Развитие внимания у ребенка с зпр
Как развивать внимание у детей с ЗПР
В любом аспекте жизнедеятельности человека важно внимание, которое позволяет познавать новое, концентрироваться и качественно выполнять действия. Это затрагивает повседневные бытовые задачи, общение с людьми, обучение и многое другое. Без концентрации заторможены мыслительные процессы, ведь в мозг не поступает вся информация об объекте. Также невозможна аккуратность, четкость, исполнительность.
Поэтому, с развитием концентрации улучшаются все интеллектуальные, физические и социальные навыки. Всю важность этого аспекта могут прочувствовать больные с задержкой психического развития, ведь с ним у них большие проблемы. Однако с ней можно успешно бороться.
Что такое внимание: теория и классификация
Прежде чем перейти к проблеме концентрации при ЗПР необходимо разобраться с явлением как таковым.
Внимание – это избирательное и управляемое восприятие.
Оно не только стимулирует и упрощает познание, но и оказывает огромное влияние на формирование отношения к объекту наблюдения.
Устойчивое внимание – это залог здоровой психики, что выражается в спокойствии.
Это обусловлено тем, что при возможности концентрироваться на объектах, человек ориентируется в окружающем мире, может дать оценку предметам и понимает свое место среди них.
Уникальной особенностью внимательного человека является его полная сосредоточенность, возможность воспринимать мельчайшие детали. Это происходит за счет снижения концентрации на всех прочих предметах. Поэтому довольно легко переключаться между объектами, или же вообще не обращать внимания ни на что.
Этот процесс тесно связан с другими: слухом, зрением, мыслями и действиями. Некоторые психологи считают, что концентрация — это не отдельная способность человека, а лишь параметр, свойство указанных процессов.
Особую важность данной способности отмечают учителя, которые понимают, что для запоминания чего-либо необходимо прежде сконцентрироваться. Поэтому помимо стандартных навыков вроде чтения и письма, идет усиленная тренировка внимания.
Для этого выделяются разновидности и свойства:
Разновидности | Свойства |
Произвольное – есть волевое усилие, напряжение | Концентрация |
Послепроизвольное – есть сознательный выбор, но нет напряжения | Объём |
Последовательное | Сосредоточенность |
Непроизвольное (пассивное) – устанавливается независимо от желания человека | Распределение |
сенсорно-перцептивное (внешнее) – познание окружающего мира | Переключаемость |
Конституционального происхождения | Рассеянность |
Интеллектуальное (внутреннее) – самопознание | Устойчивость |
Моторное – акцент на движения и действия |
У детей с ЗПР внимание сохраняет те же функции, но имеет некоторые особенности. Например, память гораздо меньше. Устойчивость, то есть способность сконцентрироваться на чем-то одном продолжительное время, затрагивает только интересные вещи для малыша с ЗПР. Практически отсутствует распределение, то есть способность заниматься одновременно несколькими вещами. У детей с замедленным развитием психики снижена скорость переключения между видами деятельности.
Особенности и нарушения концентрации у детей с ЗПР
Помимо уже названных отличий, у детей с ЗПР можно отметить главное нарушение – недостаток внимания. Оно выражается в рассеянности в деятельности и при восприятии информации. Из-за этого даже малейший раздражитель способен сбить их с толку и заставить потерять суть происходящего.
Помимо слабой концентрации характерна избирательность. Например, ребята с ЗПР будут отдавать предпочтение играм, а не учебе. В связи с этим, ученика бывает трудно мотивировать на учебу, а работоспособность может то резко возрасти, то снизиться.
Для разных видов деятельности нужны разные формы концентрации, которые при ЗПР страдают по-разному. Возможна как комплексная задержка, так и одного параметра. Это можно увидеть по малышу. Если ему трудно дается математика, счет, то проблемы с объёмом. Если с чтением и грамотностью – то с распределением. Если же страдают все навыки, то говорят про невнимательность в целом.
