Развитие восприятия ребенка курсовая

Развитие восприятия ребенка курсовая thumbnail

Развитие восприятия ребенка курсовая

Физиологические механизм и структура восприятия. Общее развитие психики у детей дошкольного возраста. Основные этапы усвоения сенсорных эталонов. Развитие восприятия, внимания и памяти у дошкольников. Особенности сенсорного развития детей от 2-3 лет.

Подобные документы

  • Теоретические основы развития внимания и организации сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста. Психологические особенности развития внимания у детей. Развитие мышления, памяти, восприятия, воображения, речи. Игровая деятельность в саду.

    дипломная работа, добавлен 28.05.2017

  • Особенности осуществления перцептивных действий и принципы развития сенсорного восприятия у ребенка по Л.А. Венгеру. Методика сенсорного воспитания детей раннего возраста, формирование навыков и представлений о внешних свойствах предметов с помощью игры.

    курсовая работа, добавлен 25.12.2014

  • Проблема психического развития детей и становления человеческой личности — одна из центральных и самых сложных проблем психологии. Особенности развития восприятия, внимания и памяти у детей дошкольного возраста. Связь развития внимания и ответственности.

    контрольная работа, добавлен 25.09.2016

  • Анализ специфики развития зрительного восприятия детей дошкольного возраста. Определение понятия зрительного восприятия, его структуры. Результаты экспериментально-психологического исследования, показатели зрительного восприятия детей дошкольного возраста

    курсовая работа, добавлен 10.01.2014

  • Особенности развития психики ребенка в младенчестве и преддошкольном возрасте. Изменения в дошкольном возрасте под влиянием воспитания. Психология школьников. Развитие восприятия, памяти и внимания, речи и мышления у детей. Психические заболевания.

    лекция, добавлен 18.11.2013

  • Проблемы зрительного восприятия в психологии и педагогике. Развитие восприятия у детей дошкольного возраста. Состояние изучения восприятия детей с интеллектуальной недостаточностью. Изобразительная деятельность как средство психологической коррекции.

    реферат, добавлен 20.02.2012

  • Основные новообразования дошкольного возраста. Развитие памяти и воображения, ощущения и восприятия, мышления и речи у детей в дошкольном возрасте. Психоэмоциональное состояние, отношения со сверстниками и причины кризиса детей в дошкольном возрасте.

    курсовая работа, добавлен 14.01.2013

  • Развитие зрительного восприятия у детей. Особенности формирования и развития данной сферы у дошкольников с общим недоразвитием речи. Организация эксперимента, диагностические методики. Исследование особенностей зрительного восприятия детей с ОНР.

    статья, добавлен 10.04.2019

  • Механизм процесса восприятия. Развитие восприятия у детей дошкольного возраста. Восприятие цвета и формы. Восприятие целого и части, картинки, времени, пространства, художественных произведений и человека. Ошибки в узнавании геометрических тел.

    курсовая работа, добавлен 05.05.2013

  • Процесс познавательного развития детей для подготовки к школе и дальнейшего обучения. Характерные особенности мышления ребенка. Развитие познавательных процессов у детей: восприятия, памяти, внимания, мышления, обобщений в предметных действиях ребенка.

    контрольная работа, добавлен 30.07.2009

  • главная
  • рубрики
  • по алфавиту
  • вернуться в начало страницы
  • вернуться к подобным работам

Источник

Âîñïðèÿòèå – ÷óâñòâåííîå ïîçíàíèå ïðåäìåòîâ îêðóæàþùåãî ìèðà. Àíàëèòèêî-ñèíòåòè÷åñêàÿ ôóíêöèÿ êîðû. Äâèæåíèÿ ïîñëå 3 è 6 ìåñÿöåâ. Äèôôåðåíöèðîâêà âðåìåíè è âûðàáîòêà äèôôåðåíöèðîâî÷íîãî ðåôëåêñà íà ðàçíûå ïðåäìåòû. Âîñïðèÿòèå öâåòà, ôîðìû è âðåìåíè.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

