Развитие воспитание и социализация личности ребенка
Личность – человек со свойственным набором психических свойств, определяющих поступки, поведение, значимые для общества, отличающие его от остальных. Связанные между собой социализация и воспитание личности превращают человека-индивида в полноценную, самостоятельную личность, представляющую ценность для общества, обладающей индивидуальностью. Личностное развития – основная проблема и предмет исследования педагогики, социологии, психологии, психиатрии.
Рекомендуем: «Проблемы социального воспитания».
Понятие социализации
Социализация – вхождение индивида в общественную, социальную среду, окружение через приобщение его к социальным нормам, общественным ценностям сложившегося строя. Социализированный человек – основа полноценного общества, активно осуществляющий функции, возложенные на него обществом, государством.
На социализацию влияют группы факторов:
- макрофакторы – планета, страна, общество, космос;
- мезофакторы – этнос, средства массовой коммуникации, регион, поселение;
- микрофакторы – семья, социум, воспитательное влияние.
Социализация личности в психологии – планомерное вхождение индивида в существующую социальную среду, приобщение к комплексу социальных взаимосвязей, приобретение индивидуальности. Процесс двусторонний: с одной стороны – усвоение социального опыта, психологических установок, с другой – активное его воспроизводство. Первое – воздействие окружающего пространства, среды на человека, второе – человека на среду.
Этапы социализации
Выделяются временные этапы включения индивида в социум:
- первичная – адаптация, от момента рождения до конца подросткового периода. Ребенок адаптируется, приспосабливается, усваивает накопленный родителями социальный опыт;
- стадия индивидуализации – начинается с подросткового возраста. Для нее характерно стремление выделиться и проявить себя. Результат этапа при нормальном его протекании – формирование устойчивых свойств, установок, ценностей отношений;
- интеграция – характеризуется желанием найти свое место в социуме. Благополучной интеграция считается если индивид принимается обществом, коллективом;
- трудовая стадия – социальная зрелость человека, период трудовой активности. Человек усваивает накопленный опыт и способен воспроизводить его;
- послетрудовая – пожилой возраст. Основное направление – передача накопленного социального опыта следующему поколению.
Понятие воспитания
Воспитание – микрофактор, влияющий на социализацию. Социализированный индивид соответствует нормам, ценностям, противостоит отрицательному действию окружающей среды, тенденциям, тормозящим, отклоняющим развитие индивидуальности.
Общепринятого определения термина не существует. Связано это с многозначностью понятия. Его рассматривают как общественно направленную деятельность, процесс, воздействие на отдельного человека.
Воспитание – направленное влияние на деятельность человека организованных институтов общества, среды, собственной активности. Направлено оно на формирование необходимых устойчивых свойств личности, индивидуальных качеств.
В психологической науке воспитание – деятельность, осуществляющая передачу следующему поколению общественного исторически накопленного опыта. Оно является целенаправленным действием на сознание, далее на поведение через формирование значимых для жизни установок, идеалов, ценностных ориентаций, обеспечивающих условия для дальнейшего развития, подготовки индивида к жизни в обществе, труду. Цель – ожидаемые запланированные изменения, получаемые под воздействием подготовленных действий. Результаты – степень усвоения запланированных черт, норм, правил. Нормы, соблюдения которых добиваются от ребенка родители, становятся внутренними идеалами, принципами мировоззрения.
Важно
Отсутствие воспитания приводит к отклонениям умственного развития, нарушению формирования обязательных для жизни в человеческом обществе социальных ролей.
Воспитание – направленное действие на личность
Воспитание – показатель развития или направленный психологический, педагогический процесс формирования важных личностных качеств. Оно зависит от собственных усилий, склонностей, задатков, работоспособности, проявляющихся в разных видах деятельности. Этим объясняется его разное действие на людей, живущих и воспитывающихся в одинаковых условиях.
Оно выполняет функции:
- упорядочивает влияния, факторы;
- создает условия для ускоренного вхождения человека в общество;
- помогает преодолеть, уменьшить негативные последствия стихийной социализации, придать личностную положительную ориентацию, мотивацию.
Виды воспитания
Выделяют воспитание умственное, физическое, трудовое. По другой классификации – нравственное, физическое, трудовое, эстетическое. Часто добавляется правовое, гендерное, экономическое, экологическое.
