Развитие у ребенка мотивации достижения
Мотивация достижения успехов у детей младшего школьного возраста.
Сущность обучения рассматривают в педагогике также в организации познавательной деятельности учащихся. Сначала идёт восприятие учебного материала. Учащиеся уясняют познавательную задачу на основе наблюдений за объектом или предварительного знакомства с фактическим материалом. Дальше происходит осмысливание теоретических знаний и способов решения учебной задачи. Учащиеся приходят к пониманию учебного материала, получают новые знания. Затем происходит закрепление полученных знаний и включение их в практическую деятельность. На всех этапах знания учащихся контролируются и проверяются, что позволяет учителю вносить коррективы в процесс обучения, сохраняя общий ход движения познавательной деятельности от первого этапа к последующим.
Правильное понимание сущности обучения помогает учителю эффективно управлять учебно-воспитательным процессом. А мотивы учения определяют направленность личности школьника, его успехи и неудачи.
В учебной ситуации существует четыре типа объяснения успеха или неуспеха — это способности, сложность задания приложенные усилия и везение.
Чтобы выяснить, как идёт процесс развития мотива достижения успеха и что на него влияет, надо выявить уровень притязаний и самооценки учащихся. Обычно тесты показывают, что только единицы в классе могут добиться успеха самостоятельно, т.е. у них развит мотив достижения успеха. Остальным нужна корректировка самооценки и уровня притязания, т.е помощь взрослого. Это послужило причиной изучения данной темы – мотивация достижения успехов у детей младшего школьного возраста.
Что такое успех? В толковом словаре С.И.Ожегова я нашла следующее объяснение:
Успех, -а.
1. Удача в достижении чего-нибудь Добиться успеха. Развивать у. (поддерживать высокие темпы наступления; также переносное значение).
2. Общественное признание. Шумный у. спектакля. Книга имеет у.
Мотивация достижения успехов – стремление человека добиваться успехов в различных видах деятельности, особенно тогда, когда его результаты сравниваются с достижениями других людей или оцениваются.
Младший школьный возраст – время закрепления мотива достижения успехов в качестве устойчивого личностного свойства человека. В этот период времени ведущей для ребёнка становится учебная деятельность. А в учении, как и в иных видах деятельности на этом этапе складываются многие деловые качества ребёнка, которые отчётливо проявляются затем уже а подростковом возрасте.
Давайте образно совершим путешествие к Солнцу, где солнце – это успех. « Если хотите занять место под солнцем, не жалуйтесь на ожоги» — это высказывание журналистки Эбигайл Ван Берен станет нашим девизом. Ученик – космонавт. Ракета – урок.
В начале обучения окончательно оформляются личностные свойства, необходимые для реализации мотива достижения успехов. В нашем «полёте» комплекс этих свойств: активность, трудолюбие, смелость, воля, настойчивость, сосредоточенность, преодоление препятствий, энтузиазм, привычки, здоровье, самообладание, самоуважение, благовоспитанность, честность и правдивость, весёлость и доброжелательность, будут являться «топливом», которым заправили ракету – урок.
В ходе «полёта» к Солнцу – успеху нам предстоят «посадки» на планеты – факторы развития мотивации достижения успехов.
Планета «Авторитет». Особенностью детей младшего школьного возраста является безграничное доверие взрослым (учителю), подчинение и подражание им. Взрослый человек для них – авторитет, дети безоговорочно принимают его оценки.
Планета «Самооценка». Это напрямую касается такого важного личностного образования, закрепляющегося в данном возрасте, как самооценка. Она непосредственно зависит от характера оценок, даваемых взрослым ребёнку и его успехам в учебной деятельности. У младших школьников уже встречаются самооценки различных типов: адекватные, завышенные, заниженные. Это требует от учителя большой ответственности, внимательного нравственного контроля за своими суждениями и действиями.
Планета «Цель». Сознательная постановка многими детьми цели достижения успехов и волевая регуляция поведения. Дети младшего школьного возраста уже могут управлять поведением на основе принятого решения, намерения, поставленной цели. Это тогда, когда, увлекаясь, они часами могут заниматься интересным и любимым делом.
