Развитие у ребенка веры в свои силы
Все мы встречали людей, которые бояться начинать новые дела, высказать своё мнение, а иногда и просто что-то спросить. Все эти проблемы обычно возникают из-за неуверенности в себе, а она, в свою очередь, из-за ошибок в воспитании. Но как помочь малышу преодолеть свои страхи и вырасти уверенным в себе?
????????Самостоятельность
Чтобы ребенок был уверенным в себе необходимо позволять ему принимать решения самостоятельно. Не спешите сразу бросаться на помощь: если упал, дайте самому подняться, если что-то не получается, пусть хотя бы попробует решить проблему своими силами. Плохого ничего не произойдет, а малыш станет собой гордиться.
????????Поручения
Давайте ребенку регулярные задания, которые он может выполнить (донести пакет, вытереть воду, положить вещи в шкаф). Достаточно гостям рассказать, что у вас есть помощник, как малыш начнет с удовольствием брать ответственность на себя и будет стараться выполнять ваши просьбы.
????????Вера в ребенка
Всегда хвалите и подбадривайте ребенка, а если что-то пошло не совсем так, как вам бы хотелось, скажите: «Как интересно получилось» или «Давай я тебе чуть-чуть помогу».
Похвала для ребенка — стимул пытаться делать снова и снова. Он будет чувствовать что в него верят, у него все получится и не опустит руки, будет идти только вперед.
????????Работа над ошибками
Чтобы ребёнок учился исправлять свои ошибки и старался минимизировать их в будущем, не нужно прибегать к жесткой критике. Спокойно объясните, почему то или иное действие привело к негативным последствиям и вместе подумайте, как исправить ситуацию, например: «Давай склеим эту разбитую вазу», или «Отмоем вместе стены от карандашей и после этого пойдем гулять».
????????Признание и благодарность
Поставьте на видное место поделку ребенка или говорите, как хорошо у него получилось сделать какую-либо работу. Так вы показываете, что его труд ценится. А достижения ребенка необходимо признавать и ценить. Это повышает его значимость и в будущем он не будет бояться пробовать что-то новое. Даже за самые незначительные победы надо искренне радоваться за кроху и показывать, как важны его достижения родителям.
Сюда же относится и благодарность, притом не только за помощь, но и за обычные дела: хорошую прогулку, рисунок или за веселый день. Ребенок будет чувствовать свою значимость и нужность.
????????Внимательность
Когда малыш хочет что-то спросить, нужно отложить дела, внимательно его выслушать и дать развернутый ответ (в соответствии с возрастом). Ребенок должен знать, что всегда может к вам прийти с вопросом, если что-то не понятно. Так он почувствует, что важнее любых дел родителей и в дальнейшем сможет обратиться к вам с любой проблемой.
????????♀️Что делать нельзя
????????Слишком оберегать
Мама, которая очень боится за ребенка, не сможет вырастить его уверенным в себе. Малыш впитает эту неуверенность и волнения, и сам станет таковым.
????????Сравнивать с другими детьми
Никогда не надо сравнивать своего ребенка с другими детьми, потому что у малыша вырабатывается мнение, что он хуже кого-то. Впоследствии всю жизнь он будет оглядываться на других и слушать их мнение.
????????Негативная критика и указание на ошибки
Если говорить малышу, что у него ничего не получается или получается очень плохо, то со временем его самооценка упадет, а чувство вины, что он не может сделать всё без ошибок, наоборот, возрастет.
Вырастая, такой ребенок либо быстро сдается и не пытается начать что-то новое, либо постоянно гоняется за похвалой, потому что в детстве его не хвалили, а лишь указывали на недостатки.
Надо помнить очень простое правило жизни: любовь и поддержка помогает во всем.
