Развитие внимания у пятилетнего ребенка
Последнее обновление статьи: 14.05.2019
Современное общество развивается динамично и требует всесторонне развитых личностей. Поэтому педагоги активно привлекают родителей к процессу обучения детей с раннего возраста. Не случайно акцент делается на развитие внимания в возрасте до 6 лет.
Внимание – это сосредоточение сознания на каком – либо внешнем объекте. Это может быть что угодно – предметы, явления, отношения, чувства, или внутренний мир человека. Для сосредоточения внимания на каком-либо объекте необходимо приложить усилия, и собрать восприятие на чём-то одном. Внешний мир и уклад жизни окружает человека с рождения огромным количеством информации. Полностью усваивать все это человек не способен. Ему требуется система, которая помогает выделять самую главную и нужную информацию. Эта система и есть внимание.
Умение сосредоточить своё внимание играет огромную роль для школьников. Поэтому особенно важно использовать возраст 5-6 лет для развития внимания у детей. Это развитие является одним из основных для подготовки детей к школе. Развивать внимание так же важно, как и обучать чтению и письму.
Как можно охарактеризовать внимание
Главная проблема в процессе развития — это неусидчивость детей. Дети в возрасте 5-6 лет часто страдают неумением удерживать внимание. Им сложно сосредоточиться на чём-то одном. Любой процесс обучения переходит в пытку. Ребёнок постоянно отвлекается, балуется и не может запомнить даже самый простой урок.
В этом случае поможет ещё одно качество, которое присуще детям в этом возрасте – любознательность. Малыши очень любопытны. Поэтому любой процесс обучения детей должен их заинтересовывать и вовлекать. Информация «из-под палки» не будет усваиваться. В худшем случае, такой урок нанесёт психологическую травму ребёнку.
Особенностью внимания детей 5-6 лет является то, что его привлекает внешний вид предметов. Внимание делят на несколько видов:
- Произвольное – этот вид требует от человека, приложить усилия для сосредоточения. То есть это принудительный процесс, когда человек делает то, что надо.
- Непроизвольное – возникает стихийно, и не зависит от усилий человека.
- Послепроизвольное – возникает в течении обучения, снимая сосредоточение и волевое усилие.
Дети в возрасте 5-6 лет ещё не способны самостоятельно принуждать себя к чему-либо. Поэтому их внимание, в основном, произвольное. Процесс обучения должен быть построен на привлечении внимания ребёнка и его удержании. С каждым уроком время удержания внимания будет увеличиваться.
Непроизвольное внимание малыша возникает и остаётся, пока сохраняется интерес к объектам. Психологи рекомендуют, заставлять ребёнка рассуждать в слух. Тогда процесс вовлечения в обучение максимален.
Внимание обладает свойствами:
- устойчивость;
- концентрация;
- объёмность;
- избирательность;
- переключаемость.
Нарушение любого свойства приводит к изменению поведения малыша.
Важно: до 5 лет малыш не может концентрироваться и управлять своим вниманием. Его могут привлекать большие яркие предметы, громкие звуки и т.д. Но к 6 годам ситуация кардинально меняется. Развитие идёт по другому пути. Дети погружаются в исследование новых знаний с головой. Они уже могут контролировать своё внимание, речь и ход мыслей. Правда совсем недолго.
Как определить уровень внимания
С каждым годом произвольное внимание развивается и становится устойчивее. У детей 5-6 лет уже есть возможность следить за ходом своих мыслей, делать выводы и анализировать ситуацию.
Чтобы понять на каком уровне у ребёнка находится развитие внимания, используют объективные и субъективные методики:
- Таблица Равена.
- Алгоритм Б.Бурдона «Корректурная проба».
- Алгоритм Н.Гуткиной «Домик».
Для определения уровня внимания используют не только методики тестирования детей. Родители тоже должны участвовать в этом процессе. Педагоги обычно предлагают им заполнить анкеты, и проводят опрос.
Это методики, которые используют опытные педагоги и психологи в образовательных учреждениях. Дома у вас вряд ли получится справиться с такими методиками самостоятельно, и сделать правильные выводы.
Важно: объем внимания ребёнка до 5 лет — это не более 2 объектов, которыми он заинтересуется. К 6 годам это уже 3 объекта. Школьники могут удерживать внимание на 5 объектах, а взрослый человек на 7. Не стоит требовать от вашего малыша больше, чем он может по возрасту.