Диагностика внимания у детей с ЗПР
Обнаружить проблемы с концентрацией достаточно просто. Обычно это делается уже при обследовании на ЗПР. Диагностикой внимания занимается педиатр, психолог, логопед, дефектолог, психиатр и другие специалисты. Они исследуют общие умственные способности, эмоционально волевую сферу. На основе результатов делается заключение и даются рекомендации по коррекции и развитию.
Развитие и коррекция концентрации у детей с ЗПР
Развитие должно проходить на фоне общей реабилитации ребенка. Этим занимаются как сами родители, так и привлеченные логопеды, дефектологи, педиатры и психиатры. При выборе учебного заведения рекомендуется обратить внимание на специализированные детские сады, школы VII вида и коррекционные классы. Коррекцию внимания при ЗПР необходимо начать как можно раньше и продолжать как можно дольше.
При обучении есть рекомендуемые методики, которых стоит придерживаться вне зависимости от преподаваемого материала:
- дозированность информации;
- наглядность;
- многократное повторение;
- смена вида деятельности.
Все это тесно связано с особенностями внимания дошкольников с ЗПР. Например, если не будет дозированности, то малыш быстро устанет и концентрация ослабнет. Без наглядности не будет понимания и интереса. Многократное повторение компенсирует недостатки внимания при ЗПР и позволяет заучить и автоматизировать материал. Смена деятельности вместе с физической активностью позволит поддерживать ребенка в тонусе, что благоприятно скажется на его концентрации.
Чтобы поддерживать интерес ребенка, необходимо активно жестикулировать. Это поможет компенсировать проблемы с развитием речи и словесным восприятием. Таким образом, можно отвлечь учащегося от внешних раздражителей, которые непременно отвлекут ребенка с ЗПР от занятия.
Упражнения для развития внимания
Существует большое количество методов развития. При применении игр на практике допустимо менять условие и подстраивать под способности ребенка. Некоторые делаются индивидуально, другие предназначены для группы детей.
Упражнение №1
Группе детей доступным способом (карточки, картинки, монитор) показывают набор слов или картинок. В соревновании побеждает тот, кто сможет больше записать (запомнить). Также можно присуждать победу за грамотность. Обязательное награждение за успехи.
Упражнение №2
Ребенку предлагается набор картинок, которые необходимо запомнить. Требуется назвать как можно больше предметов, желательно в правильной последовательности.
Упражнение №3
Засекается 1 минута и за это время ребенку предлагается назвать как можно большое число предметов вокруг себя. Можно усложнить и называть предметы, например, только желтого цвета, или те, которые начинаются с буквы «О».
Помимо этого, полезно давать решать загадки, лабиринты, квесты. Например, устроить игру, в которой ребенок должен искать записки-подсказки, а в конце его ожидает приз.
Концентрацию развивают и обычные школьные упражнения. Математика, чтение, диктанты, заучивание стихов. Чтобы ребенок не потерял интерес, рекомендуется превращать интеллектуальные упражнения в игры на развитие внимания. Для этого заранее продумывается история (путешествие, перевоплощение в мага) по ходу которой ребенок будет выполнять задания.
Статья в тему: Коррекционная программа для детей с ЗПР
Как заниматься дома
Можно работать над развитием внимания у детей с ЗПР не только со специалистами, но и дома с родителями. Акцент делается на регулярном повторении однотипных заданий, требующих повышенной концентрации.
Хорошее упражнение с текстом, в котором ребенок должен вычеркнуть указанную букву (например, все буквы «П»). Варьировать сложность можно с помощью размера шрифта, длины текста или времени работы. Начинать можно с 1 мин, постепенно увеличивая на 30 секунд и доходя до общей продолжительности занятия в 10-15 минут.
Используется и рисование. Например, перерисовывание простых объектов, раскраски или штриховка геометрических фигур.
