Развитие у ребенка дошкольного правильной речи

Алеся Кудымова
Консультация для воспитателей «Развитие правильной грамотной речи у детей старшего дошкольного возраста»

Формирование правильной, грамотной речи – одна из основных задач при подготовке детей к школе. Ребёнок с хорошо развитой,связной речью легко вступает в общение с окружающими: он может понятно выражать свои мысли и желания, правильно и чётко сформулировать вопрос, договориться со сверстниками. И наоборот, неясная речь, скудный словарный запас весьма затрудняют общение со сверстниками и взрослыми. Ещё острее встанет вопрос с развитием речи в школе, где могут привести к специфическим нарушениям чтения (дислексия) и письма (дисграфия). И чем раньше ребёнку помочь в овладении нормами грамотной речи, тем увереннее он будет себя чувствовать в школе.

Работа по развитию связной речи неотделима от остальных задач речевого развития, она связана с обогащением словаря, формированием грамматического строя речи, воспитанием звуковой культуры речи. И ещё: нельзя не учесть того, что лексико-грамматическое наполнение является той материей, кирпичиками, из которых строится связная речь, и без него невозможно добиться развёрнутого, грамотного в языковом отношении высказывания.

В лингвистической и методической литературе связная речь рассматривается как основной функционально-смысловой тип речи всей языковой системы. Коммуникативной задачей связного высказывания является создание словесного образа объекта. Основные характеристики связного развёрнутого высказывания:

— тематическое и структурное единство;

— адекватность содержания поставленной коммуникативной задаче;

— произвольность, плановость и конспективность изложения;

— логическая завершённость;

грамматическая связность.

Современные дети живут в мощном потоке информации. Ушли в прошлое фильмоскопы. На смену пришли телевизоры, вместо бабушкиной сказки – запись на магнитофоне или кассеты с видеофильмами. Огромный речевой поток омывает пытливые головы детей: одни с этим справляются, у других непомерный груз информации тормозит не только речевое, но и общее развитие. Эта негативная тенденция, к сожалению, постоянно растёт. Увеличивается количество детей с нарушениями речи, с задержкой речевого развития.

Возможность говорить, общаться – это удивительный дар природы. И с этим даром нужно обращаться не только бережно, но и умело. Но формирование способности заговорить природа отвела не так уж много времени – это период с 1 года до 8-9 лет. После 9 лет природа отбирает эту возможность, закрывая речевую зону коры головного мозга. И если ребёнок в этот период, самый сенситивный для речевой функции, не заговорит, то в дальнейшем это умение ему уже не будет дано. Какую огромную и ответственную задачу возложила на педагогов-дошкольников сама природа! И мы должны сделать всё, чтобы успеть помочь формированию фундамента развития ребёнка.

Именно в этом возрасте необходимо показать ребёнку словарное богатство родного языка, воспитать лексическое чутьё, научить почувствовать «вкус» языка, научить сообщать, утешать, убеждать, доказывать.

Но, к сожалению, большинство детей, поступающих в школу, не владеют навыками связной речи в достаточном для этого возраста объёме. Их словарный запас небогат. В речи детей нет образных выражений, мало прилагательных, слова однозначны, язык невыразителен. При составлении рассказа по сюжетной картине дети перечисляют изображённые предметы или называют действия, не определяя взаимоотношения между персонажами, места действия, времени. В работе по серии картин они не могут выявить причинно-следственные отношения. Эти недостатки особенно ощутимы у детей, имеющих общее недоразвитие речи.

Логопедическая практика показывает, что у детей старшей и подготовительной групп отмечаются значительные трудности в овладении навыками связной речи, что обусловлено недоразвитием языковой системы – фонетико-фонематической, лексической и грамматической стороны речи.

Для высказывания детей с общим недоразвитием речи характерны:

— нарушения логической последовательности повествования;

— нарушение связности, пропуски смысловых звеньев;

— возвращение к ранее сказанному;

— длительные паузы на границах фраз;

— отчётливо выражены лексические затруднения – бедный словарный запас, недостатки в грамматическом построении предложений – неправильное оформление связи слов, пропуски слов, дублирование элементов фразы, ошибки в образовании глагольных форм и т. п.

