Развитие внимательности у ребенка школьного возраста
Советы и упражнения, которые стоит знать родителям и учителям.
Шамиль Ахмадуллин
Психолог, писатель, автор более 30 книг и пособий по эффективному обучению детей, среди которых «Скорочтение для детей. Как научить ребёнка быстро читать и понимать прочитанное», «Развитие памяти у детей». Основатель сети центров скорочтения, развития памяти и интеллекта у детей TurboRead.ru.
Основная деятельность детей младшего школьного возраста — обучение. Оно вносит существенные изменения в психологические процессы, предъявляя высокие требования к концентрации внимания. Способность детей к эффективной работе в классе — результат умения сосредотачиваться на процессе обучения, теме и содержании урока, словах педагога и собственных действиях. Вот почему так важно развить внимание, которое поможет ребёнку полноценно учиться и успешно справляться с поставленными задачами.
Что такое внимание
Внимание — понятие в когнитивной психологии, означающее избирательную направленность восприятия на определённые объекты. Это особое состояние сознания, при котором субъект (ребёнок) способен сосредоточить познавательные процессы (мышление, восприятие, воображение, память) на конкретных предметах, имеющих личностную или ситуативную значимость.
Внимание — это сосредоточенность человека на предметах и явлениях, наиболее важных для него.
Как формируется внимание у детей
Для формирования навыков внимания в процессе обучения важно соблюдать несколько требований:
- достаточный темп обучения и отсутствие длительных пауз;
- опора на активную мыслительную деятельность (применение задач на обобщение и сравнение, поиск примеров и формирование выводов);
- отсутствие внешних раздражителей, привлекающих непроизвольное внимание и отвлекающих от познавательного процесса (громких замечаний, комментариев, резких движений);
- чёткость и краткость пояснений до начала выполнения ребёнком какой-либо работы.
Категорически запрещено комментировать действия ребёнка, когда он сосредоточен: вносить замечания, подсказывать. Говоря под руку, вы отвлекаете ребёнка от поставленной задачи и вынуждаете его концентрироваться на ваших словах и вновь на работе, из-за чего наступает утомление и теряется интерес к занятию.
Формированию внимания способствуют различные игры и упражнения на наблюдательность. Поиск соответствий, ошибок, изменений привлекает и поддерживает внимание ребёнка, учит его концентрироваться без дополнительного призыва к внимательности.
Как улучшить внимание детей 7–10 лет
Мелкий объём, недостаточная избирательность, неразвитая переключаемость и устойчивость внимания — недостатки, устраняемые благодаря специальным упражнениям, включаемым в образовательный процесс. Для улучшения внимания ребёнка 7–10 лет необходимо использовать два вида упражнений:
- специальные упражнения на развитие основных свойств внимания (устойчивости, распределения, концентрации);
- упражнения, формирующие внимание как личностное свойство.
Невнимательность — результат ориентированности детей на общем, а не на частностях. Схватывая общий смысл рассказа, суть высказывания или математической задачи, дети не вникают в детали, не учитывают важные элементы.
Цель специализированных упражнений — научить ребёнка воспринимать детали на общем фоне.
Развитие внимания младших школьников при правильной организации перерастает во внимательность — неотъемлемую черту успешного человека. Это важно объяснить детям, убедив их в том, насколько необходимы наблюдательность, умение искать недочёты, сопоставлять, видеть изменения. Расскажите детям о том, что внимательные люди всегда имеют цель и с лёгкостью достигают её.
Формируя совместно с ребёнком распорядок дня, вы научите его уделять внимание важным мероприятиям в комплексе и по отдельности. Поэтапно разрабатывая план действий, вы научите школьника концентрироваться на деталях.
Не менее эффективны для улучшения внимания детей упражнения с парным контролем, когда соседи по парте обмениваются результатами работы и ищут друг у друга ошибки. Видя неудачи и недочёты других, дети учатся на чужих ошибках, более внимательно относясь к собственному труду и его результатам.
