Развитие тактики у ребенка
Интервью с тренером академии “ЦСКА” Москва – Александром Бауманом. Мы получили глубокие ответы на вопросы развития быстроты, скорости, ловкости, тактики и характера для футболистов с 6 до 12 лет.
Методология тренировочного процесса для детей футболистов с 6 – 9 лет
Сергей: Координационная лестница на возраст 6-9 лет: в какое время давать и сколько?
Александр: Давать координацию можно в любое время. По своему опыту, я мальчишкам давал практически с самого начала. Главное, сделать акцент на правильное выполнение: чтобы человек правильно ставил ноги, правильно работал руками. Если посмотреть, у ребят то у них руки либо висят вдоль туловища, либо как будто они колбасу нарезают. Руки должны помогать ногам, работать вперед-назад. Можно и в 6 лет дать, но чтоб он не замучился и было интересно. Очень важна техника. Она называется координационная лесенка. Я знаю некоторых, кто занимается с 3-4 лет, они уже умеют делать что-то на лестнице.
Сергей: Ваше отношение к когнитивным тренировкам.
Александр: Да, сейчас это тренд. На самом деле ничего нового в когнитивных тренировках нет. Просто мы когда давали похожие тренировки 15-17 лет назад, то не знали, что они так называются. Сейчас пошла мода на это, подводится какая-то база. Понятие когнитивности в переводе с латыни это познание. Самая лучшая когнитивная тренировка – это игра в футбол, в игре идет познание всего. Поэтому я отлично отношусь к когнитивным тренировкам – это игра в футбол. То, что когнитивная тренировка преподносится так, что мальчик жонглирует мячом, перекладывая его из руки в руку, и одновременно читает Пушкина – я отношусь с интересом и юмором. Пусть решают примеры, если нравится. Сразу вспомнил свою команду 1990 года, если бы я дал им решать примеры, у некоторых серьезные проблемы возникли. Зато с футболом было отлично.
Упражнения для детей футболистов 9 – 10 лет
Сергей: Как рассчитывается количество повторений в упражнениях? Возраст 9-10 лет.
Александр: В этом возрасте мы развиваем физические качества такие как: быстрота, скорость, ловкость. Тренировка построена на ловкость, цель количество повторений, если это дорожки какие-то, то смотрите, чтобы, во-первых, у ребенка правильно получалось. И, во-вторых, один из критериев прекращения упражнения – это потеря качества, что на ловкость, что на технику. И самое главное, если он начал утомляться и есть риск получить из-за этого травму, тоже надо, заканчивать. А так разумные пределы. Можно дать дорожки, чтобы они делали 50% времени, но тогда не останется времени на технику.
В разминочной части, если идет развитие ловкости, критерий один: развитие всегда должно быть больше, чем поддержание. Если мы что-то развиваем, по времени, объему это больше, чем поддержание. По развитию ловкости есть огромный пласт: и шведские стенки, и разные кувырки. Одного чего-то я могу дать 10 повторений, допустим, но кувырков 10 дорожек априори дать невозможно. Поэтому сложно сказать по количеству. Можно сказать, что если мы развиваем ловкость, то чуть больше, если поддерживаем – меньше. И в процентном соотношении от тренировочного занятия. В первой части если мы развиваем что-то, то дать 20-25% от тренировки. Остальное развитие ловкости идет за счет футбольных упражнений, например, работы с мячом, эстафетой. Что касается развития быстроты или скорости, правило для всех известное. Во-первых, все происходит на полное восстановление, поэтому одна короткая дорожка, бег 4-6 секунд и потом должно пройти 40-45 секунд, чтобы ребенок восстановился. Сколько мы дадим за тренировку таких упражнений? Например, 2 серии по возрасту. Например, если мы играем на полполя, 2 по 25, ребенок пробегает 80-100 метров за матч. Поэтому если мы развиваем быстроту/скорость, значит мы должны брать в 1,5 раза больше. Бежит мальчик 100 метров, значит, надо дать 150. За одну серию мы не дадим столько рывков, следовательно, это 3-4 серии получается. Между сериями пауза, восстановление должно быть 2-3, а лучше 3-4 минуты. Но если будут в серии одни паузы, то только 25 минут потратим на развитие скорости/быстроты. В понедельник – пожалуйста, но потом у нас останется не так много времени на остальное. Опять же, мы смотрим: если падает скорость – значит, все, стоп. Никакого развития больше не происходит. Поэтому это очень технически несложный момент, но его надо контролировать. Единого рецепта нет: у кого-то люди более подготовлены, у кого-то менее, значит, и делать надо меньше. Но, я считаю, что от 8 до 16 повторов, рывочков, надо выполнять. Смотреть, контролировать восстановление обязательно. И понимание футбола родителями нужно учитывать – это нечто особенное.
