Развитие творческого потенциала ребенка дошкольного возраста

Доклад

«Сплочение детского коллектива в условиях ДОУ»

Подготовила Дроздова Татьяна Сергеевна

Воспитатель МБДОУ д/с №6 г. Ярцево

 Ребенок с полуторагодовалого возраста учится общаться и строить свои взаимоотношения со сверстниками, и от того, насколько благоприятно складываются его отношения детском коллективе, зависит его психическое здоровье в дальнейшем, умение эффективно взаимодействовать друг с другом, договариваться и искать компромиссы в процессе выполнения совместной деятельности, воспринимать и понимать других людей.

В дошкольном учреждении развитие коммуникативных навыков детей происходит при постоянном участии воспитателя.

Я поставила перед собой цель – создание дружного детского коллектива в группе.

Задачи:

— создать атмосферу доброжелательности и внимания к каждому ребенку;

— обучить детей правилам и требованиям поведения в группе;

— обучить детей совместным играм;

— развивать умения детей коллективно планировать совместную деятельность;

— повышать культуру общения дошкольников;

— формировать организаторские способности у детей.

Обязательным условием успешной работы является создание доброжелательной атмосферы в группе, уважительное отношение к детям, на основе учета индивидуальных способностей каждого ребёнка. Другим не менее важным фактором является осознание детьми правил и требований поведения в группе.

Воспитание культуры общения включает освоение детьми правил вежливости по отношению к сверстникам и формирование культуры совместной деятельности: игровой, трудовой, учебной. Воспитание организованного поведения предполагает формирование у дошкольников умений сознательно выполнять правила поведения, подчиняться общим требованиям, установленным в группе, действовать согласованно и совместными усилиями добиваться поставленной цели.

Формирование детского дружного коллектива – длительный и сложный процесс. Вначале это небольшие по численности объединения детей (по 3-6 человек), возникающие в связи с общей деятельностью, чаще всего игрой; эти объединения очень неустойчивы по составу, недлительны по времени, легко распадаются. Организатором первых объединений детей младшего дошкольного возраста является воспитатель. Например, по моему предложению небольшая группа играет с общей игрушкой (один нагружает автомобиль, другой возит его, а третий разгружает; 4-5 девочек вместе играют с куклами в «семью», а воспитатель помогает им распределить роли и т. д.). На первых шагах создания детских объединений я часто становилась их центром: читаю небольшой группе детей сказки, пою песенку, показываю забавную игрушку. Так у детей появляются общая цель, совместная деятельность, направленная на нее осуществление, необходимость договориться, радость от общения с товарищами. Воспитатель поддерживает и поощряет первые объединения детей.

Также сплочению коллектива способствуют игры малой подвижности.  Например, «Что изменилось?», «Ветер дует на того. «, «Угадай меня», «Прятки с игрушкой», «Спрятанное слово», «Подарок», » Пузырьки»,» Животные и детеныши» и т. д.

Следующий этап – формирования детской сплоченности заключается в том, чтобы сделать эти первые объединения более устойчивыми, продлить их деятельность во времени. На этом этапе дети проявляют больше самостоятельности и организаторских умений, растет число участников объединения. Их может быть уже 8-10 человек. Выдвигаются более сложные цели совместной деятельности – игровой, трудовой. Состав объединений становится более устойчивым, так как детей привлекает совместная деятельность именно в такой группе сверстников.

Большое внимание надо уделить формированию у детей организаторских умений, умению справедливо и спокойно разрешать споры и конфликты, считаться с мнением коллектива. Для формирования у детей представлений о том, как надо жить в коллективе, что значит быть хорошими товарищами и друзьями, нужно использовать литературные произведения. Например, рассказы о детях     Н. Носова («Замазка», «Огородники», «Огурцы», «Живая шляпа» и др.),                      В. Драгунского » Девочка на шаре», «Друг детства», » Дымка и Антон» и др.) рассматривание картин и иллюстраций соответствующей тематики, проводить этические беседы.

Более высокий этап развития детского коллектива характеризуется дальнейшим ростом самостоятельности детей: они сами создают объединения, регулируют свои взаимоотношения, оценивают поведение отдельных их членов, по своему усмотрению могут и не принять в игру и исключить из нее. Ребенок осознает себя как часть общего, как член коллектива. На этом этапе так же, как и на предыдущих очень важна поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

Развитие коммуникативных навыков ребенка, культуры общения, формирование самостоятельности, умения подчиняться установленным правилам является необходимой основой для создания сплоченного детского коллектива в группе дошкольного учреждения.