Улучшить внимание ребёнка можно, приучив её к дисциплинированности, ответственности и аккуратности. Внимательные дети — собранные дети, которые бережно относятся к вещам, умеют заботиться о близких людях и самих себе. Хотите сделать ребёнка ответственным и внимательным? Заведите домашнее животное и поручите школьнику уход за ним.
Упражнения для тренировки внимания детей 7–10 лет
Постоянная тренировка внимания и памяти — залог формирования у младшего школьника навыков, необходимых для эффективного и успешного обучения. Включение следующих игр в процесс начального образования позитивно сказывается на успеваемости детей и их способности к концентрации.
Игра «Помню всё»
Игра прекрасно подходит для занятий в паре или малой группе (3–4 человека). Основная задача игроков — запоминать слова в строгой последовательности, а за соблюдением условий следит стороннее лицо (родитель, учитель, ученик, назначенный судьёй), записывая цепочку слов. Чтобы игра не утомляла детей, используйте слова одной тематики: фрукты, овощи, города, страны.
Процесс игры выглядит так: «Морковь», — говорит первый игрок. «Морковь, редис», — произносит другой. «Морковь, редис, томат…»
Ребёнок, перепутавший последовательность или забывший слово, выбывает из игры. Победитель — игрок, не допустивший ни одной ошибки.
Соревновательный характер игры мотивирует детей, заставляя их с интересом участвовать и тренировать свою память и внимательность.
Упражнение «Найди слова»
Игра уместна на уроках русского языка и прекрасно дополняет грамматические упражнения. Детям предлагается отыскать в буквенном ряду слова, выделив лишнее по определённому признаку: часть речи, род, число, падеж.
Например:
1 РНАКОТНВПРАКОРОВАЕВРАСОБАКИЦРВМ
Правильный ответ: собаки — лишнее слово, так как это существительное множественного числа.
2 НРАЛЫПАЛЬТОЫЕАРБРАЫЕАШАМПУНЬ
Правильный ответ: шампунь — лишнее слово, так как это существительное мужского рода.
Упражнение «Назови цвет»
Интересное упражнение, которое можно превратить в соревнование с выбором победителя. Суть задания — безошибочно назвать цвета, которыми написаны слова. Игра развивает концентрацию внимания, ведь ребёнок сосредотачивается на цвете шрифта, а не на слове, обозначающем цвет.
Упражнение «Найди отличия»
Классическое упражнение на внимательность. Задача ребёнка — найти все отличия между двумя схожими изображениями, которые можно найти в интернете. Упражнение подходит и первоклассникам, и ученикам 2–4 классов.
Маленьким детям в возрасте 7–8 лет лучше показывать изображения с небольшим количеством крупных элементов в неброских тонах. Детям старшего возраста подойдут яркие картинки с обилием мелких деталей, рассмотрение которых тренирует не только внимательность, но также улучшает устойчивость и объём внимания — способность концентрироваться на нескольких предметах одновременно.
Читайте также
- Как научить ребёнка быстро читать и понимать прочитанное →
- 6 причин, почему домашнее задание бесполезно и даже вредно →
- 10 фактов для родителей, которые помогут воспитать счастливых детей →
Источник
Внимание или его отсутствие начинают проявляться в школьном возрасте. Новый жизненный этап, в котором ребенок становится учеником, отличается новыми требованиями. В дошкольном возрасте обязанности ребенка сводятся к минимуму, а ответственность и первые серьезные шаги относятся именно к школьнику младших классов. Некоторые дети легко проходят переход на новую ступень, но у многих возникают трудности. Одна из причин – это отсутствие внимания, которое проявляется в процессе учебы. Как правильно развить внимание у ребенка школьного возраста? Нужен комплексный подход.
