Развитие творческой личности ребенка на уроке изо
Якшина Светлана Владимировна,
учитель изобразительного искусства
1 квалификационной категории
МБОУ «СШ № 90 п.Кулой»
Вельского района
Архангельской области
Развитие творческого потенциала личности обучающихся на уроках изобразительного искусства.
Аннотация: в статье представлен опыт работы по развитию творческой активности обучающихся на уроках изобразительного искусства, использование художественных техник, методов и приемов работы.
Ключевые слова: творческие способности, творчество, виды деятельности, дифференцированное обучение, формы и методы работы.
Развитие творческого начала, творческих способностей человека всегда волнует, как ученых-исследователей, так и педагогов, которые непосредственно занимаются практической работой с детьми.
Творчество — высшая форма активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, оригинальное. Творчество нужно в любой сфере человеческой деятельности: научной, художественной, производственно-технической, хозяйственной и т.д. Для педагогов развитие творческой индивидуальности является одной из важнейших задач обучения и воспитания.
В своей работе с детьми стараюсь уделять большое внимание применению методов и методических приемов обучения, которые способствуют более успешному развитию творческих способностей, обеспечивают активизацию умственной и практической деятельности учащихся.
Пробуждение творчества детей к изобразительной деятельности происходит через:
— привлечение их жизненного опыта;
— осознание жизненных проблем искусства;
— активизация визуальных и жизненных впечатлений на основе доверия и поддержки.
Правила создания комфортного психологического климата на уроке:
— Начинать урок с улыбки, добрых пожеланий в адрес учеников. Это залог радостного дня и хорошего урока.
-Интересоваться, с каким настроением пришли ученики в школу.
-Вместо вопроса «Вам понравилось?» задать вопросы о чувствах и ощущениях школьников: за кого ты порадовался, что тебя огорчило, что доставило удовольствие, радость на уроке?
-Стараться, чтобы каждый новый материал на уроке увеличивал эмоциональный опыт ребенка.
Для успешного развития творческих способностей обучающихся работаю над:
· развитием способностей, склонностей, интересов каждого учащегося с учетом их возможностей;
· приемами осознанного решения различных творческих задач;
· направляю и активизирую творческие способности учащихся через практическую деятельность.
Формой проведения занятий по программе является урок.
Процесс обучения на уроке искусства характеризуют:
— сотворчество учителя и ученика;
— диалогичность;
— четкость поставленных задач и вариативность их решения;
— освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Урок искусства стремлюсь сделать для каждого ребёнка ярким событием в жизни, побуждающим к самостоятельному творчеству. Это особый урок. Он должен быть каждый раз новым, не похожим на предыдущий, с особой эмоциональной атмосферой увлечённости. Я создаю её при помощи живого слова, ярких диалогов с учениками, музыки, зрительных образов, поэтического текста, игровых ситуаций, использования компьютерных программ.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения:
— изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);
— декоративная и конструктивная работа;
— восприятие явлений действительности и произведений искусства;
— обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках;
— изучение художественного наследия;
— подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;
На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой (прослушивание музыкальных произведений, установление взаимосвязи музыки и изобразительного искусства), литературой (чтение стихотворений, загадок, сказок, потешек, выполнение иллюстраций), историей (изучение истории создания произведений искусства, эпохи, исторических событий, баталий, сражений при изучении сюжетно–тематических картин и т.д.), технологией (изготовление игрушек, посуды для дальнейшей росписи, макетов), МХК (изучение худ. наследия, жизни и творчества художников и скульпторов и т.д.), историей русской культуры, информатикой. Поэтому мой профессиональный опыт сформировался при взаимодействии с коллегами.
Большую роль в формировании моего профессионального опыта играют районные и областные методические семинары, где учителя делятся опытом, предлагают новые идеи, которые я так же использую в своей работе.
На занятиях ИЗО происходит освоение учениками различных художественных материалов (краски гуашь и акварель, карандаши, ткани, пластилин, бумага, картон).
Разнообразие инструментов позволяет расширить диапазон видов творческих работ.
На уроках я использую следующие художественные техники:
— рисование (в различных видах и жанрах),
— аппликация и коллаж,
— фотоизобразительный монтаж,
— лепка,
— бумагопластика (выполняем макеты),
— роспись самостоятельно выполненных изделий
— рисование пальцем, торцевание, граттаж и др.
