Развитие упорства в ребенке

![]() | Рейтинг Восемь советов родителям о том, как развить у ребенка способности достигать поставленных целей |
- Напечатать
- Спросить
- Отправить другу
- Подписаться на новости
Что важнее для достижения успеха, чем талант, навыки общения, мотивация, интеллект или практический опыт? Эта черта характера называется настойчивостью – способностью сохранять заинтересованность и прилагать усилия для достижения долгосрочных целей, преодолевая внешние и внутренние трудности.
Действительно, если считать ключевым компонентом успеха широко известное правило десяти тысяч часов практики, настойчивость – это в первую очередь то, что заставляет человека работать в течение всего этого колоссального периода времени. Специалисты также определяют настойчивость, как «напряженную работу по решению задач, поддержание усилий и интереса в течение многих лет, несмотря на неудачи, невзгоды и периоды застоя».
Если коротко, настойчивость определяет, кто не сойдет с дистанции до конца забега, кто станет победителем школьной олимпиады по математике и кто поступит в элитарный университет, несмотря на более низкий балл итоговых школьных тестов по сравнению с баллами сверстников.
Концептуально, настойчивость имеет качества хамелеона, так как это и черта характера, и навык. Другими словами, настойчивость это врожденная волевая характеристика личности, хотя это вовсе не означает, что она не подвержена изменениям, – утверждение, что просто бывают «настойчивые люди», не верно. В то же время настойчивость – это навык, который можно усердно приобретать и практиковать.
Далее представлены восемь советов о том, как нужно воспитывать настойчивость у ребенка школьного возраста (или у взрослого человека, который стремится стать настойчивым).
Совет № 1. Поощряйте тренировки ребенка
Еще лучше поощрять сложные тренировки. Тренировки не должны оттачивать навыки, в которых ребенок уже преуспел; нужно стремиться подниматься на ступень выше собственных достижений.
Совет № 2. Хвалите за усилия, а не за результат
Когда мы хвалим ребенка с помощью слов «Великолепно!» или «Молодец!», его усердие исчезает – ребенку становится некуда стремиться. Вместо этого хвалите его за вложенные усилия: «Чтобы добиться такого великолепного результата, ты очень тяжело работал» или «Ты действительно приложил для этого много усилий!».
Совет № 3. Учите ребенка, что подавленность и замешательство – это признаки прогресса
Такие мысли как: «Появление подавленности, возникшее у меня из-за потери веры в себя и свои возможности (появление фрустрации), свидетельствует о том, что пришло время бросить начатое дело» или «Я в замешательстве и, пожалуй, не смогу справиться с этим заданием» следует заменять мыслями типа «Подавленность (фрустрация) – это нормальная часть процесса изучения и работы с чем-то новым и сложным» или «Если я пришел в замешательство, это значит, что я обязательно выясню, как решить эту проблему и сделать все правильно».
Как только вы слышите первые вздохи раздражения или ропот разочарования своего ребенка, побуждайте его переосмысливать ситуацию описанным образом.
В том же ключе предлагайте ребенку поддержку, но не бросайтесь на выручку при первых признаках сложностей. До тех пор пока он сам способен достичь успеха, заставляйте его трудиться над сборкой конструктора или над запоминанием трудной таблицы умножения и подкрепляйте прикладываемые усилия как часть обучения.
Совет № 4. Учите ребенка быть смелым
Смелость тесно связана с настойчивостью. Смелость заключается не в выполнении сложных заданий – она означает, что человек может бояться, но проявлять упорство и действовать, несмотря на свой страх. Другими словами, страх – это необходимое условие храбрости.
Чтобы развивать смелость тогда, когда ребенок говорит вам о том, что он чего-то боится, ответьте ему: «Ты можешь делать даже то, чего боишься». И в следующий раз, когда вам самим нужно будет представить на рассмотрение свою рукопись или идти в поликлинику на маммографию, говорите себе то же самое.
Совет № 5. Поощряйте долгосрочные обязательства
Сами по себе занятия – фортепьяно, гимнастика, шахматы – не настолько важны, как усилия, которые при этом прикладываются. Пусть ребенок пробует различные виды деятельности, пока не найдет тот, который полюбит и захочет продолжать им заниматься. И слово «пробует» не означает разовое занятие: ребенок должен заниматься одним делом в течение полугода или года. Если по истечении этого времени он поймет, что это занятие ему не подходит, пусть прекратит его и попробует что-то другое.