Невнимательность у детей младшего школьного возраста
Вопрос о том, как развить внимание и сообразительность у детей школьного возраста рассматривается уже давно. Эта проблема может по-разному выражаться во время учебного процесса. Самое распространенное явление – это допущение ошибок по причине невнимательности. Ребенок выполняет задание (это может быть как работа в классе, так и домашнее задание), когда учитель его проверяет, он отмечает ошибки. После этого школьник смотрит на свои ошибки и понимает, что они совершены не по незнанию, а по невнимательности. Способность быть внимательным влияет на успехи в учебе и других занятиях, поэтому внимание нужно развивать.
Из-за отсутствия внимания как такового страдает сам школьник – ему сложнее воспринимать информацию и запоминать ее, так как у него не получается сконцентрироваться.
Внимание как важное качество для любого возраста
Внимание не является врожденным качеством, над ним необходимо работать. Поэтому не стоит расстраиваться, если ребенок невнимательный. Нужно это исправлять! Школьная программа подразумевает задания на развитие внимания в рамках школьных предметов, но на деле они только помогают поддерживать уже имеющийся уровень. Есть несколько объяснений этому явлению:
- учебного материала слишком много для восприятия;
- в классах слишком много детей, чтобы уделить каждому достаточно внимания;
- учителя не обладают необходимым уровнем педагогической подготовки.
Исходя из этого, развитие внимания становится задачей родителей, в силах которых сделать все, чтобы помочь своему чаду. Не стоит думать, что с возрастом все пройдет, от возраста ничего не зависит. Кроме специальных упражнений, для ребенка школьного возраста необходимо создать спокойную атмосферу для выполнения уроков. По результатам социологических вопросов самыми распространенными факторами у детей, на которые они отвлекаются при выполнении домашней работы, являются:
- родители;
- младшие братья и сестры;
- громкий звук от телевизора;
- телефон.
К сожалению, исследования показывают, что большая часть детей (примерно две трети) не считают себя внимательными. Всем родителям стоит задуматься о занятиях со своим ребенком, которые научат его концентрироваться на выполнении конкретного задания.
Внимание – это умение человека сосредоточить свои мысли на чем-то конкретном, это касается и детей. Одновременно на каждого человека воздействует множество источников информации, которые несут разную смысловую нагрузку. Все знать не нужно, необходимо уметь выделять главную и полезную для запоминания информацию. Именно для этого и нужно внимание.
Моменты, которые направлены на развитие внимательности у ребят школьного возраста
- Развитие самостоятельности. Самостоятельный ребенок редко бывает невнимательным, так как обязанности положительно влияют на формирование собранности во всех сферах жизни. С детства нужно приучать малыша убирать игрушки за собой, это поможет ему осознать свою важность.
- Создание доброжелательной атмосферы вокруг ребенка. Родители ни в коем случае не должны ругаться в присутствии ребенка, а просмотр телевизора не должен быть основным вариантом времяпровождения. Нужно создать благоприятную атмосферу в семье, и это поможет чаду не отвлекаться по мелочам.
- Адекватная нагрузка для школьника. Многие мамы стремятся записать своего ребенка на множество секций: танцы, английский, плавание, кружок актерского мастерства и многое другое. Малышу приходится тянуть и школьную программу (которая не является простой) и секции. В результате внимание школьника младшего возраста рассеивается, и он не может сосредоточиться ни на чем.
- Важность взаимоотношений детей школьного возраста с близкими. Особенно это касается гиперактивных детей, у которых свой жизненный ритм и они на многое не обращают внимания. Детям нужно прививать с ранних лет значимость отношений с родными и близкими людьми. Школьник младшего возраста должен знать, что своими действиями он может обидеть или расстроить кого-то. Строгих правил быть не должно, а те указания, которые озвучиваются дитю, должны быть представлены с доводами и фактами. Не «Не разговаривай с незнакомцами на улице», а «Не разговаривай с незнакомцами на улице. Это может быть опасно, а мама с папой переживают за тебя».
- «НЕТ» телесным наказаниям – это мера негативно влияет на психику, и, как следствие, на внимание в любом возрасте. Всегда есть альтернативный метод решения проблемы под названием разговор. За проступок ребенка младшего школьного возраста можно наказывать, но это должно быть осознанное наказание.