Дополнительные трудности в овладении связной речью следствие вторичных отклонений в развитии психических процессов восприятия, внимания, памяти, навыков конструктивной деятельности и эмоционально-волевой сферы.

Связная речь – это не просто последовательность слов и предложений, это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях.

Работа по развитию связной речи старшей и подготовительной групп дошкольников с общим недоразвитием речи помогает ребёнку приобрести содержание для его речи, накопить представления, знания, умения, понятия, мысли. И ещё: нельзя не учесть, что лексико-грамматическое наполнение является той материей, кирпичиками, из которых строится связная речь, и без него невозможно добиться развёрнутого, грамотного в языковом отношении высказывания.

Для развития словарного запаса, формирования связной речи можно играть с детьми на прогулке, дома, даче в речевые игры, упражнения.

Упражнение «Назови умные словечки»

Назови как можно больше слов, обозначающих фрукты («овощи», «деревья», «цветы», «мебель» и т. д.).

Игра «Что это?»

(оборудование – мяч)

Взрослый называет любой предмет и бросает мяч ребёнку. Ребёнок должен вернуть мяч и назвать обобщающее понятие, к которому относится названный предмет.Например: яблоко – фрукт, юбка – одежда, туфли – обувь и т. д.

Упражнение «Угадай, кто это?»

Угадать, о ком идёт речь.

Беленький, длинноухий, трусливый, маленький. (Зайчик).

Рыжая, хитрая, пушистая, проворная. (Лиса).

Добрая, домашняя, ласковая, чёрная. (Кошка).

Большой, бурый, косолапый, (Медведь) и т. д.

Упражнение «Чья у зверя голова»

(Закрепление в речи притяжательных прилагательных)

У собаки голова (чья) – собачья.

У коровы голова – коровья.

У лошади голова – лошадиная.

У кошки голова – кошачья и т. д.

Можно предложить ребёнку придумать предложения с этими прилагательными.

Упражнение «На что похоже?»

Предлагается подобрать похожие слова (сравнения)

Читайте также:  Влияние детской литературы на развитие ребенка

Белый снег похож на (что)

Синий лёд похож на …

Чистый дождь похож на … густой туман похож на …

Упражнение «Закончи предложение» или «Подбери сравнения»

Земля покрыта снегом, как …

Лёд блестит у берега, как…

Дождинки текут по лицу, как…

Упражнение «Закончи предложение»

Задание: «Попробуйте угадать конец фразы».

Дети ели…

На столе лежат бумага и кра…

В лесу растут гри…

В саду растут цве…

Зимой бывает…

Упражнение «Пропавшие слова»

Задание: «Прочитайте рассказ. Некоторые слова в нём потерялись. Попробуйте догадаться, какие?»

Стоит жаркая погода: небо___, солнце светит. Коля и Вася идут гулять в поле. Они слушают там пение маленьких. Они собирают. Вдруг небо становится тёмным, оно покрывается большими. Дети торопятся вернуться. Но прежде чем они успели прийти, разразилась. Они постучались в один ___, чтобы укрыться от сильного ___, так как у них нет с собой___ и их одежда совсем.

Составление рассказа по серии сюжетных картинок

Задание: определить, где начало рассказа, придумать название рассказу, пересказать его.

Упражнение «Пересказ по картине»

У Тани день рождения. К ней пришли гости и принесли подарки. Саша принёс мишку, Маша подарила книгу и цветы. В комнате уже накрыт стол. На столе торт, чай, сок, варенье и конфеты. Гости пили чай, потом пели песни, веселились. Всем очень понравилось у Тани на дне рождении.

Вопросы:

У кого был день рождения?

Кто пришёл к Тане?

Что они ей подарили?

Что делали гости?

Упражнение «Волшебный рисунок»

Предлагается родителям вместе с ребёнком сделать рисунок к тексту для пересказа.

Например: Рассказ «Катин щенок»

Кате подарили щёнка. Она принесла его домой и посадила в ящик. Щенок свернулся в клубок и уснул. Когда щенок проснулся, он вылез из ящика, вытащил из-под стола щётку и стал с ней играть.

Пересказ с использованием картинок (цепной текст)

У Кати жила кошка. У кошки были котята. Котята любили лакать молоко их блюдца. Молоко им наливала Катя.

