Развитие восприятия цвета ребенка
Мы гуляли по Неглинной,
Заходили на бульвар
И купили синий-синий,
Презелёный, красный шар!
Сергей Михалков
Цвета – это волны, определяемые нашим глазом и мозгом и преобразованные в ощущения. Это носители информации, символы своеобразной знаковой системы. Способность определять и называть цвета и их оттенки, отделять цвет от предмета, окрашенного в него, дана только высокоорганизованному человеческому мозгу.
Детство — это яркие цвета: радуга, жёлтое солнце, зелёная трава, голубое небо, красный мяч. Детство — это половая идентификация в обществе и самоидентификация ребёнка: розовые и голубые коляски, шарики, комбинезончики. «Я не надену эти сапожки, они девчачьего цвета». «Хочу розовое платье, как у принцессы». А ещё «Какая красивая игрушка!» — потому что красочная, яркая.
Шар в цитате перед статьей «презелёный» — значит, насыщенного цвета. В одном предмете — шаре — ребёнок видит все базовые цвета спектра: синий, зелёный и красный (RGB: red, green, blue). Получается, что малыши понимают окружающий мир и его краски несколько иначе, чем взрослые.
Каждому возрасту и полу — свой цвет?
Восприятие цвета – важнейшая ступень сенсорного развития ребёнка, его мозговой деятельности. Это не так просто – признать расцветку как свойство предмета, назвать её и узнать в другом предмете. Известно, что новорождённый примерно до полутора месяцев не различает цвета и формы окружающей среды. Он видит всё в чёрно-белой гамме и расплывчато.
Когда малышу исполняется сорок пять дней, мир для него меняется. Вблизи (около 30 см) он начинает видеть красное и жёлтое, тянется к погремушкам этих оттенков. Он видит только цветовое пятно — яркое, но нечёткое. При этом бывает, что не представляющая эстетической ценности игрушка странного цвета становится у него любимой. Полугодовалый малыш видит красивыми также синий и зелёный. К году интересным становится, например, фиолетовый или розовый. Все эти самые яркие из существующих цветов и их появление в жизни – огромное впечатление, поэтому дети чаще всего называют синий или красный, жёлтый или зелёный любимыми.
Двухлетний малыш способен различать основные цвета, в три-четыре года – с оттенками. В пять-семь лет нужно избавляться от шаблонов восприятия «трава зелёная, солнце жёлтое», развивая и углубляя знания об оттенках и, вместе с тем, о мироустройстве. Необходимо помочь ребёнку понять различия, например, между красным, оранжевым и жёлтым, а также объяснить и показать, какие цвета образуются при смешивании с другими.
Есть тона одних и тех же цветов. Доказано, что мальчики предпочитают более тёмные тона, девочки – более светлые. Кроме того, исследования показывают, что девочкам нравится розовый, нежно-голубой и фиолетовый, мальчикам – синий, зелёный, чёрный. Врождённая эта любовь или культурно обусловленная и навязанная – сложно сказать. Скорее всего, здесь играют роль оба фактора, ведь в живой природе петухи, павлины, селезни ярче окрашены, чтобы привлечь самку, которой эта яркость, очевидно, нравится. Так что дизайнеры и маркетологи по-своему правы, разграничивая цветовые предпочтения мальчиков и девочек и предлагая рынку разные варианты цвета одежды, игрушек, аксессуаров.
Цветовое развитие детей
Жанна Кириллова, детский психолог, отмечает: «Основоположник научной педагогики в России Константин Дмитриевич Ушинский отмечал, что «дитя мыслит формами, красками, звуком, ощущениями».
Цвет — одна из первоначальных характеристик, которую начинает различать ребёнок после рождения. В жизни маленького человека цвета — одно из самых богатых и уникальных украшений его жизни. Развитие цветовосприятия, знакомство с оттенками помогает малышу более полно и тонко воспринимать предметы, явления, способствует развитию мышления, наблюдательности, обогащает его речь».
