Развитие тактильной памяти ребенка

Развитие тактильной памяти у детей через дидактические игры.

     Память — важнейшая познавательная функция, лежащая в основе развития и обучения. Одним из её видов является сенсорная память, которая опирается на чувства и ощущения и в свою очередь включает в себя зрительную, слуховую, вкусовую, обонятельную и тактильную (кожно-кинестетическую) память.

     Кожно-кинестетическая чувствительность занимает особое место среди других видов чувствительности. Биологическая значимость её более важна, чем специальные виды чувствительности — зрение, слух, обоняние, вкус. Если представить себе существо, лишённое способности воспринимать мир через кожно-кинестетическую рецепцию, то оно просто не смогло бы остаться в живых, не имея возможности уберечься от вредных и опасных для жизни воздействий, о которых сигнализируют болевые ощущения.

    Следует отметить, что для развития ребенка очень важна тактильная память, то есть способность запоминать ощущения от прикосновения к различным предметам. Осязательная память – является подвидом образной памяти, связанная с деятельностью тактильного анализатора. Осязательная память – запоминание, сохранение и воспроизведение образов ранее воспринимавших предметов и явлений. Тактильная или осязательная память, помогает запоминать, что называется на ощупь. Как отмечают исследователи, дети с высокоразвитым восприятием реже испытывают трудности в обучении.

   Развитие осязательной памяти так же способствует развитию познавательных процессов -внимания, мышления, речи  и мелкую моторику  в этом помогают  различные дидактические игры. При любом двигательном тренинге упражняются не руки, а мозг. Игры с пальчиками, мелкими предметами (мозаикой, различными конструкторами, волчками, бусами, ниточками и верёвочками и т.д. ), ощупывание специально подобранных по форме и качеству предметов развивают речевую активность детей, способствуют развитию у них терпения, концентрации внимания и стимулируют фантазию.

Это такие игры как: «Тактильные дощечки», «Найди нужный предмет», «Волшебный мешочек».

I. «Тактильные дощечки»

Цель: развивать тактильные ощущения от прикосновения к различной поверхности;

учить обследовать сектора в дощечке подушечками пальцев и всей ладошкой;

обогащать словарный запас качественными прилагательными;

развивать внимание, способность работать не спеша, сосредоточенно.

Координация зрительных тактильных анализаторов;

Развитие восприятия и воображения;

Стимуляция зрительных и тактильных ощущений;

Развитие мелкой моторики

Активация развития познавательных процессов

Задание 1.

  •  Рассмотреть и ощупать сектора в лабиринте — провести птичек к фруктам.
  • Охарактеризовать  свойства секторов в лабиринте (мягкая, пушистая, тёплая, жёсткая, шершавая, холодная, ворсистая, твердая, колючая, гладкая и т.д.).
  • Сравнивание поверхности между собой и окружающими предметами:

(пушистый, как снег, а вы как думаете?. колючий, как? (ежик, елочка, цветок) гладкий, как? (мамина ладошка, лед, стекло).

Задание 2.

нахождение дощечки по описанию, например, я назову качество, а вы назовите материал: шероховатая, зернышки, чешуйки. Мягкая – вата, пух, мех.

Задание 3. «Найди пару»

Цель игры: совершенствовать тактильное восприятие.

Предложить детям рассмотреть дощечки, потрогать их и определить какие они на ощупь (гладкие, пушистые, колючие, скользкие и т. д.) и предложить найти одинаковые по ощущениям.

Детям предлагают найти пушистую дощечку, колючую дощечку.

На что или кого похожа данная дощечка?

Cравнить колючую и пушистую дощечки. Подумайте, кого вы гладите, чувствуя под ладошкой пушистую дощечку, до кого вы дотрагиваетесь, чувствуя под ладонью колючую дощечку?

Задание 4.»Найди непохожие дощечки»

Цель: Найти непохожие по тактильным ощущениям предметы.

Предложить детям найти противоположные сочетания: пушистые — гладкие, колючие – мягкие и т. д.

Задание 5.

Учить соотносить поверхности дощечек с определенным предметом, животным, эмоциональным состоянием.

Найди такую же дощечку. Найди дощечку, похожую на котика, на мышку, на ежика и т. д. Какое животное напоминает эта дощечка? Какую вещь? Найди самую злую дощечку, самую добрую, самую грустную и т. п.