Каждый должен для себя это понимать и определять: на каком этапе, что он дает, в каком формате, в какой части тренировки. Ловкость может быть в любой части, в зависимости от сложности координационной. 9-11 лет – золотое время для развития координации, рекомендую его не упустить. Мы видим, что в детских садах и школах очень мало на физкультуре внимания уделяют. К нам дети приходят слабо координированные, приходится выполнять работу учителей школы.
Сергей: Давайте дадим общую информацию о возрасте 9-10 лет.
Александр: Я уже начал с ловкости, потом к ней вернусь. Мы должны понимать, что у нас все идет в 9-10 лет, как переход из прошлого этапа. Все по программе, вытекая из предыдущего. В 9-10 лет мы будем делать то, что потом должно перейти на следующий этап. Если начать с психологии, то в этом возрасте начинается уже более тесная завязка с тактикой. Это индивидуальная тактика, как я и говорил, но уже более тесная. Мальчишки начинают все делать более осмысленно. Если в 7-8 лет многие еще совсем «детский сад», то сейчас уже видны другие глазки. Есть двустороннее общение с ребятами над осмысленными ответами на мои вопросы. Они могут сами задавать вопросы, что-то сказать, со мной поспорить, когда я специально создаю условно конфликт, даю неправильные подсказки – и смотрю, как они реагируют. Они осмысленно подходят к своим занятиям, более ответственно. Поэтому на этом этапе есть понятие, что дети могут внутри команды быть конкурентами. Это здоровая конкуренция когда игрок хочет больше забить голов или больше обыграть. Бывает, и ссоры возникают. Но когда мы играем с другими ребятами, конкуренция внутри команды не переходит в конфликты, это надо переносить на поле, играя с другими соперниками. Переключение в данном возрасте более осознано. В этом возрасте можно с ними общаться на эту тему.
По тактике, в 9-10 лет ребята более нацелены, на быстрые атаки. Поэтому упражнения у меня направлены не на контроль мяча, а на скоростные атаки. Мы делаем упражнения один-в-один, с переключением. Сейчас мы добавляем партнера, может, где-то двоих партнеров. Упражнения идут на переключение. Отбор закончился – ты должен начать атаку, либо за счет своих действий, либо найти партнера. Иногда делаем количество игроков неравное. Чаще всего, так и происходит в футболе, редко когда после потери мяча игроки выбегают в атаку. Поэтому эти моменты через игровые упражнения, подсказки, разные вариации, задания. Стараемся ребят учить думать, чтобы они сами умели защищаться, именно на конкретном участке поля. Т.е. если соперник сбоку, скорее всего, мы выполняем упражнения на фланг. И после отбора мяча футболист должен найти не просто на фланге какие-то ворота, а можно в центр отдать передачу, обыграть игрока и сделать передачу.
Что еще входит в тактические вариации, нужно учитывать то, что в этом возрасте мы начинаем играть турниры. Получается, мы придерживаемся определенной тактики. У меня с 2007 годом была тактика 1-3-3. Вратарь – тройка защитников – тройка атакующих. На мой взгляд, она универсальная для этого возраста, нет строгой привязки к позиции, любой из защитников может подключиться в атаку – что центральный, что фланговый. Также любой из игроков в атаке может сесть назад, т.е. мы используем всю ширину поля, что в атаке, что в обороне. Начинаем знакомить с понятием «страховка». И, естественно, есть варианты трансформации этой тактики. Я, например, когда 2009 год принял, они играли 2-3-1, но после нескольких игр увидел, что они больше играли как 4-1-1, потому что нас начинали поджимать. Поэтому перешел с ними на 3 защитника и сейчас так остался. Пацанам объясняем, что есть разные варианты и не привязываем к конкретной позиции.
