Развитие способностей ребенка среднего дошкольного возраста в игре
Карина Каляганова
Развитие игровых навыков дошкольников в средней группе
Игра — одно из наиболее ценных новообразований дошкольного возраста. Играя, ребенок свободно и с удовольствием осваивает мир, учась понимать правила и творчески преобразовывать их. Развитие свободной игровой деятельности требует поддержки со стороны взрослого. При этом роль педагога в игре может быть разной в зависимости от возраста детей, уровня развития игровой деятельности и т. д. Педагог может выступать в игре и в роли активного участника, и в роли наблюдателя.
В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.
Для развития игровойдеятельности необходимо:
Создавать в течение дня условия для свободной игры детей (Выделять время для игр; обновлять игровую среду в соответствии с текущими интересами).
Определять игровые ситуации, в которых детям нужна помощь;
Отличать детей с развитой игровой деятельностью от тех, у кого игра развита слабо с целью формирования у них необходимых игровых умений;
Руководить игрой, если игра носит стереотипный характер (например, предлагать новые идеи или способы реализации детских идей).
Необходимо также устанавливать взаимосвязь между игрой и другими видами деятельности.
В средней группе важно продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми. Учить коллективным играм, учить детей договариваться, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации.
Важно создавать условия для расширения представлений детей об объектах окружающего мира. Рассказывать о предметах, необходимых детям в разных видах деятельности (в том числе и игре, о разнообразных профессиях и видах деятельности взрослых, которые они будут отражать в своих играх.
Сюжетно-ролевые игры.
В средней группе необходимо продолжать работу с детьми по развитию и обогащению сюжетов игр; подводить детей к самостоятельному созданию игровых замыслов, совершенствовать умение детей объединяться в игре, распределять роли (мать, отец, дети, выполнять игровые действия, поступать в соответствии с правилами и общим игровым замыслом.
Учить подбирать предметы и атрибуты для игры.
Развивать умение использовать в сюжетно-ролевой игре постройки из строительного материала. Побуждать детей создавать постройки разной конструктивной сложности (например, гараж для нескольких автомашин, дом в 2–3 этажа, широкий мост для проезда автомобилей или поездов, идущих в двух направлениях, и др.).
Учить детей договариваться о том, что они будут строить, распределять между собой материал, согласовывать действия и совместными усилиями достигать результата.
В ноябре были запланированы и проведены следующие с/р игры:
«У зубного врача»; «Моряки»; «Прачечная»; игры в семью.
Целью предварительной работы было — расширение представлений об окружающем мире, обогащение игрового опыта детей, пополнение предметно-игровой среды. Для этого проводились беседы по след.темам: «Моя семья», «Профессии моей семьи», «Чем занимаются моряки», «Что делать, чтобы зубы не болели», «Для чего нужна прачечная».А так же совместное рассматривание иллюстраций и альбомов: «Моя семья»; «Корабль»; «В порту».Для закрепления полученных знаний использовались различные дидактические игры: «Что нужно моряку», «Профессии», «Что нужно зубному врачу».
Для организации самих игр применяли следующие игровые ситуации: «Полечи Мишке зуб»; «Бабушка приезжает в гости»; «Мама заболела»; «Экскурсия по реке».
В результате, дети познакомились с новыми профессиями и закрепили свои знания, а также игровые навыки в с/р игре.
Подвижные игры.
Проводятся на занятиях по физической культуре и на прогулках.
В среднем дошкольном возрасте необходимо продолжать развивать двигательную активность; ловкость, быстроту, пространственную ориентировку.
Воспитывать самостоятельность детей в организации знакомых игр с небольшой группой сверстников.
Приучать к самостоятельному выполнению правил.
В ноябре запланированы и проведены игры на закрепление: «Цветные автомобили», «Трамвай», «Лошадки», «Ловишки», «Кролики», «Кот и мыши», «Самолеты», «Зайцы и волк», «Найди свой домик»;на обучение: «Салки», «Лиса и куры», «Поезд», «Грузовики», «Самолетики и тучи», «Птичка и кошка», «Совушка», «Охотники и зайцы».
