Развитие вербального интеллекта у ребенка
Вербальный интеллект определяет способность ребенка воспринимать значение слов, а затем, по прошествии некоторого времени, повторять их в устной и письменной форме, понимать более сложные словесные структуры., включая словосочетания, фразы, выражения, параграфы и целые книги, а так же разбираться во всех усложняющихся формах взаимосвязей различных понятий типа: «Собака-кошка», «Щенок-котенок».
Диагностика вербального интеллекта проводится с помощью заданий на сравнение, анализ и синтез словесного материала. Кроме того, материал подобран с учетом возраста испытуемого. Чаще всего для диагностики вербального интеллекта используют вербальный тест интеллекта Г. Айзенка.
Со следующей подборкой простых игр вы сможете создавать условия для развития вербального мышления своего ребенка. Играм можно выделить специальное время дома, а можно с помощью них коротать минуты в дороге или в очереди. Хороши они и тем, что играть в них можно пока родитель отдыхает на диване, либо одновременно с другим взрослым занятием.
- Игра «ЧТО ЭТО?»
Называете предмет, а ребенок должен сказать к какой логической категории он относится. Например, стакан – посуда, яблоко – фрукт и т.п. Можно усложнить игру предлагая исключить лишнее. Например: яблоко, картошка, капуста, огурец. При этом ребенок может выбрать огурец, потому что он один не круглый. Или картошку, потому что она одна не зеленая. Не называйте ответ не верным. Посмейтесь вместе с ребенком и похвалите за его находчивость. Но назовите признак, который вы имели ввиду, когда загадывали слова.
- Игра «ЧТО ДЕЛАТЬ»
Вы называет животное (профессию, вид транспорта, имя человека…). Ребенок называет какое-либо действие этого животного: как голос подает, как передвигается и т.п. Так же с профессией, транспортом и прочим. Затем ребенок дает задание Вам.
- Игра «ХОЛОДНО-ЖАРКО»
Ребенок отвечает словом с противоположным значением на сказанное ему наречие: высоко – низко, быстро – медленно, тихо – громко и т.п. Позвольте ребенку дать задание вам.
- Игра «ИСПРАВЬ ОШИБКУ»
Попросите ребенка внимательно послушать и исправить ошибку: Букварь потерял Ирину. Фонарик светит Борей. У грибов в ведре много ребят. На ребятах ныряет река. На репке растет грядка. А затем ребенок пробует составить сам не правильное предложение, а Вы исправляете.
- Игра «СРАВНИ»
Попросите ребенка сравнить кошку и собаку, старого человека и молодого и т. п. Сравнивайте по очереди, на своем примере показывая образец. Сначала выделяйте существенные признаки, затем второстепенные. Можно сначала находить только схожести, затем только отличия. Когда ребенок натренируется сравнивать можно, указывая и сходства, и различия.
- Игра «ОТГАДАЙ О КОМ РЕЧЬ»
Загадываете любое одушевленное существо, а ребенок, задавая вопросы, на которые можно отвечать только ДА или НЕТ, отгадывает его. Затем загадывает ребенок.
- Игра «ПЕРЕВЕРТЫШ»
Перевернуть все слова в песне (стихотворении) наоборот, а ребенок должен отгадать песню (стих). Затем переворачивает ребенок.
- Игра «КРОКОДИЛ СЛОВАМИ»
Описать загаданное слово, не используя однокоренных слов и жестов! Можно играть с картинками, вытягивая их по очереди.
- Игра «Сочини сказку»
Каждый ребенок сочинит предложение, а последующий продолжение. И так пока не надоест. Можно сочинять сказки, а можно пересказывать известные ребенку, но на другой лад.
УСПЕХОВ!
Источник
Сейчас очень много развивающих центров для детей. По моим наблюдением, в основном они ориентированы на дошкольников. Для детей школьного возраста, в том числе младшего, чаще нанимают репетиторов и решают более конкретные задачи. Развивают навыки чтения, счёта, письма — «натаскивают».
