Развитие видов деятельности ребенка в раннем возрасте

Развитие видов деятельности ребенка в раннем возрасте thumbnail

Основные виды деятельности для детей раннего возраста и их взаимосвязь с развивающей предметно-пространственной средой, созданной педагогом

Развитие ребенка раннего возраста зависит во многом от предметно-пространственной среды, которая окружает его в течение дня в детском саду. Согласно требованиям ФГОС ДО содержание пяти образовательных областей: социально-коммуникативная, познавательная, речевая, художественно-эстетическая, физическая может реализоваться в различных видах деятельности. В раннем возрасте их насчитывается шесть видов.

Предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками

В нашей группе раннего возраста имеются игры: рамки-вкладыши, вкладыши с маленькой ручкой. Такие игры развивают мелкую моторику рук, сенсомоторную координацию, целостное восприятие, познавательный интерес, идёт обогащение словаря, расширение представлений детей о явлениях и предметах окружающего мира, формируется умение выделять связи между этими предметами и явлениями.

Игры-вкладыши с маленькой ручкой помогают заблаговременно косвенно подготовить руку к письму (малыш берёт вкладыш с ручкой с помощью трёх пальцев: большого, указательного и среднего). В играх, связанных с вкладыванием и выкладыванием происходит укрепление пальцев и всей кисти руки, а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становление речи. В группе много разнообразных составных игрушек: пирамидок, матрёшек, составных и разрезных картинок, крупная мозаика. Игры с такими игрушками развивают координацию движений, мелкую моторику, способствуют развитию интеллекта, а также восприятию цвета, формы и размера предметов, формируют умения из отдельных составляющих собирать целый предмет.

Также группа хорошо оснащена динамическими игрушками. Игры с заводными игрушками, неваляшками, каталками, волчками доставляют детям большую радость. Динамические игрушки дают детям возможность наблюдать и осваивать не только очевидные свойства, но также действия сил, которые в чистом виде недоступны наблюдению: сила инерции, трения, тяжести, скольжения. Характерной общей особенностью всех динамических игрушек является то, что ребёнок сам, собственным усилием запускает процесс их движения. Динамические игрушки не стоит путать с новомодными интерактивными, так как движения этих игрушек не зависят от действий ребёнка. В динамических игрушках соединяются два вектора: развитие самовосприятия и познавательное развитие.

Экспериментирование с материалами и веществами

При экспериментировании с различными материалами применяем   использование  нетрадиционной техники рисования кочерыжками от капусты(формируем навыки креативного мышления «капуста не только съедобна, но может быть использована в творчестве»); также проводим  эксперименты с пеной , где дети знакомятся с образованием пены (соединение мыла и воды), с её свойствами (её можно взять в руки, заполнить ею ёмкости, если на неё подуть-образуются мыльные пузыри и так далее), таким образом поддерживается познавательный интерес в процессе экспериментирования, обогащается непосредственный чувственный опыт детей.  При экспериментировании с тестом, происходит знакомство детей со свойствами теста, его назначением. Мы показываем детям способы действий с тестом, предоставляем возможность для самостоятельного творчества. Конечно, же не забываем напоминать о правилах безопасного поведения при работе с песком, водой, мелкими предметами.

Общение с взрослым и совместные игры под руководством взрослого

Важнейшим событием в раннем возрасте и основной формой воспитания является общение. Речь взрослого является образцом для подражания. Для развития общения мы используем в своей работе чтение потешек, стихов и сказок. Детям раннего возраста ещё сложно самостоятельно включаться в игры со сверстниками, мы целенаправленно организуем игровую деятельность. Проводим коммуникативные игры: «Шире круг»;»Каравай»;»Раздувайся пузырь», поздравляем малышей с Днём рождения. Каждый день проводим зарядку под аудио- сопровождение, используем музыкально-ритмические игры: «Разноцветная игра»; «Птички в гнёздышках»; «Паровозик».                                                                     Формируем предпосылки к сюжетно-ролевым играм (самой сюжетно-ролевой игры в раннем возрасте нет, она только зарождается.

Самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями   (ложка, лопатка, совок и прочими предметами)

В процессе режимных моментов формируем простейшие навыки самостоятельности, опрятности, аккуратности, придерживаясь принципа постепенного включения ребёнка в деятельность по приобретению навыков самообслуживания. Хорошим стимулом к действию здесь служит использование потешек («Водичка, водичка…»,»А у нас есть ложки…»,»Раз, два, три, четыре, пять — собираемся гулять…» 

Восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок

Неотъемлемой частью нашей работы является организация игровых образовательных ситуаций, направленных на развитие эмоционального мира ребёнка. Особое значение в восприятии детей раннего возраста имеет наглядность. Отталкиваясь от этого, мы знакомим детей с художественными произведениями, используя яркие, красочные книжки, рассматриваем картинки. Используем в своей работе различные виды театров. К примеру, у нас есть большая магнитная доска, большой плоскостной магнитный театр к четырём основным сказкам и другие виды театров. Театры несут в себе колоссальный эмоциональный отклик! Они побуждают детей к действиям от имени персонажа, перевоплощению, тем самым подготавливая почву для дальнейших самостоятельных творческих     игр.                                                                                          

 На музыкальных занятиях формируется умение слушать музыку, в игровой форме закрепляются все виды движений. Большую радость доставляют детям и музыкальные инструменты, с которыми детей последовательно знакомим.

Читайте также:  Центры дошкольного развития ребенка иваново

Двигательная активность

Наша группа хорошо оснащена спортивным оборудованием для развития самостоятельной активности детей: разнообразные массажные коврики, мячики, дорожки, разнообразные игрушки на колёсиках, автомобили, цветные ленточки, обручи, ребристые дорожки против плоскостопия. Нельзя не упомянуть любимые всеми подвижные игры: «Зайка серенький сидит»; «Лохматый пёс», «Киска-кикса, ну-ка брысь..». Во время двигательной формы активности у ребенка происходит овладение основными движениями.

Взаимодействие воспитателя с детьми раннего возраста должно включать в себя различные виды деятельности, последовательно сменяющие друг друга, но так, чтобы избежать переутомления малышей, обогащать их личный опыт в бытовых и игровых ситуациях.

Источник

Развитие детей раннего возраста в различных видах деятельности в соответствии с ФГОС ДО

Авторы: Лазарева С.А.

              Кондратьева В.С.

С 1 сентября 2013 года в РФ ДО впервые стало официально признанным полноценным уровнем непрерывного общего образования. Вместе со вступлением в силу нового закона «Об образовании РФ», для всех дошкольных учреждений стал актуален новейший ФГОС ДО  

Новая система, повлиявшая на формирование ФГОС дошкольного образования, призывает, прежде всего, ценить, а не оценивать ребёнка.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования основными видами деятельности для детей раннего возраста являются:

— предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;

— экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.);

— общение с взрослым;

— совместные игры со сверстниками под руководством взрослого;

— самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.);

— восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок;

— двигательная активность

В п.4 ФГОС ДО одним из основных принципов является реализация Программы в формах, специфических для детей, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений и знаний.

В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении

Игры для детей являются сложным, многофункциональным и познавательным процессом, а не просто развлечением или веселым времяпрепровождением. Благодаря играм у ребенка вырабатываются новые формы реагирования и поведения, он адаптируется к окружающему его миру, а также развивается, учится и взрослеет.

Игра формирует у ребенка навыки общения, умение устанавливать со сверстниками определенные взаимоотношения. Она влияет не только на развитие личности в целом, она формирует и отдельные познавательные процессы, и речь, и произвольность поведения.

        Коллективная игровая деятельность, требует от ребенка мобилизации всех его сил и возможностей: и физических, и умственных. Игра предъявляет высокие требования к развитию речи ребенка: ведь малыш должен объяснить, во что и как он хотел бы играть, договориться с другими воспитанниками, кто какую роль может сыграть, суметь произнести свой текст, иногда используя естественную жестикуляцию, так, чтобы его поняли остальные, и т.д.

В игре бурно развивается воображение детей: они должны уметь видеть вместо палочки ложку, вместо 3 стульев – самолет, вместо кубиков –стенку дома. Дети мыслят и творят, планируя общую линию игры и импровизируя по ходу ее выполнения.