Какая дощечка тебе больше нравится, какая меньше, какая не нравится?

Задание 6.

Учить составлять рассказы с опорой на «тактильные дощечки» и тактильные ощущения, давать оценку своему эмоциональному состоянию.

Жил-был пушистый зайчик (подбирается дощечка) под колючей елкой (дощечка). А рядом росла мягкая, шелковистая трава (дощечка, в которой ползали маленькие муравьи (дощечка). В гости к пушистому зайчику иногда приходили пушистая белка (дощечка) и колючий ежик (дощечка). И они все вместе шли гулять по ровной дорожке (дощечка).

Задание 7.

Составление «подвижных» рассказов, где уже выложенные дощечки по ходу рассказа используются вновь.

Жил-был пушистый зайчик (дощечка) под старым дубом (дощечка).

А под дубом росла мягкая, шелковистая трава (дощечка), в которой ползали маленькие муравьи (дощечка).

В гости к зайчику, иногда проходили пушистая белка (дощечка) и колючий ежик (дощечка) и тогда они все вместе: зайчик, еж и белка начинали кувыркаться в мягкой, шелковистой траве, где ползали маленькие муравьи под могучим дубом.

Задание 8.

Читайте также:  Новорожденный ребенок три недели развитие

Составление рассказов на сопоставление качества поверхности с эмоциями и их воспроизведение по «тактильным дощечкам».

1) Был теплый, солнечный денек (дощечка). Солнышко на небе улыбалось (дощечка). На поляне веселились цыплята (дощечка). Вдруг солнышко нахмурилось (дощечка). Оно увидело что-то нехорошее (дощечка). Оказывается, в кустах пряталась хитрая лиса (дощечка). Но цыплята увидели лису и убежали к маме-курице. Хитрая лиса (дощечка) и ушла голодная. Какое у нее было настроение? Солнышко снова улыбалось (дощечка). А веселые цыплята вернулись на полянку (дощечка).

2) Злой волк (дощечка) крадется по лесу (дощечка) на поляну (дощечка, где прыгают, веселятся пушистые зайчата (дощечка).

3)«Кошка на прогулке в лесу».

Однажды пушистая кошка решила пойти в лес на прогулку. Она надела на ножки гладкие туфельки и вышла на улицу. Сначала кошка шла по ровной дорожке, затем по ребристой дорожке. Когда кошка пришла в лес, пошел дождь и дорожка стала скользкая.

Задание 9.

Составление рассказов о себе.

Я добрый ребенок (дощечка). Когда я вижу, что кого-то обижают, то у меня такое настроение (дощечка). Про добрых людей я думаю, что они такие (дощечка, а про злых думаю, что они вот какие (Дощечка). Когда я играю в любимую игру, то у меня вот такое настроение (дощечка). Когда меня обманывают, то у меня вот такое настроение (дощечка).

Показать детям картинку, на которой изображен волк. Волк какой? Злой (дети находят и выкладывают на стол соответствующую дощечку). Какие зубы у волка? Острые (дети находят и выкладывают на стол соответствующую дощечку). Какой нос у волка? Гладкий, холодный (дети находят и выкладывают на стол соответствующую дощечку). Затем опираясь на тактильные дощечки, дети могут дать простейшее описание медведю.

На занятиях с использованием «тактильных дощечек» необходимо выяснять, почему ребенок выбрал именно ту или иную дощечку. Это даст возможность определить, понимает ли ребенок данное задание, а также оценить его эмоциональное состояние (в семье, детском саду, в разные временные отрезки, разных ситуациях). Можно предложить детям выложить сюжет «Моя семья». И выяснить, почему каждому члену семьи соответствует именно эта дощечка. Можно предложить ребенку выложить дощечки, которые соответствуют его друзьям, выбрать ту дощечку, которая подходит к его настроению, когда он утром пришел в детский сад и т. д.

Но необходимо учитывать, что однократные тесты не дают полной картины психологического состояния ребенка: сегодня себя или своих близких он сопоставляет с одними тактильными ощущениями, а в следующий раз – с другими. Следовательно, проводить тесты с использованием «тактильных дощечек» необходимо многократно или в совокупности с другими тестами.

