Развитие воображения у ребенка 1 год
Источник: izZaMKADya.ru
Воображение – это уникальная способность человека воссоздавать мысленно те или иные ситуации, предметы, образы или придумывать их, даже если они не существуют на самом деле. Человек с его помощью может найти выход из какой-либо ситуации, прокручивая ее в голове вновь и вновь, ища при этом самый безопасный и удобный для себя итог. При помощи воображения человек создает все вокруг, что уже существует в современном мире и то, что будет существовать. Поскольку наше с вами воображение никогда не останавливается на достигнутом, а ищет новые горизонты для развития.
Воображение – это уникальная способность человека
Немного о том, почему развивать воображение очень важно в детском возрасте
Как мы говорили выше: весь мир и то, что нас окружает, создано воображением человека, его фантазиями и мечтами. Если бы не этот навык, то не было бы современной архитектуры, электричества, научных открытий, великолепных художественных книг и человек бы не научился снимать современные фильмы и многого другого. Если сказать пафосными и громкими словами… Мы с вами что-то придумываем, мечтаем об этом, а наше воображение ищет способы это осуществить наяву. Благодаря ему мы многогранны и воспринимаем мир таким, какой он есть и пытаемся сделать его лучше.
На минуту вообразите, что человек не обладает навыком воображения… Это был бы скучный и однообразный мир без интересных и фантастических сказок, увлекательных и интересных детских игр, захватывающих дух музыкальных произведений и многого другого. Мы бы жили скучно и однотипно. Вот всего несколько строк о пользе воображения для человека.
Мы с вами что-то придумываем, мечтаем об этом, а наше воображение ищет способы это осуществить наяву.
Воображение человека начинает активно проявляться в возрасте от пяти до пятнадцати лет и именно в это время необходимо заниматься развитием этого навыка у ребенка. Если этого не делать, то можно получить, абсолютно, неинтересного и скучного сноба, для которого учеба станет камнем преткновения и у него полностью, будет отсутствовать желание открывать для себя что-то новое и интересное. Но если переусердствовать в развитии воображения, то ваш малыш может уйти в свой выдуманный мир, начать дружить с придуманным другом или представлять, что он абсолютно другой человек. Здесь самое главное выдержать «золотую середину».
Современные психологи воображение разделяют на три типа. На это влияет три способа его формирования:
- Первый тип – творческое воображение. Здесь ребенок фантазирует только при помощи своего ума. Он не берет за основу уже существующие вещи, а воссоздаёт все самого нуля. Это самый лучший тип воображения. Его необходимо развивать в первую очередь.
- Второй тип – воссоздающее воображение. Здесь ребенок воссоздаёт в голове то, что мог прочесть в книге или услышать от кого-то историю, которая вызвала у него определенный интерес.
- И третий тип – это воображение, абсолютно, неуправляемое и безудержное. Вот именно при этом типе ребенок начинает выдумывать для себя новый мир, невидимого друга или представлять себя другой личностью. Этот тип развивать не желательно.
Этапы развития воображения соответствующие определенному возрасту ребенка
Самостоятельно воображение начинает развиваться у детей в возрасте примерно двух лет. Например. Малыш играет с медвежонком, но уже не просто ходит с ним по квартире, а начинает кормить его, укладывать спать и выгуливать. Здесь воображение ребенка ограничено его восприятием мира. Он проделывает с игрушкой то, что проживает сам.
В возрасте после трех лет игры ребенка становятся более сложными. При игре с тем же медвежонком во время кормления он может попросить у вас ложечку или просто взять предмет, отдаленно напоминающий ее и кормить, таким образом, игрушку. В этом возрасте ребенок начинает фантазировать в своих играх, то он капитан корабля, то уходит в поход и при этом ему необходимо собрать сумку с необходимыми вещами. Как правило, вещи малыш собирает себе сам.
В трех-пятилетнем возрасте малыш не разграничивает реальность и фантазию. Все его воображаемые игры и ситуации происходят для него на самом деле. Он по-настоящему ощущает себя космонавтом покорившим космос и путешественником прошедшим долгий и сказочный путь и так далее. В этом возрасте ребенку свойственно придумывать в своих играх новых героев. Рисунки становятся сложнее и красочнее.
В трех-пятилетнем возрасте малыш не разграничивает реальность и фантазию.
По истечении некоторого времени ребенок начинает различать реальность и вымысел. Его фантазии и мечты становятся более приземленными и реальными.