Для самостоятельного определения уровня внимания ребёнка можно использовать простые игры:
- Найди 5 отличий (две одинаковые картинки, за исключением нескольких деталей).
- Найди одинаковую пару.
- Найди спрятанный треугольник/квадрат/круг на картинке.
- Лабиринт (нельзя использовать карандаш, поиск выхода только глазами).
Так легко понять – может ли ваш малыш проявить усидчивость и справиться с заданием. Нормой для концентрации внимания в возрасте 5-6 лет считается время: 10 — 30 минут.
Полезные советы по развитию внимания у детей
Для любого обучающего процесса важно обеспечить правильную окружающую среду. Полезно проводить занятия на свежем воздухе. Без доступа кислорода, в помещениях со спёртым воздухом, мозг не справляется с новой информацией, и не усваивает её. Неглубокое дыхание может нарушить обучающий процесс. Поэтому важно следить за дыханием ребёнка и научить его делать глубокие вдохи. В этом прекрасно помогают мыльные пузыри и шарики, свистки и духовые инструменты.
Методика, которой пользовались ещё наши бабушки, называется рукоделие. Она проста и эффективна. Занимаясь ручным трудом, ребёнок активно развивает концентрацию внимания и моторику пальцев. Неправильно считать, что рукоделие это для девочек. В этом возрасте и мальчики с интересом шьют кукол, вяжут игрушки и собирают модели кораблей.
Участие в домашних делах, активно помогает ребёнку обучаться сосредоточению на каком – либо деле. Уход за домашними питомцами играет в этом немаленькую роль.
Главное набраться терпения, и не спешить делать за ребёнка работу, если у него что – то не получается.
Источник
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ
«Внимание — есть та дверь,
которую не может миновать ни одно слово ученья,
иначе оно не попадет в душу ребенка».
К.Д. Ушинский
Внимание — очень важный психический процесс, который является условием успешного осуществления любой деятельности детей как внешней, так и внутренней (игровой, трудовой, учебной), а его продуктом — ее качественное выполнение. Внимание дает возможность хорошо воспринять, запомнить, осмыслить материал, действовать в соответствии с указаниями воспитателя, даже когда те или иные компоненты деятельности могут и не вызывать непосредственного интереса, но при этом требовать самоорганизации, затраты волевых усилий.
Основной особенностью дошкольника является то, что его произвольное внимание достаточно неустойчиво, так как ребенок легко отвлекается на посторонние раздражители. Его внимание чрезмерно эмоционально, потому что он еще плохо владеет своими чувствами. При этом непроизвольное внимание достаточно устойчиво, длительно и сосредоточено. Постепенно путем упражнений и волевых усилий у ребенка формируется способность управлять своим вниманием. В процессе занятий проводимых в детском саду, ребенок приучается к дисциплине. У него формируется усидчивость, способность контролировать свое поведение. При развитии произвольного внимания формируются новые внутренние действия, начинающие управлять вниманием изнутри, удерживают его на предметах, которые могут быть не интересны для человека в данный момент, еле заметны по силе своего раздражения. Такое внимание начинает формироваться в конце дошкольного возраста, а наиболее благоприятный для этого период – младший школьный возраст.
Внимание — одна из важных сторон познавательной деятельности, и педагогам необходимо знать особенности его формирования у детей дошкольного возраста, так как оно имеет ряд качественных особенностей, от которых зависит успешность познавательной деятельности дошкольника, а в дальнейшем его формирование как личности. А так как произвольное внимание дошкольника достаточно неустойчиво, его необходимо развивать путем игровых упражнений с использованием различных средств развития внимания. Овладев способность управлять своим вниманием, концентрировать его на выполнении определенных заданий, ребёнок не будет испытывать проблем и в усвоении образовательной программы.
В соответствии с принятой возрастной классификацией в психическом развитии ребенка принято выделять три стадии: младенчество (от 0 до 1 года), раннее детство (от 1 до 3 лет) и дошкольный возраст (от 3 до 7 лет).