Как развивать футболиста с 7 – 8 лет
Что касается тактической составляющей, то здесь появляются комбинации. Можно проводить в линиях или в звеньях. Линии – защита, полузащита, звенья – по диагонали, как угодно. Под эту схему подбираем упражнения. В упражнении может присутствовать крайний защитник/полузащитник, у них одна задача. У других игроков – два нападающих – задача другая. Опять же, все выполняется через игровые упражнения и знакомим с такими понятиями, как переходы из обороны в атаку и из атаки в оборону. Не делаем акценты на тактических моментах, чтобы они были готовы к потере мяча. В свою очередь, чтобы они были готовы правильно атаковать, когда отбирают мяч. Все это через игровые упражнения. Чуть усложняем те вещи, которые мы выполняли в 7-8 лет, где все то же самое было, но максимум два-в-два. Здесь можно добавить численное преимущество и численное меньшинство. Ну, и на участках поля: в центре, на фланге, ближе к своим воротам или чужим, в районе угловых. Что касается физических качеств (на ловкость перейдем), то мы не разобрали гибкость. В 7-8 лет я не стал заострять на нем внимание, потому что многие считают (не буду судить, правильно ли), что в этом возрасте детей тянуть не надо. Я, например, растяжку всегда давал и буду давать. В начале тренировочного занятия динамическая растяжка, а в конце можно дать статику. Я ее начал давать ближе к 11 годам. Опять же, усложнение идет даже в этих упражнениях, т.е. если в 7-8 лет я давал растяжку на динамику, то в 8-9 лет начал давать статику с чувством ритма.
Следующий этап, переход (то, что мы только будем делать с 2009 годом) – биомеханика, маховые упражнения, которые делаются не просто постановкой в круг, но и с удерживанием чувства ритма. Вторая тройка должна попасть в ритм первой, следующая – в ритм второй и т.д. Вся команда должна делать в ритм. Кроме того, они должны не только это выполнять, но и держать линию. Дополнительно развиваются навыки зонной игры. Все идет одно за одним. В 7-8 лет делали на месте, кто как хочет, в 8-9 – начали в кружочек собираться, в 10-11 – начинают делать это.
Дальше техника. Во-первых, это те же элементы, что мы делаем на первом этапе, просто добавляем связки элемента. Если это были финты, то добавляем связки из нескольких финтов. Добавляем удары, координацию, технику, скорость выполнения. Если раньше было обучение технике, грубо говоря, то сейчас идет закрепление техники. Возвращаясь к психологии, то больше элементов у нас идет на атаку. В этом возрасте, делая какие-то элементы атаки, мы все равно тренируем оборону, потому что у нас идет приоритет на игру “один в один” или “два в два”, не с пассивным сопротивлением. Пассивное сопротивление идет только если мы знакомим с новым упражнением. Идет серьезная работа: мы даем приоритет на атаку, но при этом тренируем защитные навыки. Мальчишкам в этом возрасте больше нравится атаковать, стараемся не бить по рукам. Уже с 11-12 лет можно конкретно на оборону делать целые процессы. В этом возрасте я начинаю понемногу давать не упражнения на игру головой, а больше ознакомление игры на втором этаже. Общался с британскими коллегами: у них до 11 лет запрещено давать тренировки на игру головой. Во многих академиях в Англии запрещено в играх делать подачи с угловых. Поэтому в этом возрасте только знакомил, в 9 лет говорю, что можно и как. Но целенаправленные упражнения не давал.
Точно также для вратарей. В этом возрасте уже начинают тренеры вратарей работать с игроками. Т.е. если в 8 лет просто смотрели со стороны, приходили на тренировки, могли оценивать навыки с прогнозом на будущее, то в этом возрасте у нас начинается осознанная работа. Игроков смотрим, кто и где может по техническим или психологическим качествам играть, и на какой позиции. Готовим к основной позиции. Это что касается 9-10 лет. Временной пласт в этом возрасте очень интересный, у мальчишек многое начинает получаться. Виден скачок в развитии. Можно добавить одно тренировочное занятие, если у кого-то было 2 в неделю плюс игра. Три как минимум в неделю.