«Важно: помогая формированию цветовосприятия ребёнка, учитывайте ЕГО особенности восприятия цветовых оттенков, а не только стандартные рекомендации специалистов»
Более тёмные и более светлые оттенки одного цвета становятся ясны ребёнку после четырёх лет — так считает большинство исследователей. Другие говорят, что дети способны и раньше улавливать детали, если не перегружать их картину мира исключительно пестротой и называть оттенки цветов в игровой форме примерно с двух лет, проговаривать цвета окружающего мира. Эстеты могут попробовать даже обсуждать картины мастеров изобразительного искусства. Интересно, что самым сложным по восприятию для дошкольников оказывается голубой цвет, а простыми и любимыми – красный, зелёный, жёлтый и даже чёрный.
Различные цвета не только вызывают эмоции, но и способствуют развитию творческого начала. Наблюдение и выделение цвета – первый шаг к рисованию, даже у профессиональных художников, не то, что у малышей.
Считается, что определённо окрашенные предметы помогают или мешают сосредотачиваться. Красные игрушки облегчают запоминание, синие — развивают творчество. Поэтому психологи советуют обогащать опыт мальчиков и девочек в плане палитры, не ограничивать их, развивать полноценно.
Самая актуальная и полезная информация для современных родителей — в нашей рассылке.
С нами уже более 30 000 подписчиков!
Психолог Макс Люшер считал красный усиливающим волю, жёлтый – надежду, весёлость, оранжевый – активность, синий — придающим уверенность, спокойствие, зелёный – работоспособность. Получается, что зелёный хорош в рабочем пространстве и закрытых помещениях, чтобы не давать «давления», в отличие от красного. Сферу психики раскрывают фиолетовый, серый, коричневый, чёрный. Цвета и их оттенки способны даже корректировать поведение, если подобраны верно.
Любовь Тапкова, детский психолог, корректолог: «Оттенки синего в интерьере, такие как глубокий фиолетовый и голубой, помогают детям сосредотачиваться, они нужны для сна, помогают гиперактивным малышам прийти в равновесие. Розовый должен быть мягкий, холодный, чтобы успокаивать, а не ярко-розовый, красноватый. Сложно подобрать правильный зелёный – лучше его оставить для игровых и рабочих зон. Коричневый, такой деревянный цвет, стабилен, но несколько угнетает. Вообще не надо увлекаться белым, чёрным и серым, я считаю, он может использоваться только в деталях. Эти цвета угнетают, наводят скуку, тоску, даже одиночество».
Как играть и как учиться
Отличный вариант сенсорного знакомства с цветами – пальчиковые краски. Ребёнок может рисовать ладонями, пальцами, стопами. Это так здорово для него – прощупать границы своего воображения, быть смелым и самостоятельным. Разложите старые обои или ватман прямо на полу или клеёнку и дайте свободу творчества. Страх ребёнка сделать это – вот сигнал для чутких родителей.
Жанна Кириллова, детский психолог: «Способы обучения цвету: для младенца — это игрушки, для ребёнка постарше — комментарии близких о названии цветов и демонстрация примеров. Затем соотношение цвет-предмет (травка зелёная, снежок белый), подбор такого же цвета (найди два одинаковых шарика), различие цветов (какой предмет отличается от других по цвету), затем выбор по образцу и собственно названия цветов. Обучение важно в любом возрасте, сначала оно минимальное, но оно тоже важно. Развитие цветовосприятия, знакомство с цветами помогает малышу более полно и детально воспринимать предметы, явления, способствует развитию мышления, наблюдательности, обогащает его речь».
Мария Монтессори много пишет о развитии цветовых ощущений. Существуют карточки с цветом на одной стороне, с надписью, что за цвет – на другой. Их много, около 100 штук. Интересно придумывать свои расцветки, это очень развивает – из разряда «презелёный красный шар».
