Развитие успешности ребенка в доу
Елена Ермилова
Особенности развития успешности ребенка дошкольного возраста
Особенности развития успешности ребенка дошкольного возраста
Успешность дошкольника можно рассматривать как проявление высокой степени результативности в различных видах деятельности и достижение более высоких результатов, проявление творческих успехов в какой-либо определенной деятельности и общении.
Рассматривая проблему личности и её развития в детском возрасте, мы разделяем близкие нам позиции С. И. Рубинштейна и В. С. Мухиной, о том, что личность в её реальном бытии и самосознании есть то, что человек, осознавая себя как субъекта, называет своим «Я». «Я» — это личность в целом, отражение в самосознании
Актуальной проблемой современной педагогики является выделение и обоснование критериев успешности ребенка дошкольного возраста. Если проблема успешности в контексте успеваемости ребенка школьного возраста (А. А. Бударный, А. М. Гельмонт, Н. С. Лейтис В. И. Самохвалова и др.) достаточно разработана, то проблема обоснования критериев успешности ребенка дошкольного возраста является для современной дошкольной педагогики достаточно новой.
Л. И. Божович, Л. С. Выготский, Д. И. Фельдштейн утверждают, что дошкольное детство является начальным этапом интенсивного развития личности, становления различных видов деятельности, проявление способностей и склонностей, становления индивидуальности.
Б. Г. Ананьев рассматривает индивидуальность как интегративное целостное объединение,включающее: индивида — носителя природных свойств человека и личность — носителя общественных функций, определяющих социальную биографию человека и субъекта деятельности.
Феномен успешности дошкольников связывается с решением какой-то задачи, с организацией какой-либо важной для группы деятельности. Данное понимание достаточно трудно приложить к группе дошкольников. Эта группа не имеет четких целей и задач, у нее нет какой-либо определенной, общей, объединяющей всех членов деятельности, поэтому трудно говорить о степени социального влияния. Вместе с тем не вызывает сомнений факт предпочтения определенных детей, их особой притягательности для других.
Вопрос успешности детей дошкольного возраста решался преимущественно в связи с игровыми способностями детей. Характер социальной активности и инициативности дошкольников в сюжетно-ролевых играх обсуждался в работах Т. А. Репиной, А. А. Рояк, В. С. Мухиной, Т. В. Антоновой, О. М. Гостюхиной и других. Исследования этих авторов показывают, что положение детей в ролевой игре неодинаково — одни выступают в роли ведущих, другие — в роли ведомых. Предпочтения детей и их популярность в группе во многом зависят от их способности придумать и организовать совместную игру.
Становление успешности дошкольник связано с развитием его личности, подразумевает развитие познавательных процессов и нравственных качеств, формирование мировоззрения и самосознания, развитие самостоятельности в деятельности и социальной активности. Это не полный перечень тех особенностей, которые характеризуют личность человека, но они являются главными движущими силами формирования личности ребенка.
Перечисленные составляющие закладываются в дошкольном возрасте. Активным стартом можно считать 3-летний возраст, когда пробуждается детская Я-самость. К началу школьного обучения формирование личности преодолевает два важных этапа, способствующих развитию основных возрастных особенностей:
По мнению С. А. Козловой, этап формирования личностной инициативности, что очень важно для развития успешности ребенка. Первый этап личностного развития дошкольника нацелен на постепенное снижение физической зависимости от взрослого и приобретение самостоятельности. Малыш многократно оглашает родителям и бабушкам свою потребность действовать самому. «Я сам» — звучит в той деятельности, которая интересна малышу. Ребенок пробует свои возможности. Такое понятное действо, как складывание игрушек, совершенно не интересует малыша, поскольку понятно и посильно.
Второй этап подразумевает переход от выбора, который предлагает ребенку взрослый, до проявления собственной инициативы. Это значительное расширение границ развития. «Хочу сложить эту модель конструктора», «Буду тоже поливать цветы», «Знаете, какую игру я придумал…» — инициативность старших дошкольников распространяется на все виды деятельности.