Читайте далее:
Реальные советы мам о том, как ходить с ребенком в магазин
Конфликты двух поколений или как отдохнуть с бабушкой
Подготовка ребёнка к саду
Интересные и познавательные статьи читайте в блоге Умной Мамы — https://clevermama.ru
Не забудьте подписаться на Умную Маму в соцсетях:
Telegram | Instagram | ВКонтакте | Facebook
Источник
«Мама, мне кажется, у меня не получится», — слышите вы от ребенка. Стараетесь убедить его в обратном, но в ответ малыш замыкается в себе. Как реагировать? В чем причина? Отсутствие веры в себя и нежелание проявлять инициативу, ведь единственно ожидаемый исход — неудача, а последствия — чувство вины за свои ошибки. Неуверенность в себе — бич современных детей, с которым можно и нужно работать. О том, как это сделать, рассказывает психолог, автор методики развития эмоционального интеллекта и социальных навыков детей «Академия Монсиков» Виктория Шиманская.
Виктория Шиманская, доктор психологии, ведущий российский эксперт в области развития эмоционального интеллекта
Уверьтесь в неуверенности
Большинство детей не догадываются о том, что они испытывают неуверенность. Недостаточно развитый эмоциональный интеллект не позволяет им осознать свою тревогу. Со стороны это выглядит как внезапная агрессия, плаксивость, отказы от любимых игр, еды и тому подобное. Родители относят такие «закидоны» к проявлениям очередного кризиса и оставляют попытки докопаться до причин. Хотя всем своим видом ребенок говорит: «Мне плохо, мне нужна ваша помощь!» Оставьте дела, посвятите время малышу и в подходящий момент постарайтесь выяснить, что же беспокоит его на самом деле.
Если вы убедились, что в корне проблем лежит низкая самооценка, будьте готовы — вам предстоит непростая, но неоценимая для будущего ребенка работа. Итак, начинаем!
Как воспитать уверенную в себе личность
Дети — наше отражение, поэтому начните с себя
Учитесь нести ответственность за свои решения. Самостоятельный выбор десерта в кафе, платья в примерочной, цвета лака для ногтей и т. д. Приняли решение — уважайте и придерживайтесь его, без «А может быть, надо было…» Сначала будет непросто, но быстро войдет в привычку. Но если что-то пошло не так — невкусно, не понравился цвет или фасон — реагируйте спокойно, просто примите это как опыт.
Любите себя и будьте честными сами с собой. Постарайтесь минимизировать жизненные «У меня выбора нет», «Надо, значит, надо» — это привитые нам с детства модели поведения, шаблоны которых никогда не поздно начать разрушать.
Прислушивайтесь к своим истинным желаниям — уверенность в себе при таком поведении формируется автоматически, вы больше не сомневаетесь в своих поступках, ведь это именно то, чего хотели вы сами.
Взгляните со стороны на свои отношения с ребенком
Как часто вы говорите о своей любви? В моменты, когда вам не приходится иметь дело с негативными последствиями его поступков? Малыш решил попить воды из взрослого стакана, не удержал, уронил на пол. Мама торопится убрать лужу, отчитывая ребенка за неаккуратность.
Какой вывод созревает в сознании ребенка? «Проявил инициативу — совершил поступок — что-то пошло не так… Мама недовольна, наверное, я плохой!» В следующий раз ребенок не уверен, а стоит ли ему ввязываться в авантюру новых свершений, ведь печальный опыт повторять ох как не хочется!
Позвольте ребенку, в рамках безопасности, конечно, принимать решения самостоятельно, видеть последствия своих поступков и делать выводы. Избегайте оценок, принимайте его неудачи без критики — разбитый стакан, сломанный мелок, падение с велосипеда. Любите ребенка не только когда вам удобно рядом с ним, а в любой ситуации, безусловно.