Упражнение «Писатель»

Например тема «Домашние животные». Составить рассказ о любимом домашнем животном.

План рассказа.

1. Название домашнего животного.

2. Описание внешнего вида.

3. Чем питается.

4. Какую пользу приносит.

5. Почему я люблю своё домашнее животное.

Упражнение «Путаница»

Взрослый произносит запутанные предложения, предлагая ребёнку внимательно их прослушать, понять смысл и сказать, всё ли сказано правильно. Ребёнок должен исправить ошибки и сказать правильный вариант.

Шарик ловит Аню.

Петя позавтракала и пошла гулять.

Лена спать легла завтра.

Мама купила в магазине два яблока, одно ананас и одна торт.

Этюды «Я и моё тело»

Эти упражнения направлены на преодоление замкнутости, пассивности, скованности детей, а также двигательное раскрепощение.

Походки

А) Ребёнку предлагается изобразить повадки и движения животных (как медведь, как заяц, как лиса и т. д.)

Б) Возможен другой вариант игры, когда другие дети стараются угадать, кого ребёнок хотел изобразить.

Это упражнение предназначено для снятия напряжения, эмоционального раскрепощения детей.

Этюды на выражение страдания и печали

«Ой-ой, живот болит!»

Два зайчонка Тим и Том съели вкусную, но немытую морковь. У них разболелись животы.Зайчата жалуются:

Ой, ой живот болит!

Ой, моркови не хотим!

Мы хвораем, Том и Тим.

Выразительные движения: брови приподняты и сдвинуты, глаза прищурены, туловище согнуто, живот втянут, руки прижаты к животу.

«Я так устал!»

Маленький бельчонок несёт большой гриб. Вот он остановился,положил гриб у своих ног и говорит: «Я так устал! Я очень устал!»

Выразительные движения: стоит, руки висят вдоль тела, плечи опущены.

Этюды для детей с пониженной самооценкой

Проигрывание ситуаций:

А)Зайчиха принесла три морковки: тебе, твоему брату-зайчонку. Как ты поделишь эти морковки? Почему?

Б) Бельчата играют на поляне в интересную игру, ты опоздал. Попроси, чтобы бельчата-дети из твоей группы и тебя приняли в эту игру. Что ты будешь делать, если они не захотят принять тебя?

Эта игра поможет ребёнку освоить эффективные способы поведения и использовать их в реальной жизни.

В играх с детьми полезно использовать разыгрывание определённого сюжета. Важно, чтобы каждый ребёнок побывал в одной из главных ролей.

«Потерялся»

Зайчонок потерял свою маму зайчиху.

Выбирают детей, которые играют роли зайчонка и зайчихи. Все остальные дети – деревья в лесу. Зайчонку даётся план-схема, как ему найти маму. По этой схеме, проходя между деревьями, зайчонок находит свою маму.

Игра, развивающая сплочённость группы.

«Зайчата»

Дети-зайчата встают друг за другом, держась за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия.Им надо:

-обогнуть широкое озеро;

-пробраться через дремучий лес;

-спрятаться от волка.

На протяжении всего упражнения, дети не должны отцепляться от своего партнёра.

Игра, направленная на то, чтобы помочь ребёнку лучше осознать себя и черты своего характера.

Дети садятся в круг. Выбирается один ребёнок,а все другие отвечают на вопросы взрослого: «На какое животное похож ребёнок? Почему? На какое дерево? Почему?». И т. д.

Игра, для развития своих индивидуальных особенностей.

«Сказка по кругу»

Дети выбирают героя сказки – какое-либо животное. Затем они садятся в круг и по очереди, держа в руках «волшебную палочку», сочиняют историю. Первый ребёнок говорит первое предложение, второй продолжает и т. д.

Такое придумывание сказки помогает детям выразить свою индивидуальность, высказать свои мысли, учит способам взаимопомощи, умению спокойно выслушивать своего собеседника.

Логоритмические игры

«Узнай, кто это»

А) Дети слушают музыку, отгадывают какое животное подходит к данной музыкальной фразе.

Б) Под заданную мелодию дети должны изобразить повадки животного.

