Развитие видов деятельности ребенка
Елена Улевич
Виды детской деятельности по ФГОС
Виды детской деятельности по ФГОС.
Воспитатель 1 КК Улевич Е. В.
Деятельность определяется специфическим видом проявления инициативы человека, предполагающим познание, творческое осмысление мира вокруг и понимание себя в этом мире.
Вне зависимости от вида деятельности дети проходят пять этапов еёразвития:
1. Самостоятельная деятельность.
2. Затруднение.
3. Совместная деятельность со взрослыми (вместе, а потом рядом) и со сверстниками.
4. Совместная деятельность со сверстниками.
5. Самодеятельность
Каждому педагогу приходиться по нескольку раз в день настраивать ребёнка на тот или иной вид активности, переключив с другой деятельности. При этом он использует весь багаж методических приёмов. Всёзависит от целесообразности использования каждого из них: соответствия теме, эффективности в отношении конкретной группы детей, а также содержания материала этого приём.
Главной задачей дошкольного образования является создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка, как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
5 образовательных областей ФГОС, реализуются через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы.
ФГОС выделяет 9 видов деятельности:
1. Игровая деятельность — форма активности ребенка, направленная не на результат, а на процесс действия и способы осуществления и характеризующаяся принятием ребенком условной позиции.
2. Коммуникативная деятельность — форма активности ребенка, направленная на взаимодействие с другим человеком как субъектом, предполагающая согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений для достижения общего результата.
3. Познавательно-исследовательская деятельность — форма активности ребенка, направленная на познание свойств и связей объектов и явлений, освоение способов познания, способствующая формированию целостной картины мира.
4. Восприятие художественной литературы — форма активности ребенка, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях.
5. Самообслуживание — форма активности ребенка, требующая приложения усилий для удовлетворения физиологических и моральных потребностей и приносящая конкретный результат, который можно увидеть.
6. Конструирование из различных материалов — форма активности ребенка, которая развивает у него пространственное мышление, дает возможность для развития творчества, обогащает речь.
7. Изобразительная деятельность — форма активности ребенка, в результате которой создается материальный или идеальный продукт.
8. Музыкальная деятельность — это форма активности ребенка, дающая ему возможность выбирать наиболее близкие и успешные в реализации позиции слушателя, исполнителя, сочинителя.
9. Двигательная деятельность — форма активности ребенка, позволяющая ему решать двигательные задачи путем реализации двигательной функции.
Источник
Александра Веселова
Виды детской деятельности
Виды детской деятельности
Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации,устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям.
Поэтому главной задачей дошкольного образования является создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка, как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
ФГОС выделяет 5 образовательных областей, которые реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы.
.На первом месте стоит — игровая деятельность, так как она обусловлена самой природой человека. Главной особенностью игровой деятельности является возможность развития и совершенствования человека, а также создание условий для общения и взаимодействия с людьми различного возраста и интересов. Игра объединяет и сверстников, и людей разных поколений.
Игровой вид детской деятельности, организуется при проведении режимных моментов, совместной деятельности взрослого и ребенка, самостоятельной деятельности детей.
Познавательно-исследовательская организуется с целью развития у детей познавательных интересов, их интеллектуального развития. Основная задача – формирование целостной картины мира, расширение кругозора.
Коммуникативная деятельность осуществляется в течение всего времени пребывания ребенка в ДОУ, и способствует овладению ребенком конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми – развитию общения со взрослыми и сверстниками, развитию всех компонентов устной речи.
Двигательная деятельность организуется при проведении физических занятий, при проведении режимных моментов, в совместной деятельности взрослого и ребенка.
Самообслуживание и элементы бытового труда. Данный вид деятельности включает в себя: самообслуживание, бытовой труд в помещении, бытовой труд на улице.
Изобразительная деятельность направлена на формирование эстетической стороны окружающей действительности. Данный вид деятельности реализуется через рисование, лепку, аппликацию.