№ дощечек

Покрытие дощечек

Наборы предметных картинок

№ 1

Поверхность оклеена натуральным или искусственным мехом

Кошка, лиса, шуба, меховая шапка, ковёр, мягкая игрушка, окутанное инеем дерево

№ 2

Поверхность оклеена наждачной бумагой

Дорога, песок, тёрка, кирпичи, кактус, роза, ржавая труба, репейник

№ 3

Ворсистая фланель (байка)

Фетровая шляпа, одуванчик, вата, лист герани, персик, абрикос, маленький ребёнок

№ 4

Застывшие капли воска со свечи

Облака, сосулька, капли мёда, пуговицы, камешки, мозаика, лужа, клякса

№ 5

Тонкая верёвка или толстый шнурок

Дорога, река, змея, червяк, скакалка, горы, верблюд, волны

№ 6

Очищенные от серы спички

Забор, дерево, пила, мостик, плот, лестница, костёр

№ 7

Поломанные спички (без серы)

Хворост, кочки на болоте, вермишель, костёр, солома, бусы, кубики, снежинки

№ 8

Поверхность абсолютно гладкая (целлофан, клеёнка, фольга)

Зеркало, каток, арбуз, утюг, стол, вода, стекло, диск, паркет

№ 9

Бархатная ткань (бархатная бумага)

Трава, кисточки, верба, косы (волосы), полотенце, платье, лепестки розы

№ 10

Рубчатая ткань (вельвет)

Щётка, ребристая доска, карандаши, ручейки, рельсы, струнный инструмент, грядки

II.  «Найди нужный предмет»

  • Цель: учить детей на ощупь узнавать, запоминать и соотносить предметы друг с другом, формировать обобщающие понятия на основе логической цепочки: животное, продукт питания, место обитания. Развивать образную осязательную память. Оборудование: Маски-шапочки зайца, белки, ежика, собаки; игрушки-животные; муляжи моркови, ореха, гриба, косточки, картинки с изображением моркови, гриба, ореха, косточки. Мешочек (или сундучок, или ширма).
  • Возраст: 3-8 лет.
  • Ход игры: перед началом игры педагог рассказывает сам (а в более старшем возрасте привлекает к рассказу детей), с предъявлением картинок, кто из зверей чем питается. Каждому ребенку предлагается роль кого-нибудь из зверей, на них надевают соответствующие маски-шапочки. Дети, подходят к столу, определяют на ощупь соответствующую игрушку, вспоминают, чем питается это животное и в другом мешочке ( или как вариант игры — на предметной картинке) выбирает то, чем питается его персонаж.
  • Примечание: чем старше дети, тем большее количество персонажей можно вводить. Если играют старшие дети, то к оборудованию добавляются рисунки с изображением конуры, дупла на дереве, куста, норки в земле. Детям предлагается установить логическую цепочку слов: животное – продукт питания – место обитания. Педагог спрашивает детей, где живут их герои. После обсуждения ответов, им предлагается выбрать соответствующие логическим цепочкам картинки: собака – косточка – конура; заяц – морковка – куст; ежик – грибок – норка; белка – орех – дупло.
Читайте также:  Параметры развитие ребенка по месяцам до года

III.     «Волшебный мешочек»

  • Эта удивительная игра поможет вам развить и зрительную, и тактильную, и даже слуховую память ребенка. Самый простой вариант: возьмите две пары сильно отличающихся друг от друга предметов: два кубика и два шарика; два мишки и две куклы и т. д. Положите в мешочек по одному предмету из каждой пары.
  • Покажите малышу один предмет, например, мишку. Потом уберите его и попросите найти такой же на ощупь. Если у малыша не получается, возьмите его ручку в свою и действуйте сообща. Важно, чтобы малыш почувствовал связь между зрительным и тактильным образом предмета, а сумеет он сделать сам или с вашей помощью – пока не так уж и важно. Постепенно, только не слишком быстро, увеличивайте количество предметов. Эта игра развивает связь между зрительной и тактильной памятью.
  • Теперь предложите малышу с завязанными глазами ощупать предмет правой рукой, а потом найти его в мешочке левой. Этот вариант игры хорошо развивает тактильную память и укрепляет связь между полушариями.

