Развитие внимания у ребенка возраст 1 год
Умение сосредотачиваться и концентрировать внимание – одна из важнейших функций сознания человека, без неё качественный познавательный процесс был бы невозможным. В этой статье мы поговорим о внимании и его особенностях у детей, а также расскажем о способах эффективного развития концентрации.
Стадии формирования
Внимание – это психический процесс, характеризующийся возможностью и необходимостью сосредотачиваться и концентрироваться в нужный момент времени на конкретных объектах и действиях окружения.
Подобно другим особенностям человеческого разума, внимание проходит поэтапный путь развития: от зарождения до полноценного становления.
Исходя из этого, психологи выделяют несколько стадий формирования детского внимания.
- Стадия рассеянного внимания. Оно определяет первый год жизни малыша. Это время, когда отклик ребенка вызывают различные шумы и звуки окружения, например, голоса людей и животных, звучание музыки, игрушки-погремушки, предметы разных форм и цветов.
- Стадия фиксированного внимания наблюдается у детей на втором году жизни, когда ребенок всецело может увлекаться каким-то одним занятием и при этом не замечать, что происходит вокруг. Например, он может длительное время совершать манипуляции с какими-либо игрушками или другими предметами, может брать их в руки, подолгу рассматривать, складывать и перекладывать. Но если отвлечь его, то он теряет интерес к своему занятию.
- Стадия гибкого одноканального внимания развивается с 2 до 3 лет. В это время внимание начинает становиться более гибким, но сохраняется одноканальность поступления информации. Например, ребенок способен отвлечься на посторонние звуки, занимаясь игрой, а затем снова вернуться к ней, не теряя при этом интереса и не переключаясь на другие объекты окружения.
- Стадия устоявшегося одноканального внимания проходит на четвертом году жизни ребенка. На данном этапе формирования внимания малыши способны плавно переключаться с одной игры на другую, в перерыве между которыми могут слушать взрослых.
- Стадия формирования двухканального внимания. С 4 до 5 лет дети способны ненадолго концентрироваться на двух занятиях. Могут играть в свою игру и при этом вести диалог с взрослыми. Но сразу переключаются на что-то одно при возникновении сложности в единовременном ведении двух линий внимания.
- Стадия сложившегося двухканального внимания. С 5 лет маленький человек может одновременно сосредоточиться на двух занятиях. Например, с кем-то разговаривать и играть с игрушкой, кушать и в это же время что-то смотреть или слушать. В этот период вполне можно приступать к начальным обучающим программам, так как сознание ребенка готово к восприятию более сложной информации. Это время, когда начинается подготовка к школе. Но если вы замечаете, что малыш отвлекается и начинает капризничать, то возможно, он устал – так срабатывает система защиты от перегрузок, и лучше снизить интенсивность и объемы поступающей информации.
Причины снижения
Так как внимание является частью сознания и обеспечивает качество когнитивных процессов, то для его правильного и полноценного развития у детей необходимо соблюдать некоторые условия и контролировать многие аспекты их жизни. В противном случае уровень внимательности может снижаться, и это, в свою очередь, негативно влияет на способность воспринимать и усваивать информацию. Поговорим о причинах, из-за которых происходит нарушение сосредоточенности, из-за которых отсутствует концентрация.
Проблемы со здоровьем
Физические или психические нарушения в организме могут плохо отражаться на всех сферах формирования личности ребенка, в том числе и на совершенствовании механизма внимания.
Здоровье – самое первое и самое важное условие, которое определяет полноценное и всестороннее развитие детей.
Если здоровье не в порядке, и имеются какие-либо хронические заболевания, это может спровоцировать отсутствие концентрации и сделать малыша рассеянным. Поэтому очень важно вовремя устранять причины недомоганий, не оставлять без внимания имеющиеся патологии и не пускать их на самотек.