Какие качества воспитывать? Основой можно считать содержание, предложенное российским педагогом Караковским, выделившим общечеловеческие ценности: Человек, Семья, Знания, Труд, Культура, Земля, Отечество, Мир. Принятие ценностей рождает положительные черты, нравственные качества, правильные потребности, поступки.
Разделяется воспитание личности по моделям, зависящим от развития общества на различных исторических этапах, соотношения социальных групп, социально-политической ориентации. Достаточно вспомнить основы тоталитарного и демократического общества, отличающиеся по системам ценностей и требующие формирования разных качеств личности.
Воспитание проходит двумя способами:
- Путем сообщения, объяснения общественно значимых целей, принципов, ценностей, норм поведения. Способ исключает возможность поиска, совершения ошибок. Основывается на переработке имеющихся у человека мотиваций по осмыслению отношения к действительности.
- С помощью специальных условий, созданных для формирования познавательного интереса, стимулировании активной общественно-полезной деятельности.
Первый способ – традиционный, второй – современный. Оба они эффективны при совместном применения, взаимодополняемости.
Принципы гармоничного развития
Формирование гармоничной личности направлено на достижение целей:
- формирование сознания гражданина, патриота;
- приобщение к общечеловеческим ценностям;
- развитие креативности, способности к творчеству;
- формирование адекватной Я-концепции, способности самореализации.
Принципы, которые нужно соблюдать:
- уважительные, доверительные отношения между педагогами, воспитанниками;
- природосообразность (учет возрастных, гендерных, других природных особенностей);
- культуросообразность (опора на культурные традиции народа);
- гуманизация, эстетизация среды воспитательного учреждения.
Связь воспитания и социализации
Как социализация, так и воспитание направлены на усвоение нравственных норм. Но есть отличия. Первое направлено на развитие духовных качеств, духовного здоровья общества, второе – развитие качеств личности. Одно без другого существовать не может. Если общество не стремится к духовному оздоровлению, социализация становится стандартной адаптацией. Общество, стремящееся к устойчивому формированию, развитию личности, обеспечивает гармонию свобод, прав, обязанностей всех граждан. Если общественный строй поддерживается принудительными методами, здоровым общество назвать нельзя.
Социализация проходит под влиянием воспитания и других факторов. Сформировать личность с нуля только воспитательным влиянием школы невозможно, до поступления в образовательное заведение на ребенка уже воздействует семья, микроокружение.
В отличие от социализации, проходящей всегда стихийно, воспитание – направленный процесс, оно рассматривается как механизм, средство управления нормальным входом в общественную жизнь. Основная функция его – регулирование влияния социального окружения, создание условий для успешного развития.
Социализация – процесс непрерывный, человек взаимодействует с ее факторами в течение жизни. Воспитание дискретно. Оно планомерно, но осуществляется специальными организациями, ограниченными во времени и пространстве.
Семья: зарождение личности
Семья — главный агент первичной социализации, первое окружение ребенка, определяющее весь последующий процесс вхождения в социум.
С помощью семьи дети вписываются в социум. Родители формируют качества ребенка с ранних этапов. Отсутствие и недостаток внимания родителей содействует появлению у детей множества психологических, социальных отклонений, комплексов, сильно нарушающих нормальную деятельность в будущем.
Родители создают основу личностных качеств, социальное положение влияет на статус ребенка, профессия определяет образовательный, культурный уровень. Семья закладывает фундамент нравственных, семейных, гендерных ценностей.
Семья может оказать негативное влияние. Алкоголизм, конфликты, разводы, социальное отчуждение, жестокое обращение накладывают серьезный отпечаток на развитие у ребенка важных для общества качеств, его мировоззрение.
Семья находится в центре проблем, связанных с физическим, психологическим, социальным здоровьем детей. Социальное развитие зависит и от других агентов, качеств индивида, врожденных черт. Поэтому дети, воспитывающиеся в неблагополучной семье, не обязательно вырастают преступниками, а могут стать высоконравственными людьми и полноценными личностями.
