Развитие у ребенка способностей решать задачи

Развитие у ребенка способностей решать задачи thumbnail

Родители, которые хотят обучить ребенка математике сталкиваются с вопросом — чему именно нужно научить ребенка. Какие способности можно и нужно развивать в дошкольном возрасте, чтобы обеспечить успешное усвоение школьной программы.

Какие способности относятся к математическим у детей до 7-ми лет

Не стоит думать, что математические способности подразумевают под собой только умение быстро и точно считать. Это заблуждение. Математические способности включают в себя целый комплекс умений, направленных и на творческий подход, и логику, и счет.

Быстрота подсчета, способность запоминать большой массив цифр и данных не являются подлинными математическими способностями, так как даже медленный и обстоятельный ребенок, который вдумчиво занимается может успешно постигать математику.

К математическим способностям относится:

  1. Способность обобщения математического материала.
  2. Умение видеть общее у разных предметов.
  3. Возможность найти главное в большом количестве различной информации и исключить не нужное.
  4. Пользоваться числами и знаками.
  5. Логическое мышление.
  6. Способность ребенка мыслить абстрактными структурами. Умение отвлечься от решаемой задачи и увидеть полученную картину в целом.
  7. Мыслить как прямо, так и в обратной последовательности.
  8. Умение самостоятельно мыслить, не используя шаблонов.
  9. Развитая математическая память. Способность использовать полученные знания в различных ситуациях.
  10. Пространственное мышление – уверенное использование понятий «верх», «низ», «право» и «лево».

Каким образом формируются математические способности

Все способности, в том числе и математические, не являются предопределенным навыком. Они формируются и развиваются через обучение и закрепляются практикой. Поэтому важно не только развить ту или иную способность, но и совершенствовать ее путем практических упражнений, доводя до автоматизма.

Любая способность проходит несколько этапов в своем развитии:

  1. Познание. Ребенок знакомится с предметом и узнает необходимый материал;
  2. Применение. Применяет новые знания в самостоятельной игре;
  3. Закрепление. Возвращается к занятиям и повторяет ранее изученное;
  4. Применение. Использование закрепленного материала при самостоятельной игре;
  5. Расширение. Происходит расширение знания о предмете или способности;
  6. Применение. Ребенок дополняет самостоятельную игру новым знанием;
  7. Адаптация. Знание переносится из игровой ситуации в жизнь.

Любое новое знание должно пройти несколько раз через этап применения. Давайте ребенку возможность использовать полученные данные в самостоятельной игре. Детям нужно некоторое время, чтобы осмыслить и закрепить каждое незначительное изменение в знаниях.

В случае, если ребенок не сможет через самостоятельную игру усвоить полученный навык или знание, высока вероятность того, что оно не будет закреплено. Поэтому после каждого занятия отпускайте малыша поиграть или отвлекитесь, поиграйте с ним. Во время игры покажите, как использовать новые знания.

Как развить математические способности у ребенка

Начинать математическое развитие нужно в виде игры и использовать вещи, которые заинтересуют малыша. Например, игрушки и бытовые предметы, с которыми он сталкивается каждый день.

С того момента, когда ребенок проявит интерес к тому или иному предмету родитель начинает показывать ребенку, что предмет можно не только рассматривать и трогать, но и совершать с ним разные действия. Акцентируя внимание на некоторых признаках предмета (цвет, форма), в ненавязчивой манере можно показать разницу в количестве предметов, ввести первые понятия о множественном и пространственном положении.

После того, как ребенок научится разделять предметы по группам, можно показывать, что их можно считать и сортировать. Обратить внимание на геометрические особенности.

Развитие математических способностей должно идти одновременно с основами операций с числами.

Любое новое знание должно быть преподнесено при явном интересе ребенка к обучению. При отсутствии заинтересованности в предмете и его изучении, обучение ребенка проводить не стоит. Важно соблюдать баланс в обучении ребенка, чтобы развивать любовь к математике. Практически все проблемы, связанные с изучением основ этой дисциплины, имеют свое начало в первоначальном отсутствии желания познать.