Сергей: Давай коснемся игр: сколько минут желательно, на этом этапе?
Александр: Все точно также остается. Каждые выходные мы играем 4 тайма по 25 минут. Мое мнение, человек должен сыграть минимум 25 минут, 50% этого времени. Можно это время разбить. Не желательно разбивать на 4 тайма, пока он войдет в игру. Чтобы оценить мальчишку, мне нужно, минут 10 минимум. За 5 это сложно сделать. Он нагрузку определенную получил, но оценить его на поле – вряд ли.
Конкуренция между москвичами и иногородними
Сергей: Психология мальчика из Москвы и из региона: есть разница?
Александр: Есть. Мальчишки из регионов более целеустремленные, взрослые в плане ответственности, понимания, зачем приехал и чего хочет. Он хочет добиться успеха, закрепиться. В большинстве случаев с ними приятно работать. Ты видишь, что у пацана глаза горят, он трудится, понимает, зачем и для чего он здесь. Осознает свой шанс. Но бывают и исключения, но их мало.
Сергей: Конкуренция внутри команды: возраст 11-13 лет, как грамотно выстроить?
Александр: Надо общаться с ребятами. Необходимо понимать, конкуренция идет изнутри у ребят, или от родителей. Если от родителей, то это плохо. Тогда надо с ними общаться, но чаще всего это заканчивается тем, что они покивают, но останутся на своем. Когда это идет от самих ребят, то эту конкуренцию можно направить в нужное русло. Если пацаны адекватные, они это понимают. Конкуренция должна быть, это двигатель прогресса. Если в команде 1 человек на 1 место, то чаще всего это не очень хорошо. Некоторых конкуренция прибивает. У меня такой случай был: взяли мальчика из региона, парень подумал, что на его позицию очередь – и скис. Но это зависит от характера.
Сергей: Когда мотивирует конкуренция, это является супер-качеством успешного спортсмена?
Александр: Да. Если речь идет о человеке, который стремится наверх, это один из критериев, которые подстегивают. Если человек амбициозный, для него конкуренция – это мотивация. Он к ней готов. Но опять же, нельзя сталкивать пацанов лбами. С детьми надо разговаривать, общаться, помогать.
Сергей: Было такое, что спокойный мальчик поднялся? Или если стержня нет, то его не натренируешь?
Александр: За все время был единственный случай. И то, это была не моя работа. Был мальчик-одуванчик, который не хотел ничего делать и себя не превозмогал – и потом произошла семейная трагедия. В один момент он стал мужичком. Я удивился этому, находился рядом. А так редко бывает.
Сергей: Игрок на голову сильнее всех в вашей команде, при этом тренируется хуже всех. Как-то можно воздействовать с точки зрения мотивации?
Александр: Если он сильнее всех, я бы его не задвигал. Здесь тоже надо конкретизировать. Если он своей расхлябанностью негативно влияет на команду, его завтра не будет в команде. Но если он разгильдяй, то такого можно оставить в команде. Личными беседами можно что-то изменить или повзрослеет со временем. Главное, чтобы он не разваливал команду своим отношением и пренебрежением к тренировочному процессу.
В 1990 году был мальчишка такой. Много было дано природой – и на тренировках мог делать в пол-ноги. Но выходил в игру лучшим. Но он не заиграл из-за характера. Моя педагогическая неудача.
Сергей: Талантливый разгильдяй: есть пример Мамаева, Кокорина и т.п. Это является неплохим качеством?
Александр: В 1990 году был мальчишка такой. Много было дано природой – и на тренировках мог делать в пол-ноги. Но выходил в игру лучшим. Я его мог наказывать. Но ему было все равно, сидел на лавочке, а когда выпускал, он выходил, легко забивал красиво, смеялся. Закончилось все просмотром во второй Лиге, хотя его звали везде. Наверное, это один из самых талантливых игроков вообще за 25 лет, но не заиграл из-за характера. Моя педагогическая неудача.
Сергей: Можно было, поэтапно воздействуя на него, что-то сделать? Или характер не переломить?
