можно легко выявить серьезные отставания, особенно в физическом развитии. До поступления в школу (5-7 лет) выявляются нарушения психического развития. Многие наблюдения родители могут провести сами. Если по «контрольным признакам» есть сомнения, сразу же обращайтесь к врачу. Некоторые из форм отставания можно исправить адекватным педагогическим подходом.

Физическое отставание

Речь идет о значительном отставании по главным антропометрическим параметрам. Например, ребенок рождается совершенно нормального роста и веса, но с течением времени эти показатели практически не меняются. Малыш кушает хорошо, но прибавки роста и веса нет. Такая ситуация может быть обусловлена двумя причинами:

  • заболевания органического характера;
  • психосоматические отклонения.ребенок отстает в развитии

Основные проявления данной проблемы:

  • отставание в росте, весе;
  • недоразвитость конечностей;
  • недостаточное количество мышечной или жировой ткани;
  • облысение.

Часто такими проблемами страдают недоношенные дети. Тогда считается, что в 1-2 года еще нельзя говорить о степени опасности отставания. Дети лишь медленнее развиваются и набирают вес. Если же после 2-летнего возраста сохраняется проблема, то ставится диагноз «отставание в развитии».

Бывают случаи, ребенок отстает в развитиикогда физическое и психическое развитие задерживаются одновременно. Это очень серьезная ситуация. Чаще бывает так, что у ребенка сохраняется нормальный интеллектуальный уровень. Он развивается так же, как его сверстники, может посещать садик, школу, нормально общаться. Степень физического отставания тут играет решающую роль.

Таких детей нельзя оставлять без внимания, обучения. Мозг работает нормально, а значит, у ребенка присутствует познавательный интерес. Ему необходимо учиться, иначе произойдут личностные перемены. У малыша есть потенциал, значит, нужно что-то делать для его правильного психического и эмоционального развития.

Психическое отставание

Существует очень много вариантов того, как будет проявляться отставание психического развития крохи. Три основных направления:

  • неправильныйребенок отстает в развитии педагогический подход к ребенку;
  • умственная отсталость;
  • задержка психических реакций.

Поведение таких детей незрелое, очень «детское»: например, ребенку 10-12 лет, но он все еще не проявляет достаточно самостоятельности, интереса. Развитие детей с психическим отставанием соответствует возрасту 1-1,5 года, словно остановилось на нем. Они страдают от серьезных нарушений функционирования мозга. Причин может быть очень много – от неправильного внутриутробного развития до пережитых в раннем детстве инфекций.

Основные причины

Рассмотрим подробнее основные причины отставания в психическом развитии у детей. Большинство из них влияет на работу нервной системы. Обычно нарушения выявляются еще до достижения ребенком 1 года. Другие будут более заметны после 3-4 лет.

Неправильный подход к обучению

К сожалению, неправильный педагогический подход встречается достаточно часто. Это касается не только воспитателей и учителей, но и родителей ребенка. Никто не занимался его обучением, не использовал развивающие методики. Бывает так, что малыш даже не умеет играть, ведь его никто не научил это делать.

Ребенок остаетсяребенок отстает в развитии без внимания взрослых, с ним мало гуляют или он вообще все время находится в квартире. Тогда нет стимула для появления познавательного интереса. Психика начала нормальное развитие, но в важный период времени (до 1 года) впала в стагнацию. Развитие психики и интеллекта уже не может идти по правильному пути.

Если вовремя начать заниматься с малышом, психика снова перейдет в активную фазу. Конечно, если нет других предпосылок к отставанию в психическом развитии. Подобные проблемы выявляет психолог, анализируя поведенческие реакции малыша, его историю и среду жизни.

Социальная среда

Тут причинами отставания становятся травмирующие для психики факторы. Так, родители могут слишком сильно ребенок отстает в развитииопекать ребенка, не давая ему проявлять свою личность, ограничивая самостоятельность. Наступает инфантилизм. В 5-6 лет малыш все еще не может самостоятельно есть, заниматься личной гигиеной.

Возможны психические реакции на агрессивное поведение. Ребенок запуган, замыкается, прекращает общение с внешним миром. Так может происходить из года в год – ребенку необходима помощь специалиста для решения проблемы.