Театрализованные игры.
Используются при проведении занятий по театрализованной деятельности.
В средней группе необходимо учить детей разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям; использовать для воплощения образа известные выразительные средства (интонацию, мимику, жест).
Побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности в выборе роли, сюжета, средств перевоплощения; предоставлять возможность для экспериментирования при создании одного и того же образа.
Учить чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами.
Содействовать дальнейшему развитию режиссерской игры.
Дидактические игры.
Могут использоваться как на занятиях, так и в свободной деятельности детей для закрепления усвоенных ранее знаний или получения новых.
Детей 4-5летнего возраста необходимо учить играть в дидактические игры, направленные на закрепление представлений о свойствах предметов, совершенствовать умение сравнивать предметы по внешним признакам, группировать, составлять целое из частей (кубики, мозаика, пазлы).
Совершенствовать тактильные, слуховые, вкусовые ощущения («Определи на ощупь (по вкусу, по звучанию)»).
Развивать наблюдательность и внимание («Что изменилось», «У кого колечко»).
Поощрять стремление освоить правила простейших настольно-печатных игр («Домино», «Лото»).
Для определения уровня развития игровойдеятельности детей 4-5лет использовались:
— ежедневные беседы;
— систематические наблюдения за играми детей;
При высоком уровне развития игровой деятельности ребенок проявляет яркие эмоциональные действия в игровом взаимодействие со взрослыми и сверстниками. Отражает в игре действия с предметами и взаимоотношения с окружающими; называет себя именем героя; использует предметы–заместители, самостоятельно подбирает игровой материал.
При среднем уровне ребенок проявляет эмоциональные действия. Отражает в игре действия с предметами и взаимоотношения с окружающими. Затрудняется в использовании предметов заместителей, не всегда может самостоятельно подобрать игровой материал.
При низком уровне ребенок достаточно сдержан в эмоциях, с трудом взаимодействует с окружающими. Пытается отражать в игре действия с предметами и взаимоотношения с окружающими. Затрудняется в использовании предметов заместителей, не всегда может самостоятельно подобрать игровой материал.
Вывод: Игра дает умение ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, проигрывая их неоднократно и как бы понарошку в своем вымышленном мире. Игра дает психологическую устойчивость. Вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремленность в выполнении поставленной цели. Итак, игра является ведущим видом деятельности у детей дошкольного возраста.
Именно сюжетно-ролевые игры, являются вершиной игровой детской деятельности. Все предыдущие формы игры являются подготовительным этапом к освоению сюжетно-ролевых игр, к осмысленному принятию на себя той или иной роли.
Источник
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Семилейский детский сад « Цягадайка»
Кочкуровского муниципального района Республики Мордовия
« Развитие игровых умений у детей средней группы»
Выполнила воспитатель: Манаева Н.К
Игра – основной вид деятельности дошкольника. Большую часть своего времени дети этого возраста проводят в играх, причём за годы дошкольного детства, детские игры проходят довольно значительный путь развития.
Если в I младшей группе педагог уделял особое внимание игровому действию, через которое включал ребёнка в совместную игру; у детей закладывались предпосылки перехода от предметной игры к сюжетной, то во II младшей группе ребёнок активно переходит от предметного взаимодействия к воспроизведению человеческих взаимоотношений. В его игре отражаются нормы и правила социальных контактов, которые воздействуют на становление его нравственной сферы.
Применяя методы прямого и косвенного руководства, воспитатель способствует развитию коротких игровых цепочек. Игровые цепочки могут наращиваться и образовывать различные сюжетные линии. Воспитатель постоянно должен наблюдать за играми малышей, чтобы вовремя заметить момент, когда игра заходит в тупик. Оценить состояние игры и предложить продолжить её, внеся новую игрушку и вызвав поворот в сюжетной линии. В случае конфликтной ситуации успокоить ребёнка и отвлечь его.