С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. В качестве основного принципа дошкольного образования стандарт выдвигает «полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития». Кроме того, в тексте стандарта говорится, что реализация Программы должна осуществляться «в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры…». Рассматривая конкретное содержание указанных в стандарте 5 образовательных областей, следует отметить, что оно зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности — как сквозных механизмах развития ребенка).

В раннем возрасте (1 год — 3 года) таким содержанием будет: «предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность». То есть содержание образования детей раннего детства (0-3 лет) построено на пяти образовательных областях и направлено на раскрытие потенциальных возможностей ребенка через формирование ключевых компетенций

Читайте также:  Тест на проверку развития ребенка

Данное содержание может быть реализовано при помощи различных видов игр (дидактических, подвижных, пальчиковых и т.д.), которые могут быть использованы воспитателями в группах раннего возраста для организации занятий (так называемая совместная деятельность)  либо самостоятельной деятельности малышей.

Ряд исследователей (Н.М. Аксарина, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец и др.) полагает, что ранний возраст — это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их полноценного развития.

Педагогический процесс в раннем возрасте опирается на идею развития ребенка с учетом сенситивных периодов, с которыми связано овладение речевыми, сенсорными и двигательными умениями.

Ребенок в игре знакомится со свойствами предметов, при этом много «экспериментирует», проявляет инициативу, творчество. Во время игры формируются внимание, воображение, память, мышление, развиваются такие важные качества, как активность, самостоятельность в решении игровых задач. Именно в игре формируются первые положительные отношения со сверстниками: интерес к играм других детей, желание включиться в их игру, первые совместные игры, а в дальнейшем — умение считаться с интересами сверстников.

Во время самостоятельной деятельности у детей складываются положительные взаимоотношения и эмоционально-деловые связи со взрослыми. Они тянутся к тем, кто с ними занимается, играет; быстро перенимают тон отношения к ним взрослого (внимание, ласку, сочувствие) и сами начинают проявлять взаимные чувства. Уже на втором году жизни дети очень чутко прислушиваются к оценке воспитателем их деятельности и ориентируются на нее.

Для воспитателя организация игровой самостоятельной деятельности детей является одними из наиболее сложных разделов работы, так как, с одной стороны, он должен не подавляя инициативу ребенка, умело направлять его игру, с другой — научить малыша играть самостоятельно. Правильно организовать самостоятельную игровую деятельность воспитатель сможет лишь в том случае, если он хорошо знает не только особенности психического развития ребенка того возраста, с которым он работает, но и особенности развития детей всей группы.

Чтобы педагогический процесс в детском саду обеспечивал создание «благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями», необходимо сделать игру ведущим звеном в организации детской жизни.

Для выполнения этой важной задачи требуется решение целого ряда организационных вопросов, а именно: определение места игры как формы организации жизни детей в детском саду среди других форм воспитания и обучения; закрепление времени для игр в режиме детского сада и определение содержания игровой деятельности детей; наконец, большое  значение приобретает вопрос об оборудовании игр в соответствии с их изменениями в течение дня и года, интересами детей и их возрастом.

Источник

Развитие детей раннего возраста в различных видах деятельности в соответствии с ФГОС ДО

Авторы: Лазарева С.А.

Кондратьева В.С.

С 1 сентября 2013 года в РФ ДО впервые стало официально признанным полноценным уровнем непрерывного общего образования. Вместе со вступлением в силу нового закона «Об образовании РФ», для всех дошкольных учреждений стал актуален новейший ФГОС ДО

Новая система, повлиявшая на формирование ФГОС дошкольного образования, призывает, прежде всего, ценить, а не оценивать ребёнка.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования основными видами деятельности для детей раннего возраста являются:

— предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;

— экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.);

— общение с взрослым;

— совместные игры со сверстниками под руководством взрослого;

— самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.);

— восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок;

— двигательная активность

В п.4 ФГОС ДО одним из основных принципов является реализация Программы в формах, специфических для детей, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений и знаний.