Необходимо приучать детей к ведению здорового образа жизни. Нельзя допускать возникновения у ребенка вредных привычек, таких как длительный просмотр телевизора, чрезмерную увлеченность компьютерными играми, «сидение» в интернете. Нежелательно перегружать его информацией и делами.
Достаточное количество времени на отдых – обязательный пункт для сохранения здоровья.
Проблемы со сном
Несоблюдение режима сна и хронический недосып отрицательно влияют на способность концентрироваться на чем-либо, ребенок становится не внимательным и хронически рассеянным, что влечет за собой снижение успеваемости в обучении, получение стрессов и развитие различных неврозов. Полноценный и здоровый сон не менее важное условие как для сохранения общего физического состояния, так и для концентрации внимания.
Отсутствие физической активности
Этот фактор также негативно влияет на способность сосредотачивать и концентрировать внимание. Мозг человека не может полноценно функционировать, если тело его не в тонусе. Качество внимательности напрямую зависит от наличия или отсутствия подвижности в образе жизни. Поэтому необходимо приучать ребенка к активности.
Гуляя на свежем воздухе, бегая, прыгая, выплескивая свою энергию, дети тем самым стимулируют активную работу мозга и увеличивают его способность к восприятию и обработке информации.
Неблагополучная обстановка в семье
Крайне негативно сказывается на способности сосредотачиваться и концентрироваться. Когда в семье возникают какие-либо проблемы в отношениях, создается дискомфорт и нарастает напряжение. Дети в подобных обстоятельствах являются очень уязвимыми и ранимыми, и первыми попадают под удар.
Конечно же, в таких случаях начинаются проблемы с качеством восприятия информации. Ребенок замыкается в себе, закрывается от окружающего мира и становится рассеянным и не внимательным. Он переживает, отчего способность концентрироваться выключается. Поэтому очень важно создавать, развивать и поддерживать здоровый климат в семье.
Как улучшить внимание?
Мы перечислили те аспекты жизни детей, которые важно контролировать, чтобы их внимание развивалось в нормальном естественном русле, не снижаясь и не ухудшаясь. Но также важно знать, что качество внимания можно и улучшить, если есть такая необходимость или желание.
С помощью специальных задач, упражнений и игр вполне реально развить внимательность и натренировать способность концентрироваться и сосредотачиваться.
Подобные тренинги доступны для всех и эффективны как для мальчиков, так и для девочек. Важно лишь выбрать в индивидуальном порядке подходящие именно вам и вашим детям способы, помня при этом о разумности объема нагрузок и объективно оценивая природные особенности и возможности своего ребенка. Выделенное время на такие занятия не будет потрачено зря. Введение регулярных упражнений в жизнь малыша обязательно поможет устранить рассеянность, если таковая имеется, и в целом непременно положительным образом отразится на его интеллектуальном развитии.
Подробнее о том, как именно повысить уровень внимательности, мы расскажем ниже, а пока рассмотрим, какие виды внимания выделяют исследователи детской психологии.
Произвольное
Такой вид внимания почти нехарактерен для детей дошкольного возраста. Активно он начинает развиваться лишь у учеников младших классов и подразумевает использование волевой стороны характера.
Это значит, что пришло время заниматься не только желанными и любимыми делами, но и учиться обращать свое внимание и концентрироваться на тех целях и задачах, которые ставят родители и учителя. Развитие произвольного внимания у детей и есть главная задача школьного обучения в младшем звене.
Непроизвольное
Этот тип внимания можно сравнить с бессознательным видом мышления. То есть реакция концентрации происходит независимо от желания и воли человека, в данном случае ребенка. Он реагирует на какой-либо раздражитель (слуховой или зрительный) рефлекторно, непроизвольно.
В активном состоянии такое внимание наблюдается у детей дошкольного возраста.
Любое яркое явление или какое-нибудь заметное событие обращает на себя внимание ребенка, быстро вызывает повышенный интерес, но также быстро этот интерес ослабевает и утрачивается.