Школа – социальный институт
Школа предоставляет детям систематическое образование, обеспечивает разносторонний воспитательный процесс. Образовательные и воспитательные учреждения – сосредоточение культуры, политических, нравственных ценностей. Школа призвана поддержать социализацию, начинающуюся из семьи, исправить ее при необходимости, что сделать достаточно сложно. Работа учреждения зависит от личностных, профессиональных качеств учителей, воспитателей, микроклимата коллектива, форм, методов, современности учебного заведения, множества других факторов.
Социализация человека и воспитание личности – неразрывно связанные процессы, дополняющие друг друга и одновременно противоположные. Без них невозможно полноценное развитие человека как полноценного члена общества, являющегося сформированной личностью.
Источник
Социализация представляет собой процесс усвоения индивидом социальных норм и правил, вхождение личности в социальную среду.
Сам процесс социализации и его результаты бывают противоречивы, т.к. в идеале индивид должен соответствовать требованиям, которые выдвигает ему общество, и в то же время противостоять негативным явлениям, которые мешают его самореализации.
Социализация включает в себя такие процессы как:
- освоение культуры человеческих взаимоотношений;
- освоение новых видов деятельности;
- получение общественного опыта;
- освоение новых форм общения.
Социализация позволяет человеку стать членом общества в условиях усложнения социальной жизни. Социализация – это непрерывный процесс приспособления человеческого индивида к общественным началам и их изменению. Человек постоянно зависит от окружающего его общества. К примеру, в дошкольном возрасте ребенок социализируется в пределах детского садика, позднее — в пределах школы, окончив образовательное учреждение, человек социализируется в пределах выбранной профессии, вступив в брак — в рамках создания молодой семьи и т.д.
На социализацию в значительной степени влияет процесс воспитания.
Если социализация происходит в условиях стихийного взаимодействие человека с окружающим социумом, то воспитание является процессом целенаправленной, сознательно контролируемой социализации (например, семейное, религиозное, школьное воспитание и др.).
Взаимодействие воспитания и социализации
В разные периоды развития жизни человека воздействие социализации и типов воспитания меняются. Воспитание выступает механизмом управления процессами социализации. Так, воспитание имеет две основные функции:
- упорядочивание всего спектра разнообразных влияний на индивида (социальных, психологических, физических и т.д.)
- создание эффективных условий для ускорения процессов социализации с целью развития гармоничной личности.
Благодаря данным функциям, воспитание выполняет следующие задачи:
- помогает преодолеть или ослабить отрицательные последствия социализации;
- придает процессу социализации гуманистическую направленность;
- использует свой научный потенциал для прогнозирования и конструирования педагогической стратегии и тактики.
Выбор определенных моделей воспитания зависит от уровня развития общества, социальной стратификации и социально-политической ориентации общественной жизни. Поэтому воспитание отличается в тоталитарном и демократическом обществах. В каждом из обществ воспроизводятся определенные типы личности, собственная система ценностей и взаимодействий, характерная для общества степень свободы и ответственности личности.
В процессе воспитания педагог является активным началом наряду с активным ребенком. В связи с этим возникает вопрос о задачах целенаправленной социализации, организатором которой выступает педагог.
Задачи социализации
А. В. Мудрик определил три группы задач, которые решаются на каждом этапе социализации:
- Естественно-культурные задачи направлены на достижение личностью определенного уровня физического и сексуального развития на каждом возрастном этапе. В данном аспекте каждая страна имеет свои нормативные различия, обусловленные регионально-культурными условиями (разные темпы полового созревания, эталоны женской и мужской красоты и т.д.).
- Социально-культурные задачи — познавательные, нравственные, ценностно-смысловые задачи, характерные для каждого возрастного этапа в конкретном историческом обществе. С одной стороны, данные задачи формируются обществом, с другой стороны, на них влияет ближайшее окружение личности.
- Социально-психологические задачи обусловлены становлением самосознания личности, ее самоопределением и самоутверждением, отличающимися на каждом возрастном этапе своим содержанием и способом достижения.
Решение всех этих задач в процессе воспитания вызвано необходимостью развития личности. Если какая-либо группа задач остается нерешенной на том или ином этапе социализации, то это либо задерживает развитие личности, либо делает ее неполноценной.