В совместной игре воспитатель должен научить детей общаться, взаимодействовать в конкретных ситуациях, объяснять выбор роли, поступка.Именно при анализе конкретных действий, ситуаций проявляется эмоциональное отношение ребёнка к обыгрываемому сюжету, персонажу. Дети этого возраста в основном ещё продолжают играть «рядом», но интерес побуждает их всё чаще обращаться к товарищу. Малыши пытаются обмениваться игрушками, идеями и советами, взаимодействовать по просьбе воспитателя. Воспитатель выступает в роли организатора, координатора и вдохновителя в их сюжетно-ролевой игре. Он направляет начавшуюся игру в нужное русло, способствует увеличению количества ролей в игре, устраняет конфликтные ситуации, вызывает речевую активность детей в ролевом диалоге.
В средней группе сюжетно-ролевая игра занимает ведущее место в жизнедеятельности детей. У них появляется стремление не просто играть, а исполнять ту или иную роль. Содержанием игры становится не предмет и его употребление или изменение, а отношения между людьми. В играх сюжет помогает подчиняться правилам: представив себя шофёром, ребёнок по сигналу светофора отправляется в путь; вживаясь в роль лётчика, по приказу диспетчера ищет место для посадки на аэродром. В этом возрасте ребёнок становится более инициативным и овладевает самостоятельным ведением игры. В связи с этим меняются позиции воспитателя и ребёнка в игре: педагог активнее применяет формы косвенного руководства детской игрой, предоставляя ребёнку возможность действовать более самостоятельно, поощряя его инициативу.
В процессе формирования игровой деятельности детей важнейшая задача педагогической работы формировать игровые умения у младших дошкольников, нужно при комплексном руководстве, включающем в себя взаимосвязанные компоненты игровых технологий: обучающие игры, игровые ситуации, ознакомление с окружающим в активной деятельности детей, обогащение игрового опыта детей посредством действия с игрушками, дидактическими играми, взаимодействия со сверстниками, организацию предметно-развивающей среды.
В процессе работы, большое внимание нужно уделять формированию дружеских и тёплых отношений детей друг к другу, приёмам общения, развивать умение анализировать причины конфликтов и вырабатывать умение самостоятельно их регулировать.
Уже трех-, четырехлетние дети начинают понимать и усваивать такие правила: не бросать игрушки, класть их на место, не выхватывать игрушку у товарища, а попросить. С этой целью нужно проводить кратковременные коллективные беседы с детьми: «Каждая игрушка живёт в своём домике», «Как мы играем», «Самый лучший помощник».
Нужно использовать в работе фронтальные игровые моменты. Это игры типа «Хороводные ”, «Догонялки” и «Выдувание мыльных пузырей”.
Работа по формированию игровых умений детей в средней группе нужно строить с сюрпризных моментов, внесения новой игрушки, загадок, действия с этой игрушкой. Затем с установления взаимоотношений детей друг с другом, умения договариваться, подбирать атрибуты, выбирать место игры и роль. Дети учатся играть по правилам, выполнять игровую задачу. Чтобы у детей имелись представления о труде взрослых, проводить экскурсии по детскому саду и с помощью родителей (например: посещения аптеки, магазина, парикмахерской, кафе, больницы).
Следующий этап в работе введение проблемных ситуаций, введение новых персонажей, ролей, соединение 2-3 сюжетов в одной игре. Дети охотно вступают во взаимодействие со сверстником, проявляют активность, самостоятельность, творчество. У дошкольников в игре проявляется внимание к партнерам, взаимопомощь.
По-прежнему любимыми остаются у детей игры в семью, в детский сад, в больницу. В них ребята отражают различные отношения, характеризующиеся любовью, гуманизмом, здесь формируются такие качества, как доброта, заботливость.
