Развитие у ребенка чувства темпа
Наталия Яковлева
Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста
Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста.
«Жизнь есть музыка с ее живым и творящим ритмом» (Э. Жак-Далькроз).
Чувство ритма – это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке. Формирование чувства ритма — важнейшая задача педагога.
Чувство музыкального ритма имеет не только моторную, но и эмоциональную природу. Музыка эмоциональна. Характер музыкального ритма позволяет передавать мельчайшие изменения настроения музыки и тем самым постигать музыкальный язык. Таким образом, чувство ритма – это способность активно воспринимать музыку, чувствуя ее эмоциональную выразительность, и точно воспроизводить ее.
Практика показывает, что развитие чувства ритма является самым сложным компонентом в системе развития музыкальных способностей детей.
Именно поэтому педагог должен прекрасно владеть методикой, умением находить такие технические приёмы, которые бы наиболее эффективно способствовали развитию чувства ритма, творческого потенциала.
Движения, соединённые с речью, звучащими жестами, шумовыми инструментами, преподнесённые в форме игры, – находка для увлекательных занятий с детьми.
Звучащие жесты – это ритмичная игра звуками своего тела,игра на его поверхностях:
• хлопки (звонкие – всей ладонью, тихие – согнутыми ладонями, потирание ладоней и др.);
• шлепки (по коленям, по бёдрам, по груди, по бокам);
• притопы (всей стопой, пяткой, носком);
• щелчки (пальцами в воздухе, по коленям, по надутым щекам).
Упражнение для младшей группы: «Барабан»
Мне купили барабан – бам,бам,бам!
Я на нем играю сам – бам,бам,бам!
Варианты исполнения:
1. Проговаривая текст,ритмично хлопать в ладошки.
2. Хлопать ладошками по барабану.
3. Ритмично ударять кулачком о кулачок.
4. Притопывать двумя ногами.
Упражнение для средней группы: «Колобок»
Колобок, колобок – По 3 хлопка в каждую сторону,
У тебя румяный бок – ритмичные хлопки по бокам двумя руками,
Ты от бабушки ушел – 4 прыжка на двух ногах,
Ты от дедушки ушел – Топать ногами на каждый слог.
Упражнение для старшей группы: «Дворник»
Дворник дверь два дня держал. –Качать руками вперед-назад.
Деревянный дом дрожал. — Топать ногами.
Ветер дергал эту дверь,-Стучать по коленям поочередно
Дворник думал: это зверь. — Потирать ладоши и на слово «Зверь»-хлопок.
Упражнение для подготовительной группы: «Храбрый воробей»
Чики-рики, чик-чирик! – Хлопать в ладоши.
Воробьишка с ветки – прыг!-3 щелчка в воздухе и на слово «Прыг»-подпрыгнуть.
Воробей,воробей! –По 3 хлопка по коленям.
Во дворе он всех храбрей! – топающий шаг на месте.
— Берегись,крадется кошка! –Походить на месте,показывая руками «коготки»
— Подразню ее немножко,-Погрозить пальчиком.
А потом – на ветку вмиг…-Машут руками.
Прыг! –Прыжок на двух ногах.
А. Данилевская
Пособие И. Каплуновой, И. Новоскольцевой «Этот удивительный ритм» помогает музыкальным руководителям развить в ребёнке чувство ритма. Упражнения и игры по развитию чувства ритма должны обязательно включаться в каждое муз. занятие, как неотъемлемая часть. Для лучшего усвоения каждая предлагаемая игра может неоднократно повторяться и варьироваться в течение всего учебного года.
Необходимо приучать детей к самостоятельному творчеству, предлагать детям творческие задания различной сложности в зависимости от их возраста, индивидуальных интересов и способностей.
Музыкально-ритмические движения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузки и утомления. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение, даёт определённый психотерапевтический эффект.
Большими возможностями в развитии чувства ритма обладают творческие игры, в которых ребенок воссоздает определенный образ персонажа или свободно комбинирует известные ему движения, передавая характер и ритм музыки, меняющиеся в ходе музыкальной игры.