Источник
Базовые
понятия: человек, личность, индивид,
индивидуальность, развитие, формирование,
воспитание, социализация, наследственность,
среда, общение (определения даны в
словаре)
Воспитание
можно рассматривать как педагогический
компонент процесса социализации, который
предполагает целенаправленные действия
по созданию условий для развития
человека. Социализация ребенка
стратегическая цель деятельности
педагога.
Развитие
и воспитание воздействуют на личность
индивида с целью – полной реализации
себя в обществе.
Проблема
личности, ее развития, формирования и
социализации- ключевая проблема
педагогики. В течение жизни человека
происходит его биологическое и социальное
развитие.
Биологическое
связано с морфологическими (рост, вес,
объем); биохимическими (состав крови,
костей, мышц); физиологическими
(пищеварение, кровообращение, половое
развитие) изменениями.
Социальное
развитие связано с психическими
(совершенствование памяти, мышления,
воли); духовными (нравственное становление,
изменение сознания); интеллектуальными
(совершенствование знаний) изменениями.
Развитие
человека – это сложный процесс,
детерминированный множеством факторов:
социальная среда, сам человек.
Существует
три концепции развития личности:
биологическая, социальная, биосоциальная
А)
биологическая концепция: личность
сугубо природное существо, поведение
человека объясняется действием присущих
ему от рождения потребностей, влечений
и инстинктов (З. Фрейд );
Б)
социологическая концепция: человек
рождает как биологическое существо, в
процессе жизнедеятельности социализируется;
среда определяющий фактор.
В)
биосоциальная концепция: человек –
существо и биологическое, и социальное;
психические процессы имеют биологическую
природу; направленность, интересы
формируются под влиянием среды.
Факторы
развития личности:
Внутренние
факторы: собственная активность,
интересы, деятельность, общение.
Внешние
факторы: среда природная и социальная,
воспитание
Воспитание
– часть процесса социализации; оно
представляет собой целенаправленное
управление процессом социального
развития личности через общение и
практическую деятельность
Факторы
воспитания: макрофакторы, мезофакторы,
микрофакторы
Космос
Этнокультурные школа Планета традиции
сверстники Мир Тип поселения семья
Общество СМИ Государство
Зона
актуального развития – те возможности
человека которые он реализует
самостоятельно без посторенней помощи.
Зона
ближайшего развития — те возможности
которыми может чел реализовать с
небольшой помощью.
В
обучении следует опираться на зону
ближайшего развития. Т.о. реализован оч
важный шаг в реализации принципа
природосообразности – реализация зон
А и В развития! Они отображают природу
человека.
Вопрос 16 Социальная сущность воспитания. Основные направления воспитания: умственное, физическое, нравственное, трудовое, эстетическое и др.
Воспитание
– целенаправленный и организованный
процесс формирования личности (И.П.
Подласый); функция общества по подготовке
подрастающего поколения к жизни,
специально организованный и управляемый
процесс формирования человека, передач
общественно исторического опыта новым
поколениям (Е.С. Рапацевич); подготовка
молодого поколения к жизни в данном и
будущем обществе, осуществляемая через
специально создаваемые государственные
и общественные структуры, контролируемая
и корректируемая обществом; целенаправленное
воздействие на человека с целью
формирования у него определенных
ценностных ориентаций, принципов
поведения, систем оценок, отношения к
себе, другим людям, труду, обществу,
миру (И.Ф. Харламов).
Социальная
сущность воспитания. Сущность воспитания
заключается в том, что воспитатель
намеренно стремится повлиять на
воспитуемого: «чем человек как человек
может и должен быть» (К.Д. Ушинский). То
есть воспитание является одним из видов
деятельности по преобразованию человека
или группы людей.
Понятие
«воспитание» имеет много значений. В
широком педагогическом смысле воспитание
– целенаправленный процесс, который
осуществляется системой учебно-воспитательных
учреждений. В узком педагогическом
смысле воспитание можно толковать как
воспитательную работу, целью которой
является формирование системы определенных
взглядов и убеждений, и как решение
воспитательных задач.
В
процессе воспитания происходят
социализация личности, развитие личности,
ее самоопределение (формирование
ответственности), формирование новых
качеств личности, интеграция личности.