В возрасте пяти-шести лет, ребенок начинает фантазировать уже внутри себя. Он строит воздушные замки, рисует картины и создает новых героев своих игр уже внутри своей головы. А это очень важный этап, так как во время таких фантазий вырабатывается самопроизвольное, но контролируемое воображение, которое пригодится во время школьного обучения.
Как же развить у малыша воображение?
Вы, как родитель должны учесть несколько интересных моментов в общении со своим малышом. Вот несколько действенных способов, которые помогут вам в этом.
Первый способ
Необходимо разнообразить материалы, из которых сделаны игрушки. Таким образом, играя в игры, ребенок испытывает максимальное количество тактильных ощущений, изучает новые запахи и ароматы. Необходимо с малышом ходить в театры и музеи, гулять на свежем воздухе (во время прогулки можно поиграть в такую игру «На что это похоже?», например, дерево, облако, куст). Он должен научиться воспринимать и принимать для себя новые ощущения. Воспринимать и создавать мысленно новые образы и вспоминать уже виденное ранее.
Второй способ
Рисование. Во время рисования малыш строит в своем воображении собственный мир, который перемещает на лист бумаги и окрашивает его теми цветами, которые он видит. Используйте различные виды средств для рисования (краски, гуаши, мелки, карандаши и фломастеры).
Третий способ
Чтение. Оно особенно сильно позволяет ребенку воображать происходящее у себя в голове. Здесь уже вашей фантазии нет предела. Вы можете просто почитать красочную и интересную книжку или рассказать фантастическую историю, или удивительную сказку. Также очень хорошо развивает воображение – разгадывание загадок.
Чтение особенно сильно позволяет ребенку воображать происходящее у себя в голове.
Ребенку необходимо собственное время, когда он может быть наедине с самим собой, когда он просто может послушать музыку, полистать книжку или просто поразмышлять лежа на кровати. Если ребенок себя чувствует в полной безопасности, то здесь он может проявить действительно раскрепощенное и фантастическое воображение.
Развивайте в своем малыше воображение, и может быть, он сделает неординарное открытие в будущем.
P.S. С уважением администрация сайта: izZaMKADya.ru
Источник
Развивающие игры для детей группы раннего возраста
Игры с песком (для занятий на прогулках)
Цели: развитие творческих способностей, знакомство со свойствами песка.
«Что тяжелее?»
Оборудование и материалы: большое и маленькое ведерки.
Описание игры. Показать ведерки: пустое, полное, заполненное наполовину. Предложить ребенку сравнить, какое ведро тяжелее.
Обратить внимание ребенка на то, что в большое ведро помещается больше песка, чем в маленькое.
«Секреты в песке»
Оборудование и материалы: пластмассовые игрушки, совок.
Описание игры. На виду у ребенка закопать в песок игрушку и предложить ему откопать ее совочком.
«Песок и вода»
Описание игры. Смешивая воду с песком в разных пропорциях, предложить ребенку «сварить суп», «кашу», «испечь пироги».
Игры с красками
Цели: развитие познавательной активности, цветовосприятия, обогащение сенсорного опыта; знакомство с различными свойствами красок.
Примечание. Для этих игр, помимо красок и кисточек, необходимы клеенчатые фартучки, стаканчики с водой, клеенка для столов.
«Таинственные отпечатки»
Оборудование и материалы: акварельные краски, кисточки, листы белой бумаги.
Описание игры. Сложить лист белой бумаги пополам, дать ребенку разрисовать одну половину листа краской. Снова сложить лист по сгибу, проглаживая его рукой. Предложить ребенку подумать, на какие изображения похожи получившиеся отпечатки.
«Превращения воды»
Оборудование и материалы: пищевые красители, прозрачные пластиковые бутылочки с водой.
Описание игры. Предложить ребенку сделать простую воду разноцветной. Для этого насыпать в бутылочку какую-либо краску и взболтать. Получится цветная вода. Игру можно усложнить: смешивать краски и наблюдать, как получаются новые цвета.
«Курочка»
Оборудование и материалы: плотный лист бумаги, глубокие лоточки, наполненные краской.
Описание игры. Предложить: «Давай изобразим курочку». Показать, как ребенок должен аккуратно окунуть ладошку в краску и приложить ее к листу бумаги, раздвинув пальчики веером. Затем осторожно убрать руку с бумаги — на ней останется отпечаток ладошки. Цветным карандашом или фломастером пририсовать к отпечатку большого пальца хохолок и глазки, а к основанию ладони — ножки.
Примечание. Ребенок может придумать свой вариант дополнения отпечатка деталями и по своему усмотрению назвать получившиеся изображения.
