Развитие творческого потенциала ребенка через проекты

Наталья Сучкова
Развитие творческих способностей дошкольников через проектную деятельность

На сегодняшний день перед дошкольными учреждениями стоит важная задача развития творческого потенциала детей. В связи с введением в действие ФГОС возникла необходимость повышения качества дошкольного образования, направленного на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей. Колоссальными способностями повышения качества дошкольного образования обладает внедрение в педагогическую практику образовательных учреждений инновационной деятельности. Одной изинновационных образовательных технологий, которая направлена на развитие личности ребенка, его творческих способностей,являетсятехнология проектной деятельности.

Технология проектирования и использование метода проектов с интеграцией в различных образовательных областях является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного развития дошкольников.

Проект в детском саду – это специально организованный воспитателем и самостоятельно выполняемый воспитанниками комплекс действий, направленных на разрешение проблемной ситуации и завершающихся созданием творческого продукта.

Стержнем проектной деятельности является самостоятельная деятельность детей, что развивает в детях уверенность в своих возможностях и создает умение самостоятельно искать пути решения задач. Надо помнить, что самые ценные и прочные знания добываются самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий.

Основной цельюпроектной деятельностив дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности ребенка.

Общие задачи развития:

— формирование творческого воображения и творческого мышления;

развитие познавательных способностей;

развитие коммуникативных навыков;

— обеспечение психологического здоровья.

Задачи развития в младшем дошкольном возрасте:

— вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

-активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

-формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

Задачи развития в старшем дошкольном возрасте:

— формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

-развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

-формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

-развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект.

При реализации проекта применяется все многообразие методов развития творческих способностей детей. Используются такие формы работы с детьми, как сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры, игры-фантазирования, игры со строительным и природным материалом, рисование (в том числе нетрадиционное, лепка (из пластилина, глины, соленного теста, аппликация, чтение и т. д.

Метод проектов интересен и полезен не только детям, но самим педагогам, т. к. он дает возможность сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень собственной компетентности по проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя действительно партнером детей в решении исследовательских задач, сделать процесс познания не скучным и чрезмерно назидательным. Метод проектов естественно и гармонично вплетается в образовательный процесс детского сада.

Поэтому в практике своей работы я стала достаточно активно использовать данный метод, и хочу поделиться опытом своей работы в данном направлении. И эта тема является темой моего самообразования.

Очень удобно определяться с темой проекта, формами и видами деятельности во время проведения утреннего сбора – одной из форм организации образовательного процесса. Во время обсуждения коллективного проекта каждый ребенок предлагает свою идею проекта, затем детским коллективом выбирается только одна идея. (Выбор идеи осуществляется, например,так: воспитатель дает детям фишки, с помощью которых они «голосуют» – кладут на тот рисунок, в котором выражена наиболее интересная, с их точки зрения, идея). Утренний сбор дает возможность развивать умение детей самостоятельно делать выбор, создает эмоциональный настрой на весь день и создает атмосферу коллективного творчества.

Планирование любой проектной деятельностиначинается с обсуждения и обдумывания следующих вопросов: “Для чего вообще нужна эта работа?”, “Ради чего ее стоит осуществлять?”, “Что будет в результате?

Работа с детьми ведётся поэтапно: сначала создается положительная мотивациядетей, затем дошкольники вводятся в проблему, слушают рассказ о ее важности, вживаются в игровую ситуацию. Затем вырабатывается план по решению задачи, который формируется в ходе исследовательской деятельности, подбираются необходимая информация и нужные материалы. Дальшевыполняется практическая часть проекта. После происходит обсуждение результатов, систематизация полученных данных. Необходимо отметить, что на каждом этапе используются личностно-ориентированные технологии, так как способности и возможностидетей разные.

Считаю важным условием развития творческой личности является уважительное отношение к результатам творчества детей, широкого включения их в жизнь дошкольного образовательного учреждения (организация выставок, концертов, создание эстетической развивающей среды).

Необходимо привлекать родителей к работе над проектом, так формируются дополнительные возможности для раскрытия индивидуальных способностей их детей, выявления творческого потенциала всех участников проекта, расширения возможностей реализации проекта. Участие взрослых в детских проектах способствует социально-личностному развитию каждого ребенка. А родители могут обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

Проектную деятельность осуществляю на основе интегративного, комплексно-тематического и личностно-ориентированного подходов к организации педагогического процесса. Я и ребенок выступаем как равноправные партнеры.

В практике ДОУ использую следующие типы проектов:

Исследовательско-творческий — дети экспериментируют, а затем оформляют результаты в виде газет, драматизации, детского дизайна.