Музыкальная деятельность направлена на развитие способности эмоционально воспринимать музыку.Направления работы: слушание, пение, песенное творчество, музыкально-ритмические движения, танцевально-игровое творчество, игра на музыкальных инструментах.
Восприятие художественной литературы направлено на формирование интереса и потребности в чтении книг.Реализуется через: чтение книг, обсуждения прочитанного, разучивание стихов, ситуативный разговор. Дети учатся быть слушателями, бережно обращаться с книгами.
В процессе своей деятельности ребенок сталкивается с трудностями, когда у него возникает затруднение, он обращается к взрослым, его окружающим. Схема развития любого вида деятельности такова:
1. Самостоятельная деятельность ребенка
2. Затруднение
3. Совместная деятельность со взрослыми и со сверстниками
4. Совместная деятельность со сверстниками
5. Самодеятельность
Важным показателем развития ребенка- является уровень овладения им различными видами детской деятельности. Помогают ребенку на этом этапе воспитатели дошкольного образования, которые в свою очередь должны уметь организовывать ведущие виды детской деятельности, а также организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников.
Источник
Предварительный просмотр:
Основные виды деятельности детей в ДОУ
Детская деятельность | Специфические задачи психолого-педагогической работы | Формы работы |
Двигательная | — накопление и обогащение двигательного опыта детей; — формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании; — развитие физических качеств | Физические упражнения. Физминутки и динамические паузы. Гимнастика (утренняя, бодрящая, дыхательная). Ритмика, ритмопластика. Подвижные игры, игры с элементами спорта, игры-соревнования. Игры-имитации, хороводные игры. Народные подвижные игры. Пальчиковые игры. Спортивные упражнения Разнообразная двигательная деятельность в физкультурном уголке. |
Игровая | — развитие игровой деятельности детей; — формирование положительного отношения к себе, к окружающим; — приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. | Сюжетно-отобразительные игры. Сюжетно-ролевые игры: бытовые, производственные, общественные. Театрализованные игры: игры-имитации (в том числе игры-этюды), ролевые диалоги на основе текста, драматизации, инсценировки, игры-импровизации. Режиссерские игры: с игрушками-персонажами, прдметами-заместителями. Игры-фантазирования (ТРИЗ, «Грамматика фантазии» Дж.Родари и др.) Игры со строительным материалом: строительными наборами, конструкторами, природным материалом: песком, снегом. Игры-экспериментирования с разными материалами: водой, льдом, снегом, светом, звуками, магнитами, бумагой и др. Дидактические игры: с предметами (в том числе сюжетно-дидактические и игры-инсценировки); настольно-печатные; словесные (в том числе народные). Интеллектуальные развивающие игры: головоломки, лабиринты, смекалки; игры Никитина, Воскобовича и др. Подвижные (в том числе народные) игры: сюжетные, бессюжетные, игры с элементами соревнований, игры-аттракционы, игры с использованием предметов (мяч, кегли, кольцеброс, серсо и др.) Игры с элементами спорта: городки, бадминтон, настольный теннис, футбол, хоккей, баскетбол, волейбол. Досуговые игры:игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные, празднично-карнавальные, театрально-постановочные. Проектная деятельность, н-р, «Школа волшебников» (сочинение сценария и игра- инсценировка придуманной сказки. |
Продуктивная | — развитие продуктивной деятельности; — развитие детского творчества; — приобщение к изобразительному искусству. | Рисование (гуашь, акварель, мелки, сангина, пастель, тушь); лепка (глина, пластилин, пластика); аппликация(бумага, ткань, природные материалы) *по замыслу, *на заданную тему. Художественный труд(поделки из бумаги, картона, поролона, ткани;природного, бросового материала и др.): *украшения к праздникам, *поделки для выставок детского творчества, *подарки, сувениры, *декорации к театрализованным спектаклям, *украшение предметов личного пользования и др. Конструирование из строительного материала и деталей конструктора: *по образцу (схеме, чертежу, модели), *по условиям, *по замыслу. Конструирование из бумаги: *по выкройке, *схеме (оригами). Свободное конструирование из природного