Устраните вредные привычки воспитания
Задача — осознать их, принять и устранить. В течение дня записывайте в специальный блокнот: критику, недоверие, сравнение, нетерпение, проявленные в отношении к малышу. По привычке брошенные фразы могут на корню убить стремление ребенка к инициативе: «Ну что за каракули, нарисовал бы лучше машинку!», «Смотри, как Миша гоняет на велосипеде, а ты все научиться не можешь», «Сама построю эту башню, а то ты грохотом соседей перебудишь» — и т. д. Придадут ли ребенку уверенности такие слова? Конечно, нет. Чтобы выработать в себе новую модель реагирования, можно использовать классическую технику «резинка на руке». Поймали себя на критике малыша — оттянули резинку. В подсознании отложится информация: «Чтобы не было боли — следи за языком». Привычки формируются не меньше месяца, запаситесь терпением.
Проанализируйте игры и пособия ребенка
Все ли они соответствуют возрасту? Часто вместе с горой ненужных игрушек растет и неуверенность в своих силах: «Не умею собирать кубики», «Не могу рисовать красками» — и т. д.
Оставьте лишь несколько игрушек — те, с которыми не возникает проблем, — и 1−2 из тех, с которыми ребенку справиться тяжело. Теперь наблюдайте, что именно дается малышу с трудом. Возможно, набор «Лего» неинтересен ребенку не потому, что он не из последней коллекции, а потому, что он не понял, КАК соединять кубики друг с другом. Наберитесь терпения, объясните и покажите малышу, как одна деталь вставляется в другую. Нам задача кажется до смешного простой, а маленький человек сталкивается с ней впервые в жизни. Впоследствии усложняйте процесс — стройте небольшие дома, потом башни и т. д. Принцип «от простого к сложному» — успех в простых задачах даст возможность поверить в свои силы и уверенно приступить к более трудным.
Практические шаги
Дерево достижений
Нарисуйте дерево. Пусть оно будет большим, с широкой кроной и длинными ветвями. Расположите его на стене в самой посещаемой части квартиры — отныне это предмет большой гордости! Расскажите, что дерево — плодоносящее, а плоды — это достижения малыша. Фрукты подготовьте заранее из картона, подписывайте по мере появления успехов и торжественно приклеивайте на дерево. Важно: отмечайте любые ситуации, в которых преуспел ребенок, будь то приготовленный салат или победа на олимпиаде.
Мяч умений
Сядьте друг напротив друга. Задача — закончить предложение, которое начинает родитель, одновременно перекатывая мяч малышу: «Я могу…», «Я научился…», «Я знаю, как…» и т. д. На первый взгляд игра совсем простая, но задача у нее важная — помочь ребенку осознать сильные стороны своего характера, свои способности и умения.
Коробочка Эмоций: «Уверенность в себе»
В ней будут храниться вещи, связанные со значимыми событиями жизни ребенка, его успехами и свершениями. Важно, чтобы эти предметы одновременно выполняли функцию развития эмоционального интеллекта ребенка — тренировали органы чувств малыша. Звук колокольчика поможет вспомнить о первых школьных успехах, запах и вкус шоколадного печенья — о первом испеченном блюде, разглядывание фотоальбома напомнит о первом путешествии, а перебирание пальчиками поделок и аппликаций — о творческих успехах!
Дневник чувств и эмоций
Уверенный в себе человек принимает себя со всеми своими проявлениями и эмоциями — как позитивными, так и негативными. Помочь узнать себя настоящего, узнать свои истинные желания сможет Дневник эмоций, который вы презентуете ребенку в юношестве. Записывайте туда все события жизни малыша, его чувства, достижения — все то, что каждый день формирует его уникальную личность.
Учите ребенка жить в ладу со своими эмоциями. Осознание своих чувств, умение делиться ими с близкими, доверять их попыткам помочь — это уже 50% успеха на пути к уверенности в себе.