Источник

Память — важнейшая познавательная функция, лежащая в основе развития и обучения. Одним из её видов является сенсорная память, которая опирается на чувства и ощущения и в свою очередь включает в себя зрительную, слуховую, вкусовую, обонятельную и тактильную (кожно-кинестетическую) память. Тактильная память — это способность запоминать ощущения от прикосновения с как-либо предметом.

Кожно-кинестетическая чувствительность занимает особое место среди других видов чувствительности. Биологическая значимость её более важна, чем специальные виды чувствительности — зрение, слух, обоняние, вкус. Если представить себе существо, лишённое способности воспринимать мир через кожно-кинестетическую рецепцию, то оно просто не смогло бы остаться в живых, не имея возможности уберечься от вредных и опасных для жизни воздействий, о которых сигнализируют болевые ощущения.

Потеря или снижение кожно-кинестетической чувствительности затрудняет обучение и развитие детей, потому что возникают проблемы с восприятием предмета на ощупь. Дети правильно воспринимают предмет и его форму зрительно, но не узнают при ощупывании с закрытыми глазами. Некоторые имеют затруднения при определении качества объекта: шероховатость, гладкость, мягкость, твёрдость и т.д.

Воспитатели и учителя-дефектологи, которые широко используют в своей работе игры и упражнения для развития мелкой моторики рук, добиваются значительных результатов в психофизическом развитии ребёнка. На практике подтверждаются положения учёных о том, что при любом двигательном тренинге упражняются не руки, а мозг. Игры с пальчиками, мелкими предметами (мозаикой, различными конструкторами, волчками, бусами, ниточками и верёвочками и т.д.), ощупывание специально подобранных по форме и качеству предметов развивают речевую активность детей, способствуют развитию у них терпения, концентрации внимания и стимулируют фантазию, а работа с дощечками — ещё и творческие способности.

Основа работы с тактильными дощечками – развитие тактильной памяти.

Условия работы с тактильной дощечкой

Работа проводится индивидуально.

Осуществляется постоянный контроль за правильностью выполнения задания, есть возможность его дифференцировать с учётом психофизического развития ребёнка.

Перед работой с тактильной дощечкой желательно сделать ребёнку массаж пальцев и кистей рук (1—2 мин).

Цель: развивать тактильные ощущения от прикосновения к различной поверхности;

учить обследовать сектора в дощечке подушечками пальцев и всей ладошкой;

обогащать словарный запас качественными прилагательными;

развивать внимание, способность работать не спеша, сосредоточенно.

Координация зрительных тактильных анализаторов;

Развитие восприятия и воображения;

Стимуляция зрительных и тактильных ощущений;

Развитие мелкой моторики

Активация развития познавательных процессов

Задание 1.

  •  Рассмотреть и ощупать сектора в лабиринте — провести птичек к фруктам.
  • Охарактеризовать  свойства секторов в лабиринте (мягкая, пушистая, тёплая, жёсткая, шершавая, холодная, ворсистая, твердая, колючая, гладкая и т.д.).
  • Сравнивание поверхности между собой и окружающими предметами:

(пушистый, как снег, а вы как думаете?. колючий, как? (ежик, елочка, цветок) гладкий, как? (мамина ладошка, лед, стекло).

Читайте также:  История раннего развития ребенка

Задание 2.

нахождение дощечки по описанию, например, я назову качество, а вы назовите материал: шероховатая, зернышки, чешуйки. Мягкая – вата, пух, мех.

Задание 3. «Найди пару»

Цель игры: совершенствовать тактильное восприятие.

Предложить детям рассмотреть дощечки, потрогать их и определить какие они на ощупь (гладкие, пушистые, колючие, скользкие и т. д.) и предложить найти одинаковые по ощущениям.

Детям предлагают найти пушистую дощечку, колючую дощечку.

На что или кого похожа данная дощечка?

Cравнить колючую и пушистую дощечки. Подумайте, кого вы гладите, чувствуя под ладошкой пушистую дощечку, до кого вы дотрагиваетесь, чувствуя под ладонью колючую дощечку?

Задание 4.»Найди непохожие дощечки»

Цель: Найти непохожие по тактильным ощущениям предметы.

Предложить детям найти противоположные сочетания: пушистые — гладкие, колючие – мягкие и т. д.

Задание 5.

Учить соотносить поверхности дощечек с определенным предметом, животным, эмоциональным состоянием.

