Развитие воображения ребенка средствами изобразительной деятельности
Елена Псарева
Развитие творческого воображения средствами изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста
Отчет по самообразованию
В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, так как они определяют прогресс человечества.
Дошкольный возраст сензитивен, наиболее благоприятный для развития не только образного мышления, но и воображения, психического процесса, составляющего основу творческой деятельности. Поэтому творчество, развитие творчества – одна из главных задач воспитания.
Целью своей работы поставила:
Использование нетрадиционной техники рисования при организации изобразительной детской деятельности. Использование нетрадиционных техник хорошо способствует правильному составлению сюжетного рисунка детьми дошкольного возраста.
Задачи:
• Раскрыть значение техники изображения в процессе создания детских рисунков.
• Рассмотреть проблемы развития детского изобразительного творчества в психолого-педагогической и методической литературе.
• Рассмотреть содержание и методик работы по использованию нетрадиционной техники изображения с целью развития детского творчества.
Рисование является одним из самых интересных и увлекательных занятий для детей дошкольного возраста. В процессе рисования совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности.
Все дети в детстве рисуют, но это получается не у всех детей одинаково, одному ребенку достаточно небольшой помощи, а другому требуется длительная тренировка. Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выразить в рисунке задуманное и затрудняет развитие познавательных способностей и эстетического восприятия. Сложной для дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями. Далеко не все дети справляются с поставленной перед ними задачей. Это влечет за собой отрицательное отношение ко всему процессу рисования и ведет к детской неуверенности, решить данные проблемы помогают нетрадиционные способы рисования.
Многолетняя практика показала, что использование нетрадиционных техник хороо способствует правильному составлению сюжетного рисунка детьми дошкольного возраста. Чтобы ребенок рисовал с удовольствием и совершенствовался в своем творчестве, взрослый должен помогать ему.
В процессе работы, увидела, что детям очень сложно изображать предметы, образы, сюжеты,используя традиционные способы рисования: кистью, карандашами, фломастерами. Использование лишь этих предметов не позволяет детям более широко раскрыть свои творческие способности. Они не способствуют развитию воображения, фантазии. А ведь рисовать можно, чем угодно и как угодно!
Решила использовать существующие техники нетрадиционного рисования, их необычность состоят в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребенку будет не интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребенок любит быстро достигать результата в своей работе. Во время рисования пальцами рук ребенок получает необыкновенно чувственное наслаждение при тактильных контактах с краской, бумагой, водой.
Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребенка:
• Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
• Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
• Внимания и усидчивости;
• Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;
• Кроме того, в процессе этой деятельности у школьника формируются навыки контроля и самоконтроля.
В детском творчестве окружающий его мир открывается по-разному, в зависимости от его внутреннего состояния, только ему одному ощущений и желаний. Дети особенно подвержены своим эмоциям. Возникающие в их непосредственном воображении образы и сюжеты поражают нас своим необъяснимым сочетанием цвета, формы невероятностью событий. В их рисунках можно увидеть розового щенка, летающий дом, фиолетовый дождь и многое другое. Что же побуждает ребенка к творчеству? Что влияет на фантазию ребенка?
При организации работы по формированию творческих способностей особое внимание уделяла социально-эмоциональному развитию. Стимулировала проявление детьми самостоятельности и творчества в изобразительной деятельности.
1.Результатом работы в данном направлении стали:
Активность и самостоятельность детей в изобразительной деятельности;
Умение находить новые способы для художественного изображения;
Умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.
В этой связи мною был выработан способ проявления своих творческих способностей в создании детьми коллажей.
Коллаж – это прием в изобразительном искусстве, заключающийся в наклеивании на какую-либо основу материалов, отличающихся от нее по цвету и фактуре. Рисуя, вырезая готовые формы и создавая коллаж, дети тем самым решают творческие задачи, что в полной мере помогает достичь прекрасных результатов. В своей работе с детьми я стараюсь выбирать разные варианты в обучении изобразительному творчеству.
От создания образа – к выбору средств выразительности.
Средства выразительности подсказывают выбор темы и способа изображения. Важно постоянно пополнять внутренний потенциал детской фантазии, обогащая ее все новыми впечатлениями до тех пор, пока не появится ощущение избытка эмоций и желания поделиться своим состоянием с окружающими.
