Развитие терпения у ребенка
Как научить ребенка терпению? Такой вопрос часто задают родители, отчаявшись донести до сознания чада, что быть терпеливым — это уметь отложить сиюминутное удовольствие, желание ради определенных целей. Психологи разъясняют: формирование терпеливости у дошколят требует от самих родителей огромной выдержки и терпения, знания психологических и возрастных особенностей деток, умения применить специальные приемы в домашнем воспитании.
Когда и как учить ребенка терпению
Что нужно знать о психологических особенностях малышей в таком важном деле:
- Дети раннего возраста обучаются терпению с трудом, что становится проблемой для родителей. Чтобы отношения с ребенком были теплыми и дружескими, взрослыми предстоит серьезная работа — выработать чувство терпеливости даже у самых маленьких.
- С двухлетнего возраста и далее развивается отдел мозга, отвечающий за интеллект, эмоции человека. Именно в этот период взрослым предстоит правильно развивать навык, опираясь на такое умственное развитие.
- Детки постарше со временем начинают контролировать желания, что облегчает воспитание, так как процесс обучения становится управляемым.
Важно! Стоит взять во внимание: данный факт не дает оснований перестать заниматься развитием терпения в раннем возрасте. Формировать у малыша терпеливость требуется в любом периоде, поэтому нужно постоянно заниматься, играть, трудиться.
Время приступать к обучению!
Начинать вырабатывать навык терпеливости необходимо как можно раньше, практикуя обучение в форме игры. Например:
- приучая малыша ждать родителей, пока те заняты домашними делами, предложить покормить куколку;
- когда разговаривают по телефону, посоветовать карапузу поговорить по игрушечному аппарату с бабушкой;
- во время похода с мамой в магазин, пока та расплачивается за покупки в магазине, доверить ребенку подержать мамину сумочку.
Цель такова: не откликаться на просьбу чада сиюминутно что-то сделать, а дать понять, что есть дела поважнее, в которых тоже может поучаствовать ребенок. Психологи предлагают следующие приемы, которые позволят выработать навык терпеливости.
1. Отвлекайте ребенка
Важный момент: не отвечать грубо на просьбы, вопросы малыша. Не рекомендуется наказывать за неуважение и нетерпеливость по отношению к вам — карапуз не способен этого понять. Лучше погладить по голове и спокойно попросить, чтобы немного подождал. Попытайтесь предложить самостоятельно сделать то, чего желает, но в случае, когда речь идет об игрушке или мелочи. Когда ребенок категорически отказывается, добиться результата другим способом — в форме игры: проверить не положил ли зайчик игрушку под диван, столик. Малышу станет интересно, родитель добьется первых результатов в обучении.
2. Поощряйте и хвалите
Если сообщили, что собираетесь идти с малышом на улицу — не рекомендуется самим отвлекаться на посторонние дела. Когда ситуация не может ждать, спокойно объясните о необходимости подождать и пообещайте, что вы скоро пойдете в обещанное место. Можно дать подержать в ручках часы и показать, когда закончится время ожидания. За терпеливость поощрить тем, что любит ребенок, сказать похвальные слова.
3. Составьте список желаний
Дети с двух лет начинают просить покупать игрушки. Иногда исполнение таких желаний может стоить дорого, например, чадо стремительно требует дорогой вертолет, машинку или конструктор. В таких ситуациях не стоит отказывать, а сообщить, что данный подарок получить можно на Новый Год или день рождения. Для этого потребуется составить список желаний и “отправить его” Деду Морозу или волшебной фее. Таким образом снимается напряжение, малыш терпеливо ждет праздника.
4. Станьте примером
Дети перенимают привычки родителей. Прежде чем научить навыку терпения, внимательно следите за собой и подавайте показательный пример. Первое — на что обратить внимание — свое поведение. Если вы будете нетерпеливы и показывать такую манеру поведения — не следует ожидать хороших результатов в развитии навыка. А когда вы достаточно терпеливы, добиться того же от ребенка можно через творчество. В процессе работы он ощущает себя самостоятельным, взрослым — именно эти ощущения станут отличным помощником научиться ожиданию ради получения определенных целей.