Источник

елена мотылькова
Развитие творческого потенциала ребенка дошкольного возраста в семье

Читайте также:  Требования к общему развитию ребенка

Интерес к проблеме развития творческого потенциала человека не уменьшается уже на протяжении длительного времени, однако сейчас наибольшее внимание исследователей обращено к детскому возрасту, как начальному этапу развития творческого потенциала.

В научных подходах по-разному определяются возрастные границы начала развития творческих способностей: Е. А. Корсуновский считает, что они проявляются уже в возрасте 3-5 лет, когда развивается воображение; Е. П. Торренс указывает, что креативность возможно выявить только после 5 лет; в работе М. Е. Богоявленской нижней границей творческих способностей считается возраст 6 лет. Многие исследователи отмечают, что дошкольный возраст выступает благоприятным периодом для развития творческого потенциала детей [5].

Творческий потенциал — это многоплановая, многоэлементная структура, включающая комплекс способностей, личностные качества, эмоционально-волевую сферу личности [5]. Систематизирующим фактором указанных элементов является общая креативность личности. Процесс развития творческого потенциала — это сознательная и целеустремлённая деятельность самого обучающегося, которая и является механизмом преобразования его возможностей. Большую роль в этом процессе играет семья.

Как отмечает О. М. Дьяченко, дошкольное детство – это период высокой чувствительности ребёнка к воспитательным воздействиям и влияниям среды. Именно в этом возрасте создаётся основа, на которой базируется всё последующее обучение и воспитание [2].

В семье формируется отношение родителей к творчеству, неординарности, одаренности и талантливости ребенка, впоследствии от этого будет зависеть самооценка ребенком собственных возможностей, его активное или пассивное отношение к своим способностям.

Ученые выделяют два основных способа воздействия семьи на развитие творческого потенциала и способностей ребенка:

а) помощь и стимулирование ребенка в получении, приобретении специальных знаний и навыков;

б) привитие ребенку своих ценностей и своего отношения к тем способностям и достижениям, которые зависят от обучения и практики.

Поэтому развитие творческого потенциала ребенка должно начинаться с самообучения родителей. В повседневной жизни родителям сложно сохранить равновесие между проявлением заботы родителей и предупреждением чрезмерного повышенного внимания ребенка (чаще неосознанного) к какой-то одной области, в которой он особенно преуспевает, стараясь выразить себя. Поэтому, им необходимо с самого раннего детства уважать ребенка, тактично, в меру подчеркивать в нем его индивидуальность. Родителям не стоит переносить на ребенка собственный набор увлечений, интересов и пристрастий. Каждому родителю целесообразно очертить заповедный круг тех детских дел, забот и интересов, куда нельзя вторгаться, поскольку полновластным хозяином там должен быть ребенок, там его суверенное владение, куда вход старшим запрещен.

Одним из доминирующих личностных качеств творческого ребенка является любопытство. Ж. Пиаже писал, что задача активного интеллекта заключается в быстрой обработке информации и аналогична задаче организма задаче организма по переработке пищи. Поэтому структурирование информации проистекает от взрослых [3]. Надо найти верный момент, правильные слова. Но слова – это еще не главный канал для детей. Надо вести себя так, чтобы укреплять в ребенке систему ценностей, понимание того, чего от него ждут, и развивать здоровую систему самовосприятия. Родителям необходимо быть правдивыми с детьми, ведь дети очень чувствительны ко лжи. При удовлетворении любопытства одаренного ребенканадо придерживаться такого правила: не давать ребенку готового ответа, а дать ему возможность самому дойти до сущности.

Любопытство ребенка с возрастом приобретает новые качества и все что попадает в поле зрения ребенка, рождает у него новые вопросы, которые становятся более «технологическими». Дошкольник делает собственные выводы из разных фактов, устанавливает взаимосвязи, фантазирует. Общение с родителями выступает важным источником информации для ребенка об окружающем мире, которая является основой для развития его воображения.