Можно предложить найти различия в картинках, для этого даже есть специальные приложения на компьютере или мобильных телефонах. Мнения по поводу того, можно ли использовать компьютер для развития или игр для детей с ЗПР расходятся.
Доводы «За» | Доводы «Против» |
Широкий выбор игр | Нет общения с людьми |
Возможность присоединиться к специальным курсам и интерактивным играм, которые развивают когнитивные способности | Сидячий и малоподвижный вариант занятий |
Компьютер или телефон привлечет внимание ребенка благодаря красочности и подвижности элементов | Ребенок не развивает мелкую моторику рук |
Возможно привыкание и последующий отказ от занятий «вживую» |
Вывод
Внимание – важнейший компонент жизнедеятельности человека, который влияет на успех всех действий.
У детей с ЗПР есть свои особенности, которые необходимо учитывать. Общие показатели довольно слабые, а вот невнимание преобладает. Таких детей легко отвлечь от занятия даже пустяком. Поэтому так важно проводить дополнительные занятия.
Моменты, направленные на развитие концентрации можно дополнять и в уже привычные упражнения и задания. Сделать это можно усложнив условия, просто заставив ребенка искать отдельные элементы. В занятиях сохраняется последовательность, они не должны быть утомляющими. При регулярном графике упражнений скоро станут заметны улучшения, возможно полное восстановление.
Рекомендуется обратиться к специалистам, которые помогут составить список упражнений, которые подходят конкретному ребенку с его особенностями.
Источник
Психические особенности детей с ЗПР
Определение 1
Задержка психического развития (ЗПР) – это незрелость психических функций, вследствие медленного созревания головного мозга, вызванного воздействием на него ряда неблагоприятных факторов.
Причины ЗПР:
- Тяжелые желудочно-кишечные заболевания в раннем возрасте (у новорожденных и детей до года).
- Различные внутриутробные патологии.
- Многоплодные беременности (чаще при близнецовой беременности).
- Родовые патологии (асфиксия, родовые травмы и т.д.).
- Недоношенность.
- Хромосомные и эндокринные нарушения.
Психические особенности детей с ЗПР:
- Физические и моторные особенности. Дети с ЗПР отстают в росте, имеют малую массу тела, наблюдается нарушение координации движений, поздно начинают ходить, гиперактивны.
- Инфантильные психические особенности. Инфантилизм – замедленное созревание мозговых систем. В результате чего у детей наблюдается замедление в развитии эмоционально-волевой сфере.
- Особенности познавательных процессов. Ограниченный объем и затруднение восприятия и памяти, медленный прием и переработка поступающей информации, отставание развития речи и ее последующая бедность и примитивность.
- Особенности обучения в школе. Стойкая неуспеваемость, отставание от общей программы, отсутствие мотивации к обучению, низкий самоконтроль, преобладание игровой деятельности над учебной. В процессе посещения школы у детей складывается не только негативное отношение к учебе, но и постепенно формируется чувство собственной неполноценности.
Сущность и функции внимания
Определение 2
Внимание – это специфическая направленность человеческой психики на определенный объект или деятельность.
Направленность внимания может быть как на внутренние процессы человека, так и на происходящее (предметы) окружающего мира.
Особенность внимания заключается в том, что оно не имеет явного содержания, а находится внутри всех процессов.
Сущность внимания состоит в его направленности на объекты и действия, получение информации, ее переработку и последующее сохранение в сознании личности.
Формы внимания:
- сенсорная форма (перцептивное внимание);
- интеллектуальная форма (мыслительное внимание);
- моторная форма (двигательное внимание).
Виды внимания:
- Активное (произвольное) внимание. Внимание направляется на предмет или действие целенаправленно, для того чтобы запомнить, изучить, сохранить и т.д. свойства предмета или происходящего действия.
- Пассивное (непроизвольное) внимание. Внимание возникает непроизвольно, вследствие вызванного интереса со стороны предмета или действия.
- Послепроизвольное внимание. Стадия внимания, когда происходит возврат к непроизвольному вниманию.