материала (постройки из песка и снега). Творческая продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник изобразительной деятельности(монотипия, кляксография, оттиск, тиснение, набрызг и др.). Творческая продуктивная деятельность на развитие воображения и фантазии («Жители неизвестной планеты», «Сказочное животное», «Необыкновенный вид транспорта», «Волшебное дерево» и др.) Разнообразная интегративная деятельность: *рисование иллюстраций к литературным и музыкальным произведениям; *создание коллажей, панно, композиций с использованием разных видов продуктивной деятельности и др. Детский дизайн: *архитектурно–художественное моделирование («Цветочный город», «Наша улица», «Дворец Снежной королевы», «Страна чудес» и др.); *дизайн интерьера, одежды, украшений, посуды и др. Организация и оформление выставок. Проектная деятельность, н-р, «Подарок маме», «Новогодняя мастерская», «Детский сад будущего» и др. |
Коммуникативная | — развитие свободного общения со взрослыми и детьми; — развитие всех компонентов устной речи детей в различных видах детской деятельности; — практическое овладение воспитанниками нормами речи. | Свободное общение на разные темы. Художественно-речевая деятельность: сочинение сказок, рассказов, стихов, загадок, пословиц, дразнилок; придумывание сценариев для театрализованных игр-инсценировок. Специальное моделирование ситуаций общения: «Интервью», «У меня зазвонил телефон», «Телеканал детского сада представляет» и др. Коммуникативные игры (на знакомство детей друг с другом, создание положительных эмоций; развитие эмпатии, навыков взаимодействия и др.) Придумывание этюдов для театрализации(невербальные средства выразительности). Театрализованные, режиссерские игры, игры-фантазирования по мотивам литературных произведений (см.раздел 1). Подвижные (в том числе народные) игры с диалогом. Дидактические словесные (в том числе народные) игры. Викторины. Проектная деятельность, н-р, «Напиши письмо Деду Морозу»; «Книжка-малышка». |
Трудовая | — развитие трудовой деятельности; — воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатами; — формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. | Самообслуживание. Дежурство(по столовой, по подготовке к совместной образовательной деятельности, в уголке природы – полив растений). Хозяйственно-бытовой труд: *помощь в уборке группы, *перестановка в предметно-развивающей среде группы и др. Труд в природе: *работа на осеннем участке – сбор урожая, заготовка природного материала для поделок; *работа на зимнем участке – изготовление кормушек для птиц, их подкормка; уборка снега, изготовление цветного льда; *работа на весеннем участке – изготовление скворечников и подкормка птиц; участие в посадке и поливке растений; *работа на летнем участке –полив растений. Ручной труд(поделки из природного и бросового материала, бумаги, картона, поролона, ткани, дерева и др.): *изготовление атрибутов для игры, *предметов для познавательно-исследовательской деятельности и др. Проектная деятельность, н-р, «Наша группа» ( детский дизайн) и др. |
Познавательно-исследовательская | — развитие сенсорной культуры; — развитие познавательно-исследовательской продуктивной (конструктивной) деятельности; — формирование элементарных математических представлений; — формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей. | Опыты, исследования; игры-экспериментирования, с разными материалами(см. раздел 1). Рассматривание, обследование, наблюдение. Решение занимательных задач, проблемных ситуаций. Создание символов, схем, чертежей, моделей, макетов, алгоритмов (в уголке природы, лаборатории «Почемучка» и др. Просмотр познавательных мультфильмов, видеофильмов, детских телепередач с последующим обсуждением. Рассматриваниеиллюстраций, фотографий впознавательных книгах и детских иллюстрированных энциклопедиях. Создание тематических альбомов, коллажей, стенгазет, н-р, «Знаете ли вы?», «Этот удивительный мир диких животных» и др. Оформление тематических выставок, н-р, «Предметы, которые нас удивили», «Игрушки наших дедушек и бабушек» и др. Оформление уголка природы. Создание коллекций (гербарии, минералы, марки и др.) Ведение «Копилки вопросов» (в том числе запись с помощью рисунков, символов). Дидактические игры, интеллектуальные развивающие игры(см. раздел 1). Сюжетно-ролевые, режиссерские игры-путешествия, н-р, «Путешествие в Африку», «Путешествие на батискафе», «Космическое путешествие» и др. Поисково-исследовательские проекты,н-р,«Красная книга Ленинградской области»,«Путешествие в прошлое вещей», «Птицы – жители нашего города» и др. |