Наша Виктория учится во втором классе. Летом мы посещали общеразвивающие занятия: логика, вербальный интеллект, техника чтения. Рассказываю, что именно делали и что из этого вышло.
Виктория на занятиях
Информацию об этом курсе наша учительница скинула в группу класса в июне. Программа международная, разрабатывали педагоги и методисты разных стран. Заявляется как программа по развитию техники чтения, а затем — на следующем этапе — скорости мышления. С техникой чтения у Виктории всё в порядке. Но так как обещали также развивать внимание, память, интеллект, решили походить. Предполагалось, что занятия будут проходить 2 раза в неделю — всего в курсе 16 сеансов. Но у нас за лето дважды объявляли строгий карантин. Поэтому приходилось прерываться, а в конце августа — начале сентября занимались по 5 раз в неделю.
Начинался курс с вводного тестирования. «Проходным баллом» была техника чтения не ниже 20-25 слов в минуту.
Создавались группы не более 5 человек. В группе Виктории сначала было четверо — она и 3 мальчика. Так как оказался разный уровень подготовленности детей, группу разделили на пары. С каждой парой учительница занималась отдельно. С 17 августа школьные учителя по распоряжению Министерства образования стали проводить занятия с учениками в онлайн-режиме. Эти занятия совпали с графиком наших развивашек. Для Виктории график откорректировали, почти все занятия в августе проходили в индивидуальном режиме. Виктории занятия очень понравились. Возможно, всё дело в учительнице, которая их проводила.
Задания — работа со словами
Эти задания направлены на развитие логики.
Работа с текстами
Слова и части слов
Слова и буквы, из которых нужно составить слова
Ещё 2 задания на развитие логики
На каждом занятии фиксировалась скорость чтения вслух и «про себя»
Также предложили список литературы для домашнего чтения. Я Викторию летом не слишком напрягала чтением. В основном читала ей сама. Используя школьный список рекомендованной литературы и список, предложенный на этих занятиях, за лето прочитали 14 книг. Техника чтения Виктории за лето повысилась примерно на 15 слов в минуту. Но когда в школе измеряли в середине сентября, прочитала за минуту всего 62 слова. Это, конечно, очень субъективный показатель. Тексты разные — с простыми или более сложными словами, более или менее понятные. Самочувствие, настроение разное. И так далее.
Но когда Виктория начала учиться во втором классе, я заметила, что она стала увереннее в себе, внимательнее. Школьная учительница говорит, что активнее работает на уроках. Среди других факторов, думаю, сыграли определённую роль и 16 занятий по развивающей вербальный интеллект программе.
Я сделала выводы: не обязательно «муштровать» ребёнка многочисленными упражнениями и арифметическими примерами. Часто монотонные задания по типу школьных только отбивают желание учиться. А целенаправленная, но ненавязчивая работа над развитием общего, например, вербального интеллекта, приносит ощутимые результаты.
Источник
Речь пойдет о разных видах интеллекта ребенка и способах их развития. Не претендуя на строгую академичность, предлагаем взять за отправную точку позицию психолога и образовательного консультанта Тони Бьюзена, подробно изложенную в его книге «Умные родители — Гениальный ребенок». Модель, предложенная в этой книге, предполагает наличие у ребенка целого набора различных видов интеллекта. Мы поговорим об их особенностях и практических подходах к их развитию в русле естественного образа жизни.
Итак, согласно Тони Бьюзену, вот какие виды интеллекта есть у вашего ребенка (и у вас :)):
— вербальный (словесный)
— логический (числовой)
— конструктивный (пространственный)
— чувственный
— кинестетический (телесный)
— творческий
— личностный
— социальный
— духовный
1. Вербальный интеллект.