При подготовке к конкурсам, мероприятиям, а также на уроках выполняем роспись по дереву, по стеклу, работаем с тканью – изготавливаем куклы-обереги.
От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.
Важным условием развития художественных способностей ребенка является индивидуальный подход к нему в процессе обучения.
Развитие творческой активности не может быть одинаковым у всех ребят в силу их индивидуальных особенностей, но всё же стараюсь дать каждому ребенку возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творческого труда.
Индивидуальную работу с обучающимися веду так, чтобы все они, в особенности слабые, проявили большое желание и стремление учиться и не отставать от лучших учеников, стараюсь научить ребенка работать самостоятельно с полной отдачей сил.
Природа и окружающая нас реальность — первооснова творчества во всех видах деятельности. Через реальность мы приходим к понятию фантазии — этой прекрасной способности любого человека. Я стараюсь вселить уверенность в каждом ученике, что он может фантазировать (т.е. творить) и что для этого нужно внимательно, изучив реальность, подняться над ней на крыльях фантазии. Одним из способов развития фантазии является выполнение ряда необычных и неожиданных заданий. Привожу несколько заданий, выполняя которые систематически и целенаправленно, дети развивают воображение, вырабатывают привычку к собственному решению, открытиям, умению отойти от образца и работать по собственному замыслу:
· чудо-зверь;
· сказочный цветок;
. город будущего;
· необычная игрушка из необычного материала;
· сочинение собственных орнаментов на определенную тему;
. макет детской площадки;
. герб своей семьи;
. эмблема школы и т.д.
Кроме индивидуальной работы в своей работе часто использую метод коллективных и групповых работ. Составляем всем классом такие композиции, как «Мир бабочек», «Бал во дворце», «Цветочная поляна», «Подводный мир», «Город будущего», макет поселка и др. Индивидуальное творчество в творчестве коллектива даёт очень интересные творческие результаты.
На уроках также применяю метод ИКТ.
Важным условием формирования творческих способностей являются стимулы.
На мой взгляд, на уроках ИЗО нельзя детям ставить оценки за то, что они рисуют «правильно» или «неправильно». Критерии оценки – умение мыслить, создавать, творить. Традиционная отметка весьма несовершенный инструмент поощрения достижений детей. Самый эффективный стимул познавательной деятельности – ситуации успеха, которую стараюсь создать на своих уроках.
Одна из форм поощрения, которую я часто использую – это участие в школьной выставке. Выставки проводятся регулярно, для школьников, для родителей, на праздники и т.д.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха.
Выполненные на уроках работы обучающихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, применяются в оформлении школы и становятся прекрасным ее украшением (показ)
Результаты моей деятельности:
1) Участие работ детей в школьных праздниках и мероприятиях (оформление школьных праздников, выставок).
2) Процент успеваемости во всех классах -100%, процент качества знаний составляет 96 %
3) Участие в районных мероприятиях (выставках), ежегодные призовые места на районных конкурсах, призовые места в областных, участие во Всероссийских и международных конкурсах.
Развитие творческого потенциала личности обучающихся зависит от эффективности используемых учителем методов и приемов и того, насколько творчески он подходит к данной проблеме.
Анализируя свою работу по данному направлению, могу отметить, что у детей проявляется большой интерес к предмету, заинтересованность в подготовке и участии в различных выставках и конкурсах.
Почему так привлекательны для меня уроки ИЗО? Наверное, потому что различия в способностях детей на них не имеют особого значения. Каждый ребёнок интересен на этом уроке как личность со своими чувствами и мыслями, со своим пониманием мира. На этом уроке дети могут быть путешественниками, открывателями, мастерами, творцами, они могут думать, рассуждать, творить красоту и радость и находят в этом творении счастье.
Скажи мне — и я забуду,
Покажи мне — и я запомню,
Вовлеки меня — и я пойму.
Источник
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение,
средняя общеобразовательная школа №11
г. Томска
«Развитие творческой личности ребенка
на уроках изобразительного искусства».
Разработала: учитель ИЗО и технологии МАОУ СОШ №11
Томск – 2012г.
Развитие творческой личности ребенка
на уроках изобразительного искусства
Развитие творческого начала, творческих способностей человека всегда волнует педагогов, непосредственно занимающихся практической работой с детьми. Творчество — высшая форма активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, оригинальное. Творчество нужно в любой сфере человеческой деятельности: научной, художественной, производственно-технической, хозяйственной и т. д. Для педагогов развитие творческой индивидуальности является одной из важнейших задач обучения и воспитания.