Планета «Стимул». У человека с достижением успехов связаны не один, а два разных мотива: мотив достижения успехов и мотив избегания неудач. Если взрослые мало поощряют детей за успехи и больше наказывают их за неудачи, то в итоге формируется и закрепляется мотив избегания неудач, который не является стимулом к достижению успехов. Или, напротив, внимание со стороны взрослого и большая часть стимулов ребёнка приходится на успехи, то складывается мотив достижения успехов.
Планета «Притязание». В процессе развития мотива достижения успехов у младших школьников необходимо заботиться о таком личностном образовании как уровень притязаний. Он может зависеть не только от успехов в учебной деятельности, но и от положения , занимаемого ребёнком в системе взаимоотношений со сверстниками. Детям-авторитетам, занимающим в детском коллективе достаточно высокий статус, характерна адекватная самооценка и высокий уровень притязаний.
Уровень притязаний – достижения в том или ином виде деятельности и в той или иной сфере общения, на которые рассчитывает человек, оценивая свои способности и возможности. А осознание ребёнком своих способностей и возможностей, различие того и другого, укрепление на этой основе веры в свои успехи, внутренне укрепляют мотив достижения успехов.
Как же создать ситуацию успеха на уроке, занятии? Заглянем в отсеки ракеты — структуру урока.
1 В системе урока, занятия «ситуация успеха» может быть I этапом структуры урока – постановка учебной задачи. Создание ситуации успеха обязательно начинается с конкретно-практической задачи, которая опирается на прошлый опыт ребёнка. Дети должны прежде всего себе и другим продемонстрировать то, что они умеют и знают, т.е. показать имеющиеся у учащихся определённые способы работы. Не следует начинать урок с воспоминания о прошлом. Нужны конкретные практические действия ребёнка. При этом задача учителя подобрать такую необходимую практическую задачу, которая решалась бы известным ребёнком способом и была определённой ступенькой к дальнейшему разворачиванию событий на уроке. Результатом создания ситуации успеха является эмоциональное удовлетворение детей своими знаниями и умениями, положительная оценка учителем достижений учащихся.
2. Ситуация успеха может складываться и в ходе разрешения проблемной ситуации на уроке. Постановка проблемы повышает познавательную активность и интерес, но нужно суметь решить проблему. Именно решение проблемы ведёт к усвоению учебного материала и созданию ситуации успеха на уроке.
3. Ситуацию успеха создают на уроке и упражнения разного уровня. Задача учителя – подобрать или составить упражнения в таком виде, чтобы они соответствовали уровню развития ребёнка, т.е. были ими выполнимы. Так при подготовке рассказов по устным предметам может быть предложено для детей низкого уровня развития – закончить предложение по данному началу; для детей среднего уровня развития – составить рассказ по плану с опорными словами; дети же с высоким уровнем развития пользуются только планом. Упражнения разного уровня делают решение учебной задачи реально выполнимой (каждый смог справиться сам), что приводит к созданию ситуации успеха на уроке.
В младшем школьном возрасте на базе уже полученного опыта учебной, игровой и трудовой деятельности складываются предпосылки для оформления мотивации достижения успехов.
Примерно между шестью – одиннадцатью годами у ребёнка возникает представление о том, что недостаток его способностей , можно скомпенсировать за счёт увеличения прилагаемых усилий и наоборот. Следовательно, возраст, приходящийся на начало обучения в школе, можно рассматривать , как период возникновения и закрепления очень важной личностной характеристики ребёнка, которая становится достаточно устойчивой , определяет его успехи в различных видах деятельности, в том числе и учебной.
Потребность в достижении успеха не является врождённой, она складывается и формируется в дошкольном детстве и к моменту поступления в школу может стать довольно устойчивой чертой личности ребёнка. Дети, имеющие сильно выраженную потребность в достижении успехов, обычно добиваются в жизни большего как в личностном развитии, так и в профессиональном росте.
«Только, когда мы приходим к цели,
Мы решаем, что путь был верен».