Совет № 6. Учите ребенка «мышлению роста»
Суть вот в чем: при фиксированном мышлении дети считают, что их интеллект и способности – это установившиеся черты личности, которые приводят их к успехам или неудачам независимо от прикладываемых усилий. Но если дети исповедуют мышление роста, то они знают, что их интеллект и способности можно непрерывно развивать с помощью (попробуйте угадать) упорной кропотливой работы и настойчивости.
Поэтому учите детей, что мозг похож на мышцы: чем больше вы им пользуетесь, тем сильнее он становится. Когда мы испытываем неудачи и сложности, мозг тренируется, чтобы в конечном итоге достичь успеха.
Совет № 7. Используйте зрительные напоминания, чтобы поощрять настойчивость и отсроченное удовольствие
Маленькие дети, например, могут копить деньги для значительных покупок, они могут складывать монеты в копилку или прозрачную банку, чтобы наблюдать за процессом. Когда вы хотите, чтобы ребенок избавился от определенной привычки или заставил себя заниматься чем-либо, используйте визуальную систему вознаграждения: каждый раз, когда он садится за пианино, или каждый день, когда он не грызет ногти, опускайте по одному стеклянному шарику в банку. Когда банка наполнится, ребенок получит ранее оговоренное вознаграждение (и, конечно же, удовлетворение от хорошо проделанной работы).
Совет № 8. Не требуйте настойчивости всегда и в любой ситуации
Дети не будут проявлять особую настойчивость в том, чего они не могут терпеть. Так что не переоценивайте настойчивость как средство, чтобы полюбить алгебру или спорт – суть настойчивости заключается в увлечении, а не в том, что «Ты сделаешь это несмотря ни на что, ты просто должен это любить». Страстное желание усиливает настойчивость, а настойчивость позволяет детям следовать своей страсти.
Оцените публикацию
Рейтинг статьи:
4.69 из 5 на основе
16 оценок.
Развитие ребенка
04.04.2016
Источник
Упорство – это способность человека довести дело до логического завершения, даже если не получается. Подобное качество полезно и даже необходимо в современном темпе и стиле жизни. Оно идет рука об руку с целеустремленностью.
Но мало кто рождается упорным. Преодолевать трудности, признавать собственное несовершенство тяжело – у многих людей включается защитная реакция «мне это не нужно», со временем принимающая худшую форму.
Ситуация: взрослый состоявшийся человек обнаружил отсутствие желаемой самореализации, особенно на фоне друзей и одноклассников. Типичная реакция: начинает винить в неудачах окружающих. Вове дали повышение, Диме премию – он кажется себе обделенным. А предпосылки к подобному мышлению складываются еще в детстве.
Воспитывая чадо, делайте это осознанно. В противном случае вы рискуете заложить в него те черты, которыми недовольны в себе. Исключите гиперопеку или излишнюю требовательность.
Отдавайте свою любовь целиком и полностью, но при этом следите за формами подачи. Будьте внимательным к себе – развить упорство можно только бесконечным терпением и нередко ломанием собственных стереотипов.
Не помогайте
Но будьте готовы помочь. Это парадоксально, но, поспешная помощь – медвежья услуга.
Взрослым кажется, что малыш учится доброте и взаимопомощи, но на самом деле у него откладывается ощущение, что кто-то придет и сделает. Крохе достаточно знать и понимать, что ему помогут. А на определенном этапе достижение самостоятельного результата гораздо важнее.
Вспомните «Я сам» – типичный способ проявить врожденное упорство. Дайте возможность сделать это. Конечно, есть действия, доступные только в определенном возрасте. Поэтому старайтесь в принципе избегать таких ситуаций: малыш хочет сделать то, что не может в силу своего возраста.
А если не получилось – делайте в четыре руки.
Привлекайте к делам
Не упускайте момент, когда ребенок жаждет помочь, став частью взросллой жизни. Пусть он помогает мыть посуду, печатать отчет или нести сумки. Поручайте любую доступную работу, даже если устранение последствий будет трудозатратно.
Мамина усталость – страшная вещь, но вам придется терпеть ее, пока кроха растет. Со временем такое воспитание даст свои плоды, которыми вы будете наслаждаться по праву.
Развивайте навыки
Маленьким ручкам трудно справляться со шнурками и застежками, силенок не всегда хватает на то, чтобы провернуть ключ. Повторяйте эти действия из раза в раз, демонстрируя абсолютную веру в то, что рано или поздно придет успех и все получится.
И когда пуговица наконец пройдет в петлю, а ключ повернется – ваша радость будет искренней. А малыш поверит в свои силы и поймет, что без усилий и упорного труда добиться ничего невозможно.