В дидактических играх с куклами типа «День рождения куклы», «Приход гостей» эффективно воспитание гостеприимства, чуткости, доброжелательности. Включаясь в игру вместе с детьми, показывала пример приветливой встречи гостей, умения их угостить. Зачастую в игру включала куклу-младенца, сопровождая его появление беседой о том, как за ним ухаживать. Это способствует воспитанию нежности, заботливого отношения к маленьким и слабым.
Художественная литература универсальное образовательное средство и одна из форм партнерской деятельности взрослого с детьми: игровой, продуктивной, поисково – познавательной, исследовательской. Чтение отрывка из произведения В. Маяковского «Кем быть», «Айболит» К. И. Чуковского, рассматривание с детьми иллюстраций к книге К. Чуковского «Айболит», помогут в развитии сюжетной игры «Больница для игрушек». У детей пополнятся ранее полученные знания о труде врача, они познакомятся с трудом мед. сестры, общаясь у них развивается речь. Формировать у детей умение играть по собственному замыслу, стимулировать творческую активность детей в игре; обучить новым игровым действиям, умениям обращаться с атрибутами-игрушками медицинского назначения. Проводить экскурсию с детьми в кабинет мед. сестры. Совместно с детьми изготавливать картотеку карточек, бланков рецептов и др.
В игре «Строим дом»- знакомим детей со строительными профессиями, обращать внимание на роль техники, облегчающей труд строителей, учить детей сооружать постройку несложной конструкции. Обогатить игровой опыт детей посредством объединения отдельных действий в единую сюжетную линию. Поощрять попытки детей самостоятельно подбирать атрибуты, дополнять игровую обстановку недостающими предметами, игрушками. Развивать умение общаться, договариваться друг с другом.
В игре «День рождение куклы» — мы знакомим детей с правилами сервировки стола, с правилами поведения за столом, со столовой посудой; развивала умение правильно находить и отбирать посуду для чаепития, обогащаем содержание игр, способствовуем развитию игровых умений, объединению детей для совместных игр, обогащаем словарный запас. Развиваем умение действовать с игрушками, выполнять несколько взаимосвязанных действий.
В сюжетно-ролевой игре «Семья»- обогащается социально- игровой опыт между детьми; развивается игровые умения по сюжету «Семья»; закрепляется представления детей о семье, об обязанностях членов семьи. Знакомим детей с разной посудой: кухонной, столовой и чайной. Беседуем о бережном отношении с игрушками. Формируем умение действовать в сюжете: готовить обед, накрывать на стол, кормить, взаимодействовать друг с другом.
В игре «Магазин»- знакомим детей с работой продавца, прививала элементы навыков социального общения. Развивала умение взаимодействовать в сюжете с двумя действующими лицами.
Перед тем, как начать играть в игру «Детский сад» , с детьми проводим обсуждение и , по возможности, наблюдения за трудом: мед. сестры, повара, кладовщика, прачки, помощника воспитателя. Проводятся беседы с детьми на тему: «Кто заботится о нас в детском саду». Почитать детям: А. Барто «Игрушки», Н. Кашнина «Первый день в детском саду», Е. Благинина «Ясочкин садик», «Школа для воспитанных детей», Раздел «В детском саду»
Постоянно нужно усложнять и обогащать предметно-развивающую среду и способствую возникновению новых игр на темы из окружающей жизни, по мотивам литературных произведений (потешек, вказок, песенок, стихов). Обогащать игровые умения, опыт детей посредством чтения художественной литературы, бесед, рассматриванием картин, экскурсий, непосредственного участия в играх, оказания своевременной помощи советом, показом.
Дети с удовольствием выбирают роли, игрушки, становятся более самостоятельными, умело действуют предметами. Умеют взаимодействовать друг с другом, бывают конфликты, могут не поделить игрушку, но развиваем умение не обижать друга, а уступать друг другу .