На этих ступеньках личностного развития дошкольника происходят многочисленные изменения.Вырабатываются нравственные суждения и критерии: что можно, чего нельзя, что хорошо, а что плохо. Развиваются эмоционально-волевые качества. Но в сфере развития личности главным достижением дошкольного возраста является именно самостоятельность и инициативность. Критериями и показателями успешности личности ребенка дошкольного возраста являются: высокая познавательная активность и результативности в различных видах деятельности, уровень притязаний детей в разных видах деятельности, достижение высоких результатов в определенном виде (или видах деятельности) деятельности, в учении по интересам; высокий социальный статус в группе сверстников.
Согласно В. Н. Введенскому, инициативу многим детям проявить легче, чем целеустремленность. Это качество воспитывается, если взрослые поощряют познавательную деятельность дошкольника, создают ситуацию успеха для ребенка. Заинтересовался ребенок, как из семечка появляется росток, проявил инициативу, чтобы посадить его рядом с комнатным растением. Но потом нужно регулярно поливать и терпеливо ждать, пока росточек проклюнется.
В подобных ситуациях дошкольник чаще нуждается в поддержке, чтобы удерживать цель в поле своего внимания и интереса. В такой же поддержке ребенок нуждается, если действия неуспешны. Взрослым очень важно наряду с инициативностью поддерживать у ребенка стремление к цели, так как это ценное личностное качество.
Рассмотрение сущности, содержание понятия успешности, основных факторов, определяющих ее развитие, развитие личности дошкольника позволили выделить структуру успешности личности ребенка,которая состоит из следующих компонентов:
Структура успешности личности ребенка дошкольного возрастасостоит из следующих компонентов: Кто эти компоненты выделяет?
1.Мотивационный компонент:
— понимание важности достижения высокого образовательного уровня, совершенствование, получаемых знаний, умений и навыков,
— любознательность, повышенный интерес к постоянному пополнению знаний из различных областей науки, техники, культуры,
— потребность в самостоятельном, оригинальном выполнении работы творческого характера,
— проявление тяготения к определенному виду деятельности, увлеченность в работе по интересам.
2.Содержательно-операционнный компонент:
— проявление высокой умственной активности, догадливость, сообразительность в процессе открытия новых знаний, способов действия, извлечения информации,
— проявление самостоятельности в расширении своего кругозора, поиск новых приемов и путей, развивающих самостоятельность,
— способность к фантазированию и воображению при выполнении работ творческого характера, способность к моделированию жизненных систем.
3.Эмоционально- волевой компонент:
— преобладание положительных эмоций, хорошего настроения и самочувствия при выполнении различных видов деятельности;
— умение преодолевать возникшие трудности, доводить работу до конца, проявление радости при открытии новых проблем, способов действия.
Уже в старшем дошкольном возрасте идет интенсивная амплификация базовых составляющих развития, в процессе которой складывается ведущее личностное образование — детская компетентность.
Таким образом, в дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие успешности дошкольника, так как дошкольный возраст — это период совершенствования, развития личностных новообразований, которые за период дошкольного возраста обогащаются индивидуальными параметрами. Соподчинение мотивов приводит к овладению детьми новыми мотивами деятельности, появляются доминирующие ценностные установки, что способствует развитию успешности дошкольник
Источник
ПРИНЯТО: На заседании педагогического совета Протокол №___от « «2016» | УТВЕРЖДАЮ: |
Директор МБОУ «Прогимназия «Сообщество» | |
_________ А.А.Скокова | |
« » 2016» | |
СИСТЕМА УСПЕШНОСТИ
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Прогимназия «Сообщество»
«Успешный ребенок»
Самый серьёзный успех бывает,
когда человек сам себя побеждает.
Когда он владеет собой безмерно,
а в горе подаст он руку первым.
И в сложное время, когда силы теряет,
он душу из близких не вырывает!Джулиана Вильсон
Успех в любой деятельности, в том числе учении, – один из самых важных источников внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться.
Успешность — это способность человека добиваться успеха в течение длительного времени.
Успех — это результат деятельности человека, которая преобразует его самого и окружающую действительность.
В основе ожидания успеха – стремление заслужить одобрение; стремление утвердить свое “Я”, свою позицию, сделать заявку на будущее.
Ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной ситуации. Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью. Если в дошкольных образовательных учреждениях создавать благоприятные условия для развития и поддержки детского потенциала, то возможно в ближайшем будущем этот потенциал может проявить себя как одаренность
Кто обеспечивает для ребенка ситуации успеха?
1.Педагоги.
Педагогу нужно стремиться быть откровенным и открытым, искренним постараться вселить силы в воспитанника, то есть педагогу и воспитаннику необходимо находиться в равноправных позициях: открытость педагога должна быть направлена к ребенку, как к человеку. Педагогу нужно видеть личность, признавать ее неповторимость, незаменимость, уважать мысли, чувства детей, право на свободу выбора. Но при этом уметь грамотно выстраивать границы, задавать ориентиры, предъявлять детям адекватные требования. Педагогу необходимо создать такие условия, в которых ребенок испытывал бы уверенность в себе и внутреннее удовлетворение, ребенку необходимо помогать добиваться успеха в любой деятельности. А для этого нужно создавать ситуации успеха
2.Родители. Как удовлетворить потребности ребенка? — Предоставлять ребенку как можно больше возможностей самостоятельно принимать решения, организовывать свою деятельность.
— В открытом доступе у него всегда должны быть самые разнообразные материалы.
6 — Если, руководствуясь своим интересом, ребенок чем-то увлеченно занимается, не останавливать его, а дать возможность выполнить план. — Продвигать его успехи, предлагая новые материалы, книги.
— Получив какой-либо ответ, просить объяснить, как ребенок пришел к такому выводу, решению.
Условия для создания ситуации успеха.
1. Сотрудничество является необходимым условием для личностного самоопределения детей. Оно способствует открытию перед воспитанниками перспективы их роста, помогает добиваться радости успеха, а также реализовать одну из главных задач учебно-воспитательного процесса — помочь осознать свои возможности и поверить в себя Сотрудничество воспитателя и воспитанников основанное на любви к детям, принятие их как личностей, предполагает создание ситуаций переживания успеха.
2. Условием создания ситуаций успеха является словесные, поощрения, подбадривающие ребенка, вызывающие уверенность в своих силах, стремление соответствовать оценке педагога.
3. Большое значение в создании ситуаций успеха имеет общая морально- психологическая атмосфера выполнения тех и иных заданий, поскольку это в значительной мере снимает чувство неуверенности, боязни приступить к внешне сложным заданиям.
4. Создание обогащенной предметно-развивающей среды, в которой будет действовать ребенок. Чем богаче и комфортнее среда в ДОУ, тем больше возможностей у ребѐнка развивать склонности и способности. Работа с родителями Одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка. В связи с этим, важное место в деятельности дошкольного учреждения отводится работе с родителями: повышению их правовой и психолого-педагогической культуры на родительских собраниях, созданию единого образовательного пространства для дошкольника в семье и детском саду, выработке согласованных педагогически целесообразных требований к ребенку с учетом его самобытности, дарования, индивидуального темпа развития, возрастных особенностей. Изучаются запросы родителей через опросники, анкеты. Важно привлечение родителей к совместному участию в детских праздниках и досугах, выставках и викторинах. Систематически демонстрируются результаты детской деятельности в Дни открытых дверей.
Алгоритм создания ситуации успеха:
1. Необходимо создать (пробудить) интерес к занятию или иному виду деятельности с помощью интересных методов и приемов.
2. Важно постоянно подбадривать ребенка, одобрять его действия, даже если он идет к цели не тем путем, который показан. Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к занятиям, но достижение успеха в его учебной деятельности затруднено рядом обстоятельств, среди которых можно назвать недостаток знаний и умений, психологические и физиологические особенности развития.
