Развитие восприятия перцептивная деятельность ребенка
Человек за свою жизнь совершает огромное количество действий, вся его жизнь — это сплошные действия. От рождения и до самой смерти он как вечный двигатель, постоянно что-то делает. В этом круговороте действий существуют особые действия, которые называются перцептивными. Интересно, что же их отличает от обычных действий, почему в психологии им уделяется особое внимание?
Перцептивные действия: что это?
Перцепция, или восприятие — это способность человека отражать окружающие предметы и ситуации. На основе полученных в процессе восприятия данных осуществляется познание окружающей действительности и формируется индивидуальное (субъективное) ее понимание.
Каждый человек уникален, благодаря этому человеческие культура и искусство настолько разнообразны. Однако, несмотря на различия в восприятии, каждый человек проходит в своем развитии определенные стадии, которые сопровождаются осуществлением конкретных действий. Эти действия были изучены и названы перцептивными.
Перцептивные действия входят в структуру процесса восприятия и структуру деятельности человека. Восприятие является активным процессом, поэтому оно неразрывно связано с деятельностью. С самого раннего возраста человек совершает действия, направленные на познание и научение. Ведь, чтобы жить в этом мире, ему необходимо знать этот мир и уметь с ним взаимодействовать.
Этапы формирования и развития
Формирование перцептивных действий восприятия происходит в процессе обучения. Их развитие делится на три этапа.
На первом этапе происходит само формирование перцептивного действия, которое начинается с выполнения ребенком практических действий с незнакомыми предметами. В результате происходит становление перцептивных задач — формирование адекватного образа предмета, которое впоследствии становится сенсорным эталоном.
На втором этапе происходит перестройка сенсорных процессов (происходящих в органах чувств), которые становятся перцептивными действиями под влиянием практической деятельности. Действия осуществляются с помощью рецепторных аппаратов (тактильного и зрительного), дети знакомятся с пространственными свойствами предметов.
На третьем этапе происходит процесс сокращения и сворачивания внешних действий. Они становятся скрытыми, протекающими на уровне сознания и подсознания. Внешний процесс восприятия становится актом мгновенного усмотрения.
К этому времени у ребенка сформирована система сенсорных эталонов (общественно выработанные системы сенсорных качеств, например, система геометрических форм и т. п.). Благодаря им сенсорно-перцептивные действия меняются. Они превращается из процесса построения образа в процесс опознания.
Уровни
В перцептивном действии можно выделить четыре уровня:
- обнаружение (характеризуется обнаружением стимула);
- различение (на этом уровне происходит восприятие с последующим формированием перцептивного образа);
- сличение или идентификация (на этом уровне воспринимаемый объект отождествляется с образом, который хранится в памяти; или происходит сличение нескольких объектов);
- опознание (происходит извлечение соответствующего эталона из памяти и категоризация объекта).
Игра и развитие
Перцептивные действия у дошкольников — это плодотворная связь действий ориентировки и исследования с действиями исполнения. А единство зрительных и ручных действий обеспечивают точность перцептивного анализа.
Познание окружающего мира дети осуществляют в процессе игры. Играя, они активно обрабатывают и усваивают новую информацию. Таким образом, они принимают социальные нормы и правила для успешной адаптации в обществе.
У детей дошкольного возраста выделяют следующие виды перцептивных действий:
- действия идентификации (опознание объекта);
- действия по отношению к эталону (сравнение свойств объекта с эталоном);
- моделирующие действия восприятия (овладевая продуктивной деятельностью, ребенок учится создавать новые объекты: лепка, рисование, придумывание).
Перцептивные системы
В процессе деятельности человеку постоянно нужно решать какие-то задачи, которые требуют от восприятия наиболее адекватного отражения ситуации. Для решения этих задач предусмотрены перцептивные системы человека. К ним относятся:
- зрительная система;
- слуховая;
- кожно-мышечная;
- обонятельно-вкусовая;
- вестибулярная.
Все они обеспечивают мозг необходимой информацией, которая используется для нормального функционирования и развития человека как в физическом, так и в психическом плане.