Стоит отметить, что существует и третий вид внимания – послепроизвольное. Оно определяет интерес ребенка к какому-либо занятию без воздействия со стороны. То есть внимание фокусируется на деле без приложения к тому дополнительных усилий и без воздействия взрослых.
Эффективные упражнения
В этом разделе мы не будем пытаться научить вас абсолютно всем возможным упражнениям, задачам и играм, разработанным для развития внимания, так как это невозможно. Их великое множество. На эту тему специалистами написаны целые тома книг и посвящены отдельные сайты или их разделы. Важно понять, в каком направлении надо двигаться и искать необходимую информацию, а также определить, что является главным при достижении подобной цели, на что делать упор и какие инструменты для этого использовать.
Очень эффективными упражнениями для развития качества концентрации является работа с подручными и наглядными материалами – настольными играми, различными картинками и цветами, цифрами и буквами, движениями и звуками.
Например, прекрасно тренирует собранность, внимание и память нахождение отличий на похожих рисунках или вычисление всех нарисованных способом наслоения друг на друга предметов.
При работе с цифрами можно внести в таблицу в хаотичном порядке такое количество цифр, каким владеет на данном этапе ребенок. Пусть он сначала находит все цифры по мере возрастания, при этом произнося вслух и показывая их место в таблице. Затем – в порядке убывания, а потом любые, какие вы попросите.
Можно разложить разные предметы на столе, дать ребенку возможность сосредоточить на них взгляд и немного времени на запоминание. Когда он отвернется, спрячьте один предмет. Пусть малыш скажет, что именно вы убрали. Потом можно усложнить задачу – увеличить количество убранных предметов.
Также можно смело учить детей настольным играм, таким как шахматы, шашки, нарды.
Эта задача, разумеется, для детей постарше. Такие игры помогают научиться продумывать ходы наперед, развивают критическое мышление и логику.
В интернет-пространстве можно без труда найти описание таких упражнений, как:
- «пуговицы»;
- «съедобное-несъедобное»;
- «жук»;
- «корректурная проба»;
- «слова наоборот»;
- «повтори фразу»;
- «предметы вокруг»;
- «спутанные цвета»;
- «подчеркивание букв»;
- «запомни и нарисуй»;
- «угадай слово» и множество других.
Методики для раннего возраста
Специалисты в области детской психологии, нейропсихологии, педагогики и медицины десятилетиями изучали вопрос внимания у детей дошкольного и раннего школьного возраста. На основе разных исследований разработано много эффективных методик раннего развития внимания. Каждая из них заслуживает отдельного рассмотрения. Но есть общие черты, которые присущи всем методикам, работающим в этом направлении.
Очень важно при освоении любого из методов создать комфортные условия для ребенка. Занятия должны проходить в дружеской, доверительной и доброжелательной обстановке.
Взрослому человеку необходимо контролировать свои эмоции, не кричать и не ругаться, если сразу что-то не получается. Иначе ребенок потеряет всякий интерес к таким урокам и может испытать ненужный стресс.
Если ребенок чем-то очень занят, то наберитесь терпения и подождите, когда он закончит свою интересную деятельность. К моменту начала занятия он должен удовлетворить все естественные нужды (сходить в туалет, попить), он не должен быть голоден, будет правильным, если он предварительно уберет свои игрушки.
Во избежание перегрузок специалисты не рекомендуют превышать временного лимита: 15-20 минут в день или 30 минут через день – самый оптимальный вариант для пользы дела.
Чтобы повысить настрой ребенка и сосредоточить его на работе, в помещении должна соблюдаться тишина. Также важно придерживаться регулярности упражнений – только в этом случае проявится эффект.
Источник
Внимание- направленность и сосредоточенность психики (сознания) человека на чем-либо определенном при одновременном отвлечении от другого.
Внимание тесно связано памятью и мышлением.