Хвалите
За любой успех. Похвала – жизненный ориентир для ребенка. Не хвалите за то, чего не получилось, поддержите и ободрите. Но когда он все же добился своего – празднуйте маленькую победу.
Пора вмешаться
Если упорный труд не принес результатов, ребятишки начинают нервничать, появляются первые признаки истерики. Пока этого не произошло, предложите помощь – сделайте вместе.
Если нервы на пределе и успех не доставляет удовольствия, отвлеките кроху и переключите его внимание. Успокоился – обязательно вернитесь к незаконченному делу. Объясните, что после отдыха справится с задачей будет намного легче.
Если же речь идет о делах, к которым уже нельзя вернуться (например, не получилось застегнуть шапочку перед прогулкой), просто попробуйте сделать это в следующий раз. И напоминайте о том, что всему можно научиться.
Помните, что таким навыкам как упорство учатся на примере, прежде всего родителей.
Источник
![]() | Рейтинг Упорство и терпение – важные качества, от них зависит, как успешно ребенок будет развивать новые навыки |
- Напечатать
- Спросить
- Отправить другу
- Подписаться на новости
Татьяна, мать 9-летней Ксении, рассказывает: «Вчера вечером мне нужно было завершить срочное рабочее задание. Я уже практически все сделала и собиралась, наконец, отправить отчет по электронной почте, но почта никак не хотела отправляться. Обычно я спокойный человек, но эта ситуация разозлила меня не на шутку. И в этот момент в комнату зашла Ксюша. Она увидела, что я раздражена, похлопала меня по плечу и сказала: «Не сдавайся, мама. Пробуй еще. Я уверена, что у тебя все получится».
В конце концов, я отправила почту. Но вместе с тем я задумалась, насколько важна настойчивость для детей. Каждый человек сталкивается с ситуациями, когда для достижения цели просто необходимо сохранять спокойствие и проявить настойчивость. Но для маленьких детей, которые еще многое не умеют, это практически невозможно. Это сейчас моя дочь может быть настойчивой, если нужно. Но потребовалось много времени и усилий, чтобы научить ее этому».
Развивать в ребенке настойчивость и упорство следует с ранних лет. И родители играют в формировании этих качеств огромную роль. Рассмотрим несколько рекомендаций, которые помогут родителям развить в маленьком ребенке упорство.
Развивайте навыки
Одна из причин того, почему дети расстраиваются и не доводят начатое до конца, – то, что у них нет необходимых навыков, и именно поэтому работа кажется им слишком сложной. У дошкольников все еще не до конца развиты моторика, речь и исполнительные функции. Детям кажутся сверхсложными даже самые простые задачи: они с трудом могут держать ложку, одеваться или открывать дверь. Неудивительно, что в таких случаях дети расстраиваются, вплоть до истерик.
Пока ребенок развивает необходимые навыки, вы можете избавить его от эмоциональных расстройств, упростив ему жизнь. Например, покупайте для него свободную одежду, которую ребенку будет легче надевать, обувь на липучках, а не на шнурках и т.д. Позаботьтесь о том, чтобы стул, на котором малыш обычно сидит во время приема пищи, был крепким и устойчивым. Положите пластиковые стаканы и закуски в месте, где ребенок сможет их достать. Покажите ему, как открывать дверь, а также воду в кране. Если недостаток каких-либо навыков расстраивает ребенка, спросите себя: «Как я могу научить этому ребенка?».
Не спешите вмешиваться
С одной стороны, вы не хотите игнорировать эмоции ребенка, когда он в слезах. С другой стороны, если сразу же вмешиваться в таких случаях, ребенок подумает, что вы всегда будете ограждать его от всех трудностей. Если ребенок слегка расстраивается оттого, что не может справиться с какой-либо задачей, подбодрите его кивком головы или советом.
Затем продолжайте заниматься своим делом, но наблюдайте за ребенком. Это даст ему понять, что вы всегда готовы прийти ему на помощь, но верите, что он может справиться и сам. Вмешаться стоит только тогда, когда ребенок сделал все возможное, чтобы выполнить задачу, и находится на грани истерики.
Хвалите ребенка
Ничто так не воодушевляет ребенка, как похвала в случае, когда у него получилось что-то сделать. Обращайте внимание на моменты, когда ребенок проявляет настойчивость в каком-либо деле или преодолевает трудности. Не забывайте похвалить его за упорство. Скажите ему: «Это действительно было сложной задачей, но ты не сдавался. Молодец!».
Расстраиваться и хотеть бросить начатое дело – это свойственно не только детям, но и взрослым. Но дети вырастают, развивают свои навыки и проявляют настойчивость и терпение. Покажите ребенку хороший пример, будьте терпеливы и поддерживайте его.