«Зайки на полянке»

Читайте также:  На рост и развитие ребенка оказывают влияние

Под музыкальное сопровождение, зайки прыгают то быстрее, то медленнее, слушая сильные доли и темп музыки.

«Грибы»

Дети-белочки собирают в корзинки грибы, которое находятся на ковре в разных местах. Но они могут двигаться только тогда, когда слышат музыку. Как только музыка заканчивается, подсчитывают, сколько у каждого собрано грибов.

«Капканы»

Дети- капканы стоят попарно, сцепив руки и подняв их вверх. Лисица, заяц, волк бегут по кругу под музыку. С окончанием музыки, «капканы» закрываются. Важно, чтобы «животные» не попали в капкан.

Игры – драматизации

По К. Д. Ушинскому «Белочка и зайчик».

По русским народным сказкам «Теремок», «Заяц-хваста», «Заюшкина избушка», «Волк и козлята»

Дидактические игры и упражнения

«4-й лишний»

«Чего не стало»

«Узнай по описанию»

«В чём ошибся художник»

«Будь внимателен»

«У кого какое жилище?»

«Обведи контур и дорисуй»

«Сравни животных»

«В зоопарке»

«Кто как голос подаёт»

«Кто как передвигается»

«Доскажи словечко»

«Мой, моя, мое, мои»

«Отгадай-ка»

«Ласковый зайчонок»

«Я фантазирую — Кто это, что это?»

«Длинный-короткий»

«Что я вижу»

«На что похоже?»

Подвижные игры

1. «Море волнуется»

Цели: закрепить знания внешних особенностей и повадок разных животных, уметь через пантомимику передать образ животного, проявить волевое усилие при сохранении позы.

2.Игры с бегом и прыжками: «Волки и овцы», «Волк во рву». Игры с ориентировкой в пространстве «Дай морковку зайцу», «Бездомный заяц». Игры-забавы «Зайки серые».

3. Малоподвижная игра «Большие и маленькие»

Цели: закрепить знания отличий животных по росту и величине, развивать умение быстро реагировать на название животного, представляя его образ и соотнося животных по величине, ориентироваться в пространстве (верх-низ).

Приложения:

Источник

Маленького ребёнка не нужно специально обучать языку, он слышит речь семьи и начинает подражать. В современном мире, к сожалению, родители часто не уделяют детям достаточно времени, предоставляя их самим себе или электронным играм. Это может негативно отразиться на том, что именно и как говорит ребёнок. Для овладения связной грамотной речью нужны силы и время, и лучше всего развивают речь дошкольника ежедневные разговоры, чтение и игры с родителями.

Какие факторы влияют на развитие речи?

Существует два основных фактора, влияющих на развитие речи ребёнка:

Биологический фактор. Вероятность, что у ребёнка возможны сложности или нарушение речевого развития, намного выше, если еще до рождения возникали проблемы: отставание в развитии, гипоксия, перенесенное мамой во время беременности инфекционное заболевание. Могут повлиять на речь и болезни, которыми переболел в первые годы жизни сам ребёнок. В этом случае развитие речевых способностей будет эффективно при слаженной работе родителей, невролога, логопеда, не лишним будет общение с педагогом дошкольного образования.

Социально-психологический фактор. Второй очень важный аспект для развития речи у дошкольника — обстановка дома, общение с родителями, сверстниками. Как правило, с детьми, которые имеют задержку речевого развития, родители практически не разговаривают. Чем больше ребёнок взаимодействует с другими людьми, ведёт диалог, учится подбирать нужные слова, старается понимать обращённую к нему речь — тем скорее и полнее он овладеет навыками говорения.

Улучшение речевых навыков — важный процесс для дошкольника. Чтобы понять, насколько хорошо развит ваш ребенок, вы самостоятельно можете провести небольшое тестирование. Попросите рассказать историю, которая с ним сегодня приключилась, пересказать или придумать сказку. Обратите внимание, связаны ли между собой предложения, правильно ли используются слова в падежах и словоформы.