Прием – «Объемная аппликация». Аппликация наклеивается не полностью, а только частью или серединой в зависимости от замысла. Наклеивать можно и картонные коробочки, сжатую в комок бумагу, кусочки древесной коры. Целесообразнее такие коллажи делать на картоне или фанере.
«Обрывной». При изготовлении аппликации этим способом ножницы не нужны. Цветная бумага отрывается по намеченному контуру, образуя детали с неровными «мохнатыми» краями. Детали смазываются клеем и наклеиваются на основу. Эта техника подойдет для передачи пушисто, объемной и мягкой фактуры предмета.
«Восковые мелки + акварель». Ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.
«Отпечатки листьев». Ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
Так же очень интересен прием – рисование по сырой бумаге. Данная техника используется в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Рисовать акварелью сложнее, чем гуашью, но очень интересно. Рисовать ею можно только по белой бумаге, разводя краски водой. Чем больше воды, тем прозрачнее цвет красок. Работы получаются очень нежными и изящными. Особенно детям нравится рисовать в этой технике «Море», как в спокойную и тихую погоду, так и бурю.
«Мазковая живопись». Рисовать мазками детям очень нравится. Работы получаются насыщенные, интересные. Не у всех детей получается правильный мазок. У кого-то он очень длинный, у кого-то простопохож на примакивание. Поэтому рекомендуется больше рисовать в свободное время на такие темы «Елочка», «Травка» и т. п.
«Рисование углем». Углем можно проводить как самые тонкие линии, так и широкие, можно быстро заштриховать большие поверхности боковой стороной.
Теория случайности – стихийное возникновение образов и их дальнейшее преобразование. Как показывает практика, этот вариант особенно интересен детям и вызывает восторг и не поддельное удивление.
Создание образа в своем воображении – наиболее трудный путь, требующий от детей большого объема знаний и впечатлений. Богатая эмоциональная гамма душевных переживаний, умение удивляться, наблюдать – все это помогает ребенку создавать чудо-картины, коллажи.
Поэтому я постоянно пополняю внутренний потенциал детской фантазии, обогащая ее все новыми и новыми впечатлениями до тех пор, пока не появится ощущение избытка эмоций и желания поделиться своим состоянием с окружающими. Тогда наступает тот неповторимый миг вдохновения, когда, как песня из души, выливается поток творчества, создавая шедевры, единственные и неповторимые. Вот почему так важно прежде, чем нарисовать, как можно больше увидеть, услышать, потрогать, посидеть, подумать.
Обучение пальчиковому рисованию проходило в несколько этапов.
Вначале дети рисуют одним пальчиком, затем несколькими. На этом этапе происходит знакомство с цветом, формой, ритмом и положением в пространстве. Мы украшаем бабочек, рыбок и полянку такими элементами, как точки, мазки, спирали.
На втором этапе дети учились смешивать краски. Каждый пальчик обмакивают в разные краски и накладывают цвета на цвет. В результате смешивания цветов дети добиваются нужного оттенка.
Например, с детьми старшей группы мы рисовали «пушистую белочку».
Следующая техника – рисование ладошкой. Этот метод очень хорошо развивает творчество детей младшего дошкольного возраста. Они не только видят краску, но и чувствуют ее.
Следующей нетрадиционной формой обучения, которую мы используем в работе, является рисование штрихом.
С помощью штриха можно рассказать о характере предмета, о свойствах материала передать не только легкость, мягкость, плавность, но и тяжесть, мрачность, остроту агрессивность и, самое главное, раскрыть образ героя, его отношение к окружающему. Также рисование штрихом очень хорошо подготавливают руку к письму. Со среднейгруппы дети рисуют на темы: «Цыпленок» и «Петушок с семьей». Это не сложный и довольно выразительный метод в рисования, в частности животных, позволяющие передать их характерные особенности с помощью различных видов штриховки.
«Тычек жесткой, полусухой кистью». Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного. Способ получения изображения: ребенок опускает кисть в гуашь и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Особенно удачным и целесообразным, я считаю использование этого способа при обучении детей рисованию пейзажей и сюжетному рисованию, т. к. это отличный способ смешивания красоки быстрого получения нужного фона. В обоих случаях краска наносится а предварительно смоченную водой поверхность листа кляксовым способом. Затем, сверху накладывается другой лист и все разглаживается. В процессе разглаживания краски смешиваются, вливаясь одна в другую, и получаются новые цвета и оттенки. В результате припечатывания одного листа к другому вместо одной красочной картинки получается две. И второй лист ребенок может использовать как запасной, на случай неудачи, порисовать на нем в свободное время, а также или дома, или подарить другу. В зависимости от темы занятия дети свмостоятельно выбирают цветовую гамму красок. Эти занятия обычно провожу в два этапа. На первом занятии дети рисуют фон будующей картины, а на следующем завершают начатую работу по теме.