3. Технологически эта помощь обеспечивается рядом операций, которые осуществляются в психологической атмосфере радости и одобрения, создаваемые вербальными (речевыми) и не вербальными (мимико- пластическими) средствами. Подбадривающие слова и мягкие интонации, мелодичность речи и корректность обращений, так же как открытая поза и доброжелательная мимика, создают в сочетании благоприятный психологический фон, помогающий ребенку справиться с поставленной перед ними задачей. Для того чтобы сформировать у ребенка положительную «Я-концепцию» необходимо: — видеть в каждом ребенке уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее («Все дети талантливы» – вот убеждение педагога); — создавать ситуации успеха, одобрения, поддержки; — доброжелательности, чтобы садовская жизнедеятельность, учеба приносили ребенку радость: «Учиться победно!»; — исключить прямое принуждение, а также акценты на отставание и другие недостатки ребенка (не сравнивать его ни с кем и не называть уничижительными словами – неумеха, у тебя все равно ничего не получится. — понимать причины детского незнания и неправильного поведения, устранять их, не нанося ущерба достоинству; — всегда быть уверенным – «Ребенок хорош, плох его поступок». — предоставлять возможности и помогать детям, реализовать себя в положительной деятельности («В каждом ребенке – чудо, ожидай его»). Тот или иной ребенок может проявить особую успешность в достаточно широком спектре деятельностей, поскольку его психические возможности чрезвычайно пластичны на разных этапах возрастного развития. В свою очередь, это создает условия для формирования различных видов одаренности. Более того, даже в одном и том же виде деятельности разные дети могут обнаружить своеобразие своего дарования применительно к разным ее аспектам. В качестве одной из причин отсутствия проявлений того или иного вида одаренности может быть недостаток необходимых знаний, умений и навыков, а также недоступность (в силу условий жизни) предметной области деятельности, соответствующей дарованию ребенка. Таким образом, одаренность у разных детей может быть выражена в более или менее очевидной форме. Анализируя особенности поведения ребенка, педагог, психолог и родители должны делать своего рода «допуск» на недостаточное знание о его истинных возможностях, понимая при этом, что существуют дети, чью одаренность они пока не смогли увидеть. Около пяти процентов детей, независимо от доходов семьи, возраста, национальностей, рождаются одаренными или талантливыми. Если не создать специальных условий для них, то, не реализуясь, способности могут найти выход в плохом поведении. Одарѐнный ребѐнок обладает одним или несколькими качествами: — обладает хорошей памятью, особенно долговременной; — владеет хорошим словарным запасом; — может сосредоточиться на долгое время; — легко усваивает информацию; — очень наблюдателен и любознателен; — устойчиво проявляет интерес к широкому кругу вопросов; вопросов; — рано проявляет способность сопереживать другим; — любит книги; — проявляет большую энергичность; — часто стремится в своих делах достичь совершенства; — предпочитает играть с детьми более старшего возраста; — настойчив; — обладает развитым чувством юмора; — использует привычные предметы нетрадиционным способом;
4 — проявляет задатки лидера и владеет социальными навыками.
Система успешности состоит из 4 этапов:
Этап | Содержание | Действия |
1 этап Подготовительный Задача: погружение в оценочное пространство. | Принятие и освоение новой социальной роли воспитанника «Я успешный» |
|
2 этап Основной «Выбирай дело и твори!» Задача: реализация собственных планов, интересов в различных видах деятельности. | Выбор дела в соответствии со своими возможностями и интересами выполнение решения поставленных задач, направленных на реализацию задуманного |
|
3 этап Рефлексивный «Портфолио моих достижений» Задача: Понимание собственного успеха, определение задач для дальнейшего продвижения (с помощью взрослого). | Формирование умения оценивать себя и свои достижения |
Наибольшая сумма успехов в общей копилке дает право носить звание «Лучшая группа», а воспитатели — «Лучшие воспитатели». |
4 этап Заключительный этап Подведение итогов за полугодие, год. | Формирования потребности в признании, уважении, самосовершенствовании, заинтересованности в высоких оценках окружающими его успехов в различных видах деятельности. | Церемония награждения активных «Самых,самых…»: — на уровне группы воспитанников, родителей; — на уровне образовательного учреждения — группы детского сада. |
Включенность воспитанников в различные виды деятельности фиксируется разными способами: «Успех», сертификат.
Определенный способ фиксации личностных достижений показывает обучающимся его продвижение вперед, позволяет сделать оценку работы оптимистичной, закрепить уверенность в своих возможностях.
Результаты личностных достижений воспитанников образовательного учреждения стали основанием для разработки такого мониторинга , который бы позволял анализировать собранную информацию в целях своевременного принятия адекватных управленческих решений.
