Развитие успешности ребенка в детском доме
Тщательный анализ развития ребенка в детском доме позволяет наблюдать, что отстают в развитии практически все брошенные дети. Но закономерности, открытые системно-векторной психологией Юрия Бурлана, показывают, что и в полных семьях, если дети теряют ощущение защищенности и безопасности, у них наблюдаются аналогичные проблемы в поведении. Они начинают вести себя точно также, хотя ребенок и не находится в условиях детского дома.
0
4453
24 Сентября 2016 в 23:03
Автор публикации:
Виктория Винникова, педагог
Вопрос от Надежды, Москва:
«Юрий, как же тогда происходит развитие ребенка в детском доме? Ведь дети из детдома не имеют чувства защищенности и безопасности!!! Неужели ничего нельзя сделать?»
Отвечает Виктория Винникова, учитель математики:
Надежда, спасибо, что подняли непростую и для многих болезненную тему. Ваш вопрос о том, как происходит развитие ребенка в детском доме, волнует педагогов, психологов, медиков, да и просто неравнодушных людей.
У многих сердце кровью обливается, когда они только подумают о том, как же можно развиваться в таких сложнейших условиях? Какие травмы получает неокрепшая психика детей, попавших в детский дом? Возникает вопрос, как же обеспечить развитие психики ребенка детского дома, когда они лишены самого главного? Того, что никакие материальные блага не заменяют.
Ответы на эти вопросы дает Системно-векторная психология Юрия Бурлана, которая раскрывает особенности психики и условия гармоничного формирования личности даже в условиях развития и воспитания детей в детском доме.
Эта статья будет полезна всем, кто имеет отношение к развитию детей в детском доме: педагогам, психологам, воспитателям, волонтерам и даже спонсорам и меценатам.
Особенности развития детей детского дома
Педагоги и психологи проводят тщательный анализ развития психики ребенка в детском доме и выявляют некоторые закономерности. В частности, все исследователи замечают у ребенка детского дома отставание в развитии.
Когда ребенок только родился, это просто маленький комочек желаний – кушать, пить, дышать спать. Но для его развития ему необходимы основа и фундамент, которые дает материнская забота. В терминах системно-векторной психологии Юрия Бурлана это называется чувством защищенности и безопасности. Ощущение этой защищенности позволяет малышу максимально раскрыться в период развития и познания мира.
Тщательный анализ развития ребенка в детском доме позволяет наблюдать, что отстают в развитии практически все брошенные дети. Но закономерности, открытые системно-векторной психологией Юрия Бурлана, показывают, что и в полных семьях, если дети теряют ощущение защищенности и безопасности, у них наблюдаются аналогичные проблемы в поведении. Они начинают вести себя точно также, хотя ребенок и не находится в условиях детского дома.
Дети детских домов априори лишены этой важнейшей психологической составляющей, именно поэтому и происходит задержка психосексуального развития, наблюдаются сложности речевого развития и полный список других негативных проявлений у детей, хорошо знакомых педагогам, воспитателям и психологам детских домов.
Для преодоления этого отставания предлагаются варианты создания семейной атмосферы, чтобы как-то компенсировать детям отсутствие родителей. Но в большинстве случаев огромный штат педагогов, психологов, медицинских работников и волонтеров используют общие или усредненные методики для всех. А системный подход работает с врожденными особенностями развития психики детей детских домов, а у каждого ребенка они свои. Оказывается, что подходит для одного ребенка детского дома, то губительно для другого.
Кроме того, имеет популярность ложная мысль, что такие дети генетически предрасположены к наркомании, пьянству, воровству, что из таких детей вырастают социально нереализованные люди, имеющие проблемы со здоровьем.
Системно-векторная психология Юрия Бурлана очень точно показывает, что это заблуждение, и при правильном системном подходе психическое развитие ребенка в детском доме происходит нормально.
Особенности личностного развития детей воспитанников детских домов
Все развитие ребенка идет согласно его врожденным векторам, и проявляют свои отрицательные черты дети тоже согласно своим векторам.
Именно от отсутствия чувства защищенности и безопасности дети детских домов с раннего детства начинают лгать, воровать, драться, кусаться или проявлять другие признаки девиантного поведения.
Наконец-то эти проявления точно изучены, а главное – показаны внутренние механизмы и причины возникновения таких состояний у любых детей. Это помогает сформулировать системные рекомендации для педагогов, воспитателей, психологов, чтобы вовремя скорректировать развитие ребенка детского дома.