«Волшебные узоры»
Оборудование и материалы: краски, неоформленный материал (лист капусты, комочки бумаги и пр.)
Описание игры. С помощью неоформленного материала сделать на бумаге отпечатки. Ребенку предложить угадать в причудливых узорах знакомые образы: «Что получилось? На что это похоже? Кто спрятался на картинке?» Можно дорисовать изображение фломастерами, красками и т.д.
Игры с другими материалами
«Делаем отпечатки»
Оборудование и материалы: дощечка, покрытая слоем пластилина или мягкого теста; предметы, которые оставляют отпечатки на мягкой поверхности (молоточки, формочки, кубики).
Описание игры. Показать, как делать различные отпечатки на дощечке.
«Узоры на пластилине»
Оборудование и материалы: основы, покрытые пластилином; бросовый материал (разноцветные пробки, камешки, ореховые скорлупки, палочки и т.п.).
Описание игры. На основе по принципу мозаики выложить образец узора с помощью какого-либо материала и предложить ребенку воспроизвести его.
Если ребенок захочет выложить узор по собственному желанию, обязательно похвалить малыша за импровизацию.
«Покормим птичек»
Оборудование и материалы: игрушечная птичка, пластилин (тесто, глина).
Описание игры. Взять игрушечную птичку, например заводную курочку, завести ее и показать ребенку, как она клюет. От имени курочки попросить у ребенка зернышки. Предложить ребенку сделать для курочки зернышки из пластилина. Показать, как надо отщипывать маленькие кусочки от большого куска пластилина и класть их на дощечку или блюдечко перед курочкой, Предложить ребенку положить свои зернышки на блюдечко. Показать, как курочка клюет их и благодарит ребенка.
«Утенок, гусенок и цыпленок»
Оборудование и материалы: игрушечные утенок, гусенок, цыпленок.
Ход игры
Взрослый. Сейчас я познакомлю тебя с гостями. Это утенок Кряк. У него широкий клюв, как красная лопатка. Сам он толстенький, ходит вперевалочку, крякает: «Кряк-кряк-кряк». Какой утенок, расскажи!
Ребенок рассказывает про утенка и воспроизводит его голос.
Взрослый. А это гусенок Вилли. У него длинная-длинная шея и красные лапы. Он умеет говорить: «Га-га-га!» Какой он, расскажи!
Ребенок повторяет рассказ про гусенка.
Взрослый. А это цыпленок Цып. Он маленький, желтенький и пушистый. Умеет пищать: «Пи-пи-пи!» Какой он, расскажи!
Ребенок повторяет рассказ про цыпленка.
Взрослый (зовет птиц). Теги-теги-теги! Ути-ути! Цыпа- цыпа! Позови их сам!
Ребенок подзывает утенка, гусенка и цыпленка и «кормит» их хлебными крошками.
В заключение взрослый читает рассказ К. Ушинского.
Гуси
Вышла хозяюшка и манит гусей домой: «Теги-теги-теги! Гуси белые, гуси серые, ступайте домой!» А гуси шеи длинные вытянули, носы раскрывают: «Га-га-га! Не хотим мы домой идти!» Видит хозяюшка, что добром от гусей ничего не добьешься, взяла длинную хворостину и погнала их домой.
Пальчиковая игра «Зайка»
Дети становятся в круг, взрослый — в центре.
Зайка серенький сидит Поднести указательные пальцы к макушке, пошевелить ими, поворачиваясь вправо и влево.
И ушами шевелит.
Вот так, вот так
Он ушами шевелит!
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть. Хлопают в ладоши.
Вот так, вот так
Надо лапочки погреть!
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать. Прыгают на одном месте.
Вот так, вот так
Надо зайке поскакать!
Зайку волк испугал! Взрослый рычит.
Зайка тут же убежал! Дети разбегаются врассыпную.
«Воронята»
Ход игры
Дети-«воронята» сидят на стульях, расставленных полукругом. Они «спят»: глаза закрыты, головки склонены на руки со сложенными ладошками. Взрослый.
Воронята крепко спят,
Все по гнездышкам сидят.
А проснутся на заре —
Будут каркать во дворе.
«Воронята» просыпаются, «машут крыльями», кричат «кар- кар-кар», затем «летают» (бегают) по комнате, размахивая разведенными в стороны руками-«крыльями». Во время «полета воронят» взрослый произносит:
Полетели, полетели, (Всю фразу — 2 раза.)
Воронята полетели.
Вышла тетя на дорожку,
Воронятам сыплет крошки.
Выходит на середину и «сыплет» из чашки воображаемые крошки. Дети садятся на стульчики.
