Развитие связной речи ребенка
Формирование связной речи у детей дошкольного возраста.
Связная речь – это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно, интонационно выразительно.
В связной речи отражается умение ребенка осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. По тому, как ребенок строит свои высказывания, можно судить не только о его речевом развитии, но и о развитии мышления, восприятия, памяти, воображения.
Связная речь ребенка – итог его речевого развития, а базируется она на обогащении и активизации его словарного запаса, формировании грамматического строя речи, воспитании её звуковой культуры.
Известны два основных вида речи: диалогическая и монологическая.
Диалог – это беседа двух или нескольких человек, постановка вопросов и ответы на них. Черты диалога – это неполное предложение, яркая интонационная выразительность, жесты и мимика. Для диалога важны умение формулировать и задавать вопрос, в соответствии с вопросом собеседника строить ответ, дополнять и исправлять собеседника.
Монолог характеризуют развернутость, полнота, четкость, взаимосвязь отдельных звеньев повествования. Объяснение, пересказ, рассказ требуют от говорящего более напряженного внимания к содержанию речи и её словесному оформлению. Кроме того, важна произвольность монолога, т.е. умение избирательно пользоваться языковыми средствами, выбирать слова, словосочетания и синтаксические конструкции, наиболее полно и точно передающие мысль говорящего.
Детям 3 лет доступна простая форма диалога: ответы на вопросы. Разговорная речь детей трехлеток является основой для формирования монолога в среднем возрасте.
Детей 4-леток можно начинать обучать пересказу и составлению небольших рассказов по картинам, игрушкам, т.к. их словарный запас к этому возрасту достигает 2,5 тысяч слов. Но детские рассказы еще копируют образец взрослого.
У детей 5-6-леток монолог достигает достаточно высокого уровня. Ребенок может последовательно пересказать текст, составить сюжетный и описательный рассказы на предложенную тему. Однако дети все ещё нуждаются в предшествующем образце педагога, т.к. у них, в большинстве, ещё отсутствует умение в монологе выразить своё эмоциональное отношение к описываемым предметам и явлениям.
С детьми младшего возраста педагог развивает навыки диалога:
— учит слушать и понимать речь взрослого;
— учит говорить в присутствии других детей, слушать и понимать их речь;
— учит выполнять действие по словесной инструкции (принести что-то, показать что-то или кого-то в группе или на картинке);
— учит отвечать на вопросы воспитателя;
— повторять за воспитателем слова и песенки действующих лиц сказок;
— повторять за воспитателем небольшие стихотворные тексты.
В среднем и старшем возрасте (4-7 лет) детей обучают основным видам монолога: пересказу и рассказу. Обучение рассказыванию проходит поэтапно, от простого к сложному, начинается с простого пересказа короткого текста и заканчивается высшими формами самостоятельного творческого рассказа.
Обучение пересказу.
В каждой возрастной группе обучение пересказу имеет свои особенности, но существуют и общие методические приемы:
— подготовка к восприятию текста;
— первичное чтение текста педагогом;
— беседа по вопросам (вопросы, начиная от репродуктивных и заканчивая поисковыми и проблемными);
— составление плана пересказа;
— повторное чтение текста педагогом;
— пересказ.
План бывает устным, картинным, картинно-словесным и символическим.
В младшей группе проводится подготовка к обучению пересказу.
Задачи педагога на этом этапе:
— научить детей воспринимать знакомый текст, читаемый или рассказываемый воспитателем;
— подвести к воспроизведению текста, но не воспроизводить.
Методика обучения пересказу детей 3 лет.
Воспроизведение воспитателем хорошо знакомых детям сказок, построенных на повторе действий («Колобок, «Репка», «Теремок», рассказы-миниатюры Л.Н. Толстого).
Запоминание детьми последовательности появления сказочных персонажей и их действий с помощью наглядности: настольного или кукольного театра, фланелеграфа.
Повторение ребенком за воспитателем каждого предложения из текста или 1-2 слов из предложения.
В средней группе при обучении пересказу решаются более сложные задачи:
— научить детей воспринимать не только хорошо знакомый, но и впервые прочитанный текст;
— научить детей передавать разговор действующих лиц;
— научить последовательно пересказывать текст;
— научить слушать пересказы других детей и замечать в них несоответствие тексту.
