Развитие связной речи ребенка

Формирование связной речи у детей дошкольного возраста.

   Связная речь – это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно, интонационно выразительно.

   В связной речи отражается умение ребенка осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. По тому, как ребенок строит свои высказывания, можно судить не только о его речевом развитии, но и о развитии мышления, восприятия, памяти, воображения.

   Связная речь ребенка – итог его речевого развития, а базируется она на обогащении и активизации его словарного запаса, формировании грамматического строя речи, воспитании её звуковой культуры.

Известны два основных вида речи: диалогическая и монологическая.

   Диалог – это беседа двух или нескольких человек, постановка вопросов и ответы на них. Черты диалога – это неполное предложение, яркая интонационная выразительность, жесты и мимика. Для диалога важны умение формулировать и задавать вопрос, в соответствии с вопросом собеседника строить ответ, дополнять и исправлять собеседника.
  Монолог характеризуют развернутость, полнота, четкость, взаимосвязь отдельных звеньев повествования. Объяснение, пересказ, рассказ требуют от говорящего более напряженного внимания к содержанию речи и её словесному оформлению. Кроме того, важна произвольность монолога, т.е. умение избирательно пользоваться языковыми средствами, выбирать слова, словосочетания и синтаксические конструкции, наиболее полно и точно передающие мысль говорящего.

   Детям 3 лет доступна простая форма диалога: ответы на вопросы. Разговорная речь детей трехлеток является основой для формирования монолога в среднем возрасте.

   Детей 4-леток можно начинать обучать пересказу и составлению небольших рассказов по картинам, игрушкам, т.к. их словарный запас к этому возрасту достигает 2,5 тысяч слов. Но детские рассказы еще копируют образец взрослого.

   У детей 5-6-леток монолог достигает достаточно высокого уровня. Ребенок может последовательно пересказать текст, составить сюжетный и описательный рассказы на предложенную тему. Однако дети все ещё нуждаются в предшествующем образце педагога, т.к. у них, в большинстве, ещё отсутствует умение в монологе выразить своё эмоциональное отношение к описываемым предметам и явлениям.

   С детьми младшего возраста педагог развивает навыки диалога:

— учит слушать и понимать речь взрослого;

— учит говорить в присутствии других детей, слушать и понимать их речь;

— учит выполнять действие по словесной инструкции (принести что-то, показать что-то или кого-то в группе или на картинке);

— учит отвечать на вопросы воспитателя;

— повторять за воспитателем слова и песенки действующих лиц сказок;

— повторять за воспитателем небольшие стихотворные тексты.

   В среднем и старшем возрасте (4-7 лет) детей обучают основным видам монолога: пересказу и рассказу. Обучение рассказыванию проходит поэтапно, от простого к сложному, начинается с простого пересказа короткого текста и заканчивается высшими формами самостоятельного творческого рассказа.

Обучение пересказу.

   В каждой возрастной группе обучение пересказу имеет свои особенности, но существуют и общие методические приемы:

— подготовка к восприятию текста;

— первичное чтение текста педагогом;

— беседа по вопросам (вопросы, начиная от репродуктивных и заканчивая поисковыми и проблемными);

— составление плана пересказа;

— повторное чтение текста педагогом;

— пересказ.

   План бывает устным, картинным, картинно-словесным и символическим.

В младшей группе проводится подготовка к обучению пересказу.

   Задачи педагога на этом этапе:

— научить детей воспринимать знакомый текст, читаемый или рассказываемый воспитателем;

— подвести к воспроизведению текста, но не воспроизводить.

Методика обучения пересказу детей 3 лет.

   Воспроизведение воспитателем хорошо знакомых детям сказок, построенных на повторе действий («Колобок, «Репка», «Теремок», рассказы-миниатюры Л.Н. Толстого).

   Запоминание детьми последовательности появления сказочных персонажей и их действий с помощью наглядности: настольного или кукольного театра, фланелеграфа.

   Повторение ребенком за воспитателем каждого предложения из текста или 1-2 слов из предложения.

В средней группе при обучении пересказу решаются более сложные задачи:

— научить детей воспринимать не только хорошо знакомый, но и впервые прочитанный текст;

— научить детей передавать разговор действующих лиц;

— научить последовательно пересказывать текст;

— научить слушать пересказы других детей и замечать в них несоответствие тексту.