Оцените публикацию
Рейтинг статьи:
5.00 из 5 на основе
4 оценок.
Развитие ребенка
10.05.2019
Источник
Можно ли помочь ребенку стать успешным и научить его доводить дело до конца? Если вы задавались такими вопросами, вот хорошая новость: настойчивость и упорство — качества, которые помогают нам достигать долгосрочных целей и чувствовать себя счастливее — можно воспитать
Твердость характера — это готовность не сдаваться и день за днем, месяц за месяцем вкладывать время и энергию в свою работу. Разумеется, есть много других ценных качеств — например, умение ладить с людьми, любопытство или доброта. Все они значимы в разных сферах жизни. Но в области личных достижений определяющую роль играет твердость характера.
Уже несколько лет это качество исследует психолог Пенсильванского университета Анжела Ли Дакворт. Для начала она опросила старшеклассников в школах Чикаго и понаблюдала за их учебным процессом. И выяснила, что упорство и настойчивость играют в достижении успеха более заметную роль, чем талант и уровень интеллекта. Еще любопытнее, что твердость характера часто обратно пропорциональна величине таланта.
Анжела Ли Дакворт продолжила собирать информацию и анализировать исследования других психологов, которые могли бы объяснить, что делает одних людей более упорными, чем других. Что мешает, а что помогает развить это качество?
Вот пять выводов, к которым она пришла. Они адресованы прежде всего родителям, ведь сформировать установку на упорство и привить трудолюбие легче всего в раннем возрасте. Как именно?
1. Научить упорству можно только упорством
Если вы хотите, чтобы ребенок вырос настойчивым, обратите внимание на то, сколько страсти и сил вы сами вкладываете в достижение своих целей. Дети до определенной степени копируют поведение отцов и матерей, часто стремятся их догнать и перегнать. Но происходит это только в том случае, когда родители стараются поддерживать равновесие между требовательным и поддерживающим стилями воспитания. Между уважением и любовью, с одной стороны, и соблюдением четкой дисциплины — с другой.
Ребенок, который ощущает родительскую поддержку и уважение, мог бы сказать так: «Я знаю, что родители помогут, когда у меня возникнут проблемы. Они много со мной разговаривают. Они считают, что я имею право на свою точку зрения, уважают мое личное пространство и предоставляют мне определенную свободу».
Пример упорства могут демонстрировать не родители, а другие авторитетные взрослые.
Ребенок требовательных родителей мог бы сказать так: «Мои родители считают, что я должен следовать правилам, заведенным в семье. Они подсказывают мне, как я могу сделать что-то лучше. Когда я делаю что-то неправильно, родители меня не наказывают. Они ожидают, что я все буду делать наилучшим образом, даже если это очень трудно».
Американский психолог Бенджамин Блум с коллегами обратил внимание на эффективность совмещения этих стилей, когда работал с известными атлетами, художниками и учеными.
По его словам, практически без исключений все требовательные, но любящие родители были «примером рабочей этики, сами показывали, как надо трудиться, прикладывали все силы для успешного завершения дела, которым занимались, всегда считали, что сначала работа, а развлечения потом, и личным примером демонстрировали детям необходимость упорной работы ради достижения далеких целей».
Более того, большинство родителей считали совершенно естественным разрешать детям заниматься любимым делом. Кстати, пример упорства, а также поддерживающе-требовательного стиля воспитания могут демонстрировать не родители, а другие авторитетные взрослые — учителя, братья, бабушки-дедушки, тренеры.
«Далеко не все упорные и успешные люди, у которых я брала интервью, имели мудрых отца с матерью, — замечает Анжела Ли Дакворт. — Но все припомнили какого-нибудь человека, который появился в нужное время, оказал поддержку, придал смелости и сподвиг на великие дела».
2. Верить в развитие
Для воспитания упорства важно верить в возможность изменений, в то, что каждый человек способен улучшить свои умственные способности. Ориентировать себя и своих детей на развитие предложила Кэрол Двек, профессор Стэнфордского университета.
Ее эксперимент показал: когда дети изучают работу мозга и понимают, что он изменяется и растет в ответ на испытания, они с большей вероятностью упорно продолжат начатое после провала. Они не верят, что неудача — это постоянное состояние.
И напротив, люди с фиксированной установкой («никто не в силах повысить свой интеллект») склонны расценивать неудачи как доказательство, что они хуже других. Они чаще бросают начатое дело и быстрее теряют веру в себя.
