Развитие у ребенка чувства цвета

Ирина Тихонова
Особенности формирования чувства цвета у детей дошкольного возраста

Введение

И в десять лет, и в семь, и в пять

Все дети любят рисовать.

И каждый смело нарисует

Всё, что его интересует.

Всёвызывает интерес:

Далёкий космос, ближний лес,

Цветы, машины, сказки, пляски…

Всёнарисуем: были б краски,

Да лист бумаги на столе,

Да мир в семье и на земле.

В. Берестов

Вспомните, многие из нас в детстве развлекались, прикладывая к глазам цветные стеклышки: синее — мир становится серьезным, строгим, печальным; желтое — все кажется праздничным, даже если день пасмурный. Несерьезное, бессмысленное занятие? Нет!

Цвет — это яркая сторона детства. Дети любят цвет, реагируют на него, увлекаются и играют с ним. Знакомство с цветом помогает им полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, развивает наблюдательность, мышление, обогащает речь.

Дошкольный возраст является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка. В вопросах сенсорного воспитания детей дошкольного возраста в разных видах деятельности важную роль сыграли работы (Венгера Л. А., Ветлугиной Н. А., Запорожца А. В., Комаровой Т. С., Сакулиной Н. П., Усовой А. П., и др.). Исследования показывают, что чувство цвета включает в себя восприятие цвета в окружающей жизни и искусстве, умение передавать цвет при создании образа в рисунке, аппликации; подбирать цвета, оттенки и создавать их в изобразительной деятельности с целью создания цветового образа, а также выражать индивидуальное отношение к цвету. Чувство цвета — не только проявление художественных способностей человека, но и способность отражения им окружающего мира. Проблема цветаможет рассматриваться в различных аспектах: физиологическом, искусствоведческом, психологическом и педагогическом.

1. Теоретические аспекты формирования цветовосприятия

Издавна цвет считался одним из важных свойств предметов и явлений окружающей жизни. Уже в древнем мире люди пытались определить воздействие цвета на человека. На протяжении многих веков цвет остаётся важным объектом исследований, только подходы учёных к этой проблеме осуществлялись с различных сторон.

Я. А. Коменский считал, что формирование у детей интереса к цвету должно осуществляться постепенно и строиться с учетом возрастных особенностей. Он рекомендовал давать детям что-нибудь раскрашенное и цветное уже в два — три года, а на четвертом году призывал еще более расширять область цветового зрения, основываясь на том, «. что доставляет удовольствие глазу».1 Он подчеркивал, что необходимо с раннего возраста воспитывать у детей эмоциональное отношение к цвету.

Большое значение воспитанию чувства цвета придавала М. Монтессори. 2 Она считала, что формирование чувства цвета играет значительную роль в психофизическом развитии ребенка, но это развитие не происходит само по себе, а требуются специальные усилия педагога.

Таким образом, анализ литературы позволяет сделать вывод, что вопросы формирования у детей чувства цвета широко представлены в истории педагогики, а также в исследованиях по сенсорному воспитанию и в методике обучения изобразительной деятельности.

2. Состояние цветовосприятия у детей младшего дошкольного возраста

Изобразительное творчество — это особый процесс, поскольку его результат относится к сфере духовного, личностного самовыражения. Творчество открывает путь к выражению бессознательных идей и фантазий, которые проявляются в символической, значимой для ребенка и, возможно, необычайной для всех остальных форме. 3

Значительный вклад в развитие у детей чувства цвета внесли работы Е. А. Аркина. Он использовал три метода работы с цветом: метод подбора, метод называния, метод выбора по называнию. Это позволило установить, что уже в 4 года у детей развита способность к цветоощущению. 4

Следуя методам Е. А. Аркина, мной была обследована группа детей младшего дошкольного возраста (3-4 года). С целью выявления уровня знаний основных цветов детям были даны три задания.При работе с детьми был использован специально подобранный дидактический материал: игрушки – кубики, колечки от пирамидки, различные мелкие предметы четырёх цветов: красного, жёлтого, синего и зелёного.

Задание 1. Взрослый показывает предмет, ребёнок называет цвет, его обозначающий.

Задание 2. Взрослый называет цвет, ребёнок показывает предметы данного цвета.