Кроме непосредственно лексического запаса человека в каждый момент его жизни, этот вид интеллекта помогает нам разбираться в сложных взаимосвязях слов внутри языка.
Способы развития вербального интеллекта:
— с самого раннего возраста, в идеале с рождения, разговаривайте с малышом и пойте ему. Именно из речи значимого взрослого ребенок усваивает мелодику и структуру родного языка, накапливает информацию о различных речевых ситуациях, и формирует словарный запас — сначала пассивный, а затем активный. Чем раньше начнется этот процесс, тем лучше.
— включайте ребенка в совместные беседы, например, за столом.
— эмоционально декламируйте ребенку, а потом и вместе с ним, прибаутки и скороговорки; придумывайте речевые игры, например, рифмуя имя ребенка со смешными словами.
— ставьте перед ребенком речевые задачи, провоцируя его на перевод слов из пассивного словаря в активный. Например, если ребенок требовательным криком просит пить, не бросайтесь сразу удовлетворять его желание, а попросите сказать, что он хочет, проговаривая: «Скажи, я хочу пить! Мама, дай попить!»
— с малышом постарше, решайте словесные головоломки, например, когда нужно закончить последовательность «лошадь-жеребенок, курица — …».
2. Логический интеллект.
Этот вид интеллекта помогает человеку манипулировать числами, начиная от простого счета и заканчивая сложными вычислениями в уме.
Способы развития логического интеллекта:
— сделайте обучение счету частью повседневных игр с раннего возраста. Например, вместе пересчитывайте деревья на прогулке, плитки на тротуаре, вагоны проходящего поезда. В домашних играх используйте вальдорфский счетный материал, для того чтобы числа ассоциировались с объектами и одновременно развивалось тактильное восприятие.
— играйте с цифрами. Например, в дороге, подсчитывайте количество встреченных синих машин, для детей постарше — перемножайте в уме цифры номеров автомобилей.
— решайте вместе с ребенком числовые головоломки и последовательности. И избавьтесь от калькулятора!
3. Конструктивный интеллект.
Это вид интеллекта помогает нам определять взаимное положение предметов в пространстве. Навыки архитекторов, инженеров, хирургов, художников неразрывно связаны с этим видом интеллекта.
Способы развития конструктивного интеллекта:
— играйте в пазлы, выбирайте для ребенка игрушки и игры, в которых активно задействованы все три измерения (конструкторы, игра «Го», лабиринты, кубики Рубика).
— с раннего возраста, как только ребенок начнет проявлять к этому интерес, разбирайте вместе те предметы, которые можно разобрать, а потом вместе собирайте их обратно, обращая внимание ребенка на их внутреннее устройство.
— как только ребенок начнет ползать, обращайте его внимание на направления движения, проговаривая, например, что вы двигаетесь направо или налево, что тот или иной предмет остался позади, а другой — находится впереди. Поощряйте активное освоение пространства ребенком.
4. Чувственный интеллект.
Включает в себя 5 органов чувств (зрение, обоняние, вкус, слух и осязание).
Способы развития чувственного интеллекта:
— с рождения показывайте ребенку разницу между различными фактурами, например, прикасаясь к нему сначала кусочком меха, затем гладкой тканью, затем кусочком дерева. Проговаривайте их особенности, желательно, меняя тембр голоса. Например, слово «мягкий» произносите мягким протяжным голосом, а «жесткий» — громко и отчетливо.
— активно включайте ребенка в повседневную жизнь, давая ему возможность, например, потрогать ручками те продукты, которые вы готовите, ткани, из которых вы шьете, а деткам постарше и помочь вам — помесить тесто, промыть крупу. Проговаривайте сами и просите ребенка проговорить его впечатления.
— добавляйте в пищу, которую готовите для малыша, неострые специи: майоран, базилик, мяту. Играйте с вкусовыми характеристиками еды, экспериментируйте, добавляя ребенку разных вкусовых впечатлений.