Методика обучения пересказу детей 5-6 лет:

— вводная беседа, настраивающая на восприятие произведения, чтение стихов, рассматривание иллюстраций по теме;

— выразительное чтение текста воспитателем без установки на запоминание, что может нарушить целостное восприятие художественного произведения;

— беседа по содержанию и форме текста, причем вопросы педагога должны быть хорошо продуманы и направлены не только на понимание содержания текста и последовательности событий, но и на понимание черт характера героев, отношение к ним детей. Должны присутствовать вопросы о том, как автор описывает то или иное событие, с чем его сравнивает, какие слова и выражения использует. Можно задавать детям поисковые (где? куда?) и проблемные (как? зачем? почему?) вопросы, требующие ответов сложноподчиненными предложениями.

— составление плана пересказа (в старшей группе воспитателем вместе с детьми, а в подготовительной группе детьми);

— повторное чтение текста педагогом с установкой на запоминание;

— пересказ текста детьми;

— оценка детского пересказа (дает воспитатель вместе с детьми, в подготовительной группе – дети).

   Короткий текст пересказывается полностью, длинный и сложный дети пересказывают по цепочке.

В подготовительной группе вводятся более сложные формы пересказа:

Читайте также:  Игры на развитие логическое мышление у ребенка 10 лет

— из нескольких текстов дети выбирают один, по своему желанию;

— дети придумывают продолжение к неоконченному рассказу по аналогии;

— драматизация детьми литературного произведения.

Обучение рассказу по картине и по серии картин.

Обучение рассказу по картине и по серии картин в младшей группе:

   В младшей группе осуществляется подготовка к рассказыванию по картине, т.к. связного изложения трехлетка составить еще не может, это:

— рассматривание картины;

— ответы на репродуктивные вопросы воспитателя по картине (кто и что нарисовано? что делают персонажи? какие они?).

   Для рассматривания используются картины, изображающие отдельные объекты (игрушки, предметы домашнего обихода, домашние животные) и несложные сюжеты, близкие личному опыту детей (игры детей, дети на прогулке, дети дома и т.д.). Важно создать эмоциональный настрой для рассматривания картины. Помогут в этом знакомые детям песенки, стихи, потешки, загадки, поговорки.

   Можно использовать игровые приемы: показать картину любой игрушке;
связать рассматривание картины с рассматриванием любимой игрушки; познакомить с картиной гостя.

Обучение рассказу по картине и по серии картин в средней группе:

   В средней группе становится возможным обучение детей рассказу по картине, т.к. в этом возрасте совершенствуется речь, возрастает мыслительная активность.

Методика обучения рассказу по картине детей 4 лет:

— подготовка к эмоциональному восприятию картины (стихи, поговорки, загадки по теме, присутствие сказочных персонажей, все виды театров и др.)

— рассматривание картины в целом;

— вопросы к картине воспитателя;

— образец рассказа по картине воспитателя;

— рассказы детей.

   Воспитатель помогает детям рассказывать по опорными вопросами, подсказывает слова, словосочетания. В конце года, если дети научились рассказу по картине по образцу и по вопросам, вводится план рассказа.

Методика обучения рассказу по картине 5-6 леток:

— подготовка к эмоциональному восприятию картины;

— лексико-грамматические упражнения по теме занятия;

— рассматривание картины в целом;

— вопросы педагога по содержанию картины;

— составление плана рассказа педагогом вместе с детьми;

— рассказ по картине сильного ребенка, как образец;

— рассказы 4-5 детей;

— оценка каждого рассказа детьми с комментариями воспитателя.

   В подготовительной к школе группе дети готовы к обучению рассказыванию по пейзажной картине. На таких занятиях особенно большое значение приобретают лексико-грамматические упражнения на подбор определений, сравнений, употребление слов в переносном смысле, синонимов и антонимов. Важно научить детей придумывать предложения на заданную тему и произносить их с различной интонацией.

Составление описательных рассказов и сравнительных описаний.

Составление описательных рассказов и сравнительных описаний в младшей группе:

   В младшей группе осуществляется подготовка к обучению рассказу-описанию:

— рассматривание игрушек (большое значение имеет подбор игрушек – лучше рассматривать игрушки одного наименования, но разные по внешнему виду, это обеспечивает активизацию словаря детей);

— тщательно продуманные вопросы воспитателя, отвечая на которые дети обращают внимание на внешний вид игрушки, её составные части, материал, из которого она изготовлена, игровые действия с ней; воспитатель помогает детям отвечать на вопросы;

— использование элементов фольклора, стихов, песенок, прибауток о данной игрушке, короткие рассказы или сказки о ней;

— рассказ воспитателя об игрушке.

   Таким образом, дети самостоятельно не рассказывают об игрушке, но готовятся к составлению описательного рассказа в более старшем возрасте.