Александр: Думаю, можно было. Во-первых, такого опыта не было, это была одна из первых команд. Во-вторых, когда он в 8 лет пришел, то любые поездки – это были слезы, сборы – слезы, неудачи – слезы… Ходил шнурком, тоже была сложная ситуация в семье. Видимо, характер такой.
Сергей: Если взять в нескольких тезисах окно возможностей 9-10 лет?
Александр: Это лучший возраст для развития техники. Это золотое время для развития почти всего, кроме силы и выносливости. Закладывается очень много у мальчишки. Окно огромное: ловкость, техника, скорость/быстрота, начальные навыки мышления. Потому что дальше мы играем 6+1, 7+1, 8+1, это начальные тактические компоненты. В данном возрасте надо ставить сильных специалистов, потому что все надо вскрывать. Нельзя что-то упустить или махнуть на что-то рукой. Этот возраст важный, здесь прилипает практически все, закладывается техника футболиста. Ловкость, тактические вещи, которые в этом возрасте можно заложить – индивидуальную тактику – потом просто напоминать и переходить к сложному, а не учить с нуля. Уже идет понятие ширины/глубины поля, чтобы ребята не бегали по всему полю. Если нет начальных тактических знаний, потом надо тратить 3-4 месяца, чтобы их собрать.
Сергей: Раз этот возраст золотой, как лучше построить систему – от возраста к возрасту или от начала до конца?
Александр: Мое мнение, что от начала до конца нецелесообразно. Передача сложный момент, особенно, если нет системности. Если есть система, это один момент, а если человек с другими идеями, ребята меняются. Должна быть понятная системность. Я за передачу, но не за передачу ежегодную. Еще раз говорю, следующий тренер должен знать команду. Но каждая школа этот вопрос решает по-своему.
Источник
Методы и приемы (стратегии и тактики) коррекции агрессивного поведения у детей.
Коррекция агрессивности — это гибкое чередование и комбинирование стратегий, т.е. методов, и тактик, т.е приемов, поведения взрослого в зависимости оттеняющегося поведения ребенка (агрессора, жертвы, свидетеля притеснения)
Под стратегиями понимаются наиболее общие и эффективные методы влияния взрослого на агрессивное поведение ребенка. Это медикаментозные и немедикаментозные средства: методы речевого воздействия, психотерапии, игротерапии, арттерапии и др. Они могут использоваться как последовательно, так и одновременно.
Тактика коррекции – это игровые задачи – приемы, длящиеся от 2 -3 до 10 – 15 минут и более, которые вводит взрослый в особое или нарушенное поведение ребенка. Игровые задачи имеют структуру: цели, игровые действия, правила и варианты их выполнения. Их можно сгруппировать по стратегиям. Какая-нибудь одна игровая задача может реализовать две или три стратегии.
1 Стратегий на стимуляцию гуманных чувств.
- Стимулируйте у агрессивных детей умение признавать собственные ошибки, переживание чувства неловкости, вины за агрессивное поведение.
(«Миша, неужели тебе не жалко других детей?»)
- Учите их не сваливать свою вину на других.
(«Если ты других жалеть не будешь, то и тебя никто не пожалеет».)
- Развивайте у агрессивных детей чувство эмпатии, сочувствия к другим, сверстникам, взрослым и живому миру.
(«Миша, неужели тебе не жалко других детей», «Если ты других жалеть не будешь, то и тебя никто не пожалеет»)
2. Стратегия ориентации на эмоциональное состояние другого
- Отличается от стимуляции гуманных чувств у ребенка тем, что взрослый стремится обратить привлечь внимание к состоянию другого, не выражая оценочного отношения к случившемуся.
(« Ты сейчас чувствуешь себя победителям?», «Кому сейчас плохо, как ты думаешь?»)
3. Стратегия на осознание агрессивного и неуверенного поведения или состояния
- Помогайте агрессивному ребенку адекватно оценивать собственное состояние ребенка-жертвы, а не только собственное.
- Стремитесь поставить агрессивного ребенка на место ребенка-жертвы.
- Чаще разговаривайте с агрессивными детьми о палитре их собственных эмоциональных состояний.
- Чаще спрашивайте у них о вариантах выхода из конфликтной ситуации.