Музыкально-художественная | — развитие музыкально-художественной деятельности; — приобщение к музыкальному искусству. | Слушание соответствующей возрасту народной, классической, детской музыки. Игра на детских музыкальных инструментах. Шумовой оркестр Экспериментирование со звуками. Двигательные, пластические, танцевальные этюды, танцы, хороводы, пляски. Попевки, распевки, совместное и индивидуальное исполнение песен. Драматизация песен. Музыкально-театрализованные игры Музыкальные и музыкально-дидактические игры. Концерты-импровизации. Разнообразная интегративная деятельность: *музыкальное озвучивание картин художников, литературных произведений и др. |
Чтение (восприятие) художественной литературы | — формирование целостной картины мира, в том числе первичных целостных представлений; — развитие литературной речи; — приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса. | Восприятиелитературных произведений с последующими: *свободным общением на тему литературного произведения, *решением проблемных ситуаций, *дидактическими играми по литературному произведению, *художественно-речевой деятельностью, *игрой-фантазией, *рассматриванием иллюстраций художников, придумыванием и рисованием собственных иллюстраций, *просмотром мультфильмов, *созданием этюдов, сценариев для театрализации, *театрализованными играми, *созданием театральных афиш, декораций, театральных кукол, *оформлением тематических выставок (н-р, «Сказки К.И. Чуковского» и др.) Проектная деятельность, н-р, «Детская киностудия» (создание мультфильма по литературному произведению |
Источник
Дошкольный этап детства у детей связан с активным периодом познания мира вокруг, осознанием собственного «я», а также динамично протекающей социализацией. Малыши приобщаются к культурному наследию и общечеловеческим морально-этическим нормам. Всё это определяет основную цель процесса образования в детском саду, а именно создание условий, благоприятствующих формированию личности ребёнка. И действенным способом её реализации считается вовлечение ребят в разные виды деятельности.
Суть понятия «деятельность»
Деятельность в литературе психолого-педагогической направленности определяется специфическим видом проявления инициативы человека, предполагающим познание, творческое осмысление мира вокруг и понимание себя в этом мире.
Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) определены пять векторов образовательного процесса (познавательное развитие, развитие речи, социально-коммуникативное развитие, физическое, художественно-эстетическое), которые реализуются комбинациями форм практикуемых в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) видов активности, выполняющими конкретную миссию в зависимости от возраста воспитанников.
Таблица: виды деятельности и формы взаимодействия с детьми в ДОУ
Это интересно. Миссия организации активности дошколят едина для малышей всех групп, различия заключаются лишь в задачах, которые ставятся перед детьми того или иного возраста.
Таблица: цели и задачи видов деятельности по возрастным группам
Видео: игровая деятельность как механизм развития дошкольника — вебинар координатора направления дошкольного образования образовательной системы «Школа 2100»
Узнать об образовательной программе «Детский садик 2100» можно из нашей статьи — Программа «Детский сад 2100»: образовательный процесс без стресса и перегрузок.
Как мотивировать детей на разные виды деятельности
Настроить ребёнка на тот или иной вид активности, переключив с другой деятельности, – это непростая задача, с которой педагог сталкивается по нескольку раз в день. И в этом смысле особое значение приобретает методический багаж приёмов, упрощающий этот самый переход. Следует сказать, что в методике нет жёстких рамок, какой приём на какой вид деятельности мотивирует. Всё зависит от целесообразности использования каждого из них: соответствия теме, эффективности в отношении конкретной группы детей, а также содержания материала этого приёма.