Типичные проблемы развития речи дошкольника

Для многих дошкольников типичны следующие проблемы в речи:

Ситуативная речь. Односложные предложения, зависящие от требования ребёнка (например, «дай куклу», «хочу пить») — норма для 2-3-летнего малыша. Но затем дети постепенно увеличивают словарный запас. Зачастую это происходит настолько интенсивно, что к пяти годам дошкольники уже способны разговаривать с взрослыми почти на равных. Если ребенок старше 4 лет не способен составить развернутое грамотное предложение, это является причиной для обращения к специалистам.

Бедность речи, небольшой словарный запас. К 5 годам ребенок владеет запасом из 2500 – 3000 слов, к 7 годам лексикон расширяется еще на 500 слов. В этом возрасте дети без труда строят фразы, поддерживают разговор со взрослыми, в том числе и на отвлеченные темы.

Сленг. Слова-паразиты, нелитературные выражения – дети используют в своей речи те слова, которые слышат во внешнем мире. И даже если в семье никто не разговаривает на языке междометий и идиом («ну вот», «тачка», «как бы»), малыш всё равно может «подцепить» их при просмотре телевизора или в ходе компьютерной игры. Вывод? Поменьше телевизора и компьютера, побольше задушевных бесед. А вот наказывать за «подслушанное» и наивно высказанное вслух малышом «неправильное» слово не нужно: лучше объяснить, почему такие слова не стоит произносить и как они мешают полноценному общению.

Неспособность грамотно выстроить диалог. Вопрос нужно формулировать просто и понятно – это предполагает, что и ответ будет соответствующим, кратким либо развёрнутым. Если дошкольник испытывает трудности с формулировкой вопросов и ответов, общаться ему непросто.

Затруднения с построением монолога. Вести монолог на заданную тему, пересказывать текст тоже нужно учиться. Средним дошкольникам до 4 лет эти навыки ещё не очень нужны – в их обычной жизни они не так востребованы. Но детям 5-7 лет умение связно рассказывать историю, пересказывать сказку необходимо, в противном случае в школе могут появиться сложности с учёбой.

Невозможность привести аргумент. Умение объяснить свою точку зрения, обосновать сделанные выводы, привести доводы в пользу своего утверждения – сложный, но важный навык для будущего ученика, отсутствие этого навыка в начальных классах может спровоцировать первые комплексы и отразиться на успеваемости ребёнка.

Читайте также:  Ребенок отстает в интеллектуальном развитии

Плохая дикция, логопедические проблемы. Чаще всего они диагностируются в детском дошкольном учреждении. Но если ребенок – «домашний», а его дикцией никто не занимается, к моменту начала непременной школьной социализации могут начаться сложности с обучением чтению, с освоением правил русского языка, с развитием коммуникативных навыков.

Как развивать речь дошкольника?

Когда нужны специалисты? Шепелявость, картавость и другие аналогичные проблемы со звукопроизношением поможет решить логопед. Заикание лечится с участием врача-невролога, поскольку проблема кроется не в речевом аппарате. Некоторые особенности строения ротовой полости могут потребовать консультации стоматолога, ортодонта. Психолог поможет малышу справиться с излишней стеснительностью, торопливостью и т.п. характерологическими особенностями.

Два важнейших правила развития правильной и красивой речи у ребёнка — это регулярность занятий и комплексный подход с привлечением специалистов

Но ни один специалист не решит проблему, если родители не примут участия в развитии речи своего ребёнка. Как можно помочь малышу?

Не ленитесь повторять. Если замечаете, что ребенок неправильно произносит какое-то слово, сами произнесите слово правильно несколько раз, сделайте это медленно и четко. Важно не критиковать, а помогать — малыш должен понять, что вы хотите ему помочь, тогда он с удовольствием включится в занятия.

Учите слышать. Важно, чтобы дошкольник не только развивал речевые функции, но и научился слышать, осознавать смысл сказанного или услышанного, мог ответить на вопросы. Для этого с сыном или дочкой нужно как можно больше общаться, читать вслух, а затем пересказывать, разучивать стихи и веселые песни. Совместные занятия с родителями пойдут на пользу не только развитию речи малыша, но и укрепят отношения в семье.

Полезные упражнения по развитию речи дошкольника

Предлагаем вам несколько несложных упражнений, которые помогут развить речевые навыки и облегчат формирование навыков коммуникации.