Понимание психики ребенка детского дома
Что же делать? Какой толк заниматься развитием навыков, обучением и воспитанием, если нет тепла матери? Системно-векторная психология Юрия Бурлана помогает дать детям детских домов точку опоры в лице компетентных системных специалистов. Ведь важнейшая опора для ребенка детского дома – это понимание его психического склада, его врожденных талантов и способностей окружающими его взрослыми.
Любым ребенком движут его желания. А системно-векторная психология Юрия Бурлана как раз и раскрывает нам скрытые бессознательные механизмы желаний ребенка детского дома. Любой ребенок рождается с заданным набором векторов. Рассмотрим подробнее.
Индивидуальный план программа развития ребенка в детском доме
Есть от природы шустрые, подвижные, юркие, ловкие дети. Такими свойствами психики обладают ребята с кожным вектором. Внутренняя врожденная программа все их поступки пропускает через фильтры польза-выгода, добыча и экономия. А чтобы добыть и сохранить, необходимо «вертеться», именно поэтому основное бессознательное желание в кожном векторе с детских лет проявляет себя в движении, скорости, ритме.
Таких детей лучше всего определить в спортивные секции и при этом отслеживать, чтобы их развитие шло по нарастающей.
Именно такие дети при потере чувства защищенности и безопасности начинают «добывать» конфеты, игрушки, деньги. А взрослые воспринимают это как воровство и начинают приписывать маленькому ребенку какой-то злой умысел, которого у него и не было.
От природы у него есть врожденное желание к добыче. Маленький ребенок с кожным вектором рождается вором, а развивается в спортсмена, бизнесмена, законодателя. Просто необходимо понимать все ступени его развития.
В противоположность шустрым и подвижным ребятам есть медлительные обстоятельные дети, которых ни в коем случае не надо торопить, иначе они начинают упрямиться, дуться и обижаться. В детском возрасте при потере чувства защищенности и безопасности такие ребята могут быть агрессивны, драться, кусаться. Так проявляют себя их бессознательные желания, лежащие в основе анального вектора.
Особенности развития ребенка в детском доме
Любой ребенок всегда развивается от простого к сложному – маленький воришка должен стать инженером. Если педагоги и воспитатели, волонтеры и психологи будут учитывать врожденные особенности личностного развития детей воспитанников детских домов, то негативные проявления можно снять.
Составляя индивидуальный план развития для детей в детских домах, необходимо учитывать, что развивающие методики и игры нужно подбирать в соответствии с врожденными свойствами ребенка детского дома. Малышу с кожным вектором необходимо развивать логику, навыки организатора и прививать дисциплину. А неторопливому ребенку предложить рукоделие, чтение и помощь в обучении младших. Так мы задаем позитивное направление развития, вкус радости от использования своих талантов на пользу другим.
Очень легко идти за врожденными талантами детей, предлагать им новые задания. Например, задумчивых ребятишек со звуковым вектором можно научить играть в шахматы и предоставить им для этого свой уголок, где они будут находиться в тишине и покое.
А эмоциональным детям со зрительным вектором необходимо дать возможность выражать свои чувства на сцене (песни, танец, спектакли). Так талант и способности каждого будут развиваться, что особенно важно для детей детских домов.
Более того, взрослые, работающие с детьми детских домов, сами будут испытывать невероятное наслаждение от своей работы, потому что результаты их усилий будут предсказуемы, а методы педагогического воздействия точны. Задача педагогов помочь раскрыться этим врожденным талантам и направить их в позитивное русло развития.
Воспитание и развитие детей в детском доме
Сам по себе индивидуальный план развития ребенка в детском доме в соответствии с системным подходом – это уже очень многое. Ведь ребенок детского дома ощущает себя понятым, «правильным», нужным, а значит, снизит необходимость привлекать внимание деструктивным поведением.
Нельзя не отметить достижения советской педагогики: «Педагогическую поэму» Макаренко и «Республику Шкид». Их гениальные находки полностью подтверждаются новейшими исследованиями системно-векторной психологии Юрия Бурлана.
Действительно, когда ребенок теряет ощущение защищенности, он пытается выжить, подчиняясь инстинктам. Так, бессознательно ребята естественным образом сбиваются в стайки. При этом если нет направляющего руководства педагогов, эти стайки действительно могут превратиться в шайки.