Источник
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ
ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
ПУРОВСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА «ЗВЁЗДОЧКА»
П. ПУРПЕ ПУРОВСКОГО РАЙОНА
*****************************************************************************
Доклад
«Особенности игры на разных возрастных этапах —
развитие игровых умений у детей в средней группе».
п.Пурпе
2013г.
Средний дошкольный возраст отличается двигательной и речевой активность детей, появляется соревновательность, начинает развиваться образное мышление. В общении со взрослыми для ребенка ведущим становится познавательный мотив. В игровой деятельности детей появляются ролевые взаимодействия, происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.
Дети играют большую часть времени. За период дошкольного детства игра проходит значительный путь развития.
Этап развития игры | Возраст ребёнка | Содержание | Партнёры (товарищ) по игре. | Влияние игры на развитие ребёнка. |
Предметно-манипулятивная, сюжетно-ролевая игра. | Младший дошкольник (2,5– 4 года). | Действия осуществления роли (изображают взрослого человека, выполняющего различные функции). | Не нужны. | Усваивает функции человека в обществе (мама, продавец и т.д.) |
Сюжетно-ролевая игра. | Средний дошкольник (3,5-4 года). | Содержание усложняется, разыгрывается жизненный или сказочный сюжет, роли открыты, а правила ещё скрыты. | Нужен товарищ для игры. Если роль выполняется неправильно, то начинается скандал. | Усваивает: 1) функции человека; 2) способы их осуществления; 3) правила взаимоотношений. |
Сюжетно-ролевая игра: 1).Игра с правилами. | Старший дошкольник (5-6 лет). | Усвоение норм и правил выполнения роли, главное в игре – действовать по правилам. | Для игры нужен товарищ. Если кто-либо не выполняет правила – его убирают из игры. | Развивается саморегуляция, появляется первая форма волевого поведения – поступок. |
Сюжетно-ролевая игра: 2) драматизация. | Старший дошкольник (5-6 лет). | Изображение сказочных героев, усвоение морально-эстетических норм поведения (сказочные герои – носители норм). | Для игры нужен товарищ. Здесь возникают конфликты по поводу выбору роли. | Ребёнок оттачивает навыки общения, формируются задатки морали. |
Младшие дошкольники играют одни. Игра носит предметно-манипулятивный и конструктивный характер. Во время игры совершенствуются восприятие, память, воображение, мышление и двигательные функции. В сюжетно-ролевой игре воспроизводятся действия взрослых, за которыми ребенок наблюдает. Примером для подражания служат родители и близкие знакомые.
В среднем дошкольном возрасте актуальным становится развитие сюжетно-ролевой игры. Именно в сюжетно-ролевых играх ребенок имеет уникальную возможность реализовать себя, как активный участник происходящей деятельности. Кроме того, в игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность и активность. Это способствует развитию общения. Сюжетно-ролевая игра – игра самостоятельная. Развитие ее обеспечивает усвоение новых знаний, умений, нравственных правил. В игре ребенок отображает свой жизненный опыт и расширяет знания об окружающем. Использование игрушек, предметов-заместителей, воображаемых предметов, ролевых форм поведения, эмоционально-выразительных средств передаются старшими в совместных играх с детьми. Основная особенность игры состоит том, что ребенок с раннего возраста, играя, учится действовать в воображаемой ситуации.
Значение игровой деятельности для развития ребенка.
Игра — один из тех видов детской деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых в последствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. В сюжетно-ролевой игре ребенок моделирует знакомые ему трудовые и общественные отношения людей.
