Развитие связная речь у ребенка родителям от логопеда

Консультация  для родителей старших дошкольников .

« Связная речь. Рекомендации для родителей»

Разработала  учитель – логопед

Дмитриева М.Е.

г. Дзержинск 2016г.

Здравствуйте, дорогие родители! Сегодня мы с вами затронем такой важный аспект в жизни дошкольника, как связная речь.  Формирование связной речи – актуальная задача , т.к. многие дети не способны сами освоить этот, согласитесь, не лёгкий процесс.  

Действительно, благодаря связной речи мы доступно изъясняемся, доводим нашу мысль до конца и ясно её выражаем. Но не все ребятишки в совершенстве владеют этим навыком, как мы с вами. Вовремя  сформированные навыки связного высказывания – это залог высокой успеваемости в школе, а значит положительных эмоций и удовольствия от обучения.

Наверняка, вы замечали, что от ребенка очень сложно добиться связного рассказа, например о том , что он видел или делал в цирке, парке, да и просто в садике. А ведь это неспроста! А значит,  предстоит работа  над повышением  речевой активности нашего чада, и так же работа по  обогащению словаря .   И кто же как не мы поможет нашим детям в этом?

Но для начала мы поподробнее разберемся , что же такое « связная речь».        

Итак, основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования. Но обе формы объединяет единая природа происхождения : потребность людей общаться друг с другом.

Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.

Этапы формирования связной речи у детей с ОНР

1.  Однословное предложение

(Этап логопедической работы с неговорящими детьми)

Основные задачи логопедического воздействия – вызвать речевую деятельность детей, расширить объём понимания речи.

Однословное предложение – исходный пункт развития детской речи. Одни дети владеют большим пассивным словарём, у других понимание речи ограниченное. Занятия на этом этапе – индивидуальные или подгрупповые (не более 3 человек). Основная форма проведения занятий – игровая. Занятия насыщены невербальными заданиями. Всякое проявление речи у детей необходимо поощрять.

2.  Двухсловное предложение.

На этом этапе мы учим детей строить двухсловное предложение (обращение + повеление), заучивать определённые обиходные словосочетания, произносить ударный слог слова, расширить объём понимания чужой речи. У детей развивается аномальная речь детей – полное отсутствие способности к словоизменению. Дети с трудом овладевают ритмико-мелодической стороной слова. коррекционная работа – проведение мероприятий, способствующих развитию смысловой стороны речи.

3.  Двусоставное предложение.

На этом этапе стоят задачи:

— Учить детей грамматически правильно строить предложения типа: И. п. существительного + согласованный глагол 3-л. настоящего времени;

— Воспроизводить ритмико-слоговую структуру 3-х сложных слов;

— Продолжить работу по различению грамматических форм слов.

Активный словарь на этом этапе пополняется новыми обиходно-разговорными словами. Дети смешивают основные значения слов. В это время появляется умение употреблять 3-е лицо глаголов настоящего времени. Аграмматичные инструкции не выполняются появившимися правильно построенными грамматическими стереотипами. Эта речь не может служить им средством полноценного общения.

4.  Предложение из нескольких слов.

Учить детей грамматически правильно строить предложения из 3 – 5 слов. Учить самостоятельному словоизменению существительных и глаголов. Формировать простейшие навыки связной речи. Активный словарь пополняется словами, обозначающими признаки предметов.

5.  Расширение объёма простого предложения:

— учить детей строить сложносочинённые и сложноподчинённые предложения;

— продолжить работу по словоизменению;

— учить согласовывать местоимения и прилагательные с существительным.

Дети начинают использовать служебные слова: предлоги и союзы. Стремление ребёнка к усложнению своего высказывания выражается в хаотичном наборе словосочетаний. Отмечаются положительные сдвиги в развитии речи детей, появляются предложения с однородными членами.

6.  Формирование сложного предложения.

Когда дети научатся правильно составлять простые предложения с однородными членами, рекомендуется переход к обучению составления разных видов предложения. Логопедическая работа ведётся от сложносочинённого к сложноподчинённому предложению.

При составлении предложений хорошо использовать вопросно-ответную форму речи.

7.  Совершенствование связной речи.

Основная задача логопедического воздействия на детей с ОНР – научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Это имеет важное значение для обучения в школе, общения со взрослыми и детьми, формирование личностных качеств.

Работа по развитию связной речи ведётся по следующим направлениям:

— обогащение словарного запаса;

— обучение пересказу и придумыванию рассказов;

— разучивание стихотворений;

— отгадывание загадок.

