Развитие у ребенка самооценки и уверенности

Самооценка играет огромную роль в жизни даже самого маленького ребенка.

Дети и подростки высокой самооценкой достигают больших успехов в жизни. Слишком низкая самооценка может отрицательно сказаться на будущем маленького ребенка, поэтому родители должны сделать все возможное для того, чтобы развить у чада уверенность в своих силах.

Почему это важно

Дети, имеющие высокую самооценку, без проблем находят для себя новые занятия, знакомятся со сверстниками, гордятся своими успехами в различных делах.

Внутри них огромная сила, которая помогает им двигаться вперед и никогда не унывать, несмотря на все препятствия и неудачи.

Если у ребенка низкая самооценка, он постоянно будет критиковать себя, а особенно свои ошибки. Даже один промах может негативно повлиять на ребенка, и он больше не захочет идти вперед.

Чтобы выработать у ребенка уверенность в себе, важно хорошо к нему относиться. Огромное влияние имеет домашняя атмосфера, в которой живет ребенок.

На своем опыте могу дать несколько полезных советов, которые дадут малышу почувствовать себя уверенно.

Любовь

Многие родители, к сожалению, недооценивают значение слова «любовь».

Порой детям недостаточно того, что делают для них родители. Важно понимать, что подрастающий ребенок всегда должен чувствовать поддержку и любовь в словах и действиях своих родителей.

https://pixabay.com/images/id-1363914/

Он должен чувствовать себя хорошо даже тогда, когда ошибся или потерпел неудачу. Если малыша будут хвалить только за то, что он сделал что-то правильно, то это не поднимет его самооценку.

Цели

Чаще всего маленькие дети не могут самостоятельно ставить перед собой цели, поэтому ему необходимо помочь. Но при этом все намеченные цели обязательно должны быть достижимыми.

Не стоит требовать от ребенка того, чего он не сможет достичь. Это очень важно. У него должен сформироваться опыт «положительных достижений».

Для начала можно позволить ребенку выполнять легкие задания, с которыми он будет быстро и легко справляться.

Это может быть чистка зубов по утрам, выполнение домашнего задания, уборка. Со временем задачи можно ставить более существенные.

Настойчивость

Важно выработать у ребенка такое качество, как упорство. Ведь без него невозможно справиться с трудностями.

Не стоит игнорировать, когда у него что-то не получается, но он старается.

Можно подать ему правильный пример, как необходимо поступать в тех или иных ситуациях, чтобы ребенок не сдавался в те моменты, когда он встретится лицом к лицу с преградами.

Выбор

Если постоянно контролировать ребенка во всех его действиях, он перестанет быть уверенным в себе.

Поэтому лучше дать ему самому свободу выбора, даже в самых легких вещах.

Например, он может сам выбрать, что он хочет съесть на завтрак, или какую прическу он сделает себе в детский сад или школу.

Главное, и сам малыш получит от этого огромное удовольствие! https://pixabay.com/images/id-421623/

Идеал

Ребенок не может полностью соответствовать желаниям родителей. Зачастую мама с папой требуют от малыша слишком многого.

И когда он будет понимать, что не сможет справиться со всеми делами, он будет плохо чувствовать себя, а также пострадает его самооценка.

Похвала

Маленькие дети отлично видят разницу можно наигранными словами своих родителей и между правдой. Поэтому фальшивую похвалу в свой адрес они различат за пару секунд. Такое не понравится ни одному малышу.

Не стоит поощрять и хвалить ребенка по каждому, даже самому незначительному поводу.

Чтобы получить одобрение от родителей, он должен вначале добиться какой-либо цели. Также очень важны слова похвалы во время присутствия других людей.

Пример

В первую очередь, родители не должны забывать заботиться и о себе. Таким образом, они показывают пример своим детям. Малыши видят, как относятся к себе их родители, и начинают за ними повторять.

В любом случае, уверенность в себе и высокая самооценка во многом зависят от родителей и от того, как они обращаются со своими детьми в домашней обстановке.