В начале дошкольного возраста внимание ребенка отражает его интерес к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям. Ребенок сосредоточен только до тех пор, пока интерес не угаснет. Появление нового предмета тотчас же вызывает переключение внимания на него, поэтому дети редко занимаются одним и тем же делом длительное время. Детям трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности, в то время как в процессе игры они могут оставаться внимательными достаточно долго. Если младшие дошкольники могут играть в одну и ту же игру 25-30 минут, то к 5-6 годам длительность игры возрастает до 1-1,5 часов.
Основное изменение внимания в этом возрасте состоит в том, что дети впервые начинают управлять им, сознательно направляя на определенные предметы. Причем само по себе развитие непроизвольного внимания не приводит к возникновению произвольного внимания. Последнее формируется благодаря целенаправленному руководству взрослых при помощи словесных указаний и напоминаний, а также наглядных пособий, помогающих ребенку сосредоточиться. Руководя вниманием ребенка, взрослые дают ему те средства, с помощью которых он впоследствии начинает сам управлять своим вниманием.
Несмотря на то, что дети 5-6 лет начинают овладевать произвольным вниманием, непроизвольное внимание остается преобладающим на протяжении всего дошкольного детства. В связи с этим дошкольное обучение не может строиться на заданиях, требующих постоянного напряжения произвольного внимания. Поддерживать внимание на достаточно высоком уровне позволяет использование элементов игры, частая смена форм деятельности, занятия продуктивными видами деятельности. К концу дошкольного возраста способность к произвольному вниманию у детей интенсивно развивается. Ребенок учится управлять собой и сознательно направлять свое внимание на определенный предмет. При этом он использует для организации внимания внешние средства, прежде всего слово и указательный жест взрослого, т.е. внимание становится опосредованным.
В дошкольном детстве увеличивается объем внимания, т.е. то количество объектов, которое может быть отчетливо воспринято в относительно короткий промежуток времени. Изменяется устойчивость внимания как способность сохранять сосредоточенность на объекте. Одним из показателей устойчивости внимания является длительность сохранения сосредоточенности. Распределение внимания говорит о том, что ребенок может направлять и концентрировать внимание на нескольких предметах одновременно.
Дети замечают новую одежду приятеля, необычные цветы, различные марки автомобилей, новые словечки и фразы. Замечают не только яркое, броское, громкое, но именно необычное — то, чего не было в их опыте. Особенно показательно для развития ребенка внимание к речи — рассказу взрослого. Здесь физические характеристики голоса отходят на задний план, значимым становится содержание, которое понимают на основе опыта. Однако до конца дошкольного детства в организации внимания детей используют интонацию, загадочность, паузы.
Произвольное внимание развивается в ходе целенаправленной деятельности. Цель действия как образ предполагаемого результата побуждает удерживать внимание в течение всей деятельности. Можно видеть большую сосредоточенность детей в моменты экспериментирования с предметами, переливания воды.
Переключение внимания с объекта на способы и порядок действий превращает его в развернутый процесс самоконтроля.
У старших дошкольников опорой внимания становятся четко поставленные задачи, соревновательные моменты, дисциплинарные требования, обещания спрашивать. Однако им нужна «подпитка» внимания яркими, необычайными, «непроизвольными» сигналами. Внимание ребенка в начале дошкольного возраста отражает его интерес к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям. Ребенок сосредоточен до тех пор, пока интерес не угасает. Появление нового предмета тот час же вызывает переключение внимания на него. Поэтому дети редко длительное время занимаются одним и тем же делом.
На протяжении дошкольного возраста в связи с усложнением деятельности детей и их передвижением в общем умственном развитии, внимание приобретает больше сосредоточенность и устойчивость. Так, если младшие дошкольники могут играть в одну и ту же игру 30-40 минут, то к 5-6 годам длительность игры возрастает до 2 часов. Это объясняется тем, что в игре шестилеток отражаются более сложные действия и взаимоотношения людей и интерес к ней поддерживается постоянным введением новых ситуаций.
Устойчивость внимания у детей проявляется в длительности сосредоточения его на объекте. Это свойство внимания зависит от целого ряда причин: от силы нервных процессов, от характера деятельности, от отношения к делу, от сложившихся привычек. Отвлекаясь, человек меняет объект внимания непроизвольно; переключая внимание, он ставит цель заняться чем-то или отдохнуть. Выдвигая в процессе деятельности новые задачи, мы переносим внимание с одного объекта на другой или с одной его стороны на другую.