8.  Обучение рассказыванию.

Обучение рассказыванию занимает большое место в системе логопедических занятий и проводится в соответствии с индивидуальными особенностями детей. Учитывая сниженную речевую активность детей-логопатов, их быструю утомляемость, недостаточную переключаемость, логопед при построении занятий соответствующим образом подбирает речевой материал.

Так как же формировать связную речь? Как мотивировать ребенка заговорить и рассказать о чем либо? Сразу скажу, что в этом случае, нудные каждодневные занятия не для нас! Лучше всего развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком или  в творческих играх.

Дети данного возраста  уже могут рассказать о событиях собственной жизни, о своем личном опыте, причем делать это очень выразительно. Попробуйте предложить им следующее ненавязчивые задания:

Каждодневные будни не влекут ничего нового! А что если предложить ребенку представить и отправиться в путешествие ? В этом случае можно использовать карты с режимом панорамного видения, на мой взгляд это очень интересно ! Для начала определите, что вам понадобится, на чем поедете , где остановитесь и на что будете обращать внимание? После можно открыть карту с панорамой выбранного вами места и… рассматривать , делиться впечатлениями.  А может быть вы захотите сфотографироваться вон  с той прекрасной статуей, или заглянуть в кафе мороженого за углом ?  Почему бы и нет? Пусть ваш ребенок  описывает , додумывает, фантазирует.

Читайте также:  Педагогическое сопровождение развития ребенка в образовательной среде

Вы прекрасно знаете ,что в этом возрасте ребятишки очень любят мультфильмы. Предложите ребенку вспомнить  недавно просмотренный мультик ,или  расспросите ребенка про его любимый мультфильм, ,попросите его рассказать, про  что он смотрел мультик, кем были главные герои и чем он закончился.  

Можно петь хорошо знакомые песенки и заменять в них слова на другие, немного повеселимся. Уверяю, вашим деткам понравится такой вид работы, вот уж где полет детской  фантазии не знает границ!

Хорошо если вы подберете сюжетные картинки и вместе с ребенком рассмотрите их, сначала с наводящими вопросами , а после , постепенно сводя их на нет ,пускай ребенок сам рассказывает всё , что видит.

Заучивайте с ребенком интересные  и небольшие стишки. Пускай ребенок попытается  их читать с разной интонацией и силой голоса. Например : пускай этот стишок расскажет лисичка, а потом косолапый мишка.

Не только спрашивайте с ребенка, но и рассказывайте ему интересные истории из вашей жизни, из вашего детства ,например,  кем вы хотели стать, о чем мечтали.

Речевой опыт наших детей весьма ограничен, языковые средства, которыми они пользуются являются несовершенными. Они далеко не полностью удовлетворяют потребность устного общения. Отсюда разговорная речь у детей оказывается бедной, малословной, тесно связанной с определенной ситуацией. Вне этой ситуации она становится часто понятной. Связная(монологическая)речь, без которой не может быть полноценного усвоения приобретенных детьми знаний, либо полностью отсутствуют ,либо развиваются с большими отставанием.

Поэтому, чтобы ваш ребенок в соответствии овладел связной речью, предлагаю вашему вниманию следующие игры:

Игры на развитие связной речи

Игровое упражнение “Распространи предложение”

Цель – развитие умения строить длинные предложения со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями.

Детям предлагается продолжить и закончить начатое предложение, опираясь на наводящие вопросы. Например: “Дети идут … (Куда?Зачем?)”. Или более усложнённый вариант: “Дети идут в школу, чтобы … . Этот вариант, помимо обогащения грамматического опыта, может служить своеобразным тестом, позволяющим выявить тревожность ребёнка по отношению к различным жизненным ситуациям.

Игра “Пойми меня”

Цель – развитие умения составить короткий рассказ по картинке, используя разные характеристики предмета.

Игра проводится с несколькими детьми. Взрослый показывает детям красивую коробочку и говорит, что эта коробочка не простая, а волшебная. В ней приготовлены разные подарки. Получить подарок может только тот, кто умеет хранить секреты. Что это значит? (Это значит, не рассказывать раньше времени). Дальше взрослый объясняет, что, когда он подойдёт к кому-то, то этот ребёнок должен закрыть глаза и, не глядя, вытянуть из коробочки картинку, посмотреть на неё, но никому не показывать и не говорить, что на ней. Это нужно сохранить в секрете. После того, как все дети вытянут себе по – одной картинке, взрослый спрашивает детей, хочется ли им узнать, кому что досталось? Дети отвечают, что да. Тогда взрослый говорит, что показывать подарки нельзя, но про них можно рассказать. Но слово-подарок тоже называть нельзя. Потом взрослый рассказывает про свой подарок, показывая детям, как это нужно делать правильно, а дети угадывают, что досталось . После этого дети рассказывают про свои подарки по-очереди и, когда подарок угадан, открывают свою картинку. Лучше эту игру проводить сидя на ковре в кругу.