- Спортивный уголок в квартире. Чтобы мысли школьника были «свежими», а внимание не рассеивалось, нужно чередовать умственный труд с физическим. Достаточно оборудовать зону в комнате гимнастическим ковриком для выполнения упражнений и шведской стенкой. Также полезно играть на свежем воздухе в активные игры. Возможно, у малыша школьного возраста появится хобби, связанное со спортом.
- Умение находить общий язык. Недопонимание между взрослыми и детьми часто становится причиной школьного конфликта. Юный школьник думает о сложившихся проблемах и из-за этого не может сосредоточиться на учебе. Разговор по душам поможет это исправить. Важно уметь слушать свое чадо, и тогда оно порадует всех своей внимательностью и сообразительностью.
Упражнения в игровой форме для развития внимания у детей
- Дети читают текст с целью понять смысл (его лучше озвучить или записать) и считают, сколько слов в тексте есть с конкретным звуком. Например, со звуком «к».
- Во время нахождения дома ребенка можно попросить назвать предметы в комнате, которые подходят по определенному признаку (форма, материал, цвет, размер). Это позволит чаду сконцентрироваться на всем, что есть в комнате, и выделить нужные предметы.
- Родитель рассказывает текст (по несколько предложений) и периодически говорит слово «повтори». Ребенок должен повторять услышанное именно после этого слова.
- Счет до 30, но с особыми правилами: можно произносить только четные числа, а нечетные заменять действиями (хлопок, прыжок).
- Игра существительное-глагол: родитель бросает мяч и называет существительное, а ребенок ловит мяч и называет подходящий по смыслу глагол.
- Игры в шахматы и в шашки – такие игры очень полезные и интересные как для взрослых, так и для детей. Они учат концентрировать на игровых действиях и мыслить логически.
- Действия наоборот – руки то вверх, то вниз.
- Задания в журналах и газетах – это лабиринты, где нужно ручкой провести путь; поиск отличий между картинками, их нужно отмечать, чтобы не назвать одно отличие во второй раз; подчеркивание определенных букв в тексте, в результате может получиться ключевое слово; решение головоломок.
- Картинки с предметами. Ребенок смотрит на них (там может быть около 10 предметов), спустя 5 секунд картинка закрывается, а школьник называет те предметы, которые он запомнил.
- Родитель говорит одно слово, ребенок названное слово и добавляет его, и так далее по очереди.
Основные правила, которые решат проблему с вниманием
- Нужно помогать детям школьного возраста по мере возможности работать над их концентрацией. Можно покупать специальные книги с упражнениями и заниматься по ним.
- Важно играть вместе со своими детьми. Они нуждаются в поддержке больше, чем может показаться на первый взгляд. Общение с чадом в ходе игры позволит лучше узнать его и расположить к себе. Возможно, что у ребенка юного возраста есть какие-то проблемы или страхи, но он боится о них рассказать.
- Не стоит пренебрегать спортивными играми, особенно это касается командных игр. Кроме физической закалки, они помогут школьнику улучшить способность концентрировать внимание на выполнении действий.
- Полезно говорить с детьми о наблюдениях за окружающим миром – они научаться замечать изменения в самых простых вещах.
Другие интересные игры для концентрации на деталях
Можно договориться с ребенком о следующей игре: идя по улице в любое время и в любой день, каждый из вас может сказать: «Внимание на то дерево!», «Внимание на то здание!». Задача второго состоит в том, чтобы описать этот предмет. Нужно рассказать о нем со всеми деталями, которые только можно заметить. Важно хватить школьника за тонкости, которые он замечает. Это поможет ему верить в собственные силы, ведь одобрительная оценка со стороны родителей значит многое.
Составить последовательность и попросить чадо ее повторить. Это могут быть карандаши разных цветов, ручки или же просто разные предметы. На запоминание последовательности отводится до 10 секунд (в зависимости от ее сложности).