Фото: VGstockstudio/Olesia Bilkei/altanaka/Shutterstock.com
Источник
До 6-7 лет самооценка ребенка базируется на мнении о нем взрослых, на их репликах в адрес малыша. Потому в такой период проще скорректировать веру ребенка. Стоит отметить, что зарождение веры в себя происходит в раннем детском возрасте (до трех лет). Это база, от которой зависит дальнейшее развитие ребенка. Как же нужно вести себя с ребенком, чтобы поспособствовать формированию его веры в собственные силы?
Ранний возраст – период самостоятельности. Ребенок пытается все делать сам. В психологии существует даже понятие кризиса 3 лет под названием «Я сам». Со стороны родителей важно предоставлять эту возможность. Фразы типа «Нет, ты еще маленький», «Тебе нельзя», «Ты не сможешь» порой оказываются губительны для уверенности ребенка. Конечно, нужно при этом учитывать безопасность.
Важно создавать ситуации, при которых вы сможете сказать ребенку: «Смотри, как у тебя хорошо получилось. Какой ты молодец. Я тебе даже не помогала» (на самом деле поможете, но незаметно). Например, нарисовать что-то вложив руку ребенка в свою или иначе направляя руку ребенка. Впрочем, непонятные «каляки» тоже должны удостаиваться похвал.
В быту это может быть открывание двери и даже банальное обучение ходьбе. Пожалуйста, наберитесь терпения, и позвольте ребенку учиться на собственных ошибках, вместе с тем приобретать веру в себя.
К другим общим правилам по взаимодействию с ребенком любого возраста для формирования его уверенности относятся следующие.
- Прививайте ценность жизни и чувство собственной уникальности. Хорошо бы каждый день произносить ребенку наставления. Например, «Ты хорош тем, что ты есть. Ты уникален. С тобой моя жизнь приобретает ценность. Я знаю, что сегодня в школе ты добьешься больших успехов. Я верю в тебя».
- Будьте логичны и последовательны в своих требованиях и поступках (сегодня ребенку можно гулять до 22:00, а на другой день его за это наругали, потому что мама устала на работе – так дело не пойдет).
- Проговаривайте успехи ребенка, отмечайте даже маленькие продвижения. Сравнивайте его с ним же (в хорошем смысле). Уместны также реплики типа «Ты молодец. Как хорошо получилось. А завтра будет еще лучше, да?».
- Примите тот факт, что ваш ребенок с рождения – уникальная личность. Не сравнивайте его с другими детьми, собой, героями фильмов. Он – это он. Тем и прекрасен.
- Всегда реагируйте на ребенка. Важно обращать внимание на каждое действие (плач, крик, улыбка, прямое обращение в позднем возрасте). «Мам, посмотри, что я сделал», – кричит радостный ребенок. «Мне некогда», – ворчит мама. Итог: пониженная уверенность ребенка (отвергли, не приняли, не поняли) и снижение авторитета мамы и доверия к ней.
- Составляйте с ребенком пошаговый план действий (актуально для всех возрастов начиная с дошкольного). Это может быть как график на каждый день, так и план достижения какой-то важной цели (потребности). Уверенный в себе человек умеет строить планы.
- Не делайте ничего за ребенка, но делайте все вместе с ним. Речь не только о материальных вещах, но и об эмоциях, ситуациях.
- Не «добивайте» ребенка оскорбительными репликами. Замените их на «Ничего, мы с тобой поработаем, и в следующий раз ты справишься. Это решаемо», «Смелее, у тебя получится».
- Изучайте своего ребенка. В эпоху развитого интернета не составит труда скачать сборник анкет для диагностик. Или можно обратиться к школьному психологу, классному руководителю и узнать о своем ребенке чуть больше. Способствуйте раскрытию его способностей. Забудьте про собственные мечты или оценки в школе, тем более про грезы о круглом отличнике. Далеко не все люди одинаково хороши во всем. Особенно остро это вскрывается в подростковом возрасте и при выборе профессии. Пример: ваша дочь получила два по химии, но она моментально заучивает стихи (ей это интересно), выигрывает олимпиады по литературе, пишет прекрасные работы. Поспособствуете раскрытию артистического или филологического таланта – получите уверенного успешного писателя, ученого. Отругаете за химию и станете требовать идеалов в этой сфере, игнорируя литературу – получите неуверенного и недовольного своей жизнью и профессией человека.