ÊÓÐÑÎÂÀß ÐÀÁÎÒÀ

ÐÀÇÂÈÒÈÅ ÂÎÑÏÐÈßÒÈß Ó ÄÅÒÅÉ

Âîñïðèÿòèå — ÷óâñòâåííîå ïîçíàíèå ïðåäìåòîâ îêðóæàþùåãî ìèðà, ñóáúåêòèâíî ïðåäñòàâëÿþùååñÿ íåïîñðåäñòâåííûì. Âîñïðèÿòèå, êàê îùóùåíèå, ñâÿçàíî, ïðåæäå âñåãî, ñ òåì àíàëèçàòîðíûì àïïàðàòîì, ÷åðåç êîòîðûé ìèð âîçäåéñòâóåò íà íåðâíóþ ñèñòåìó ÷åëîâåêà. Âîñïðèÿòèå — ñîâîêóïíîñòü îùóùåíèé. Òàê, âîñïðèíèìàÿ ñâåæåå, ðóìÿíîå, êðóãëîå, àðîìàòíîå ÿáëîêî, ÷åëîâåê îòðàæàåò â îùóùåíèÿõ åãî öâåò, çàïàõ, îùóùàåò åãî òÿæåñòü, óïðóãîñòü, åãî ãëàäêóþ ïîâåðõíîñòü.

Îäíàêî âîñïðèÿòèå áîëüøå, ÷åì ñóììà îùóùåíèé, ïîëó÷àåìûõ îò òîãî æå ïðåäìåòà. Âîñïðèíèìàÿ ÿáëîêî, ÷åëîâåê çíàåò, ÷òî èìåííî ÿáëîêî, ÷òî îíî èìååò õàðàêòåðíûé âêóñ, ÷òî åãî ìîæíî åñòü, ÷òî ýòî ïëîä. Âîñïðèíèìàåìûé ïðåäìåò ÷åëîâåê âñåãäà îáîçíà÷àåò îïðåäåëåííûì ñëîâîì — “ÿáëîêî”, êîòîðûì îáîçíà÷åí íå êàêîé-ëèáî îïðåäåëåííûé öâåò, âêóñ, ôîðìà èëè çàïàõ, íî âåñü ïðåäìåò êàê öåëîå.

Âîñïðèíèìàÿ ÷òî-ëèáî, ÷åëîâåê èìååò â âèäó çíàêîìîå åìó è îòíîñèòåëüíî ïîñòîÿííîå äëÿ äàííîé êàòåãîðèè âåùåé ñîîòíîøåíèå ÷àñòåé â öåëîì.

Âîñïðèÿòèå ïðåäìåòà êàê ñëîæíîãî îáúåêòà òðåáóåò àíàëèòèêî-ñèíòåòè÷åñêîé ôóíêöèè êîðû. Ïðåäìåò êàê öåëîå äîëæåí áûòü âûäåëåí íà ôîíå âñåõ äðóãèõ âåùåé. Äëÿ ýòîãî ïðåäìåò äîëæåí áûòü óæå çíàêîì ÷åëîâåêó, åìó äîëæíà áûòü èçâåñòíà îïðåäåëåííàÿ ãðóïïà ïðåäìåòîâ, ê êîòîðîé îòíîñèòñÿ äàííûé, äîëæíî áûòü èçâåñòíîå ñëîâî, îáîçíà÷àþùåå ýòó ãðóïïó ïðåäìåòîâ. Òàê, ñëîâî, ÿâëÿÿñü íàçâàíèåì äàííîé êîíêðåòíîé âåùè, äàåò ÷åëîâåêó çíàíèå òîãî, ÷òî îí âîñïðèíèìàåò..

1. Ìëàäåí÷åñòâî è ðàííåå äåòñòâî

Î òîì, ÷òî ðåáåíîê ïåðâîãî ãîäà æèçíè ìîæåò âîñïðèíèìàòü ïðåäìåòû, ãîâîðÿò ôàêòû ðàííåãî óçíàâàíèÿ èì çíàêîìûõ ëþäåé, èãðóøåê, âåùåé. Ñïåöèàëüíûå èññëåäîâàíèÿ Ì.È. Ëèñèíîé ïîêàçàëè, ÷òî ïîñëå äâóõ ñ ïîëîâèíîé ìåñÿöåâ ðåáåíîê îñóùåñòâëÿåò ïåðâîíà÷àëüíóþ ïîçíàâàòåëüíóþ äåÿòåëüíîñòü.

Читайте также:  Пять месяцев ребенку развитие и питание вес

Ïîñëå 3 ìåñÿöåâ äâèæåíèÿ ñòàíîâÿòñÿ äðóãèìè: ðåáåíîê “îáñëåäóåò” íîâóþ èãðóøêó.  äåéñòâèÿõ ðåáåíêà ó÷àñòâóþò îäíîâðåìåííî íåñêîëüêî àíàëèçàòîðîâ. Íàèáîëåå èíòåíñèâíûå è áûñòðûå ðåàêöèè îñóùåñòâëÿåò ãëàç, çà íèì èäóò äâèæåíèÿ ðóê. Íàèìåíüøóþ ðîëü èãðàþò îùóïûâàþùèå äâèæåíèÿ ðòà. Ãëàç âûïîëíÿåò îñíîâíóþ ôóíêöèþ ïîçíàíèÿ ïðåäìåòà, ðóêà èñïîëüçóåòñÿ äëÿ åãî çàõâàòûâàíèÿ è óäåðæàíèÿ, äåéñòâèÿ ðòà ñëóæàò äîïîëíèòåëüíûì ñðåäñòâîì àêòèâíîãî îñÿçàíèÿ èãðóøêè.