Это те самые правила, которыми я лично пользовалась, когда воспитывала своих деток. И, могу сказать, они выросли прекрасными людьми!

Чтобы видеть больше интересных статей в своей ленте, обязательно подпишитесь на мой канал.

А еще вам может быть интересно почитать:

9 советов, как воспитать настоящего мужчину

Читайте также:  Творческое развитие личности ребенка это

5 фраз, которые нельзя никогда говорить своему ребенку

Неуправляемый ребенок: что делать

Источник

Уверенность в себе и адекватная самооценка – это те качества человека, которые помогают жить ему полноценной и яркой жизнью, наслаждаться своими успехами и не расстраиваться из-за неудач. Те люди, которые неуверенные в себе, зачастую стесняются себя, не имеют своего личного мнения и скрытны. Развить уверенность в себе можно и в зрелом возрасте, но главные проблемы с самооценкой идут у каждого человека из детства, когда родители своими действиями и неправильным воспитанием сделали ребенка неуверенным в собственных силах.

Поэтому, родителям нужно знать, как правильно воспитывать ребенка, чтобы у него была адекватная самооценка, он любил и уважал себя и был уверен в собственных силах.

Советы, как помочь ребенку расти уверенным в себе и собственные силы

Чтобы ребенок был уверен в себе, родителям нужно придерживаться следующих рекомендаций при его воспитании:

• Нужно дать возможность ребенку принимать часть решений самостоятельно. Не нужно сразу делать за ребенка то, с чем он может сам справится, приложив некоторые усилия. Родители, зачастую, стараясь оградить ребенка от множества забот и дел, выполняют их за него. Это является ошибкой, ведь так ребенок не поймет свою значимость и его потенциал не сможет раскрыться.

• Ребенку нужно поручать выполнять небольшие задания на регулярной основе. Важно поручить ему то дело, которое он точно выполнит, например вынести мусор или вытереть пыль. Когда к родителям приходят гости, хвалить ребенка и рассказывать, как он помогает и что делает, тогда ребенку будет приятно слышать похвалу, и его самооценка станет расти.

• Нужно признавать успехи ребенка и быть благодарным ему за все, что он делает. Нужно хвалить ребенка за каждую мелочь, которую он сделал, так как для него это совсем не мелочь, а важное дело. Родители должны уметь искренне поблагодарить ребенка за помощь и дать понять ему свою значимость.

• Нужно быть внимательным к тому, что говорит ребенок и к тому, что он делает. Если родитель постоянно открещивается от своего чада и не стремится отложить свои дела, чтобы выслушать его, он будет чувствовать себя не нужным. Это спровоцирует в дальнейшем неуверенность в том, что он нужен родителям и снизит его самооценку.

Какие действия могут понизить самооценку ребенка

Есть вещи, которые при воспитании ребенка, делать нельзя, так как это может спровоцировать у ребенка низкую самооценку на дальнейшую жизнь. Это следующие действия:

• Опекать и оберегать ребенка от всего, что может с ним произойти. Ошибка многих родителей состоит в том, что гиперопека не дает ребенку верить в собственные силы и принимать самому решения. Ребенок, когда чувствует, что мама или папа сильно за него переживают может перенять такую неуверенность и стать неуверенным.

• Сравнивать ребенка с другими и ставить других детей ему в пример. Такое сравнение может плохо повлиять на уверенность малыша, он станет считать, что хуже и не достойней других. Это в дальнейшем может выработать в нем привычку сравнивать себя с другими людьми и завидовать.

• Не стоит критиковать ребенка. Если родитель часто позволяет себе критику, которая является деструктивной, то его ребенок будет постоянно чувствовать себя не достойным похвалы. В дальнейшем он может постоянно гнаться за тем, чтобы его похвалили.

От родителей зависит то, какая самооценка будет у их ребенка. Поэтому важно учиться выстраивать отношения с ним на доверии и любви. Когда ребенка любят, он растет с хорошей самооценкой и уверен в своих силах. Поэтому, нужно уделять ребенку много времени и быть внимательным к нему и его интересам.