- Не разбрасывайтесь страшными возгласами «Это бред!», «Перестань, это ерунда и твои фантазии!» Часто такое возникает в подростковый период, когда дети самовыражаются, пробуют себя, ищут свой путь, полны идей. Всегда старайтесь найти рациональный элемент в идее ребенка или в крайнем случае говорите: «Твоя идея хорошая, но я пока не вижу инструментов и путей ее решения. Давай еще вместе подумаем и позже вернемся к этому».
- Любите своего ребенка и действительно верьте в него. Недостаточно прочитать сейчас эти рекомендации и начать потом «сухо», как по бумажке, их выполнять. Нужно жить идей веры в собственное дитя.
Общее для всех рекомендаций правило – не «перегибать». Не бросайтесь в крайность требовательности. Избыток похвалы на будущее («будет лучше, да?») иногда может спровоцировать чувство ответственности со стороны ребенка, ощущение отсутствия права на ошибку. Опять же важно улавливать тонкую грань между «Будет лучше, да, мой хороший?» и «Чтобы в следующий раз было лучше». Второй вариант не годится.
Нередко корень неуверенности кроется в чрезмерных наказаниях или порицаниях со стороны родителей. Итак, не нужно ругать детей, но иногда нужно наказывать. Притом следует знать, что наказание – целая наука. Оно не должно «уничтожать» ребенка. Оно должно играть уместную педагогическую роль. При наказании важно:
- четко и спокойно обсудить с ребенком предмет наказания (за что, почему и насколько; причина и следствие);
- избегать общеличностных суждений («Ты ужасный сын») и заменять их на локальные в отношении ситуации или поступка («Я люблю тебя, но меня расстраивает, когда ты дерешься. Это нехороший поступок, а ты же у меня хороший сын»);
- не предпринимайте действий и решений в гневе (все мы люди, а ребенок порой может и самого спокойного человека разозлить; нужно успокоиться и только затем переходить к первому пункту);
- нельзя наказывать дважды за одно и то же, вместо этого можно сказать: «У нас с тобой уже был похожий случай, помнишь? Мне очень жаль, что он снова повторился».
Если кратко подытожить весь материал статьи, то можно сказать, что становлению уверенности ребенка в собственных силах способствует:
- любовь родителей;
- их личный пример;
- предоставление свободы;
- помощь и поддержка;
- выслушивание;
- четкое объяснение требований и ожиданий;
- адекватные и понятные поощрения и наказания (продуманная, единая система);
- единство воспитательных позиций родителей («мама запретила, но папа разрешил, а, значит, можно» недопустимо).
Подготовлено по материалам статьи: https://psychologist.tips/44-kak-pomoch-rebenku-stat-uverennym-v-sebe-sovety-psihologa.html
Подписывайтесь на наш канал и будьте счастливы!
Источник
Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был уверенным в себе и мог за себя постоять. Но не все знают, что для этого надо делать. Тем временем, неуверенность в себе одна из самых больших проблем сегодняшнего поколения детей.
В этой статье эксперт по эмоциональному развитию детей расскажет, как же сделать так, чтобы ваш ребенок стал уверенным в своих силах.
Уверьтесь в неуверенности
Удивительно, но многие дети не знают, что они не уверенны в себе. Это происходит из-за плохо развитого эмоционального интеллекта. Поэтому внешне неуверенность проявляется в виде агрессии или отказе от любимых игр, еды, друзей. Списав все на очередной кризис, родители не пытаются понять причины такого поведения. Это ошибка. Таким поведением малыш сигнализирует, что ему нужна помощь. Ваша задача определить подходящий момент и выяснить, что на самом деле происходит с ребенком. Если вы поняли, что залог плохого поведения низкая самооценка – готовьтесь к серьезной работе. Знакомьтесь с тем, что вам предстоит сделать.