Коллаж, пальчиковая живопись, рисование углем и другие технологии нетрадиционного рисования способствуют развитию у ребенка творчества, пробуждают фантазию, активизируют наблюдательность, внимание и воображение, развивают мелкую моторику рук, чувства формы и цветоощущение, способствуют воспитанию художественного вкуса у детей.
Они с удовольствием покрывают пятнами, мазками, штрихами один лист бумаги за другим, изображая то кружащиеся в воздухе осенние листочки, то плавно опускающиеся на землю снежинки. Дети смело берутся за художественные материалы, малышей не пугает их многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям.
Нетрадиционные методы рисования использую не только на занятиях по изодеятельности, но и на других занятиях и в свободное от занятий время. Работая по той методике, отметила, что у детей повышается интерес к изобразительной деятельности. Имея опыт рисования различными способами, дети уже сами предлагают их, стоит только предложить им тему рисования.
Подводя цикл занятий с использованием разнообразных техник для выявления способностей детей за пройденное время, видно, что у детей, имеются способности к работе красками с использованием не традиционных методик. У детей со слабо развитыми художественно-творческими способностями показатели находятся чуть выше, чем в начале учебного года, но за счет применения нетрадиционных материалов улучшился уровень увлеченности темой и техникой и способность к цветовосприятию.
С уверенностью могу сказать, что разнообразие техник способствует выразительности образов в детских работах.
Опыт работы показал, что овладение техникой изображения доставляет малышам истинную радость, если строится с учетом специфики деятельности и возраста детей.
Результатами моей работы в данном направлении стали:
Активность и самостоятельность детей в изодеятельности;
Умение находить новые способы для художественного изображения;
Умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Москва «Издательство Скрипторий»
2. И. В. Тюфанова «Мастерская юных художников. Развитие изобразительных способностей старших дошкольников», Санкт-Петербург, изд-во «Детство-Пресс», 2013 г.
3. А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки», Ярославль, изд-во «Академия развития-Академия холдинг»
4. «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники» под редакцией Р. Г. Казаковой, Москва, изд-во «Творческий центр Сфера», 2014 г.
5. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», Москва, изд-во «Карапуз-Дидактика»
6. Эйнон Д. Творческая игра: от рождения до 10 лет. – Москва, 2014 г.
7. Колдина Д. Н. Игровые занятия С ДЕТЬМИ 2 – 3 ЛЕТ. – Москва, 2013 г.
8. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. Под ред. Р. Г. Казаковой. Москва, 2011 г.
9. В. Н. Белкина и др. Дошкольник: обучение и развитие. – Ярославль, 2011 г.
10. Е. А. Янушко «Рисование с детьми раннего возраста», Москва, 2013 г.
11. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа», Москва, 2014 г.
12. Т. С. Акунек «Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования», Дошкольное образование, 2010г. №18
13. О. В. Шклярова «Рисуйте в нетрадиционной форме», Дошкольное воспитание. – 1995 г. №11
Источник
Кириллова Кристина
Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности
В современном мире остро встает вопрос о развитии творческой личности, ведь творческая личность все более и более востребована в различных сферах жизни. Поэтому очень важно развивать творческие качества уже с дошкольного возраста. В старшем дошкольном возрасте творческое воображение является одним из важных новообразований. Развивая воображение, ребёнок учится мыслить нестандартно, находить новые, оригинальные пути решения проблем. В исследованиях таких ученых, как Дьяченко О. М. [2], Выготский Л. С. [1], Эльконин Д. Б. [5], Рубинштейн С. Л. [4] и других, было выявлено, что развитие воображения связано с формированием речи и общего психического уровня развития личности. Огромные возможности для развития творческого воображения дает изобразительная деятельность. Она является также средством умственного, эмоционального, волевого и эстетического развития ребёнка.
Мы поставили перед собой цель выявить способы развития творческого воображения у детей страшного дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности.