Ñ âîçðàñòîì ó ìëàäåíöà çàìåòíî óâåëè÷èâàåòñÿ äëèòåëüíîñòü ïîçíàâàòåëüíûõ ðåàêöèé. Ïðè ýòîì êîëè÷åñòâî õàîòè÷íûõ èìïóëüñèâíûõ ðåàêöèé ñíèæàåòñÿ, ÷èñëî àêòèâíûõ è öåëåíàïðàâëåííûõ äâèæåíèé ðàñòåò.

Ïîñëå 6 ìåñÿöåâ ðåáåíîê ìîæåò âûäåëÿòü îáúåêòû âîñïðèÿòèÿ: ìàòü, íÿíþ, ïîãðåìóøêè. Òàê, ðåáåíîê 7-9 ìåñÿöåâ òÿíåòñÿ ê ïåñòðîìó âîë÷êó, ñõâàòûâàåò ÿðêóþ èãðóøêó. Îí ïîâîðà÷èâàåò ãîëîâó ê ìàòåðè íà âîïðîñ: “Ãäå ìàìà?”

Îäíàêî íåò îñíîâàíèÿ ãîâîðèòü î òîì, ÷òî äî 7-8 ìåñÿöåâ ðåáåíîê âîñïðèíèìàåò èìåííî ïðåäìåò, à íå çíàêîìûé åìó êîìïëåêñíûé ðàçäðàæèòåëü. Ìàëûø 8-9 ìåñÿöåâ íå óçíàåò ñâîþ ìàòü, åñëè îíà ïîäîøëà ê íåìó â íåîáû÷íîì âèäå, íàïðèìåð â øèðîêîïîëîé øëÿïå. Îí íå áåðåò â ðóêè ëþáèìîãî ìèøêó, åñëè åãî îäåëè â ÿðêèé êîñòþì è íîâóþ øàïêó. Âîñïðèÿòèå ìàëåíüêîãî ðåáåíêà ñèòóàòèâíî, ñëèòíî è ãëîáàëüíî.

Óñëîâèÿ ïîçíàíèÿ ïðåäìåòà:

1. âûðàáîòêà äèôôåðåíöèðîâî÷íîãî ðåôëåêñà íà ðàçíûå ïðåäìåòû (òàê, âîñïðèÿòèå êîøêè-èãðóøêè ïîäêðåïëÿåòñÿ îùóùåíèåì åå ìÿãêîé øåðñòè, âîñïðèÿòèå öåëëóëîèäíîãî çàé÷èêà íå ïîëó÷àåò òàêîãî ïîäêðåïëåíèÿ);

2. äâèæåíèå ïðåäìåòà íà ôîíå îñòàëüíûõ íåïîäâèæíûõ âåùåé;

3. äâèæåíèå ðóêè ðåáåíêà ïî ïðåäìåòó, îùóïûâàíèå åãî, âûïîëíåíèå ðàçëè÷íûõ ìàíèïóëÿòèâíûõ äåéñòâèé ñ íèì;

4. íàçûâàíèå ïðåäìåòà.

Ñðåäè ýòèõ óñëîâèé äëÿ äåòåé ìëàäåí÷åñêîãî âîçðàñòà îñîáîå çíà÷åíèå èìåþò ïðàêòè÷åñêèå äåéñòâèÿ ñ âåùàìè. Èññëåäîâàíèÿ (À.Â. Çàïîðîæåö, Ï.ß. Ãàëüïåðèí, Ò.Â. Åíäîâèöêàÿ) óáåæäàþò â òîì, ÷òî â ÷óâñòâåííîì ïîçíàíèè ðåáåíêîì ïðåäìåòà ðåøàþùóþ ðîëü èãðàþò äåéñòâèÿ.