Источник

На успешность человеческой жизни, помимо объективных обстоятельств, влияет также уровень самооценки, которая начинает формироваться в дошкольном периоде под влиянием окружения ребенка, в первую очередь — родителей. Самооценка — это оценка личностью своих возможностей, качеств и места среди других людей.

Здоровая атмосфера в семье, стремление понять и поддержать ребенка, искреннее участие и сопереживание, чувство психологической защищенности — вот составляющие для формирования позитивной адекватной самооценки у ребенка.

Ребенок с завышенной самооценкой может считать, что он во всем прав. Он стремится к управлению другими детьми, видя их слабости, но не видя при этом своих собственных, часто перебивает, относится к другим свысока, всеми силами старается обратить на себя внимание. От ребенка с завышенной самооценкой можно услышать: «Я самый лучший». При завышенной самооценке дети часто агрессивны, принижают достижения других детей.

Читайте также:  Мой ребенок родился недоношенным развитие

Если самооценка ребенка занижена, скорее всего, он тревожен, неуверен в собственных силах. Такой ребенок все время думает, что его обманут, обидят, недооценят, всегда ожидает худшего, выстраивает вокруг себя оборонительную стену недоверия. Он стремится к уединению, обидчив, нерешителен. Такие дети плохо адаптируются к новым условиям. При выполнении любого дела настроены на неудачу, находя непреодолимые препятствия. Дети с заниженной самооценкой зачастую отказываются от новых видов деятельности из-за страха не справиться, переоценивают достижения других детей и не придают значения собственным успехам.

Заниженная, негативная самооценка у ребенка крайне неблагоприятна для полноценного развития личности. У таких детей есть опасность формирования установки «Я плохой», «Я ничего не могу», «Я неудачник».

При адекватной самооценке ребенок создает вокруг себя атмосферу честности, ответственности, сострадания и любви. Он чувствует, что его ценят и уважают. Он верит в себя, хотя способен попросить о помощи, способен принимать решения, может признавать наличие ошибок в своей работе. Он ценит себя, а потому готов ценить и окружающих. У такого ребенка нет барьеров, мешающих ему испытывать разнообразные чувства к себе и окружающим. Он принимает себя и других такими, какие они есть.

Если хвалить, то правильно

Большое значение в формировании самооценки ребенка имеет заинтересованное отношение взрослого, одобрение, похвала, поддержка и поощрение — они стимулируют деятельность ребенка, формируют нравственные привычки поведения. Физиолог Д.В. Колесов отмечает: «Похвала для закрепления хорошей привычки имеет большую действенность, чем порицание для предотвращения плохой привычки. Похвала, вызывая положительное эмоциональное состояние, способствует подъему сил, энергии, усиливает стремление человека к общению, сотрудничеству с другими людьми…». Если ребенок не получает своевременного одобрения в процессе деятельности, у него появляется чувство неуверенности.

Однако хвалить тоже надо правильно! Понимая, какое большое значение имеет похвала для ребенка, ею надо пользоваться очень умело. Владимир Леви, автор книги «Нестандартный ребенок» считает, что не надо хвалить ребенка в следующих случаях:

  1. За то, что достигнуто не своим трудом — физическим, умственным или душевным.
  2. Не подлежит похвале красота, здоровье. Все природные способности как таковые, включая и добрый нрав.
  3. Игрушки, вещи, одежда, случайная находка.
  4. Нельзя хвалить из жалости.
  5. Из желания понравиться.

Похвала и поощрение: за что?