Уже на первых этапах развития сюжетно-ролевая игра воспитывает нравственно-волевые качества личности: способность к произвольному управлению своими действиями, к сопереживанию, к содействию. Игра всегда связана с развитием и воспитанием чувств детей, формирует личность ребенка. Совместные игры воспитывают в детях чувства коллективизма, дружбы. Дети учатся общаться, обращаться с просьбой, предложением к товарищам, согласовывать свои действия с другими, обмениваться игрушками, помогать друг другу, договариваться. Эти игры помогают воспитывать у детей уважение к родителям, к старшим, желание заботиться о младших. Ребенок хочет действовать как взрослый, но в реальных условиях не может это осуществить. Игра позволяет ему управлять автомобилем, ехать верхом на лошади, стирать белье, забивать гвозди и т.д. В воображаемой ситуации ребенок приобщается к труду взрослых, развивается его интерес и уважение к труду. Естественная активность ребенка в игре, удовлетворение потребности в движениях – залог предупреждения переутомления ребенка, основа для создания у него бодрого настроения, жизнерадостности.
В игре взрослые помогают подрастающему поколению приобщиться к своей культуре, развивать свою самостоятельность, творчество.
Характеристика сюжетно-ролевой игры.
Сюжетно-ролевая игра – подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Она отображает приобретенный опыт собственной деятельности ребенка и полученные от взрослых, родителей и воспитателей знания.
Сюжетно-ролевая игра — это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Характеризуя ее, С.Л. Рубинштейн подчеркнул, что эта игра наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строиться на взаимодействии ребенка с взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.
Сюжетно-ролевая игра по своему характеру — деятельность отражательная. Основной источник, питающий игру ребенка, — это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.
Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке. Например, играя в школу, изображает учителя, ведущего урок с учениками (сверстниками).
Самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре — одна из ее характерных черт. Дети сами выбирают тему игры, определяют линии ее развития, решают, как станут раскрывать роли, где развернут игру, и т.п. Каждый ребенок свободен в выборе средств воплощения образа. При этом нет ничего невозможного: можно, сев в кресло — «ракету», очутиться на Луне, при помощи палочки — «скальпеля» — сделать операцию. Такая свобода в реализации замысла игры и полет фантазии позволяют дошкольнику самостоятельно включаться в те сферы человеческой деятельности, которые в реальной жизни еще долго будут ему недоступны. Объединяясь в сюжетно-ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнеров, сами устанавливают игровые правила, следят за их выполнением, регулируют взаимоотношения. Но самое главное — в игре ребенок воплощает свой взгляд, свое представление, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает. В сюжетно-ролевой игре знания, впечатления ребенка не остаются неизменными: они пополняются и уточняются, качественно изменяются, преобразовываются. Это делает игру формой практического познания окружающей действительности. Как всякая творческая деятельность, сюжетно-ролевая игра эмоционально насыщена и доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже самим своим процессом.
Для сюжетно-ролевой игры детей 4-5 лет характерно, во-первых, возникновение новых тем, связанных со знаниями, полученными ребенком из художественной литературы, из рассказов взрослых, из теле- и радиопередач и др. (игры в путешествия, в корабль, моряков, военных, строительство, почту). Во-вторых, возросший интерес детей к книге, к окружающему способствует обогащению содержания прежних игр. У ребенка этого возраста повышается интерес к взаимоотношениям людей в труде. Дети начинают понимать, что в совместном коллективном труде необходимо оказывать друг другу помощь, быть внимательными, добрыми; у них возникают представления о дружбе, товариществе. Эти представления находят отражение в игре. Однако порою в играх детей можно наблюдать проявление негативных сторон нашей жизни. Воспитатель должен вовремя направить ход игры в положительное русло.
Воспитатель побуждает детей к планированию, то есть к созданию элементарного замысла, который будет воплощен в игре; учит их описывать сюжетные события, очерчивать (называть) круг действующих лиц (персонажей) в игре, раскрывать их взаимодействие.