Биологические факторы

Многие дети с психологическим отставанием уже родились с дефектами развития мозга. Они сильно повлияли на интеллект и реакции малыша. Причины могут быть разными.

  • Нервно-церебрального характера (неправильная закладка органов при формировании эмбриона)

Это сильные отклонения ребенок отстает в развитииработы нервной системы, неправильное развитие мозга. Такой тип самый тяжелый для дальнейшей работы. Все мыслительные и поведенческие процессы проходят по иному пути.

  • Патологии во время беременности

Здесь причины как зависящие от матери, так и независящие. Например, наследственные патологии. Женщина может не знать, что является носителем патологического гена. Или же знает, но сознательно идет на риск.

Читайте также:  Таблица норм развития ребенка до года воз

Другие причины патологического развития плода во время беременности:

  • употребление матерью алкоголя и наркотиков;
  • перенесенные инфекции;
  • прием лекарств, антибиотиков, сильных успокоительных (есть огромный список лекарств, которые нельзя принимать во время беременности);
  • травмы беременной, падения;
  • сильный токсикоз.

Закладка органов в таком случае происходит неправильно. Мозг и нервная система сильнее всего страдают от химических веществ (наркотики, алкоголь, лекарства).

  • Травмы при рожденииребенок отстает в развитии

Сюда относятся:

  • тяжелые роды;
  • травмы головы;
  • гипоксия.

Иногда изначально здоровый ребенок может получить при родах серьезное повреждение (как психического, так и физического характера). Оно станет причиной отставания в развитии.

Как выявить отставание развития

Существует множество показателей отставания, которые могут заметить сами родители. А может ребенок отстает в развитиибыть, воспитатель детского сада выявит проблему. Обычно самые яркие проявления начинаются после 2 лет. Что делать в такой ситуации, родителям подскажет педиатр.

Некоторые проявления будут заметны еще в возрасте нескольких месяцев. На них вам укажет педиатр или медсестра, которые будут проверять рефлексы ребенка.

  1. После первых 3 месяцев жизни должен пропадать безусловный сосательный рефлекс. Опасения вызывает его задержка, когда малыш продолжает постоянно держать во рту палец, край одежды и т.д.
  2. После 2-3 месяцев ребенок все еще не умеет концентрировать внимание, фокусировать взгляд. Кажется, что его вообще ничего не может заинтересовать.
  3. Нет реакции на звуки – ребенок не поворачивает голову в сторону источника звука.
  4. Даже после 3-4 месяцев все еще не улыбается.
  5. От 3 месяцевребенок отстает в развитии обычно начинается активное развитие речи: гуление, лепетание. Если до 1 года или тем более 2-3 лет нет осмысленных слов, то речь идет о серьезном нарушении развития.
  6. В возрасте 3-4 лет все еще не развита память, малыш не может выучить буквы, слова.
  7. В детском саду обнаруживается, что кроха не может писать, запоминать названия предметов. Отсутствует стремление к самостоятельной деятельности.
  8. У дошкольника нет четкой, правильной речи.

Наличие сразу нескольких (от 3 признаков) говорит о серьезном нарушении психической деятельности и отставании в интеллектуальном развитии.

Как помочь ребенку

Родителям обязательно нужно обратиться к специалисту. Только он сможет составить индивидуальный план лечение для ребенка. Иногда отставание в развитии можно «смягчить» и частично нагнать школьную программу.

Сходите к специалисту

С отставаниями в развитии работают разные врачи. Все зависит от рода проблемы, наличия органических изменений. Очень опасно откладывать визит к специалисту, ведь проще всего поддаются коррекции или лечению отставания на начальной стадии.

  • Детский психолог

Соматический инфантилизм. Это задержка в развитии, ребенок отстает в развитиикоторая не носит органический характер – с точки зрения физиологии малыш здоров. Возможно, ребенка неправильно воспитывали, не уделяли достаточно внимания его воспитанию. Это делает его несамостоятельным, у него отсутствует интерес к учебе, жизни. Такие диагнозы ставятся не раньше 3-4 года жизни.

  • Психиатр

Нарушения в психической деятельности, асоциальное поведение. Малыш с большим трудом социализируется, не может находиться в обществе. Такие дети часто агрессивны, не поддаются обычным методам воспитания. Часто нуждаются в медикаментозном лечении и терапии.