  1. Важно помнить, что абсолютно все дети талантливы по-своему. Родителям следует внимательнее относиться к детям, чтобы отыскать талант, заложенный в ребенке, и развить его. Важно поощрять любое стремление ребенка к самовыражению и развитию. Ни в коем случае нельзя говорить ребенку, что ему не стать великим певцом, танцором и т.д. Подобными фразами вы не только отбиваете у ребенка стремление к чему-либо, но и лишаете его уверенности в себе, занижаете его самооценку, снижаете мотивацию.
  2. Обязательно хвалите детей за любые заслуги: за хорошие отметки в школе, за победу на спортивных соревнованиях, за красивый рисунок.
  3. Одним из приемов похвалы может быть аванс, или похвала за то, что будет. Одобрение заранее внушит малышу веру в себя, свои силы: «Ты это сможешь!». «Ты это почти умеешь!», «Ты обязательно справишься!», «Я в тебя верю!», «У тебя все получится!» и т.д. Похвала ребенка с утра — это аванс на весь долгий и трудный день.

Владимир Леви советует помнить о внушаемости ребенка. Если вы говорите: «Ничего из тебя никогда не выйдет!», «Ты неисправим, тебе одна дорога (в тюрьму, в милицию, в детдом и т.д.)» — то не удивляйтесь, если так оно и случится. Ведь это самое настоящее прямое внушение, и оно действует. Ребенок может поверить в ваши установки.

Приемы для повышения самооценки ребенка:

  1. Попросить совета как у равного или старшего. Обязательно при этом последуйте совету ребенка, даже если он далеко не лучший, так как воспитательный результат важнее любого другого.
  2. Попросите о помощи как у равного или старшего.
  3. Есть моменты, когда и всемогущему взрослому нужно побыть младшим — слабым, зависимым, беспомощным, беззащитным… от ребенка!

Уже в 

5-7

лет этот прием, время от времени употребляемый, может дать чудодейственные результаты. И особенно с подростком, в отношениях «мать-сын» — если хотите воспитать настоящего мужчину.

Наказания: правила для родителей

Важную роль в формировании самооценки играет не только поощрение, но и наказание. Наказывая ребенка, следует придерживаться ряда рекомендаций.

  1. Наказание не должно вредить здоровью — ни физическому, ни психологическому. Более того, наказание должно быть полезным.
  2. Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, — не наказывайте. Даже если уже поняли, что обычно слишком мягки и нерешительны. Никакой «профилактики».
  3. За один раз — одно наказание. Наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу.
  4. Наказание — не за счет любви. Что бы ни случилось, не лишайте ребенка вашего тепла.
  5. Никогда не отнимайте вещи, подаренные вами или кем бы то ни было, — никогда!
  6. Можно отменить наказание. Даже если набезобразничает так, что хуже некуда, даже если только что накричал на вас, но при этом сегодня помог больному или защитил слабого. Не забудьте объяснить ребенку, почему вы так поступили.
  7. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Запоздалые наказания внушают ребенку прошлое, не дают стать другим.
  8. Наказан — прощен. Если инцидент исчерпан, старайтесь не вспоминать о «старых грехах». Не мешайте начинать жить сначала. Вспоминая прошлое, вы рискуете сформировать у малыша чувство «вечно виноватого».
  9. Без унижения. Если ребенок считает, что мы несправедливы, наказание подействует в обратную сторону.
Читайте также:  Кризис развития ребенка я сам по другому называется

Приемы для нормализации завышенной самооценки ребенка:

  1. Учите ребенка прислушиваться к мнению окружающих людей.
  2. Спокойно относиться к критике, без агрессии.
  3. Учите уважать чувства и желания других детей, так как они так же важны, как и собственные чувства и желания.

Не наказываем:

  1. Если ребенок плохо себя чувствует или болеет.
  2. Когда ребенок ест, после сна, перед сном, во время игры, во время работы.
  3. Сразу после душевной или физической травмы.
  4. Когда ребенок не справляется со страхом, с невнимательностью, с подвижностью, с раздражительностью, с любым недостатком, прилагая искренние старания. И во всех случаях, когда что-либо не получается.
  5. Когда внутренние мотивы поступка нам непонятны.
  6. Когда сами мы не в себе, когда устали, огорчены или раздражены по каким-то своим причинам…