Правила воспитания уверенного в себе человека
Начните с себя. В первую очередь следует самому научиться брать ответственность за свои действия и свой выбор, будь это платье в магазине или выбор времяпрепровождения. Если же что-то в дальнейшем окажется неправильным решением, то примите это спокойно. Стоит прислушиваться к своим желаниям. Родительские установки: «у тебя выбора нет», не должны вам мешать, следует их разрушить и заменить на новые. Когда же вы начнете делать то, чего действительно хотите, то автоматически придет и уверенность в себе.
Проанализируйте свои отношения с ребенком. Часто ли вы говорите, что любите его? Только в моменты правильного поведения? А если ребенок делает что-то самостоятельно, но не так, он сразу же лишается вашей любви? Если да, то вам надо пересмотреть свое отношение к поступкам ребенка. Ведь взяв инициативу на себя и получив за это выговор, ребенок в будущем 100 раз подумает, а стоит ли начинать что-то делать опять? Позвольте своему ребенку делать выбор, видеть последствия своих действий и делать выводы. Но не оценивайте его при этом, не критикуйте, любите его безусловно, всегда.
Устраните неправильные привычки воспитания. Для начала надо их найти и принять, после этого приступить к устранению. Такими вашими привычками, проявленными к ребенку, может быть: критика, недоверие, сравнение, нетерпение. Для более легкого выявления их, заведите блокнот, где будете записывать каждый такой случай. Помните, автоматически брошенные фразы, могут убить инициативу ребенка на очень долгое время. Чтобы этого избегать, можно применить известную технику: резинка на руке. Суть ее проста: заметили свое нежелательное поведение – оттяните резинку, сделайте себе больно. Обычно на закрепление правильного поведения требуется около месяца.
Переберите игрушки и пособия ребенка. Уберите те, которые не подходят по возрасту. Они закладывают в ребенка неуверенность в своих силах, так как он осознает, что не может с ними играть. Но следует оставить 1-2 игрушки посложнее.
Проанализируйте, что именно тяжело для ребенка и помогите ему методом перехода «от простого к сложному». Таким образом, получив уверенность в себе, справившись с простым заданием, у ребенка появляется мотивация приступить к более сложному.
Несколько практических шагов
Создайте дерево достижений. Нарисуйте большое дерево с длинными ветвями, и повесьте в самой популярной комнате квартиры. Расскажите малышу, что за каждое достижение на ветках дерева будут появляться фрукты (их следует приготовить заранее). Теперь, при каждом достижении подписывайте фрукт и вешайте на дерево.
Поиграйте в мяч умений. Сядьте друг напротив друга, возьмите мяч. Далее следует перекатывать мяч малышу со словами: «я могу», «я научился», «у меня получается».. и т.д. Малыш, в свою очередь, должен заканчивать предложения, перекатывая вам мяч обратно.
Создайте коробочку эмоций. В ней следует хранить вещи, которые будут напоминать вашему ребенку об его достижениях. Важно, чтобы они также тренировали его органы чувств. Например, это могут быть аппликации ребенка, перебирая их, малыш будет гордиться своими умениями.
Заведите дневник чувств и эмоций. Важно понимать, что уверенный человек принимает себя любым. Негативные эмоции тоже им осознаются и принимаются. Чтобы ребенок смог себя осознать, в юности ему можно подарить дневник эмоций. Пусть он записывает туда все свои события жизни и его чувства по этому поводу.
Научите своего ребенка осознавать свои чувства, уметь делиться ими со своими близкими и принимать себя таким, каков он есть. Это главное условие на пути к уверенности в себе.
Подписывайтесь на наш канал и мы будем радовать самыми интересными статьями!
Источник