№ Имя ребёнка Возраст Зелёный Жёлтый Красный Синий Средний показатель

1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3

1 Настя Б. 3.2 + + + + + + + + + + + + 100%

2 Серёжа П. 3.6 + + + + + + + + + + + + 100%

3 Лиза З. 3.4 + + + + + + + + + + + + 100%

4 Даша Х. 3.3 + + + + + + + + + + + + 100%

5 Кирилл Н. 3.7 — + + — + + + + + + + + 83%

6 Лёша С. 3.5 + + + + + + + + + + + + 100%

7 Даша А. 3.3 + + + + + + + + + + + + 100%

8 Ваня К. 3.6 + + + — — + + + + + + + 83%

9 Ева К. 3.4 + + + — — + + + + — — + 67%

10 Милана К. 3.5 + + + + + + + + + + + + 100%

11 Ваня Б. 3.7 + + + + + + + + + + + + 100%

12 Вика Т. 3.4 + + + + + + + + + + + + 100%

13 Полина С. 3.4 + + + + + + + + + + + + 100%

14 Артур С. 3.2 + + + + + + + + + + + + 100%

Задание 3. Взрослый показывает карточку с изображением цветного круга, ребёнок подбирает предметы того цвета, в который окрашен круг.

Общегрупповой средний показатель выполнения заданий – 95%.

Из результатов тестирования можно увидеть, что уровень цветовосприятия у детей дошкольного возраста достаточно высокий. Только у 3 детей уровень восприятия цвета ниже среднего.

Эффективность формирования чувства цвета у детей дошкольного возрастадостигается при создании следующих педагогических условий:

— создание системы работы по формированию чувства цвета у детей в изобразительной деятельности, включающей специально разработанную последовательность занятий, направленных на развитие чувства цвета в разных видах изобразительной деятельности}

— целенаправленный отбор и изготовление пособий для работы с детьми;

— использование дидактических игр на занятиях по изобразительной деятельности и в свободное от занятий время, в том числе и созданных вместе с детьми |

— эстетическое оформление среды. Использование детских работ в оформлении дошкольного учреждения,

Важнейшим условием результативности формирования чувства цвета у детей выступает готовность педагога к этому виду деятельности, сформированная на достаточно высоком уровне и проявляющаяся в понимании важности организации и проведения работы по формированию чувства цвета у детей дошкольного возраста, в важной и высокой степени овладения качествами, знаниями и умениями, необходимыми для осуществления данной деятельности

3. Формирование чувства цвета у детей в продуктивной деятельности.

В целях формирования представлений о цвете можно проводить с детьми младшего дошкольного возраста следующие конкретные мероприятия.

Упражнение «Весеннее небо».

Цель: знакомство детей младшего дошкольного возраста с «цветовой растяжкой» с помощью нетрадиционной техники рисования «по мокрому» и рисования ватным тампоном.

Задачи: продолжать совершенствовать их навыки рисования по мокрому и рисования ватным тампоном; развивать мелкую моторику рук, расширять словарь детей. Упражнение «Радуга».

Цель: знакомство детей младшего дошкольного возраста с основными и составными цветами с помощью нетрадиционной техники рисования пальчиком.

Задачи: учить детей различать основные и составные цвета; продолжать совершенствовать их навыки рисования в нетрадиционной технике рисования пальчиками; развивать мелкую моторику рук, расширять словарь детей.

Упражнение «Осенний букет»

.Цель: знакомство с понятием «теплые и холодные» цвета с помощью нетрадиционной техники рисования «отпечатки листьев».

Задачи: учить детей различать цвета теплых и холодных оттенков; продолжать совершенствовать их навыки рисования в нетрадиционной технике рисования «отпечатки листьев»; развивать мелкую моторику рук, расширять словарь детей.

Перечисленные мероприятия проводятся с использованием нетрадиционный техник рисования. В первом случае, это использование нетрадиционной техники рисования по мокрому и рисования ватным тампоном, во втором, – использование техники рисования пальчиком, в третьем, – применение нетрадиционной техники рисования «отпечатки листьев».

Большой успех у детей имеют дидактические игры, направленные на узнавание целостного образа по деталям, нахождение изображения предмета на зашумленном фоне.

Для улучшения восприятия цвета следует использовать упражнения с набором геометрических фигур, разных по цвету, но одинаковых по величине и форме, которые нужно выделять в группы по цвету — игра «Разложи по цвету». Для формирования представлений о цвете предметов большое значение имеют такие задания, как выбор цвета при раскрашивании контурных изображений знакомых предметов, составление цветных узоров, орнаментов из бумаги. Очень важно, чтобы ознакомление с цветом находило отражение в расширении колоративной лексики ребенка. В ходе занятий по формированию представлений о цветедети должны научиться: отбирать предметы указанного цвета; группировать предметы по цвету; передавать реальный цвет предметов в продуктивной деятельности; строить ряды из оттенков спектра; определять сходство и различие между предметами на основе сравнения по признаку цвета (огурец — зеленый, снег — белый), а также знать названия основных цветов и оттенков.