Как же правильно развить концентрацию внимания у ребенка? Прежде всего, к этому вопросу нужно подойти серьезно, а не пускать все на самотек. Родители знают свое чадо лучше, чем окружающие его педагоги. Регулярное выполнение упражнений на формирование внимания и бережное отношение к юному школьнику смогут справиться с проблемой.
Источник
Яндекс. Картинки
⚠️ВНИМАНИЕ! ВНИМАНИЕ!⚠️
У Вашего ребенка ДЕФИЦИТ ВНИМАНИЯ!!!???? Родители сразу начинают оправдываться: «Да что Вы, доктор!? Мы и так всё своё время и внимание ему уделяем!!»
????Я, собственно, и не об этом???? ❗Синдром гиперактивности с дефицитом внимания, пожалуй, самый распространённый синдром при Резидуально-органическом поражении ЦНС. Но я о нем сегодня не буду говорить. (если Вам интересно, в конце будут ссылки на статьи о СДВГ).
Сегодня я хочу сделать акцент на диагностике и коррекции внимания вашего ребенка. Метод очень простой, С которым справится любой родитель.
⭕Итак, таблицы Шульте.
Эти таблицы вы можете скачать в интернете или сделать сами в любом текстовом документе (в крайнем случае, нарисовать рукой).
✅Для кого этот метод: для детей от 6 лет. Ребенок должен бегло считать до 25 и знать, как эти числа пишутся. Если вы практикуете на дошкольнике, то не стоит спешить с выводами, если он табличку делает дольше, чем положено по нормам ( о них ниже), у дошкольников познавательные процессы в большинстве своем непроизвольны и они не умеют организовывать себя и свое внимание. Но это не повод отказываться от таблиц, они отлично подойдут для тренировки произвольности внимания.
✅ Вам нужно иметь от 5 таблиц, в каждой из которых расположены в беспорядке числа от 1 до 25.
✅Ребенок должен НАЙТИ, ПОКАЗАТЬ И НАЗВАТЬ числа в возрастающем порядке, начиная с единицы.
✅У вас должен быть наготове секундомер. Измерьте время, за которое проходит ваш ребенок табличку до 25. Подряд вы даете 4 таблицы.
✅ИНТЕРПРЕТАЦИЯ: в норме на каждую таблицу тратится не больше 60 секунд.
❗Если ребенок первую табличку сделал быстро, а на последующих таблицах затраченное время увеличивается — это говорит о быстрой утомляемости и истощаемости психических процессов. Важно запомнить, что истощаемость не лечится упражнениями на развитие внимания. Здесь нужно подключать невролога
❗Если все четыре таблички сделаны в одном темпе и затрачено приблизительно одинаковое время, тогда у вас все в порядке
❗Если первая табличка сделана за большее время, а на остальные ребенок затратил меньше времени, это говорит о хорошей обучаемости ребенка.
❗Если цифры колеблятся (то быстро, то медленно), это говорит о неустойчивости внимания, о колебаниях продуктивности, которые будут сильно влиять на успеваемость в школе. это дети из цикла «То пятёрка, то двойка» .
Это была диагностика. Теперь о том, как тренировать внимание. Таблицы Шульте — это универсальная и простая методика развития всех свойств внимания (концентрация, объем, переключаемость, распределяемость).
Если в течение месяца ежедневно в быстром темпе выполнять по 4-5 таблиц, то к тренировке внимательности Вашего ребенка бонусом Вы получите увеличение скорости восприятия информации, расширение периферийного зрения, увеличение скорости чтения.
А теперь я упрощу Вам задачу, не нужно искать таблички в просторах интернета, скачивайте и распечатывайте картинки прямо отсюда:
P.S. Если Ваш ребенок в силу возраста не готов к таким табличкам, Вы можете давать ему упрощенные таблицы Шульте с ячейками 3Х3 или 4Х4 (счет до 9 или до 16).
Ссылки на статьи о СДВГ:
Эти страшные буквы СДВГ
Простая диагностика гиперактивности
Позитивное воспитание спасет мир
Источник