- Объясняйте, какими другими неагрессивными способами они могут самоутвердиться.
- Расскажите, что такое вспышка гнева, и что означает «контролировать» собственную агрессию, и зачем это необходимо делать.
(«Ты стукнул Веру потому, что …, а еще почему?». «Как ты думаешь, почему Игорь тебе обидел? А еще почему?». « Я вижу, что тебе плохо!», «Ты сейчас больше злой, добрый или никакой?», «Как ты думаешь, почему ты обижаешься?»)
4.Стратегия на отреагирование агрессивного поведения
- Отличается от стратегии на осознание тем, что взрослый стремится, чтобы ребенок отреагировал негативные чувства «здесь и сейчас»
- Учите детей выплескивать гнев в приемлемой форме и выражать его словами, а не физической агрессией.
- Стремитесь, используя чувство юмора, объяснить ребенку, склонному к агрессии, что «если кто-то на тебя лает, то не надо лаять (реагировать) в ответ»
(Через предметно – практические игровые действия. Взрослый предлагает ребенку: «Давай разорвем эту бумажку. Вот так! На мелкие кусочки!»
Маша нагрубила взрослому. Взрослый, находясь в поле ее внимания, обращается к кукле Кате: «Катюша, мне Маша грубо отвечает. Мне это неприятно. Что мне делать? Может быть, у Маши спросим? А если Маша не ответит, может, ребята подскажут?»)
5.Стратегия на моделирование через провакацию и преодоление состояния
- Это создание условий, при которых возникают состояния агрессивности у ребенка — агрессора и нерешительности, подавленности у ребенка-жертвы, с целью выявления выраженности (диагностики) этих состояний и «зоны ближайшего развития» в регуляции, преодолении, овладении эти состояниями, а также с целью отреагирования и переключения агрессии или подавленности у детей, выработки новых адаптивных способов поведения.
(Взрослый говорит: «Кукла Катя всех обижает. Дети, делайте ей замечания, говорите обидные слова, дразните ее, а я буду за нее отвечать справедливо, но не обидно. А затем я буду дразнить куклу Катю, а вы за не отвечайте», и тоже не обидно!»)
6. Стратегия на положительное подкрепление, похвалу
- Это стремление взрослого увеличить частоту ситуативно – личностных реакций овладения ребенком собственной агрессивностью или нерешительностью.
- Поощряйте всякое желание детей сдерживать свои агрессивные действия.
- Развивайте у нерешительных детей способность овладевать состоянием нерешительности и неуверенности.
(Взрослый говорит ребенку: «Я знаю, ты хотел стукнуть Машу, но не стукнул. Молодец!». Ребенок только что хотел обидеть кого-то, но сдержался. Взрослый походит к ребенку с куклой Катей и, наклонив ее к уху ребенка, шепчет ему что-нибудь хорошее или ласковое по секрету от всех.)
7. Стратегия на игнорирование
- Это отсутствие в поведении взрослого положительного или отрицательного подкрепления, оценочного отношения к проявлениям агрессии или неуверенности и поведении детей.
(Взрослый делает вид, что не замечает неуверенности у ребенка для стимуляции к более решительному поведению «здесь и сейчас»)
8. Стратегия на стимуляцию удивления
- Через неожиданность, новизну действий взрослого или ребенка с целью переключения или иное состояние.
(« Ты всех так сильно толкаешь, а себя так сможешь?!». Ребенок безобразничает, а взрослый подходит к нему и все, что думает, без голоса ему говорит. Ребенок ударил кого – то, взрослый подходит к нему и спокойным или строгим голосом, рассматривая его кулак, говорит: «Эй, кулак, ты зачем бьешь других?»)
9. Стратегия на установление телесного контакта
- Эта стратегия реализуется в процессе прикосновений, рукопожатий, поглаживаний ребенка, а также в процессе предметно – практической игровой деятельности.
(Ребенок ударил кого – то, авзрослый подходит к обидчику, берет в свои руки его ладони и, потрясывая их, спокойным голосом говорит: «Расслабляйся, рука, расслабляйся и больше не кусайся» или «Эй, рука, трясись, трясись, только больше не дерись!»)
Источник