   В средней группе дети уже готовы к самостоятельному составлению небольших описательных рассказов об игрушках.

Методика обучению рассказу-описанию детей 4 лет:

— рассматривание игрушки;

— вопросы воспитателя, касающиеся внешнего вида (цвет, форма, величина), качеств игрушки, действий с нею;

— образец рассказа воспитателя;

— рассказ сильного ребенка по опорным вопросам воспитателя;

— рассказы 4-5 детей по опорным вопросам воспитателя;

— оценка детских рассказов воспитателем.

   Во второй половине года вводится план рассказа – описания, составленный педагогом.

   Теперь методика обучения выглядит так:

— рассматривание игрушки;

— вопросы воспитателя;

— составление воспитателем плана рассказа об игрушке;

— образец рассказа воспитателя по плану;

— рассказы детей по плану и опорным вопросам;

— оценка детских рассказов воспитателем.

   Как часть занятия можно выделить другие виды работ по теме:

— узнавание игрушки по контуру;

— графические упражнения с ней: обведение предметного контура игрушки, штрихование её;

— рисование данной игрушки, её лепка, аппликация;

— выкладывание разрезных картинок по теме;

— игры с данной игрушкой;

— чтение стихов, разучивание песенок, придумывания загадок описательного характера об игрушке.

Методика обучения описанию детей 5 лет.

— лексико-грамматические упражнения по теме занятия;

— рассматривание объекта описания;

— вопросы воспитателя по внешнему виду объекта, его отличительные признаки, внешне и внутренне составляющее; вопросы о действиях с объектом, а также отношению рассказчика к нему;

— составление воспитателем вместе с детьми подробного плана рассказа;

— рассказ сильного ребенка;
по плану и, по мере необходимости, по опорным вопросам педагога;

— рассказы 4-5 детей об объекте;

— оценка рассказов воспитателем, затем детьми (рассказы оцениваются поочередно, критерии оценки задает воспитатель).

   Рассказы – описания можно составлять «по цепочке», когда один ребенок начинает рассказ, а другой заканчивает. Объекты рассказов можно нарисовать, слепить, сделать аппликацию, сложить из частей (кроме одушевленных объектов – не членятся).

Читайте также:  Интервалы развития ребенка до года

В 6-летнем возрасте методика обучения описанию та же.

   Кроме того, в подготовительной к школе группе широко используются сравнительные описания, когда одновременно описываются и сравниваются два объекта. Подготовительная работа — обучение детей составлению сложносочиненных предложений с союзами «а», «и»; например: «помидор сладковатый, а лук горький. Демисезонное пальто носят осенью, и вязаный берет носят осенью тоже».

   Такие предложения составляются по вопросам и образцу воспитателя.

Для описания в подготовительной группе можно использовать более сложные по внешнему виду, составу, материалу, предназначению предметы, а также одушевленные объекты, в том числе и человека, можно описывать времена года, профессии людей. После составления описания можно составить сюжетный рассказ, включив в него описываемые предметы. Начало рассказа придумывает воспитатель, как бы задавая сюжетную линию, которую развивают дети.

Рассказы детей из личного опыта.

   В среднем возрасте дети рассказывают о своих игрушках, домашних животных, прогулках, экскурсиях. Целесообразно коллективное рассказывание. Сюжетную линию намечает педагог, например: «О том, что дети видели на экскурсии» — «Сначала мы расскажем как пошли на экскурсию, затем вспомним, что нового и интересного там увидели, а закончим рассказом о том, что нам больше всего понравилось».

   В старшем и подготовительном к школе возрасте вводится темы природы, общественной жизни, ознакомления с трудом взрослого.

   По мере усложнения существуют виды рассказов:

— рассказ на основе непосредственного восприятия или труда в природе («как мы устроили цветник», «кто обедал в птичьей столовой»);

— рассказы на основе бесед и чтения книг («как звери живут зимой»);

— рассказ на основе сравнений разных времен года («наш участок зимой и летом»);

— рассказ об одном времени года («что ты знаешь об осени?») и об отдельном явлении природы («радуга после дождя», «как мы видели ледоход»);

— рассказ о том, что делали в праздничные и выходные дни, как провели отпуск, где побывали;

— коллективное составление письма (например: «Письмо деду Морозу»).

   Творческие рассказы вводятся во второй половине старшей и в подготовительной к школе группе, когда дети овладевают большим запасом слов, грамотным построением предложений, интонационной выразительностью речи.

   Варианты творческого рассказа в порядке усложнения:

— придумывание продолжения и завершение рассказа;

— придумывание рассказа или сказки по плану воспитателя;

— придумывание рассказа по теме, предложенной воспитателем;

— придумывание рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему.