Игровое упражнение “Если бы…”

Цель – развитие связной речи, воображения, высших форм мышления – синтеза, анализа, прогнозирования, экспериментирования.

Взрослый  предлагает детям пофантазировать на такие темы, как:

— “Если бы я был волшебником, то …”

— “Если бы я стал невидимым…”

— “Если весна не наступит никогда…”

Помимо развивающей направленности, эта игра имеет и диагностическое значение.

Игровое упражнение “Закончи сам”

Цель – развитие воображения, связной речи.

Взрослый  рассказывает  начало сказки или рассказа, а ребенку даётся задание продолжить или придумать концовку.

 Игра «Профессии»

Цели: научить детей составлять предложения о людях знакомых ребенку профессий.

Оборудование: сюжетные картинки с изображением людей определенных профессий: продавец, повар, учитель, шофер, милиционер, строитель, парикмахер, художник, пожарник, врач.

Описание. Ребенок должен составить предложение по картине об обязанностях человека данной профессии. Например, «Шофер водит машину»; «Строитель строит дом»; «Учитель учит детей в школе».

Игра «Закончи предложение»

Цель: научить детей составлению простых предложений по картинкам.

Оборудование: предметные картинки.

Описание. Взрослый расставляет перед ребенком картинки и начинает произносить предложение, а ребенок должен его закончить подходящим словом, опираясь на картинки.

Например, «Кошка ловит (мышку)»; «Девочка бросает (мяч)»; «Собака грызет (кость)»; «Мама испекла (торт)».

Игра «Почини предложение»

Цель: тренировать детей в преобразовании деформированной фразы, развить языковое чутье.

Оборудование: заранее заготовленные взрослым деформированные фразы, в которых слова — существительные в именительном падеже, глаголы — в начальной форме.

Читайте также:  Семья ребенка с отклонением в развитии ткачева

Описание. Взрослый читает слова, а ребенок должен так их переставить и изменить, чтобы получилось нормальное предложение.

Например, «Мама, ваза, конфеты, класть» в «Мама кладет конфеты в вазу»; «Муха, на, стекло, сидеть» — «Муха сидит на стекле»; «Я, книга, читать, интересная» — «Я читаю интересную книгу».

Игра «Моя семья»

Цель: научить детей составлять предложения о членах семьи по картинкам.

Оборудование: сюжетные картинки с изображением членов семьи в различных ситуациях.

Описание. Взрослый показывает картинку и спрашивает ребенка: «Кто это? Что делает?» Ребенок должен ответить полным предложением.

Например, «Мама стирает белье (готовит еду, шьет юбку, гладит рубашку и т. д.). Папа чистит ковер (чинит кран, играет в шахматы, смотрит телевизор, читает газету и т. д.)».

Игра «Где спрятана игрушка»

Цель: развить у детей навыки ориентации в пространстве, научить понимать словесную инструкцию и значение наречий места.

Оборудование: игрушки.

Описание. Взрослый прячет игрушку где-либо на площадке или в комнате и дает ребенку словесную инструкцию, как ее найти. Например: встань лицом к шкафу, сделай три шага влево, поищи куклу на полке, между мишкой и матрешкой. Или: дойди прямо до дерева, обойди его и за нищ под Кустом найдешь машинку. Ребенок должен выполнить заданные действия, найти спрятанный предмет и ответить полным предложением, где находилась игрушка: «Кукла была на полке между мишкой и матрешкой. Машинка лежала под кустом».

Игра «Маленькое нужное слово»

Цель : познакомить детей со значением в речи простых предлогов.

Оборудование: окружающие ребенка предметы (игрушки, посуда, мебель), сюжетные картинки.

Описание. Взрослый дает ребенку небольшие поручения, намеренно пропуская предлоги. Он должен по смыслу догадаться, какого маленького слова здесь не хватает. Например: «Положи куклу (в) коляску. Книга лежит (в) ящике. Кошка спряталась (под) кровать». По мере тренировки можно предложить ребенку составить предложения с маленьким словом по картинке.

Игра «Составь рассказ»

Цель: развить связную речь детей.