Ролево-игровой — используются элементы творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы. Информационно-практико-ориентированный — дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.)

Особое место в детсадовской проектной деятельности занимают проекты творческие. Их реализация подразумевает, что после воплощения основной части проекта в жизнь производится оформление полученных результатов в виде итогового мероприятия, развлечения, праздника. Этот тип проекта подходит даже для маленьких детей.

По продолжительности проекты делятся на:

— Краткосрочные (1-4 недели)

— Среднесрочные (до 1 месяца)

— Долгосрочные (полугодие, учебный год)

При этом каждый из этих видов проектной деятельностиимеет следующие общие особенности:

— в ходе проектной деятельность решается проблемная ситуация, которая не может быть решена прямым действием. Именно это является отличительной чертой проектной деятельности от продуктивных видов деятельности, в которых проблемная ситуация решается максимально быстро.

— участники проектной деятельности должны быть мотивированы. Но простого интереса здесь недостаточно. Необходимо, чтобы и педагог, и ребенок сформулировали причину, по которой они включаются в исследование;

проектная деятельность имеет адресный характер. Так как в ходе проектной деятельности ребенок выражает свое отношение, он всегда ищет адресата – человека, к которому обращено его высказывание, оформленное в виде продукта. Поэтому проектная деятельность имеет ярко выраженную социальную окраску и является одним из немногих социально значимых действий, доступных дошкольнику.

Для моей работы представляет интерес творческая проектная деятельность. Остановимся на ней подробно.

Творческая проектная деятельность важна для воспитания дошкольника тем, что отражает интересы ребенка. Если взрослый поддерживает такой проект, его уникальное видение мира, свойственное этомудошкольнику, стимулирование его познавательную активность, повышает чувство уверенности, значимости мнения ребёнка в данном проекте, то и развивается креативность и творческая активность за счет расширения пространства возможностей в момент обсуждения различных вариантов проекта, предлагаемых сверстниками. Кроме того, дошкольник получает позитивный опыт конкурентного взаимодействия и понимает, что идея должна представлять ценность не только для него, но и для других.

И более подробно я расскажу о творческих проектах, которые были проведены в нашей группе, в ходе которых дети расширили свой кругозор, получили возможность развить речь, мышление, свой творческий потенциал. Представляю вашему вниманию фотоотчет о наших проектах (презентация).

Творческий проект «Сказки К. Чуковского»

Творческий проект «Цветная неделька»

Познавательно-творческий проект «Домашние животные»

Вывод:в ходе реализации проекта происходит формирование определенной позиции по конкретному вопросу у каждого ребенка, дети получают возможность раскрыть своё творческое начало и креативность, показать всем свою индивидуальность. Ребёнку метод проектов даёт возможность: экспериментировать, синтезировать полученные знания; развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения. Все это крайне благоприятно сказывается на развитии личности ребенка, способствует формированию нормальной самооценки.

Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это доступный, инновационный и перспективный метод, который занял свое достойное место в системе дошкольного образования.

Литература :

1 Морозова, Л. Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике [Текст] / Л. Д. Морозова. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128с.

2Бочарова Е. Н. Проектная деятельность в ДОО: первый шаг в большой мир // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 1486–1490. – URL: https://e-koncept.ru/2016/96216.htm.

3. Е. А. Румянцева «Проекты в ДОУ: практика обучения детей 3-7 лет»— Волгоград: Учитель, 2015.-159с.

4. Веракса Н. Е., Веракса А. Н., Проектная деятельность дошкольников. М.: Мозаика-Синтез, 2008.

5. С. Л. Гвинейская, заместитель заведующего по УВР, консультации для педагогов «Проектная деятельность в дошкольном образовательном учреждении», 2010.

6. Метод проектов в дошкольном образовании: Учебно-методическое

пособие. –Новосибирск: НИПКиПРО, 2009. – 64 с.

Источник

Автор – составитель: 

О.В.Тартыкова, воспитатель, высшая квалификационная категория

Рецензент: 

Н.В.Миханошина, старший воспитатель высшей квалификационной категории

Проект представляет собой организацию работы по развитию творческих способностей у детей  в различных видах продуктивной деятельности: тестопластику, аппликацию, работу с тканью, нитками, лепку и др. Все это позволяет    развивать у детей воображение и фантазию, внимание, память, терпение, трудолюбие.  Осуществляется личностно-ориентированный подход к каждому ребенку, установка на активизацию его опыта,    раскрывается его творческий потенциал.  Проект раскрывает возможность вовлечения родителей в совместную деятельность через различные нетрадиционные формы. Рекомендован для работы педагогов ДОУ.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №40 «Солнышко»

Педагогический проект

«Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста»

Проект выполнен:

Тартыкова Оксана Викторовна,

 воспитатель 1 кв. категории

г. Юрга — 2013г.