Вызывая речевую активность ребенка, воспитатель направляет ее на сверстника, учит вступать с ним в диалог, понимать его намерения в игре. Для обозначения игровой ситуации и для облегчения принятия роли ребенком воспитатель помогает малышу обустроить игру при помощи необходимых атрибутов (пилотки для военного, повязки с красным крестом для медсестры и т. п.), а также сюжетных игрушек и различного полифункционального материала (модулей, шишек, кубиков, брусков, колесиков и других деталей). Одновременное использование в игре предметов-заместителей и игрушек, с одной стороны, способствует адекватному восприятию ситуации и развитию замысла, а с другой стороны – развитию символической функции сознания.
По мнению исследователей, в средней группе было бы целесообразно отказаться от принципа зонирования игрового пространства, так как это начинает тормозить воображение детей. Воспитатель создает такую творческую предметно-развивающую среду, которая может вариативно использоваться детьми: легкие переносные ширмы, полифункциональные атрибуты (например, белый халат пригодится для игр на разные темы), удобные ящики для мелкого игрового материала, столики и диваны, модульная мебель.
Своеобразие процесса самостоятельной игры у детей пятого года жизни заключается в том, что сюжетно-ролевая игра в этом возрасте, по мнению Н. Я. Михайленко, еще носит хаотичный характер: роли, начавшись, не доводятся до логического конца; одни роли сменяются другими, сюжеты прерываются, заменяясь новыми. Вместе с тем этот видимый хаос в игре в действительности закономерен для данного возраста, так как свидетельствует о некоторой свободе выбора и проявлении динамичности ситуаций в игре, что является признаком установления в ней разнообразных ролевых связей (с игрушками-партнерами, с партнерами-сверстниками, с партнером-воспитателем).
Воспитатель может применять в игре методы как прямого, так и косвенного педагогического руководства, стараясь дать детям больше самостоятельности. Вступая в ролевой диалог с ребятами, он может брать на себя как главную, так и дополнительную роль, то есть становится играющим партнером. Выступая в главной (основной) роли в игре, воспитатель показывает ребенку образец взаимодействия с партнером, вызывает его на активное ролевое поведение (ребенок-клиент рассказывает педагогу-парикмахеру, какая ему нужна прическа, какие образцы причесок он хочет выбрать в журнале). Предлагая ребенку главную роль, воспитатель берет на себя дополнительную роль, и с этой позиции пробуждает его активность с помощью наводящих вопросов (спрашивает у ребенка-продавца, какой есть в наличии ассортимент товаров, просит продемонстрировать действие технического устройства и т. п.). Выступая в роли советчика, воспитатель отходит от непосредственного участия в игре, но время от времени ненавязчиво вмешивается в нее, помогая ребенку словом, советом. Педагог может выправить ситуацию «пробуксовывания» (торможения) сюжета (например, шоферам, увлекшимся ремонтом машины, советует быстрее поставить запасное колесо, так как их дети ждут своих пап-мастеров у дверей квартиры – они забыли ключи и т. п.), что выводит игру на новый виток, дает ей другое направление и позволяет ввести дополнительные персонажи (мамы, дети) или сменить одни роли на другие (например, один из шоферов становится ребенком, ждущим папу).
Наиболее востребованными сюжетами у детей средней группы становятся игры в семью. Играя в дочки-матери, дети проигрывают отношения родителей и их детей. При этом они довольно часто используют в игре кукол, мишек и другие игрушки, но их внимание больше привлекают не сами предметы, а семейные отношения.
В средней группе при условии грамотного педагогического руководства игры с предметами постепенно трансформируются в игры со сверстниками. Переключая внимание ребенка с предмета на играющего сверстника, педагог заботится о более высоком уровне развития его игровых умений. Ребенок в игре со сверстником включается в ролевые отношения, проявляющиеся через ролевой диалог и ролевые действия. Для того чтобы у ребенка проявлялось соответствующее роли поведение, его действия должны отражать характер данной роли. Так, если ребенок берет роль мамы, то он знает, что может делать мама (кормить ребенка, водить его в детский сад, покупать игрушки и др.). Ролевые действия отражают жизненный опыт детей, поэтому педагог должен заботиться о его своевременной подпитке, показывая широкий спектр ролевых действий (медсестра делает уколы, ставит градусник, выдает таблетки).