Взрослый.
Воронята прилетали, (Всю фразу — 2 раза.)
Все до крошки поклевали.
Тук-тук-тук, тук-тук-ту к — (Всю фразу — 2 раза.)
Клювами стучали.
Дети подбегают к тому месту, где «насыпаны крошки», садятся на корточки и «клюют» (стучат пальчиками об пол). Взрослый.
Тузик по двору гулял,
Вороняток испугал!
Берет игрушечную собачку, «лает» и догоняет убегающих детей. Далее «сыплют крошки» и изображают собачку сами дети.
«Игра с собачкой»
Оборудование и материалы: игрушечная собачка.
Ход игры
Взрослый (держит в руках игрушечную собачку).
— Гав-гав!
— Кто там?
Это песик в гости к нам.
Я собачку ставлю на пол:
«Дай, собачка, Пете лапу».
Ребенок берет собачку за лапку.
Взрослый. А теперь покорми ее.
Собачке приносят миску с воображаемой едой. Она «ест» суп и «лает»: «Гав-гав!»
Взрослый. Это собачка говорит тебе «спасибо».
«Какая игрушка?»
Оборудование и материалы: несколько листков бумаги с нарисованными на них фигурками; на каждом листе — одна фигурка, похожая сразу на несколько игрушек.
Описание игры. Попросить ребенка назвать как можно больше предметов, которые он узнает в фигурках. Если ответы односложные, задать наводящие вопросы и попросить описать игрушку поподробнее.
«Камушки на берегу»
Оборудование и материалы: рисунок с изображением морского берега (например, полоска желтого цвета — песок и полоска синего цвета — вода), на берегу — несколько камешков разной формы.
Описание игры. Рассказать, что на морском берегу только что побывал волшебник и превратил все предметы и всех живых существ в камешки. Предложить ребенку их «расколдовать». Ребенок должен придумывать разные варианты.
Автор: Coляник Евгения Николаевна
Похожие статьи:
Игры на развитие мелкой моторики у детей в группе раннего возраста
Игры на фланелеграфе для детей 2-3 лет
Игры на развитие физических качеств для детей 2-3 лет
Игры на развитие слухового восприятия для детей 2-3 лет
Игры на развитие мышления для детей 2-3 лет
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Источник
- Развитие от А до Я
Взрослые порой забывают, каким ярким и сказочным кажется окружающий мир в детстве. Деревья были большими, поля — необъятными, а сны — живыми. Детские фантазии обычно умиляют и трогают родителей, но иногда постоянные выдумки ребенка становятся предметом раздражения или тревоги. Мамы и папы ругают малыша за «вранье» или пытаются вернуть его к действительности, разрушая придуманный мир, полный чудесных и захватывающих приключений. А ведь такое поведение малыша говорит лишь о правильном развитии у него воображения, и первыми помощниками в этом деле должны стать именно родители.
Воображение дает основу творчеству, помогает нестандартно мыслить и экспериментировать, находить выход из сложных ситуаций. Дети с развитым воображением легче переносят различные жизненные неприятности, конфликты со сверстниками или взрослыми, лучше осваивают школьную программу, делают успехи в рисовании, лепке, конструировании, сочинении стишков и рассказов. Родители, воспитывая маленького гения, должны понимать, что такое воображение и способы его развития.
Что такое воображение?
Воображение — это исключительная способность человеческого сознания создавать образы различных не присутствующих в данный момент в поле зрения или вовсе реально не существующих объектов и явлений. Воображение также помогает управлять выдуманными объектами или явлениями, создавая для них ситуации.
Воображение ребенка дошкольного возраста, как правило, воссоздающее, при котором образы создаются при чтении, то есть на фоне словесного описания, во время прослушивания музыки или просмотра картинок. Вот почему дети так любят слушать сказки, а затем с удовольствием читают их сами. Следующим уровнем является творческое воображение детей, подразумевающее создание новых, ранее не встречавшихся образов. Дошколята сами начинают придумывать сказки или рассказы с участием совершенно нереальных персонажей.
Особенности развития воображения ребенка до 5 лет
Воображение ребенка развивается с увеличением жизненного опыта, а потому тесно связано с развитием восприятия. У новорожденных детей способность мыслить образами отсутствует, у них просто нет материала для их создания. Именно поэтому развитие воображение у малышей первого года жизни заключается в становлении развитии восприятия, обогащении их жизненного опыта и знаний об окружающем мире. Полугодовалому малышу уже можно показывать яркие картинки с изображениями людей, животных, машинок, читать небольшие сказки и стишки, предлагать для изучения различные игрушки, обязательно рассказывая о каждой: какая она, что умеет делать, как разговаривает и так далее. Фундамент для развития воображения закладывает также частая смена обстановки: выбирайте для прогулок разные детские площадки, парки, скверы, берите малыша с собой, когда идете в гости или магазин.