Íàáëþäåíèÿ è ñïåöèàëüíûå èññëåäîâàíèÿ (Á. Õà÷àïóðèäçå, Ã.Ë. Ðîçåíãàðò-Ïóïêî, Í.Õ. Øâà÷êèí, Ò.È. Äàíþøåâñêàÿ, Í.Ã. Ñàëìèíà) ïîêàçàëè, ÷òî ñóùåñòâóþò âåñüìà ñëîæíûå è ïîðîé äàæå ïðîòèâîðå÷èâûå îòíîøåíèÿ ìåæäó öâåòîì è ôîðìîé ïðè âîñïðèÿòèè ðåáåíêîì ïðåäìåòà. Ýòè îòíîøåíèÿ íåïîñòîÿííû, èçìåí÷èâû è çàâèñÿò îò ìíîãèõ êîíêðåòíûõ óñëîâèé: îò òîãî, çíàêîì ðåáåíêó ïðåäìåò èëè íîâ, íàçâàí ñëîâîì èëè íåò, îò ïðåäûäóùåé ïîäãîòîâëåííîñòè äåòåé ê ðàçëè÷åíèþ, ñðàâíåíèþ è îáîáùåíèþ ïðåäìåòîâ ïî ðàçíûì ïðèçíàêàì è îò ìíîãèõ äðóãèõ ôàêòîðîâ.

Ðàçâèòèå âîñïðèÿòèÿ ñêàçûâàåòñÿ â òîì, ÷òî ôîðìà ïðåäìåòà ñòàíîâèòñÿ äëÿ ðåáåíêà ïðè âñåõ óñëîâèÿõ âñå áîëåå è áîëåå çíà÷èìîé.

Èòàê, ê îñîáåííîñòÿì âîñïðèÿòèÿ äåòåé äî 3 ëåò îòíîñÿòñÿ ñëåäóþùèå:

1. Äåòÿì òðåòüåãî ãîäà æèçíè äîñòóïíî âîñïðèÿòèå áåñöâåòíûõ è äàæå êîíòóðíûõ çíàêîìûõ ïðåäìåòîâ.

2. Ïîñëå 1 ã. 2 ìåñ. — 1 ã. 8 ìåñ. äåòè ïðàâèëüíî íàõîäÿò ïðåäìåò ïî ñëîâó (“Äàé ìíå ìèøêó”), åñëè ó íèõ óæå îáðàçîâàëàñü ñòîéêàÿ ñâÿçü ñëîâà ñ ýòèì ïðåäìåòîì. ×åì ñòàðøå ðåáåíîê, òåì áûñòðåå ñëîâî ïðèîáðåòàåò îáîáùàþùåå çíà÷åíèå.

3. Ñ êîíöà âòîðîãî ãîäà æèçíè äåòè îáû÷íî ìîãóò ñàìè ïðàâèëüíî íàçâàòü âîñïðèíèìàåìûé çíàêîìûé ïðåäìåò â îòâåò íà âîïðîñ “×òî ýòî?”.

4. Íà òðåòüåì ãîäó æèçíè ðåáåíîê, âîñïðèíèìàÿ êàðòèíêó ñ ïðîñòûì ñþæåòîì, íàçûâàåò îòäåëüíî êàæäûé èçîáðàæåííûé ïðåäìåò: “Ìàëü÷èê, ëîøàäêà, äåðåâî”.

5. Ñ ïðîñòðàíñòâîì ðåáåíîê çíàêîìèòñÿ òîãäà, êîãäà îâëàäåâàåò õîäüáîé.

2. Äîøêîëüíûé âîçðàñò.

2.1 Âîñïðèÿòèå öâåòà è ôîðìû

Ïðè èçó÷åíèè âîñïðèÿòèÿ äåòåé-äîøêîëüíèêîâ óäàëîñü óñòàíîâèòü, ÷òî öâåò ïðåäìåòà ÿâëÿåòñÿ äëÿ ðåáåíêà îïîçíàâàòåëüíûì ïðèçíàêîì ëèøü òîãäà, êîãäà äðóãîé, îáû÷íî ñèëüíûé ïðèçíàê (ôîðìà), ïî÷åìó-ëèáî íå ïîëó÷èë ñèãíàëüíîãî çíà÷åíèÿ. âîñïðèÿòèå ìèð êîðà äèôôåðåíöèðîâî÷íûé

 ïðåäïî÷òåíèè ðåáåíêîì îäíîãî èëè äðóãîãî ïðèçíàêà ïðåäìåòà ñóùåñòâåííàÿ ðîëü ïðèíàäëåæèò ñëîâó. Ôèêñèðóÿ ïðåäìåò, ñëîâî âûäåëÿåò â êà÷åñòâå åãî îñíîâíîãî îïîçíàâàòåëüíîãî ïðèçíàêà ôîðìó.