Развитие свойств и видов внимания дошкольника существенно зависит от значимости, эмоциональности, интереса для него материала, от характера деятельности, которую выполняет ребенок. Так как ведущим видом деятельности, важнейшей сферой самовыражения ребёнка 5 – 6 лет является игра, показатели внимания значительно возрастают именно в сюжетно — ролевых и дидактических играх.
Игры различаются по содержанию, характерным особенностям, по тому, какое место они занимают в жизни детей, в их воспитании и обучении.
Существует несколько групп игр, развивающих не только интеллект и познавательную активность ребенка, но и психологические качества (внимание, мышление, память).
К первой группе можно отнести предметные игры, то есть игры с предметами и игрушками. Например, игра «Пуговицы», целью которой является развитие объема и сосредоточенности внимания, зрительной памяти, мелкой моторики рук. Для игры понадобятся два одинаковых набора из 3-7 разных по цветы и размеру пуговиц, два игровых поля, разделённые на клетки и такого же размера два чистых листа. Расставив на своём поле по разным квадратам 3 пуговицы, взрослый предлагает ребёнку запомнить, как они лежат. Ребёнок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит, а затем повторить расположение пуговиц на своем поле. Используя принцип от простого к сложному, задание постепенно можно усложнять, изменяя количество, размер и цвет пуговиц.
Ко второй группе относятся игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности. При этом сюжет игры может быть построен так, что помимо социальных задач, развивается внимание, умение сконцентрироваться на выполнении определённого задания. Например, обычная игра «На рыбалке» станет намного интереснее для детей, если предложить детям точно повторять движения ведущего, чтобы «поймать рыбу»: закидывание удочки, подсекание рыбы и т.д. Чтобы усложнить игру, можно договориться, что ведущий может путать детей словами. Дети должны повторять действия ведущего и не сбиваться на слова.
Большое значение для развития целенаправленного внимания в дошкольном возрасте имеет обучающая игра, так как она всегда имеет задачу, правила, действия и требует сосредоточенности. Чтобы своевременно развивать у детей определенные качества внимания (целенаправленность, устойчивость, сосредоточенность) и способность управлять ими, необходимы специально организованные игры и упражнения. В одних играх надо учитывать разные требования и задачи, в других — уметь выделять и помнить цель действия, в третьих — вовремя переключать внимание, в четвертых — сосредоточенность и устойчивость внимания, а поскольку необходимо заметить и осознать происшедшие изменения.
Если обратиться к непосредственно образовательной деятельности, то здесь можно применять различные игровые приемы для привлечения и удержания внимания детей (голосовая и эмоциональная модуляция, модуляция темпа речи, прерывание речи, использование антиципации (догадки), приемы «Провалы в памяти» и «Ошибка воспитателя», жестикуляция, риторические вопросы).
Таким образом, применяя в совместной деятельности с детьми 5 – 6 лет разнообразные средства, развивающие внимание детей и его свойства, педагог влияет на освоение ребёнком необходимых знаний и навыков, что является залогом успешной социализации личности ребенка в дальнейшем.
Список используемой литературы
1. Бондарев И.П., Вылегжанин О.И. и др. Новая методика оценки свойств внимания // Вопросы психологии.–2000.
2. Батюта М. Б., Князева Т. Н Возрастная психология: учебное пособие.- Логос, 2011.
3.Петраков А.В., Девина И.А. Развиваем внимание. М.: Издательство Ось-89, 2001.
4.Смирнова Е.О., Белошистая А.В., Монина Г.Б. Развитие личности ребенка от пяти до семи лет. М.: Генезис, 2010.
Источник
Анна Смирнова
Развитие внимательности у ребенка (5–7 лет): от теории к практике
Развитие внимательности у ребенка (5-7лет): от теории к практике.
Что такое невнимательный ребенок?
С проблемой невнимательности ребенка родители часто сталкиваются, когда малыш идет в старшие группы детского сада или в начальную школу. В возрасте 5–7 лет уже нужно уметь концентрироваться на учебных задачах, вот тогда и становится заметно, что ребенку сложно сосредоточиться, он часто отвлекается, пропускает буквы при письме и чтении, задает вопросы на одну и ту же тему и не запоминает ответ. Работа выполняется поверхностно или слишком медленно, малыш быстро устает, и часто его можно застать мечтающим над тетрадкой или книжкой.