Сенсорно-перцептивная система человека
Сенсорные процессы — это ощущения. Человек постоянно ощущает воздействия внешнего мира на свой организм: видит, слышит, чувствует запахи и вкусы, чувствует тактильные и температурные воздействия на свое тело. А также ощущает процессы, протекающие внутри организма: голод, боль, возбуждение или слабость и т. п.
Сенсорно-перцептивная система постоянно развивается и совершенствуется в процессе жизнедеятельности человека. Это необходимо для успешной адаптации человека в окружающем мире. От качества работы системы восприятия зависят способности и возможности человека.
Это особенно заметно при сравнении с людьми, имеющими нарушения в развитии восприятия. Жизнь человека с ограниченными возможностями (слепота, глухота, немота и прочие), отличается от жизни абсолютно здорового человека. Перцептивные действия играют здесь значительную роль: чем незначительнее дефект восприятия, тем легче его скорректировать и возможно исправить. Этим занимаются специалисты — дефектологи.
Значимость системы восприятия для человека
Ученые уже много лет занимаются изучением высших психических функций человека (мышление, память, произвольность действий). Была доказана взаимосвязь системы восприятия и деятельности с развитием мышления человека. В свою очередь, мышление оказывает значительное влияние на состояние человека, на его способности и возможности. Восприятие относится к высшим психическим функциям человека.
Для того чтобы жить, человеку необходимо постоянно отражать окружающую действительность и проявлять ответную реакцию на воспринятую информацию. Восприятие как раз обеспечивает индивидуальное и в то же время адекватное отражение действительности. Особенно это важно для решения перцептивных задач. Перцептивные действия в процессе восприятия играют важную роль, они обеспечивают полноценное развитие психики человека.
Проще говоря, чтобы быть здоровым и счастливым, человеку нужно быть включенным в какую-либо деятельность. Мозг устроен так, что ему постоянно нужно обрабатывать и усваивать новую информацию иначе он начинает «лениться». А «ленивый мозг» — это первый шаг к развитию слабоумия.
Влияние культурно-исторического опыта на человека
Современный человек настолько привык свободно получать любую информацию, что даже не задумывается о том, что это результат деятельности огромного количества людей. Их вклад в развитие современного общества колоссален. Все что умеет и знает человек — это не только его заслуга, но и достояние общества в целом.
Восприятие — система перцептивных действий, овладение которыми происходит в процессе специального обучения и практики. Ребенок может освоить сенсорные эталоны только с помощью взрослого, который руководит им и помогает выделить наиболее существенные признаки предметов и ситуаций. Это очень важно для анализа действительности и систематизации личного сенсорного опыта ребенка.
Известны случаи, когда дети были лишены общения с себе подобными. Это так называемые «дети маугли», воспитанные животными. Даже вернув их в человеческое общество, редко удавалось адаптировать их в человеческом социуме.
Есть ли перцептивная деятельность у взрослого человека?
Так как перцептивные действия — это действия научения и познания, то может показаться, что они присущи только детскому возрасту. Однако это не так: каждый раз, когда взрослый человек осваивает что-то новое (хобби, новая профессия, иностранные языки и т. п.), то включается система перцептивных действий, которая помогает быстрее овладеть новыми знаниями и навыками.
Человек — уникальное существо, его возможности безграничны, и все это благодаря сознанию и психике. Именно они выделяют человека из всего живого на планете. Только человек способен произвольно регулировать свою деятельность в соответствии со своими желаниями. Деятельность человека не хаотична и бессистемна, а входит в структуру сознания и мышления. До сих пор ученые всего мира изучают психику человека, делают новые открытия — и все равно она остается загадкой.
Источник
Ю.Н.Сафронова
Студентка 4-го курса, факультет психологии
ФГБОУ ВПО «Тульский государственный
педагогический университет им. Л.Н. Толстого»
Научный руководитель: Панферова Е.В.., к.пс.н., доцент
г. Тула, Российская Федерация
Развитие перцептивных действий у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.