2.2 Âîñïðèÿòèå âðåìåíè

Âïåðâûå ìëàäåíåö îðèåíòèðóåòñÿ íà âðåìÿ â ñåðåäèíå ïåðâîãî ìåñÿöà æèçíè, êîãäà îí ïðèó÷àåòñÿ ïðîñûïàòüñÿ ðåãóëÿðíî ÷åðåç 3 ÷àñà, ê ìîìåíòó êîðìëåíèÿ. Ýòîò óñëîâíûé ðåôëåêñ íà âðåìÿ ÿâëÿåòñÿ îäíèì èç íàèáîëåå ðàííèõ â æèçíè ðåáåíêà.

Ïåðâîé äèôôåðåíöèðîâêîé âðåìåíè ñëóæèò ââåäåíèå â ðàññêàç ñëî⠓ñíà÷àëà”, “ïîòîì”, “ðàíüøå”, “ïîñëå ýòîãî”. Çíàêîìÿñü ñ ÷àñàìè, èõ ðàáîòîé, ðåáåíîê íà÷èíàåò ïîíèìàòü íåçàâèñèìîñòü âðåìåíè îò æåëàíèÿ è äåÿòåëüíîñòè ÷åëîâåêà.  ðàçíûõ âèäàõ ïðàêòèêè ó äåòåé ñêëàäûâàþòñÿ áîëåå ðåàëèñòè÷åñêèå ïðåäñòàâëåíèÿ î âðåìåíè.

2.3 Âîñïðèÿòèå ÷åëîâåêà

Ñëîæíûé ïñèõè÷åñêèé ïðîöåññ, êàêèì ÿâëÿåòñÿ âîñïðèÿòèå ÷åëîâåêà ÷åëîâåêîì, ôîðìèðóåòñÿ ñ ðàçâèòèåì ðåáåíêà, ñ èçìåíåíèåì åãî ïîòðåáíîñòè â îáùåíèè. Óæå â êîíöå ïåðâîãî —íà÷àëå âòîðîãî ìåñÿöà æèçíè ðåáåíîê íà÷èíàåò âûäåëÿòü âçðîñëîãî èç îêðóæàþùåé ñðåäû, ñíà÷àëà óëûáêîé, çàòåì ðåàêöèåé. Àêòèâíî ðàçâèâàåòñÿ ýòîò ñîöèàëüíî-ïåðöåïòèâíûé ïðîöåññ óæå â ìëàäåí÷åñòâå è ðàííåì äåòñòâå.

Читайте также:  Развитие ребенка при впс

Îâëàäåíèå ðå÷üþ îêàçûâàåò çíà÷èòåëüíîå âëèÿíèå íà ïðîöåññ ôîðìèðîâàíèÿ ó ðåáåíêà âîñïðèÿòèÿ ÷åëîâåêà.

 äîøêîëüíûé ïåðèîä âîñïðèÿòèå ÷åëîâåêà ïðîäîëæàåò àêòèâíî ôîðìèðîâàòüñÿ, ÷åìó â çíà÷èòåëüíîé ñòåïåíè ñïîñîáñòâóåò îâëàäåíèþ ðåáåíêîì íîâûìè âèäàìè äåÿòåëüíîñòè (îñîáåííî — êîëëåêòèâíûìè), ðàñøèðåíèå êðóãà è ïîÿâëåíèå âíåñèòóàòèâíîãî ëè÷íîñòíîãî îáùåíèÿ.

Íàèáîëåå ÿðêóþ ïîëîæèòåëüíóþ îöåíêó èç îêðóæàþùèõ âçðîñëûõ äåòè äàþò òåì, ê êîòîðûì èñïûòûâàþò äîâåðèòåëüíîå îòíîøåíèå, ïðèâÿçàííîñòü.

Âëèÿåò íà âîñïðèÿòèå äîøêîëüíèêàìè äðóã äðóãà è õàðàêòåð èõ âçàèìîîòíîøåíèé. Îöåíèâàÿ ðåáÿò, ê êîòîðûì îíè ïðîÿâëÿþò ñèìïàòèþ, äåòè íàçûâàþò â ïîäàâëÿþùåì áîëüøèíñòâå ëèøü èõ ïîëîæèòåëüíûå êà÷åñòâà.