— поиграйте в такую игру: предложите вместе понюхать разные продукты (кофе, молоко, лимон и т.д.) а затем нарисовать цвет каждого запаха.
— давайте ребенку послушать музыку самых разных стилей (исключение, пожалуй, составляет тяжелый рок :))
5. Кинестетический интеллект.
Включает в себя способность тела реагировать на свое положение и место в окружающем мире. Анализирует скорость движения свою и окружающих объектов, относительное местонахождение и скорость, а также соотносит эти данные с мышечной силой и интенсивностью работы сердечно-сосудистой системы.
Способы развития кинестетического интеллекта:
— полная свобода движений ребенка с рождения. При отсутствии медицинских показаний, не используйте пеленки, ходунки, прыгунки и прочие подобные приспособления. Не ограничивайте двигательную активность малыша, позвольте ему методом проб и ошибок набрать как можно больший багаж знаний о возможностях его тела.
— подвижные игры, вестибулярная гимнастика на фитболе, динамическая гимнастика — все это прекрасный источник кинестетического опыта вашего малыша.
— доверяйте своему ребенку. Не злоупотребляйте приспособлениями безопасности, позвольте малышу необходимое количество раз упасть, прищемить палец, удариться, чтобы приобрести его собственный опыт проживания этих ситуаций.
6. Творческий интеллект.
Этот вид интеллекта, в отличие от логического, базируется на непредсказуемых ассоциациях, и помогает нам вырабатывать новые идеи и нестандартным образом решать и ставить задачи. Напрямую влияет на нашу продуктивность, особенно в условиях интенсивного информационного обмена.
Способы развития творческого интеллекта:
— создайте вокруг ребенка среду, способствующую развитию творческих способностей (музыкальных, изобразительных, танцевальных). Обеспечьте ему прямой открытый доступ к принадлежностям для рисования и лепки, так чтобы он мог этим заняться в любое время. Слушайте вместе музыку и проговаривайте впечатления от услышанного. Танцуйте, держа малыша на руках или стоя рядом на полу на коленях. Отбивайте ритм в такт музыке, помогая малышу фиксировать ритм мелодии.
— привлекайте ребенка к бытовым занятиям, требующим проявления творческих способностей. Например, вместе рисуйте орнаменты на домашнем печенье, так, чтобы ни один не повторялся. Предложите малышу постарше вместе пойти в магазин тканей и выбрать ткань для игрушки или для новогоднего костюма (если вы шьете их сами разумеется :)). Импровизируйте!
— отдавайте предпочтение игрушкам, стимулирующим воображение, а не лишающим ребенка инициативы. Баночки из-под йогуртов, коробки из-под молока, картонные упаковки от яиц, большие картонные коробки — всему этому найдется тысяча и одно применение в играх, развивающих воображение.
7. Личностный интеллект.
Определяет взаимоотношения человека с самим собой. Высокий уровень его развития помогает нам чувствовать себя комфортно и в одиночестве, и в обществе, и быть в ладах с собой независимо от ситуации.
Способы развития личностного интеллекта:
— уделяйте внимание самостоятельным занятиям ребенка, учите его находить радость в одиночестве, и одновременно любить находиться в компании других людей.
— поощряйте его стремление к самопознанию, например, рассказывайте об особенностях развития его интеллекта, об уникальности личности, и т.д.
8. Социальный интеллект.
Определяет наши способности ладить с людьми. Зачастую люди с развитым именно социальным интеллектом добиваются большого успеха в жизни, при этом не отличаясь, например, высоко развитыми творческими или логическими способностями. Значение этого вида интеллекта в современном мире очень высоко.
Способы развития социального интеллекта:
— расширьте круг общения своего ребенка, обеспечив ему общение не только со сверстниками, но и с людьми других возрастов, разных национальностей, профессий и т.д. Познакомьте малыша с как можно большим количеством социальных ролей
— поощряйте выступления ребенка на публике — декламирование стихов, исполнение песен, танцы. Кроме опыта исполнения различных ролей, это повысит его уверенность в себе, что является необходимым условием развития социального интеллекта.