Что делать, если ребенку неинтересно

Если ребенок при каждой попытке обучить его основам математики уходит и скучает, то нужно:

  •  Поменять форму преподнесения материала. Вероятнее всего ваши объяснения слишком сложные для понимания ребенком и не содержат игровых элементов. Дети дошкольного возраста не могут воспринимать информацию в классическом виде урока, им нужно показывать и рассказывать новый материал в ходе игры или развлечения. Сухой текст не воспринимается ребенком. Примените в обучении дидактические игры или попробуйте задействовать в обучении непосредственно ребенка;
  • Проявите интерес к предмету без участия ребенка. Дети младшего возраста интересуются всем, что интересно их родителям. Они любят подражать и копировать взрослых. Если ребенок не проявляет интерес к какому-либо занятию, то попробуйте на глазах у ребенка начать играть с выбранными предметами. Вслух рассказывайте о том, что вы делаете. Показывайте собственную заинтересованность процессом игры. Ребенок увидит ваш интерес и присоединится;
  • В случае, если ребенок все равно быстро теряет интерес к предмету, нужно проверить, не является ли то знание и умение, которое вы хотите ему привить, слишком сложным или легким;
  • Помните о длительности занятий для разного возраста. Если ребенок до 4-х лет потерял интерес к предмету через 5 минут, то это нормально. Так как в этом возрасте ему сложно долго концентрироваться на одном предмете.
  • Попробуйте вводить в занятие по одному элементу за раз. Для детей 5-7 лет длительность занятий не должна превышать 30 минут.
  • Не стоит расстраиваться, если ребенок не захочет заниматься в конкретный день. Нужно попробовать привлечь его к обучению спустя некоторое время.

Главное, помнить:

  1. Материал должен быть адаптирован к возрасту ребенка;
  2. Родитель должен проявлять интерес к материалу и результатам ребенка;
  3. Ребенок должен быть готов к занятию.
Читайте также:  С чего начинать развитие ребенка

Как развивать математическое мышление

Порядок научения ребенка математическому мышлению представляет собой связанные между собою занятия, которые преподносятся в порядке усложнения материала.

1. Начинать обучение нужно с понятий о пространственном расположении предметов

Ребенок должен понять, где находится право – лево. Что такое «выше», «ниже», «перед» и «за». Наличие этого навыка позволяет воспринимать все последующие занятия проще. Ориентирование в пространстве — основополагающее знание не только для развития математических способностей, но и для обучения ребенка чтению и письму.

Можно предложить ребенку следующую игру. Возьмите несколько его любимых игрушек и положите перед ним на разном расстоянии. Попросите его показать, какая игрушка находится ближе, какая дальше, какая левее и т.д. При появлении затруднений при выборе, подскажите правильный ответ. Используйте в этой игре различные варианты слов, которые определяют расположение предметов относительно малыша.

Употребляйте такой подход к изучению и повторению не только в процессе занятий, но и в обыденной жизни. Например, предложите ребенку определить пространственное расположение предметов на детской площадке. Чаще в обычной жизни обращайтесь с просьбой подать что-либо, ориентируя малыша в пространстве.

Параллельно с пространственным мышлением обучают обобщению и классификации предметов по их внешним признакам и функциональной принадлежности.

2. Изучите понятие множества предметов

Ребенок должен различать понятия много — мало, один — много, больше — меньше и поровну. Предложите игрушки разного вида в разном количестве. Предложите сосчитать их и сказать много их или мало, каких игрушек меньше и наоборот, также показывайте равенство игрушек.

Хорошая игра на закрепление понятия множества — «Что в коробочке». Ребенку предлагается две коробки или ящичка, в которых находится разное количество предметов. Путем перемещения предметов между коробками ребенку предлагается сделать количество предметов больше или меньше, уровнять. В возрасте до 3-х лет количество предметов не должно быть большим, чтобы ребенок мог наглядно оценить разницу в предметах без подсчета.

3. Важно в раннем детстве обучить ребенка простым геометрическим фигурам

Научите ребенка видеть их в окружающем мире. Хорошо для развития знания геометрических фигур использовать аппликации из математических форм. Покажите ребенку рисунок предмета с четкими контурами (дом, машина). Предложите сделать из заготовленных треугольников, квадратов и кругов образ предмета.