Поль Валери
Источник
Формирование мотивации достижения успеха
Чего ждет ребенок, переступивший порог школы? Только успеха. Ситуация успеха – необходимое условие для перерастания положительного отношения к учебе в активное, творческое. Успех связан с чувством эмоционального подъема, создает ощущение внутреннего благополучия и уверенности в своих силах, формирует у учащихся мотив достижения.
Под мотивацией достижения понимается стремление человека выполнить дело хорошо, качественно, улучшить результаты своей деятельности.
Педагоги должны учитывать, что главный «возрастной» мотив школьников – мотив достижения.
У человека с достижением успехов связаны два мотива:
- мотив достижения успеха
- мотив избегания неудачи
Мотив избегания неудачи – противоположный мотиву достижения. Он возникает под влиянием страха потерпеть неудачу и пережить в результате этого чувство стыда и унижения. Как правило, оба эти мотива формируются в младшем школьном возрасте в ведущем для этого возраста виде деятельности: в учении.
На формирование мотивации достижений влияет множество внешних условий:
- характер самой деятельности или содержание задачи, которую предстоит решить ученику.
- новизна
Интерес к новым задачам наиболее сильно проявляется в школьном возрасте у мальчиков. Девочки же, напротив, обнаруживают высокую мотивированность и направленность на достижения и при повторном выполнении тех же самых задач. Успешное выполнение уже знакомого задания позволяет им повторно пережить положительные эмоции и благодаря этому обрести уверенность в своих силах, что благотворно сказывается на поднятии уровня мотивации достижений
На интерес к задаче и стремление к достижениям оказывает влияние оценка человеком собственных способностей. В оценке собственных способностей большую роль играет самооценка. Чем выше сам человек и другие значимые для него люди оценивают его способности, тем мотивация выше. Такой человек увереннее берется за выполнение работы и проявляет большее стремление к достижениям. Отсюда важно, чтобы учитель не переставал вселять уверенность в своих учащихся, обеспечивал им поддержку.
Для реализации этого условия на учебных занятиях учитель должен соблюдать следующие правила:
1.Задачи должны быть для учащихся посильными и не требовать приложения сверхусилий.
2.Деятельность должна представлять учащемуся возможности для выбора, быть интересной и соответствовать уровню притязаний школьников.
3.Нужно, чтобы в работе присутствовали задачи разной степени сложности.
4.В задачах должна присутствовать степень новизны.
5.Слабомотивированные дети должны иметь возможность использовать повторы для поднятия у них уверенности в собственных силах.
Следовательно, в процессе развития мотива достижения успехов у детей необходимо заботиться как о самооценке, так и об уровне притязаний.
Что касается уровня притязаний ребенка, то он может зависеть не только от успехов в учебной или какой-либо иной деятельности, но и от положения, занимаемого ребенком в системе взаимоотношений со сверстниками в детских коллективах. Для детей, пользующихся авторитетом среди сверстников и занимающих в детских группах достаточно высокий статус, характерны как адекватная самооценка, так и высокий уровень притязаний, но не завышенный, а вполне реальный.
Важным для развития мотивации достижения условием является наличие возможности для проявления школьниками самостоятельности.
Самостоятельная работа учащихся окрашивает их деятельность эмоционально, вызывает различные внутренние переживания и тем самым способствует развитию у них как стремления к достижениям, так и к избеганию неудачи.
Для развития мотива достижения и побуждения самого ребенка к самостоятельности большое значение имеет то, какими методами или способами это делается. Если взрослые люди, обладающие достаточно большим авторитетом для детей, мало поощряют их за успехи и больше наказывают за неудачи, то в итоге формируется и закрепляется мотив избегания неудачи, который отнюдь не является стимулом к достижению успехов. Если, напротив, внимание со стороны взрослого и большая часть стимулов ребенка приходятся на успехи, то складывается мотив достижения успехов.
Среди учителей распространено мнение, что мотивацию достижения можно поднять с помощью соревнования. Но далеко не всякое соревнование стимулирует проявление мотива достижения. Поэтому многие дети избегают соревнований как заведомо неуспешных. Чтобы между участниками действительно возникла состязательность, нужен класс или группа одинаковых по способностям детей. Это объясняется тем, что там, где обучаются разные по способностям дети, ситуации достижения нет: слабоуспевающим никогда не догнать лучших, а у лучших просто нет соперников.