  • Дефектолог

Легкие формы отставания в развитии. Например, задержка речевого развития, памяти, концентрации. Эти проблемы можно исправить полностью или частично. Также он работает с неправильными социально-поведенческими реакциями у детей.

  • Невролог

Этот специалист занимается проблемами неврологического характера. Он назначает комплексное лечение,ребенок отстает в развитии поддерживающую терапию. Неврологические проблемы являются наиболее серьезными в этом списке. Нивелировать их воздействие практически нельзя. Чаще всего малыш с проблемами попадает к неврологу еще до 1 года, через несколько месяцев после рождения. Такие детишки будут нуждаться в особой терапии, лекарствах, лечебной физкультуре.

Коррекционный детский сад

Родители часто не знают, что им делать после постановки диагноза «отставание в развитии». Любой из специалистов может посоветовать дальнейшее направление действий. Если есть возможность, малыша предлагают обучать по специальной программе. Если отклонение выявлено рано, то это детский садик с дефектологическим или коррекционным уклоном.

Класс коррекции ребенок отстает в развитиипомогает детям нагнать программу – им показывают, как учиться. Если наблюдается легкое отставание, то вполне возможно, что после 2-4 лет коррекционного садика малыш сможет пойти в школу вместе с другими детьми.

Здесь занятия проходят не так, как в обычном саду. Группы формируются маленькие, а воспитателей больше. Так, в обычном садике всего 1 воспитатель и 2 нянечки на 10-15 человек. Здесь же каждому малышу нужно уделять внимание. Штат сотрудников гораздо шире: это воспитатели, дефектологи, нянечки и медсестры.

Специальные школы для детей с проблемным развитием

Если выявлены серьезные дефекты развития, после детского сада ребенка направляют в специальные учебные заведения. Основные направления работы с детьми:

  • попытки социализации;
  • обучение уходу за собой.

Многие из детей с серьезными неврологическими и церебральными нарушениями не смогут учиться. Им даются основы знаний о мире, но больший упор делается на социализацию, ведь такие дети вполне могут играть вместе, находиться в обществе. Детишкам с серьезными психиатрическими проблемами это важно, иначе они будут относиться к людям неадекватно.

Читайте также:  Центр развития ребенка омгпу

Ребят обучают правилам личной гигиены, чтобы они были способны хотя бы минимально заботиться о себе. К сожалению, они нуждаются в постоянном внимании и помощи взрослых. Обычная школа не может обеспечить им такую возможность.

Источник

Я часто получаю комментарии и в соцсетях, и от знакомых о том, что дети, оказавшиеся в детдомах, рождены от алкоголиков и наркоманов, а потому их мозг поврежден безвозвратно негативным воздействием химикатов и плохими генами. И значит, добра от них не жди, воспитывать и учить их бесполезно, все равно вырастут бестолковыми маргиналами, способными только к воровству и попрошайничеству. Поэтому я хочу рассказать в этой статье, что происходит с мозгом ребенка, оставленного в роддоме матерью и прошедшего через сиротские учреждения. Приплюсую сюда мои наблюдения за приемным сыном и опишу, как проходит его обучение. Постараюсь объяснить с позиции полученных им психологических травм те трудности, с которыми он сталкивается в процессе обучения.

Итак, чтобы ребенок смог запомнить и применить полученные знания и опыт, его мозг каждый день выстраивает тысячи нейронных связей (синапсов). Один нейрон может быть связан с другими десятью тысячами синапсов! Если знать, что в мозге взрослого человека примерно сто миллиардов нейронов, представить эту сеть связанных друг с другом клеток сложно даже человеку с хорошим воображением! Информация поступает в мозг в виде электронного импульса. Если информации много, то и связей (синапсов) между нейронами образуется много, они становятся более разнообразными (образно говоря, вместо тоненькой тропинки в поле появляются улицы и проспекты). По этим «проспектам» информация передается эффективнее, ускоряются темпы получения ребенком знаний, а «умелки» малыша быстрее совершенствуются. Думаю, педагоги и просто внимательные люди всегда видят, какому ребенку родители уделяют много внимания, а какому нет. И обратная ситуация: когда информации ( знаний, эмоций, опыта) в мозг поступает мало, связи между нейронами упрощаются или вовсе не появляются. Из-за этого психически здоровый ребенок начинает отставать в умственно-психологическом развитии. Именно этим и объясняется сильная задержка умственного и речевого развития моего приемного сына, его трудности в обучении, неадекватные эмоциональные реакции. Ведь в детских домах ребенок видит одни и те же стены каждый день, игрушки там для проверяющих, детям же достаются самые невзрачные и затасканные. Двигательная активность детей, в целях безопасности, ограничена. А персонал — просто вереница обслуживающих лиц, об индивидуальном эмоциональном контакте взрослого с ребенком можно только мечтать.