Покажите и объясните, что такое угол у фигур, предложите ребенку догадаться, почему «треугольник» носит такое имя. Предложите ребенку для ознакомления фигуры с большим количеством углов.

Закрепление геометрических знаний проведите через рисование изученного материала, складывания разных фигур из других предметов (палочек, камушков и т.д.). Можно использовать пластилин и другие материалы, позволяющие создавать различные формы.

Попросите нарисовать ряд фигур разного типа, посчитайте их вместе с ребенком. Спросите, каких фигур много, а каких мало.

На прогулке с ребенком обратите внимание на форму домов, лавочек, машин и т.д. Покажите, как сочетание различных фигур между собой может создавать новые и знакомые предметы.

4. Умение ориентироваться в пространстве и классифицировать предметы позволяет научить измерению размера предмета

Раннее обучение измерения длины линейкой и при помощи сантиметров не рекомендуется, так как это будет сложный для восприятия материал. Попробуйте измерять предметы с ребенком при помощи палочек, ленточек и других подручных материалов. В этом обучении вложено не само измерение, а принцип его проведения.

Большинство педагогов советуют обучать ребенка измерению при помощи счетных палочек. Они обосновывают это удобством для ребенка и приучению его пользоваться специальным материалом. Эти палочки пригодятся при изучении единиц счета. Также их можно использовать как наглядный материал при работе с книгами (отложить палочку по количеству героев), изучении геометрических фигур (ребенок может выложить палочками нужную фигуру) и т.д.

5. Количественные измерений

После изучения базовых математических понятий можно переходить к количественным измерениям и изучению чисел. Изучение чисел и их письменного обозначения происходит с раннего возраста по определенной системе.

6. Сложение и вычитание

Только после освоения количественных измерений и чисел стоит вводить сложение и вычитание. Сложение и вычитание вводится в возрасте 5-6 лет и представляет собой простейшие операции на одно действие с малыми числами.

7. Деление

Деление в дошкольном возрасте вводится только на уровне долей, когда ребенку предлагается разделить предмет на равные доли. Количество таких частей не должно превышать четырех.

Примеры занятий с ребенком для развития математических способностей

Для решения этой задачи не требуется каких-либо изысканных способов, нужно просто в вашу обычную жизнь внести некоторые дополнения.

  • При прогулке на улице предложите ребенку посчитать какие-либо предметы или объекты (плитку, машины, деревья). Укажите на множество предметов, попросите найти обобщающий признак;
  • Предлагайте ребенку решать задачи по поиску правильного ответа, ориентируя его. Например, у Маши 3 яблока, а у Кати 5, у Лены на одно яблоко больше, чем у Маши и на одно меньше, чем у Кати. Задачу можно и упростить, спросив, какое число находится между 1 и 3;
  • Наглядно поясните ребенку, что такое сложение и вычитание. Сделайте это на яблоках, игрушках или любых других предметах. Дайте ребенку пощупать предметы и через добавление или вычитание предмета покажите эти простые операции;
  • Спрашивайте ребенка о том, в чем отличие предметов;
  • Покажите, что такое весы и как они действуют. Поясните, что вес можно не только почувствовать, взяв предмет в руки, но можно еще и измерить в цифрах;
  • Научите пользоваться часами со стрелками;
  • Уделите особое внимание пространственному расположению предметов;
  • Формы можно изучать не только на карточках, но и искать их в предметах вокруг;
  • Покажите вашему ребенку, что математика есть во всем, что окружает его, стоит только присмотреться.
Читайте также:  Возрастные особенности развития ребенка в раннем возрасте

Какие дополнительные материалы помогут обучить ребенка математике

  • Карточки и картинки с разным количеством предметов, с цифрами и математическими знаками, геометрическими фигурами;
  • Магнитная или меловая доска;
  • Часы со стрелкой и весы;
  • Палочки для счета;
  • Конструкторы и головоломки;
  • Шашки и шахматы;
  • Лото и домино;
  • Настольные игры;
  • Книги, в которых есть счет, и позволяющие проводить математические операции;
  • Методические пособия на развитие логики и других способностей по возрасту ребенка.