В какие ещё игры поиграть? Нарезать цветных кружочков нескольких цветов. Постепенно добавляя новые цвета, попросить ребёнка разложить по группам. Можно также изменять размеры кружочков.
Любимой игрой может стать сортировка бусин по цветам, из них же делаем украшения для себя, мамы или куклы.
Сортируем также машинки, кукол по цветам. Или, расставляя на столе базовый набор игрушек, раздаём им соответствующие цветные палочки.
Если что-то не так
Дальтонизм – это цветовая слепота, невозможность отличать, чаще всего, зелёный и красный цвета. В большинстве случаев это наследственная особенность, практически всегда передаётся от матери-носителя гена к сыну. Но при этом люди, которые с трудом отличают красный и зелёный или не отличают вовсе, могут видеть множество других тонкостей, например, оттенки цвета хаки, одинаковые для людей с обычным зрением. Бывает, что дальтонизм с возрастом прогрессирует, и человеку становится сложно различать синий и жёлтый. Самая тяжёлая и редкая форма болезни – полное отсутствие цветного зрения.
Дальтонизм в обычном виде не так страшен, дальтоники легко получают права практически в любой стране мира. Только несколько профессий закрыты для них, например, водитель поезда, в остальном же они живут полноценной жизнью и работают без ограничений почти в любой сфере.
Разноцветное детство
Вот ведь интересно, такая заурядная мелочь – цвета и краски, но именно они создают лучшие впечатления детства и жизни: яркий осенний листопад, светящийся от белизны снег и зелёная елка с красочными огоньками, свежая весенняя зелень, глубокое синее море, разноцветные оттенки заката и фантастическая радуга. Красивая кукла или машинка запомнятся на всю жизнь, потому что самые яркие. Прекрасное белое платье снежинки, почти как у невесты, строгий чёрный костюм первоклашки – всё это демонстрирует ребёнку мир, особенности культуры. Цвет – это важно. Пусть детство будет разноцветным и насыщенным, а значит, счастливым.
Быстрая регистрация
Получите 5% скидку на первый заказ!
Источник
Ирина Сизова
Восприятие цвета детьми раннего возраста
Основы чувственного восприятия цвета заложены в физиологической природе самого человека и способны развиваться с детства. Согласно современным психолого-педагогическим исследованиям, ребенок обладает большими возможностями в области восприятия цвета.
Для начала, следует отметить, что количество «основных» цветов в разных культурах различно. Древний Восток предполагал наличие 5-элементного мира, в Европе фиксировали 3 «основных» цвета (сначала — красный, жёлтый, синий, а позже — красный, зеленый и синий). А со времен Ньютона часто говорят о 7 цветах.
Наиболее «древними» цветами, первыми появившимися в человеческой культуре, обычно считаются белый, чёрный и красный.
Именно такие цвета первыми начинает различать ребенок.
Чувство красоты цвета можно и необходимо развивать, и желательно с детства!
Развитие чувственного восприятия цвета детьми тесно связано с протеканием других психических процессов и их особенностями для каждой возрастной группы: детского мышления, воображения, сенсорики и т. п.
Особенности восприятия цвета детьми 2-3 лет.
Глаз младенца способен уже в первые недели жизни различать цвета. Он неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному, радуется красочным цветам и предметам.
По современным данным, дети в возрасте до 1 года независимо от национальности и места проживания обнаруживают одинаковые цветовые предпочтения: красный, желтый и оранжевый они предпочитают синему, зеленому и фиолетовому.
Точность цветоразличия повышается с возрастом. Так как познание ребёнком окружающего мира начинается с ощущений, на втором году жизни большим достижением ребенка становится зрительное сравнение предметов по цвету.
Исследования Е. А. Аркина и 3. М. Истоминой показывают, что в 2-3 года у детей хорошо сформирован зрительный анализатор, т. е. дети легко различают все основные цвета. Тем не менее, как и в постижении других свойств, дети первоначально усваивают основные, бессознательно отбрасывая детали.