Найди такую же дощечку. Найди дощечку, похожую на котика, на мышку, на ежика и т. д. Какое животное напоминает эта дощечка? Какую вещь? Найди самую злую дощечку, самую добрую, самую грустную и т. п.

Какая дощечка тебе больше нравится, какая меньше, какая не нравится?

Задание 6.

Учить составлять рассказы с опорой на «тактильные дощечки» и тактильные ощущения, давать оценку своему эмоциональному состоянию.

Жил-был пушистый зайчик (подбирается дощечка) под колючей елкой (дощечка). А рядом росла мягкая, шелковистая трава (дощечка, в которой ползали маленькие муравьи (дощечка). В гости к пушистому зайчику иногда приходили пушистая белка (дощечка) и колючий ежик (дощечка). И они все вместе шли гулять по ровной дорожке (дощечка).

Задание 7.

Составление «подвижных» рассказов, где уже выложенные дощечки по ходу рассказа используются вновь.

Жил-был пушистый зайчик (дощечка) под старым дубом (дощечка).

А под дубом росла мягкая, шелковистая трава (дощечка), в которой ползали маленькие муравьи (дощечка).

В гости к зайчику, иногда проходили пушистая белка (дощечка) и колючий ежик (дощечка) и тогда они все вместе: зайчик, еж и белка начинали кувыркаться в мягкой, шелковистой траве, где ползали маленькие муравьи под могучим дубом.

Задание 8.

Составление рассказов на сопоставление качества поверхности с эмоциями и их воспроизведение по «тактильным дощечкам».

1) Был теплый, солнечный денек (дощечка). Солнышко на небе улыбалось (дощечка). На поляне веселились цыплята (дощечка). Вдруг солнышко нахмурилось (дощечка). Оно увидело что-то нехорошее (дощечка). Оказывается, в кустах пряталась хитрая лиса (дощечка). Но цыплята увидели лису и убежали к маме-курице. Хитрая лиса (дощечка) и ушла голодная. Какое у нее было настроение? Солнышко снова улыбалось (дощечка). А веселые цыплята вернулись на полянку (дощечка).

2) Злой волк (дощечка) крадется по лесу (дощечка) на поляну (дощечка, где прыгают, веселятся пушистые зайчата (дощечка).

3)«Кошка на прогулке в лесу».

Однажды пушистая кошка решила пойти в лес на прогулку. Она надела на ножки гладкие туфельки и вышла на улицу. Сначала кошка шла по ровной дорожке, затем по ребристой дорожке. Когда кошка пришла в лес, пошел дождь и дорожка стала скользкая.

Задание 9.

Составление рассказов о себе.

Я добрый ребенок (дощечка). Когда я вижу, что кого-то обижают, то у меня такое настроение (дощечка). Про добрых людей я думаю, что они такие (дощечка, а про злых думаю, что они вот какие (Дощечка). Когда я играю в любимую игру, то у меня вот такое настроение (дощечка). Когда меня обманывают, то у меня вот такое настроение (дощечка).

Показать детям картинку, на которой изображен волк. Волк какой? Злой (дети находят и выкладывают на стол соответствующую дощечку). Какие зубы у волка? Острые (дети находят и выкладывают на стол соответствующую дощечку). Какой нос у волка? Гладкий, холодный (дети находят и выкладывают на стол соответствующую дощечку). Затем опираясь на тактильные дощечки, дети могут дать простейшее описание медведю.

На занятиях с использованием «тактильных дощечек» необходимо выяснять, почему ребенок выбрал именно ту или иную дощечку. Это даст возможность определить, понимает ли ребенок данное задание, а также оценить его эмоциональное состояние (в семье, детском саду, в разные временные отрезки, разных ситуациях). Можно предложить детям выложить сюжет «Моя семья». И выяснить, почему каждому члену семьи соответствует именно эта дощечка. Можно предложить ребенку выложить дощечки, которые соответствуют его друзьям, выбрать ту дощечку, которая подходит к его настроению, когда он утром пришел в детский сад и т. д.

Но необходимо учитывать, что однократные тесты не дают полной картины психологического состояния ребенка: сегодня себя или своих близких он сопоставляет с одними тактильными ощущениями, а в следующий раз – с другими. Следовательно, проводить тесты с использованием «тактильных дощечек» необходимо многократно или в совокупности с другими тестами.

Источник