Советы родителям, которые хотят обучить ребенка основам математики

1. Поощряйте ребенка в его поиске ответов. Помогайте ему их находить, рассуждая. Не ругайте за ошибки и не смейтесь над неправильными ответами. Каждая попытка ребенка сделать вывод или решить задачу тренирует его способности и позволяет закреплять знания;

2. Используйте время совместных игр для развития необходимых навыков. Акцентируйте внимание на том, что было изучено ранее, показывайте, как на практике можно использовать новый и уже закрепленный материал. Создавайте ситуации, в которых ребенку нужно будет воспользоваться знаниями, чтобы достичь определенного результата;

3. Не перегружайте ребенка большим объемом новой информации. Дайте ему время осмыслить полученные знания через свободную игру;

4. Сочетайте развитие математических способностей с духовным и физическим развитием. Внедрите счет в занятия по физкультуре и логику в чтение, и ролевые игры. Разностороннее развитие ребенка  путь к полноценному развитию малыша. Физически и духовно развитый ребенок постигает математику намного легче;

5. При обучении ребенка старайтесь задействовать все каналы поглощения информации. Кроме устного рассказа, показывайте это на различных предметах, давайте возможность пощупать и оценить вес и фактуру. Прибегайте к разнообразным формам преподнесения информации. Показывайте, как можно использовать полученные знания в жизни;

6. Любой материал должен быть в виде игры, которая заинтересует ребенка. Хорошо способствует запоминанию азарт и вовлеченность в процесс. При отсутствии интереса ребенка к материалу остановитесь. Подумайте над тем, что было сделано не так и исправьте. Каждый ребенок индивидуален. Найдите способ, который подходит для вашего малыша и используйте его;

7. Важным для успешного освоения математических основ является умение концентрироваться на задаче и запоминать условия. Задавайте вопрос о том, что понял малыш из заданной задачи после каждого условия. Проводите работу по улучшению концентрации;

8. Прежде чем предлагать ребенку решать самостоятельно покажите пример того, как нужно рассуждать и решать. Даже, если ребенок уже не однократно проводит некую операцию по вычислению, напомните ему порядок действий. Лучше показать правильный ход действий, чем позволять ребенку закреплять неправильный подход;

9. Не заставляйте ребенка заниматься, если он не хочет. Если малыш хочет играть, то дайте ему эту возможность. Предложите позаниматься спустя некоторое время;

10. Старайтесь разнообразить знания в одном занятии. Лучшим вариантом будет, если в течение дня вы уделите немного внимания самым разным областям математических знаний, чем, если будете заучивать однотипный материал, доводя его до автоматизма;

11. Задача родителя в дошкольном возрасте не научить считать и проводить вычисления, а в развитии способностей. Если вы не научите ребенка складывать и отнимать до школы – не страшно. Если ребенок обладает математическим мышлением и умеет делать выводы, то он сможет постигнуть любые сложные операции быстро и в школе.

Какие книги помогают развивать математические способности

Решение вопроса о научении математике ребенка до 7-ми лет при помощи книг начинается еще с раннего возраста. Так, например, сказка «Теремок». В ней появление различных персонажей происходит по мере увеличения в размере. На этом примере можно научить ребенка понятиям большой — маленький. Попробуйте поиграть в эту сказку в бумажном театре. Предложите ребенку расставить фигуры героев сказки в правильном порядке и рассказать историю. Сказка «Репка» также обучает ребенка понятиям больше и меньше, но ее сюжет развивается от обратного (от большого к меньшему).

Полезным с математической точки зрения будет изучение сказки «Три медведя» через понятия большой, средний и маленький, ребенок с легкостью осваивает счет до трех.