В. С. Юркевич считает, что одной из важнейших задач родителей в плане развития творческого потенциала является сохранение в ребенке эмоциональной стабильности, уверенности в своих силах, поскольку именно это обеспечит безопасную психологическую базу в его творческих экспериментах и поможет справляться с разочарованиями и сомнениями, вызванными ошибками и неудачами. Поддержка ребенка является очень важной для развития творческих начинаний, а критика должна быть крайне осторожной, чтобы ребенок не потерял желание творить [7].

Л. С. Выготский обращает внимание на то, что в развитии детского творчества необходимо соблюдать принцип свободы, который является обязательным условием любого творчества. Это говорит о том, что творчество детей не может быть ни обязательным, ни принудительным. Оно может возникать только из детских интересов [1].

Читайте также:  Развитие ребенка вконтакте книги

Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей.

А. И. Савенков на основе анализа работ многих исследователей выделяет следующие важные условия развития творческих способностей детей. Первым шагом к успешному развитию творческих способностей является раннее физическое развитие ребенка: раннее плавание, гимнастика, раннее ползание и хождение. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами [6].

Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно, заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться.

Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Н. Н. Поддъяков отмечает, что способности развиваться тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается «до потолка» своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше [4].

Четвертое условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т. д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу. Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, доброжелательную и умную помощь взрослых – это и есть пятое условие успешного развития творческих способностей.

Для развития творческого потенциала необходима комфортная психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому шестое условие успешного развития творческих способностей – тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.

Но только создание благоприятных условий в семье недостаточно для воспитания ребенка с высоким творческим потенциалом. Воспитание творческих способностей детей в семье будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.

Итак, анализ исследований различных авторов показывает, что роль семьи в развитии творческого потенциала велика, но воспитание творческого ребенка должно представлять собой целенаправленный процесс. Родителям необходимо соблюдать ряд условий для творческого развития ребенка, самим проявлять интерес к творчеству и развивать свои творческие способности.

Литература

1. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л. С. Выготский. – М.: 1991. – 180 с.

2. Дьяченко, О. М. Особенности развития воображения умственно одаренных детей [Текст] / О. М. Дьяченко //Дошкольное воспитание. – 1993. — № 8.- С. 18-24.

3. Пиаже, Ж. Развитие мышления в детском возрасте [Текст] / Ж. Пиаже. М.: Педагогика-Пресс, 1994. – 164 с.

4. Поддьяков, Н. Н. Новые подходы к исследованию мышления дошкольников [Текст] / Н. Н. Поддъяков // Вопросы психологии. — 1985. — № 2. – С. 36-41.

5. Психология одаренности детей и подростков [Текст] / Под ред. Н. С. Лейтеса. – М., 2000. – 203 с.

6. Савенков, А. И. Ваш ребенок талантлив. Детская одаренность и домашнее обучение [Текст] / А. И. Савенков. – Академия развития -Ярославль. 2004. – 169 с.

7. Юркевич, В. С. Одаренный ребенок:иллюзии и реальность: Кн. для учителей и родителей [Текст] / В. С. Юркевич. – М.: Просвещение, Учебная литература, 1996.- 136 с.

Источник

Развитие творческого потенциала у детей дошкольного возраста.

Развитие активной творческой личности — одна из важнейших проблем психологической и педагогической теории и практики. Идея обучения, ориентированного на поддержание и развитие творческого потенциала, лежит в основе ответа на насущный вопрос: как учить детей, начиная с ранних возрастов, чтобы не

погасить искру творчества, заложенную в каждом ребенке изначально?

Каждый здоровый ребенок, рождаясь, обладает колоссальными возможностями развития способностей по всем видам человеческой деятельности. Но эти возможности не остаются неизменными и с возрастом постепенно угасают, слабеют. Чем старше становится человек, тем труднее развить его способности.

Читайте также:  Ребенок в 3 года для развития речи что нужно

Творческие способности могут развиваться только в творческой деятельности и не могут созреть сами по себе. Их формирование происходит благодаря закреплению того нового, что несет с собой жизненный опыт. И чем раньше этот опыт коснется ребенка, тем лучше для успешного развития его творческого начала.

Творческий потенциал личности есть в каждом, но не все стремятся на протяжении всей жизни его развивать.

Дошкольный возраст — благоприятный период для развития творчества. Именно в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы, такие как внимание, память, восприятие, мышление, речь, воображение), активно развиваются личностные качества, а на их основе — способности и склонности.