Воспитание
в целостном образовательном процессе
(А.И.Пинкевич, Ю.К.Бабанский, И.П.Раченко).
Воспитание не существует самостоятельно,
оно обязательно и всенепременно
дополняется обучением, и оба они
объединяются в более высокое системное
понятие – образование. Воспитание и
обучение в совокупности обеспечивают
готовность личности к удовлетворению
личностных интересов (образование,
семейное положение, карьера, творческая
состоятельность, достижения в
профессиональной сфере деятельности
и пр.), а также к выполнению социальных
и профессиональных ролей – самореализации.
Многообразие
целей воспитания
Цель
воспитания у Мора и Кампанеллы — культ
человека. Человек — личность деятельная,
высоконравственная, обладающая чувством
собственного достоинства, мужеством,
физической и душевной стойкостью.
Цель
воспитания, поКоменскому — познание
себя и окружающего мира, управление
собой, стремление к соединению с Богом,
но в то же время подготовка к деятельности
в земной жизни.
Цель
воспитания у Локка — воспитание
джентльмена, умеющего вести свои дела
толково и предусмотрительно, предприимчивого
человека, утонченного в обращении.
Выделял физическое, нравственное,
умственное, религиозное и трудовое
воспитание.
Цельвоспитания
у Кампанеллы — развитие сил и способностей
детей.
Цель
воспитания уПесталоцци – развитие всех
природных сил и способностей человека.
Кантвидел
цель воспитания в том, чтобы вести род
человеческий к совершенству, содействовать
выполнению человеком его назначения,
развивать в себе человеческую природу.
Педагогика Канта – педагогика воли.
Декарт
провозгласил идеал воспитания – развитие
ясного мышления, основанного на
доказательстве и природном равенстве
умов, допуская врожденные различия в
интеллекте.
Цель
воспитания у Добролюбова и Чернышевского
– воспитание патриота и высокоидейного
человека, гражданина со стойкими
убеждениями, всесторонне развитого
человека.
Цель
воспитанияМакаренко – формирование
нормы, стиля жизни, отношений.
Сухомлинскийосновное
внимание обращал на воспитание у
подрастающего поколения гражданственности.
Цели
и задачи воспитания в современных
социально-экономических условиях.
Системный характер воспитания. Обоснование
цели воспитания невозможно без учета
особенностей социально-педагогической
ситуации, которая ее порождает. Процессы
обновления в современной школе идут
болезненно и сложно. С одной стороны, у
учащихся появляются безразличие к
учебе, анархические настроения, апатия,
игнорирование коллективных форм
деятельности. С другой – многие начинают
понимать, что в условиях рыночной
экономики могут расцвести вечные
общечеловеческие ценности, в частности,
такие, как знания, предприимчивость,
профессионализм, культура. Таким образом,
современная социально-педагогическая
ситуация в России формирует альтернативный
по отношению к традиционным воспитательным
нормам тип личности, выдвигает задачи
воспитания человека в новых условиях.
Главная
цель воспитания – разностороннее и
гармоничное развитие личности, ее
самоактуализация. Постановка цели
влечет за собой ее конкретизацию –
определение стратегических и тактических
задач воспитания. Педагог по собственному
желанию не может сделать воспитанника
ни лучше, ни хуже. Он может лишь создать
условия, чтобы ученик сам захотел стать
таким, каким хотелось бы педагогу. Об
этом же в последние годы заговорили
А.А. Бодалев, О.С. Газман, В.А. Караковский,
Л.И. Новикова. Поэтому в формулировке
цели воспитания необходимо еще добавить
– в условиях личностно ориентированной
коллективной творческой деятельности.
Не менее важным условием успешности
реализации цели представляется выработка
общей стратегии воспитания.
Цель
и задачи воспитания определяются
педагогом, они зачастую завуалированы,
скрыты от воспитанника. Это один из
парадоксов воспитания. Цель воспитания
распределяется на следующие задачи:
умственную, физическую, трудовую,
нравственную, эстетическую, патриотическую,
экономическую, правовую, экологическую.
Составные
части воспитания (умственное, физическое,
нравственное, трудовое, политехническое,
эстетическое и т.д.).