Например,я использую на своих занятиях такие игры: «Шаг и бег».
Цель игры :дать детям представление о долгих и коротких звуках. «Ритмическое эхо».Цель игры: точно воспроизвести ритмический рисунок хлопками, шлепками и притопами.
«Угадай мелодию»-прохлопать ритмический рисунок фразы из любой знакомой детям песни.
Очень интересно проходит работа с палочками и песнями Е. Попляновой. Дети любят эти образные песни-танцы.
Упражнения решают следующие задачи:
• Совершенствование умения передавать ритмический рисунок слова.
• Развитие ритмичности и интонационной выразительности речи.
• Совершенствование движений артикуляционного аппарата.
• Развитие артикуляционной и мелкой моторики.
• Формирование фонематического слуха.
НОЖКИ (CD Диск «Палочки-скакалочки» № 1)
Большие ноги шли пот дороге:
Топ-топ-топ…
Маленькие ножки бежали по дорожке:
Топ-топ-топ-топ-топ…
Дайте в руки малышу две палочки. Договоритесь с ним о том, что это будут «ножки». Первые две строчки сопровождаются движениями, которые изображают большие папины шаги. Приговаривать нужно низким голосом, неторопливо. Следующие две строчки-шаги самого малыша. Они более лёгкие и подвижные. И голос ваш будет звучать более звонко и легко. Только следите, чтобы движения были точно в ритм стихов. А хотите – спойте песенку.
ЛЯГУШКА-ХОХОТУШКА (CD Диск «Палочки-скакалочки» № 10)
Весёлая лягушка чечётку танцевала
И пузыри пускала по вечерам в реке.
А днём она смеялась, шутила, кувыркалась
И даже умудрялась стоять на голове.
Первые две строчки сопровождаются весёлым постукиванием палочек восьмыми.
Затем, ещё две строчки рисуем в воздухе палочками «пузыри-кружочки».
Следующие две – снова постукиваем палочками. И в заключении стихов, стучим обеими палочками одновременно о стол или колени то одним концом, то другим. А в конце резко наклоняемся вперёд, вниз головой, руки с палочками поднимаем вверх.
ШЛА КОЗА НА КАБЛУКАХ (CD Диск «Палочки-скакалочки» №20)
1. Шла коза на каблуках. Ах! Ах! Ах! Ах!
В модных красных сапогах. Ах! Ах! Ах! Ах!
По дорожке: цок-цок-цок, чок, чок, чок, чок.
Поломала каблучок. Ох!
2. Вот коза на одной ножке прыг-скок, прыг-скок.
Поскакала по дорожке, прыг-скок, прыг-скок.
Зацепилась за сучок, чок-чок, чок-чок.
Вновь сломала каблучок, Ох!
3. Вот коза сняла сапожки, так-так, так-так.
Побежала по дорожке, так-так, так-так.
Стала прыгать высоко. Их-вох! Их-вох!
Как без каблуков легко! Их-вох! Их-вох!
Вариантов этой игры может быть несколько. Первый с палочками, в сопровождении стихов.
Начальные четыре строчки исполняются вместе с «шагами» палочек. (по четыре шага на каждую строчку) На слова «Ах!» — удары палочек друг о друга.
В следующих строчках стучим восьмыми длительностями. На возглас «Ох!» — удар палочками и остановка.
Следующие четыре строчки сопровождаются «прыжками» одной из палочек. Затем три строчки читаются со скользящим движением одной палочки о другую. На возглас «Ох!» — удар палочками и остановка.
Дети кладут палочки на пол. Дальше четыре строчки сопровождаются переменными шлепками ладошек по коленям (восемь шлепков на одну строчку.) Последние четыре – сопровождаются ударами обеих ладошек по коленям. При этом ладошки высоко подбрасываются вверх. Надо следить чтобы движения выполнялись точно, под ритм стихов.