«Сказка по картинке»

Это упражнение направлено на совершенствование связной речи. Понадобится картинка, которая нравится ребёнку. Можете вместе её нарисовать, а затем составить рассказ по ней. Не превращайте игру в скучный урок, пусть малыш получает знания в весёлой игровой форме. Задавайте открытые вопросы, подталкивайте дошкольника к ответу, помогайте построить предложение, если задание вызывает трудности. Похвалите малыша за результат, он ведь очень старался!

«Опиши предмет»

Упражнение поможет в развитии воображения, формировании правильной красивой речи. Попросите ребёнка описать любой предмет, опираясь на все свои чувства – зрение, обоняние, осязание, вкус. Например, лимон. Определите какой он формы? Какого цвета? Гладкий или шероховатый? Чем пахнет? Какой на вкус? Задайте дополнительные вопросы: в какой сказке ребенок мог его видеть? Для чего лимон используют дома (пьют с ним чай, пекут лимонный пирог)? Чем больше «вопросов-ответов» вы сможете обыграть, тем больше почерпнёте слов для словаря дошкольника.

«Найди подходящее прилагательное»

Научит ребёнка понимать, чем похожи предметы, искать отличия, благодаря ему формируется грамматический костяк речи, который в дальнейшем поможет хорошо усваивать информацию. Играть в него можно, начиная с 3-летнего возраста. Покажите дошкольнику несколько предметов, которые отличаются по размеру. Он должен не только определить, какой больше, а какой меньше, но и назвать разные подходящие прилагательные, например, «гигантский», «малюсенький», «большой», «крошечный». Старайтесь использовать больше разных тем, чтобы развитие речевых способностей было разнообразным.

Чтение для развития речи

Читайте ребенку – и вместе с ребёнком! И не только детские стихи и сказки: попробуйте предложить ему небольшой отрывок стихотворения Пушкина или Есенина о природе, попросите прокомментировать, что и как он понял, при необходимости объясните все непонятные фразы и выражения. Чем проще вы сможете объяснить, тем больше слов поймет дошкольник.

Отталкивайтесь в поиске книг на любимые темы или героев ребёнка, о которых ему будет интересно читать или слушать.

Обратите внимание на колыбельные и потешки. Это кладезь интересных слов, словоформ, которые мы редко слышим в обычной жизни («домишко», «плетень», «краса» и т.п.) А ещё потешки помогают запомнить очередность выполнения действий.

Повторяющиеся звукосочетания, слова, фразы, звукоподражание развивают фонематический слух и логическое мышление, помогают ребёнку запомнить слова, таким образом происходит обогащение словаря дошкольника. Под влиянием таких игр со звуками происходит быстрое и комфортное для ребёнка овладение звуковой грамотой. Вместо односложных предложений он учится использовать более сложные по составу.

Красивая развитая речь очень важна для обучения в школе. Первый класс часто сопровождается стрессом, связанным с изменением привычного образа жизни, новым коллективом, и уже имеющиеся проблемы с коммуникацией могут усугубиться. Задача родителей — подготовить ребёнка морально, настроить на позитивное восприятие школы, учебного процесса, а также — выбрать правильную школьную программу, которая будет интересна и увлекательна для детей. Родители, которым важно психологические состояние ребёнка, которое может сказаться на речевом развитии, а также его адаптация и самооценка, могут обратить внимание на учебную программу «Начальная школа ХХI века». Она учитывает индивидуальные особенности каждого ученика и позволяет ему развиваться в максимально комфортном для него темпе. При этом отсутствие оценок в первом классе стимулирует учебный процесс, потому что ребёнок не боится допустить ошибку, высказавшись неправильно. Эта обучающая система позволяет обойтись в первом классе без стрессов и способствует раскрытию речевого потенциала каждого малыша.

Старайтесь больше общаться с детьми, делитесь своими новостями, интересуйтесь их делами. Проводите вечер вместе, читайте и обсуждайте рассказы, сочиняйте их продолжение. Раз в месяц посещайте интересные детские мероприятия, театры, музеи. Обязательно потом просите поделиться своими впечатлениями от увиденного, что понравилось, а что нет. Развитие речи, кругозор ребёнка и, как следствие, становление его интеллекта во многом зависит от таких простых, но очень важных разговоров.

Ольга Фатеева

Источник