Функции внимания:
- Контроль над психическими и физиологическими процессами (активация или торможения, в зависимости от потребности).
- Основная функция внимания – отбор, систематизация, анализ и последующее сохранение в сознании необходимой информации.
- Сохранение, удержание, воспроизведение образов предметов.
- Возможность длительного сосредоточения и активности на нужном объекте.
- Контроль и регуляция протекания деятельности личности.
Внимание связано со многими качествами личности человека и во многом зависят от них (наблюдательность, способность выделять частное из общего и т.п.).
Характеристика особенностей внимания у детей с ЗПР
Отмечаются следующие особенности внимания у детей с ЗПР:
- Неустойчивость. В связи с чем, у ребенка наблюдается снижение производительности, возникают трудности при выполнении различного рода заданий. Так же возможны колебания внимания, то есть в течение нескольких минут отмечается активная работоспособность, которая затем снижается, и ребенок «выпадает» из процесса (начинает заниматься посторонними делами, отвлекается и т.д.). Тем самым ребенок отдыхает от продуктивной деятельности. После отдыха он вновь может к ней вернуться с прежним интересом.
- Низкая концентрация внимания. Ребенку с ЗПР сложно сосредоточиться на длительном выполнении работы, либо на объекте деятельности. Отмечается быстрое утомление и постепенное снижение интереса к процессу работы.
- Снижение объема внимания. Ребенок с ЗПР не способен удержать одновременно весь объем информации, который ему необходим для осуществления игровой или учебной деятельности. В связи с чем, можно отметить затруднение восприятия всей ситуации в целом.
- Снижение избирательности внимания. Детям с ЗПР сложно сформулировать цель деятельности (задания), а также составить план для ее достижения. Ребенку трудно продумать условия реализации, так как он не может полноценно сосредоточиться на основном и отделить его от побочных деталей процесса.
- Снижение распределения внимания. Ребенок в ЗПР не может выполнять одновременно несколько заданий или действий. Особенная трудность возникает в том случае, если все задания требуют от ребенка сознательного контроля (стадия освоения).
- «Прилипание внимания». Трудности в переключении внимания с одного способа выполнения задания на другой (отсутствие гибкости реагирования).
- Повышенная отвлекаемость. Ребенку с ЗПР сложно сосредоточится на длительном выполнении одной деятельности. В процессе работы отмечается постепенное снижение темпа работы, отвлекаемость, совершение большого числа ошибок, что в итоге негативно сказывается на результате работы.
Замечание 1
Таким образом, у детей с ЗПР ярко выражены следующие недостатки внимания: малая устойчивость, трудности распределения, замедленное переключение, малый объём. К особенностям внимания этих дошкольников также можно отнести слабость произвольного внимания, которая проявляется в частой смене объектов внимания и в невозможности длительного сосредоточения на каком-то одном объекте.
Источник
Зонова Екатерина Георгиевна,
педагог-психолог МАДОУ ЦРР – детский сад,
городской округ Красноуфимск
Развитие внимания у детей с ЗПР
посредством применения модифицированных таблиц Шульте
Коррекционно-развивающее обучение в условиях общеобразовательных учреждений является педагогической системой, обеспечивающей индивидуализацию обучения детей с трудностями в обучении и реализующей принципы комплексного подхода к целям, задачам и содержанию образования, единства диагностики и коррекции недостатков развития, развивающего обучения (развитию общих способностей к учению на основе личностно-ориентированного подхода), согласно ФГОС ДО.
Дети с ЗПР традиционно определяются как полиморфная группа, характеризующаяся замедленным и неравномерным созреванием высших психических функций, недостаточностью познавательной деятельностью, снижением уровня работоспособности, недоразвитием эмоционально-личностной сферы.