Есть еще один ключевой момент развития мозга: общение новорожденного с матерью и членами семьи не только активизирует мозговую деятельность, но и отсекает те процессы, которые не являются критически важными для выживания, иначе мозг был бы перегружен информацией и не смог бы нормально функционировать. Фактически мозг вместе с нервной системой руководит всеми процессами в на­шем организме — от дыхания до чтения слов на этой странице. Базовые регу­ляторные процессы, как , например, способность регулировать температуру тела, кажутся нам «встроенными» в организм. Однако на самом деле они зависят от общения с нашими родителями в младенческом возрасте. Общаясь с младенцем лицом к лицу, глядя ему в глаза, удовлетворяя его потребности, родитель выстраивает здоровые связи и привязанности в младенческом мозге, которые влияют на физиологию организма малыша. Этот процесс привязанности называется «корегуляцией». Поэтому, когда в домах ребенка или больничных детских отделениях персонал не реагирует на плачь младенцев, плохо удовлетворяя их нужды, то физиологические процессы, необходимые для выживания, в детском организме угасают, а дети начинают болеть и отставать в физическом развитии. Не зря в реанимацию даже к самым сложным новорожденным обязательно пускают мать — врачи хорошо знают о ее влиянии на состояние малыша! Мой шестилетний сынок, когда я его забирала, весил 11 кг и был ростом 95 см! Мои кровные дети были таких же размеров в возрасте одного(!) года. За следующий год он вырос на 15 сантиметров и набрал 5 кг (половину своего прежнего веса!).