В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении

Игры для детей являются сложным, многофункциональным и познавательным процессом, а не просто развлечением или веселым времяпрепровождением. Благодаря играм у ребенка вырабатываются новые формы реагирования и поведения, он адаптируется к окружающему его миру, а также развивается, учится и взрослеет.

Игра формирует у ребенка навыки общения, умение устанавливать со сверстниками определенные взаимоотношения. Она влияет не только на развитие личности в целом, она формирует и отдельные познавательные процессы, и речь, и произвольность поведения.

Коллективная игровая деятельность, требует от ребенка мобилизации всех его сил и возможностей: и физических, и умственных. Игра предъявляет высокие требования к развитию речи ребенка: ведь малыш должен объяснить, во что и как он хотел бы играть, договориться с другими воспитанниками, кто какую роль может сыграть, суметь произнести свой текст, иногда используя естественную жестикуляцию, так, чтобы его поняли остальные, и т.д.

Читайте также:  Игры развитие ребенок 3 года

В игре бурно развивается воображение детей: они должны уметь видеть вместо палочки ложку, вместо 3 стульев – самолет, вместо кубиков –стенку дома. Дети мыслят и творят, планируя общую линию игры и импровизируя по ходу ее выполнения.

С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. В качестве основного принципа дошкольного образования стандарт выдвигает «полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития». Кроме того, в тексте стандарта говорится, что реализация Программы должна осуществляться «в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры…». Рассматривая конкретное содержание указанных в стандарте 5 образовательных областей, следует отметить, что оно зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности — как сквозных механизмах развития ребенка).

В раннем возрасте (1 год — 3 года) таким содержанием будет: «предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность». То есть содержание образования детей раннего детства (0-3 лет) построено на пяти образовательных областях и направлено на раскрытие потенциальных возможностей ребенка через формирование ключевых компетенций

Данное содержание может быть реализовано при помощи различных видов игр (дидактических, подвижных, пальчиковых и т.д.), которые могут быть использованы воспитателями в группах раннего возраста для организации занятий (так называемая совместная деятельность)  либо самостоятельной деятельности малышей.

Ряд исследователей (Н.М. Аксарина, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец и др.) полагает, что ранний возраст — это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их полноценного развития.

Педагогический процесс в раннем возрасте опирается на идею развития ребенка с учетом сенситивных периодов, с которыми связано овладение речевыми, сенсорными и двигательными умениями.

Ребенок в игре знакомится со свойствами предметов, при этом много «экспериментирует», проявляет инициативу, творчество. Во время игры формируются внимание, воображение, память, мышление, развиваются такие важные качества, как активность, самостоятельность в решении игровых задач. Именно в игре формируются первые положительные отношения со сверстниками: интерес к играм других детей, желание включиться в их игру, первые совместные игры, а в дальнейшем — умение считаться с интересами сверстников.

Во время самостоятельной деятельности у детей складываются положительные взаимоотношения и эмоционально-деловые связи со взрослыми. Они тянутся к тем, кто с ними занимается, играет; быстро перенимают тон отношения к ним взрослого (внимание, ласку, сочувствие) и сами начинают проявлять взаимные чувства. Уже на втором году жизни дети очень чутко прислушиваются к оценке воспитателем их деятельности и ориентируются на нее.

Для воспитателя организация игровой самостоятельной деятельности детей является одними из наиболее сложных разделов работы, так как, с одной стороны, он должен не подавляя инициативу ребенка, умело направлять его игру, с другой — научить малыша играть самостоятельно. Правильно организовать самостоятельную игровую деятельность воспитатель сможет лишь в том случае, если он хорошо знает не только особенности психического развития ребенка того возраста, с которым он работает, но и особенности развития детей всей группы.

Чтобы педагогический процесс в детском саду обеспечивал создание «благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями», необходимо сделать игру ведущим звеном в организации детской жизни.

Для выполнения этой важной задачи требуется решение целого ряда организационных вопросов, а именно: определение места игры как формы организации жизни детей в детском саду среди других форм воспитания и обучения; закрепление времени для игр в режиме детского сада и определение содержания игровой деятельности детей; наконец, большое  значение приобретает вопрос об оборудовании игр в соответствии с их изменениями в течение дня и года, интересами детей и их возрастом.

Источник