Актуальность исследования обусловлена тем, что сенсорное развитие (развитие восприятия и формирование перцептивных действий) является основой общего умственного развития ребёнка. Полноценное восприятие необходимо для многих видов игровой, учебной и трудовой деятельности. С восприятия начинается познание окружающего мира. Все остальные формы познания: память, мышление, воображение строятся на основе образов восприятия предметов и явлений окружающего мира и являются результатом их переработки. Поэтому особое значение в развитии детей старшего дошкольного возраста педагоги должны уделять развитию восприятия, в частности перцептивных действий.
Развитие восприятия, сенсорных способностей, перцептивных действий как таковых остра в психологической науке в настоящий момент в связи с тем, что жизнь современного человека, его деятельность требует хорошо развитой способности восприятия, во многих случаях – быстрой реакции на впечатления, ответа действием на получаемую информацию.
Особенно важным это является для детей дошкольного возраста. Достаточный уровень сформированности перцептивных действий является неотъемлемым компонентом готовности детей к школьному обучению. В связи с этим в старшем дошкольном возрасте становится чрезвычайно важно развивать целенаправленное восприятие, развивать умение направлять внимание на те или иные стороны предметов и явлений, выделять в них существенные признаки и свойства.
В практике дошкольного воспитания сенсорно-перцептивному развитию детей уделяется достаточно много внимания. Однако многочисленные исследования в области педагогики и психологии показывают, что существует противоречие, заключающееся в необходимости решения задачи развития перцептивных действий у детей дошкольного (и особенно старшего дошкольного) возраста и отсутствии эффективных условий для ее решения. Все это подтверждает актуальность темы нашего исследования.
Овладение перцептивными действиями ложится в основу общего умственного развития на первых этапах онтогенеза. Известно, что сензитивным периодом для развития перцептивных действия является ранний и дошкольный возраст, когда восприятие является одной из ведущих психических функций в развитии ребенка. В старшем дошкольном возрасте перцептивные действия под влиянием разнообразных видов деятельности (игра, продуктивные виды) развиваются и совершенствуются.
С помощью дидактических игр в образовательном процессе, осуществляется сенсорное воспитание детей, развиваются познавательные процессы: мышление, речь, воображение, память, расширяются и закрепляются представления об окружающей жизни. Использование в работе дидактических игр, обеспечивающих оптимальные условия формирования перцептивных действий, приводит к существенным сдвигам в точности, полноте и расчлененности перцептивных образов у ребенка.
По мнению А.В.Запорожца, развитие восприятия при переходе от раннего к дошкольному возрасту под влиянием игровой и конструктивной деятельности у детей складываются сложные виды зрительного анализа и синтеза, включая способность мысленно расчленять воспринимаемый объект на части в зрительном поле, исследуя каждую из этих частей в отдельности и затем объединяя их в одно целое [3,с.18].
По мнению Л.А. Венгера, процесс развития восприятия под влиянием продуктивной, конструктивной и художественной деятельности у ребенка складываются сложные виды перцептивной аналитико-синтетической деятельности, в частности способность мысленно расчленять видимый предмет на части и затем объединять их в единое целое, прежде чем подобного рода операции будут выполнены в практическом плане. Новое содержание приобретают и перцептивные образы, относящиеся к форме предметов. Помимо контура выделяется и структура предметов, пространственные особенности и соотношения его частей.
В своих работах учёный утверждал, что перцептивные действия формируются в обучении, и их развитие проходит ряд этапов. На первом — процесс формирования практических, материальных действий, выполняемых с незнакомыми предметами. Ребенок имеет возможность сравнивать воспринимаемый объект в процессе работы с ним. На втором этапе перцептивными действиями становятся сами сенсорные процессы, перестроившиеся под влиянием практической деятельности. Дети знакомятся с пространственными свойствами предметов с помощью развернутых ориентировочно — исследовательских движений руки и глаза. На третьем этапе перцептивные действия становятся еще более скрытыми, свернутыми, сокращенными, их внешние, эффекторные звенья исчезают, а восприятие извне начинает казаться пассивным процессом. Дети получают возможность довольно быстро узнавать интересующие их свойства объектов, отличать одни предметы от других, выяснять существующие между ними связи и отношения. В результате всего этого внешнее перцептивное действие превращается в умственное.