Как правило, только на третьем году жизни отмечается начало формирования воображения у детей. Например, подражая маме, малыш может проводить по волосам погремушкой, похожей по форме на расческу, также ребенок начинает проявлять интерес к небольшим, простым и понятным историям, дополняя или немного изменяя их. К тому же в этом возрасте начинается активное развитие речи, что дает дополнительный толчок в развитии воображение. Ребенок получает возможность активно общаться со взрослыми, задавая множество вопросов.
Книги для развития воображения являются просто незаменимым инструментом. Читая ребенку сказку, родители могут изменять голос, изображая того или иного героя, подражать голосам животных, рассматривать иллюстрации вместе с малышом.
У детей после двух лет уже может прослеживаться склонность к определенному виду занятий: рисование, танцы, аппликации, лепка, игра в «кукольный театр». Родители должны всячески поощрять начинания ребенка, стимулировать его стремление к творческой деятельности. Малыши этого возраста обычно не в состоянии сами предложить новый вид деятельности или придумать игры на развитие воображения, инициаторами в этом деле должны выступать именно родители.
Ещё одной особенностью воображения детей этой возрастной группы является неумение планировать свою деятельность. Приступая к лепке, малыш не может толком сказать, что именно он собирается изобразить, да и в ходе самого процесса конечная цель может легко изменяться. Например, у ребенка уже начала получаться башенка, но стоит появиться какой-то лишней выпуклости, вызывающей определенные ассоциации, и башенка превращается в солнышко, затем в цветочек, домик.
Особенности развития воображения ребенка до 7 лет
К пяти годам дети уже накапливают определенный багаж жизненного опыта, который позволяет активно развивать творческое воображение. Ребенок уже не ждет подсказок от взрослого, он может сам придумывать игры, создавать собственные персонажи и даже воображаемых друзей, которые помогают детям переживать неприятные события, обыгрывать тревожащие ситуации, приобретать навыки общения. Как правило, с возрастом эти фантазии исчезают без следа, родителям не нужно беспокоиться по этому поводу и уж тем более ругать ребенка. Однако слишком «глубокий» уход в несуществующую реальность должен стать поводом консультации у специалиста.
Лучше всего развитие воображения у детей происходит во время игры. Очень важно не прерывать ребенка, даже если вам кажется, что пришло время кушать, спать, переодеваться. Дайте ему логически завершить сюжет игры или придумайте, как прервать его до следующего раза. Например, машина должна поехать в гараж на ремонт, космический корабль может сделать несколько витков по орбите, прогревая двигатели, а куклы после взмаха волшебной палочки погрузились в сон.
Как правило, дети в этом возрасте учатся читать, открывая для себя волшебный мир литературы. Ребенок ассоциирует себя с героями различных сказок, придумывает свои варианты развития сюжета, «переносит» себя в сказочный мир.
Играя, читая книги или наблюдая за любимыми героями мультиков, можно выполнять несложные, но весьма эффективные упражнения на развитие воображения. Например, придумать историю, участниками которой станут герои из разных сказок; нарисовать персонажей только что прочитанной книги; пофантазировать о том, что было бы, если здесь и сейчас оказался бы мультипликационный герой.
Старшие дошкольники уже могут планировать свою деятельность, придавая осмысленность своим фантазиям. Ребенок в этом возрасте точно знает, что к маминому дню рождения он нарисует картинку, сначала он изобразит травку, коровку, а потом солнышко и облака. Способность управлять своими идеями, воплощать задуманное в реальность — очень важное умение, необходимое в течение всей жизни человека.
Роль детских фантазий не нужно недооценивать. Воображение помогает ребенку развиваться и совершенствоваться. Учеными доказано, что дети, обладающие развитым воображением, лучше учатся в школе, они более общительны, легко адаптируются в новом коллективе, а затем с успехом реализовывают себя во взрослой жизни.
Девочки! Давайте делать репосты.
Благодаря этому к нам заглядывают специалисты и дают ответы на наши вопросы!
А еще, вы можете задать свой вопрос ниже. Такие как вы или специалисты дадут ответ.
Спасибки 😉
Всем здоровых малышей!
Пс. Мальчиков это тоже касается! Просто девочек тут больше 😉
Gnomik.ru
©
Источник