3. Посещать дополнительные занятия
Балетная студия, театральный кружок, секция баскетбола, игра на пианино… Любая организованная деятельность (помимо детского сада или школы), которой руководит взрослый (в идеале требовательный, но внимательный), способствует развитию твердости характера.
Анжела Ли Дакворт подчеркивает, как важно, чтобы в этом занятии сочетались два признака — сложность и радость: «Когда дети занимаются спортом, играют на музыкальном инструменте или репетируют сцену в спектакле, они чувствуют одновременно сложность и радость этой деятельности. В их жизни нет другого вида деятельности, который гарантированно был бы сложным, но при этом имел бы внутреннюю мотивацию. Например, учиться в школе непросто, но не всем детям это нравится. Писать СМС друзьям интересно, но совсем не сложно. А вот что можно сказать по поводу занятий балетом? Балет может оказаться и сложным, и интересным одновременно».
Руководители, тренеры, наставники, друзья — люди, обладающие твердым характером, тоже способны помочь нам стать упорнее.
Также принципиально важно, чтобы эти занятия длились более года, ведь упорство проявляется в целенаправленном действии, имеющем долгосрочный результат. Психолог Колумбийского университета Марго Гарднер провела интересное исследование влияния многолетних внеклассных занятий на учеников. Она отследила жизни 11 тысяч американских подростков до тех пор, пока им не исполнилось 26 лет.
Вот ее вывод: у детей, посещавших любой кружок или секцию два года, а не один, шансы зарабатывать больше денег после колледжа были гораздо выше. Любопытно, что род внеклассных занятий не имел никакого значения. Главное — чтобы эти месяцы занятий увенчались каким-то результатом.
4. Растить упорство изнутри
Взрослому человеку, который слишком рано и часто бросает начатое, будь то занятия спортом или частая смена мест работы, «наработать» выдержку и упорство сложнее, чем ребенку. Однако это возможно, причем развивать это качество можно как изнутри, так и при помощи своего окружения.
Из чего складывается внутренняя работа над собой?
— Развитие собственных интересов, поиск дела, которое может стать призванием, страстью.
— Освоение новых навыков, поиск задач, которые превышают возможности.
— Поиск целей, которые будут выше личных интересов.
— Стремление верить, даже если кажется, что ничего поделать нельзя.
5. Найти окружение, в котором ценится упорство
Руководители, тренеры, наставники, друзья — люди, обладающие твердым характером, тоже способны помочь нам стать упорнее. Найдите группу, команду, коллектив, где упорство культивируют, и присоединитесь к ней.
Если вы руководитель и хотите, чтобы сотрудники вашей организации стали упорнее, создайте и поддерживайте культуру упорства. Культура и среда, в которой мы живем (или с которой себя ассоциируем), оказывают на нас огромное влияние.
Спустя какое-то время (и при удачно сложившихся обстоятельствах) ценности и нормы сообщества, к которому мы принадлежим, становятся нашими собственными. Постепенно фраза «Вот так мы тут делаем, и вот почему» превращается в «Вот так я делаю, и вот почему».
ПРАВИЛО СЛОЖНОГО ДЕЛА
В своей семье Анжела Ли Дакворт поддерживает «Правило сложного дела», которое помогает всем членам семьи проявлять упорство в выбранном занятии. Оно состоит из четырех пунктов.
1. Все, включая маму и папу, должны заниматься каким-либо сложным делом. Сложное дело — это такое, которое требует ежедневной сознательной практики. Мама занимается исследованиями в психологии и йогой. Папа старается быть более успешным застройщиком и бегает по утрам. Старшая дочь Аманда в качестве своего сложного дела выбрала игру на пианино. Младшая, Люси, занимается балетом.
2. Бросить дело можно — но не раньше окончания учебного года или игрового сезона, либо пока есть оплаченные уроки. Начиная заниматься чем-либо, нельзя бросать до того, как ты чего-то достиг. Надо заканчивать то, что начал. Нельзя бросать лишь потому, что учитель на тебя накричал или занятия мешают получить удовольствие в чем-то другом. Нельзя бросать в день, когда все идет плохо.
3. Каждый сам выбирает свое сложное дело в зависимости от интересов.
4. В старших классах появится четвертый критерий: каждая из девочек должна заниматься еще одним делом или продолжить то, чем она уже занимается (фортепьяно и виолончель), по крайней мере, еще два года.
Об эксперте: Анжела Ли Дакворт – психолог Пенсильванского университета, несколько лет преподавала в школе математику, автор книги «Твердость характера. Как развить в себе главное качество успешных людей».
Источник