Оборудование: серия картинок, связанных единым сюжетом.

Описание. Взрослый предлагает рассмотреть сюжетные картинки, разложить их по порядку и придумать по ним рассказ. На начальном этапе взрослый может задавать ребенку наводящие вопросы — начинать предложение, а ребенок будет его заканчивать. Также взрослый помогает ребенку с использованием начальных, вводных и заключительных оборотов, придумыванием названия к составленному рассказу. По мере тренировки ребенок может быть более самостоятельным: работать без наводящих вопросов, проявить фантазию, объясняя причины того или иного поступка героев.

Помните, что дети  5-6 лет должны уметь:

Аргументировано и доброжелательно оценивать ответ, высказывание сверстника, участвовать в беседе. Составлять по образцу о предмете, рассказы по сюжетной картине, набору картинок с последовательно развивающимся действием. Связно, выразительно, последовательно, без существенных пропусков пересказывать небольшие литературные произведения. Использовать монологическую и диалогическую формы речи. Составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам. Составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем. Высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.                                         Благодаря этим играм и  заданиям вы поможете своему ребенку сформировать связную речь. Всего доброго, до свидания!

Источник

Галина Валентиновна Лемехова
Консультация учителя-логопеда для родителей детей с ОНР «Как помочь ребенку развить связную речь»

Как помочь ребенку развить связную речь

/Консультация учителя-логопеда Лемеховой Г. В. для родителей детей с ОНР подготовительной к школе группы/

Развитие связной речи детей предполагает умение говорить развернутыми предложениями, точно формулировать мысли, выстраивать логически рассуждения. Без этого навыка становится невозможной успешная учеба в школе.

ВАЖНО: развитие речи у ребенка идет только при живом общении. Телевизор, радио, компьютер – здесь не помощники.

Связная речь начинает развиваться в период с 3 лет, а наиболее активно ее формирование протекает в 5-7 лет.

ШАГ ЗА ШАГОМ (этапы развития речи у детей):

1.С первых дней жизни до 1 года:

Именно речь взрослого является пусковым механизмом детской любознательности. Младенцу интересно именно то, на что взрослый обратил его внимание.

Что делать:

• С рождения разговаривайте с малышом, озвучивайте все свои действия и манипуляции с ребенком (пеленание, кормление, купание, сборы на прогулку.)

• Называя предметы, действия, улыбайтесь – формируйте положительные эмоции и поощряйте активность ребенка в познании мира. Говорите с ним как можно больше и с разными интонациями.

• Откажитесь от манеры сюсюканья и коверканья слов! Каждое слово называйте правильно.

• Играйте со звуковыми игрушками — это способствует развитию слуховой активности и сосредоточенности у детей.

• Не забывайте о пальчиковых играх («Ладушки», «Сорока-белобока», «Здравствуй, пальчик мой») – они прекрасно подходят для развития речи и мелкой моторики рук.

2.От 1 года до 2 лет:

Речь становится основным способом общения, постепенно вытесняя жесты и лепет. Малыш знает и понимает в 2-3 раза больше слов, чем умеет произнести.

Что делать:

• Продолжайте общаться и говорить! (причем правильно, ведь ваша речь – образец для ребенка)

• Называйте все, что видите вокруг на прогулке, комментируйте свои действия.

• Читайте книги с картинками, просите ребенка показать то, что вы назвали или прочитали.

• Пойте вместе с ребенком простые песенки, отстукивая их ритм.

Читайте также:  Центры развития ребенка на войковской

• Читайте ребенку стихи (русские народные потешки) и сказки, в которых одинаковые слова и фразы повторяются несколько раз («Курочка Ряба», «Репка», «Колобок») пусть ребенок их после нескольких прочтений повторяет вместе с вами.

• Новые слова повторяйте многократно, быстрее и легче всего дети запоминают и повторяют слова из 1-2 слогов.

• Составьте для ребенка альбом с фотографиями предметов домашнего обихода, игрушек и одежды, хорошо ему знакомых; а также с фото различных действий его самого («ест», идет», «спит», «сидит»). Перелистывать такой альбом можно везде, тем самым ускоряя развитие речи ребенка.

Учите малыша играть в простые сюжетные игры (кормим куклу, строим гараж) и озвучивать их.

• Пальчиковые игры — продолжаем играть!