Но стоит только появиться хорошему воспитателю, как эта стайка правильным образом самоорганизуется, формируется настоящий детский коллектив по взрослому типу. Таким образом дети детского дома формируют позитивный опыт взаимодействия с другими, который вынесут во взрослую жизнь.
Когда это происходит через сюжетно-ролевые игры, где педагогами задается высокий нравственный ориентир, то естественным образом происходит формирование коллективного чувства защищенности и безопасности, что и способствует гармоничному формированию каждой личности.
Все усилия педагогов, психологов, волонтеров и помощников детских домов должны быть направлены на создание этой атмосферы, которая может обеспечить ребенку чувство защищенности и безопасности и способствовать его социализации.
Естественно, такому ребенку будет легче находить место и в любом другом коллективе. Конечно же, свои особенности в любом случае будут, но свести риски к минимуму поможет именно этот шаг.
Даем точку опоры следующему поколению!
В детских домах работают неравнодушные люди, энтузиасты своего дела. Педагоги и психологи переживают и болеют душой за каждого ребенка.
Системно-векторная психология – это уникальный инструмент в руках педагогов и психологов. Он позволяет избегать экспериментов над детьми воспитательными методиками. Не стОит надеяться на лучшее в отношении ребенка детского дома или сочинять в своей голове какой-то вариант счастья для него. Необходимо точно знать, что конкретно этому ребенку из детского дома нужно для наилучшего развития и последующей адаптации ко взрослой жизни.
У нас появляется точное понимание всего диапазона его развития. И, соответственно, взрослые точно видят весь возможный потенциал талантов и способностей, заданный ребенку детского дома от рождения.
Учитывая индивидуальные особенности личностного развития детей воспитанников детских домов, с помощью системно-векторной психологии Юрия Бурлана можно добиться устойчивых результатов и успешной адаптации воспитанников детских домов к жизни в социуме.
Узнайте больше об особенностях современного поколения детей, о воспитании ребенка в семье и коллективе на бесплатных онлайн-тренингах по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Регистрируйтесь здесь.
Автор публикации:
Виктория Винникова, педагог
Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»
Источник
из опыта работы
Проблему сохранения и укрепления здоровья воспитанников мы рассматриваем как основную в системе обучения и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Наличие собственного бассейна определило всю работу по плаванию — сделало ее более системной и спланированной на все годы воспитания детей в детском доме.
Министерство труда и социальной защиты Калужской области
Государственное бюджетное учреждение для детей, оставшихся без попечения родителей «Кондровский детский дом»
Спортизированное развитие воспитанников детского дома
как фактор их успешной социализации—
подготовила:
социальный педагог
высшей квалификационной категории
Л.А Макарова
Кондрово, 2016
Введение
Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел,
то, во всяком случае, поддерживать у него
высокий уровень здоровья вполне возможно.
Н. М. Амосов, академик
Вот уже на протяжении десятилетия в нашей стране складывается тревожное положение с состоянием здоровья детей и подростков. Решение этой проблемы занимает центральное место в работе российского правительства. По мнению премьер-министра РФ Дмитрия Анатольевича Медведева, «одной из причин ухудшения здоровья детей, наряду с экологической обстановкой, социально-экономическими потрясениями, является недостаточная эффективность проводимых оздоровительно-профилактических и коррекционных мероприятий, а иногда и просто их отсутствие в учреждениях образования и здравоохранения».
Особенно остро проблема сохранения, укрепления и формирования здоровья как целостной гармоничной системы стоит перед педагогами и медицинскими работниками, трудовая деятельность которых связана с детскими домами и школами-интернатами.
Проводимые исследования в области здоровья воспитанников ГБУ «Кондровский детский дом» показывают, что уже с рождения они имеют низкие показатели здоровья, психические расстройства, болезни нервной системы, органов чувств и дыхания, их отличает низкий уровень санитарно-гигиенической культуры. Все эти проблемы развиваются на фоне социальной запущенности.
Исходя из статистических данных, проблему сохранения и укрепления здоровья воспитанников мы рассматриваем как комплексную и основную в системе обучения и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Изменить сложившуюся ситуацию можно, возродив физкультуру и спорт на основе спортизированного физического воспитания в условиях занятий по обучению плаванию воспитанников детского дома. Сформулированное определение «спортизированное физическое воспитание детей-сирот» позволяет переосмыслить значение физической культуры и спорта, переориентировать его на формирование морально-волевых качеств детей-сирот для того, чтобы подготовить их к жизни в социуме.
Наличие собственного бассейна определило всю работу по плаванию — сделало ее более системной и спланированной на все годы воспитания детей в детском доме.