Ещё одно условие, влияющее на мотивацию достижения,- это личный пример и ролевое поведение значимых взрослых, учителей и родителей.
Чем выше эмоциональная включенность родителей в дела ребенка и соответствующая этому окружающая обстановка, тем выше у ребенка потребность в достижении успеха.
Для формирования уверенности и возникновения у школьников мотивации достижения учителю особенно важно:
- Создавать атмосферу доверия между учителем и учеником.
- Быть заинтересованным в успехах детей, иметь авторитет.
- Видеть индивидуальность каждого ученика и мотивировать его, опираясь на уже имеющиеся у ребенка мотивы.
- Сделать деятельность учащихся определенной и понятной.
- Обеспечивать у учеников ощущение продвижения вперед, переживание успеха в деятельности.
Таким образом, учитывая все перечисленные психолого-педагогические условия, учитель может решить в своем классе проблему развития мотивации к достижению успеха.
Источник
Второй по остроте проблемой по результатам опроса родителей стала проблема мотивации детей к учебе. Также, как и детские капризы и истерики (см статью Капризы и истерики), проблема мотивации ребёнка волнует не только родителей подростков, но является острой на протяжении всего периода детства. Я очень удивилась, увидев, что родители, ожидающие первенца и имеющие детей в возрасте 1 года, уже всерьёз беспокоятся о мотивации, но, всерьез поразмыслив, увидела в этом некоторую логику.
В чем же тут проблема? Как мне видится, проблема в том, что мы очень многого ждём от своих детей и при этом не очень-то им доверяем. У родителей есть проекты и планы, касающиеся того, какими они хотят видеть своего ребёнка. Ребёнок обязательно должен быть лучше, успешнее, чем родители, ну или хотя бы не уронить честь семьи, и родители искренне пытаются создать все условия для его развития.
Так куда же девается мотивация? Почему условия для развития есть, а мотивации нет? Почему «мы для них на все готовы, а им ничего не надо»? В какой момент происходит сбой в системе мотивации ребёнка и как выстроить её обратно?
Начнём разбираться с проблемой, как всегда, последовательно, с малышей. Новорождённый ребёнок очень хорошо мотивирован! Он хочет жить и, если он не будет активен, громок и убедителен в своём требовании, он просто не выживет. Родители нужны как воздух, и ребёнок будет делать всё, что может, чтобы получить заботу. Но, обратите внимание, уже на первом году жизни родители начинают сбивать эту мотивацию к развитию, например, назначая ребёнку массаж «чтобы быстрее развивался». В тот момент, когда мы лишаем ребёнка возможности почувствовать собственный порыв, собственные усилия и результат от них, когда он в стопятьсотый раз пытается перевернуться, сесть, но не сдаётся. Мы искусственно начинаем облегчать ребёнку задачу, с которой он и без нашей помощи отлично бы справился, ради того, чтобы что-то там ускорить, каким-то там графикам соответствовать и вообще — меньше за него переживать.
Следующий этап развития либо отмирания мотивации приходится на возраст от 1 года, когда ребёнок начинает активно исследовать мир, и все тащить в рот. И вот тут возможны варианты родительского поведения: либо мы предоставляем ребёнку безопасную среду, в которой он тем не менее может сталкиваться с трудностями, с разнообразными проявлениями внешнего мира, либо эту среду ограничиваем и изолируем до минимума, а ещё хуже — просто пытаемся запрещать ребёнку делать то, что ему положено по возрасту- исследовать этот мир.