Методика обучения пересказу детей 5-6 лет:
— вводная беседа, настраивающая на восприятие произведения, чтение стихов, рассматривание иллюстраций по теме;
— выразительное чтение текста воспитателем без установки на запоминание, что может нарушить целостное восприятие художественного произведения;
— беседа по содержанию и форме текста, причем вопросы педагога должны быть хорошо продуманы и направлены не только на понимание содержания текста и последовательности событий, но и на понимание черт характера героев, отношение к ним детей. Должны присутствовать вопросы о том, как автор описывает то или иное событие, с чем его сравнивает, какие слова и выражения использует. Можно задавать детям поисковые (где? куда?) и проблемные (как? зачем? почему?) вопросы, требующие ответов сложноподчиненными предложениями.
— составление плана пересказа (в старшей группе воспитателем вместе с детьми, а в подготовительной группе детьми);
— повторное чтение текста педагогом с установкой на запоминание;
— пересказ текста детьми;
— оценка детского пересказа (дает воспитатель вместе с детьми, в подготовительной группе – дети).
Короткий текст пересказывается полностью, длинный и сложный дети пересказывают по цепочке.
В подготовительной группе вводятся более сложные формы пересказа:
— из нескольких текстов дети выбирают один, по своему желанию;
— дети придумывают продолжение к неоконченному рассказу по аналогии;
— драматизация детьми литературного произведения.
Обучение рассказу по картине и по серии картин.
Обучение рассказу по картине и по серии картин в младшей группе:
В младшей группе осуществляется подготовка к рассказыванию по картине, т.к. связного изложения трехлетка составить еще не может, это:
— рассматривание картины;
— ответы на репродуктивные вопросы воспитателя по картине (кто и что нарисовано? что делают персонажи? какие они?).
Для рассматривания используются картины, изображающие отдельные объекты (игрушки, предметы домашнего обихода, домашние животные) и несложные сюжеты, близкие личному опыту детей (игры детей, дети на прогулке, дети дома и т.д.). Важно создать эмоциональный настрой для рассматривания картины. Помогут в этом знакомые детям песенки, стихи, потешки, загадки, поговорки.
Можно использовать игровые приемы: показать картину любой игрушке;
связать рассматривание картины с рассматриванием любимой игрушки; познакомить с картиной гостя.
Обучение рассказу по картине и по серии картин в средней группе:
В средней группе становится возможным обучение детей рассказу по картине, т.к. в этом возрасте совершенствуется речь, возрастает мыслительная активность.
Методика обучения рассказу по картине детей 4 лет:
— подготовка к эмоциональному восприятию картины (стихи, поговорки, загадки по теме, присутствие сказочных персонажей, все виды театров и др.)
— рассматривание картины в целом;
— вопросы к картине воспитателя;
— образец рассказа по картине воспитателя;
— рассказы детей.
Воспитатель помогает детям рассказывать по опорными вопросами, подсказывает слова, словосочетания. В конце года, если дети научились рассказу по картине по образцу и по вопросам, вводится план рассказа.
Методика обучения рассказу по картине 5-6 леток:
— подготовка к эмоциональному восприятию картины;
— лексико-грамматические упражнения по теме занятия;
— рассматривание картины в целом;
— вопросы педагога по содержанию картины;
— составление плана рассказа педагогом вместе с детьми;
— рассказ по картине сильного ребенка, как образец;
— рассказы 4-5 детей;
— оценка каждого рассказа детьми с комментариями воспитателя.
В подготовительной к школе группе дети готовы к обучению рассказыванию по пейзажной картине. На таких занятиях особенно большое значение приобретают лексико-грамматические упражнения на подбор определений, сравнений, употребление слов в переносном смысле, синонимов и антонимов. Важно научить детей придумывать предложения на заданную тему и произносить их с различной интонацией.
Составление описательных рассказов и сравнительных описаний.
Составление описательных рассказов и сравнительных описаний в младшей группе:
В младшей группе осуществляется подготовка к обучению рассказу-описанию:
— рассматривание игрушек (большое значение имеет подбор игрушек – лучше рассматривать игрушки одного наименования, но разные по внешнему виду, это обеспечивает активизацию словаря детей);
— тщательно продуманные вопросы воспитателя, отвечая на которые дети обращают внимание на внешний вид игрушки, её составные части, материал, из которого она изготовлена, игровые действия с ней; воспитатель помогает детям отвечать на вопросы;
— использование элементов фольклора, стихов, песенок, прибауток о данной игрушке, короткие рассказы или сказки о ней;
— рассказ воспитателя об игрушке.
Таким образом, дети самостоятельно не рассказывают об игрушке, но готовятся к составлению описательного рассказа в более старшем возрасте.
В средней группе дети уже готовы к самостоятельному составлению небольших описательных рассказов об игрушках.