Литература:

1. Ткаченко Т.А. «Если дошкольник плохо говорит». – СПб.: Акцидент, 1991.

2. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М.: Просвещение, 1985.

3. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов// Дошкольное воспитание, 1990. № 10.

4. «Развитие речи детей дошкольного возраста». Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1984.

Источник

Наталья Волошина
Формирование и развитие связной речи у детей дошкольного возраста

Формирование и развитие связной речи у детей дошкольного возраста.

Связная речь-это смысловое развёрнутое высказывание. Это ряд логически сочетающихся между собой предложений, содержащих законченную мысль, которые обеспечивают общение и взаимопонимание людей. Связная речь отражает уровень развития ребёнка. Она показывает владение ребёнка словарём, грамматическим строем и звуковой культуры речи.

Поэтому основная задача педагога – научить детей правильно, грамотно выражать свои мысли.

В дошкольном возрасте происходит овладение двумя монологическими типами речи:

• Пересказ

• Рассказ

Рассказ-описание – это речевое сообщение, в котором раскрываются в определённой последовательности признаки предмета. Описательный рассказ бывает сравнительный и объяснительный.

Рассказ-повествование – это форма рассказа, которая говорит о действиях, поступках и событиях

Рассказ-рассуждение — это логическое раскрытие темы.

Сюжетный рассказ бывает: по восприятию

по памяти

по воображению

Рассказ состоит из начала, середины и конца.

В раннем возрасте, на третьем году жизни детей учат слушать и понимать доступные им по содержанию короткие рассказы и сказки, повторять по подражанию отдельные реплики и фразы. В 2-4 фразах рассказывать по картинке или об увиденном на прогулке.

Во второй младшей группе начинается целенаправленное обучение связной речи, детей учат:

— пересказывать хорошо знакомые сказки и рассказы;

-рассказывать по наглядному материалу;

— составлять короткие описания;

— рассказывать на темы из личного опыта.

В младшем возрасте проводится подготовительная работа. Ребёнок не самостоятельно составляет рассказы, не самостоятельно пересказывает, а лишь повторяет за педагогом фразы. Самостоятельно пересказать ещё достаточно сложно. Образцом является речь взрослого. Педагог тщательно продумывает вопросы, на которые отвечает сам, а дети за ним повторяют. Тем самым педагог подготавливает ребёнка к составлению рассказов в будущем.

Обучение пересказу детей трехлетнего возраста включает в себя:

1)воспроизведение педагогом хорошо знакомых детям сказок, построенных на повторе действий,

2)запоминание детьми последовательности появления сказочных персонажей и их действий с помощью наглядности (настольный или кукольный театр). Это могут быть сказки Колобок, Теремок, Репка, рассказы-миниатюры Л. Н. Толстого

3)повторение ребенком за педагогом каждого предложения из текста или нескольких слов из предложения.

.

Обучение рассказыванию:

Детям ещё трудно самостоятельно рассказывать, они вместе с педагогом рассматривают картинки,отвечают на вопросы : Кто нарисован? Что нарисовано? Какие герои? Что делают они?

На этом этапе большим помощником педагогу будут потешки, стихи, песенки. Хорошо вводить дополнительного коммуниканта (какую-нибудь игрушку, которому дети будут отвечать на вопросы. («Давайте расскажем кукле Маше, что нарисовано на этой картинке»).

Читайте также:  Отклонения в здоровье на развитие ребенка влияют на

При составлении описательного рассказа важно тщательно подобрать предмет, который дети будут описывать (чаще всего это игрушки или хорошо знакомые детям предметы, тщательно продумать вопросы, с помощью которых, отвечая на них, поучается последовательный рассказ о предмете. Сам рассказ составляет педагог. Таким образом, мы подготавливаем ребёнка к составлению описательного рассказа с использованием плана.

В средней группе работа по развитию связной речи усложняется. В 4 года у детей возрастает мыслительная деятельность.Дети:

— пересказывают сказки, услышанные впервые;

— рассказывают по картине и игрушке сначала по вопросам, а потом самостоятельно строят описание и повествование;

— учатся работать над структурой этих рассказов, знакомятся с разными зачинами, средствами связи;

— приучаются к последовательности рассказывания;

-составлять рассказ по серии сюжетных картинок: один ребенок рассказывает по одной картинке, другой продолжает, а педагог помогает связать переходы от одной картинки к другой («И вот тогда», «В это время» и т. п.).

— составляют небольшие рассказы из личного опыта сначала с опорой на картинку или игрушку, а затем и без опоры на наглядный материал.