При подборе книг для чтения ребенку обращайте внимание на следующее:

  • Наличие счета в книге и возможности проведения сравнения героев по некоторым признакам;
  • Изображения в книге должны быть крупные и интересные. По ним можно показать ребенку, какие геометрические фигуры используются для создания разных предметов (дом – треугольник и квадрат, голова героя – круг и т.д.);
  • Любой сюжет должен развиваться линейно и содержать определенные выводы в конце. Избегайте книг со сложным сюжетом, который развивается не линейно. Приучайте ребенка к тому, что любое действие имеет свои последствия и каким образом нужно делать выводы. Такой подход поможет легче понять принципы логического мышления;
  • Книги должны быть подобраны по возрасту.

В продаже есть большое количество различных изданий, позволяющих на примерах героев ознакомиться с большинством математических операций и терминами. Главное, обсуждать с ребенком прочитанный материал и задавать наводящие вопросы, которые будут стимулировать развитие математических способностей.

Приобретайте методические книги для развития математических способностей у ребенка по его возрасту. Сейчас есть большое количество различных материалов, которые содержат в себе задания на развитие математических способностей ребенка. Привлекайте такие издания в игру. Напоминайте ребенку о тех заданиях, которые он выполнял ранее по такому изданию для решения новых задач.

Читайте также:  Среда для развития способностей ребенка

Развить у ребенка математические способности несложная задача. Ребенок до 7-ми лет сам ищет новые знания и рад, когда ему их преподносят в игровой форме. Найдите вариант занятий, который подходит вашему малышу и постигайте математические основы с удовольствием.

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Источник

Хорошо бы еще в начальных классах понять основные принципы и алгоритмы решения задач. Важно при этом не вызвать у ребёнка неприязнь к задачам, математике и учёбе в целом, сохранить интерес и любознательность.

Как развить позитивное отношение ребёнка к задачам, научить его решать любые задачи на логику и зачем это нужно? Рассказывает ЛогикЛайк — образовательная платформа для развития логического мышления и математических способностей у детей 5–12 лет.

Зачем вообще учить ребёнка решать задачи?

В начальной школе многим детям сложно объяснить, зачем вообще нужно учиться. Высокие баллы и знания помогут поступить в хороший вуз или добиться профессиональных и финансовых успехов? Не факт, и это ясно многим взрослым.

С желанием научиться решать задачи картина более понятная: для ребёнка есть конкретная практическая ценность здесь и сейчас. Делимся аргументами для родителей в пользу регулярных тренировок в решении задач.

1. Ребёнку будет легче учиться

Умение решать задачи облегчит ребёнку учёбу в школе. В младших классах ребёнок будет легко и уверенно чувствовать себя на уроках математики, а в старших ему будет легче решать задачи по физике, химии, информатике.

2. Отличный тренажер для ума

Тренировки в решении логических задач — это занимательная гимнастика и закалка для ума. Регулярные занятия помогают детям прокачать силу математического мышления и всегда быть в форме.

3. Повышаем самооценку и уверенность в своих силах

Успешный опыт решения логических и нестандартных задач, повышает самооценку ребёнка, его уверенность в своих силах, вдохновляет на достижения в других сферах деятельности.

4. Ребёнок учится думать как математик

Если подходить к решению задач комплексно, использовать проверенную методику, ребёнок научится анализировать информацию, последовательно рассуждать, мыслить непротиворечиво и делать правильные выводы.

5. Отрабатываем навык принимать решения

Браться за любое дело с энтузиазмом, принимать решение взвешенно и уверенно. Для этого нужны примерно те же качества, которые помогают детям выполнять задания со звездочкой на школьных уроках, олимпиадах и конкурсах. Умение решать даже самые сложные задачи на логику, желание и упорство в доведении начатого до результата — хороший фундамент успешной взрослой жизни.

Выбираем подходящие задания для детей

В план регулярных упражнений детские педагоги и психологи рекомендуют включать минимум пять типов заданий, желательно разнообразных. Такой подход способствует гармоничному развитию ребёнка: логики, творческих и математических способностей.

Математические ребусы

Числовые и графические арифметические ребусы-шифровки, ребусы-таблицы нравятся и детям, и взрослым.

Категоризация и поиск пар объектов, сравнение, анализ и синтез, абстрагирование — дети играючи совершают все эти мыслительные операции в поисках ответа на математический ребус.