Методика обучению рассказу-описанию детей 4 лет:
— рассматривание игрушки;
— вопросы воспитателя, касающиеся внешнего вида (цвет, форма, величина), качеств игрушки, действий с нею;
— образец рассказа воспитателя;
— рассказ сильного ребенка по опорным вопросам воспитателя;
— рассказы 4-5 детей по опорным вопросам воспитателя;
— оценка детских рассказов воспитателем.
Во второй половине года вводится план рассказа – описания, составленный педагогом.
Теперь методика обучения выглядит так:
— рассматривание игрушки;
— вопросы воспитателя;
— составление воспитателем плана рассказа об игрушке;
— образец рассказа воспитателя по плану;
— рассказы детей по плану и опорным вопросам;
— оценка детских рассказов воспитателем.
Как часть занятия можно выделить другие виды работ по теме:
— узнавание игрушки по контуру;
— графические упражнения с ней: обведение предметного контура игрушки, штрихование её;
— рисование данной игрушки, её лепка, аппликация;
— выкладывание разрезных картинок по теме;
— игры с данной игрушкой;
— чтение стихов, разучивание песенок, придумывания загадок описательного характера об игрушке.
Методика обучения описанию детей 5 лет.
— лексико-грамматические упражнения по теме занятия;
— рассматривание объекта описания;
— вопросы воспитателя по внешнему виду объекта, его отличительные признаки, внешне и внутренне составляющее; вопросы о действиях с объектом, а также отношению рассказчика к нему;
— составление воспитателем вместе с детьми подробного плана рассказа;
— рассказ сильного ребенка;
по плану и, по мере необходимости, по опорным вопросам педагога;
— рассказы 4-5 детей об объекте;
— оценка рассказов воспитателем, затем детьми (рассказы оцениваются поочередно, критерии оценки задает воспитатель).
Рассказы – описания можно составлять «по цепочке», когда один ребенок начинает рассказ, а другой заканчивает. Объекты рассказов можно нарисовать, слепить, сделать аппликацию, сложить из частей (кроме одушевленных объектов – не членятся).
В 6-летнем возрасте методика обучения описанию та же.
Кроме того, в подготовительной к школе группе широко используются сравнительные описания, когда одновременно описываются и сравниваются два объекта. Подготовительная работа — обучение детей составлению сложносочиненных предложений с союзами «а», «и»; например: «помидор сладковатый, а лук горький. Демисезонное пальто носят осенью, и вязаный берет носят осенью тоже».
Такие предложения составляются по вопросам и образцу воспитателя.
Для описания в подготовительной группе можно использовать более сложные по внешнему виду, составу, материалу, предназначению предметы, а также одушевленные объекты, в том числе и человека, можно описывать времена года, профессии людей. После составления описания можно составить сюжетный рассказ, включив в него описываемые предметы. Начало рассказа придумывает воспитатель, как бы задавая сюжетную линию, которую развивают дети.
Рассказы детей из личного опыта.
В среднем возрасте дети рассказывают о своих игрушках, домашних животных, прогулках, экскурсиях. Целесообразно коллективное рассказывание. Сюжетную линию намечает педагог, например: «О том, что дети видели на экскурсии» — «Сначала мы расскажем как пошли на экскурсию, затем вспомним, что нового и интересного там увидели, а закончим рассказом о том, что нам больше всего понравилось».
В старшем и подготовительном к школе возрасте вводится темы природы, общественной жизни, ознакомления с трудом взрослого.
По мере усложнения существуют виды рассказов:
— рассказ на основе непосредственного восприятия или труда в природе («как мы устроили цветник», «кто обедал в птичьей столовой»);
— рассказы на основе бесед и чтения книг («как звери живут зимой»);
— рассказ на основе сравнений разных времен года («наш участок зимой и летом»);
— рассказ об одном времени года («что ты знаешь об осени?») и об отдельном явлении природы («радуга после дождя», «как мы видели ледоход»);
— рассказ о том, что делали в праздничные и выходные дни, как провели отпуск, где побывали;
— коллективное составление письма (например: «Письмо деду Морозу»).
Творческие рассказы вводятся во второй половине старшей и в подготовительной к школе группе, когда дети овладевают большим запасом слов, грамотным построением предложений, интонационной выразительностью речи.
Варианты творческого рассказа в порядке усложнения:
— придумывание продолжения и завершение рассказа;
— придумывание рассказа или сказки по плану воспитателя;
— придумывание рассказа по теме, предложенной воспитателем;
— придумывание рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему.