9. Духовный интеллект.
Считается прерогативой зрелого возраста, однако его основы закладываются в детстве. Определяет духовное развитие, степень позитивного отношения к миру, ощущение себя как части Вселенной, стремление к самопознанию, гармоничное сочетание смирения и уверенности в себе.
Способы развития духовного интеллекта:
— показывайте ребенку многообразие окружающего мира, рассказывайте о его устройстве, о взаимосвязях, о вкладе каждого живого организма. Учите его бережному отношению к природе, как к своему дому. Ходите вместе в музеи естественной истории, зоопарки, планетарии, и т.д.
— стимулируйте развития в ребенке чувства юмора и самоиронии. Не бойтесь посмеяться над собой и дать понять ребенку, что это здорово.
— заведите домашних животных.
Вопросы, предлагаемые к обсуждению:
— нужно ли вообще стимулировать развитие того или иного вида интеллекта, или лучше все оставить на самотек и не мешать? Где золотая середина?
— что важнее — интеллект или коммуникабельность? Конечно, хорошо если в человеке развиты оба качества, а если бы пришлось выбирать?
— что лучше — развивать энциклопедические знания и непогрешимую логику или умение удивляться миру и наивно радоваться новому?
Автор статьи Вероника Трубникова.
Взято здесь.
Источник
Интеллектуальное развитие детей
Умный ребенок у вас ассоциируется только с хорошими оценками? Если это так, то вам нужно пересмотреть вашу точку зрения. А данная статья поможет в этом.
Интеллект, на самом деле, не так и прост — как утверждают специалисты, он бывает разных типов и в зависимости от того, какой тип интеллекта доминирует у вашего ребенка, помощь в его развитии должна быть соответствующей.
Интеллект согласно Гарднеру
Теорию о существовании разных типов интеллекта у человека создал Говард Гарднер — американский психолог, специалист в области когнитивной психологии и психологии обучения.
Его работа позволила взглянуть на предрасположенность к обучению у детей по-новому, давая каждому из них большие возможности для развития.
Говард считал, что не существует такого понятия, как «общий интеллект», каждый ум имеет своего рода «карту талантов», которые нужно открыть. Эти таланты — это разные типы интеллекта.
В настоящее время многие школьные учреждения используют эту теорию для создания наиболее оптимальных условий для развития детей. А раз уж школы этим занимаются, стоит последовать их примеру и самому поддержать ребенка.
Типы интеллекта, или в какой области одарен ваш ребенок
Вербальный интеллект
Это те дети, кого мы обычно называем «болтунами». Такие дети быстро осваивают способность говорить, используют большое количество слов, быстро учатся читать и писать, легко описывают события и обладают удивительно хорошей вербальной памятью.
Как помочь развить вербальный интеллект
Словесно одаренному ребенку стоит привить любовь к чтению и письму. Дарите им книги, по вечерам проводите время за чтением сказок. Пополняйте вашу библиотеку разными книгами из разных областей. Слово — это путь развития вашего малыша!
Кроме того, не стоит забывать про творческий подход — вы можете разгадывать словесные головоломки, рассказывать истории и, когда вы что-то объясняете своему ребенку, не слишком упрощайте свой словарный запас. Вместо этого просто объясните значение новых слов.
Визуальный и пространственный интеллект
Вы можете предположить, что ваш ребенок наделен именно таким интеллектом, если он уже с раннего возраста быстро ориентируется «на местности» (например, рассказывает вам, как добраться до детского сада), любит читать карты, лепить из пластилина, легко вспоминает то, что раньше видел.