Текстовые логические задачи и загадки на логику

Загадки на логику и с подвохом отлично работают на развитие смекалки, наблюдательности. Пример:
«Зайка очень любит шутить. Он задал маме такую загадку: «Если бы я был тяжелее медведя, но легче божьей коровки, кто был бы самым лёгким?»

Классические текстовые задачи на логику, пожалуй, лучше всего учат детей анализировать текстовую информацию, выделять главное, рассуждать и делать выводы. При этом важно, особенно для детей 5–10 лет, чтобы задания были привлекательными и занимательными.

Игровой формат подачи материала помогает детям раскрепостить воображение, формирует интерес, развивает осознанное внимание, формирует навыки усидчивости.

Задачи на поиск закономерностей

Благодаря заданиям на поиск арифметических и геометрических закономерностей, дети учатся продолжать последовательности, развивают аналитические способности и творческое мышление.

Задачи на пространственное мышление

Развитие пространственных представлений, образного и трехмерного мышления, воображения — все это легче дается ребенку еще в дошкольном возрасте. Задания от ЛогикЛайк — в помощь:

Геометрические задачи

Развитие логики и математических способностей онлайн — естественный для современных детей формат занятий.

Почему дети и взрослые выбирают платформу ЛогикЛайк?

Более 15 категорий задач на логику: интерактивные задания, наглядная теория, современный адаптивный подход к подсказкам и комментариям. Каждую неделю добавляем новые задания.

У каждого ученика — персональная страница с достижениями, которая радует и детей, и родителей.

Дети получают награды за достижения и сертификаты о прохождении курса.

Рейтинг учеников поддерживает соревновательный дух и дополнительно мотивирует ребёнка.

Отзывы родителей наших учеников

«Очень интересный проект. Сыну почти 6 лет, начали заниматься. Какие-то задания идут легко, над некоторыми приходится подумать. Но в целом система от простого к сложному — это идеальный вариант. Ребенок постепенно наращивает свои знания и ему не нужно долго объяснять сложные моменты, он их уже по частям изучил на простых уровнях. Спасибо всей команде ЛогикЛайк!»

Орлов Михаил

«Благодарю команду ЛогикЛайк за вашу нужную и важную работу! Сын (7 лет) в восторге. Занимается с удовольствием и здоровым азартом.»

Бубнов Александр

«Когда ребенок с горящими глазами спрашивает: „Мама, а если я успею всё запланированное сделать, можно мне будет сделать еще хотя бы 10 заданий по логике?“, думаю, это о многом говорит.
Задания самые разнообразные, построены по принципу от простого к сложному…»

Оксана Даниленко

«Сайт помог моему первокласснику подготовиться к олимпиаде и занять второе место. Интересные, познавательные задания, ребенок с удовольствием выполняет их. Спасибо!»

Пронин Матвей

«Очень довольны, что занимаемся на Логике. Частенько решаем задачи всей семьей. Отличное развлечение и зарядка для ума. Ребенок уже после первого курса обучения проявил отличные результаты в школьных математических олимпиадах, Кенгуру, что было неожиданно. Спасибо вашей команде!»

Зенькович Данила

«Спасибо за вашу работу! Хотелось бы, чтобы вы продолжали развиваться и смогли предлагать задания и для детей средней школы, а не только начальной! Игорь уже в пятом классе, мы с вами последний год… А хотим и дальше развивать логику и решать интересные задачки! Успехов вам!»

Скуратович Игорь

«И детям, и родителям очень нравится Logiclike! Расширяйтесь — нужны задачи для 6-го, 7-го классов… А еще было бы хорошо предусмотреть систему скидок по оплате для тех, кто не первый год с вами? (чем дольше — тем существеннее скидка?) Или тех, кто показал высокие результаты в рейтинге прошлого года (скажем, первая десятка). А так — все здорово, очень нравится структурированность и оформление. Спасибо за то, что вы есть!»

Собалевская Анастасия

На LogicLike.com обучаются более 100 000 ребят — присоединяйтесь!

Источник