Литература:
1. Ткаченко Т.А. «Если дошкольник плохо говорит». – СПб.: Акцидент, 1991.
2. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М.: Просвещение, 1985.
3. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов// Дошкольное воспитание, 1990. № 10.
4. «Развитие речи детей дошкольного возраста». Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1984.
Источник
Наталья Волошина
Формирование и развитие связной речи у детей дошкольного возраста
Формирование и развитие связной речи у детей дошкольного возраста.
Связная речь-это смысловое развёрнутое высказывание. Это ряд логически сочетающихся между собой предложений, содержащих законченную мысль, которые обеспечивают общение и взаимопонимание людей. Связная речь отражает уровень развития ребёнка. Она показывает владение ребёнка словарём, грамматическим строем и звуковой культуры речи.
Поэтому основная задача педагога – научить детей правильно, грамотно выражать свои мысли.
В дошкольном возрасте происходит овладение двумя монологическими типами речи:
• Пересказ
• Рассказ
Рассказ-описание – это речевое сообщение, в котором раскрываются в определённой последовательности признаки предмета. Описательный рассказ бывает сравнительный и объяснительный.
Рассказ-повествование – это форма рассказа, которая говорит о действиях, поступках и событиях
Рассказ-рассуждение — это логическое раскрытие темы.
Сюжетный рассказ бывает: по восприятию
по памяти
по воображению
Рассказ состоит из начала, середины и конца.
В раннем возрасте, на третьем году жизни детей учат слушать и понимать доступные им по содержанию короткие рассказы и сказки, повторять по подражанию отдельные реплики и фразы. В 2-4 фразах рассказывать по картинке или об увиденном на прогулке.
Во второй младшей группе начинается целенаправленное обучение связной речи, детей учат:
— пересказывать хорошо знакомые сказки и рассказы;
-рассказывать по наглядному материалу;
— составлять короткие описания;
— рассказывать на темы из личного опыта.
В младшем возрасте проводится подготовительная работа. Ребёнок не самостоятельно составляет рассказы, не самостоятельно пересказывает, а лишь повторяет за педагогом фразы. Самостоятельно пересказать ещё достаточно сложно. Образцом является речь взрослого. Педагог тщательно продумывает вопросы, на которые отвечает сам, а дети за ним повторяют. Тем самым педагог подготавливает ребёнка к составлению рассказов в будущем.
Обучение пересказу детей трехлетнего возраста включает в себя:
1)воспроизведение педагогом хорошо знакомых детям сказок, построенных на повторе действий,
2)запоминание детьми последовательности появления сказочных персонажей и их действий с помощью наглядности (настольный или кукольный театр). Это могут быть сказки Колобок, Теремок, Репка, рассказы-миниатюры Л. Н. Толстого
3)повторение ребенком за педагогом каждого предложения из текста или нескольких слов из предложения.
.
Обучение рассказыванию:
Детям ещё трудно самостоятельно рассказывать, они вместе с педагогом рассматривают картинки,отвечают на вопросы : Кто нарисован? Что нарисовано? Какие герои? Что делают они?
На этом этапе большим помощником педагогу будут потешки, стихи, песенки. Хорошо вводить дополнительного коммуниканта (какую-нибудь игрушку, которому дети будут отвечать на вопросы. («Давайте расскажем кукле Маше, что нарисовано на этой картинке»).
При составлении описательного рассказа важно тщательно подобрать предмет, который дети будут описывать (чаще всего это игрушки или хорошо знакомые детям предметы, тщательно продумать вопросы, с помощью которых, отвечая на них, поучается последовательный рассказ о предмете. Сам рассказ составляет педагог. Таким образом, мы подготавливаем ребёнка к составлению описательного рассказа с использованием плана.
В средней группе работа по развитию связной речи усложняется. В 4 года у детей возрастает мыслительная деятельность.Дети:
— пересказывают сказки, услышанные впервые;
— рассказывают по картине и игрушке сначала по вопросам, а потом самостоятельно строят описание и повествование;
— учатся работать над структурой этих рассказов, знакомятся с разными зачинами, средствами связи;
— приучаются к последовательности рассказывания;
-составлять рассказ по серии сюжетных картинок: один ребенок рассказывает по одной картинке, другой продолжает, а педагог помогает связать переходы от одной картинки к другой («И вот тогда», «В это время» и т. п.).
— составляют небольшие рассказы из личного опыта сначала с опорой на картинку или игрушку, а затем и без опоры на наглядный материал.