Развитое внимание очень важно для человека в любом возрасте. Период активного развития от 1 года до 7 лет. Увлекательные игры и упражнения, приведённые ниже, помогут Вам сделать своего ребёнка более внимательными и принесут много положительных эмоций.
Игры и упражнения на развития внимания.
1. «Хлопни, топни»
Взрослый перечисляет различные слова, а ребенок должен, например, когда услышит название дикого животного хлопнуть в ладоши, а домашнего топнуть ногой.
Аналогичная игра, можно говорить правильные и неправильные утверждения.
2.»Найди букву»
Предложите ребенку в небольшом тексте найти все буквы А (или любую другую). Постепенно усложняйте задачу: искать за определенное время; букву А подчеркни, а Б -зачеркни; найти все слоги МА и т.д.
3. «Найди все предметы«
(листайте галерею)
4. «Спиши»
Предложите ребенку переписать несложный текст или просто строчки из букв вот такого плана: ААПРДО ЕЕНОЛД КЛАЦУЭЖ и т.д.
5. «Найди отличия»
6. «Найди спрятанное слово»
Предложите ребенку, среди букв найди и подчеркнуть заданные слова. Текст должен быть написан одним шрифтом.
Например: ВАРОПАРОМЩХДЛОПСОЛНЦЕ
ПРОИЛОШАДЬОМСЯВУПРТУМАНОЛСНЕГ
7. «Дорисуй и раскрась по образцу»
Вам может быть интересно: «Умные раскраски»
8. Анаграммы.
Анагра́мма (от греч. ανα- — «пере» и γράμμα — «буква») — литературный приём, состоящий в перестановке букв или звуков определённого слова (или словосочетания), что в результате даёт другое слово или словосочетание.
Другими словами, это перестановка в слове букв, в результате которой получается новое слово. Убирать и дополнять новые буквы нельзя.
9.Раскрашивание специальных раскрасок.
10. Таблицы Шульте
Такая таблица представляет собой (чаще всего) квадрат 5×5 (для детей помладше можно 3×3, 4×4, 4×3) с разделенными в нем 25 ячейками. В таблице пишем в ячейках числа от 1 до 25, в перемешку. Цель игры, как можно быстрее найти все числа по порядку. Кстати, это упражнения хорошо подойдет и для тренировки внимания у взрослых.
11. Загадки обманки.
Например:
Белым снегом всё одето —
Значит, наступает …
лето (зима)
Ночью каждое оконце
Слабо освещает …
солнце (луна)
Друг зверей и друг детей
Добрый доктор …
Бармалей (Айболит)
12. «Найди такой же предмет»
14. «Жучок»
Расчертите игровое поле, в виде клеточек. Пусть ребенок представит, что по этому полю ходит жучок, от указанной точки. Взрослый говорит ходы (одна клетка влево, 2 вверх, одна вправо и т.д.), а ребенок должен только мысленно передвигать его по полю. Периодически проверяйте куда «довел» жучка ребенок. Водить пальцем или рисовать на нем нельзя. Если это сложно, то для начала предложите ему вести пальчиком. Важно, научиться мысленно ориентироваться в заданном поле.
15. Лабиринты.
16.Еще упражнения на внимание.
(листайте галерею)
Игры для детского коллектива
1. «Хлопки»
Очень веселая игра. Игроки садятся в круг и кладут одну руку на бедро сидящему слева, другую с права. Один из игроков начинает игру: хлопает своей рукой по бедру соседа, тот в свою очередь хлопает своему соседу и так по кругу. Постепенно темп увеличивается. Из игры выбывает тот игрок, который ошибся.
2. «Сыщик»
Сыщик (он же ведущий), внимательно разглядывает игроков (примерно 30 секунд), затем выходит из комнаты. В это время, оставшиеся участники меняют что-то в своей одежде, месте расположении, позе (всего 3-5 изменений у каждого, нужно договориться о количестве заранее).