Источник
Игры на развитие чувства темпа
Темп — это скорость музыкального исполнения. Сначала темп усваивается на простых движениях: хлопки, удары в бубен, взмахи руками. Затем включаются движения ногами, ходьба и бег. Прежде всего отрабатываются два темпа движений — медленный и быстрый, затем вводятся понятия «ускорение» и «замедление» темпа.
У детей с нарушениями речи темп отрабатывается в упражнениях на построения и перестроения: движения змейкой, цепочкой, в две колонны, в два круга, в несколько кругов. При этом необходимо знать индивидуальный темп каждого ребенка.
Игра 1. «Шаги и хлопки». Стоя в кругу, дети на каждую четверть такта делают шаг на месте, на каждую восьмую хлопают в ладоши, затем соединяют оба движения.
Игра 2. «Лягушки и цапли». Под медленную музыку дети передвигаются по кругу присядом, под быструю — двигаются легким бегом с движением рук вверх-вниз.
Игры с элементами танцев. Упражнения способствуют развитию общей моторики, координации движений, чувства темпа и ритма. Строятся на элементах классического танца (используются принятые в ней позиции рук и ног) и русского народного танца (каблучный шаг, тройной притоп, «веревочка», «ковырялочка»).
Игра 3. «Балет». Все стоят по кругу в парах. Движения выполняют на 4 музыкальные фразы. 1-я музыкальная фраза: стоя на месте, поднимают руку над головой и опускают плавно, следя за ее движением глазами (2 раза).
2-я фраза: одна рука на поясе, ногу отставляют в сторону (2 раза).
3-я фраза: делают 4 шага вперед, одна рука за спиной.
4-я фраза: кружатся на месте в паре с правой ноги, держась за руки.
Игра 4. «Русский танец». Все стоят по кругу в парах.
Первая: делают 4 шага вперед каблучным шагом, 4 шага назад простым шагом.
Вторая: выполняют 2 раза «ковырялочку».
Третья: делают 4 шага с притопом в сторону, 4 шага с притопом, возвращаясь на место.
Четвертая: выполняют 3 «молоточка», 1 тройной притоп.
Игра 5.(Муз.сопровождение Г.Гладков, «Песенка про зарядку».)
Дети стоят в шахматном порядке. И. п. — ноги на ширине плеч» руки на поясе. Поднимайтесь поскорей, (Подняться на носки, руки вверх.)
Рассчитайтесь по порядку. (Опуститься, руки на пояс.)
Приглашаем всех зверей (Руки в стороны и на пояс.)
На веселую зарядку! (2 приседания.)
Упражненье началось: (Наклоны головой вправо-влево.)
Ноги вместе, руки врозь. (Ноги вместе прыжком, руки в стороны.)
Раз, два, три, четыре — (Поочередное поднимание колен.)
Ноги выше, руки шире! (Поднимание колен, руки в стороны.)
Кто придумать бы помог,
(Наклон вниз, руки вниз.)
Если нет ни рук, ни ног!
(И.п.)
Что поставить шире?
(Прыжком ноги в стороны.)
Как к вопросу подойти? (Наклоны в стороны.)
Ноги выше! Это три
(Поочередные махи ногами вперед.)
Или все четыре?
(Поочередные махи ногами.)
Всем занять свои места!
(Повороты головой вправо-влево.)
Рассчитайтесь по порядку.
(2 приседания.)
Есть зарядка для хвоста. (Покачивание бедрами.)
И для хобота — зарядка. (Покачивание правой рукой, имитирующее движение хобота.)
Пусть удавий длинный хвост (Плавные движения правой рукой за спиной.)
Выгибается, как мост.
(Плавные движения правой рукой, перед собой.)
Раз, два, три, четыре —
(Наклоны вправо-влево.)
Хобот выше, уши — шире. (Взмах правой рукой вверх, руки в стороны.)
Далее повторяются движения, сопровождающие припев.