Таблица: мотивационные приёмы для разных видов активности в детском саду
Видео: иллюстративный материал приёма просмотра — мультфильм «Каша из топора»
Пять этапов развития любого вида деятельности у ребёнка
Вне зависимости от вида деятельности дети проходят пять этапов её развития. Остановимся на каждом, используя в качестве примера освоение лепки ребятами первой и второй младших групп как элемента изобразительной деятельности:
- самостоятельная или свободная деятельность ребёнка (малыши первой младшей группы пробуют приминать пластилин, греют его в руках, повышая пластичность материала);
- затруднения (дети не могут придать нужную форму пластилину);
- деятельность вместе со взрослым (педагог показывает, как нужно отрывать кусочек пластилина, раскатывать его между ладоней, придавая форму шарика, а затем, если нужно, приплющивать этот «шарик», чтобы сделать «блинчик»);
- деятельность рядом или совместно с товарищами (своим воспитанникам во второй младшей группе я давала задание проложить «блинчиками» путь Колобка-«шарика» от картонного домика к бумажному лесу, где каждый малыш кладёт свою часть дорожки-«блинчик»);
- самодеятельность (к примеру, мои малыши делали «семью шариков» и разыгрывали ими сюжет сказки — придуманной, увиденной в мультфильме или по хорошо знакомой сказке «Репка»).
Каждый уровень освоения деятельности, безусловно, важен, но «переломным», то есть обеспечивающим возможность дальнейшей эволюции конкретного вида активности, является этап совместной работы со взрослым. На этой стадии освоения деятельности дети обогащают свой личный опыт, а также осознают ошибки этапа затруднения. В итоге они успешно переходят на уровень деятельности рядом или совместно с товарищами и самодеятельности. Таким образом, третий уровень развития деятельности требует особой методической точности разработки.
Таблица: Мельникова О.И., конспект совместной образовательной активности с детьми средней группы в рамках темы «Мой друг робот» познавательно-исследовательской деятельности (фрагменты)
Нерегламентированная и внеурочная деятельность в ДОУ
Образовательный процесс в детском саду представляет собой сочетание непосредственной образовательной, регламентированной, деятельности (НОД), то есть занятия, и нерегламентированную деятельность — активность, основанную на добровольных началах и проводимую вне НОД: при выполнении режимных моментов, во время организации и участия в досуговых мероприятиях, в работе кружков и секций.
Таблица: виды и формы нерегламентированной деятельности
Это интересно. Внеучебная деятельность дошколят в методической литературе часто используется как синоним нерегламентированной. Однако в этом объединении терминов есть один важный нюанс: когда мы говорим о внеучебной деятельности, то обычно подразумеваем работу кружков, секций, в понятие же нерегламентированной активности малышей включаются все (!) виды взаимодействия, за исключением НОД (занятий). То есть получается, что, когда говорят о внеучебной деятельности, имеют в виду скорее форму организации работы с малышами, а когда о нерегламентированной, то подразумевают конкретные способы взаимодействия с воспитанниками.
Учебно-воспитательный процесс в детском саду основывается на комбинации разных видов деятельности дошкольников в тех или иных формах. Для максимально эффективной реализации учебно-воспитательных задач педагогу необходимо методически целесообразно комбинировать эти формы и виды, используя подходящие мотивационные приёмы. Тогда познание мира вокруг у дошкольников будет всесторонним, что является залогом формирования гармоничной личности каждого малыша.
- Автор: Наталья Василишин
- Распечатать
Высшее филологическое образование, 11 лет стажа преподавания английского и русского языков, любовь к детям и объективный взгляд на современность — ключевые линии моей 31-летней жизни. Сильные качества: ответственность, желание узнавать новое и самосовершенствоваться.
Оцените статью:
Источник