Для развития адекватной самооценки у ребенка

  • Не оберегайте ребенка от повседневных дел, не стремитесь решить за него все проблемы, но и не перегружайте его. Пусть ребенок поможет с уборкой, получит удовольствие от проделанной работы и заслуженную похвалу. Ставьте перед ребенком посильные задачи, чтобы он смог почувствовать себя умелым и полезным.
  • Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрять, когда он этого заслуживает.
  • Помните, что для формирования адекватной самооценки как похвала, так и наказание тоже должны быть адекватными.
  • Поощряйте в ребенке инициативу.
  • Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Сравните: «У мамы не получился пирог — ну, ничего, в следующий раз положим больше муки». Или: «Ужас! Пирог не получился! Никогда больше не буду печь!».
  • Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера или будет завтра).
  • Ругайте за конкретные поступки, а не в целом.
  • Помните, что отрицательная оценка — враг интереса и творчества.
  • Анализируйте вместе с малышом его неудачи, делая правильные выводы. Вы можете рассказать ему что-то на своем примере, так ребенок будет чувствовать атмосферу доверия, поймет, что вы ближе к нему.
  • Старайтесь принимать вашего ребенка таким, какой он есть.

Игры и тесты

Я предлагаю вам познакомиться с некоторыми играми, которые помогут определить тип самооценки вашего ребенка, а также сформировать и поддержать у него адекватный уровень самооценки.

Тест «Лесенка» («Десять ступенек»)

Этот тест используют с 3 лет.

Нарисуйте на листе бумаги или вырежьте лесенку из 10 ступенек. Теперь покажите ее ребенку и объясните, что на самой нижней ступеньке стоят самые плохие (злые, завистливые и т.д.) мальчики и девочки, на второй ступеньке — чуть получше, на третьей еще лучше и так далее. А вот на самой верхней ступеньке стоят самые-самые умные (хорошие, добрые) мальчики и девочки. Важно, чтобы ребенок правильно понял расположение на ступеньках, можно его об этом переспросить.

А теперь спросите: на какой ступеньке стоял бы он сам? Пусть нарисует себя на этой ступеньке или поставит куколку. Вот вы и выполнили задание, остается сделать выводы.

Если ребенок ставит себя на первую, 2-ю,3-ю ступеньки снизу, то у него заниженная самооценка.

Если на 4-ю,5-ю,6-ю,7-ю, то средняя (адекватная).

А если стоит на 8-й,9-й,10-й, то самооценка завышена.

Внимание: у дошкольников самооценка считается завышенной, если малыш постоянно ставит себя на 10-ю ступеньку.

«Имя» (Н.В. Клюева, Н.В. Касаткина)

Эта игра может дать дополнительную информацию о самооценке ребенка.

Можно предложить ребенку придумать себе имя, которое он хотел бы иметь, или оставить свое. Спросите, почему ему не нравится или нравится его имя, почему бы он хотел, чтобы его называли по-другому. Эта игра может дать дополнительную информацию о самооценке малыша. Ведь часто отказ от своего имени означает, что ребенок недоволен собой или хочет быть лучше, чем он есть сейчас.

«Проигрывание ситуаций» (Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина)

Ребенку предлагаются ситуации, в которых он должен изображать самого себя. Ситуации могут быть разными, придуманными или взятыми из жизни. Прочие роли при разыгрывании выполняет один из родителей или другие дети. Иногда полезно меняться ролями. Примеры ситуаций:

  • Ты участвовал в соревновании и занял первое место, а твой друг был почти последним. Он очень расстроился. Помоги ему успокоиться.
  • Мама принесла 3 апельсина, тебе и сестре (брату). Как ты поделишь их? Почему?
  • Ребята из твоей группы в детском саду играют в интересную игру, а ты опоздал, игра уже началась. Попроси, чтобы тебя приняли в игру. Что будешь делать, если дети не захотят принять тебя? (Эта игра поможет вашему ребенку освоить эффективные способы поведения и использовать их в реальной жизни.)

Старайтесь быть внимательнее к своим детям, поощряйте и хвалите их, проводите больше времени вместе, и вы поможете вашему малышу стать счастливее, наполните его жизнь яркими красками. Я в вас верю!

Источник