Игры на развитие чувства ритма
Музыкально-ритмические игры. Использование таких игр позволяет тренировать у детей различные группы мышц и развивать координацию движений. Музыкальное сопровождение способствует выразительности исполнения, большей пластичности, мягкости! движений. Задание создать определенный образ развивает фантазию и слуховое внимание детей.
1. Игра «Пильщики». (Муз. О. С. Боромыковой1.)
Запилила пила, зажужжала, как пчела.
Отпилила кусок, наскочила на сучок,
Лопнула и стала. Начинай сначала. Дети стоят парами, лицом друг к другу. Правые руки соединены. Одна нога выставлена вперед.
I — 8 такты — двигают руками вперед-назад, имитируя пилку дров.
9—10 такты — опускают броском руки вниз.
11 — 12 такты — (меняются местами друг с другом на бегу.)
2.Игра «Угостим зверей».
Мы делили апельсин.
(Имитируется движение ножом.)
Много нас, а он один.
(Разводятся руки в стороны; затем показывается один палец.)
Эта долька — для ежа,
(Ладони вместе, «замок».)
Эта долька — для чижа,
(Ладони вместе, «птичка».)
Эта долька — для утят,
(Ладони в кулачки, большие пальцы подняты.)
Эта долька — для котят. (Ладони раскрыты, пальчики округлены.)
Эта долька — для бобра, (Кисть правой руки накрывает кулак левой руки.)
А для волка — кожура. (Руки прячутся за спину.)
3.Игра с листочками. (Муз. сопровождение — И.Штраус, вальс «Сказки Венского леса».)
И. п. — основная стойка.
1-я музыкальная фраза: руки в стороны, вверх, вперед, вниз, 4 раза.
2-я фраза: руки в стороны, за спину, 2 раза.
3-я фраза: приседание, руки перед грудью; подъем, поднимание рук вверх, 2 раза.
4-я фраза: кружение на месте вправо, затем влево.
4. Игра с лентами. (Муз. сопровождение — И. Штраус, вальс «Сказки Венского леса».)
1-я музыкальная фраза: и. п. — основная стойка. Поднимание и опускание рук через стороны, на счет 1,2 — вверх, на счет 3, 4 — вниз.
2-я фраза: и. п. — стоя, руки в стороны. На счет 1,2 — приседание, отведение рук за спину; на счет 3, 4 — и. п.
3-я фраза: и. п. — основная стойка. На счет 1, 2 — поворот в сторону, закручивание рук вокруг туловища; на счет 3, 4 — и. п.
4-я фраза: и. п. — основная стойка. На счет 1,2 — наклон вперед, отведение прямой ноги назад, руки в стороны; на счет 3, 4 — и. п.
5.Игра «Лети лепесток». Проводится под музыкальное, а затем под речевое сопровождение. (Муз. сопровождение в размере 2/4 ритмичного, бодрого характера.)
Лети, лети, лепесток, (Поочередное сгибание и разгибание пальчиков.)
Через запад на восток, (Те же движения.)
Через север, через юг, (Чередование положений кулак — ладонь.)
Возвращайся, сделав круг. (Вращение кистями.)
Лишь коснешься ты земли, (Поочередное поглаживание кистей.)
Быть по-моему вели! (4 хлопка.)
Игры на развитие чувства метра
Игра «Послушай и повтори звук «у».
Надо произнести сердито и громко один раз («воет волк»), тихо и медленно 2 раза («воет вьюга»), сериями по два раза низким голосом («филин ухает»), медленно, долго, низким голосом («поезд едет»).
Игра «Эхо». Сначала дети отгадывают загадку:
Живет без тела, говорит без языка. Никто его не видит, а всякий слышит. (Эхо.) Затем логопед произносит звук а то громко, то тихо, то длительно, то кратко, то усиливая, то ослабляя звучание. Детям следует точно так же его повторить.
Игра «Бадминтон». Дети стоят, образуя круг, ноги на ширине плеч, одна рука на поясе, другая — на уровне лица, ладонью вперед. Имитируя удар по волану, дети произносят ряд обратных слогов с усилением на конце: ап-ап-ап-ап, оп-оп-оп-оп и т.п..