План педагогического проекта

Название проекта:

«Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста».

Автор проекта:

Тартыкова Оксана Викторовна.

Должность:

Воспитатель.

Номер и название ДОУ:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №40 «Солнышко».

Город, область:

Юрга, Кемеровская область.

Описание проекта:

Проект представляет собой организацию работы по развитию творческих способностей у детей  в различных видах продуктивной деятельности: тестопластику, аппликацию, работу с тканью, нитками, лепку и др. Все это позволяет    развивать у детей воображение и фантазию, внимание, память, терпение, трудолюбие.  Осуществляется личностно-ориентированный подход к каждому ребенку, установка на активизацию его опыта,    раскрывается его творческий потенциал.  

Сроки реализации:

Проект рассчитан на 4 года.  

I этап – организационный;

II этап – реализационный;

III этап –  итоговый.

Участники проекта:

Воспитанники, родители, педагоги ДОУ.

Целевая аудитория:

Воспитанники, родители, педагоги ДОУ.

Предметная область:

Выставки, совместный досуг с родителями, кружковые занятия.

Цель:

 Развитие детского творчества, художественно – эстетического вкуса  через различные виды художественно – конструктивной деятельности с использованием нетрадиционной техники выполнения.

Создание данного проекта предполагает реализацию следующих задач: Задачи:

  • Создать условия для развития творческих способностей у дошкольников.
  •  Учить  изготавливать поделки и сувениры с использованием различных материалов с учётом индивидуальных интересов, склонностей и способностей детей.
  • Разработать план кружковой работы.
  • Развивать воображение и фантазию, внимание, память, терпение, трудолюбие, интерес к истории родного края, его культуре.
  • Учить выполнять работу коллективно, развивать проектные способности   дошкольников, воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, гордость за свой выполненный труд.
  •  Развивать у детей чувство пропорции, композиции и ритма, гармонии цвета.
  • Осуществлять индивидуальный подход к детям, как на занятиях, так и в свободной самостоятельной деятельности.
  • Учить детей работать самостоятельно и коллективно, распределять между собой самостоятельно или при помощи взрослого объём работ.
  •  Развивать и поощрять у детей стремление проявлять в работе инициативу, творчество.
  • Воспитывать дружелюбие, стремление помочь товарищу.
  •  Воспитывать аккуратность, умение работать в предложенном темпе.
  • Совершенствовать технику работы с ножницами, шаблоном, простым графическим карандашом, стекой.
  • Учить планировать создание  собственной игрушки-самоделки из бросового и природного материала, по назначению использовать дополнительные виды материалов. 

Этапы проекта:

I этап –  организационный  (сентябрь – октябрь 2009г.)

Сбор литературы, иллюстративного и практического материала:

  • образцы, поделки, картины, схемы, электронные пособия, видеоматериалы, коллекции тканей, бумаги и др.;
  • составление перспективного плана.  

II этап – реализационный (октябрь 2009г. по май 2013г.):

  • посещение музеев:  «Музей Сибири и Дальнего Востока», «Краеведческий музей», библиотеки.
  • Посещение и участие в «Школе общения» в ДОУ (мастер-классы по тестопластике, бисероплетению,  работе с бумагой, изготовлению кукол своими руками).
  • Кружковая работа «Умелые лучики».
  • Занятия с детьми продуктивного и художественного творчества.
  • Мастер-классы детьми для родителей и детей ДОУ.
  • Постоянно действующий уголок детского творчества.
  • Участие детей в конкурсах различных уровней.

III этап  –   итоговый  (май 2013г.)

«Ярмарка» — совместное мероприятие с детьми, родителями и педагогами ДОУ.

Система управления реализации проекта:

Управление и контроль над реализацией проекта осуществляется старшим воспитателем и воспитателем.

Результатом проекта должны стать:

Большое праздничное мероприятие совместно с родителями «Ярмарка».

Реализация проекта предполагает: 

         Дети:

  • оформление ежемесячных  выставок детских работ;  
  • участие в городских, областных и региональных выставках и конкурсах;
  • детские мастер-классы для родителей.