Важно! Стоит отметить: когда учим ребенка терпению, необходимо быть самим терпеливыми по отношению к ребенку, всегда выполнять обещания — сказали, что закончите с домашними делами и пойдете в зоопарк, вот так и сделайте.
5. Объясните понятно и доходчиво
В общении с детьми старайтесь не оперировать словом “час” или “минута”, дети пока не понимают этого, так как не ориентируются во времени. Подождать 10 — 20 минут — предельно ясно взрослому, но не ребенку. Можно ожидание по времени превратить в игру. Скажите: “Пойдем в парк, когда будут собраны игрушки”. Или: «Когда придет время, часы пробьют на башенке». В общении будьте спокойны и уравновешены. Не повышайте тон, иначе вызовите агрессивное поведение, чем добьетесь только отрицательного результата.
Тренировки, обучающие терпению
С точки зрения психологии учить терпеливости и сосредоточенности можно с малого возраста. Приступать к серьезным занятиям можно с двух лет. В этот период специалисты рекомендуют заниматься и играть с малышами при помощи тренировочных упражнений:
- Играть в конструктор или складывание пазлов. Сначала делать картинки с помощью взрослого, через время предложить карапузу выполнить задание самостоятельно. Со временем перейти на сборку деталей конструктора.
- Полезным будет поиграть в молчание или соревноваться, кто сможет долго неподвижно просидеть, далее перейти к игре в “прятки”. Подобные игры станут отличной практикой в выработке терпения.
- Играть в фигуры, которые неподвижны, по типу игры «Море волнуется…». Существуют упражнения на удержание частей тела в одной позе определенное время. Рекомендуется выполнять в игровой форме: попросить показать птичку, медведя или обезьяну, постоять так несколько секунд. Со временем можно увеличить время до 1,5 — 2 минуты. Упражнения станут полезны, если выполнять их ежедневно по несколько раз.
Важно! Надо понимать, в возрасте двух лет дети непоседливы, непослушны. Не стоит расстраиваться, это вполне нормально. Согласитесь, выглядело бы странно если ребенок беспрекословно выполнял все требования. Рекомендуем наслаждаться моментами проведенными вместе, помогать своему чаду учиться самоконтролю.
Учим терпению без скандалов
В этом плане можно поучиться у французов. Они воспитывают детей таким образом, что малыши готовы к тому, что им не всегда приносят все по первому требованию. Обучают терпеливости с малого возраста. А чтобы научить очень маленького ребенка без истерик и скандалов, важно сделать момент ожидания максимально комфортным. Например, отвлекать от ожидания и переключать внимание на что-то доступное для малыша: разобрать и собрать пирамидку, «почитать газету», «покопаться» в пластиковом ящике с мелкими предметами или игрушками.
Важно! Родителям необязательно намеренно учить своих детей «отвлекающим маневрам»: каждый ребенок обладает навыком ждать и реализует его, если родители дают ему такую возможность. В воспитании часто недооцениваются когнитивные способности маленьких детей, а они же просто удивительны, если дать им шанс развиться. Родители во Франции именно это и делают. Не учат малышей отвлекаться каким-то определенным способом, а просто предоставляют им возможность научиться терпению на каждом шагу.
Учитываем психологические особенности малышей
К сожалению, в воспитании детей взрослые не знают о когнитивной (способность к познанию) особенности ребенка. Необходимо не только учить малышей отвлекаться определенным способом, но и предоставить возможность самостоятельно поэтапно научиться терпеливости. В этом плане очень помогут интересные и увлекательные по возрасту упражнения, занятия, в которых малыш выработает навык ожидания. Но! Слишком трудные, непонятные упражнения могут отбить все желание заниматься. Ближе к пятилетнему возрасту дети осознают, что за терпение могут получить определенную выгоду, например, с легкостью отказываются от конфет, чтобы получить шоколадку позже. Умение ожидать, которое развивается с малых лет, открывает ребенку множество возможностей, позволяет добиваться успехов в будущем.
Развиваем внимание
Не стоит забывать о необходимости правильного развития целенаправленного внимания. Данное качество — главная основа для формирования навыка ожидания. Подобные игры психологи рекомендуют практиковать на прогулке.