Любимыми сюжетами у детей 4–5 лет остаются игры в больницу и в магазин, в которых ребятам наиболее легко воплотить свой жизненный опыт. Педагог, вводя в игру новые роли, помогает расширить представления детей об игровом образе, о разнообразии ролей и ролевого поведения. Например, в игре в магазин шоферы, привозящие в магазин продукты, могут одновременно выступать и в роли грузчиков, могут менять свои роли на другие, например, на роли кладовщиков, работающих на складе. Дети, исходя из своего жизненного опыта, могут проигрывать различные ситуации, происходящие в медицинских кабинетах, так как каждый из них хотя бы раз побывал в поликлинике.
Игры в детский сад, появившиеся как эпизодические в рамках игр в семью во второй младшей группе, теперь становятся традиционными, в них отражаются события повседневной жизни дошкольного учреждения (воспитатель водит малышей на прогулку, проводит занятия, устраивает праздники). Организуя подобные игры, педагог обращает внимание детей на особенности взаимоотношений воспитателей и воспитанников и на ситуации, которые ежедневно возникают в детском саду (в группу пришел новичок; дети ухаживают за животными в живом уголке; воспитатель учит детей рисовать).
В средней группе у детей появляется интерес к обыгрыванию сказок.
Осваивая новые сюжеты, роли и игровые действия, ребенок обогащает игру новым содержанием, и, следовательно, она будет оставаться для него интересной. Воспитателю крайне важно поддерживать этот интерес, содействуя обогащению жизненного опыта, предоставляя ребенку время и место для игры, стимулируя его творческую активность. Обогащению игровых сюжетов способствуют экскурсии и целевые прогулки, рассказы о профессиях, тематические беседы, дидактические и театрализованные игры, показ иллюстраций. Все эти формы взаимодействия взрослого с ребенком становятся содержанием предварительной работы, которая подготавливает детей к игре.
Предварительная работа должна быть целенаправленной, педагогически емкой, многогранной, что позволит охватить целиком используемую в игре тему. В такого рода работе задействованы все способы и формы взаимодействия взрослого с ребенком в педагогическом процессе детского сада; в ней как ни в какой другой работе видно взаимодействие и взаимопроникновение различных видов детских игр. Игра вбирает в себя все, что происходит в жизни ребенка.
Целевые прогулки и экскурсии позволят педагогу поближе познакомить детей с деятельностью взрослых, дадут им возможность побеседовать с представителями данной профессии, удовлетворить интерес малышей. Добиваясь намеченной цели, мудрый педагог превратит экскурсию в увлекательное путешествие.
Рассказы о профессиях заинтересуют ребят живыми образными сравнениями, дадут пищу для воображения. Если снабдить такой рассказ иллюстрациями, то у детей возникнет желание познакомиться поближе: применить или изготовить подобные инструменты, произвести действия. Увлекают детей и придуманные воспитателем рассказы, специально нацеленные на то, чтобы воспроизвести какую-либо ситуацию, рассказать о событии («Как я побывала в аэропорту», «Как девочка потерялась на вокзале», «Как я была в новом магазине» и др.). Эти рассказы, идущие от лица значимого для ребенка взрослого, обеспечивают свежесть восприятия и вызывают веру в подлинность события.
Тематические беседы призваны прояснить представления детей о той или иной игровой (жизненной) ситуации, их мнение относительно какого-либо сюжета. Педагог вовлекает ребят в диалог и наводящими вопросами вызывает их речевую активность. Беседа по какому-либо сюжету позволяет показать модели замыслов игры и их развитие: «Знаешь, обычно доктор сначала раскладывает инструменты, а потом вызывает больных», «Когда шофер поставил машину в гараж, что он мог обнаружить?»; «Как лучше начать игру? Подумай, где будет место для аэродрома?»
Дидактические игры помогут детям на?