Обучение рассказу-описанию детей 4 летнего возраста включает:
1. Рассматривание игрушки;
2. Вопросы педагога, касающиеся внешнего вида (цвет, форма, величина, качеств игрушки, действий с нею;
3. Образец рассказа педагога;
4. Рассказ сильного ребенка по опорным вопросам педагога;
5. Рассказы 4-5 детей по опорным вопросам педагога;
6. Оценка детских рассказов педагогом
В среднем возрасте уже возможно обучать рассказыванию по картинке.Этапы:
1. Подготовка к эмоциональному восприятию картинки (стихи, загадки, поговорки, рассматривание иллюстраций)
2. Рассматривание картинки в целом
3. Вопросы педагога к картинке
4Образец рассказа по картинке педагога.
5. Рассказы детей
В старшем возрасте работа по связной речи усложняется.
В старшей группе дети связно, последовательно пересказывают литературные произведения без помощи педагога, выразительно передавая диалоги действующих лиц, характеристики персонажей.
В рассказывании по серии сюжетных картинок,по игрушкам ребенок учится составлять повествовательные рассказы: указывать место и время действия, развивать сюжет, соблюдать композицию и последовательность изложения, а в рассказах по одной картине — придумывать предшествующие и последующие события.
Большое внимание уделяется формированию элементарных представлений о структуре описания и повествования. Предъявляются более серьезные требования к целостности, связности высказываний.
Обучение пересказу детей 5-6 лет
1. вводная беседа;
2. выразительное чтение текста педагогом без установки на запоминание;
3. беседа по содержанию и форме текста;
4. составление плана пересказа;
5. повторное чтение текста педагогом с установкой на запоминание
Обучение рассказу детей 5-6 лет возраста
1подготовка к эмоциональному восприятию картины;
2. лексико-грамматические упражнения по теме занятия;
3. рассматривание картины в целом;
4. вопросы педагога по содержанию картины;
5. составление плана рассказа педагогом вместе с детьми;
6. рассказ по картине сильного ребенка,
7. рассказы нескольких детей;
8. оценка каждого рассказа детьми с комментариями педагога.
Обучение описательному рассказу детей 5-6 лет
1. лексико-грамматические упражнения;
2. рассматривание объекта описания;
3. составление педагогом вместе с детьми подробного плана рассказа, выкладывание зрительной символической схемы;
4. рассказ сильного ребенка;
5. рассказы 4-5 детей об объекте;
6. оценка рассказов педагогом.
В подготовительной к школе группе детей учат строить разные типы текстов (описание, повествование, рассуждение) с соблюдением их структуры, с использованием разных типов внутритекстовых связей. Усложняются задачи и содержание обучения детей рассказыванию по игрушкам, картинам, на темы из личного опыта, творческому рассказыванию без наглядного материала.
Более высокие требования предъявляются к произвольности и преднамеренности высказываний. Дети сами анализируют и оценивают рассказы с точки зрения их содержания, структуры, связности. У них формируется элементарное осознание своеобразия содержания и формы описаний, повествований и рассуждений.
Творческий рассказ
• придумывание рассказа или сказки по плану педагога;
• придумывание рассказа по теме, предложенной педагогом;
• придумывание продолжения и завершения рассказа;
• придумывание рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему
Таким образом, на протяжении дошкольного детства усложняются требования к детским монологам разных типов.
Чтобы повысить мотивацию детей на составление рассказов, хорошо использовать разные варианты игр
Игры на восстановление порядка серии картин
найти «ошибку» логопеда и восстановить правильный порядок элементов серии.
•расположить картинки серии соответственно опорным словам или словосочетаниям, предложенным логопедом.
•самостоятельно расположить картинки в последовательности рассказа и
•составить по ним рассказ с определенной эмоциональной установкой: грустный, смешной, веселый и т. д.
Игры эвристического характера
•найти «пропавшую» картинку среди фоновых, определить ее место в ряду заданных;
•найти лишнюю картинку, оставшиеся картинки расположить в соответствии с логикой протекания события;
•выстроить последовательность события по одной заданной картинке, отобрать из нескольких наборов сюжетных серий картинки, адекватные по содержанию представленной;
•«распутать» две сюжетные канвы, состоящие из двух наборов серий
Игры на развитие замысла
1. Придумать рассказ с опорой на последовательность предметных картинок,например: «дедушка -мальчик —лес —пенек —кучка сухих листьев —ежик».
2. Самостоятельно отобрать из банка предметных картинок только те, которые помогут придумать какой-либо случай.
Источник