Кто больше отыщет предметов, одинаковых (по цвету, форме, назначению)
Предложите поискать вещи или предметы одинаковых по цвету, которые встречаются на пути. Или договориться заранее хлопать в ладошки — когда увидит голубей, топать ногами — когда кошку или собаку.
Что изменилось?
В возрасте 4-5 лет хорошей игрой станет поиграть в игру “Что изменилось?” Положите на стол предметы, вначале не более 5, а потом закройте глаза ребенку на 15 — 30 секунд, добавьте или спрячьте одну из вещей. Попросите сообщить, что изменилось. Со временем количество предметов можно увеличивать до 15.
Поищем “клад”
Предложив поискать “клад”, можно отлично потренировать терпение. Особенно хороших результатов можно достичь, если “кладом” является ценная вещь для ребенка (игрушка или угощение). Поиграть в игру можно где угодно — дома или на улице. Последнее место станет более интересным, и развитие навыка превратиться не только в обучающее занятие, но и в захватывающее мероприятие.
Выбрав правильные занятия можно прекрасно развить терпеливость. Игры, рисование, вышивание, сборка моделей, лепка и подобные виды творчества помогут стать не только терпеливым, но и дисциплинированным. Привлекая к занятиям, которые заставляют ждать и добиваться результата, можно выработать навык терпения.
Рекомендации детских психологов
- Существует множество интересных упражнений, занятий для малышей, которые с легкостью помогут выработать навыки терпеливости: лепка из пластилина, конструктор лего, рисование. Вначале заниматься с ребенком ежедневно по 10 минут. Начать рекомендуем с раскрасок и рассматривания книжек. Во время занятий рассказывайте в какие цвета необходимо раскрасить дерево, облака и сказочных героев. Важно советоваться, спрашивать ребенка в какие бы цвета он сам покрасил рисунок. Хвалите за любую помощь и терпение в подборе нужных карандашей для раскрашивания. Дальнейшие занятия проводите в другой форме, постепенно увеличивая их время. Малышу должно быть весело, интересно. Таким образом можно не только выработать навык ожидания, но и развить интеллектуальные способности ребенка.
- После выбора правильных занятий, вторая задача родителя — стать надежной поддержкой для ребенка. Разделять трудоемкие дела на этапы. Если ребенок не может собрать конструктор, игрушки — позвольте ему завершить этот процесс на следующий день. Когда речь идет об обучении правильному произношению звуков — вначале научите малыша воспринимать его на словах, потом понимать в какой части заданного слова он находится, тогда требовать правильное произношение. На каждом этапе обучения, поддерживайте и хвалите ребенка. Даже когда он не имеет успехов — хвалите, иначе у него отпадет желание заниматься.
- Правильно поддерживать ребенка можно на примерах любимых сказок про героев, которые стремились сделать дело, добились результата. Как пример родителям: мультик Винни Пух, где медвежонок думал как забраться на дерево к меду, нашел решение — использовать шарик Пятачка.
- Объясняйте почему необходимо прикладывать усилия. Если вначале не получилось выполнить задание, расскажите о необходимости попробовать еще и со временем ребенок добьется результата.
- Хвалить за достижение результатов, избегать похвалы за определенную черту характера. Вместо фразы: “ты очень умный” следует сказать “у тебя все получается, ты молодец.” Или похвалить за нарисованный рисунок, словами “очень хорошо, я знаю, ты старался”. Исходя из практики, дети, которых регулярно хвалят родители, прикладывают больше усилий, нежели те, которые не получают похвалы.
Важно! Родителям надо помнить, что дети, которых любят и поддерживают дома, не унывают в ситуациях, когда у них не получается, а упорно стараются достигнуть желаемой цели.
Научить ребенка терпению — задание не из лёгких. Правильно подобрав упражнения можно добиться хороших результатов в развитии навыка ожидания. Стоит помнить важное правило, которое относится ко всем видам обучения: хвалить и поддерживать малыша за малейшие успехи. Поощрение и похвала дает хорошую мотивацию для достижения результата.
Источник
Как научить ребенка терпению?
Психологи отмечают, что терпение — умение откладывать сиюминутное желание ради какой-то цели — важное качество для человека. И учить детей терпению нужно. Правда, примерно до четырёх лет тренировать это качество, скорее всего, не получится. Отделы мозга, которые отвечают у ребёнка за эмоционально-волевые и интеллектуальные процессы, лишь начинают развиваться. Более того, малыши живут здесь и сейчас, у них нет понятия времени. “Поэтому говорить с малышом стоит не о часах и минутах, а о понятном ему временном периоде, — говорит красноярский психолог Инна Кудрявцева. — Если нужно объяснить, почему ему нужно немного потерпеть, говорите, что “Это будет после того, как ты поспишь”, “Папа вернётся, когда мы поужинаем”. Важно не бросать своё занятие, как только чадо потребует внимания. Спокойно объясните, почему надо немного подождать, а через несколько минут обязательно уделите ему время. Тогда он получит опыт: если немного подождать, можно получить желаемое”.
Ещё следует в этом возрасте учить сосредотачиваться на том, что он делает. Это можно с помощью творческих занятий: рисование, лепка. До трёх лет дети могут заниматься одним видом деятельности лишь 10 минут.
В возрасте пяти-шести лет, как в случае с нашей читательницей, большинство детей уже могут немного подождать. И им уже можно объяснять, почему нужно терпеть — чтобы в итоге достичь определённой цели. Например, нужно спокойно посидеть в автобусе, чтобы оказаться в новом интересном месте. А подарки будут, когда наступит праздник. Чем старше ребёнок, тем более сложные цели он будет в состоянии осознать. Тогда ему уже можно будет говорить о том, как нетерпение влияет, например, на отношения людей: “Когда ты перебиваешь бабушку в то время, когда она говорит, она расстраивается. А если ты сможешь дослушать её до конца, ей будет очень приятно”.
Терпеть трудно. Но взрослые постоянно пытаются убедить ребёнка, что это сущий пустяк. “Мама придёт вечером, это уже очень скоро”, “Подумаешь, подождать пару дней”. При этом сами взрослые часто выражают нетерпение — например, суетятся в очереди в магазине, в ожидании автобуса, выражают недовольство в пробке… “А ребёнок копирует поведение взрослых, — говорит Инна Кудрявцева. — Если вы ожидаете чего-либо вместе с ребёнком, не нервничайте, лучше займитесь вместе с ребёнком чем-то интересным. Игры в слова, ассоциации в данном случае подойдут как нельзя лучше”.
Честно признайтесь, что ждать действительно сложно. Говорить об этом лучше в ситуациях ожидания, когда есть повод рассказать малышу, а зачем, собственно, это нужно. “Мы ждём зелёного сигнала светофора, чтобы перейти дорогу, пока машины будут стоять, — это безопасно и удобно”. Учите ребёнка, что, хотя терпеть трудно, от ожидания можно тоже получать и удовольствие.
Важно помнить: терпение — это умение отложить ради какой-то цели психологические, но не физические потребности. Желание сходить в туалет, голод, жажду малыш терпеть не должен.
Тренировка
* Для выработки навыков терпения у малышей подойдут упражнения, направленные на удержание определённого положения тела в течение какого-то времени. К таковым, например, относятся всем известные позы “ласточка” или “цапля”, а также некоторые асаны йоги, которые можно использовать и для занятий с детьми: “собака мордой вниз”, “лягушка”, “кобра”, “рыбка” и другие. Практикуйте физминутки, постепенно увеличивая время нахождения ребёнка в той или иной позе.
* Начиная с трёх лет, вы можете заняться развитием у малыша целенаправленного внимания. Это ценное качество — фундамент для формирования терпения. Для этого подойдут игры “между делом”, практиковать которые можно по дороге в детский сад или на прогулке. Попросите малыша отмечать предметы одного цвета, которые он встречает на своем пути. Или пусть детка хлопает в ладоши, как только увидит ворону, а если встретит голубя — топает ножкой.
* Ближе к четырём годам вы можете усложнить игры на внимание. Предложите ребёнку игру “Что изменилось?”. Разложите на столе несколько небольших предметов в определённом порядке (начните с пяти-шести, постепенно доводя их количество до 15), дайте малышу 30 секунд для того, чтобы он запомнил их расположение на столе. Попросите его закрыть глаза, уберите/добавьте один предмет или поменяйте их местами. После попросите его сказать, что изменилось.
* Поиски “клада” прекрасно тренируют терпение. Особенно если вы спрячете что-то ценное для ребёнка. “Закопать клад” можно в комнате или на улице. Искать сокровище можно по заранее нарисованному плану или отсчитывая шаги от какой-либо отправной точки.
* Для тренировки понятия “подожди, и получишь результат” прекрасно подойдут любые опыты. Вы можете выращивать кристаллы, проращивать семена, наблюдать, как распускаются почки на веточке, принесённой вами из леса, или появляются корешки на черенке домашнего растения. Придумайте, как ребёнок будет фиксировать свои наблюдения: это могут быть рисунки, фотоотчёт, таблица, которую вы будете заполнять вместе с ним.
Источник
Терпение — это умение откладывать сиюминутное желание или удовольствие ради какой-то цели. Немногие родители понимают, как сложно малышу проявлять это качество, особенно лет до двух-трех. Отделы мозга, которые отвечают у ребенка за эмоционально-волевые и интеллектуальные процессы, лишь начинают развиваться. Контролировать свои желания дети учатся, как правило, лишь к старшему дошкольному возрасту. Более того, малыши живут здесь и сейчас, у них нет понятия времени, а представить, как что-то произойдет попозже, они могут лишь по достижении четырех лет… Что же делать родителям? Учить деток терпению, тем более что наши эксперты утверждают, что основы этого качества закладываются уже в раннем возрасте.
Между делом
Лет до четырех целенаправленно тренировать у ребенка терпение бессмысленно. Малыши до этого возраста не в состоянии установить причинно-следственную связь между действием и возможным результатом. Опосредованно терпение формируется у крохи при обучении пользованию чашкой, ложкой, умению одеваться или ходить на горшок. Действительно, маленькому человечку порой очень непросто справиться с непослушными застежками или правильно взять в руку столовый прибор.
Уделяйте ребенку достаточное количество внимания. В этом случае уже в возрасте 1–1,5 лет он сможет подождать несколько минут, пока мама доделает дело, которым она занимается. «Не бросайте свое занятие, как только кроха попросит вашего внимания, — советует Алена Алешина, директор по развитию тренинговой компании EQuator, психолог, эксперт в области развития эмоционального интеллекта. — Установите с ним зрительный контакт, погладьте по голове, ласково объясните, почему надо немного подождать, и через несколько минут обязательно уделите ему время! Тогда он получит опыт: если немного подождать, можно получить желаемое».
Не создавайте для маленьких детей искусственных ситуаций ожидания. Периодически ребенок все равно сталкивается с необходимостью подождать (например, мама не успела подогреть еду заранее). Этих ситуаций достаточно, чтобы начинать с малышом разговор про терпение, поговорить о том, что иногда приходится потерпеть, что это бывает трудно. Можно рассказывать, что и у других людей тоже могут быть свои потребности: «Сейчас тебе нужно чуть-чуть подождать, потому что мне нужно приготовить салат для папы».
Поменьше оперируйте понятиями «минуты» и «часы». Ребенок не слишком хорошо ориентируется во времени. Поэтому, если вы хотите объяснить ему, «когда же, наконец», используйте «режимные» моменты («Это будет после того, как ты пообедаешь», «Папа вернется, когда ты уже будешь готовиться ко сну»).
Учите кроху сосредотачиваться на том, что он делает. Как показывает практика, занять внимание малыша хотя бы на десять минут проще всего с помощью творческих занятий: лепки, рисования пальчиковыми красками, игр с песком и водой. Для совместного времяпрепровождения подойдут прятки, молчанка и «кто дольше просидит без движения».
Точно в цель
В возрасте 5–6 лет большинство детей уже могут немного подождать, а также заниматься чем-то интересным и увлекательным в течение 20–30 минут. Единственное «но» – у них не всегда хватает терпения довести начатое до конца. А ведь именно это является основой таких волевых качеств малыша, как усидчивость, упорство, настойчивость. В этот период родителям очень важно поддерживать интерес ребенка к выбранному занятию и стимулировать его доводить начатое до конца.
Выбирайте правильные занятия. Любые виды творчества прекрасно развивают терпение. В этом случае ребенок сможет не ждать результата долгое время, а оценить его здесь и сейчас.
Разделите трудоемкое для малыша дело на несколько этапов. Например, если он не может за один раз разложить по местам все разбросанные игрушки, разрешите ему завершить уборку с утра. Или, если вы учите ребенка произносить правильно какой-либо звук, сначала научите слышать его в словах, затем понимать, в начале или в конце слова он находится, и лишь после тренируйте правильность его произношения. Обязательно поддерживайте успешность ребенка на каждом этапе.
Поддерживайте усилия ребенка. Лучше всего это делать с помощью рассказов про любимых героев малыша, которые что-то делали и добились успеха, хотя у них не все получилось сразу. Вспомните историю про Винни-Пуха – он терпеливо планировал «как добраться до меда на дереве» и в результате придумал использовать для этого воздушный шарик Пятачка.
Объясните, почему нужно терпеть или прикладывать усилия. Например, если сначала не получается сложить колечки, то нужно немного потренироваться, и тогда получится красивая пирамидка. Как только мы долетим в нужное место на самолете, ты окажешься в новом интересном месте. Когда наступит праздник, тебе принесут торт и подарки. Чем старше ребенок, тем более сложные цели он будет в состоянии осознать. Тогда ему уже можно будет говорить о том, как нетерпение влияет, например, на отношения людей: «Когда ты перебиваешь бабушку в то время, когда она говорит, она расстраивается. А если ты сможешь дослушать ее до конца, ей будет очень приятно».
Избегайте похвалы за качества и черты характера, но хвалите за конкретные вещи. Вместо «Какой ты умный!» скажите: «У тебя уже отлично получается складывать пазлы» или «Какую красивую картинку ты нарисовал! Наверное, очень старался!» «Похвала такого рода, формирует установку на будущий рост: будучи взрослыми, дети, которых хвалили за старание и терпение, прикладывают больше усилий для достижения желаемого, – объясняет Алена Алешина. – Столкнувшись с неудачей, они не унывают, а ищут, чему еще им надо научиться, чтобы добиться результата». Когда родители хвалят ребенка за его способности («Какой ты талантливый!»), он вырастает с установкой на данность. Если у такого человека что-то не получается, он списывает это на отсутствие у себя необходимых качеств и теряет мотивацию к дальнейшим действиям. Надо ли говорить, что более терпеливыми, волевыми и, как следствие, успешными становятся дети, воспитанные с установкой на рост?
В режиме ожидания
Терпеть трудно! И тем не менее взрослые постоянно пытаются убедить ребенка, что это сущий пустяк. «Мама придет вечером, это уже очень скоро», «Подумаешь, подождать пару дней, вот ерунда какая!». Не лукавьте! Вспомните, как вы реагируете на ситуации, когда нужно проявить терпение. Нередко мы сами суетимся в очереди в магазине, в ожидании автобуса, выражаем недовольство в пробке… «По сути, проявляем типичное для современного человека желание – хотим получить все и немедленно! О каком обучении терпению ребенка в данном случае может идти речь? – комментирует Полина Леонова, педагог-психолог образовательного центра «Аристотель». – Он, как зеркало, будет копировать ваше поведение».
Поработайте над собой. Если вы ожидаете чего-либо вместе с ребенком, не нервничайте и не изнывайте от безделья, а займите это время чем-то интересным. Игры в слова, ассоциации в данном случае подойдут как нельзя лучше. Сочиняйте сказку, считайте количество предметов какого-либо цвета, попадающихся вам по пути…. Таким образом вы покажете ребенку, что терпение – это действенное средство достижения цели.
Честно признайтесь, что ждать действительно сложно. Говорить об этом лучше в ситуациях ожидания, когда есть повод рассказать малышу, а зачем, собственно, это нужно. «Мы ждем зеленого сигнала светофора, чтобы перейти дорогу, пока машины будут стоять, – это безопасно и удобно». Учите ребенка, что, хотя терпеть трудно, от ожидания можно так же получать и удовольствие. Начинайте заранее готовиться к праздникам, отпуску, возвращению папы из командировки: зачеркивайте дни в календаре, вместе фантазируйте, как все пройдет, рисуйте картины о будущем событии.
Источник