Для формирования у дошкольников представлений о цвете в продуктивной художественной деятельности предполагает определенный алгоритм. Сначала детей знакомят с понятием «цветовая растяжка», затем проводится работа по формированию представлений о дополнительных цветах, и в заключении – работа по знакомству с «теплыми и холодными» цветами и их оттенками. Таким образом, как подтверждают Т. И. Адаевская, И. П. Плеханов, Е. А. Прыскина и др., в развитии у детей представлений о цвете, как и решение любой другой задачи в рамках художественного воспитания и образования,следует учитывать составляющие этого процесса: усвоение определенных знаний об предмете (в данной ситуации – о цвете, его эмоциональное восприятие и продуктивную деятельность (овладение умениями и навыками художественно-творческой деятельности Формирование у дошкольников представлений о цвете в продуктивной художественной деятельности будет эффективным,если педагог: будет учитывать возрастные особенности восприятия цвета детьми; пользоваться нетрадиционными техниками рисования; будет соблюдать условия их применения в продуктивной деятельности дошкольников.

Заключение

Цвет — главный компонент воспринимаемого предмета тогда,когда он:

• стал сигналом в результате выработанного рефлекса;

• является характерным признаком предмета;

• обозначается словом при восприятии незнакомого предмета;

• конкурирует с незнакомой детям геометрической формой.

Цвет выполняет роль основного выразительного языка живописи, с овладения которым начинается приобщение ребёнка к изобразительному искусству. Именно через овладение языком цвета, более доступным для ребёнка, чем язык формы, линии, объёма, величины и т. д. дети открывают многообразие и смысловую наполненность живописных образов. Возможность восприятия и выражения в цвете настроения позволяет ребёнку через красоту увидеть и ощутить ценность и радость добра. Приобретая опыт видения многоцветья мира, ребенок получает определенный эмоциональный тонус. Он способен радоваться многообразию цветов, восхищаться ими. Благодаря этому, его эстетическое восприятие расширяется, обогащается палитра изобразительных средств, с помощью которых он сможет более тонко выразить свои чувства и отношение в процессе создания изображения. Значение цветового восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как оно создаёт фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения. Хорошо развитое восприятие цветов может в дальнейшем проявляться у ребёнка в виде наблюдательности, его способности подмечать особенности предметов и явлений. В процессе обучения в школе восприятие будет совершенствоваться и оттачиваться в согласованной работе с мышлением, воображением и речью. Осознанное, целенаправленное восприятие цвета не является врожденным качеством. Только мы, взрослые, можем помочь детям увидеть мир красок, уловить все разнообразие цветовых тонов и сформировать устойчивый зрительный образ цвета.

Список литературы

1. Педагогическое наследие / И. Г. Песталоцци, Я. А. Каменский, Д. Локк, Ж. Ж. Руссо. — М.: Просвещение, 1987. — 496с.

2. Преганов А. Педагогическая теория и практика Марии Монтессори // Дошкольное воспитание. – 1989. — №10. — С. 19 – 27.

3. Доронова Т. Развитие детей в изобразительной деятельности // Ребенок в детском саду. — 2005 — №1. – С. 35-43

4. 4. Комарова Т. С., Размыслова А. В. Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 144с.

Источник

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

Учреждение ЦРР д /с — «Сказка» обособленное подразделение

           Детский  сад «Светлячок» комбинированного вида

                             Консультация на тему  :

                 «Развитие чувства цвета у детей

                    раннего дошкольного возраста»

        Подготовила воспитатель:

                             Русакова Л.И.

Развитие чувства цвета у детей раннего дошкольного возраста.

 Цвет является значимым свойством окружающего нас мира, но его нельзя выделить практическим путем, в ходе действия с предметами, как, например, форму или величину. К тому же цвет невсегда напрямую влияет на сущность предметов, их функцию. Тем не менее, цвет – это свойство, которое первым обращает на себя внимание, позволяет выделить объект среди других и запомнить его.

 Цвет — это яркая сторона детства. Дети любят цвет, реагируют на него, увлекаются и играют с ним. Знакомство с цветом помогает им полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, развивает наблюдательность, мышление, обогащает речь. 
 Сначала дети оперируют ограниченной палитрой, которая расширяется, по мере того, как они взрослеют.

Путь знакомства детей с цветом — это путь непосредственного восприятия цвета в связи с окружающим миром, в единстве с обозначающим его словом. 
Различать цвета детям значительно легче, чем их называть и даже чем отбирать цвета названные взрослыми.

Зная названия ряда цветов, дети часто не умеют еще достаточно хорошо пользоваться этими знаниями. 
Позже цвет становится одним из опознавательных признаков знакомого ребенку предмета или явления. Цвет, его оттенки, его сочетания приобретают для ребенка такое же сигнальное значение, какое они имеют и для взрослого.