Игра «Настольный теннис». И. п. — стоя, ноги на ширине плеч, левая рука на поясе. Отбивая правой рукой воображаемый мячик, летящий через сетку, дети произносят слоги со стечением согласных: пта-пто-пту-пты, пто-пту-пты-пта и т.д.
Игра «Повтори, как я» (одно из междометий — оно выделено — произносится громче других): эх, ох, ух, ах; эх, ох, ух, ах, эх, ох, ух, ах; эх, ох, ух, ах.
Игра «Три волны» — вдох, на выдохе произносится звук э тихо, громче, громко с движениями рук, имитирующими плавательный жест.
Игра «В лес пойдем». Дети делятся на две команды. Одна говорит:
Мы в лес пойдем, грибов найдем. Ребят мы громко позовем: ау-ау-ау! Никто не отзывается, лишь эхо откликается. Другая группа повторяет: «ау-ау-ау!»
Упражнение повторяется 3 — 4 раза: «ау» произносится громко, тише, тихо, шепотом.
Источник
Игры и упражнения для формирования и развития чувства
музыкального темпа.
Темп — скорость исполнения музыки, которая определяется частотой чередования основных метрических долей. Темп может быть медленный, умеренный и быстрый.
Развитие чувства музыкального темпа у детей следует начинать с наиболее простых двигательных заданий, которые ребенок должен выполнять в соответствии с темпом прослушиваемой им музыки. Поначалу это будут взмахи руками и хлопки, затем к ним следует подключить движения ног, ходьбу и бег. Когда дети освоят два контрастных темпа: «быстрый» и «медленный», задания усложняются. Теперь темп проигрываемой музыки будет постоянно ускоряться или замедляться, а в соответствии с ним изменяется и темп выполняемых движений.
- Кукла танцует.
Цель: развитие чувства музыкального темпа, координация темпа движения рук с темпом музыки и движений куклы.
Оборудование: кукла игрушка – бибабо.
Описание:
Дети сидят на стульчиках перед педагогом. Под музыку, звучащую в медленном темпе, кукла, ведомая взрослым, не спеша танцует, а дети медленно, в такт музыке, хлопают ей в ладоши. С окончанием музыки и танца дети кладут руки на коленях.
Кукла вновь танцует, но уже под быструю музыку – дети сопровождают танец хлопками соответствующего темпа.
Музыкальное сопровождение: по выбору педагога.
- Машина.
Цель: развитие чувства музыкального темпа, координация темпа движения рук с темпом музыки.
Оборудование: кольца от игры «серсо» по количеству детей.
Описание:
Дети сидят на стульчиках и держат в руках «рули» (кольца). Под песню, исполняемую педагогом в медленном темпе, дети неспешно крутят у себя перед грудью «рули» — едут на машинах. С окончанием музыки движение прекращается.
В следующий раз педагог исполняет песню в быстром темпе, соответственно и дети крутят «руль» быстрее. Каждый раз взрослый обсуждает с детьми, как они ехали: быстро или медленно.
Музыкальное сопровождение: песня «Машина», сл.Н.Найденовой, муз.Т.Попатенко.
- Ноги и ножки.
Цель: развитие чувства музыкального темпа, координация темпа движения ног с темпом музыки.
Дети стоят в кругу друг за другом. Под песенку дети начинают движение по кругу: сначала идут не спеша, высоко поднимая колени; затем двигаются мелкими топочущими шагами.
Музыкальное сопровождение: песня «Ноги и ножки»,слова народные, музыка В.Агафонников.
- Мельница.
Цель: развитие чувства музыкального темпа, координация темпа движения руки с темпом музыки.
Оборудование: показать детям мельницу на картинке или принести игрушку-мельницу.
Описание:
Перед началом упражнения педагог читает детям стихотворение:
Крутит мельница крыло,
Мелет мельница зерно.
А из молотой муки
Испекут нам пироги.