Педагоги:

  • выступления перед родителями, памятки, буклеты: «Как воспитать творческую личность», «Волшебная бумага», «Творите своими руками», «Нарисованный мир»,  «Первые шаги в работе с бумагой в  освоении техники «Оригами», « Истоки  рукоделия»;
  • мастер-классы для родителей: «Волшебная сказка – Оригами»;  
  •  «День открытых  дверей» (Посещение родителями занятий кружка «Умелые лучики» и участие в его работе).

     Родители:

  • Изготовление поделок-образцов (игрушки из глины: «Барыня», «Русалка», «Павлин» и т.д., картины из теста: «Петушок», «Красная шапочка», «Безопасный переход», «Наш любимый детский сад»; природный и бросовый материал: «Домик в деревне», «Малая Родина – Кузбасс», «Родословное дерево»).
  • Мастер-класс для других родителей (А.А.Ореховой, А.Н.Макаровой, Е.В.Абрамовой).

Совместная деятельность:

  • Конкурс семейных работ  «Семейный логотип», «Генеалогическое дерево», «Солнышко лучистое», «Радуга нашего края».
  • Конкурс творческих семейных работ «Осенний букет» (нетрадиционная техника выполнения творческих  работ, с использованием разнообразных материалов);  «70 елочек Кузбассу».

Перспективы развития проекта:

Открытие художественной  мастерской «Умелые лучики».

Пояснительная записка педагогического проекта

«Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста»

Дошкольное детство — большой ответственный период психического развития ребёнка. По выражению А.Н.Леонтьева, это возраст первоначального становления личности. На протяжении дошкольного периода у ребёнка не только интенсивно развиваются все психические функции, формируются сложные виды деятельности, общение с взрослыми и сверстниками, но и происходит закладка общего фундамента познавательных способностей и творческой активности.

  В современных условиях проблеме творчества и творческой личности уделяют внимание и педагоги и психологи. Психологи убедительно доказали, что задатки творческих способностей присущи любому ребёнку, не менее важным является вывод психолого-педагогической науки о том, что творческие способности необходимо развивать с раннего детства. В процессе продуктивной творческой деятельности   у ребёнка появляются и развиваются творческое воображение, мышление, коммуникативные навыки, способность понимать позицию другого человека.

  Отсутствие целенаправленного развития творческих способностей детей приводит к неполноценному формированию личности, к её неспособности в дальнейшем находиться в гармонии с собой, с миром, с его культурными и духовными ценностями. И как следствие – появления чувства неуверенности в себе, к дезадаптированности в условиях современной жизни.

     Работа по развитию творческих способностей в детском саду  тесно связана со всеми сторонами воспитательного процесса, формы её организации разнообразны и результаты проявляются в различных видах деятельности: игре, лепке, аппликации, рисовании, ручном труде и прочее.

 Опыт показывает, что занятия в кружке «Умелые лучики» способствуют активному развитию у ребёнка мелкой моторики пальцев рук,   сенсорного восприятия, глазомера, логического мышления, воображения, волевых качеств, художественных способностей и эстетического вкуса. C этой целью предлагаю детям разложить фигуры для аппликации  по оттенкам, форме, провожу игры на ориентировку в пространстве. Большое значение придаю предварительной работе. В этом случае ценны познавательные беседы («Природа нашего края», «Звери нашего леса», «Мир вокруг нас»), рассматривание картин Левитана, Шишкина, Васнецова, чтение художественной литературы («Природа Кузбасса», «Дымковская игрушка», «Игрушки из теста», «Пословицы и поговорки о труде»,   и т.д.). Перед тем, как провести аппликацию в подготовительной группе «Корабли на рейде», была проведена большая предварительная работа: родители с детьми изготовили макеты кораблей для мини – музея «Морской славы», пополнили сюжетно – ролевую игру «Пароход» новыми атрибутами (бинокль, бескозырка), рассмотрели детскую энциклопедию «Морские обитатели».

 Творчество –  создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

  Чтобы дети с желанием и охотой, без всякого принуждения, творили, необходимо наполнить их жизнь яркими, красивыми, радостными, способными естественно активизировать их изнутри впечатлениями и помочь им разнообразно, в доступной им форме себя выразить. С детьми сходили на экскурсию в музеи нашего города. В «Краеведческом музеи» рассмотрели чучела различных животных. В «Музеи Сибири и Дальнего Востока» посетили выставку работ юных художников. Так же перед тем, как провести занятие кружка, подбираю материал на электронном носителе для просмотра в группе («Природа Ямала», «Познавательная беседа о животных», «Улицы нашего города» и т.д.). На прогулках предлагала детям составить небольшие композиции из листьев, цветов. Проводили такие игры и упражнения, как: «Найди одной формы», «Собери коллекцию листьев, цветов». Работали с глиной, пластилином, творя элементы и предметы окружающей природы.