Целью спортизированного развития воспитанников детского дома является освоение и совершенствование всех стилей и способов спортивного плавания, укрепление здоровья и формирование потребности в здоровом образе жизни.
Здесь решаются важнейшие задачи, а именно:
Воспитательное направление: воспитание трудолюбия, воли, выносливости, сознательной дисциплины, организованности, честности, доброжелательности.
Образовательное направление: овладение техническими приёмами, теорией и практикой освоения всех стилей и способов плавания, привитие жизненно важных и оздоровительно-гигиенических навыков.
Оздоровительное направление: плавание как средство профилактики заболеваний и укрепления здоровья, эмоциональная разрядка и профилактика психологических перегрузок.
Спортивное направление: плавание — олимпийский вид спорта.
Общеразвивающее направление: упражнения, применяемые при обучении плаванию, развивают физическую подготовленность воспитанников, совершенствуют двигательные способности.
Ожидаемые результаты:
- Положительная динамика показателей здоровья детей-сирот, занимающихся плаванием.
- Повышение уровня компетентности детей-сирот в области физической культуры и спорта.
- Повышение качества получения образования и социальной адаптации детей-сирот в социуме.
Использование принципиально нового подхода формирования ценностного отношения к здоровью у воспитанников в процессе спортизированного физического воспитания открывает новые перспективы совершенствования и усиления воспитательной работы в условиях детского дома. Результатом такого преобразования в методике физического воспитания детей-сирот выступают темпы прироста показателей их физической подготовленности, физического развития, а также своевременной коррекции и развития психологического здоровья и, как конечный продукт, успешная адаптация детей-сирот после выпуска из детского дома.
Внедрение принципа спортизации в физическое воспитание позволила нам разработать портрет здорового воспитанника как ориентир в физкультурно-оздоровительной работе детского дома.
Портрет здорового воспитанника детского дома.
- Это жизнерадостный, активный, доброжелательно относящийся к окружающим, любознательный ребенок.
- Развитие его физических (двигательных) качеств проходит гармонично. Он вынослив, достаточно быстр, ловок и силен.
- Режим его жизнедеятельности осуществляется в соответствии с индивидуальным биоритмологическим портретом с оптимальным соотношением периодов и спадов активности, бодрствования и сна.
- Неблагоприятные погодные факторы, резкая их смена ему не страшна, так как он закалён, его система терморегуляции хорошо натренирована к разнонаправленным температурным воздействиям, поэтому он не знает, что такое простуда.
- Благодаря рациональному питанию, этот ребёнок не имеет лишней массы тела, у него есть все возможности для нормального гармоничного роста и развития.
- Благоприятные психологические условия в детском доме способствуют укреплению его психического здоровья.
Портрет здорового воспитанника мы попытались реализовать посредством внедрения принципа спортизации физического воспитания детей на занятиях по обучению плаванию.
Новизна нашего подхода к спортизированному развитию воспитанников состоит не только в сохранении и укреплении здоровья воспитанников, но и в том, что занятия плаванием решают воспитательные задачи, которые помогают ребятам стать дисциплинированными, смелыми, решительными и находчивыми. Эти и другие морально-волевые качества формируются в ходе правильно организованных и регулярных занятий, а также во время соревнований.
В этом деле большую роль отводим спортивным традициям, ритуалам и церемониям. На видном месте размещаем регулярно обновляемую информацию о рекордах детского дома, результатах соревнований, поздравления чемпионам, фоторепортажи о поездках на соревнования, тренировочные сборы и спортивно-оздоровительные лагеря. Весьма важными для нас являются публикации в обычной и электронной прессе, на сайте детского дома. На занятиях обязательно отмечаем хоть раз каждого воспитанника и всю группу в целом, чтобы каждый воспитанник смог почувствовать, что сделал еще один шаг к достижению поставленной перед ним цели.
Мы установили обязательные для себя правила в воспитании целеустремленности (поставил цель – иди к ней твердо; выполнение плана – основа успеха; окончил день – подведи итоги), настойчивости и упорства (делай не то, что нравится, а то, что нужно; препятствия для того и существуют, чтобы их преодолевать), решительности (сначала пойми – потом решай; если решил – делай), выдержки и самообладания (научись владеть собой; делай все и всегда наилучшим образом), самостоятельности и инициативности (не полагайся только на тренера, пусть даже самого лучшего; не жди, когда тебе укажут, подскажут, дадут задание, – действуй по собственному почину; будь самым строгим судьей для самого себя).