3.»Самый внимательный»
Взрослый или один из игроков загадывает слово, например, «лес».Дальше поочереди игроки уточняют объект: «высокий», далее «хвойный» и так далее, каждый раз называется меньшая по масштабу. Выигрывает тот, кто назовет самую мелкую деталь. Для игры лучше брать объекты хорошо знакомые детям: книга, кухня, школа, река и т.д.
4. «Вышибалы или выбивалы»
Подвижная игра с мячом. 2 игрока ведущие, они становятся по краям игрового поля напротив друг друга, остальные игроки в центр поля. Задача водящих «выбить» всех игроков с помощью мяча.
5. «Путаница»
Игроки, кроме водящего становятся в круг и берутся за руки. Водящий выходит из комнаты. В это время, игроки начинают меняться местами, затем заходит ведущий и пытается определить в каком порядке стояли участники до этого.
Как развивать и воспитывать детей? Советы на все случаи жизни. Каталог статей.
Источник
- Теги:
- Материалы для воспитания и развития
- 0-1 год
- 1-3 года
- 3-7 лет
- 7-12 лет
- игры для развития
Формирование внимания ребенка
По мнению психологов, существует 6 стадий формирования внимания у детей:
Первая стадия – стадия рассеянного внимания. Это норма для детей от рождения до возраста одного года. Их отвлекает любой шум, игрушки, разговоры взрослых людей.
Вторая стадия – стадия фиксированного внимания. Это значит, что занимаясь каким-то одним делом, ребенок возраста от года до двух лет не замечает ничего из происходящего вокруг, он целиком и полностью поглощен своим действием. И в этот момент он действительно не слышит, когда к нему обращаются. Очень часто родители, наблюдая за играющим ребенком, не могут понять, как можно настолько увлечься процессом одевания куклы или сборкой новой модели вертолета, чтобы не слышать, что его зовут? Порой мама и папа решают вмешаться в его игру, но делать этого не стоит. Ребенку, который чем-то занят, лучше не мешать, поскольку в таком случае он быстро потеряет свой настрой.
Третья стадия – стадия гибкого одноканального внимания. В возрасте от двух до трех лет у детей внимание становится более гибким, но все равно остается одноканальным. Малыш такого возраста может на несколько секунд прервать свою игру, услышав, что его зовут, но очень быстро вернется к ней снова.
Четвертая стадия – стадия сложившегося одноканального внимания. Между тремя и четырьмя годами дети все больше могут переключать свое внимание с одного объекта на другой. Ребенок способен прервать свои занятия, чтобы самому взглянуть или послушать, а затем вновь вернуться к ним.
Пятая стадия – стадия формирования двухканального внимания. От четырех до пяти лет малыш способен удержать двухканальное внимание на короткое время. Это означает, что он может одновременно говорить и указывать или слушать взрослого, не отрываясь при этом от своего дела. Если задача сложная, он может сосредоточиться на чем-нибудь одном.
Шестая стадия – стадия сложившегося двухканального внимания. Малыш уже может заниматься двумя делами одновременно, например, смотреть мультфильм и кушать, или одевать куклу и разговаривать с мамой. Именно поэтому начинать серьезные обучающие занятия с ребенком лучше с этого возраста. И если родители замечают, что ребенок пяти-шести лет как будто оказывается на своей волне, не видит и не слышит ничего вокруг – в большинстве случаев это сигнализирует о том, что он просто устал. В мозгу ребенка есть «встроенная» защита от перегрузок, и в моменты усталости один канал внимания у малыша отключается.
Произвольное и непроизвольное внимание
В первые годы жизни ребенок еще не умеет управлять своим вниманием, и оно является непроизвольным, поэтому его может привлечь абсолютно любая вещь, попавшая в его поле зрения. Минуту назад он крутил в руках пластмассовую улитку и вот уже пытается дотянуться до любимой маминой вазы. По этой же причине малыша так легко отвлечь, достаточно всего лишь указать ему на любой объект. Все мы прекрасно помним мамино: «Смотри, какая птичка полетела!»