Основное внимание дети обращают на передачу формы и строения предмета, а передачу цвета производят лишь в отдельных случаях, когда цвет интенсивен, ярок, пробуждает эмоции, привлекает внимание детей. В этом возрасте отношение детей к цвету неустойчиво. В то же время дети способны найти подходящий цвет к образцу и правильно воспринимать основные качества цветов.
К 3 годам дети уверенно и точно различают некоторые звуки, тембр голоса близких людей, различают некоторые вкусы и запахи, но особенно хорошо они уже узнают цвета. Они часто знают названия некоторых из них. Различать цвета детям значительно легче чем их называть и даже чем отбирать цвета, названные взрослыми. Зная названия ряда цветов, дети часто не умеют еще достаточно хорошо пользоваться этими знаниями.
Малыши любят цвет, он доставляет им «эстетическое наслаждение». Рисуя красками, маленький ребенок не столько занят цветовым изображением предмета, сколько краской своего рисунка в тот цвет, который его особенно привлекает. Он пользуется цветом, как выразительным средством (яркая расцветка того, что особенно нравится, что он любит).
Позже цвет становится одним из опознавательных признаков знакомого ребенку предмета или явления. Цвет, его сочетания приобретают для ребенка такое же сигнальное значение, какое они имеют и для взрослого. Он узнает морковку, потому что она красная, сливу – потому что она синяя. Только по оттенкам цветачеловек определяет изображенное на картине время дня: утро или ночь; по цветовым оттенкам определяется свежесть листьев на деревьях или их увядание, приближение грозы или яркость солнечного дня. Этому всему и необходимо научить малыша.
Однако без специального обучения этот процесс у детей может затянуться и даже в старшем дошкольном возрасте они не смогут избавиться от употребления в сознании «предметных цветов» (небо синее, трава зеленая) — своеобразных шаблонов.
Также без обучения могут быть усвоены только часто встречающиеся эталоны: красный, зеленый, желтый и т. д. Названия цветов — серый, голубой, розовый — устанавливаются позднее и обычно после особого к ним внимания.
Вследствие небольшого опыта, особую трудность для детей представляет то, что не все предметы и их цвета соответствуют представлениям о них детей.
Вступая в дошкольный возраст, ребенок владеет действиями восприятия, сложившимися в раннем детстве. Глаз детей приучается сперва к простейшим, а затем к более сложным цветосочетаниям. Дети начинают предпочитать одни цветосочетания другим,употребляют выражения: «это красиво», «это некрасиво» и т. д.
Имея представление о желтом и красном цветах, но не зная оранжевого цвета, дети склонны оранжевые предметы воспринимать как красные или желтые. То, что усвоенные эталоны влияют не просто на называние, но, прежде всего, на само восприятие свойств, когда детям предлагают молча подбирать к образцу объекты точно такого же цвета.
Трехлетние дети во многих случаях по желтому образцу подбирают только желтые объекты, а по красному — красные и оранжевые, по синему образцу они подбирают только синие, а по голубому — и голубые, и синие. Особенно ярко это обнаруживается в случае, если образец сначала показывают детям, потом убирают и выбор надо произвести по памяти. По образцу знакомого цвета выбор производится правильно, а по образцу малознакомого цвета — ошибочно. Причина в том, что, получив, например, желтый образец, дети сразу же соотносят его с имеющимися у них эталоном и узнают, как желтый. После этого они отбирают желтые объекты, а остальные отбрасывают, как «не такие». Оранжевый образец ставит ребенка в затруднительное положение, так как у него нет представления об оранжевом цвете, и он использует желтый.
Исключение в восприятии малышами цвета составляет цветовая слепота – дальтонизм – неспособность различать некоторые цвета, большей частью красный и зелёный. Но существуют методики, которые определяют дальтонизм у детей после достижения ими трёх лет.