Среди мероприятий по нравственному воспитанию воспитанников мы выделяем и используем: систематические беседы на темы воспитания, лекции по истории спорта, рассказы о жизни замечательных людей; просмотры кино- и видеофильмов; чтение литературы; встречи с выдающимися людьми; вовлечение воспитанников в общественную работу; укрепление традиций спортивных коллективов (чествование победителей, торжественный прием в члены спортивной команды детского дома, празднования дней рождения, посещение театров, музеев, исторических мест, походы, велопробеги и т.п.).
Убедились, формирование волевых качеств — это не эпизодическая работа педагога, которую необходимо проводить перед соревнованием или спортивным мероприятием, а постоянный кропотливый труд, требующий от него большой затраты сил, времени, упорства и энтузиазма в течение всей подготовки юных пловцов.
Поскольку в детском и подростковом возрасте волевые качества обычно развиты слабо, важно постоянно стимулировать проявления воли, неукоснительность выполнения намеченных целей, вселять веру в большие возможности каждого воспитанника. Воспитанник должен быть уверен, что при наличии упорства и трудолюбия он может претворить в жизнь самые заветные желания. Акцентируем внимание воспитанников на происходящих в них переменах, развитии физических качеств и спортивных достижений.
Учитывая результаты проведенной работы по обучению воспитанников плаванию, пришли к выводу: физическая культура и спорт нацеливают детей-сирот на возможность преодолевать трудности, воспитывать такие качества характера как воля, стойкость, дисциплинированность.
Н.Н. Каргин и С.Ю. Тюленьков обращают внимание на то, что спорт – это, пожалуй, «единственный социальный институт, где индивид может выполнять социально значимые роли в наиболее раннем возрасте». И это определяет ряд важных аспектов социально-психологического значения спорта для социализации детей-сирот.
Во-первых, активное участие в социальной жизни предполагает определенную ответственность, что важно для развития самосознания.
Во-вторых, дети-сироты, включенные в активную социальную (спортивную) деятельность, менее всего подвержены случайным влияниям, их поведение более управляемо. Кроме того, занятия спортом формируют такие качества личности, развитие которых в иных сферах социальной деятельности затруднено. Некоторые из них (например, настойчивость и упорство), конечно же, могут формироваться и в других сферах деятельности. Но особенность состоит в том, что спортивная игра в силу природы, как и всякая другая игра, «является средством обучения различным социальным ролям и моделям поведения». Наконец, следует учитывать также, что «набор определенных качеств», приобретенных в процессе занятий плаванием, может быть перенесен и использован в любой другой социальной деятельности.
На занятиях мы используем воспитательные мероприятия, направленные на коррекцию психологического здоровья и на приобщение детей-сирот к ценностям физической культуры. Именно в этом контексте мы рассматриваем возможности средств физической культуры как фактора успешной социализации детей-сирот.
Анализ научно-методической литературы свидетельствует о том, что психологическое развитие, личностные качества непосредственно влияют на социальную адаптацию и, конечно, на её результат. Поэтому наряду с выявлением особенностей возрастной динамики нами изучалась их взаимосвязь с показателями успешности или неуспешности социальной адаптации детей-сирот после выпуска из детского дома. Практиковалось дальнейшее прослеживание выпускника во время последующего их обучения в техникумах и др. образовательных учреждениях. Наше предположение, что уровень физического развития и физической подготовленности оказывает непосредственное влияние на успешность подготовки детей-сирот к мотивации получения образования и престижной профессии, что, в свою очередь, обеспечит им место в социуме, получило свое подтверждение.
Двое выпускников 2011 года, успешно окончив Ейский педагогический колледж, в настоящее время работают воспитателями в детском доме и являются тренерами (футбол и лыжи). Еще один воспитанник – выпускник 2012 года после окончания Кондровского индустриально-педагогического колледжа также успешно трудится в должности воспитателем в детском доме и ведет секцию по мини-футболу младшей возрастной группы.
Показателями эффективности внедрения спортивно-ориентированной технологии в физкультурно-оздоровительную работу ГБУ «Кондровский детский дом» являются следующие факты:
— Положительная динамика в физическом развитии детей: снизился уровень заболеваемости на 25%.