Творческий потенциал личности является неким ядром его внутренних сил, помогающий ему самореализоваться. Часть качеств, которые обуславливают его потенциал, формируется генетически, часть — в период детского развития, а остальная составляющая появляется в разные периоды человеческой жизнедеятельности.

Творческий потенциал (англ. Creative potential) — совокупность качеств человека, определяющих возможность и границы его участия в разных видах деятельности.

Творческая личность – это личность с высоким уровнем культуры, обладающая творческим потенциалом, способная к саморазвитию и саморегуляции.

Педагоги и психологи (О.В.Дыбина, Т.С.Комарова,В.С.Кузин, Я.А.Пономарев, С.Я.Рубинштейн, Н.П.Сакулина, Б.М.Теплов, Е.А.Флерина, Т.Я.Шпикалова и другие) считают, что творчеству можно научить и следует учить, оно не является врожденным качеством личности и развивается постепенно под воздействием воспитания и обучения. Ребенку необходимо помочь развить ту деятельность, которой он начинает заниматься. Сам он не найдет эти средства, он сможет открыть только самые примитивные из них, и творчество его обречено остаться на самой низкой ступени.

В то же время творчество дошкольника – это не просто результат педагогического воздействия.

Дети являются субъектами творчества, активными участниками процесса развития. Поэтому творчество ребенка отличается неповторимостью, искренностью переживаний и ярко выраженной оценкой того или иного явления.

Эффективным средством развития творческого потенциала дошкольников, по мысли ученых, являются продуктивные виды деятельности.

Для того, чтобы развить свой потенциал, необходимо развивать такие качества как:

1.Инициативность.

2.Способность двигаться вперед.

3.Уверенность в себе.

4.Стремление по максимуму использовать появившиеся возможности.

5.Доводить начатое дело до финального конца.

Педагоги-практики отмечают, что если ребенок талантлив, он талантлив во многих сферах. Это говорит о том, что способности, проявляющиеся в одном виде деятельности, качественно влияют на развитие других.  

Воспитание личности, обладающей богатым творческим потенциалом, способной к саморазвитию и самосовершенствованию, умеющей справляться с возрастающим потоком проблем,  начинается в детские годы. Очевиден тот факт, что традиционных подходов в решении проблемы развития творческих способностей детей недостаточно. Необходимо наполнить современный образовательный процесс новым содержанием, принципами, методическими идеями, ориентированными на развитие творческой устремленности, инициативы, интереса, вдохновения.

В настоящее время ширится круг инновационных программ развития ребенка в ДОУ. Тем не менее, вопрос об обеспечении условий развития творческих способностей детей остается актуальным. Современный образовательный процесс содержит комплекс проблем, затрудняющих эффективность решения вопросов развития творческого потенциала личности.

Среди них можно назвать следующие:

—использование в обучении нескольких приоритетных направлений, что исключают возможность специальной работы по развитию творческих способностей;

—недостаточное владение технологией развития творческих способностей.

Согласно идеям А. В. Запорожца и Л. А. Венгера, жизнь ребенка может быть полноценной при условии, если он чувствуют себя созидателями, открывающими что-то новое в окружающем мире.

Процесс познания предполагает усвоение универсальных действий ориентировки в окружающем, т. е. развитие и совершенствование целого комплекса способностей.

Они позволяют ребенку самостоятельно анализировать действительность, находить решения в новых и неожиданных ситуациях произвольно, а к концу дошкольного детства осознанно относиться к собственной деятельности.

В исполнительских видах деятельности (пении, рисовании, играх-драматизациях, танцах) развитие способности к творчеству идет от подражания взрослому к попытке самостоятельного переноса приобретенного опыта в повседневную жизнь, а затем и к творческой инициативе.

Активно развиваются творческие способности в художественных видах деятельности: музыкально-ритмической, театрализованной, музыкально-игровой, рисовании и лепке, художественно-речевой. Возрастная сенситивность и характерная для дошкольников реакция на непосредственные впечатления, доставляемые органами чувств, чуткость к образно-эмоциональным моментам, типичное для данного периода соотношение первой и второй сигнальной систем способствуют притягательности художественной творческой деятельности в дошкольном детстве, развитию творческого воображения.

Источник