Одно из главных направлений развития цветовосприятия
Очень важной частью работы по развитию восприятия цвета являются игры и игрушки. В развитии восприятия цвета детей 2-4 лет помогают настольно-печатные и словесные игры, специально организованные занятия и дидактические игры со специалистами (воспитателями, педагогами развивающих центров и т. д.) В играх формируются образы предметов с характерными для них цветовыми свойствами.
Файл «/upload/blogs/detsad-186373-1521910039.jpg» не найден!
Файл «/upload/blogs/detsad-186373-1521910111.jpg» не найден!
Но в этом важном, систематически развивающемся процессе – чувственного восприятия цвета и цветоразличия — без внимания и непосредственного участия родителей не обойтись. Необходимо родителям каждого малыша ежедневно во время наблюдений в окружающей среде многократно проговаривать названия цвета предметов и явлений, поощрять ребенка в его успехах и стремиться к тому, чтобы ребенок достиг умения вычленять цветовой признак самостоятельно.
Всего комментариев: 10.
Источник
Валерия Матвейкина
Развитие восприятия цвета у дошкольников
Цвет-мощное средство эмоционального воздействия на человека. Нельзя недооценивать роль цветового восприятия в развитии и формировании детской личности, её эстетических вкусов, ведь благодаря цветоощущению или цветовому зрению человек способен воспринимать многообразие окружающего мира, кроме того, развитие восприятия цвета-есть основа становления зрительных функций, формирование способов обследования предметов и их изображений, цветовых сочетаний и их оттенками. Таким образом,способствуя развитию мышления, памяти. Восприятие цвета зависит от индивидуальных особенностей зрения, темперамента, настроения. Наличие цветового зрения играет большую роль в опознавании изображений и предметов окружающего мира, позволяет лучше различать детали и воспринимать большее количество информативных признаков.
Восприятие тесно связано с речью, в зрительном образе гармонично сочетаются чувственные и семантические компоненты. При недостаточном развитии у дошкольников процесса восприятия окружающего мира представления о предметах у детей неполны, фрагментарны, отличаются пониженной степенью обобщенности. Всё это приводит к обеднению словарного запаса, отражающего окружающий мир, что может создать систему вербальных образов,которые будут слабо связаны с чувстенным опытом детей. Овладение обобщающими словами у детей пятого года ограничено, что затрудняет формирование предметно –практических действий сравнения, классификаций, сериаций предметов по общим или отдельным признакам. Дети мало используют в речи такие понятия, как «цвет, оттенок», словосочетания «предметы по цвету сходны, различаются», поэтому необходимо преодолевать разрыв между воприятием зрительного образа и слова.
У детей 4-5 лет необходимо развивать интерес к игре с цветом, слуховое внимание,связную речь, умение выслушать товарища и,при необходимости, дополнить его рассказ. Дошкольники учатся описывать предмет, выделять его цыетовые свойства, совершенствуется умение объединять представление о цвете одним словом-наименованием, рассматривая предмет, дети сравнивают их и впроцессе рассказывают о сходстве и различии по цвету,упражняются в узнавании и назывании предметов.
Полное овладение системой эталонов цвета включает в себя знакомство со всеми тонами (хроматическими и ахроматическими)и овладение их связями : представлением о последовательности получения цветов путём смешивания других, об изменении цвета по светлоте и насыщенности. Одной из задач,обеспечивающей полное овладение детьми системой эталонов цвета, является формирование представлений о цветах радуги и о последовательности расположения цветовых тонов в спектре.
Поскольку детей этого возраста характеризует болле устойчивое внимание, интенсивное развитие процессов преднамеренного запоминания и припоминания, более совершенное зрительное и слуховое восприятие,расширение словарного запаса, развитие мышления, то и задачи ознакомления детей с цветом усложняются.