Чаще всего в дошкольном и раннем школьном возрасте возникают проблемы с концентрацией внимания: в норме время удержания внимания на предмете или занятии для детей 5–7 лет составляет 30 минут, но часто малыши не вписываются в эту норму. Дают о себе знать и сложности с переключением внимания – когда ребенок постоянно отвлекается или не может включиться в работу после смены деятельности, например, начать решать примеры после занятия физкультурой.
Что делает детей невнимательными?
• Плохая мотивация. Интерес в этом возрасте – главная движущая сила, если ребенку скучно – его внимание тут же падает.
• Гиперактивность. Такие дети не могут долго находиться на одном месте, для них это физически сложно и дискомфортно.
• Частые болезни. Из-за частых или хронических болезней организм ребенка ослаблен, малыш быстро устает и, конечно, это влияет на его способность сосредоточиться.
• Особенности нервной системы. У ребенка может быть слабая или инертная нервная система – в этом случае он быстро утомляется и часто выглядит вялым и невнимательным. Более внимательными и усидчивыми являются дети, нервная система которых лабильна.
• Чрезмерные нагрузки. Стремление родителей как можно лучше развить своего ребенка иногда может сослужить плохую службу. Ребенок переутомляется от большого количества занятий, что негативно влияет на внимательность.
Какая же помощь в развитии внимания наиболее эффективна для детей 5–7 лет?
• Старайтесь организовывать учебную деятельность в игровой форме.Помните: чем скучнее способ изложения, тем скорее ребенок потеряет интерес, не говоря уже о концентрации внимания. Играя, малыш занимается с удовольствием и получает радость от своей деятельности.
• Планирование дня и его режим очень важны, они помогают ребенку сосредоточиться. Малыш станет менее рассеянным, если развлечения, игры и занятия будут проходить по плану.
• Сбалансируйте питание. Получение ребенком всех нужных питательных веществ – важнейший фактор формирования нервной системы и внимания соответственно. Сбалансированностью питания всегда интересуются неврологи при жалобах родителей на плохую концентрацию внимания у ребенка. Посоветуйтесь с врачом – возможно, малышу нужны дополнительные витамины.
Логические игры помогают развитию внимания
• Подбирайте дополнительные кружки согласно возрасту. Качество всегда лучше количества. Идеальный вариант – занятия, которые развивают ребенка комплексно. Один из примеров таких занятий – ментальная арифметика. Уникальная методика позволяет ребенку быстро и всесторонне развивать оба полушария мозга, очень быстро запоминать и воспроизводить информацию, феноменально тренировать внимательность и память. Ментальная арифметика показана детям, начиная с возраста 5 лет – то есть именно тогда, когда мозг требует информации и быстро развивается. Одна из лучших методик с быстрыми результатами разработана Центром интеллектуального развития детей и взрослых «Амакидс».
• Играйте в специальные игры на развитие внимания, но старайтесь соблюдать меру – однотипные занятия быстро надоедают и не приносят результата. Самые популярные упражнения на развитие внимания – это поиск различий среди иллюстраций и рисунков. Найти предметы одного цвета, заметить лишнее в рисунке, обнаружить закономерность, логически соединить предметы – все это дает хорошие результаты.
Упражнения на внимание
Что поменялось?
5–7 предметов раскладывают на столе в определенной последовательности и накрывают тканью. Играющий должен запомнить расположение предметов за 30 секунд, после чего три-четыре предмета меняют свои места. Игра идет на очки – за каждый верно угаданный предмет игрок получит одно очко, за неверный – одно очко отнимется.
Вторая половинка
Подготавливают наполовину раскрашенный рисунок (бабочка, стрекоза дерево, ребенку предлагается по памяти нарисовать и раскрасить вторую половину. Если по памяти поначалу сложно – можно сверяться с готовой половинкой.
Таблица цифр
Игра возможна, если малыш знает все цифры от 1 до 25. Цифры располагаются в таблице в произвольном порядке, и ребенку предлагается найти и назвать их по порядку как можно быстрей. Хороший результат для детей до 7 лет – выполнение задания за 1–2 минуты.
И главное: помните, что лучшее лекарство от любых проблем – родительская любовь, внимание и терпение!
Источник