Недостатки внимания как сосредоточения деятельности субъекта на каком-либо объекте отмечаются всеми исследователями в качестве характерного признака задержки психического развития. В той или иной мере они присутствуют у детей, относящихся к разным клиническим формам задержки психического развития. Проявления недостаточности внимания у дошкольников с задержкой психического развития обнаруживаются уже при наблюдении за особенностями восприятия ими окружающих предметов и явлений. Дети плохо сосредоточиваются на одном объекте, их внимание неустойчиво. Эта неустойчивость проявляется и в любой другой деятельности, которой занимаются дети.
В психолого-педагогических исследованиях (Л.И. Переслени, З. Тржесоглава, Г.И. Жаренкова, В.А. Пермякова, С,А. Домишкевич и др.) отмечаются следующие особенности внимания у детей с ЗПР:
- неустойчивость (колебания) внимания, которая ведет к снижению продуктивности, обусловливает трудности выполнения заданий, требующих постоянного контроля, свидетельствует о незрелости нервной системы. Ребенок продуктивно работает в течение некоторого времени, затем в течение «отдыхает», накапливает силы для следующего рабочего цикла. В моменты «отдыха» ребенок как бы выпадает из деятельности, занимаясь посторонними делами. После восстановления сил ребенок снова способен к продуктивной деятельности и т.д.;
- сниженная концентрация. Выражается в трудностях сосредоточения на объекте деятельности и программе ее выполнения, быстрой утомляемости. Указывает на наличие органических факторов соматического или церебрально-органического генеза;
- снижение объема внимания. Ребенок удерживает одновременно меньший объем информации, чем тот, на основе которого можно эффективно решать игровые, учебные и жизненные задачи, затруднено восприятие ситуации в целом;
- сниженная избирательность внимания. Ребенок как бы окутан раздражителями, что затрудняет выделение цели деятельности и условий ее реализации среди несущественных побочных деталей;
- сниженное распределение внимания. Ребенок не может одновременно выполнять несколько действий, особенно если все они нуждаются в сознательном контроле, т.е. находятся на стадии усвоения;
- «прилипание внимания». Выражается в трудностях переключения с одного вида или найденного способа деятельности на другой, в отсутствии гибкого реагирования на изменяющуюся ситуацию;
- повышенная отвлекаемость. Сравнительное экспериментальное исследование влияния посторонних воздействий (например, шума, речевых помех) на деятельность детей с ЗПР в сравнении с нормально развивающимися сверстниками показало выраженное негативное влияние на деятельность детей с ЗПР любых посторонних раздражителей. Они делают многочисленные ошибки, темп деятельности вследствие этого замедляется, результативность падает.
Указанные особенности нарушения произвольного внимания у детей с задержкой психического развития препятствуют реализации мыслительной деятельности, не активизируют сосредоточенность и избирательность познавательной деятельности, затрудняют реализацию процессов восприятия и памяти.
Среди комплексной деятельности по развитию внимания у детей с ЗПР дошкольного возраста используется модифицированная методика «Таблицы Шульте».
Испытуемому поочередно предлагаются таблицы, на которых в произвольном порядке расположены числа от 1 до 9 (25). Испытуемый отыскивает, показывает и называет числа в порядке их возрастания на скорость. Проба повторяется с пятью разными таблицами. По результатам выполнения данной работы может быть построена «кривая истощаемости (утомляемости)», отражающая устойчивость внимания и работоспособность в динамике данного конкретного ребенка для учета планирования и реализации образовательной деятельности.
Для достижения эффективных результатов были разработаны различные модификации «Таблиц Шульте», с использованием различных цветов, букв, геометрических фигур, кодирования и декодирования информации для детей разного возраста, различной степенью нарушения.
В процессе использования данных методик наблюдается повышение уровня развития устойчивости, распределения и переключаемости внимания у детей с задержкой психического развития.
Применение данных методик в процессе коррекционно-развивающей деятельности в работе с детьми ОВЗ дает положительные результаты развития внимания, а, следовательно, и всех психических функций данной категории детей.
Источник