Таким образом, подход Л.А. Венгера позволяет выделить основные этапы становления восприятия: этап различения (сигнальная функция), этап сенсомоторных предэталонов (5-15 месяцев), этап предметных предэталонов (до 2,5 года), этап сенсорных эталонов (до 4-5 лет) и этап системы сенсорных эталонов (с 5 лет).
На протяжении дошкольного детства складываются три основных вида перцептивных действий: действия идентификации, действия отношения к эталону, действия моделирующие. Действие идентификации необходимо выполнить в том случае, если свойство предмета идентично, т. е. полностью совпадает с эталоном (мяч круглый, кубик красный). Действия отнесения к эталону выполняются при частичном совпадении свойства предмета с эталоном, наличии наряду со сходством некоторых отличительных черт. Перцептивные действия идентификации и отнесения к эталону в дошкольном возрасте развиваются в соответствии с известным нам механизмом интериоризации: вначале ребенок производит внешние ориентировочные действия, а затем они приобретают характер собственно перцептивных действий. Так, младшие дошкольники, определяя форму, цвет предмета, накладывают образец на предмет или прикладывают к нему. Если предмет объемный, ребенку требуется обвести контуры предмета и образца пальцем. Следя за движением своей руки, он улавливает сходство. Рука в данном случае помогает глазу последовательно осмотреть контур предмета. Старшие дошкольники прибегают к такому способу только в затруднительных случаях. В этом возрасте представление об эталонах-образцах сформировано, и ребенку нет надобности использовать реальный образец. Так, дети, научившись протаскивать различные предметы через отверстия разной формы и величины, начинают их соотносить, переводя только взор с предмета на отверстие, и после такой предварительной ориентировки дают безошибочное решение практической задачи, то есть действия глаза предвосхищают путь и результаты практических действий [2,с.37].
Анализ научных воззрений на проблему места и роли перцептивных действий в структуре акта восприятия позволил сделать следующие выводы. Развитие перцептивных действий является неотъемлемой составляющей сенсорного воспитания дошкольников. Перцептивные действия являются движущей силой развития процесса восприятия. Они ведут к созданию адекватной картины окружающего мира, посредством выделение и преобразованиями сенсорной информации. Становление и развитие сенсорной культуры происходит благодаря целенаправленному обучению.
Нами была проведена диагностика для определения развития перцептивных действий у детей старшего дошкольного возраста МДОУ «Детский сад №5» г. Ясногорска. На основе результатов был составлена программа для развития перцептивных действий у старших дошкольников посредством дидактических игр.
В данной программе предлагаются следующие дидактические игры: «Сложи узор»- развивать способность детей к анализу и синтезу, «Назови фигуру»- умение определять предмет по его признакам, «Найди лишнее»- учить детей группировать предметы по общему признаку, «Отгадай предмет»- умение определять предмет по его признакам, «Зашиваем ковёр»- умение находить небольшие изменения, которые произошли с предметами; «Цветные коврики» -учить детей дифференцировать цвета, «Дай такой»-учить при выборе формы по образцу отвлекаться от других признаков, «Волшебные рамки и вкладыши»-совершенствовать умение выделять форму, развитие тактильно-двигательного восприятия, «Форма и цвет»- уточнить знания детей о различных геометрических формах и цвете.
В результате исследования можно сделать вывод о том, что использование в работе дидактических игр, обеспечивающих оптимальные условия развития перцептивных действий, приводит к существенным сдвигам в точности, полноте и расчленении перцептивных образов у ребёнка. Таким образом, полученные данные позволяют делать вывод о продуктивном использовании дидактических игр в развитии перцептивных действий у детей старшего дошкольного возраста.
Список использованной литературы:
- Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. М.: Просвещение, 1978. 95 с.