Под музыку, исполняемой в замедленном темпе, дети, стоящие перед педагогом, начинают не спеша вращать перед собой по кругу по кругу левую руку, изображая мельничное крыло.
С окончанием музыки вращение рук прекращается.
В следующий раз педагог исполняет музыку в быстром темпе, а дети вращают перед собой правую руку. Каждый раз взрослый обсуждает с детьми, как вращалось их мельничное крыло: быстро или медленно.
Музыкальное сопровождение: «Благодарность ручью» ,муз.Ф.Шуберта
- Часы.
Цель: развитие чувства музыкального темпа, координация темпа движения рук с темпом музыки.
Описание:
Дети стоят лицом к педагогу. Под музыку, исполняемую в медленном темпе, дети изображают, как идут часы: не спеша совершают легкие наклоны то влево, то вправо, при этом руки скользят вдоль туловища. С окончанием музыки наклоны прекращаются. В следующий раз педагог проигрывает музыку в быстром темпе, соответственно и дети выполняют наклоны быстрее. Каждый раз взрослый обсуждает с детьми, как шли их часы: быстро или медленно.
Музыкальное сопровождение: песенка «Часы», сл. С.Маршака, муз. Е.Тиличеевой.
- Дождик.
Цель: развитие чувства музыкального темпа, координация темпа движения рук с темпом музыки.
Описание:
Под музыку, исполняемую педагогом, дети изображают, как падают капли дождя. Для этого обе кисти сжимаются в кулаки, из которых высвобождаются только указательные пальцы.. поочередно дети то поднимают, то опускают кисти рук. В начале музыка звучит в замедленном темпе, затем постепенно ускоряется, а перед окончанием вновь начинает замедляться- в соответствии с темпом музыки меняется и темп движения кистей рук детей.
Музыкальное сопровождение: «Дождик», муз. И.Кореневской.
- Самолеты.
Цель: развитие чувства музыкального темпа, постепенное изменение темпа движения в колонне в соответствии с изменением темпа музыки.
Описание: перед началом упражнения педагог читает детям стишок:
Самолет летит,
В нем мотор гудит – У-у-у…
Дети под быструю музыку бегут друг за другом по залу, изображая самолеты, — руки подняты в стороны, как крылья самолетов. С замедлением дети опускают руки и переходят на ходьбу. С окончанием музыки дети останавливаются.
Музыкальное сопровождение: «Самолет», муз.К.Дискина.
- Паровоз.
Цель: развитие чувства музыкального темпа, постепенное изменение темпа движения рук и ног в соответствии с изменением темпа музыки.
Описание: перед началом упражнения педагог читает детям стишок:
Паровоз, паровоз,
Новенький, блестящий.
Он вагоны повез
Точно настоящий.
Дети стоят в колонне друг за другом и держат руки, сжарые в кулаки, перед грудью. С началом музыки (в медленном темпе) дети начинают не спеша идти паровозиком, вращая перед собой руками, как колесами. Тема музыки постепенно нарастает, в соответствии с ним движения убыстряются – дети переходят на легкий бег с быстрым вращением рук. Затем темп музыки начинает постепенно замедляться-дети замедляют бег, переходят на шаг (руки тоже замедляют вращение) и с окончанием музыки весь поезд останавливается.
Музыкальное сопровождение: «Едет, едет паровоз», муз.Г.Эрнесакса.
- Змейка.
Цель: развитие чувства музыкального ритма, координация темпа движения с темпом музыки.
Оборудование: детские стульчики по количеству детей, бубен.
Описание: на отдельные неторопливые ритмичные удары в бубен дети идут змейкой (друг за другом, держась за руки) между стульями, поставленными по прямой линии на расстоянии одного метра друг от друга. На быстрый перезвон бубна (тремоло) дети начинают бежать по внешнему кругу – вокруг стульев. Когда бубен замолкает, дети садятся на стульчики. Когда снова зазвучат отдельные удары в бубен, дети возобновляют движение змейкой.