Парадокс в том, что поначалу родители сами используют эту особенность детского внимания, чтобы отвлекать малыша от хрупких вещей, телевизионной рекламы или плача из-за разбитой коленки, но совсем скоро начинают за эту же невнимательность ругать ребенка и упрекать его в рассеянности. Помните, малыш вовсе не рассеян, и даже наоборот – он очень сосредоточен: лишь на том, что в этот момент представляет для него наибольший интерес. Поэтому требовать от ребенка концентрации внимания до пяти-шести лет просто бессмысленно.
Сосредотачивать все свое внимание на каком-то одном деле дети начинают лишь ближе к шести годам, следовательно, до этого возраста за все успешные попытки концентрации на чем-то одном малышей обязательно нужно хвалить, подчеркивая их усидчивость, целеустремленность и силу воли. Ребенок почувствует, что его старания оценили, и будет все чаще удивлять вас новыми примерами произвольного внимания.
Игры на развитие внимания
Развивать внимание ребенка младшего школьного возраста чрезвычайно важно, ведь все его дальнейшие успехи в обучении будут зависеть от того, насколько ваш малыш будет внимателен.
Научить ребенка обращать внимание на что-то определенное совсем нетрудно. Мы предлагаем несколько игр на развитие внимания вашего ребенка. Они не только развлекут малыша, но и научат замечать что-то новое и интересное вокруг, что обязательно пригодится в будущем.
Назови, что видишь
Во время прогулки показывайте ему, какие красивые листочки на дереве, какая большая машина проехала по дороге, какая красивая шапочка у девочки в автобусе. Чем больше вы будете разговаривать с ребенком, тем больше он будет вас слушать, а значит – концентрироваться на том, что вы ему говорите.
Делай и рассказывай
Учить малыша концентрировать внимание можно и во время таких простых занятий, как рисование или лепка. Комментируйте вслух его действия, делайте маленькие подсказки, и очень скоро малыш научится самостоятельно выполнять те же самые последовательности действий уже без ваших комментариев.
Найди предмет
Для развития внимания отлично подходит такая игра, как поиск предмета по его описанию, когда мама вслух описывает малышу какую-то вещь, находящуюся в комнате, а кроха смотрит по сторонам и пытается угадать, о чем идет речь. Также для этой цели подходят игры на поиск различий между картинками.
Посмотрим друг на друга
Интересное и веселое развлечение, которое также поможет ребенку стать более внимательным. Малыш внимательно смотрит на маму в течение нескольких секунд, после чего отворачивается, а мама задает ему вопросы, например, «Какого цвета у меня юбка?», «Есть ли на мне бусы?», «Сколько карманов у меня на рубашке: один или два?» После этого они меняются ролями.
Мешай мне
Еще одна игра, позволяющая научить ребенка не отвлекаться от своего занятия. Малыш, к примеру, рассказывает наизусть стихотворение или считает от одного до десяти, а мама в это время пытается любыми способами отвлечь его. Если малыш стойко выдержал испытание, без запинки произнес стихотворение или не сбился со счета – он получает приз. В такую игру можно играть и втроем: например, папа задает малышу вопросы, на которые он должен быстро отвечать, а мама в это время пытается отвлечь его внимание.
По мнению психологов, без развития кистевого аппарата ребенка невозможно начинать различные тренировки на развитие внимание. Предлагаем вашему вниманию следующее упражнение:
Упражнение на развитие визуального внимания:
Упражнение на устойчивость, переключаемость и концентрацию внимания:
Виктория Грицук
Родители оказывают наибольшее влияние на жизнь своих детей. Именно поэтому им необходимо понимать, как воспитывать своего ребенка, и как метод воспитания повлияет на дальнейшую жизнь малыша. Пройдите тест и определите, какой стиль воспитания вам ближе.
КАКОЙ СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ ВАМ БЛИЖЕ?
Источник