Определяем основные задачи :
1. Овладение системой цветовых эталонов (знакомство с хрома и ахроматическими цветами, формирование знаний о последовательности расположения их в спектре, обучение получению цветовых тонов, знакомствос изменяемостью цветовых тонов по светлоте)
2. Формирование способов обследования цветовых свойств предметов (знакомство со сложными цветами, формирование знаний о теплых и холодных цветах спектра, обучение действиям индефикации предметов и их изображений по цвету, упражнение в сопоставлении предметов и их изображений по цвету, закрепление знаний о цвете в памяти, обучение действиям с цветом по словесной иструкции, закрепление представлений о цвете в пространстве)
3. Развитие аналитического восприятия цвета (обучение построению уветовых сочетаний по образцу и замыслу, обучение составлению рядов из аналогичных по цвету предметов, развитие способности «исключать» лишний по цвету предмет в сериационных и класификационных рядах,обучение составлению рядов из цветных предметов в заданной последовательности).
Для успешного овладения детьми системы восприятия цвета, знакомства с его оттенками, формирования способов обследования предметов, их изображений,педагоги, конечно в первую очередь применяют игру.
Вот несколько примеров дидактических игр, которые можно применять как на занятиях, так и в свободное от них время.
«УЗНАЙ и НАЗОВИ» «УЗНАЙ и ВЫБЕРИ»
Цель :развивать восприятие цвета у детей, формировать знания о цветах спектра. Учить называть и узнавать заданный цвет. Формировать умение контролировать свои действия, используя способ приложения.
«НАЙДИ ОШИБКУ»
Цель: учить различать и называть цвета спектра, соотносить цвета эталонов с цветом реальных предметов. Расширять знания детей о растениях, имеющих постоянный признак того или иного цвета.
«КТО БЫСТРЕЕ?»
Цель: совершенствовать знания об определеном, заданном цвете. Развивать зрительное дифференцирование при восприятии цветов и их оттенков в большом пространстве, упражнять в определении цвета удаленных обьектов. Стимулировать зрительную поисковую деятельность на обобщающее понятие «цвет».
«РАСКРАСЬ ПО СХЕМЕ»
Цель: закреплять знания о цветах, развивать сообразительность, учить в процессе закрашивания контурного изображения предмета действовать в соответствии с предложенной схемой. Развивать тонкие зрительные дифференцировки при восприятии цвета в слабом цветовом контрасте.
«ЦВЕТА РАДУГИ» «ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК»
Цель: знакомить и закреплять знания о последовательном расположении цвета в спектре, учить подбирать цвет по образцу и по слову, выделять указанный цвет и называть его. Развивать внимательность.
«КАКОЙ ЦВЕТ ПРОПУЩЕН?» «НАЙДИ СВОЁ МЕСТО»
Цель: закреплять знания о цветах спектра,их последовательном расположении. Учить узнавать,называть,выделять из нескольких каждый цвет спектра,определять недостающий цвет. Продолжать закреплять знания о последовательности цветов спектра, учить действовать по цветовому сигналу, развивать внимание.
«ВОЛШЕБНЫЕ КРАСКИ»
Цель:учить получать заданный цвет,путем смешивания двух других.
«СЛОЖИ КАРТИНКУ»
Цель : учить составлять предмет из частей. Развивать зрительную реакцию детей на цвет. Формировать умение выполнять конструктивную задачу по памяти. Учить описывать предмет, ориентируясь на два признака одновременно.
«НАВЕДИ ПОРЯДОК»
Цель: продолжать учить дифференцировать теплые и холодные цвета. Развивать способность устанавливать сходство и различия между предметными изображениями, сравнивать их по цвету и исключать не относящийся к группе предметов и понятий.
«РАСКРАСЬ УЗОР»
Цель: учить создавать орнаментальные узоры, ипользуя холодные и теплые цвета. Упражнять в дифференцировании теплых и холодных цветов при создании орнаментальных узоров из элементов различных цветов.
«РЫБКИ В АКВАРИУМЕ» «СОБЕРИ БУКЕТ»
Цель: формировать умение выкладывать сериационный ряд по светлоте оттенка цвета, учить воспринимать и определять оттенки цвета. Обогащать речь детей словами «светлый, светлее», «темный,темнее», «оттенок»
Источник