Данный мониторинг дает возможность воспитателю:
-определить интересы, потребности каждого воспитанника в достижении успеха через избирательную активность того или иного вида деятельности,
-определить стремление обучающегосяк личностным достижениям;
— оценить эффективность методов формирования стремления детей к личностным достижениям;
— увидеть и проанализировать наметившиеся тенденции в коллективе;
— увидеть сильные и слабые стороны в организации воспитательного процесса, а значит — успешнее спланировать свою деятельность в будущем;
-соотнести получаемые им воспитательные результаты с целями и прошлыми достижениями в своей воспитательной практике.
Материалы мониторинга позволяют выявить самых активных воспитанников, самую, самую группу и самого, самого воспитателя.
Система успешности способствует достижению поставленных задач.
Выпускник детского сада:
— социально — успешный (уверенный в собственных силах и возможностях),
— избирательно — инициативный (желает знать, понять, заботиться),
— социально — контактный (умеет сотрудничать),
— самостоятельный, ответственный (берётся за дело и доводит его до конца).
Таким образом, применяемая система успешности является:
-средством формирования мотивации, личностной установки у воспитанников на созидательные действия, социально-значимую инициативу.
— средством формирования потребности у воспитанников в признании, уважении, самосовершенствовании, заинтересованности в высоких оценках окружающими его достоинств и успехов в различных видах деятельности;
-средством развития субъектной позиции у воспитанников как способности управлять своими действиями: планировать способы своих действий, реализовывать намеченные планы, контролировать ход и оценивать результаты своих действий;
— важным условием достижения целевых ориентиров в контексте ФГОС ДО.
Участие воспитанника.
№ | Фамилия имя ребёнка | Название мероприятия | |||||||||
Презентация проекта | Сбор материала | Игрушка из бросового материала | Новогодняя игрушка | Мастерская | Конкурс | ПДД | Дефиле | ||||
1 | Агеенко | + | — | — | — | — | — | — | — | ||
2 | Алиметова | — | — | — | — | — | — | — | — | ||
3 | Волков | + | + | — | — | — | — | + | — | ||
4 | Гилязев | + | + | + | — | + | — | — | + | ||
5 | Грещук | + | + | + | — | — | — | — | — | ||
6 | Зарипова | + | — | — | — | — | + | — | — | ||
7 | Зеленкова | — | + | — | — | + | — | — | — | ||
8 | Кравченко | — | + | — | — | — | + | — | — | ||
9 | Красавин | — | — | + | — | + | — | — | — | ||
10 | Кузнецова | + | — | — | — | + | — | — | + | ||
11 | Куликова | — | — | + | — | — | — | — | — | ||
12 | Макаров | — | — | — | — | + | — | — | — | ||
13 | Мустаев | — | + | — | — | — | + | — | — | ||
14 | Портнов | + | + | + | + | + | + | — | — | ||
15 | Пермина | — | + | — | — | + | — | — | — | ||
15 | Платонова | — | + | — | — | + | + | — | — | ||
17 | Пронин | — | — | — | — | — | + | — | — | ||
18 | Насальский | + | + | — | — | + | — | + | + | ||
19 | Рафикова | — | — | — | — | + | — | — | — | ||
20 | Тычина | + | + | + | + | + | + | — | + | ||
21 | Соболева | — | — | — | — | — | — | — | — | ||
22 | Ступак | + | + | + | + | — | + | — | — | ||
23 | Халимова | — | — | — | — | + | + | — | — | ||
24 | Шумейко | — | — | — | + | — | + | — | — | ||
25 | Щепакина | — | — | — | — | + | — | — | — | ||
26 | Юсупова | + | + | + | + | + | — | — | — | ||
Итого: | 11 | 13 | 8 | 5 | 14 | 10 | 2 | 4 |
Мониторинг успешности воспитанников
Список использованной литературы
1. Башлакова Л.Н. Характер общения воспитателя с детьми как фактор формирования детских отношений // Исследование проблем дошкольного воспитания в трудах молодых ученых. М.:, 1985. 2. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать. Кн. Для учителя. М.: Просвещение, 1991.
Источник