Обучение рассказу-описанию детей 4 летнего возраста включает:

1. Рассматривание игрушки;

2. Вопросы педагога, касающиеся внешнего вида (цвет, форма, величина, качеств игрушки, действий с нею;

3. Образец рассказа педагога;

4. Рассказ сильного ребенка по опорным вопросам педагога;

5. Рассказы 4-5 детей по опорным вопросам педагога;

6. Оценка детских рассказов педагогом

В среднем возрасте уже возможно обучать рассказыванию по картинке.Этапы:

1. Подготовка к эмоциональному восприятию картинки (стихи, загадки, поговорки, рассматривание иллюстраций)

2. Рассматривание картинки в целом

3. Вопросы педагога к картинке

4Образец рассказа по картинке педагога.

5. Рассказы детей

В старшем возрасте работа по связной речи усложняется.

В старшей группе дети связно, последовательно пересказывают литературные произведения без помощи педагога, выразительно передавая диалоги действующих лиц, характеристики персонажей.

В рассказывании по серии сюжетных картинок,по игрушкам ребенок учится составлять повествовательные рассказы: указывать место и время действия, развивать сюжет, соблюдать композицию и последовательность изложения, а в рассказах по одной картине — придумывать предшествующие и последующие события.

Большое внимание уделяется формированию элементарных представлений о структуре описания и повествования. Предъявляются более серьезные требования к целостности, связности высказываний.

Обучение пересказу детей 5-6 лет

1. вводная беседа;

2. выразительное чтение текста педагогом без установки на запоминание;

3. беседа по содержанию и форме текста;

4. составление плана пересказа;

5. повторное чтение текста педагогом с установкой на запоминание

Обучение рассказу детей 5-6 лет возраста

1подготовка к эмоциональному восприятию картины;

2. лексико-грамматические упражнения по теме занятия;

3. рассматривание картины в целом;

4. вопросы педагога по содержанию картины;

5. составление плана рассказа педагогом вместе с детьми;

6. рассказ по картине сильного ребенка,

7. рассказы нескольких детей;

8. оценка каждого рассказа детьми с комментариями педагога.

Обучение описательному рассказу детей 5-6 лет

1. лексико-грамматические упражнения;

2. рассматривание объекта описания;

3. составление педагогом вместе с детьми подробного плана рассказа, выкладывание зрительной символической схемы;

4. рассказ сильного ребенка;

5. рассказы 4-5 детей об объекте;

6. оценка рассказов педагогом.

В подготовительной к школе группе детей учат строить разные типы текстов (описание, повествование, рассуждение) с соблюдением их структуры, с использованием разных типов внутритекстовых связей. Усложняются задачи и содержание обучения детей рассказыванию по игрушкам, картинам, на темы из личного опыта, творческому рассказыванию без наглядного материала.

Более высокие требования предъявляются к произвольности и преднамеренности высказываний. Дети сами анализируют и оценивают рассказы с точки зрения их содержания, структуры, связности. У них формируется элементарное осознание своеобразия содержания и формы описаний, повествований и рассуждений.

Творческий рассказ

• придумывание рассказа или сказки по плану педагога;

• придумывание рассказа по теме, предложенной педагогом;

• придумывание продолжения и завершения рассказа;

• придумывание рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему

Таким образом, на протяжении дошкольного детства усложняются требования к детским монологам разных типов.

Чтобы повысить мотивацию детей на составление рассказов, хорошо использовать разные варианты игр

Игры на восстановление порядка серии картин

найти «ошибку» логопеда и восстановить правильный порядок элементов серии.

•расположить картинки серии соответственно опорным словам или словосочетаниям, предложенным логопедом.

•самостоятельно расположить картинки в последовательности рассказа и

•составить по ним рассказ с определенной эмоциональной установкой: грустный, смешной, веселый и т. д.

Игры эвристического характера

•найти «пропавшую» картинку среди фоновых, определить ее место в ряду заданных;

•найти лишнюю картинку, оставшиеся картинки расположить в соответствии с логикой протекания события;

•выстроить последовательность события по одной заданной картинке, отобрать из нескольких наборов сюжетных серий картинки, адекватные по содержанию представленной;

«распутать» две сюжетные канвы, состоящие из двух наборов серий

Игры на развитие замысла

1. Придумать рассказ с опорой на последовательность предметных картинок,например: «дедушка -мальчик —лес —пенек —кучка сухих листьев —ежик».

2. Самостоятельно отобрать из банка предметных картинок только те, которые помогут придумать какой-либо случай.

Источник