— Использование спортивно-оздоровительных технологий на занятиях плаванием оказало существенное влияние на коррекцию поведения воспитанников детского дома. Уровень тревожности занимающихся плаванием снизился за год на 7,3%. Результаты агрессивного состояния уменьшились на 13,5 %. Самооценка личности увеличилась на 7,8 %. Снизилось количество детей «группы риска» с 40% до 23% — (17%). Снизилось количество детей, имеющих вредные привычки с 40% до 28% — (12%).
— Повысился уровень трудолюбия и работоспособности на 15% (ниже среднего), на 9% (высокий уровень); повысился уровень способности к саморазвитию и самообразованию на 7% (ниже среднего), на 3% (средний уровень), на 3% (высокий уровень); увеличилась высокая степень удовлетворённости жизнью в детском доме на 20%; 75% выпускников успешно адаптированы в социуме.
— Занятия плаванием стали неотъемлемой частью жизни наших ребят. Он отвлекает их от «улицы», от вредных привычек, негативных проявлений и является одним из способов их личностного самовыражения и самоутверждения. Главным результатом педагогический коллектив считает не спортивные рекорды, а создание в детском доме системы приобщения воспитанников к здоровому образу жизни.
— Рост мотивации к занятиям физической культурой, спортом у воспитанников детского дома. Охват воспитанников физической культурой и спортом составляет 100 %. Физкультурно-оздоровительная работа организована так, что каждый ребенок может заниматься в нескольких секциях, в зависимости от его физического развития и интересов. На базе детского дома работает 12 секций.
— Вырос уровень спортивных достижений воспитанников (выход на Всероссийский уровень) – победители (I место среди 21 команды) V Спортивной Детской Олимпиады (с 25 по 27 мая 2012 года) среди воспитанников детских домов и школ-интернатов. Олимпиада проводилась Благотворительным фондом «Детский Дом» при поддержке министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации и Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств. Это не просто победа, а настоящий триумф! Всего два года назад (2010 год) команда занимала далекое от призовых 7-ое место (среди 18 команд). VI спортивная детская Олимпиада среди детских домов и школ-интернатов (с 23 по 25 мая 2014 года) – X место среди 20 команд.
— Участие наших воспитанников в городских и областных соревнованиях освобождает их от чувства изолированности, формирует чувство уверенности и самоуважения, гордости за себя и детский дом. Участвуя в областных соревнованиях, воспитанники детского дома неоднократно становились победителями и призерами во всех видах спорта.
Обобщая все вышесказанное, хотим подчеркнуть, что мы отдаем себе отчет в том, что счастливый ребенок – это, прежде всего, здоровый ребенок. Ведь сделав выбор в пользу здорового образа жизни, наши воспитанники будут успешны и благополучны, так как во всех начинаниях успех порождает успех.
Список литературы
Документы:
- Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденной Указом Президента РФ от 1 июня 2012 года № 761;
- Основные направления деятельности Правительства РФ на период до 2018 года, утвержденной Председателем Правительства РФ Д.А.Медведевым 31 января 2013 года;
- План мероприятий по совершенствованию деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях реализации постановления Правительства РФ от 24 мая 2014 года № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденным Минобрнауки России;
- ФЗ № 273 от 29.12.2012 года «Об образовании» (в редакции от 21 июля 2014 года).
- В помощь руководителям, специалистам и тренерам-преподавателям спортивных школ. Методические рекомендации. Москва, 2004. – 23 с.
- Ганчар И.Л. Методика преподавания плавания: технология обучения и совершенствования : учеб. для студентов вузов. – Одесса: друк, 2006. – 695 с.
- Гигиенические требования к устройству эксплуатации и качеству воды плавательных бассейнов. Санитарные правила и нормы. Сан ПиН 2.1.2.568 – 96. Минздрав России. М., 1997.
- Дементьев В.В. Методика комплексного обучения плаванию школьников 15-17 лет // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2007. — N 3. — С. 67-70.
- Нормативно-правовые основы, регулирующие деятельность спортивных школ. Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре и туризму. Министерство образования Российской Федерации. Москва. 1995.
- Программы. Физическое воспитание учащихся 1-11 классов. Рекомендовано Главным управлением развития общего среднего образования. Министерство образования Российской Федерации. Москва. «Просвещение». 1996.
- Семенов Ю.А. Навык плавания — каждому : Из опыта программированного обучения плаванию — М.: ФиС, 1983. — 144 с.
- Шишкова Е.В. Инновационный подход к обучению плаванию младших школьников в системе школьного физического воспитания // Вестник спортивной науки. — 2007. — N 4. — С. 65-68.
Источник