Великий труд создавать искусство и неменьший – учить ему. Поэтому огромная задача взрастить художника, зрителя возлагается на учителя. Соединение системности с творческой свободой порождает самое важное – увлеченность, интерес к работе. Основой изобразительного искусства является возможность творческих поисков и открытий не только для учащихся, но и для учителя. Художественная педагогика должна вести в область знаний и умений, как учителя, так и ученика. Учитель должен научить ребенка видеть прекрасное, доброе. Это и есть сущность эстетического развития творческой личности.
Рисование, как и любой вид творчества — это область, где люди могут быть свободными. У искусства нет правил. А если какие-то законы, каноны, правила и есть, то на протяжении всех времён каждый художник их по-своему нарушал, создавая новые, свои правила. Поэтому для таких людей, как наши ученики, рисование с большой степенью вероятности может быть этой областью свободы, причём для многих из них это ещё и единственная разрешённая социумом возможность побыть собой. Рисование нас, прежде всего, интересует, как язык для связи с окружающим миром. Но в случае с нашими ребятами важно ещё и то, что она способна расширить возможности общения с другими людьми. В идеале, каждый из них должен чувствовать себя за мольбертом, как рыба в воде. В этом я вижу основной смысл своей работы. Для достижения этой цели подходят любые средства. Поэтому на уроках рисования я считаю возможным почти всё.
Игровые ситуации на уроках выступают как средство побуждения, стимулирования школьников к учебной деятельности.
Самое главное я считаю, работу по развитию художественно-творческих способностей нужно сделать более интересной и качественной.
Разумеется, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех ребят в силу их индивидуальных особенностей, но педагог умелым руководством должен дать каждому ребенку возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творческого труда.
Изобразительное искусство как ничто другое развивает воображение и фантазию. Мир изобразительного искусства позволяет воплощать образы как реально существующие, так и сказочные, мистические. Сила духовного преображения выразительных средств в изобразительном искусстве как бы погружает в фантазийные переживания художников. Творческое воображение нельзя скачать из Интернета. Даже если идея сюжета была позаимствована ребенком – воплощать этот сюжет на бумаге будет он сам.
Изобразительное искусство участвует и в процессе развития интеллектуальных операций. Корни человеческой фантазии сокрыты в самой природе интеллектуальных трансформаций (моделировании), вызывающей переживание уникальных эмоциональных состояний. Поэтому в творческой деятельности наиболее ярко и целостно удается соединить воедино эмоциональную, интеллектуальную и духовные сферы. Развитие способности правильно передавать пропорции тесно связано с развитием аналитического мышления, умения не только видеть и сравнивать одну часть с другой, определяя, какая больше, но и в процессе изображения все время помнить об их пропорциональной зависимости.
Занятия изобразительным искусством способствуют развитию навыков моделирования, развивают сенсорное восприятие детей.
Разумеется, нельзя не упомянуть тот факт, что изобразительное искусство тесно связано с развитием речи и мышления. Еще в детском саду дети привыкли составлять рассказы по картинкам, рассуждать на темы сюжетов картин. Развитие образного мышления неминуемо подтолкнет и развитие речи, сделает ее более яркой. В процессе ознакомления с произведениями искусства формируется критическое мышление и способность аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного искусства – а это невозможно без хорошего владения средствами речевой выразительности.
Задачи моей работы:
1. Использование потенциала инновационных педагогических технологий для развития творческих способностей учащихся;
2. Использование потенциала учебно-познавательной деятельности как средство стимулирования учащихся к выполнению творческих заданий на уроке и дома;
3. Развитие личности учащихся в процессе организации деятельности каждого ребенка, поддержания его индивидуальности и степени обученности;
В своей работе с детьми стараюсь уделять большое внимание применению методов и методических приемов обучения, которые способствуют более успешному развитию творческих способностей, обеспечивают активизацию умственной и практической деятельности учащихся. Для успешного развития творческих способностей учащихся работаю над:
1. Развитием способностей, склонностей, интересов каждого учащегося с учетом их возможностей;
2. Приемами осознанного решения различных творческих задач;
3. Направляю и активизирую творческие способности учащихся через практическую деятельность.
Формой проведения занятий по программе является урок.