 Он будет узнавать морковку, потому что она красная, огурчик – потому что он зеленый.
 Знакомство малыша с цветом надо начинать с четырех основных цветов: красного, желтого, зеленого и синего. Только после того, как ребенок научиться, без труда узнавать, и различать эти цвета, а так же называть их можно знакомить его с белым, черным, оранжевым и фиолетовым цветами. 

В процессе знакомства ребенка с цветом можно выделить следующие этапы:

1. Различение цветов по принципу «такой – не такой». На этом этапе малыш сравнивает предметы по цвету, прикладывая их друг к другу.

2. Зрительное соотнесение цветов – восприятие цвета на расстояние, выбор цвета по образцу. 

3. Закрепление представлений о цвете в слове. На этом этапе малыш различает цвет по названию, не прикладывая предметы друг к другу и не сравнивая их с образцом цвета, а так же называет основные цвета.

Обучение необходимо начать с возраста двух лет. Не стоит начинать рано – ребенок все равно ничего не поймет. Тем более что именно в возрасте двух лет ребенок уже различает цвета, просто не умеет их называть. Задача родителей – научить малыша называть цвета своими названиями и соотносить их между собой.
Во время прогулок обращайте внимание на травку, солнышко, листочки на деревьях, цветочки на клумбе, на цвет проезжающих машин.

 Говорите малышу не только о названии того или иного предмета, но и о его цвете. Не забывайте о том, что повторять названия необходимо несколько раз, потому что с первого раза ребенок не сможет запомнить названия цветов.

По иллюстрации книг, просите малыша называть цвет тех или иных предметов, изображенных на картинке.

 Во время рисования обращайте внимание не только на цвет фломастеров, но попросите малыша подобрать и колпачки.

Очень важной частью работы по развитию восприятия цвета являются игры и игрушки. В развитии восприятия цвета детей раннего возраста помогают настольно – печатные, словесные игры, а так же игры, которые легко можно изготовить своими руками. С некоторыми из этих игр хочу познакомить Вас. Эти игры учат ребенка различать предметы по цвету.Дидактическая игра «Петушок».
Цель: учить детей соотносить предметы по цвету с образцом, закреплять основные цвета; развивать наблюдательность, внимательность. Развивать речь, мелкую моторику. Называть основные цвета (белый, черный, красный, синей, зеленый, желтый, дополнительные цвета (оранжевый, фиолетовый) и оттенки (розовый, голубой).

Материал: Яркий, красочный рисунок петуха. Использованы следующие цвета: синий, зеленый, желтый, красный, белый, оранжевый. Карточки с кармашками и квадратами разного цвета (соответствующие цвету петушка) + несколько квадратиков не соответствующие цвету перышек у петушка.

Ход игры.

Игра проводиться индивидуально.

Предлагаю малышам рассмотреть петушка и вспомнить потешку ««Петушок, петушок золотой гребешок»: 
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь,
Голосисто поешь,
Деткам спать не даешь?

Какой у нас красивый петушок, а перышки у него разного цвета. Рассматриваем перышки и называем, какого они цвета. Затем показываю детям карточки с кармашками и объясняю, что в большом кармашке лежат квадратики, они разного цвета (называем их). Эти квадратики такого же цвета, как перышки у петушка, но там есть и другого цвета. Давайте, разложим их по маленьким кармашкам, и посмотрим, какие цвета у на остались.

Называем их.

Исследования показывают , что чувства цвета включает в себя восприятие цвета в окружающей жизни и искусстве, умение передавать цвет при создание образа в рисунке , аппликации; подбирать цвета, оттенки и создавать их в изобразительной деятельности с целью создания , а также выражать индивидуальное отношение к цвету.

 Чувство цвета- это не только проявление художественных способностей человека , но и способность отражения им окружающего мира.

  Приближаясь к трехлетнему возрасту ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга . Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но носителем определенной общественной функции.Желание ребенка выполнять такую же фцнкцию приводит к противоречию с его реальными возможностями .эти противоречия разрешаются с помощью игры которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

Обратим внимание , что главной особенностью игры является ее условность : выполнение одних действий с одними предметами предпологает их отнесенность  к другим предметам.

Содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами заместителями.  

  Продолжительность игры небольшая. В таком возрасте ограничиваются игрой с одной двумя ролями  и простыми сюжетами. Игры с правилами только начинают формироваться. Ведь только после трехгодовалого возраста у детей продолжают развиваться психические функции , возрастают физические возможности и показатели роста. Повышенная активность усиливается и целенаправленность возрастает, движения становятся разнообразными и координированными.

С этого возраста происходит существенное изменение в характере и содержании деятельности детей.

 Наиболее важным достижением является то, что действия ребенка приобретают намеренный характер.

В разных видах деятельности —  в коммуникативном общение, игре, рисовании,

Источник