В первый раз играть на бубне должен взрослый, а при повторении упражнения бубен можно дать одному из детей, предварительно выбранного считалкой.
- Полетаем на самолете.
Цель: развитие чувства ритма, передача его в движении.
Описание:
Дети свободно стоят по всему залу.
Такты 1-8. Дети заводят моторы своих самолетов – вращают перед грудью руками, согнутыми в локтях. Движения постепенно ускоряются. В конце 8 такта дети разводят руки в стороны, изображая крылья самолета.
Такты 9-24. самолеты полетели – дети легко бегают по залу в любом направлении.
Такты 25-29. самолеты летят на аэродромы – мальчики к одной стороне зала, а девочки – к другой.
Такты 30-32. самолеты приземляются – дети опускаются на одно колено.
Музыкальное сопровождение: «Полетаем на самолете» , муз. В.Золотарева.
- Карусели.
Цель: развитие чувства музыкального темпа, координация темпа движения с темпом музыки.
Оборудование: большой обруч.
Описание:
На полу лежит большой обруч. Педагог приглашает несколько детей ( от 3 до 5 ) покататься на карусели. Выбранным детям надо взяться за обруч левой рукой, приподнять его над полом, а правую отставить в сторону. Начинается «катанье» — дети медленно идут друг за другом на полной ступне. В это время остальные дети вместе с педагогом поют песенку:
Завертелись карусели
И помчались с ветерком.
Поначалу еле-еле,
А потом бегом, бегом!
Дети легко и быстро бегут, держась за обруч (на весь проигрыш поют : «Ля-ля-ля»). С окончанием музыки «карусели» останавливаются. Дети берутся за обруч правой рукой и «катаются» в другую сторону.
Музыкальное сопровождение: «Бульба» белорусская народная мелодия.
- Мячи.
Цель: развитие чувства музыкального темпа, выполнение движений под музыку различного темпа.
Оборудование: большие мячи по количеству детей.
Описание:
Дети стоят в шеренге с мячами в руках. Под музыку, звучащую в медленном темпе, дети несколько раз не спеша поднимают мячи над головой и, нагибаясь, опускают их к ногам (не выпуская мячи из рук). На быстрый темп дети катят мячи по полу и бегут за ними до противоположной стороны зала.
Музыкальное сопровождение: «Мячи», муз.К.Дискина.
- Осенние листочки.
Цель: формирование у детей представлений о темпе, понятиях «быстро» и «медленно».
Описание:
Детям, сидящим на стульчиках или на ковре, предлагается выполнить импровизированные движения руками при прослушивании музыкального отрывка в быстром темпе и сидеть спокойно при прослушивании отрывка в медленном темпе..
Усложнение: предложить детям дополнить движения рук движениями головы, корпуса и ног.
Музыкальное сопровождение: «Тема из вариации», муз. К.Вебера.
- Курочка и цыплятки.
Цель: обучение детей дифференциации однотипных движений в соответствии с темповым диапазоном музыкального отрывка.
Описание:
Дети сидят на стульчиках. Прослушивая музыкальный отрывок в медленном темпе, дети кистью одной руки, собранной в горсть, дотрагиваются до ладони другой руки – курочка клюет зернышки. При прослушивании музыкального отрывка в быстром темпе дети совершают те же движения, но уже в быстром темпе – цыплята клюют зернышки.
Музыкальное сопровождение: «Русская народная мелодия» в обр.Г.Фрида.
- Барабанщик.
Цель: побуждение детей движениями воспроизводить темп, задаваемый педагогом игрой на барабане.
Оборудование: барабан, коврики, на которых помещаются обе руки ребенка.
Описание:
Педагог играет на барабане в соответствующем темпе (быстро или медленно), дети на своих импровизированных барабанчиках ( ковриках) отстукивают ладошками заданный темп.
Литература:
1.Новиковская О.А. «Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях». Практическое пособие для педагогов и родителей.
2. Микляева Н.В., Полозова О.А., Родионова Ю.Н. «Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ: Пособие для воспитателей и логопедов».
Источник