- Венгер, Л.А. Развитие восприятия и сенсорное воспитание в дошкольном возрасте: дис. доктор психол. наук: 13.00.ОО / Леонид Абрамович Венгер. — МГУ им. М. В. Ломоносова, 1968. – 109 с.
- Запорожец, А. В. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. I. Психическое развитие ребенка/ А.В. Запорожец.— М.: Педагогика, 1986.— 320 с.
- Запорожец А.В. Психология действия. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2000. 736 с.
Источник
Светлана Першан
Консультация для педагогов «Формирование сенсорно-перцептивных действий и эталонов у детей раннего возраста»
Формирование сенсорно-перцептивных действий и эталонов у детей раннего возраста.
Здравствуйте! Формирование сенсорных процессов у детей имеет большое значение для психического развития. Исследования многих ученых (К. Бюлера, А. В. Запорожца, Л. А. Венгера) показали, что в первые годы жизни уровень развития восприятия существенно влияет на мышление. Это связано с тем, что действия восприятия связаны с такими операциями мышления, как обобщение, классификация, подведение под понятие и другими. Становление восприятия заключается в выделении наиболее характерных для данного предмета или ситуации качеств (информативных точек, составлении на их основе устойчивых образов (сенсорных эталонов) и соотнесении этих образов-эталонов с предметами окружающего мира.
Усвоение детьми сенсорных эталонов – многофункциональный процесс. Он расширяет сферу познаваемых ребёнком свойств, и позволяет отражать взаимосвязь между ними. Сенсорные эталоны – это представления о чувственно воспринимаемых свойствах объектов. Эти представления характеризуются обобщённостью, так как в них закреплены наиболее существенные главные качества. Осмысленность эталонов выражается в соответствующем названии – слове. Эталоны не существуют отдельно друг от друга, а образуют определённые системы. Например, спектр цветов, шкала музыкальных звуков, система геометрических форм и пр., что составляет их системность.
Психолог Л. А. Венгер вычленил и исследовал два пути усвоения систем сенсорных эталонов – перцептивный и интеллектуальный. Выделение перцептивного пути имеет важное значение для разработки способов сенсорного воспитания детей раннего возраста, которым еще не доступен интеллектуальный путь овладения.
Будучи усвоены системы сенсорных эталонов ребенком, они выступают в качестве основных средств осуществления перцептивных действий. Сопоставляя вновь воспринимаемые качества предметов с соответствующими элементами этих систем, ребенок точнее и глубже познает различные свойства конкретных примеров, его восприятие приобретает целенаправленность и организованность. Усвоение детьми систем сенсорных эталонов перестраивает их восприятие, поднимая его на более высокий уровень.
Какие главные свойства восприятия? –это предметность и константность – и развиваются они, как показал Л. А. Венгер (1969, во второй половине первого года жизни в процессе действий ребенка с предметами, благодаря формированию так называемых сенсомоторных предэталонов, которые рассматриваются как необходимые предшественники сенсорных эталонов.
Параметры развития восприятия определяется: перцептивными действиями, сенсорными эталонами и действиями соотнесения. Таким образом, становление восприятия заключается в выделении наиболее характерных для данного предмета или ситуации качеств (информативных точек, составлении на их основе устойчивых образов (сенсорных эталонов) и соотнесении этих образов-эталонов с предметами окружающего мира.
Перцептивные действия помогают изучить основные свойства и качества воспринимаемого предмета, выделив из них главные и второстепенные. На основе такого выделения ребенок воспринимает информативные точки в каждом из предметов окружающего мира, что помогает при повторном восприятии быстро узнать этот предмет, отнеся его к определенному классу — кукла, машинка. Действия восприятия, которые вначале являются внешними и развернутыми (ребенок должен не только посмотреть на предмет, но и потрогать его руками, действовать с ним, затем переходят во внутренний план и автоматизируются. Для формирования обобщения, так же как и других мыслительных операций развитие перцептивных действий — наиболее значимое качество и дает возможность в дальнейшем объединить каждый предмет в классы и понятия.