В возрасте после года-полутора у ребёнка начинает активно развиваться привязанность к одному из взрослых. Он перестаёт идти на руки ко всем подряд, выбирает взрослого, за которым будет следовать и рядом с которым будет чувствовать себя безопасно. И чаще всего именно к этому моменту у мам сдают нервы и кончаются силы и возникает непреодолимое желание кому-то ребёнка перепоручить хотя бы на время, а то и вовсе выйти на работу. И у ребёнка часто формируется вместо нормальной привязанности привязанность тревожная. Ребёнок постоянно находится в тревожном ожидании того, что мама куда-то внезапно денется, а какое исследование мира возможно в состоянии непрерывной тревоги? Ребёнок перестаёт видеть мир вокруг, любопытство уступает место более важной потребности — обеспечению безопасности. Он вынужден постоянно следить за мамой, как бы она опять не исчезла. Про привязанность тут больше останавливаться не буду — читайте книги Людмилы Петрановской. Сейчас важно осознать, что связь привязанности с внутренней мотивацией самая непосредственная.
Примерно к трём годам ребёнок подходит к осознанию собственной личности, к тому, что он — отдельный человек и обладает собственной волей. Ребёнок начинает твердить: «Я Сам», «Моё», говорить: «НЕТ» по любому поводу. Он растёт как личность. Он пытается разобраться: кто Я, где тут моё, что я могу, насколько я силён. И вот тут ловушка для родителей состоит в том, что в этот момент личность ребёнка можно просто задавить в зародыше. Вы одеваете ребёнка в детский сад, он десять минут возится, пытаясь самостоятельно одеться, в результате надевает ботинки не на ту ногу. Он оделся! Он герой! Но мама недовольна, а ещё хуже, если не дала одеться самому, а «давай я быстро тебе помогу, а то опоздаем». Ребёнок — в истерике, и как кажется родителям, совершенно на ровном месте. А ему только что сказали, что он НЕ СПРАВИТСЯ И НЕ НАДО ДАЖЕ ПЫТАТЬСЯ.
Дальше ребёнок попадает в цепкие руки «раннего развития» — мы же помним про родительские установки, что надо дать ребёнку максимум? Малыша начинают отдавать в секции, чтобы воспитывал силу воли, на рисование — для развития правого полушария, обязательно английский — ведь без него в современном мире не выжить, а самые продвинутые родители водят ребёнка на те же секции, но в игровой форме. Что, в целом, правильно и хорошо, но есть одна тонкость. Развитие внутренней мотивации ребёнка происходит только в СВОБОДНОЙ игре. Во всех остальных случаях ребёнок — объект, он не автор и не инициатор того действия, в котором участвует, пусть оно даже проводится в игровой форме!
И вишенкой на торте является желание родителей научить ребёнка читать и посещение курсов подготовки к школе в 5,5 лет. В результате, к моменту поступления в 1 класс ребёнок относится к школе как к неизбежному злу и никакого восторга по этому поводу не испытывает.
Я описываю мрачный сценарий, но он очень часто встречается. Ещё один вариант потери мотивации к школе также связан с ранним обучением, ребёнок приходит в школу избыточно подготовленный и весь первый класс сидит скучает, и ко второму классу у тех, кто трудился, вырабатывается привычка учиться и растёт мотивация достижения, а у того, кто скучал — такая привычка не вырабатывается, а мотивация к учебе падает окончательно. И к 3-му классу разница между детьми, которые научились читать в 4 года и в 7 пропадает совсем!
В идеале ребёнок в начальной школе должен учиться, опираясь на желание быть хорошим учеником, и получать за это положительное подкрепление от учителя и от мамы. Для этого Школа и первая учительница должны обладать романтическим ореолом, и родители должны этот образ всячески поддерживать. Кроме того, необходимо всегда поощрять ребёнка к более глубокому усвоению материала, рассказывать интересные факты, вместе искать взаимосвязи и обязательно хвалить не за оценки, а за старание! За преодоление себя. За то, что сегодня буквы написаны красивее, чем вчера. Задача родителей в младшей школе — помочь ребёнку выработать привычку учиться. Внедрять некий режим, правила, как делать уроки и как эффективно отдыхать. Учить ребёнка самому оценивать себя объективно. Вводить критерии этой оценки и объяснять их ребёнку. Это очень поможет ему в будущем, когда он шагнёт в подростковый возраст и внешняя мотивация в виде оценки родителей или учителя на время перестанет действовать.