Умственное
воспитание ориентировано на развитие
интеллектуальных способностей человека,
интереса к познанию окружающего мира
и себя. Задачи и содержание нравственного
воспитания молодого поколения определяются
этическими требованиями общества.
Трудовое
воспитание – это развитие и подготовка
добросовестного, ответственного и
творческого отношения к различным видам
трудовой деятельности, накопление
профессионального опыта как условия
выполнения важнейшей обязанности
человека.
Эстетическое
воспитание – это развитие эстетического
отношения к действительности,
предполагающего наличие у человека
способности воспринимать прекрасное.
Физическое
воспитание заключается в правильном
физическом развитии, тренировке
двигательных навыков и вестибулярного
аппарата, выполнении различных процедур
закаливания организма, а также воспитание
силы воли и характера; направлено на
повышение работоспособности человека.
Гражданское
воспитание – это формирование у человека
ответственного отношения к семье, другим
людям, своему народу и Отечеству.
Экономическое
воспитание – это система мер, направленная
на развитие экономического мышления
современного человека в масштабах
своего дома, производства, страны.
Экологическое
воспитание – это воспитание, которое
основано на понимании непреходящей
ценности природы и всего живого на
Земле.
Правовое
воспитание предполагает знание человеком
своих прав и обязанностей, а также
ответственности за их несоблюдение.
Свободное
воспитание рассматривает воспитание
как помощь природе ребенка, естественно
развивающегося в процессе освоения
окружающего мира и свободно
самоопределяющегося в нем.
Семейное
воспитание – составная часть социализации
человека. В семье социализация стихийна.
Результаты ее определяются объективными
характеристиками — уровнем образования,
социальным статусом, материальными
условиями и субъективными характеристиками:
ценностными установками, стилем жизни,
взаимоотношениями членов семьи;
личностными ресурсами (составом семьи,
состоянием здоровья, индивидуальными
интересами) и пр.
Религиозное
воспитание – целенаправленное и
планомерное взращивание верующих
посредством внушения им мировоззрения,
мироощущения, норм отношений и поведения,
соответствующих догматам и принципам
определенного вероисповедания.
Социальное
воспитание – это взращивание человека
в специально созданных воспитательных
организациях. Основной способ –
планомерное создание условий с помощью
взаимодействия конкретных людей,
коллективов, воспитательных организаций
и органов управления. Целями социального
воспитания являются:
относительно
целенаправленное позитивное развитие;
духовно-ценностная
ориентация;
выбор
стратегии и тактики адаптации и
обособления в социуме
п)речь
как форма коммуникативной деятельности.
Речь
как особая форма коммуникативной
деятельности. Речь и язык. Передача
любой информации возможна лишь посредством
знаков. Основу вербальной коммуникации
составляет речь, тесно связанная с
мышлением. Сознание человека формируется
в общении между людьми. Речь и язык
отражают бытие человека, обозначая его.
Речь – особая и наиболее совершенная
форма общения, свойственная только
человеку. Речь – это форма существования
мышления.
В
речевом общении участвуют две стороны
– говорящий и слушающий. Говорящий
отбирает слова, необходимые для выражения
мысли, связывает их по правилам грамматики
и произносит их благодаря артикуляции
органов речи. Слушающий воспринимает
речь, так или иначе понимает высказанную
в ней мысль. Общим средством и системой
правил для передачи мысли является
национальный язык, вырабатываемый в
процессе речевого общения на протяжении
многих поколений.
Язык
– строго нормализованная система
средств общения, а речь – его применение
в процессе общения для передачи мысли
и чувства. В языке нет мыслей – это набор
разных средств для выражения мысли, но
когда в речи из этого набора отобраны
определенные языковые средства, – в
ней будет высказана определенная мысль.
Виды
речи: устная и письменная; диалогическая
и монологическая. Виды речи представлены
на рисунке. Все виды речи тесно
взаимодействуют друг с другом. Общим
для всех видов речи является произнесение
слов (вслух или про себя). Внешняя речь
бывает устной и письменной.
Под
письменной понимают речь с использованием
письменных знаков. Письменная речь
более концентрирована по содержанию,
чем устная. В большинстве языков звуки
речи обозначаются буквами, из которых
составляются слова. Письменная речь
появляется позже устной и формируется
на ее основе.