3. Ìëàäøèé øêîëüíûé âîçðàñò

Áëàãîäàðÿ ñîâåðøåíñòâîâàíèþ íàáëþäåíèÿ âîñïðèÿòèå ïðåâðàùàåòñÿ âî âñå áîëåå öåëåíàïðàâëåííûé è óïðàâëÿåìûé ïðîöåññ. Áëàãîäàðÿ íàêîïëåííîìó îïûòó ñåìè-, äåñÿòèëåòíèå äåòè ëåãêî óçíàþò ïðåäìåòû è öåëûå êàðòèíû

 ìëàäøåì øêîëüíîì âîçðàñòå ñóùåñòâåííî ðàçâèâàåòñÿ ñïåöèàëüíûé âèä âîñïðèÿòèÿ — ñëóøàíèå. Óæå â äîøêîëüíîì äåòñòâå ðåáåíîê îðèåíòèðîâàëñÿ íà óêàçàíèÿ, òðåáîâàíèÿ, îöåíêè âçðîñëîãî íà îñíîâå âîñïðèÿòèÿ åãî ðå÷è. Îí ñ óäîâîëüñòâèåì ñëóøàë ðàññêàç âîñïèòàòåëÿ, ñêàçêó. Ó øêîëüíèêîâ ñëóøàíèå ñòàíîâèòñÿ íå òîëüêî ñðåäñòâîì, íî è âèäîì åãî ó÷åáíîé äåÿòåëüíîñòè. Ñëóøàíèå âêëþ÷åíî â ëþáîé óðîê, à çíà÷èò, åãî óñïåõ è îòìåòêà â ïåðâóþ î÷åðåäü çàâèñÿò îò åãî óìåíèÿ ñëóøàòü îáúÿñíåíèÿ è óêàçàíèÿ ó÷èòåëÿ. Ñëóøàíèå ðàññêàçà òðåáóåò óñòàíîâëåíèÿ ñâÿçåé ñëîâ â ïðåäëîæåíèè è ñâÿçåé ìåæäó ïðåäëîæåíèÿìè, àáçàöàìè è, íàêîíåö, ðàçäåëàìè è ãëàâàìè.

 ðàçâèòèè ìëàäøåãî øêîëüíèêà âñå áîëüøåå çíà÷åíèå ïðèíèìàåò âîñïðèÿòèå âðåìåíè. Ó÷åíèêè âûíóæäåíû ñëåäèòü çà âðåìåíåì, ÷òîáû íå îïîçäàòü â øêîëó, ÷òîáû óñïåòü âûïîëíèòü äî çâîíêà çàäàííóþ ðàáîòó, ÷òîáû âîâðåìÿ íà÷àòü ïîäãîòîâêó äîìàøíèõ óðîêîâ. Äåòè ïðèâûêàþò ê îïðåäåëåííîé äëèòåëüíîñòè óðîêà. Äåòè íàó÷àþòñÿ îðèåíòèðîâàòüñÿ âî âðåìåíè, ïîëüçîâàòüñÿ ÷àñàìè. Èçâåñòíûå èì ñ ðàííèõ âîçðàñòîâ íàçâàíèÿ åäèíèö âðåìåíè íàïîëíÿþòñÿ ñîäåðæàíèåì, ïðèîáðåòàþò îïðåäåëåííîñòü.

Ñðåäè óñëîâèé, îáåñïå÷èâàþùèõ âîñïðèÿòèå âðåìåíè øêîëüíèêàìè, ñóùåñòâåííóþ ðîëü èãðàåò è èçó÷åíèå íà óðîêàõ ðóññêîãî ÿçûêà ãëàãîëà ñ åãî ôîðìàìè íàñòîÿùåãî, ïðîøåäøåãî è áóäóùåãî âðåìåíè. Ðàçáîð ïðåäëîæåíèé, ñïåöèàëüíîå èçìåíåíèå ãëàãîëà è ñîîòâåòñòâóþùàÿ ïåðåñòðîéêà âñåãî ïðåäëîæåíèÿ äåìîíñòðèðóåò äåòÿì ñìûñëîâîå çíà÷åíèå âðåìåíè, îáåñïå÷èâàþò åãî âû÷ëåíåíèå, äèôôåðåíöèðîâêó, ðàñêðûâàþò äëÿ øêîëüíèêà çíàíèå òî÷íîñòè åãî ñëîâåñíîãî îáîçíà÷åíèÿ: “ÿ êóïèë, ïîêóïàþ, êóïëþ”.

Òàêèì îáðàçîì, ó÷åáíàÿ äåÿòåëüíîñòü — îñíîâíàÿ äëÿ ìëàäøåãî øêîëüíèêà — çíàêîìèò åãî ñ êàòåãîðèåé âðåìåíè. Ðàçâèâàþùàÿñÿ ñàìîñòîÿòåëüíîñòü ðåáåíêà, ó÷àñòèå â êðóæêàõ è ðàçëè÷íîé îáùåñòâåííîé äåÿòåëüíîñòè ïîáóæäàåò åãî ÷àùå, òî÷íåå, è ïîñëåäîâàòåëüíåå îðèåíòèðîâàòüñÿ âî âðåìåíè. Îí ó÷èòñÿ áåðå÷ü âðåìÿ, óçíàåò åãî íåîáðàòèìîñòü, åãî âåëè÷àéøóþ öåííîñòü.

Çàêëþ÷åíèå

1. Âîñïðèÿòèå òðåáóåò íå òîëüêî ãîòîâíîñòè àíàëèçàòîðîâ, íî è íåêîòîðîãî îïûòà: çíàíèé î âåùàõ è óìåíèÿ èõ âîñïðèíèìàòü. Ïîýòîìó âîñïðèÿòèå ôîðìèðóåòñÿ íà ïðîòÿæåíèè âñåãî ïåðèîäà ðàçâèòèÿ ðåáåíêà. Ñîâåðøåíñòâîâàíèå âîñïðèÿòèÿ íåîòðûâíî îò îáùåãî óìñòâåííîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà.

2. Â âîñïðèÿòèè ðåáåíêîì ïðåäìåòà ðåøàþùàÿ ðîëü ïðèíàäëåæèò ôîðìå (êîíòóðó), âíå êîòîðîé íå ìîæåò ñóùåñòâîâàòü ïðåäìåò.

3. Â ðàçâèòèè âîñïðèÿòèÿ ïðåäìåòîâ, ñîáûòèé èç æèçíè ëþäåé îãðîìíóþ ðîëü èãðàþò ïðèçíàêè ïðåäìåòîâ è ñâÿçè: ïðîñòðàíñòâåííûå è âðåìåííûå.

6. Íàó÷èâøèñü îñìûñëåíî âîñïðèíèìàòü îêðóæàþùåå, øêîëüíèêè ó÷àòñÿ ñâÿçûâàòü òåîðåòè÷åñêèå çíàíèÿ ñî ñâîåé ïðàêòè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòüþ.

7. Ðàçâèòèå âîñïðèÿòèÿ åñòü ïåðåõîä îò ñëèòíîãî, ñèíêðåòè÷íîãî, ôðàãìåíòàðíîãî âîñïðèÿòèÿ ðåáåíêîì ïðåäìåòîâ ê ðàñ÷ëåíåííîìó, îñìûñëåííîìó è êàòåãîðèàëüíîìó îòðàæåíèþ âåùåé, ñîáûòèé, ÿâëåíèé â èõ ïðîñòðàíñòâåííûõ, âðåìåííûõ, ïðè÷èííûõ ñâÿçÿõ.

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник

Физиологические механизм и структура восприятия. Общее развитие психики у детей дошкольного возраста. Основные этапы усвоения сенсорных эталонов. Развитие восприятия, внимания и памяти у дошкольников. Особенности сенсорного развития детей от 2-3 лет.

Подобные документы

  • Рассмотрение особенностей социальной развития детей 6-7 лет. Оценка организационной деятельности, речевого, интеллектуального развития, развития внимания, памяти, мышления у детей 6-7 лет. Особенности зрительно-пространственного восприятия у детей.

    реферат, добавлен 25.04.2016

  • Особенности психического развития детей 6-7 — летнего возраста. Уровень развития памяти и мышления. Общение как условие уровня развития детей. Влияние взрослого на развитие личности детей. Развитие восприятия в дошкольном детстве. Кризис семи лет.

    дипломная работа, добавлен 12.09.2011

  • Особенности развития внимания у детей дошкольного возраста. Психологические средства коррекции внимания у детей дошкольного возраста. Особенности распределения внимания. Уровень продуктивности и устойчивости внимания. Основные функции внимания.

    курсовая работа, добавлен 06.04.2018

  • Особенности периода интенсивного сенсорного развития дошкольников. Основы для общего умственного развития и овладения разными видами деятельности. Понятие сенсорных эталонов свойств и отношений предметов, трудности визуального восприятия у детей.

    контрольная работа, добавлен 19.08.2014

  • Особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста. Проблема развития памяти у детей исследуемого возраста. Исследование уровня развития образной памяти дошкольников и зависимости объема памяти от содержания запоминаемого материала.

    курсовая работа, добавлен 22.03.2015

  • Сущность понятия «восприятие». Физиологические основы, основные свойства и виды восприятия. Развитие восприятия в разные периоды детства. Восприятие цвета и формы, целого и части. Игры на развитие восприятия формы предметов детьми дошкольного возраста.