Процесс обучения на уроке искусства характеризуют:
— сотворчество учителя и ученика;
— диалогичность;
— четкость поставленных задач и вариативность их решения;
— освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Урок искусства стремлюсь сделать для каждого ребёнка ярким событием в жизни, побуждающим к самостоятельному творчеству. Это особый урок. Он должен быть каждый раз новым, не похожим на предыдущий, с особой эмоциональной атмосферой увлечённости. Я создаю её при помощи живого слова, ярких диалогов с учениками, музыки, зрительных образов, поэтического текста, игровых ситуаций.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения:
— изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);
-декоративная и конструктивная работа;
— восприятие явлений действительности и произведений искусства;
-обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках;
— изучение художественного наследия;
-подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;
На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой (прослушивание музыкальных произведений, установление взаимосвязи музыки и изобразительного искусства), литературой (чтение стихотворений, загадок, сказок, выполнение иллюстраций), историей (изучение истории создания произведений искусства, эпохи, исторических событий, баталий, сражений при изучении сюжетно–тематических картин и т. д.), технологией (изготовление игрушек, посуды для дальнейшей росписи). Большую роль в формировании моего профессионального опыта играют районные и областные методические семинары, где учителя делятся опытом, предлагают новые идеи и т. д.
На занятиях ИЗО происходит освоение учениками различных художественных материалов (краски гуашь и акварель, карандаши, ткани, пластилин, бумага, картон,). В наше время появилось очень много новых художественных материалов для обогащения творческого процесса: разнообразные фломастеры, гелиевые ручки, бумага разного качества, разной структуры и фактуры. Овладеваем такими инструментами как кисти, стеки, ножницы и т. д.
Разнообразие инструментов позволяет расширить диапазон видов творческих работ.
На уроках я использую следующие художественные техники:
— рисование (в различных видах и жанрах),
— аппликация и коллаж,
— лепка,
— бумагопластика,
— роспись самостоятельно выполненных изделий ,
-рисование пальцем, торцевание, граттаж, и др.
Во внеурочное время, кроме рисования, выполняем работы в технике квиллинг витражи, по стеклу и керамике.
От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.
Важным условием развития художественных способностей ребенка является индивидуальный подход к нему в процессе обучения.
Индивидуальную работу с учащимися веду так, чтобы все учащиеся, в особенности слабые, проявили большое желание и стремление учиться и не отставать от лучших учеников, научить ребенка работать самостоятельно с полной отдачей сил; создать благоприятные условия для развития учеников с наиболее выдающимися способностями.
Природа и окружающая нас реальность — первооснова творчества во всех видах деятельности. Через реальность мы приходим к понятию фантазии — этой прекрасной способности любого человека.
Кроме индивидуальной работы в своей работе часто использую метод коллективных и групповых работ. Составляем всем классом такие композиции, как «Сказочный город», «Цветочный луг», «Зоопарк», «Подводный мир», «Бал во дворце» и др. Индивидуальное творчество в творчестве коллектива даёт очень интересные творческие результаты.
Узнай стоимость своей работы
Бесплатная оценка заказа!
Важным условием формирования творческих способностей являются стимулы.
На мой взгляд, на уроках ИЗО нельзя детям ставить оценки за то, что они рисуют «правильно» или «неправильно». Критерии оценки – умение мыслить, создавать, творить. Традиционная отметка весьма несовершенный инструмент поощрения достижений детей. Самый эффективный стимул познавательной деятельности – ситуации успеха, которую стараюсь создать на своих уроках.
Одна из форм поощрения, которую я часто использую – это участие в школьной выставке. Выставки проводятся регулярно, для школьников, для родителей, на праздники и т. д.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, применяются в оформлении школы и становятся прекрасным ее украшением.
Результаты моей деятельности:
1) Участие в школьных праздниках и делах (оформление школьных праздников, выставок) .
2) Процент успеваемости во всех классах -100%, процент качества знаний составляет 90%.
3) Участие в районных мероприятиях (выставках), ежегодные призовые места на районных, областных и Всероссийских конкурсах
Почему так привлекательны для меня уроки ИЗО? Наверное, потому что различия в способностях детей на них не имеют особого значения. Каждый ребёнок интересен на этом уроке как личность со своими чувствами и мыслями, со своим пониманием мира. На этом уроке дети могут быть путешественниками, открывателями, творцами, они могут думать, рассуждать, творить красоту и радость и находят в этом творении счастье.
Скажи мне — и я забуду,
Покажи мне — и я запомню,
Вовлеки меня — и я пойму.
Источник