Слышимая
речь, которая кем-то произносится,
называется устной речью. При этом
собеседники хорошо видят и слышат друг
друга, что накладывает отпечаток на
характер речи. При изменении условий,
например, при разговоре по телефону,
характеристики речи обычно меняются
(она становится более краткой, менее
обстоятельной и т.п.).
Устная
речь может быть диалогической и
монологической. Диалогическая речь
поддерживается взаимными репликами
собеседников, называясь еще разговорной.
Обычно она не полностью развернута, так
как многое или вытекает из того, что
было сказано раньше, или заранее известно
говорящим, или очевидно из имеющейся
ситуации. Поддержание разговорной речи,
как правило, требует естественный ответ
на побуждение собеседника или существует
как реакция на происходящее вокруг.
Монологическая
речь продолжается достаточно долго, не
перебивается репликами других и требует
предварительной подготовки. Обычно это
развернутая, подготовленная речь
(например, лекция, доклад, выступление
и т.п.). При подготовке такая речь нередко
неоднократно проговаривается (особенно
ее отдельные места), перестраивается
план, отбираются нужные слова и предложения
и, часто, письменно фиксируется план
устной речи. Монологическая речь гораздо
труднее диалогической, она требует
завершенности мысли, строгой логики и
последовательности.
Основные
функции речи: выражение, воздействие,
сообщение, обозначение. Экспрессивные
возможности устной речи. Речь выполняет
две основные функции – коммуникативную
и сигнификативную (обозначающую).
Коммуникативная
функция речи включает в себя средства
выражения и средства воздействия. Речь
содержит эмоционально-выразительные
компоненты, выражающиеся в ритме, паузах,
в интонациях, в модуляциях голоса и
других выразительных экспрессивных
моментах, которые в большей или меньшей
степени всегда имеются в речи – особенно
устной (в письменной речи выразительность
заключается в ритме и в расстановке
слов). Человеческая речь обычно выражает
эмоциональное отношение человека к
тому, о чем он говорит, и часто к тому, к
кому он обращается.
Речь
является и средством воздействия.
Человек говорит для того, чтобы
воздействовать, если не непосредственно
на поведение, то на мысль или чувства,
на сознание других людей. Речь имеет
социальное предназначение, она является
средством сознательного воздействия,
при помощи которого субъект в состоянии
оказать воздействие, соответствующее
поставленной им цели.
Сигнификативная
функция включает функции сообщения и
обозначения. Основным в слове является
его значение, внимание человека обычно
сосредоточено на смысловом содержании
речи. Каждое слово человеческого языка
обозначает какой-либо предмет, указывает
на него, вызывает образ предмета. Говоря
слова, мы каждый раз обозначаем тот или
иной предмет, то или иное явление. Этим
язык человека отличается от «языка»
животных. Обозначающая функция позволяет
человеку произвольно вызывать образы
соответствующих предметов, иметь дело
с предметами даже в их отсутствие.
Функция
сообщения, которая обозначается термином
значение слова, позволяет анализировать
предметы, выделять их существенные
свойства, относить предметы к определенной
категории. Овладевая словом, человек
усваивает сложную систему связей и
соотношений, в которых состоит данный
предмет. Поэтому слово является средством
абстракции и обобщения, отражает связи
и отношения предметов внешнего мира.
Коммуникативная
и речевая культура педагога.
Педагог
должен правильно произносить слова,
правильно строить предложения, выражаться
точно, уместно, выразительно. Педагогу
необходимо успешно общаться в разнообразных
ситуациях, причем быть активным в
общении, уметь отбирать для своей речи
самое важное, уметь убеждать, а для этого
– уметь делать свою речь максимально
выразительной.
Педагог
должен мыслить самостоятельно, творчески
перерабатывать изученное, выдавать
продукт мышления – оригинальное решение
актуальной задачи, по-новому осмысленный
материал, вызывающий интерес собеседников,
аудитории. Для этого педагог должен
владеть законами риторики, её принципами,
системой аргументации, теорией убеждения,
теорией речевых жанров.
Педагог
должен заниматься серьезной, кропотливой
самостоятельной работой – совершенствованием
речи.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник