Развитие теории физического воспитания ребенка в россии и за рубежом
Предмет теории физического воспитания. Основные понятия науки.
Научная основа теории физического воспитания.
Теория технического физического воспитания— это наука об общих закономерностях физического воспитания и развития личности ребёнка.
Теория технического физического воспитания включает ряд научных дисциплин:
1) Общая теория физического воспитания
2) Теория технологии физического воспитания детей разного возраста.
3) Теория технология обучения различным видом спорта.
Теория технического физического воспитания-отрасль педагогики.
Предмет теория технического физического воспитания— изучение общих закономерностей физического воспитания и управление развитием развития ребёнка от 0-7 лет.
Теория технического физического воспитания основывается на следующих закономерностях:
1) О единстве организма и среды
2) О взаимообусловленности функционального и структурного строения организма.
Физическое развитие — биологический процесс изменения форм и функций организма в процессе индивидуальный жизни.
В узком смысле:
под физическим развитием понимают антропометрические и биометрические показатели.
В широком смысле этот термин включает ещё и психофизические качества.
Факторы, влияющие на физическое развитие
-среда (географическая, социальная)
-наследственность
-воспитание
· Физическое воспитание — педагогический процесс, направленный на формирование двигательных умений и навыков психических качеств и достижение физического совершенства.
· Физическая культура — часть общей культуры общества, включающая совокупность материальных и духовных ценностей, в области физического совершенствования человека.
· Физическая подготовка — деятельность человека направленная на развитие двигательных способностей и физических качеств.
Выделяют общую физическую подготовку, которая направлена на формирование качеств необходимых человеку в повседневной жизни и осуществление различных видов труда.
Специальную, которая направлена на развитие психических качеств необходимых человеку для достижения высоких результатов в спорте или в каком либо виде труда.
· Физическая подготовленность – уровень развития двигательных навыков и физических качеств.
· Физическое образование – одна из сторон физического воспитания, включающая овладения специальными знаниями двигательными умениями и навыками.
2 стороны:
1) Теоретическая
2) практическая
· Физическое совершенство – идеал физического развития человека, связанный с социально-экологическим строем общества.
Структура системы физического воспитания в нашей стране.
Характеристика компонентов.
Система физического воспитания-совокупность методологических основ, определяющих цель, задачи, научно-методологическую основу физического воспитания, а также совокупность организаций и учреждений, осуществляющих физическое воспитание и контроль за ним.
Цель- подготовка подрастающего поколения к высокой производительности труда и защите Родины.
Задачи физ.воспитания связаны с возрастными особенностями периода. Сроки их решения определяются анатомо-физиологическими особенностями и программой.
Научно-методическую основу составляет комплекс наук (педагогических, биологических ит.д). Научно-методическая основа разрабатывалась научно-исследовательским институтом. Но часто существует разрыв между теорией и практикой (практика идёт впереди, а теория догоняет).
Организации и учреждения, которые осуществляют физическое воспитание
Научно-методическая основа
Связующим звеном между наукой и практикой является контроль.( Федеральный государственный надзор в сфере образования, САНПИН и т.д)
Принципы, на который построена система физического воспитания.
1. Связь физического воспитания с трудовой деятельностью
2. Всестороннее физическое развитие человека (пропорциональное развитие ребёнка)
3. Связь с оздоровительной направленностью
Становление и развитие теории физического воспитания детей дошкольного возраста.
Развитие теории физического воспитания ребенка(зарубежные системы, царский период, советский период).
Одним из первых государств где особое внимание уделялось ФВ была спарта. Контроль над физическим воспитаем осуществлялся с первых дне жизни ребенка. До 7 лет ФВ ребенка занималась семья, его закаливали, далее всех малышей отдавали в общественные дома, где занимались его воспитанием. Основными занятиями были охота, обрядовые танцы, борьба.
Древняя Греция ФВ носило классический характер, особенно в Афинах. Там готовили всесторонне образованного человека, который получал и умственное и физическое развитие. Школы были трех видов: грамматические, музыкальные, гимнастические. ФП осуществлялось в гимназиях.
Рим Воспитание сводилось к подготовке воинов. ФВ носило трудовой характер. Дети должны были работать в школе, участвовать в охоте. Юноши много времени посвящали борьбе, фехтованию, бегу.
Первая половина 15 века Итальянец Витторино де Фельтре создал книгу «Дом радости» в которой ученым была представлена возможность получать как умственное так и физическое воспитание. Франсуа Рабле написал книгу « Гаргантюа Пантагрюэль» в котрой обращал внимание на необходимость физических упражнений, чередуемых прогулками, разумными развлечениями.
Конец 16 века Итальянский гуманист Иероним Меркуриалис создал руководство по гимнастике и считал ее искусством Томас Мор и Томазо Кампанелла – работа «Город солнца» — они предлагали идею всестороннего воспитания, для подготовки к труду и с помощью труда. Для ФВ они избрали игры, которые были широко известны среди народа.
Ян Коменский считал что без физического воспитания не мыслимо нормальное духовное развитие. К его книгам « Мир чувственных вещей в картинках» ярко выразил возможные формы физического воспитания и высказал что любого ребенка, независимо от его происхождения можно воспитать всесторонне развитого, физически крепкого человека.
Джон Локк англ. философ, материалист. Говорил, «чем «слабее тело, тем меньшей волей человек обладает, тем меньше у него возможности достичь желаемой цели», « лишь в здоровом теле, здоровый дух». Жан Жак Руссо призывал к тому чтобы ФВ начиналось с первых дней жизни человека. Иоганн Пестолоций выдвинул теорию согласно которой человек рождается с заложенными в нем определенными способностями. Он предложил аналитический метод ФВ, суть – постепенный переход от более простых упражнений, к более сложным. Теадор Дезами, писал что для физического совершенствования нужна длительная систематическая работа, которая обеспечивает формирование двигательных навыков. Этьен Кабе один из первых высказал мысль что заботу о человеке следует начинать во внутриутробном развитии, первые шаги физического развития он возложил на мать, она должна кормить грудью, заниматься теми упражнениями, которые применяются в повседневной жизни. Среди всех видов физической нагрузки Кабе отводил ходьбе, прогулке на свежем воздухе. Иоганн Христофор Гутс изучал гимнастику, дал научное обоснование и методику его проведения. По его мнению гимнастика закаливает кожу, совершенствует органы чувств.
Источник
Древнерусские письменные и иные источники свидетельствуют, что корни физической культуры уходят в далекое прошлое. Наши древние предки использовали в быту и в военном деле такие физические упражнения, как бег, прыжки, ходьба на лыжах, плавание, различные виды борьбы, кулачные бои, стрельба из лука, верховая езда.
Некоторые из этих видов физических упражнений впоследствии стали неотъемлемой частью народной культуры.
По мере развития общества одни виды физических упражнений стали использоваться знатью, другие — простым народом. Это способствовало оформлению, с одной стороны, народной физической культуры, а с другой стороны — физической культуры, распространенной среди привилегированных слоев общества.
Самобытность восточных славян в физическом воспитании проявлялась в проведении по праздникам так называемых игрищ. В них были и состязания в прыжках, борьбе, кулачных боях, в беге, в стрельбе из лука, верховой езде и др. Наряду с такими состязаниями одновременно проводились и игры в городки, «горелки». В зимнее время люди ходили на лыжах. Дворяне широко использовали в физическом воспитании верховую езду, сражения с применением холодного оружия (шпаги, рапиры, сабли), стрельбу из лука и т.д.
В XVII в. русские просветители отстаивали позиции единства умственного и физического развития человека.
Известный государственный деятель второй половины XVII в. Ф.М. Ртищев (1626—1673) организовал училище при Андреевском монастыре на Воробьевых горах. Им был приглашен в школу монах Епифаний Славинецкий, который один из первых в России стал теоретиком физического воспитания. Его мысли о воспитании отражены в седьмой главе его книги «Гражданство обычаев детских», специально посвященной вопросам физического воспитания детей. Он пропагандирует игры, которые одновременно развивали бы ум и тело ребенка. Епифаний Славинецкий считал, что основное назначение игры — создание хорошего настроения, «ограда» от умственного утомления, использование ее для разумного отдыха. Одновременно игра должна развивать в детях сообразительность, ловкость и силу. Он ценил игры за то, что в них ребенок приобретает необходимые навыки (сноровку, ловкость, силу, сообразительность), а также некоторые личностные качества (чувства товарищества, взаимовыручки и уважения друг к другу). Кроме того, игра им рассматривалась как средство, вырабатывающее у детей терпение, выдержку, способность в будущем переносить тяготы жизни и физические страдания. Любопытно, что Епифаний Славинецкий сопровождал предлагаемые им игры унизительными штрафами с проигравшего в виде подметания пола, поднесения воды победителю, надевания позорного венка из лопухов и т.п., что не всегда способствовало созданию должного морального климата среди детей.
Значительное развитие физическое воспитание в России получило только в период царствования Петра I. Он впервые ввел обязательное для детей дворян посещение школы. Именно при Петре I физическое воспитание стало носить государственный характер.
Поощрительное отношение Петра I к физическому воспитанию способствовало появлению в России теоретиков, которые научно обосновали его значимость физического воспитания. Русский историк и государственный деятель В.Н. Татищев, сподвижник Петра I, государственный и церковный деятель, писатель Феофан Прокопович и др. выступали за то, чтобы физическое воспитание стало частью всего воспитания.
В 1717 г. вышло уникальное произведение — «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов повелением царского величества», в котором был обобщен опыт физического воспитания детей и подчеркивалась важность всестороннего воспитания личности в семье и школе.
О тесной взаимосвязи физического и психического развития высказывались просветители Д.С. Аничков, С.Е. Десницкий, А.Ф. Бестужев. Автор трактата о воспитании А.Ф. Бестужев считал, что детей 5—7 лет нужно отдавать в училище, чтобы раньше начать более рациональное воспитание. В своих трудах он высказывал важную мысль о том, что изнеженное воспитание ведет к слабости тела и скудости разума. Особенностью его педагогических взглядов для того времени было утверждение о необходимости воспитания не только мальчиков, но и девочек.
Высоко оценивал значимость физического развития для здоровья человека и великий русский ученый М.В. Ломоносов. В частности, он рекомендовал больше двигаться, заниматься физическим трудом. Эта мысль его ярко выражена в следующих словах: «Поспешествовало бы сохранению здравия движение тела в крестьянах пахотною работою, в купечестве — дальнею ездою по земле и по морю, военным — экзерцициею и походами» [Ломоносов М.В. Сочинения: В 6 т. – М., 1952. – Т. 6, с. 394].
Идею М.В. Ломоносова о необходимости постоянного движения для совершенствования физического воспитания развил И.Л. Данилевский, который считал, что если тело не укрепляется в детстве, а нервы не оздоравливаются физическими упражнениями, то в зрелом возрасте сердце не перенесет более тяжелые испытания. Придавая большое значение единству умственного и физического воспитания, И.Л. Данилевский отмечал, что здоровье ребенка во многом зависит от закалки.
Интересны взгляды известного педагога того времени И. И. Бецкого на физическое воспитание детей от рождения до юношества. Считая движения главным в физическом развитии, он рекомендовал приучать детей чаще бывать на воздухе. Для разностороннего физического развития им рекомендовались подвижные игры (от простой игры в мяч до игры в кегли), а также бег, прыжки, танцы. Дождь и солнце не должны быть помехой для увлекательных игр. И.И. Бецкой писал, что склонность, которую вселяет к игре и увеселению природа в детские годы — главные средства к умножению здоровья и к укреплению телесного сложения [Бецкой И.И. Привелегия и устав имперской академии трех знатнейших художеств: живописи, скульптуры и архитектуры. – СПб., 1767, с. 100].
В начале XVIII в. физическое воспитание вводится в системы дворянского образования, получают развитие верховая езда, фехтование, борьба и разнообразные подвижные игры. В быту народов России также продолжают культивироваться разнообразные игры и физические упражнения.
Подъем русской науки и культуры, педагогики, анатомии и медицины способствовал дальнейшему развитию научно-педагогических основ физического воспитания. Так, русский просветитель Н.И. Новиков (1744—1818) в последней четверти XVIII в. в педагогических сочинениях рассматривал три составные части воспитания: физическое, нравственное и умственное. Попечение о своем теле он считал главной из всех забот.
Через все суждения И.Н. Новикова о воспитании человека проходит мысль о необходимости физического воспитания с первых дней жизни человека, с его младенческого возраста. Процесс физического воспитания, по его мнению, должен продолжаться на протяжении многих лет до полного сформирования организма. При этом особое внимание уделяется закаливанию организма и контролю за правильной осанкой детей.
Академик А. П. Протасов, профессор анатомии, впервые в России в конце XVIII в. вводит понятие «физическое воспитание». В опубликованных им работах по физическому воспитанию обоснована необходимость движений для сохранения здоровья.
Его современник ученый-медик Н.М. Максимович-Амбодик настойчиво выступал за необходимость гармонического воспитания детей. Вопреки сложившимся традициям, он считал, что уже с первых дней после рождения ребенку вместо тугого пеленания должна быть предоставлена максимальная возможность к всевозможным движениям.
По его мнению, «тело без движения подобно стоячей воде, которая плесневеет и гниет». Для воспитания здоровых и физически развитых людей Н.М. Максимович-Амбодик рекомендовал закаливать детей, заблаговременно приучать их к «холоду и ко всем воздушным переменам». Особое значение он придавал играм детей. «Никогда не должно мешать детям, — писал он, — в их забавах и упражнениях… Они могут играть, резвиться, прыгать, веселиться… Сама природа вселяет в неповинных детей сию склонность к игре и забавам» [Максимович-Амбодик Н.М. Искусство повивания, или наука о бабичьем деле: В 5 ч. – СПб., 1786 – Ч. 5, с.53-54]. Н.М. Максимович-Амбодик ясно себе представлял и то обстоятельство, что каждый возраст имеет свои особенности и поэтому к воспитанию детей, в том числе и физическому, нужно подходить индивидуально. По этому поводу он писал, что требования к детям всегда должны быть соразмерны сложению их тела, возрасту, способностям, крепости, силам телесным и получаемой ими пище.
Русский писатель А.Н. Радищев (1749—1802) также придавал большое значение физическому воспитанию детей. Он считал, что укрепление телесных сил благодаря упражнениям способствует здоровью.
Вторая половина XVIII в. стала важным периодом в развитии идеи физического воспитания народа. Физическое воспитание рассматривается как часть всестороннего воспитания. Физической культуре уделялось серьезное внимание всеми народами, проживающими в России, поэтому у многих так популярны были разнообразные подвижные игры, которые возникли еще в далеком прошлом. (Описание детских игр России представлено в работе Е.А.Покровского «Детские игры. Преимущественно русские». — СПб., 1994).
Проблемы физического воспитания в России во второй половине XIX — начале XX в. занимали важное место в трудах выдающихся русских педагогов и ученых.
Значительное внимание вопросам физического воспитания уделял известный русский хирург Н.И. Пирогов (1810—1881). Особая его заслуга в том, что в ряде своих работ он впервые говорит о необходимости применения в школах научно обоснованной системы физического воспитания, которой тогда в России не существовало.
Много внимания уделил этому вопросу выдающийся педагог К.Д. Ушинский (1824—1870/71). Ему принадлежит приоритет в совершенно новом подходе к проблеме образования и воспитания человека. К.Д.Ушинский считал, что процессу образования и воспитания человека должно предшествовать всестороннее его изучение. Педагогический процесс должен постоянно базироваться на знании физиологии и психологии ребенка. Педагог, не знающий этих дисциплин, не может правильно осуществлять сложный процесс воспитания. Научно обоснованное воспитание во много раз эффективнее будничного воспитания. Процесс умственного воспитания виделся им в неразрывной связи с физическими упражнениями. По его мнению, физические упражнения должны быть на каждом уроке, тогда умственная деятельность станет более эффективной. К.Д.Ушинский подчеркивал, что при физическом воспитании необходимо использовать народные игры как наиболее доступные детям.
Особая роль в пропаганде подвижных игр в физическом воспитании принадлежит педагогам Е.А. Покровскому (1838 —1895), П.Ф. Каптереву (1849—1922), которые рассматривали подвижную игру как эффективное средство разностороннего воспитания ребенка.
Огромный вклад в развитие теории физического воспитания внес русский педагог, анатом и врач П.Ф. Лесгафт (1837 — 1909). Его творческая научная деятельность относится к концу XIX — началу XX в. Он является признанным основоположником научной системы физического воспитания в России.
П. Ф. Лесгафт, как и его предшественники, в частности и Е. А. Покровский, большое внимание в физическом воспитании уделял подвижным играм. Процесс воспитания, по его представлению, должен начинаться в семье и продолжаться в школе, чтобы ребенок мог приобрести «…опытность справляться с препятствиями, которые встречаются в жизни». В занятиях подвижными играми он видел также возможность приобретения ребенком самостоятельности в действиях, основанной на личной инициативе, благодаря которой у человека вырабатывается твердый характер и большая сила воли.
Положительно относясь к подвижным играм, он рекомендовал выбирать из них те, которые наиболее подходят к цели, поставленной преподавателем. Игры должны оказывать благотворное влияние на психику и физическое состояние ребенка. В своих научных трудах П.Ф. Лесгафт уделял внимание не только физическому, но и гармоничному воспитанию человека. Он считал, что физическое воспитание должно продолжаться всю жизнь, поэтому важно с детства учить ребенка сознательно усваивать физические упражнения, уметь рационально, т.е. с наименьшей затратой сил, но с наибольшим эффектом, пользоваться ими. Принцип осознанности при обучении физическим упражнениям, по мнению П.Ф. Лесгафта, является необходимым условием для гармонического развития личности; осмысленность своих физических действий помогает ребенку рационально использовать свои силы. В физическом воспитании П.Ф. Лесгафт рекомендовал больше применять ходьбу, бег, прыжки, метание, путешествия, гимнастические упражнения. Разученные движения должны закрепляться в подвижной игре. Он обращал особое внимание на то, что гармоничное развитие — длительный и последовательный процесс, связанный с постепенным нарастанием физических нагрузок с учетом возраста, пола, индивидуальных особенностей.
Особую роль в физическом воспитании П.Ф.Лесгафт отводил преподавателям. Они должны не только регулировать и направлять учебный процесс, но и быть примером для воспитанников, иметь хорошую выправку, следить за своей внешностью, заниматься своим телом и производить своей внешностью благоприятное впечатление [Лесгафт П.Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста: В 2 т. Т. 1. – М., 1951; Т. 2. – М., 1952, — т. II].
Учитель физкультуры, по мнению П.Ф. Лесгафта, должен владеть «словом много лучше, чем учитель словесности», систематически готовиться к занятиям, предусматривая смену упражнений, их разнообразие. В разработанной им теории «прибавочных раздражителей» он отрицал соревнования, поощрения и наказания во избежание унижения или возвышения ребенка.
Следует отметить, что в России физическое воспитание как государственная дисциплина развилось значительно позднее, чем в странах Европы и Азии. Изучив и проанализировав все мировые системы, П.Ф. Лесгафт в конце XIX — начале XX в. создал оригинальную российскую систему воспитания. Она была создана с учетом лучших мировых систем и национальных традиций. Созданная П.Ф.Лесгафтом теория физического воспитания не утратила своего значения до нашего времени, многие ее положения актуальны и сегодня.
Идеи П.Ф. Лесгафта продолжил его ученик, В.В. Гориневский (1857—1937), выдающийся деятель спортивной медицины. В 1910 г. на базе Тенишевского училища им была создана специальная лаборатория по изучению проблем, связанных с физическим воспитанием. Придавая огромное значение влиянию физических упражнений, их воздействию на все органы тела и особенно на деятельность центральной нервной системы, В. В. Гориневский уделял физическому воспитанию особое внимание. Ценными являются его положения о связи физического и эстетического воспитания. Он выступал за воспитание у детей красивых, выразительных движений, которые, по его мнению, наиболее ярко отражают индивидуальную и психическую деятельность человека. В. В. Гориневский был первым ученым, написавшим книгу о врачебном контроле за занятиями физическими упражнениями и спортом населения. Им были заложены научные основы тренировки, доказана ведущая роль подвижных игр в системе физического воспитания ребенка. Описанные В.В.Гориневским особенности физического развития в разные периоды жизни человека внесли значительный вклад в педагогическую науку.
Среди большого количества книг по вопросам физического воспитания, гигиены и закаливания детей особенно популярной была его книга «Физическая культура детей дошкольного возраста» (М., 1930).
В.В. Гориневский по праву считается основателем постреволюционной системы физического воспитания.
Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Эмма Яковлевна Степаненкова. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 368 с. С. 30-35.
Источник