  В нашей совместной творческой деятельности нет слабых и сильных, умелых и неумелых, талантов и бесталанных – все мы, как умеем, в едином устремлении, увлеченные самим процессом творчества, делимся впечатлениями и результатами, радуемся совместным удачам и утешаем друг друга в неудачах. Активной формой поощрения детей на занятиях кружка служит одобрение их действий.  Личностно-ориентированный подход к ребенку на занятиях, установка на активизацию его опыта помогает в раскрытии творческого потенциала. В решении проблемы   не навязываем своего мнения детям, а участвуем в совместном поиске истины, выстраивая диалог и подводя каждого участника занятия к самостоятельным действиям, к эмоциональному проживанию информации, к высказыванию своих мыслей.
За данный период в работе с детьми использовала разнообразный материал: тесто, бумагу, ткань, нитки, пластилин, глину. Если, например, в средней группе  в основном использовали приготовленные мною тесто, бумагу, природный материал, то в подготовительной  группе дети сами занимались сбором материала с помощью родителей, готовили его к занятиям с учетом личного интереса и способностей.

 Дети научились располагать предмет на листе, сочетать цвет, создавать поделки для настольного театра, использовать фигурные трафареты, четко усвоили правила безопасности при работе с ножницами, иглами. В средней  группе очень тяжело давались занятия с пластилином Диме Абрамову, Лёве Цыганову, так как была слабо развита мелкая моторика пальцев рук и элементарные поделки давались с большими усилиями этим ребятам, а в подготовительной группе они уже могут выстроить небольшую композицию к настольному театру («Три поросёнка», «Репка»).   Воспитанники научились замечать красоту природы, работать сообща, делиться с друзьями, переживать яркие моменты совместного труда  и результат своей деятельности. На стендах и в уголке детского творчества  дети уже отмечают результаты и своих товарищей. На совместных мероприятиях с родителями («День открытых дверей», «Совместный досуг» и т.д.) дети показывали мастер – класс для своих мама и пап в изготовлении коллективных картин из ткани и ниток «Звери нашего леса», «Кошкин дом». С каким азартом и умением они объясняли родителям, как надо работать с фигурным трафаретом и нарезать нитки для поделки, а затем рассматривали и оценивали выполненную работу. В некоторых родителях раскрылись таланты. Например, родительница Макарова Анастасия Николаевна,  после мастер  — класс лепки из теста, увлеклась этим занимательным искусством и  изготовила такие картины как: «Петушок», «Красная шапочка», «Безопасный переход», «Наш любимый детский сад», «Родословное дерево». Картину «Безопасный переход», Анастасия Николаевна выполнила со своей дочерью Полиной  для городского конкурса «Первые шаги», где работа заняла первое место. Картина «Наш любимый детский сад» была изготовлена для конкурса «Радуга нашего края» и тоже была отмечена грамотой. Так же в средней группе после мастер – класса для родителей «Игрушки из глины», раскрылся талант у родительницы Ореховой Оксаны Александровны. Обращаясь с просьбой изготовить игрушку к занятию или выставке, к подготовительной группе у нас собралась коллекция из игрушек, выполненных ей. И теперь Макарова А.Н. и Орехова А.А. дают мастер – класс для других родителей и воспитанников нашего  ДОУ. Родители нашей группы очень активно принимают участие в конкурсах ДОУ и города. Выполняют поделки из различных материалов. Так, например, Елена Вениаминовна Абрамова изготовила поделку «Портрет папы» на основе яичной скорлупы для участия в конкурсе «Радуга нашего края», проводимого руководителем сети магазинов  «Снегири» Леоновым, и получила грамоту за участие. Затем в кружке с детьми выполнили поделку (Мой портрет») с использованием этой техники.

  Таким образом, на сегодняшний момент можно отметить,  что почти все дети (98%) справились с поставленными задачами, у них развиты определенные творческие способности.

  В мае месяце нами запланировано  организовать  «Художественную мастерскую» и силами наших детей провести несколько мастер- классов для других ребят нашего ДОУ, и  провести праздник  «Ярмарка».

   Хотелось бы отметить, что кружковая работа в детском саду дарит нашим воспитанникам много ярких, незабываемых впечатлений. Радостные переживания поднимают жизненный тонус, поддерживают бодрое настроение взрослых и детей. Ребенок начинает ценить красивое, чувствуя уважение к себе, как равному, постепенно начинает раскрепощаться, и начинает творить.

Источник