3.С 2 до 3 лет:

Словарный запас ребенка (то, что он понимает) достигает уже 1000 слов. Малыш хочет все узнать и во всем разобраться сам. В речи есть не только слова, но и фразы. Дети говорят не только об окружающих их предметах и событиях, но и о том, что отсутствует в данный момент перед глазами. Дети учатся задавать вопросы, сравнивать предметы и явления, делать первые самостоятельные выводы. Они начинают учитывать комментарии взрослого на свою речь и поступки, понимают запрет или похвалу.

Что делать:

• Разговаривайте и читайте с ребенком. Не жалейте времени на объяснение того, что видит или о чем спрашивает кроха.

• На прогулке, показывая животных, птиц, дома, машины; читая книгу, показывая картинки, фото,задавайте ему вопросы: «Кто это?», «Что это?» и помогите ответить правильно( «Это кот»,«Это дом»)

• Просите ребенка рассказать, что он видит в данный момент, что делают члены его семьи, что он сам делал на прогулке…- хороший прием для развития связной речи.

Учите ребенка отвечать на вопрос, который начинается со слова «Где?» Ответы будут содержать простые слова «там», «тут»,например: «Где папа?» (он вышел на кухню)«Папа там». «А мама где?»«Мама тут».

• Давайте ребенку поручения из нескольких последовательных действий,например: «Возьми салфетку и вытри рот»…- это нужно для развития слухоречевой памяти и понимания речи.

• Поощряйте ребенка выражать свое согласие словами «могу» и «буду», а несогласие – словом «нет».

Учите ребенка говорить слова-обобщения,например: «кошка, собака, корова – это животные, тарелка, вилка, чашка – это посуда…»

• Продолжайте петь песенки, играть с пальчиками, читать книги!

4.С 3 до 7 лет:

Происходят значительные изменения в речевом развитии детей: обогащается словарь, совершенствуется речевой слух, грамматический строй речи, связная речь становится логичной, последовательной, что позволяет дошкольникам более точно излагать свои мысли, более свободно общаться как со взрослыми, так и со сверстниками.

В детском саду детей обучают составлять рассказы-описания, рассказы по 1 сюжетной картинке, по серии сюжетных картин, по представлению (из собственной жизни, учат пересказывать тексты, вести диалог друг с другом.

Что делать родителям:

• На прогулке продолжать расширять словарь не только новыми названиями предметов, но и их деталями и частями. «Вот автомобиль, а что у него есть?»«Руль, сидения, дверцы, колеса, мотор…», «А что есть у дерева?»«Корень, ствол, ветки, листья.»

• При рассматривании какого-либо предмета задавайте ребенку наводящие вопросы: «Какой он величины? Какого цвета? Из чего сделан? Для чего нужен? Каков он на ощупь (на вкус?.» этот прием помогает при составлении описательных рассказов.

• Названия свойств предметов закрепляются и в словесных играх,например: «Что бывает высоким?»«Дом, дерево, человек». «А что выше-дерево или человек? Может ли человек быть выше дерева? Когда?»Аналогичные игры: «Что бывает широким? Белым? Пушистым? Холодным? Твердым? Гладким? Круглым?.»

Научиться пересказывать детям помогает «отраженный пересказ», когда взрослый начинает фразу («Жили-были дед да…», а ребенок ее заканчивает («…баба», снова взрослый(«и была у них …», ребенок («…Курочка Ряба»).

• Далее переходите к пересказу по наводящим вопросам. Охотно дети пересказывают сюжеты любимых сказок, мультфильмов, кукольных спектаклей, цирковых представлений, когда их содержание захватывает детей эмоционально. Спрашивайте у детей по дороге из сада домой, что интересного сегодня было?

• В детских журналах часто печатаются серии сюжетных картинок. Вырежьте их, перемешайте, попросите ребенка правильно разложить и рассказать, что получилось.

• Предложите ребенку стать «ведущим ТВ-шоу», дайте ему в руки «микрофон» и попросите взять интервью у всех членов семьи. Перед интервью подскажите нужные вопросы,например: «Какой у тебя любимый фильм? Что ты любил есть в детстве?.»

«Расскажи мне небылицу» по 2 любым предметным картинкам или игрушкам – этот прием хорошо развивает фантазию и связную речь.

• Перед сном читайте детям книги с уговором, что во сне им приснится новый конец прочитанной истории, который дети поутру вам расскажут.

«Расскажи, чем закончилось»— этот прием эффективен при просмотре мультфильмов. Смотрите его вместе, а на самом захватывающем месте «вспомните» про неотложное дело и, уходя из комнаты, попросите ребенка рассказать пропущенное вами. И обязательно потом скажите «СПАСИБО!»

УДАЧИ И УСПЕХОВ, УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

Источник