Проанализировав педагогическую и психологическую литературу выяснили, что воображение — это процесс преобразования представлений, отражающие реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений. Кроме воспроизведения образов прошлого опыта воображение позволяет ребенку строить и создавать что-то новое, чего раньше в его опыте не было. В старшем дошкольном возрасте воображение ребенка становится управляемым, формируются действия воображения – замысел в форме наглядной модели, образ воображаемого предмета, существа, образ действия существа или образ действия с предметом.
Развитие изобразительной деятельности в дошкольном возрасте,включает 2 этапа: доизобразительный период (различают стадию «марания», стадию ритмических каракулей, ассоциативную стадию., и изобразительный период: (стадия бесформенных изображений, стадия изобразительных схем, стадия правдоподобных изображений, стадия правильных (или реалистических) изображен) [3].
Занятия по изобразительной деятельности, являются важным средством разностороннего развития детей. Обучение рисованию, лепке, аппликации, конструированию способствует умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию дошкольников. В связи с этим возникает необходимость активно использовать в целостном образовательном процессе потенциал различных техник рисования, в том числе нетрадиционных как неисчерпаемый источник развития изобретательских способностей дошкольников.
Гипотеза нашего исследования заключалась в том, что изобразительная деятельность будет средством развития творческого воображения у дошкольников,если:
1) использовать совокупность специальных, структурированных занятий;
2) применять нетрадиционные техники рисования, в том числе смешанные;
3) сочетать изобразительную деятельность дошкольников с восприятием произведения искусства;
4) организовывать индивидуальное и групповое творчество детей.
Наше исследование проходило в три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.
На формирующем этапе нами было проведено 10 развивающих структурированных занятий, на которых использовали нетрадиционные техники рисования, такие как рисования нитью, ладошками, кляксография и другие. Было использовано индивидуальное и групповое творчество детей. Так же мы сочетали изобразительную деятельность с восприятием произведений искусства на занятиях, к примеру, рисовали по классическую музыку.
Каждое занятие длилось по 20-25 минут, что соответствует требованиям ФГОС дошкольного общего образования. Занятие начинались с приветствия и упражнения на создания положительного настроения на занятие.
На констатирующем и контрольном этапах мы использовали следующие методики: «Дорисовывание фигур» (Дьяченко О. М., «Неоконченный рисунок» (Субботина Л. Ю., «Словесные образы».
Сопоставив результаты по трём методикам на констатирующем и контрольном этапах в контрольной и экспериментальной группах, мы получили следующие результаты. По итогам трёх методик в экспериментальной группе было выявлено, что 79 % опрошенных детей имеют средний уровень развития воображения, а остальные 21 % имеют низкий уровень. Высокий уровень ни у кого не был выявлен. По результатам трёх методик на констатирующем этапе в контрольной группе было установлено, что 86 % опрошенных детей имеют средний уровень развития творческого воображения, остальные 14 % имеют низкий уровень. Высокий уровень ни у кого не был выявлен.
На контрольном этапе в экспериментальной группе мы получили следующие результаты: 21 % продиагностированных детей имеют высокий уровень, 58 % имеют средний уровень, 21 % имеют низкий уровень. В контрольной группе по итогам трёх методик мы получили следующие результаты: 43 % продиагностированных детей имеют низкий уровень развития творческого воображения, а остальные 57 % дошкольников имеют средний уровень. Высокий уровень ни у кого не был выявлен.
Итоговые результаты эмпирического исследования мы обработали статистический с помощью углового преобразования Фишера (ф, и констатировали их достоверность при уровне значимости 0,05 (95 %).
В заключении, можно сказать, что изобразительная деятельность будет средством развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста при её грамотной педагогической организации.
Литература:
1. Выготский Л. С. Психология развития ребенка / Л. С. Выготский. –Москва : ЭКСМО, 2003. – 508 с.
2. Дьяченко О. М. Развитие воображения дошкольника / О. М. Дьяченко –Москва : Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1996. – 197 с.
3. Полуянов Ю. А. Диагностика общего и художественного развития детей по их рисункам: пособие для школьных психологов / Ю. А. Полуянов. –Москва : Эксперимент, 2000. – 160 с.
4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн –Москва : Педагогика, 1989. – 485 с.
5. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин –Москва : Педагогика, 1989. – 560 с.
Источник