    курсовая работа, добавлен 27.04.2009

  • Изучение зрительного восприятия и сформированности сенсорных эталонов детей дошкольного возраста. Анализ уровня развития пространственных представлений, памяти, внимания, мышления и речи ребенка. Методика диагностики интеллектуальных способностей.

    методичка, добавлен 29.03.2013

  • Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста. Индивидуальные особенности памяти старших дошкольников. Основные методы и приемы развития памяти в старшем дошкольном возрасте. Разработка коррекционной развивающей программы.

    дипломная работа, добавлен 25.12.2015

  • Характеристика понятия «внимание»: определение категории внимания, его значение, виды, свойства, функции; теории внимания. Развитие разных видов и свойств внимания у детей от 0 до 7 лет: игры на развитие внимания. Пути и способы развития внимания детей.

    контрольная работа, добавлен 29.09.2014

  • Рассмотрение особенностей развития восприятия и памяти у детей младенческого возраста. Развитие зрительного восприятия в первые месяцы жизни. Комплекс оживления. Боязнь чужих людей и незнакомого окружения. Восприятие предметов и развитие памяти.

    реферат, добавлен 30.11.2011

  • главная
  • рубрики
  • по алфавиту
  • вернуться в начало страницы
  • вернуться к подобным работам
Читайте также:  Стадии развития ребенка кратко

Источник

Физиологические механизм и структура восприятия. Общее развитие психики у детей дошкольного возраста. Основные этапы усвоения сенсорных эталонов. Развитие восприятия, внимания и памяти у дошкольников. Особенности сенсорного развития детей от 2-3 лет.

Подобные документы

  • Формирование у ребенка дошкольного возраста основ коллективистских качеств и гуманного отношения к другим. Развитие двигательных и кожных ощущений у детей дошкольного возраста разных возрастных категорий. Развитие зрительного и слухового восприятия.

    реферат, добавлен 16.12.2014

  • Развитие познавательных процессов, мышления и памяти у детей дошкольного возраста. Экспериментально-психологическое исследование познавательной сферы дошкольников с помощью тестов Венгера и Берштейна, методики Лурия. Общие рекомендации родителям.

    курсовая работа, добавлен 18.01.2013

  • Характеристика внимания, его свойства, функции и виды. Основные психологические теории внимания. Возрастное развитие внимания. Практическое исследование внимания у детей дошкольного возраста с нормальным развитием и детей с общим недоразвитием речи.

    курсовая работа, добавлен 24.01.2011

  • Восприятие и воображение, мышление, память и внимание, эмоции, речь и поведение детей дошкольного возраста. Задачи развития и воспитания ребенка. Кризис 3-х лет. Развитие ребенка от 3 до 7 лет. Психика детей дошкольников и социальная ситуация их развития.

    презентация, добавлен 16.01.2017

  • Внимание как психический процесс, его виды и свойства. Особенности внимания в младенческом, раннем и школьном возрасте у детей. Виды дидактических игр, их влияние на развитие внимания детей дошкольного возраста, формирование и развитие волевых качеств.

    курсовая работа, добавлен 06.03.2016

  • Развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предмета. Основные стратегии формирования сенсорных эталонов. Основные задачи по развитию и коррекции зрительного восприятия. Тренинги по развитию зрительного, слухового восприятия.

    лекция, добавлен 05.12.2014

  • Значение зрительного восприятия в познании предметов окружающего мира. Анализ зрительного восприятия детей с нарушением зрения. Особенности психического развития детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. Использование комплексного теста Фростика.

    курсовая работа, добавлен 25.05.2012

  • Познавательное развитие детей дошкольного возраста как одно из наиболее важных задач дошкольного образования. Знакомство с основными особенностями развития внимания у детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с народной игрушкой.

    статья, добавлен 16.02.2019

  • Знакомство с основными особенностями применения игровых приемов по развитию произвольного внимания у дошкольников, способы выявления эффективности. Рассмотрение психолого-педагогической характеристики произвольного внимания у детей дошкольного возраста.

    дипломная работа, добавлен 23.10.2013

  • Понятие внимания как избирательной направленности восприятия на тот или иной объект. Основные их свойства и особенности проявления в младшем школьном возрасте. Процесс классификации внимания на три вида: произвольное, непроизвольное, послепроизвольное.

    реферат, добавлен 09.11.2014

  • главная
  • рубрики
  • по алфавиту
  • вернуться в начало страницы
  • вернуться к подобным работам

Источник