После этой небольшой, скажем прямо — несколько примитивной, экскурсии в мир нейробиологии, становится понятно, как мой мальчик мог настолько отстать в своем физическом и умственном развитии от сверстников. И как вышло,что сообразительный и все понимающий ребенок не умел связать и двух слов. Для новых читателей — нашу историю принятия ребенка в семью я описала в предыдущих статьях. А сейчас мой рассказ пойдет о трудностях обучения приемного сына в семье. Два года назад ему было шесть лет. В первое время его пребывания дома мы отказались от занятий в развивающих центрах. О садике речь вообще не шла, необходимо было создать для ребенка семейную среду, налаживать отношения между нами. Затем я решила найти для него группу подготовки к школе, не смотря на то, что стала заниматься с ним дома самостоятельно по материалам Забрамной С.Д. Мне важно было найти центр, где он мог бы учиться с обычными, здоровыми детками, но младше его по возрасту. Коррекционные группы не рассматривались, потому что я считала, что он и так слишком много времени провел с умственно- отсталыми детьми (постоянные читатели знают о нашей истории из предыдущих статей моего блога). С огромным трудом я нашла такую группу (как же я благодарна этим педагогам!). Туда нас согласились взять с испытательным сроком, так как боялись, что из-за поведения моего сынка эффективность занятий снизится, а это будет плохо для других детей. В нашей группе были дети трех-четырех лет, все они были выше и крупнее моего мальчика, разговаривали значительно лучше, чем он, а про багаж знаний и говорить не приходится… Мы прозанимались в ней академический год (с сентября по май) и я сейчас могу подвести итоги. Мой сыночек на занятиях вел себя в целом неплохо, но часто был возбужден и легко отвлекался. Самое грустное, что он прекрасно понимал объяснения педагога, выполнял задания, но через короткое время полученные знания пропадали, и к следующему занятию он уже почти ничего не помнил. Мы топтались на одном месте: основные цвета, формы, состав числа и многое другое появлялось в его сознании и исчезало… Я мучительно думала, как же помочь сыну. А педагоги уже намекали мне, что хорошо бы мальчику добыть у врача какое-нибудь легкое успокоительное, а уж таблицу умножения ему не освоить никогда! Что же происходило в голове моего Зайки в то время? Позволю себе опять утомить читателя нейробиологией: все осознанные процессы нашего организма, анализ информации и принятие решений происходят в коре головного мозга, там же формируется память. Информацию коре передает лимбическая система, которая отвечает за наши эмоции. Она получает из внешнего мира через зрение, слух и кожу визуальные, слуховые или тактильные сигналы и отфильтровывает те ситуации, которые важны для организма. Состоит лимбическая система из таламуса (фильтрует поступающие сигналы), гиппокампа («раскладывает» информацию в коре головного мозга) и миндалевидного тела (формирует и регулирует эмоции). В случае опасности миндалевидное тело «нажимает кнопку паники», и человек начинает действовать рефлекторно, организм включает автоматические защитные реакции. В больших количествах выделяются гормоны стресса: адреналин, норадренолин, кортизол, увеличивающие энергозатраты организма, а кора мозга и гиппокамп (которые создают память) частично отключаются и работают неэффективно. Вследствие этого синапсы не появляются, и память не формируется. Поэтому часто люди, пережившие опасную ситуацию говорят «все было, как в тумане», «я плохо помню произошедшее» . В детдоме мой сынок привык жить в условиях гипервозбуждения, в состоянии постоянной бдительности и ожидания агрессии, его «кнопка паники» была все время включена. И перебравшись к нам домой, он привычно находился в режиме боевой готовности. При усиленной выработке гормонов стресса, он не понимал, что устал. Чувствуя усталость, начинал искусственно бодрить себя, бегая и прыгая. Сон был прерывистым — часто просыпаясь ночью, организм сына банально не мог расслабиться и отдохнуть. И даже засыпая, сынок дергал ногами и руками. В таком состоянии ему сложно было отличить опасные ситуации от неопасных, тяжело сконцентрироваться. Даже знакомство с детским коллективом и игровые занятия вызывали стресс, а потому концентрация внимания и запоминание проходили с большим трудом. До сих пор я не могу наладить для него безопасную среду (с его точки зрения), так как его базовое доверие к миру и людям (взрослым и детям) подорвано предыдущим травмирующим опытом. Всю его сознательную жизнь им пренебрегали взрослые, дети игнорировали (в детдоме каждый сам по себе), он не мог принимать самостоятельные решения, выбирать свое окружение, реализовывать желания и нужды. И даже сейчас, спустя два года, чтобы сформировать для себя относительно предсказуемую обстановку, мальчик стремится контролировать ситуации вокруг себя: командует нами (это выглядит так смешно!), не слушается, нарушает правила. Его мучает постоянная тревожность: например, вскакивает и бежит за мной, когда я просто выхожу из комнаты в кухню. Чтобы снизить градус тревожности, нашей семье приходится все время комментировать каждый шаг, проговаривать ситуации наперед, будь то прогулка, поход в больницу или школу. Сынок ставит «с ног на голову» всю педагогику: вместо того чтобы ругать его за плохое поведение, я успокаиваю его и говорю, что все равно его люблю, и что он всегда будет моим сыном. Его таламус и гиппокамп все еще уверенно отсекают то, что не несет немедленной практической пользы. Ну правда, какая польза от понимания, что на листе нарисованы пять красных мячей и три зеленых? Зачем это запоминать? А вот если сынок получил одну конфету вместо пяти, это уже интересно… Тут и знание цифр в мозгу зафиксируется. Кроме того, должно пройти немало времени, чтобы его мозг физиологически усовершенствовался, появились те самые синаптические связи, с помощью которых развиваются речь и память, и мальчик смог бы запоминать и рассказывать стихи, решать примеры. Сейчас он пошел в первый класс коррекционной школы, дома мы тоже занимаемся. Только недавно он смог рассказать известный стишок «Уронили мишку на пол…» Он уже уверенно считает до десяти (особенно любит считать что-то съедобное), называет номера на автобусах, и ведет длинный осмысленный диалог с незнакомой бабулей на остановке, расспрашивая ее о внуках и рассказывая о себе (хотя два года назад он вообще не говорил). И я верю, что таблица умножения ему когда-нибудь покорится, потому что мозг ребенка пластичен и способен наверстать упущеное…

Читайте также:  Воспитательное влияние коллектива на становление и развитие личности ребенка

Тут я рассказываю о моих чувствах к приемному сыну и его отношении ко мне.

Источник