Надо понимать, что для подростка учебная деятельность в норме отходит на второй план. На первый план выходит поиск себя. Те же вопросы, что и в три года, но на новом уровне: Кто я? Какой я? Что я могу? Что я из себя представляю? Достоин ли я уважения? Где я — это Я, а где я — то, что мне навязали родители и общество? Подросток должен ответить на эти вопросы и результатом этого ответа будет являться мотивация на новом, осознанном, уровне. Я делаю что-то, потому что это надо мне. Я так решил. Я выбрал. Я отвечаю за свой выбор.
Не менее важно то, что ребёнок ищет себя — в друзьях. Найти друга в этом возрасте — одно из самых важных достижений, но не всегда родители это понимают. «Друг-мое второе Я» — говорил Пифагор, а он кое-что понимал в обучении и воспитании молодежи. С другом можно спорить, обсуждать идеи, сражаться против несправедливости, вместе искать истину, поддерживать друг друга- все это очень позволяет более эффективно исследовать мир, а, следовательно, положительно влияет на мотивацию. (Не чувствуете параллели с малышами, если только фигуру друга заменить на фигуру мамы? 😉
Если же родители загружают ребёнка учебой, не дают расслабиться, не дают возможности погрустить, поотчаиваться, поискать себя, подружить, повлюбляться, в конце концов, то к моменту сдачи ЕГЭ ребенок подходит в состоянии: «Вам надо, вы и сдавайте!»
Поэтому важно в период, когда учеба не так критична, примерно с 5 по 8 класс, немного отпустить вожжи, позволить ребёнку поискать себя, и самому выяснить, что «Тигры не лазают по деревьям и не едят чертополох и жёлуди». В этом возрасте ребёнку нормально кидаться из крайности в крайность, менять увлечения, пробовать себя во всем и быстро остывать. Отнеситесь к этому философски и поддержите везде, где можете поддержать. Но отнеситесь с уважением, и если вашу помощь подросток принять не готов. Он опять в режиме «Я Сам», и, если не давать ему самому разобраться с тем, с чем он вполне разобраться в состоянии — можете сами спрогнозировать, как это отразится на его самооценке и мотивации.
Итак, после того, как мы пробежались по всем возрастам, можно в качестве резюме сформулировать несколько принципов мотивации:
- Позволяйте ребёнку делать самому всё, что он может, поднапрягшись, сделать сам. Не помогайте сразу — держите себя в руках. Ждите, пока попросит помочь.Случаи, когда вы делаете что-то за ребёнка — должны быть редкими исключениями, а не нормой.Давайте ребёнку много(!) времени для свободной игры. Для мотивации и развития свободная игра и возможность иногда поскучать важнее любых развивашек!Оценивайте старания ребёнка, а не результат! Не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми, а только с самим собой вчерашним. Ставьте достижимые цели. Учите оценивать самого себя. Внедряйте измеримые критерии оценки.Давайте столько свободы, сколько ребёнок может взять, но не больше:)Не манипулируйте! Помните, все приёмы, что вы используете, в подростковом возрасте будут использованы против вас.Подавайте пример. Будьте активны и заинтересованы в своей жизни, не живите жизнью ребёнка или тем более подростка! И последнее. Расслабьтесь, воспитывая детей. Воспитывайте себя. Ваши дети всё равно вырастут похожими на вас.
Для тех, кому очень нужно что-то почитать по теме мотивации очень рекомендую книгу Катерины Ленгольд “Agile. Просто космос». Она полна конкретных советов в и будет вам, а значит и вашим детям, отличным подспорьем на пути поиска истинной мотивации, а также в постановке и достижении целей.
Данная статья, хотя и вышла длинной, но не претендует на полноту, автор осознает это и предлагает каждому просто чуть больше задуматься о вопросах мотивации в своём конкретном случае.
При необходимости записывайтесь на консультацию, каждый случай уникален, несмотря на общие тенденции.
Буду очень рада вашей обратной связи, пишите на [email protected]
Ваш поддерживающий психолог
Вера Поневаж
ponevazh.ru
Источник