Как помочь развить визуальный и пространственный интеллект
Ребусы, поиск сходств и различий на картинках, рисование, лепка — вот занятия, идеально подходящие для вашего ребенка. Получайте удовольствие от изучения карт и, организовывая день рождения ребенка, совместите его с поиском сокровищ.
Вербально — математический интеллект
Это тип интеллекта встречается у детей, которые очень быстро усваивают счет.
Однако это еще не все — эти дети также характеризуются логическим мышлением, планированием, поиском сходства и анализом. Они очень точны, систематичны и настойчивы. Любят головоломки, требующие логического мышления и концентрации.
Как помочь развить вербально — математический интеллект
Ваш ребенок отлично справится с различными логическими головоломками и упражнениями на счет. Составление рассказов с картинками, головоломки, требующие концентрации или комбинирования элементов — все это поможет развить сильные стороны ребенка с этим видом интеллекта.
Музыкальный интеллект
Ваш ребенок мало говорит, ему сложно считать, но он легко может обращаться с новыми музыкальными инструментами и еще до того, как начал ходить, уже подстраивался под ритм музыки? Тогда у вашего чада, скорее всего, музыкальный интеллект.
Поскольку этот тип одаренности связан с высокой эмоциональностью и чувствительностью, эти дети очень чувствительны к критике, похвале, они быстро расстраиваются, обижаются и злятся.
Как помочь развить музыкальный интеллект
Вы пробовали сочинить песню со своей мелодией и рифмами? Это отличная работа для такого талантливого ребенка. Он будет рад, когда ему дадут пару музыкальных инструментов, а еще больше – когда в игре его будут сопровождать родители. Помогайте ребенку запоминать материал, сочиняя песни о нем.
Физический и кинестетический интеллект
Дети, наделенные этим типом интеллекта, имеют сильную потребность в разрядке энергии и хорошо проявляют себя в различных видах спорта, часто устанавливая разные рекорды в этой области.
Как помочь развить физический и кинестетический интеллект
Прежде всего — не мешать! Вместо того чтобы жаловаться на его активность, запишите его на занятия спортом. Однако важно, чтобы ваш малыш попробовал несколько занятий, прежде чем решить, что ему больше всего нравится.
Социальный интеллект
Ребенок с таким типом интеллекта быстро заводит друзей — это можно заметить уже на дошкольном этапе. В своих рассказах он больше сосредотачивается на том, с кем он проводил время, чем на самом виде деятельности. Социальные дети очень популярны, потому что им свойственны сопереживание, забота о других, доброта. Если вы уверены, что ваш ребенок в новой компании будет чувствовать себя уверенно и очень быстро найдет друзей, то, вероятно, у него преобладает социальный интеллект.
Как помочь развить социальный интеллект
Самое большое наказание для такого ребенка — лишить его общения, поэтому запишите его на занятия, где он расширит круг своих друзей. При этом объясните некоторые правила поведения по отношению к окружающим — ваш ребенок быстро их поймет. Также позвольте ему учиться на своих ошибках.
Внутренний, внутриличностный интеллект
Это интеллект, который характеризует маленьких индивидуалистов. Детей, наделенных внутриличностным интеллектом, можно охарактеризовать как очень эгоцентричных, но отнюдь не в плохом смысле этого слова. Такие дети быстро учатся распозновать свои чувства, говоря, например «Мне грустно». Способность читать свои эмоции с течением времени расширяется до осознания собственных сильных сторон и своей индивидуальности. У таких детей преобладает стойкое желание делать все самостоятельно нежели в группе.
Как помочь развить внутренний интеллект
Обсудите чувства вашего ребенка и научите его распознавать их. Было бы неплохо убедить таких детей вести дневник — сначала в виде рисунка, затем в письменном виде. Такая форма передачи своих чувств позволит малышу понять свои собственные чувства и эмоции и со временем дистанцироваться от них.
Вот такую интересную информацию узнала и поделилась с вами. А что думаете вы по этому поводу? Поделитесь в комментах.
Источник