В раннем возрасте дети еще не умеют и не могут разделить сложный предмет на ряд эталонов, из которых он состоит. Поэтому, действия соотнесения предмета с эталоном помогают систематизировать те знания, которые есть у детей при восприятии новых предметов. А именно эти знания делают образ мира целостным и постоянным.
На втором году жизни детей ведущая роль в сенсорном развитии принадлежит предметной деятельности. В процессе действий с игрушками, особенно дидактическими, строительным материалом, а также с бытовыми предметами дети получают представления об их величине, форме, окраске, звучании и др.
Ребенок овладевает действиями, которые определяются не только внешними свойствами предмета, но и их функциональным назначением (ложкой можно кормить куклу, гребенкой причесывать и т. п.).
Для выполнения подобных действий ребенок должен учесть особенности формы, пространственного расположения предметов и др.
Задания на выбор по образцу предметов соответствующей формы, величины, цвета, выполняемые первоначально в плане практической ориентировки,интериоризируются: задачи, решавшиеся путем прикладывания предметов, ребенок начинает решать в уме. В качестве средства для перевода детей к этому типу ориентировки Л. А. Венгер рекомендует заменять действия с предметами действиями с их изображениями, а также вводить отсроченный выбор. Материалом для обучения детей соотносящим действияммогут служить различные разборные игрушки: пирамидки, матрешки, яички, грибки, разрезные картинки и т. п. для выбора по образцу можно использовать плоскостные и объемные предметы.
При специальном обучении предметным действиям соотнесения геометрических фигур (объемных и плоскостных) и отверстий по форме можно развить к 1 году 7 месяцам – 1 году 9месяцам (т. е. в более ранние сроки) сопоставление предметов по форме на основе зрительной ориентировки. Это ведет к совершенствованию восприятия предметов, их величины и цвета, а также самой предметной деятельности.
Дети второго-третьего года жизни в процессе дидактических занятий (по данным Л. А. Венгера, 1969) могут научиться различать все основные геометрические формы и их варианты, а также все цвета спектра и их оттенки, что превышает требования ныне действующей «Программы воспитания в детском саду».
Обучение детей действиям с предметами осуществляется главным образом на занятиях. Лишь после того как они научатся действовать с игрушкой в соответствии с ее назначением, игрушку передают в самостоятельное пользование. Без предварительного обучения действия детей носят манипулятивный характер и не достигают развивающего эффекта.
Большое значение имеет умение взрослого заинтересовать ребенка, организовывать его деятельность таким образом, чтобы поддержать интерес к действию. Наибольшая активность ребенка при действии с предметом достигается в том случае, когда он самостоятельно открывает новое свойство.
Основным методом обучения действиям с предметами служит показ, сопровождаемый объяснениями взрослого, а в случаях затруднений – совместное с ребенком выполнение. При построении занятий учитывается выдвинутый Е. И. Тихеевой (1967) принцип сочетания сенсорного и речевого развития: ребенку предлагают подобрать «такой же» кирпичик, мяч и т. п. Введение этих выражений, а также обозначения размера (маленький, большой, поменьше и др.) не только обогащает речь, но и способствует правильному выполнению действия, а следовательно, сенсорному развитию.
Заключение.
В раннем возрасте кроме наглядно-действенного мышления начинает формироваться и наглядно-образное. Исходя из того, что мышление предполагает ориентировку в связях и соотношениях между предметами, в исследованиях Запорожца и Венгера были разработаны методы изучения и диагностики мышления, исходя из способов ориентировки ребенка в ситуации. Эта ориентировка может быть связана с непосредственными действиями с предметами, их зрительным изучением или словесным описанием, определяя тем самым и вид мышления — наглядно-действенное, образное, схематическое, словесно-логическое. При этом наглядно-действенное мышление возникает к концу первого года жизни и является ведущим видом мышления до 3,5—4 лет. Наглядно-образное мышление возникает в 2,5—3 года и является ведущим до 6—6,5 лет.
Источник